Психология и журналистика: уровни взаимодействия


Скачать 74.46 Kb.
НазваниеПсихология и журналистика: уровни взаимодействия
Дата публикации01.08.2013
Размер74.46 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Информатика > Документы
Психология и журналистика: уровни взаимодействия

Крепкий фундамент для исследования феномена медиавоздействия был заложен зарубежными специалистами в области социальной психологии в 1920-ых гг. По заказу Фонда Пейна прошло специальное исследование. Его результаты показали достаточно сильное влияние фильмов на аудиторию. После Первой мировой войны, когда роль средств массовой информации в процессах влияния на общество и пропаганды было трудно переоценить, появилась теория «магической пули». Основная ее идея состояла в том, что сообщения массмедиа принимаются всеми членами аудитории одинаково и такие стимулы вызывают мгновенные и непосредственные отклики. Уже в первой половине ХХ столетия стало ясно, что концепции «магической пули» ошибочны и для проведения более точных исследований необходимы новые теории и подходы.

К концу 1940-х гг., вследствие очередных исследований воздействия СМИ на аудиторию, появилась модель «ограниченного воздействия». В 1942-1945 гг. К. Ховленд изучал феномен воздействия пропаганды. Исследования проводились для армии США. Результаты показали, что просмотр патриотических фильмов не повышал мотивации солдат.

В 1950-е – начале 1960-х гг. появилась новая теория «минимальных эффектов». Она описана в работах М. Мак-Лухана, Г. Донахью, П. Тиченора, К. Олиена. Согласно данной теории информационное воздействие СМИ, например, во время избирательной кампании по уровню эффективности уступает другим факторам воздействия. К примеру, таким как уровень жизни реципиента.

1970 – 1980-ые гг. стали периодом возвращения к теории «сильного воздействия», которую можно охарактеризовать исследованиями С. Болл-Рокеша и М. Рокеша. Своими экспериментами они показали, что люди могут пересмотреть свои взгляды и принципы под воздействием средств массовой информации.

Одной из теорий медиавоздействия , отражающих сегодняшнее положение отношений рынка СМИ и потребителей информации, является концепция «использования и удовлетворения». Потребители информации – это не пассивные объекты. СМИ стараются предоставить им те сообщения, которые соответствуют потребностям получателей информации. Поэтому телевиз Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов. Основные теории медиавоздействия и их критика. Избирательность медиавоздействия. Зависимость медиавоздействия от психологической идеологии аудитории и субъективного статуса индивида. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массового информирования (поддержание базовых человеческих ценностей и иллюзий, выполнение собственно психологических функций СМИ, компенсаторное удовлетворение человеческих потребностей, информационное давление, манипуляция, внушение, мифологизация, стереотипизация, игрореализация и т.д.).

^ Психология журналистики рассматривает: Особенности журналистского творчества (творчество-в-процессе-коммуницирования). Психологическая составляющая творческого процесса в журналистике. Творческий стиль мышления. Элементы творческого мышления. Роль воображения в журналистском творчестве: механизмы воображения, типы воображения и их воплощение в журналистском материале. 1. Психология личности журналиста и ее типология. 2. Типы личности. 3. Темперамент. 4. Характер.

5. Особенности психических процессов. 6. Профессионально — важные качества психики журналиста. 7. Имидж и амплуа журналиста. 8. Психология журналистского мышления. 9. Психология журналистского творчества. 10. Психология профессиональных методов и приемов. 11. Психопрограммирование. 12. Психорегуляция.

Зависимость типа творчества от личностных характеристик журналиста. Зрелая личность и самоактуализирующаяся личность. Методы активизации творческого процесса. Парадигмы мышления и типы медиатекстов: магическое мышление и мифологический текст, рационалистическое мышление и убеждающий текст, позитивистское мышление и прагматический текст, драйв-мышление и гедонистический текст, гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст, NET-мышление и сетевой текст. Мифологический текст ориентируется прежде всего на иррациональную сторону человеческой психики: когда ищут не информации, а надежды, не фактов, а оценок, не логики, а исхода чувствам и т.д.Чтобы подготовить мифологический текст, журналисту приходится самому погружаться в магическое мышление, смешивая реальность и символику; догадки, которые придают желаемый смысл событиям и факты; логику науки и директивы идеологии. Драйв-мышление – это осознанное следование принципу удовольствия как единственному ориентиру поведения вследствие отрицания социальных запретов и предписаний, табу и идеалов, долга и ответственности. В настоящее время в гедонистическом тексте появился коронный признак – глумливость. Но следует понимать, что глум не изначальное качество гедонистического текста, а свойство специальное, придаваемое сознательно для достижения манипулятивных эффектов. Также данному типу текста присущи приемы применения десакрализации , сюжетно выстраиваемые по принципу нарушения табу. В основе прагматического текста – стремление помочь в разрешении конкретной жизненной ситуации, а не растолковать глобальную проблему. Ему чужды просветительский пафос учительства и духовное наставничество, характерные для убеждающего текста. Он говорит не о том, как правильно, а о том, как полезно. Такому тексту не свойственна тщательность в проработке логической канвы изложения, ведь он не претендует на абсолютную истину. Благодаря своей оперативности, бесперебойности и системности поток прагматических текстов способен структурировать и даже регулировать общественное мнение.Чистота отработки текстов прагматического типа – необходимый и достаточный показатель профессионализма в журналистике. Не нужно возлагать на них слишком большие надежды. Есть проблемы, которых они не решают. Есть жанры, которые не терпят прагматики. Но это самое доступное, очень надежное и вполне достойное средство, если речь идет о консолидации самосознания социальной группы, об активизации общественного мнения либо о повседневной ориентации людей в коловращении событий и решении ими житейских проблем. Гуманистическая парадигма мышления прежде всего укрепилась в психологии. Практически все основные направления психотерапии: гештальт-психология, психодрама, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия и даже современный психоанализ – своей главной целью ставят формирование духовно зрелой, независимой и ответственной личности. Широкое применение нашли такие подходы и в практической организации массовых коммуникаций, в журналистике, PR, рекламе. Net-мышление и сетевой текст.

Потрясающие технические достижения вызывают тектонические прорывы в психике человека и порождают новые парадигмы мышления.

Теперь в массовой коммуникации доминируют хаотические процессы. Но это не означает полного отсутствия системы. Просто параметров системы так много и они так сложны, что могут быть описаны только в критериях случайности, стохастичности, хаотичности и типичности.

Сеть и в самом деле формируется стихийно, путем подсоединения все новых и новых индивидуальных пользователей, реализующих свои собственные цели и потребности. Вместе с тем Интернет обладает всеми свойствами системы – целостностью и единством. Интернет напоминает функционирование нейронной сети, только функцию нейрона выполняет самостоятельный пользователь с приданным ему компьютером. Современному журналисту, чтобы достичь профессионального мастерства и жизненного успеха, нужно уверенно ориентироваться в роении сетевых текстов, уметь свободно и творчески работать в парадигме Net-мышления.

^ Психология медиавосприятия. Ключевые барьеры восприятия массовой информации.

Ключевые барьеры восприятия массовой информации: 1.Барьеры, обусловленные факторами среды

К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

· акустические помехи- шум в помещении или за окном, ремонтные работы, звонки телефона и тд;

· отвлекающая окружающая обстановка- все то, что способно отвлечь внимание собеседников (яркий или тусклый свет и т.д.);

· температурные условия- слишком холодно или жарко в помещении;

· погодные условия- дождь, ветер, давление и т.д.

Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

2. Технические барьеры

Технический барьер состоит в том, что те или иные явления мешают найти и получить нужную информацию. К техническим барьерам относятся «шумы» и «помехи». Понятие «шум» ассоциируется с технологическими проблемами, и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником. Источник шума обладает способностью разрушать информацию, тем самым он увеличивает степень неопределенности приемника. Можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые обусловлены и человеческим фактором: неправильное использование техники связи; неправильным выбором технического средства для передачи сообщения.

Па первый взгляд может показаться, что в мире современных технологий коммуникативные проблемы решены. Но большинство барьеров коммуникации обусловлено человеком.

3. Человеческие барьеры

Человеческие барьеры можно разделить на межъязыковой, социальный, психологический, психофизиологический, социо-культурный барьеры коммуникации. Рассмотрим каждый барьер подробно.

1) Межъязыковые барьеры

Участники коммуникации говорят на разных языках и не могут найти общего в общении.

2) Социальные барьеры.

Барьер связан с разными положениями в обществе и разным социальным группам. Социальный барьер делится еще на барьеры:

· Барьер разного уровня жизни;

· Барьер национальных культур;

· Барьер лжи и обмана.

3) Психологические барьеры

В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, застенчивость, стыдливость). Психологические барьеры выполняют две основные функции:

· Функция психологического препятствия;

· Функция психологической защиты.

4) Психофизические барьеры

Такие барьеры могут возникать вследствие психофизических нарушений (заикание, картавость, потеря голоса, глухота).

5) Социокультурные барьеры

Люди являются представителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, социальной группы. Все это порождает социокультурные барьеры.

4. Барьеры сообщения

Барьеры сообщения также можно разделить на барьеры:

1) Семантический барьер

В сообщении используется многозначные слова.

2) Фонетический барьер

В сообщении используется быстрая, невыразительная или медленная речь; акценты (звуки- паразиты)

3) Стилистический барьер

Стиль сообщения не соответствует ситуации существования.

4) Логический барьер

Внутри сообщения сложная логика рассуждений.

5) Профессиональное неприятие

6) Нестандартные участники сообщения

Объект сообщения не соответствует открытию привлекательности.

7) Инерция включенности Процесс восприятия, кодирования, хранения и воспроизведения информации. Качества текста, необходимые для привлечения внимания. Основные аудиальные и визуальные субмодальности. Ключевые переменные СМИ, оказывающие влияние на процесс привлечения внимания. Категоризация и эвристика. Основные способы структурирования информации. Законы медиавосприятия. Уровни медиавосприятия.

Похожие:

Психология и журналистика: уровни взаимодействия iconУчебно-методический комплекс содержание
Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая...
Психология и журналистика: уровни взаимодействия iconЖурналистика: Российская традиция
Журналистика – это массовая коммуникация. Новые медиа сильно трансформируют парадигму массовых коммуникаций
Психология и журналистика: уровни взаимодействия iconСтуденты пишут совместный тест по психологии и педагогике
Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая...
Психология и журналистика: уровни взаимодействия iconПрограмма дисциплины наименование дисциплины: Этика бизнеса
...
Психология и журналистика: уровни взаимодействия iconПрограмма для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Программа. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2010. – 14 с
Психология и журналистика: уровни взаимодействия iconОтчетливое представление о пищевых технологиях и процессах производства пищевых продуктов
Опыт работы: Журналистика, деловая журналистика, технический писатель 1994-2013 гг
Психология и журналистика: уровни взаимодействия iconЖурналистика
Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения специальности «Журналистика» ипреподавателей в...
Психология и журналистика: уровни взаимодействия iconПрограмма гак по специальности 021400 журналистика
Программа государственного экзамена по теории и истории журналистики (специальность 021400 – Журналистика) / Лепилкина О. И., Ежова...
Психология и журналистика: уровни взаимодействия iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2011. – с
Психология и журналистика: уровни взаимодействия iconПрограмма дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400...
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница