Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных факультетов издательство саратовского университета


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов негуманитарных факультетов издательство саратовского университета
страница1/3
Дата публикации25.03.2013
Размер0.56 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > История > Учебно-методическое пособие
  1   2   3

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского


А. В. Воронихин, Ю. Г. Степанов



россия

В КОНТЕКСТЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ:


процессы, события, люди

Учебно-методическое пособие для студентов


негуманитарных факультетов

ИЗДАТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2002

УДК 9(470)(075,8)

ББК 63.3(2)я73

В75

В
В75
оронихин А. В., Степанов Ю. Г.


Россия в контексте всемирной истории: процессы, события, люди / Учеб.-метод. пособие для студен­тов негу­ма­нитарных факультетов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. – 44 с.

ISBN 5-292-02891-6
Пособие позволяет углубиться в конкретные проявления российских и общемировых событий, проанализировать общее и особенное, взглянуть на важнейшие события всеобщей истории через судьбы личностей, оставивших в ней след. В пособие включены программы лекционного курса, планы семинарских занятий и довольно обширные списки литературы.

Для студентов негуманитарных факультетов.


Рекомендуют к печати:
Кафедра истории России Саратовского университета

Доктор исторических наук, профессор А. Н. Галямичев

Кандидат исторических наук, ученый секретарь

Санкт-Петербургского ИИ РАН Б. Б. Дубенцов

При поддержке Института «Открытое общество». Фонд Сороса. Россия

УДК 9(470)(075,8)

ББК 63.3(2)я73
^

ISBN 5-292-02891-6 © Воронихин А. В., Степанов Ю. Г., 2002



ВВЕДЕНИЕ

История, которой около 2500 лет – одна из древнейших наук. Ее основоположником считается Геродот (V в. до н.э.), первым написавший «Историю» (в переводе с древнегреческого «исследование», «разыскание»). Мыслители античности называли историю «magistra vitae» («наставница жизни»), а историка именовали «translator tempores» («передатчик времени»). Покровительницей истории стала одна из муз древне­греческой мифологии – Клио, которая изображалась молодою жен­щиной с одухотворенным лицом и свитком папируса или пергаментом в руках.

Для античных авторов характерна уверенность в том, что «уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами» (Полибий), в том, что с помощью истории «мы можем использовать чужие ошибки в качестве поучительных примеров» (Диодор Сицилийский).

В новое время отношение к истории изменилось. Г. В. Ф. Гегель считал, что «единственное, чему мы можем научиться у истории, – это тому, что она никого и ничему не учит». А русский историк В. О. Ключевский уточнил: «История... ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Накопленные исторические знания не дают ответов на злободневные вопросы... Историк не может управлять вместо политика, он не подскажет, «как надо». Зато очень часто может ответственно утверждать, «как не надо». Историк – не прокурор, он не может судить, он должен понять процессы, события, людей другого времени. Вдумайтесь в определение истории, данное философом М. Рожанским: «История – шанс человека продолжить жизнь после своей физической смерти, продолжить духовное существование через смысл истории, внося вклад в достижение этого смысла».

Лекционный курс «Россия в контексте всемирной истории» предполагает дать систематизированные сведения из всеобщей и российской истории, чтобы получить целостные представления о прошлом человечества. Курс построен на сочетании конкретно-исторического и хронологического подходов. Первый позволяет проанализировать важнейшие стороны жизни государства и общества, особенности культурного развития стран и народов, помогает установить основные логические связи, являющиеся фундаментом для понимания сложной логики исторического процесса, выработать многомерное видение истории. Хронологический принцип помогает восстановить последовательность событий и явлений российской и мировой истории, проанализировать общее и особенное, взглянуть на важнейшие события всеобщей истории через судьбы личностей, оставивших в ней след.

Всякая попытка описать и систематизировать основные исторические факты и тенденции в рамках жесткой схемы вряд ли может быть истинной. Поэтому в перечне тем для семинарских занятий авторы попытались использовать исторические ассоциации, параллели, аналогии, чтобы углубить и дополнить лекционный курс. Методические комментарии носят рекомендательный характер, определяя возможные направления исследо­ваний участников семинара. Основной принцип заимствован состави­телями у И. Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить».

Методическое пособие рассчитано на студентов негуманитарных факультетов. В соответствии с объемом программы и учебным планом на лекции отводится 36 часов (звездочкой отмечены лекции, возможные при наличии дополнительного учебного времени) и 20 часов – на семинарские занятия.
^

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

«РОССИЯ В КОНТЕКСТЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ:

ПРОЦЕССЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ»
Лекция I*
История как наука. Основные подходы к исследованию
исторических событий

Предмет истории. Проблема истинности исторического знания. Методы и источники изучения истории. Историческое сознание и его роль в жизни народов.

Формационный подход в изучении истории. Проблемы цивилизационного подхода к истории, мировая и отечественная наука о цивилизации. Типы самостоятельных цивилизаций. Периодизация всемирной и отечественной истории.

История России как часть мировой и европейской истории. Познавательное, нравственное, культурное значение истории Отечества.

Лекция II

Древнейшие цивилизации человечества. Их роль и значение

в мировой истории

Соотношение понятий «история Древнего Мира» и «история Древнего Востока». Первые цивилизации в истории человечества в долинах.

Особенности географической среды и организации общества ранних цивилизаций. Основные процессы экономического, социального, политического и культурного развития государства и общества древневосточных цивилизаций. Их роль и значение в мировой истории.

Понятие «история античности». История античности и древневосточных стран: общее и различное.

У истоков древнегреческой цивилизации III–II тыс. до н. э. Расселение греческих племен в балканской Греции и на западном побережье Малой Азии в IХ–ХI вв. Греческий полис как форма общественно-политической организации в VIII–VI вв. до н. э. Классическая Греция V–IV вв. до н. э. Афинская демократия и Спартанская олигархия. Экономика, социальная структура, характер власти. Кризис полисной системы в IV в. до н. э: причины и последствия.

Эллинистический период в истории Древней Греции. (IV–I вв. до н. э.) Экспансия Рима и причины падения эллинистических государств в I в. до н. э.

Духовная жизнь Древней Греции. Всемирно-историческое значение древ­не­греческой культуры и цивилизации.

^ Лекция III

У истоков христианского мира

Социально-экономический кризис в Римской империи, его причины. Изменения в государственном и общественном строе. Зарождение новой социально-экономической структуры. Христианизация империи.

Хозяйство и общественный строй древних германцев. Социально-политическая организация. Племенные вожди и дружина. Эволюция политического и хозяйственного строя древних германцев. Начало распространения христианства у германских племен.

Великое переселение народов (IV–VII вв.). Его причины. Варвары и Рим. Германские и славянские племена в Европе. Сражение на Каталаунских полях. Конец Римской империи (395 г.). Падение Западной Римской империи (476 г.). Образование Остготского и Франкского варварских королевств. Англо-саксонские королевства. Итоги варварских завоеваний. Держава Меровингов. Хлодвиг. Хозяйственный строй и политическая организация государства франков. Монархия франков в эпоху Каролингов. Крещение франков (800 г.). Империя Карла Великого; ее международное и внутреннее положение. Политическая организация и процессы феодализации. Каролингское возрождение.

Лекция IV

Становление христианской и исламской цивилизаций

Западная Европа в конце раннего средневековья. Набеги арабов, венгров, норманнов. Утверждение феодального строя в конце ХI в.

Северная Европа в IХ–ХI вв. Эпоха викингов. Экспансия викингов в страны Западной Европы. Заселение Исландии. Открытие Гренландии и островов Северной Америки. Особенности феодализма и социально–политического устройства в скандинавских странах.

Образование Восточной Римской (Византийской) империи. Территория. Состав населения. Социально-экономическое положение: города и аграрный строй. Политика и законодательная деятельность Юстиниана I. Его завоевательные походы. Вторжения славян на территорию империи. Кризис империи в VI–VII вв. Военно-административные реформы.

Роль церкви в раннее средневековье. Ереси. Становление папской доктрины. Ход и особенности христианизации в Западной и Восточной Европе. Становление христианской цивилизации.

Доисламская Аравия. Жизнь Мухаммеда. Распространение ислама и арабские завоевания. Образование Халифата. Завоевание Пиренейского полуострова. Арабы и христианская Европа в конце I тысячелетия.

Лекция V

Восточная Европа в раннее Средневековье

Славяне в конце I тысячелетия. Споры о происхождении и прародине славян. Распад славянской общности. Основные пути миграции славян. Заселение Восточной Европы. Скифские племена в Восточной Европе и славяне. Славяне и великое переселение народов. Готы. Гунны. Тюркский каганат. Аварский и Хазарский каганаты. Византия и народы Восточной Европы.

Первые славянские государства (Первое Болгарское царство, Великоморавская держава, Польша). Крещение южных и западных славян.

Племенные союзы восточных славян. Хозяйство. Общественный строй. Князья и их дружины. Походы на Византию. «Путь из варяг в греки». Русь и варяги. Норманнское влияние на славян Восточной Европы и споры о «норманнской теории» в исторической литературе. Роль варягов в создании древнерусской государственности.

Предпосылки образования государства Киевская Русь. Социально-экономический строй и политическая организация Древнерусского государства. Споры о природе государственности на Руси.

Первые русские князья и их деятельность. Походы Олега и Игоря на Византию. Реформы и дипломатия княгини Ольги. Князь Святослав и его походы. Государственная деятельность Владимира Святославовича.

Крещение Руси: причины, последствия и значение христианизации. Правление Ярослава Мудрого. Расширение международных связей Руси. Борьба с кочевыми народами южнорусских степей. Княжеские усобицы. Древнерусское государство при Владимире Мономахе и Мстиславе Великом. Раздробленность Руси. Роль боярства, городов, изме­нение их отношений с князьями.

Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека.

Лекция VI*

Средневековая Европа в ХI–ХV веках: основные

тенденции развития

Формирование феодальных порядков в Европе. Поземельные отношения в Западной Европе. Рост производительных сил в европейском обществе. Города, ремесло и торговля. Становление цеховой системы. Развитие товарно-денежных отношений. Коммунальная революция. Коммутация ренты и ее фиксация. Перемены в социальном облике европейского общества.

Византия и Рим. Разделение церкви (1054 г.). Церковь и светская власть. Григорий VII и Генрих IV (Каносса, 1077 г.).

Крестовые походы. Их характер. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордена. Четвертый крестовый поход и разгром Византии. «Северные крестовые походы». Упадок крестоносного движения. Значение и влияние крестовых походов на развитие Европы.

^ Лекция VII

Страны Европы в период расцвета феодальных отношений

Франция ХI–ХIV вв. Аграрный строй. Рост городов и товарно-денежных отношений. Имущественное расслоение. Рост королевского домена и укрепление монархии. Филипп II Август и Плантагенеты. Реформы Людовика IХ. Рост государственного аппарата. Политика Филиппа IV. Борьба королевской власти с папством. Возникновение Генеральных штатов. Столетняя война. Народная борьба против английских захватчиков. Жанна д`Арк. Реформы Карла VII. Окончание Столетней войны.

Рост государственной централизации. Политика Людовика ХI. Его борьба с крупными феодалами. Завершение объединения Франции.

Англия Х-ХV вв. Норманны. Вильгельм Завоеватель и его реформы. Плантагенеты. Экономический строй и социальная организация. Управление государством. Усиление королевской власти. Влияние церкви. «Книга страшного суда». Реформы Генриха II. Держава Плантагенетов. Экономическое и политическое развитие Англии. Великая Хартия вольностей. Генрих III. Гражданская война. Возникновение парламента. Его социальная и политическая роль в конце ХIII–ХIV вв.

Начало Столетней войны. Экономическое развитие: процесс коммутации и захват общинных земель. Сеньориальная реакция. Движение за реформу церкви. Окончание Столетней войны. Складывание английской народности.

Германия ХI–ХV вв. Особенности феодального строя. Ослабление центральной власти. Саксонское восстание. Борьба за инвеституру. Каносса. Вормсский конкордат. Эволюция феодальных отношений в сельском хозяйстве в ХII–ХIII вв. Рост городов. Политика Штауфенов. Движение на Восток.

Причины и последствия складывания системы территориальных княжеств. Зарождение мануфактурного производства. Ганза. Цеховой строй. Политическое развитие империи. Карл IV. «Золотая булла». Органы сословного представительства.

Италия ХI ХV вв. Неравномерность развития различных областей. Городские коммуны в Северной Италии. Борьба итальянских городов против германских императоров и феодалов. Особенности городского и аграрного развития Южной Италии. Сицилийское королевство.

Экономическое и политическое развитие Италии в ХV в. Тирания Медичи во Флоренции.

Страны Пиренейского полуострова. Реконкиста в ХI–ХV вв. Особенности экономического развития стран Пиренейского полуострова. Усиление кризисных явлений. Распри и мятежи. Католическая церковь и духовно-рыцарские ордена. Инквизиция.

Своеобразие социально-экономического развития в скандинавских странах. Города и бюргерство в Скандинавии. Королевская власть. Скандинавские страны во второй половине ХV в.

^ Лекция VIII*

Культура Европы V–ХV вв.

Генезис средневековой культуры: синтез античной, христианской и варварской традиций. Самосознание европейского средневекового человека. «Высокая культура»: Пьер Абеляр, Николай Кузанский, Фома Аквинский и др. Культура «безмолвствующего большинства». Образование: школы и университеты. Распространение опытного знания. Роджер Бэкон. Литература средневековой Европы. Данте. Романский и готический стиль в архитектуре.

Лекция IХ*

Восточный мир в ХI–ХV вв.

Ослабление Арабского Халифата при Аббасидах и его распад. Крестовые походы ХI–ХIII вв.: экономические, демографические, религиозно-куль­турные причины.

Восточнохристианский мир в XII в. Византия: церковь и светская власть. Разграбление Константинополя крестоносцами (1204 г.). Восстановление Византийской империи. Особенности византийского феодализма. Идейно-богословская борьба. Турецкие завоевания на Балканах. Падение Восточной Римской империи. Причины и последствия.

Лекция Х

Феодальная раздробленность Киевской Руси в ХI–ХIII вв.

Распространение христианства на Руси. Экономические и политические причины раздробленности Руси. Феодальное землевладение. Города. Боярство и княжеская власть. Социальный протест низов. Борьба за Киев.

Новгородская феодальная республика. Особенности социального и политического развития. Владимиро-Суздальское княжество. Суздальское ополье. Развитие феодальных отношений. Города и ремесло. Раннефеодальная монархия. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Боярство. Причины его сильных позиций в княжестве. Феодальные войны. Отношения с Венгрией и Польшей. Ярослав Осмомысл. Политика укрепления княжеской власти. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком. Становление Литовского княжества.

Лекция ХI*

Культура Древней Руси Х – начала ХIII вв.

Характер и особенности средневековой культуры. Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. Складывание местных культурных центров. «Слово о полку Игореве» – культурно-исторический памятник эпохи. Культура Руси как одно из проявлений европейской культуры.

Место Древней Руси во всемирной истории. Сходное и различное в экономических, социальных, политических и культурных тенденциях в развитии Западной и Восточной Европы.

^ Лекция ХII

Русь под игом

Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Причины успеха экспансии монголо-татар. Батыево нашествие на Русь в XIII в.

Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и поли­тичес­кое устройство. Система подчинения покоренных земель.

Прибалтика в начале ХIII в. Агрессия крестоносцев в Прибалтику. Рыцарские ордена. Влияние папства в регионе. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Объединение литовских земель при князе Миндовге. Северо-Восточная Русь между Западом и Востоком. Князь Александр Нев­ский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму.

^ Лекция ХIII

Европейские страны на пороге нового времени

Англия. Начало аграрного переворота. Развитие промышленности. «Кровавое законодательство». Эволюция социального строя. Внутренняя политика. Тюдоры. Колониальная экспансия. Правление первых Стюартов.

Германия. Экономическое и социальное развитие Германии в первые десятилетия ХVI в. Католическая церковь и немецкий гуманизм. Эразм Роттердамский. Ульрих фон Гуттен. Начало Реформации в Германии (1517 г.). Мартин Лютер. «Девяносто пять тезисов». Т. Мюнцер и крестьянская война (1524–1525 гг.). Войны католиков и протестан­тов в Германии. Жан Кальвин и Женевская республика.

Народная Реформация и Томас Мюнцер. Аугсбургский мир. Историческое значение Реформации в Германии.

Экономический упадок Германии во второй половине ХVI в.: причины, последствия.

Испания в составе империи Габсбургов. Экономический упадок. Влияние на развитие страны колониальных завоеваний. Особенности испанского абсолютизма.

Нидерланды в составе империи Карла V. Промышленное развитие страны. Национально-освободительное движение. Герцог Альба и Вильгельм Оранский. Арраская и Утрехтская унии. Образование республики соединенных провинций. Историческое значение Нидерландской революции.

Экономическое, социальное и политическое развитие Италии. Реформационные идеи и контрреформация.

Франция. Особенности первоначального накопления капитала. Идейная и социальная борьба в стране. Религиозные войны во Франции (1560–1598 гг.). Варфоломеевская ночь (1572 г.). Генрих IV и «Нантский эдикт» (1598 г.).

Внутренняя и внешняя политика Генриха IV. Генеральные штаты. Укрепление абсолютизма. Кардинал Ришелье.

Европейские правители – современники Ивана Грозного: Генрих VIII, Мария Тюдор (Кровавая), Мария Стюарт, Елизавета I (Англия), Карл IX, Екатерина Медичи, Генрих III (Франция), Филипп II (Испания).

^ Лекция ХIV*

«Осень Средневековья»

Высокое Возрождение в Италии. Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Петрарка и Боккаччо. Гуманистическая этика. Лоренцо Валла. Пико делла Мирандола. Европейские контрасты: гуманизм и инквизиция.

От феодализма к национальным государствам. Народонаселение. Развитие товарных отношений. Процессы первоначального накопления капитала. Их особенности в разных странах Европы. Характерные черты мануфактурной стадии развития. Раннекапиталистические отношения в сельском хозяйстве. Начало формирования мирового рынка. Великие географические открытия. Христофор Колумб и открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Образование колониальной системы. Социально-экономические и демографические последствия колониальной политики европейских стран.

Лекция ХV*

Русь в ХIII–ХV вв.

Политическая карта Восточной Европы после монгольского завоевания. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Город и ремесло.

Перемещение центра политической и экономической жизни русских земель в междуречье Оки и Волги.

Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Расширение, экономическое и политическое укрепление роста и авторитета Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига.

Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Церковь и княжеская власть. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Флорентийская уния. Распад единой русской митрополии.

Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Борьба Руси, Литвы и Орды за политическое господство в Восточной Европе.

Особое положение Новгородской феодальной республики. Социально–экономическое развитие и политическое устройство. «Вольности» новгородские. Еретические движения. Отношения с Москвой.

Феодальная война второй четверти XV в. Василий II Темный.

^ Лекция ХVI

От Руси к России ХV – начало ХVI вв.

Социальная структура русского общества. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер объединительного процесса. Особенности объединения Руси. Правление Ивана III и Василия III. Присоединение к Москве Нижнего Новгорода, Ярославля, Ростова, Новгорода, Вятки и других земель. Свержение монголо-татарского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. Вхождение в состав единого государства Твери, Пскова, Рязани, возвращение Смоленска и Чернигова.

Предпосылки образования Российского централизованного государства. Политический строй России. Судебник 1497 г. Начало складывания центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская Дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть. Иосифляне и нестяжатели. Еретические движения.

Падение Константинополя (1453 г.). Церковно-политическая теория «Москва – третий Рим». Роль православной церкви в укреплении единого государства.

Многонациональный состав государства.

^ Лекция ХVII

Россия в ХVI столетии

Россия в начале ХVI в. Территория и население. Система землепользования. Слабое развитие городов. Остатки феодальной раздробленности. Соотношение природных, демографических, социально-эконо­ми­ческих и внешнеполитических факторов.

Елена Глинская. Боярское правление. Воцарение Ивана Грозного. «Избранная Рада» и реформы первых лет царствования Ивана IV. Формирование сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Губная и земская реформы, отмена кормлений. Церковь и государство. Стоглав. Военные преобразования. Сошное письмо.

Опричнина: социальные и политические причины ее введения. Опричный террор. Тяжелые социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп Колычев. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Споры историков о сущности опричнины.

Иван Грозный в последние годы жизни. Династическая проблема.

Основные направления внешней политики России. Внешняя политика Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношение с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Ход военных действий. Включение в войну Швеции, Польши, Литвы. Образование Речи Посполитой (1569 г.). Поражение и территориальные потери России. Причины неудач российской армии и дипломатии.

Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав российского государства.

^ Лекция ХVIII

Смута в России в начале ХVII вв.

Начало XVII века – эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах.

Предпосылки Смуты. Пресечение династии Рюриковичей (1598 г.). Борис Годунов (1598–1605) и его политика. Начало гражданской войны в России (1605 г.). Лжедмитрий I. Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Царь Василий Шуйский. Лжедмитрий II. Открытое вмешательство Польши во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое ополчение. Прокопий Ляпунов. Второе ополчение. Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. – начало династии Романовых. Окончание гражданской войны. Характер участия Швеции в событиях Смутного времени. Проблема исторического выбора в период Смуты: возможная альтернатива развития России. Царь Михаил Федорович и патриарх Филарет. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России.

^ Лекция ХIХ*

Европа и Америка в эпоху буржуазных революций

(середина ХVII–конец ХVII веков)

Генезис капитализма. Его формы и сосуществование с элементами феодализма. Особенности различных регионов Европы. Формирование мирового рынка. Демографические процессы.

Подъем мануфактурного производства. Формирование внутренних рынков.

Аграрная эволюция стран Европы и Америки. Капиталистический уклад в Северной Америке.

Рабовладельческое хозяйство в Северной Америке. Его характерные черты.

Разрушение традиционной социальной структуры европейских стран. Социальные движения эпохи мануфактурного производства. Формирование и укрепление буржуазии. Эволюция нового классового строя.

Государственно-политическое устройство. Абсолютизм, его истоки и сущность.

Культура в эпоху Просвещения. Кризис традиционного мировоззрения: причины и последствия. Церковь и светское образование. Уровень грамотности. Университеты.

Научная революция. Возникновение новой естественнонаучной картины мира. Николай Коперник, Галилео Галилей, Рене Декарт, Исаак Ньютон. Рационализм в общественном сознании и художественном творчестве.

Идейные и социально-политические истоки Просвещения. Основные черты просветительской идеологии: человек и государство, «естественное право», этика. Идея прогресса как господствующее течение в общественной мысли.

Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.). Вестфальский мир (1648 г.). Особенности развития германских государств.
Лекция ХХ

Английская буржуазная революция. Ее историческое значение

Англия в середине ХVII в. «Долгий парламент». Конфликт власти и оппозиции. «Великая ремонстрация». Гражданские войны. Народные движения. Провозглашение республики и ее кризис. Становление протектората. Оливер Кромвель. Восстановление монархии. Политические учения в эпоху английской революции: Т. Гоббс. Дж. Мильтон. Итоги и всемирно-историческое значение английской революции.

Социально-экономическое и политическое развитие Англии после рево­люции. Начало промышленного переворота. Политический строй. Англия – форпост капиталистических отношений в Европе.

Английские колонии в Северной Америке. Соперничество Англии и Испании. Колониальное пиратство. Колонизация Африки. Работорговля.

^ Лекция ХХI

Утверждение капитализма в Европе и США

Формирование Североамериканской нации. Просвещение. Б. Франк­лин. Т. Джеферссон. Война за независимость США. «Декларация независимости». Становление государственности США. Конституция 1787 г.

Франция к концу Тридцатилетней войны. Аграрные отношения. Города. Торговля. Абсолютизм Людовика ХIV. Кольбер. Демографический и социально-политический кризис. Особенности французского капитализма. Изменения социальной структуры.

Французское просвещение. Основные идеи. Вольтер, Монтескье, Руссо.

Попытки реформ во второй половине ХVIII в.: Тюрго, Неккер.

Экономический и политический кризис в странах Пиренейского полуострова. Особенности развития Италии. Упадок Германии после Тридцатилетней войны. «Второе издание крепостничества». Превращение Пруссии в королевство. Внутренняя и внешняя политика Фридриха II. Немецкое просвещение и его особенности. И. Г. Гердер, Г. Э. Лессинг.

Монархия Габсбургов. Территория и принципы управления. Борьба с Османской империей. Ее результаты. «Прагматическая санкция». Австрийский абсолютизм.

Англия. Социально-экономическое развитие. Предпосылки промышленного переворота. Формирование внутреннего рынка и новых классов общества.

Развитие парламентской системы. Виги и тори. Консерватизм как политическое учение.

Д. Юм и Д. Беркли. Особенности английского просвещения.

^ Лекция ХХII

Россия в ХVII веке

Территория и население. Освоение новых районов. Архаичные формы землепользования. Аграрный характер экономики. Города. Ремесло. Торговля. Политика протекционизма. Торговый устав и Новоторговый устав. Специализация и общественное разделение труда. Внутренний рынок. Рост влияния и значения дворянства. Соборное Уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания в середине столетия.

Политический строй. Развитие приказной системы. Падение роли боярской Думы. Падение роли Земских Соборов. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Характер и особенности российского абсолютизма.

Реформы Никона и церковный раскол. Социальный протест и народные движения. Восстание под предводительством Степана Разина.

Основные направления внешней политики России в XVII веке. Включение левобережной Украины в состав России. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Характер российской колонизации. Итоги и задачи внешней политики России.

Социальная история России и Европы XVII века: общее и особенное.

Лекция ХХIII*

Русская культура ХVI–ХVII вв.

Крупнейшие летописные своды. Ереси и религиозные споры. Публицистика. Архитектура. Живопись. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в ХVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Последние летописи. Новые жанры в литературе. Симеон Полоцкий. Сильвестр Медведев. Биографические повести. Протопоп Аввакум.

Общественно-политическая и историческая мысль. Ю. Крижанич. А. Л. Ор­дин-Нащокин.

^ Лекция ХХIV

Россия первой половины XVIII века в контексте

европейской

политики

Европейская цивилизационная экспансия и формирование имперских образований (Британская империя, Российская империя, империя Габсбургов).

Петр I и начало европеизации России. «Великое посольство» в Европу и формирование внешнеполитической концепции Петра I. «Северный союз» против Карла ХII. Северная война (1700–1721 гг.) и начало реформ в России. Основные события Северной войны: поражение под Нарвой, первые победы в Прибалтике, Полтавская «виктория». Прутский поход Петра I. Победы русского флота. Завоевания в Прибалтике и Финляндии. Ништадский мир. Восточная политика. Международное положение России к 1725 г.

Основные реформы петровской эпохи. Государственно-администра­тивные реформы. Реформа центрального и местного аппарата управления. Сенат. Коллегии. Губернская реформа. Городская и церковная реформы. Табель о рангах. Социально-экономическая политика Петра I. Подъем мануфактурного производства. Торговля. Меркантилизм и протекционизм. Указ о единонаследии.

Методы осуществления и цена преобразований. Соотношение «азиатского» и «европейского» в петровской модернизации России.

Провозглашение Российской империи. Российский абсолютизм: характер и основные черты.

Преобразования в области культуры и быта. Светский характер новой культуры. Образование. Литература. Живопись. Архитектура. Городское строительство и регулярная планировка городов. Споры о Петре Великом.

Наследие Петра I и «эпоха дворцовых переворотов» (1725–1762 гг.). Дворянская империя. Социально-экономическое развитие страны.

Эволюция государственного строя. Русский абсолютизм в середине ХVIII столетия. Роль Сената. Участие гвардии в политической жизни страны.

Причины дворцовых переворотов. Борьба дворянских группировок за власть при преемниках Петра Великого (Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван VI, Елизавета Петровна, Петр III). Переворот 1762 г. и восшествие на престол Екатерины II.

Расширение прав и привилегий дворянства. Отмена единонаследия. Таможенная реформа. Указ о винокурении. Проекты П. И. Шувалова. Дворянский банк.

Внешняя политика России в середине XVIII века. Войны со Швецией и Речью Посполитой. Участие в Семилетней войне (1756–1762 гг.). Международный статус России в середине XVIII века.

^ Лекция ХХV

Россия в эпоху просвещенного абсолютизма

Просвещенный абсолютизм в государственной деятельности Фридриха II Прусского и Иосифа II Австрийского. Просвещенный абсолютизм других европейских монархов.

Екатерина II: личность и политика. Секуляризация церковных земель. «Вольное экономическое сообщество». «Наказ» Екатерины II и работа Уложенной комиссии. Политика просвещенного абсолютизма в России. Оформление сословий. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Изменение правительственного курса Екатерины II. Территориальные приобретения России во второй половине XVIII века. Усложнение национальных отношений в стране.

^ Лекция ХХVI

Особенности развития России и ведущих европейских государств

в конце ХVIII–начале XIX вв.

Рост народонаселения в Европе. Ход промышленного переворота, его последствия. Завершение промышленного переворота в Западной Европе. Реформы. Изменения в государственно-политическом устройстве. Сдвиги в общественном сознании. Либерализм как идейно-политическое течение. Великая французская революция и установление бонапартистского режима.

Создание индустриального общества. Духовный климат, подъем науки и культуры. Изменения в социально-политическом укладе, общественном сознании европейских народов под влиянием французской революции и наполеоновских войн. Рост национального самосознания и национальных движений как фактор общественно-политической и международной жизни Европы.

Территориальное расширение Российской империи в XIX в. Политика «просвещенного абсолютизма» при Александре I. «Негласный комитет» и попытки реформ. Государственная деятельность М. М. Спе­ран­ского. Александр I как личность и государственный деятель.

Участие России в антинаполеоновских коалициях (1805–1807 гг.) Тильзитский мир и Континентальная блокада. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813–1815 гг. Изменение правительственного курса в начале 1820-х гг. Декабризм как проявление раскола между правительством и обществом. Восстание декабристов.

Политическая реакция и реформы при Николае I. Политика правительства по отношению к крестьянству. Бюрократизация жизни империи. Общественные движения 1830–1850 гг. Западники и славянофилы: возникновение «охранительной», либеральной и социалистической традиции. Крымская война (1853–1856 гг.) и кризис российского самодержавия.

^ Лекция ХХVII

Европа и США во второй половине XIX вв.

Европейская революция 1848–1849 гг. Итоги, значение, исторические последствия.

Англия. Господство либерализма в идеологии и политике. Внешняя политика. Колониальная экспансия. Тред-юнионизм.

Франция. Режим Второй республики. Внутренняя политика. Колониальная экспансия. Рост общественного недовольства. Объединение Италии.

Германия. Промышленный подъем. Формирование единого национального рынка. Начало объединения Германии вокруг Пруссии. Бисмарк. Франко-прусская война и завершение объединения Германии.

Гражданская война и реконструкция в США. Победа Севера. Демократическая республика на юге. Авраам Линкольн. Историческое значение победы Севера в Гражданской войне.

Колониальная политика европейских государств и США. Франко-прусская война и ее последствия.

Европа и Америка в последней четверти ХIХ в. Развитие массового сознания. Политизация масс. Состояние образования. Развитие естествознания.

Европа и Америка в последней четверти ХIХ в. Исторические итоги эпохи буржуазной революций. Установление конституционного строя и парламентаризма.

Изменения в материальном производстве. Научно-технический прогресс, развитие крупной промышленности. Социальные последствия промышленного развития Европы. Урбанизация. Миграционные процессы.

Основные течения политической мысли. Дж. С. Милль. Б. Констан. Позитивизм О. Конта. Возникновение психологии и социологии. Зарождение теории правового государства.

Консерватизм. Либерализм. Социализм. Международное рабочее движение.

Обострение внешнеполитических притязаний европейских держав.

^ Лекция ХХVIII

Россия во второй половине ХIХ столетия

Россия после Крымской войны. Личность и историческая роль Александра II. Отмена крепостного права в России. Манифест и Положения 19 фев­раля 1861 года. Общественная борьба в годы реформ. Буржуазные реформы 1860–1870 гг. Революционное народничество против самодержавия. Особенности политического террора в России. Политический кризис 1879–1881 гг. М. Т. Лорис-Меликов и его конституционный проект.

Александр III, его окружение и правительственный курс. Смена внешнеполитических приоритетов. Итоги царствования Александра III (1881–1894).

Россия и мир на рубеже веков: неравномерность и противоречивость развития. Общие итоги российской модернизации к началу XX века.

^ Лекция ХХIХ*

Россия и мир в конце XIX – начале XX вв.

Россия в контексте мировых проблем в начале XX в. Мировой экономический кризис. Складывание двух противоборствующих группировок в Европе: Тройственный союз, Антанта.

Русско-японская война и ее влияние на развитие первой русской революции (1905–1907 гг.). События 9 января 1905 г. Социалистические партии в революции. В. И. Ленин. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Образование буржуазных и монархических партий. Первый опыт российского парламентаризма. Итоги и уроки буржуазно-демократической революции в России (1905–1907 гг.) Третьеиюньская монархия. П. А. Столыпин и его государственная деятельность. III Государственная Дума.

Россия в системе международных отношений накануне Первой мировой войны. Причины и характер войны. Ход военных действий. Влияние России на решение стратегических планов Антанты. Российская империя и война: мировой баланс сил и национальные интересы. Назревание революционного кризиса. Февральская революция 1917 г. и падение самодержавия. Николай II как личность и государственный деятель. Временное правительство и Советы. А. И. Гучков и П. Н. Милюков. В. Н. Чернов. В. И. Ле­нин. Октябрьский переворот, установление Советской власти, распад Рос­сийской империи.
  1   2   3

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных факультетов издательство саратовского университета iconУчебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки
З17 История: Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки. – Саратов: Изд-во Сарат ун-та, 2011. –...
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных факультетов издательство саратовского университета iconУчебно-методическое пособие по курсу «концепции современного естествознания»
М-54 концепции современного естествознания. Учебно-методическое пособие к лекционному курсу, семинарским занятиям и для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных факультетов издательство саратовского университета iconУчебно-методическое пособие предназначено для иностранных студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для иностранных студентов основных факультетов, изучающих курс «История Украины». Его цель...
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных факультетов издательство саратовского университета iconУчебно-методическое пособие предназначено для иностранных студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для иностранных студентов основных факультетов, изучающих курс «История Украины». Его цель...
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных факультетов издательство саратовского университета iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных факультетов издательство саратовского университета iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка....
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных факультетов издательство саратовского университета iconУчебно-методическое пособие для студентов
Г 61 Головко В. М. Этико-философские доминанты эстетического мира И. С. Тургенева. Учебно-методическое пособие для студентов направления...
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных факультетов издательство саратовского университета iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по биологической химии
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и медико-профиоактического факультетов медицинских вузов, выполняющих...
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных факультетов издательство саратовского университета iconУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения
Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных факультетов издательство саратовского университета iconУчебно-методическое пособие для студентов геологического факультета
Палеоструктурный анализ. Учебно-методическое пособие для студентов геологического факультета / Перм ун-т : Сост. В. П. Ожгибесов....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница