1 Мартовский и сентябрьский календарные стили. Правила перевода дат с системы от сотворения мира на новую от Рождества Христова


Название1 Мартовский и сентябрьский календарные стили. Правила перевода дат с системы от сотворения мира на новую от Рождества Христова
Дата публикации22.05.2013
Размер121 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
1..) Мартовский и сентябрьский календарные стили. Правила перевода дат с системы от сотворения мира на новую - от Рождества Христова.

В старой Руси до конца XVII в. Новый год начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (как в старом Риме) либо с сентября (как в Византии). лишь при Петре I, с 1700 г., Сразу с переходом на эру от "рождества христова" было решено началом года считать 1 января. До Петровской же реформы было два главных календарных стиля, хороших от современного: мартовский, согласно которому новогодие (подобно римскому обычаю) приходилось на 1 марта, и сентябрьский (взятый из Византии) с новогодием, падающим на 1 сентября. Самые определения "мартовский, сентябрьский год", "мартовский, сентябрьский стиль" не встречаются в источниках, а принадлежат позднейшим исследователям. До 1492 (7000) года, как полагают исследователи, оба стиля существовали параллельно. С 1492 г. Завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский.

нужно иметь также в виду, что мартовский календарный стиль представлял в свою очередь несколько вариантов (ультра-мартовский, цирка-мартовский.

Всё это необходимо учесть при переводе дат с византийской эпохи на современную.

Предположим, нам дана дата какого-то исторического действия - 6758 г. При этом нам понятно, что это цифровое обозначение года приведено по календарному стилю, согласно которому год начинался с 1 марта и заканчивался 28 февраля. А соответствующий 6758 году, 1250 год нашей эпохи (6758 - 5508 = 1250) начинается, как мы знаем, с 1 января, т. Е. На два месяца ранее и кончается 31 декабря. Отсюда совсем разумеется, что первые два месяца (январь и февраль) 1250-го года приходятся не на 6758-й, а на более ранешний, 6757 год от "сотворения мира". Январь же и февраль 6758 года, заканчивающие по старинному календарю этот год, придутся уже на 1251 год эпохи от "рождества христова".

таковым образом, вытекает следующее правило перевода дат с византийской эпохи и мартовского календарного стиля на современное летосчисление и январский календарный стиль. Цифра 5508 вычитается лишь для тех исторических событий, которые произошли в один из месяцев с марта по декабрь включительно. Если же, событие случилось в январе либо феврале, то вычитаемым при переводе служит число 5507.

Возвратимся к нашему примеру с 6758 годом. Если эта дата сопровождается в источнике указанием, скажем, на 15 февраля, то руководствуясь лишь что сформулированным правилом, мы получим при переводе 15 февраля 1251 года (6758 - 5507). Если же в источнике будет другая ссылка, к примеру, на 7 сентября, то применение указанного правила даст 7 сентября 1250 г. (6758-5508).

совсем частенько в источниках отсутствуют чёткие указания на месяц и число, и дело ограничивается глухой ссылкой на год. В таком случае мы лишены способности дать чёткий перевод даты на наше летосчисление и обязаны ограничиться датировкой в пределах двух вероятных годов по эпохе от "рождества христова". А для этого следует прибегнуть в качестве вычитаемого к обоим цифрам: и к 5507, и к 5508.

сейчас остановимся на тех датах, которые приводятся в источниках по сентябрьскому календарному стилю. Выше, в качестве примера, мы брали 7148 год от "сотворения мира". Он начинается с 1 сентября и заканчивается 31 августа. А соответствующий ему 1640 (7148-5508) январский год нашей эпохи наступит лишь 1 января, следовательно, на четыре месяца позже. Поэтому первые четыре месяца 7148 года (сентябрь-декабрь) придутся не на 1640 год от "рождества христова", а на 1639-й. С другой стороны, сентябрь-декабрь месяцы 1640 года январского календарного стиля нашей эпохи падают на 7149 год сентябрьского календарного стиля византийского летосчисления.

Выводим следующее правило: если событие, датированное по византийской эпохе и по сентябрьскому календарному стилю, вышло в период с января по август включительно, то для перевода даты этого действия на нашу эру следует из цифрового обозначения года вычесть 5508. Для событий, падающих на период с сентября по декабрь включительно, вычитаемым является цифра 5509.

Поэтому при сентябрьском календарном стиле: 18 июля 7148 г. = 18 июля 1640 г. (7148 - 5508); 5 Ноября 7148 г. = 5 ноября 1639 г. (7148 - 5509).

Если месяц сентябрьского стиля, на который падает событие не указан, вычитаем из даты, подлежащей переводу, оба числа - 5508 и 5509 и производим датировку по нашей эпохе в пределах двух ближайших лет (в данном случае 1639 и 1640 гг.).

^ 2…) Юлианские и григорианские календари.

Юлиа́нский календа́рь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э.

Юлианский календарь реформировал старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. В Древней Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона»[1].

Юлианский календарь в России обычно называют старым стилем.

Календарь основывался на статических ежемесячных праздниках. Первым праздником, с которого начинался месяц, были календы. Следующим праздником, попадавшим на 7 число (в марте, мае, июле и октябре) и на 5 число остальных месяцев, были ноны. Третьим праздником, попадавшим на 15 число (в марте, мае, июле и октябре) и 13 число остальных месяцев, были иды.

На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.

Древнерусское летоисчисление, которое использовало мартовский год, начинающийся на полгода позже византийского, называется мартовским, а то, которое использовало мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.

Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые типы летоисчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.

^ Разница между юлианским и григорианским календарями постепенно увеличивается из-за разного количества високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все года, кратные 4, тогда как в григорианском календаре год является високосным, если он кратен 4, но исключение делается для тех годов, которые кратны 100. Такие годы являются високосными только тогда, когда делятся на 400. Скачок происходит в завершающий год века (см. Високосный год).

Разница между григорианским и юлианским календарями: 15 октября 1582 года соответствует 5 октября по юлианскому календарю; прочие даты начала периодов соответствуют юлианскому 1 марта, даты окончания — 29 февраля.

Разница дат юлианского и григорианского календарей Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)

10 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 15 октября 1582 — 11 марта 1700

11 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 12 марта 1700 — 12 марта 1800

12 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 13 марта 1800 — 13 марта 1900

13 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 14 марта 1900 — 14 марта 2100

14 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 15 марта 2100 — 15 марта 2200

15 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 16 марта 2200 — 16 марта 2300

Не следует смешивать перевод (пересчёт) реальных исторических дат (событий в истории) на другой календарный стиль, — с пересчётом (для удобства пользования) на другой стиль юлианского церковного месяцеслова, — в котором все дни празднований (памяти святых и другое) фиксированы как юлианские, безотносительно к тому — какой григорианской дате соответствовал конкретный праздничный или памятный день. В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI веках, а 8 января (в переводе на новый стиль), а, например, с 9997 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю). Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) — даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю

^ Григориа́нский календа́рь — система исчисления времени, которая основана на циклическом обращении Земли вокруг Солнца, в которой продолжительность одного цикла обращения Земли вокруг Солнца принята равной 365,2425 суток и которая содержит девяносто семь високосных лет на четыреста лет.

Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.

В григорианском календаре длительность года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года — 365 суток, високосного — 366.

С течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более со скоростью приблизительно на одни сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. Григорианский календарь намного точнее юлианского календаря: он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году.

Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий. Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, подписанной понтификом на вилле Мондрагоне и названной по первой строке Inter gravissimas («Среди важнейших»)[7].

Переход на Григорианский календарь имел следующие преимущества:

Новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату и исправлял накопившиеся ошибки.

В новом календаре стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если:

номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);

остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908…).

Модифицировались правила расчета христианской пасхи.

В 1582 году на Григорианский календарь перешли Испания, Италия, Португалия, Речь Посполитая (Великое княжество Литовское и Польша), Франция, Лотарингия.

К концу 1583 года к ним присоединились Голландия, Бельгия, Брабант, Фландрия, Льеж, Аугсбург, Трир, Бавария, Зальцбург, Регенсбург, часть Австрии и Тироль. Не обошлось без курьёзов, например, в Бельгии и Голландии 1 января 1583 года наступило сразу после 21 декабря 1582 года и всё население осталось в том году без Рождества[9].

В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

В некоторых странах, перешедших на григорианский календарь, впоследствии возобновлялось юлианское летоисчисление в результате их присоединения к другим государствам. В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь могут возникать фактические ошибки восприятия: например, известно, что Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли 23 апреля 1616 года. На самом деле эти события произошли с разницей в 10 дней, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году.

В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. Из этого следует, что в ряде стран, например в России, в 1900 году был день 29 февраля, тогда как в большинстве стран его не было.

Одним из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году.

До сих пор не перешла на Григорианский календарть Эфиопия.

^ 3..) установление дат по праздникам церковного календаря.

по Черепнину

Основы пасхалии. Несколько сложнее обстоит дело в том случае, когда мы встречаем в источниках датировки посредством ссылки на переходящие (подвижные) праздники или вообще церковные даты (например, посты), падающие в различные годы на разные числа. Надо прежде всего знать, что все подвижные праздники и посты зависят от пасхи, будучи отделены от нее постоянными сроками. Поэтому при установлении любой подвижной церковной даты необходимо предварительно вычислить, когда в интересующем нас году приходится пасха. А затем, зная на сколько дней до или после пасхи наступает упоминающийся в источниках зиаменательный для церкви передвижмой день церковного календаря, мы уже легко выясняем дату последнего.

Вычисление дня празднования православной пасхи в любом году производится церковниками довольно сложными методами. Нам нет надобности на них останавливаться подробно. Историки подходят к этому вопросу чисто практически. Они исходят в своей работе из результатов, полученных богословами, и пользуются выработанными ими формулами и таблицами (для основной

научной цели -- расшифровки хронологических данных, встречающихся в древне-русских документах. Надо только отметить, что подвижность пасхи объясняется тем обстоятельством, что пасхальные даты -- это даты лунного календаря, не совпадающего с солнечным (Юлианским).

В основе пасхалии (так принято называть весь комплекс вопросов, связанных с определением пасхи) лежит следующая предпосылка: пасха должна праздноваться в первое воскресенье после весеннего полнолуния. А весенним считается полнолуние, которое бывает не ранее 21 марта и не позднее 18 апреля. Ведь мы знаем, что солнечный год (= около 365,25 суток) не содержит в себе полного количества лунных месяцев (=29,5306 суток), вследствие чего фазы луны приходятся в различные годы на разные числа месяцев. Поскольку за наиболее раннюю дату весеннего полнолуния церковь принимает 21 марта, постольку, очевидно самым ранним днем празднования пасхи может быть 22 марта (если это число совпадет с воскресеньем). А наиболее поздней пасхальной датой будет воскресенье 25 апреля, т. к. это самое позднее (из возможных) воскресенье, следующее за последним (из установленных богословами) днем весеннего полнолуния. Период времени с 22 марта по 25 апреля включительно называется "пасхальным пределом". Это название принято потому, что день празднования пасхи из года в год передвигается (в определенном порядке) только в указанных rpaницах, не выходя из них.

^ 4..) Развитие счета времени на территории России от древности до наших дней. Реформа календаря в дореволюционной России и в первые годы Советской власти.

Установление христианского летосчисления в России. В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, — юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принята в VII в. в Греции и. долгое время применялась православной церковью.

В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 г., в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»).

Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г от «рождества Христова». Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».

Встреча первого гражданского Нового года в Москве. На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I о реформе календаря, т. е. 20 декабря 7208 г., был оглашен новый указ царя — «О праздновании Нового года». Считая, что 1 января 1700 г. является не только началом нового года, но и началом нового века ( Здесь в указе допущена существенная ошибка: 1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIII в. Новый век наступил с 1 января 1701 г. Ошибка, которую иногда повторяют и в наши дни. ), указ предписывал отметить это событие особенно торжественно. В нем были даны подробные предписания, как организовать праздник в Москве.

В 1830 г. Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля, Бывший в то время министром народного просвещения князь К. А. Ливен отрицательно отнесся к этому и в своем докладе царю Николаю I представил реформу календаря как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов». Он указывал, что «выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». После получения такого «доклада» царь написал на нем: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы».

В 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из представителей многих научных учреждений, ведомств и министерств. Она предложила ввести в России не григорианский календарь, а более точный, основанный на проекте И. Г. Медлера. Несмотря на исключительно активную роль в этой комиссии великого русского ученого Д. И. Менделеева, реформа вновь не состоялась из-за противодействия царского правительства и церкви. Стремясь парализовать активность комиссии, «императорская» Академия наук срочно создала свою календарную комиссию на основе высочайшего разрешения, в котором было сказано, чтобы новая комиссия при Академии наук в своей деятельности «приняла во внимание соображения бывшего министра народного просвещения князя Ливена по вопросу о введении в России григорианского стиля». Эти «соображения» нам уже известны и сводились к явному запрету проведения календарной реформы. В «академическую» комиссию поступило и мнение святейшего синода, обер-прокурор которого Победоносцев сообщил, что считает введение нового календаря несвоевременным.

Окончательно вопрос о календарной реформе в России был решен только после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 г. этот вопрос был поставлен на обсуждение советского правительства, а 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Этот декрет был подписан В. И. Лениным и опубликован 25 января 1918 г.. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь».

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.

Долгожданная реформа с большим удовлетворением была встречена в стране. Только представители православной религии встретили ее враждебно. Они и до настоящего времени продолжают пользоваться юлианским календарем. Следует помнить, что разница в 13 дней должна учитываться только для событий, происшедших начиная с 1 марта 1900 г. и до дня реформы. Так, день Октябрьской революции 25 октября 1917 г. по старому стилю соответствует 7 ноября по новому стилю. В прошлом веке разница составляла только 12 дней. Поэтому день рождения В. И. Ленина 10 апреля 1870 г. по старому стилю соответствует 22 апреля но новому стилю.

5..) Использование материалов ист.хронологии в исслед. работе.

Похожие:

1 Мартовский и сентябрьский календарные стили. Правила перевода дат с системы от сотворения мира на новую от Рождества Христова iconНовый год и ислам
Рима, евреи от сотворения мира, который они датировали 3761 г до н э., а александрийская хронология считала датой сотворения мира...
1 Мартовский и сентябрьский календарные стили. Правила перевода дат с системы от сотворения мира на новую от Рождества Христова iconВ лето 1993 года от рождества Христова, в семье рабочих простых,...
В лето 1993 года от рождества Христова, в семье рабочих простых, в Пандемониуме, и родилась на этот свет девочка, и нарекли её –...
1 Мартовский и сентябрьский календарные стили. Правила перевода дат с системы от сотворения мира на новую от Рождества Христова iconПётр родился в ночь на 30 мая (9 июня) 1672 года (в 7180 году по...
«от сотворения мира». Точное место рождения Петра неизвестно; некоторые поздние царские историки произвольно указывали местом рождения...
1 Мартовский и сентябрьский календарные стили. Правила перевода дат с системы от сотворения мира на новую от Рождества Христова iconДонна Вулфолк Кросс Иоанна женщина на папском престоле
Шел двадцать восьмой день уинтарманота1, 814 года от Рождества Христова. Такой суровой зимы на земле франков никто не помнил
1 Мартовский и сентябрьский календарные стили. Правила перевода дат с системы от сотворения мира на новую от Рождества Христова iconПрокламация Освобождения заявление Президента Соединенных Штатов Америки Авраама Линкольна
Двадцать второго сентября в год от Рождества Христова одна тысяча восемьсот шестьдесят второй Президентом Соединенных Штатов была...
1 Мартовский и сентябрьский календарные стили. Правила перевода дат с системы от сотворения мира на новую от Рождества Христова iconМеждународное воззвание
Шиллеровского института Хельга Цепп-Ларуш обращает внимание друзей и сторонников движения на свой призыв «На пороге Третьей мировой...
1 Мартовский и сентябрьский календарные стили. Правила перевода дат с системы от сотворения мира на новую от Рождества Христова iconПарафраз из неоконченного писателем прошлого
«Женщина с самого начала сотворения мира считается существом вредным и злокачественным»
1 Мартовский и сентябрьский календарные стили. Правила перевода дат с системы от сотворения мира на новую от Рождества Христова iconКонтрольная работа №3
Нормативные требования формируются в виде принципов или правил перевода, —норма эквивалентности перевода большая общность содержания...
1 Мартовский и сентябрьский календарные стили. Правила перевода дат с системы от сотворения мира на новую от Рождества Христова iconПримеры перевода чисел из одной системы счисления в другую
Пример. Перевести число 75 из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную
1 Мартовский и сентябрьский календарные стили. Правила перевода дат с системы от сотворения мира на новую от Рождества Христова iconСо времён сотворения мира сила Света противостоит силе Тьмы. И до...
Со времён сотворения мира сила Света противостоит силе Тьмы. И до тех пор, пока пять ангелов - апостолов Мрака находятся в темнице,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница