Восточной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию: Становление национальных государств


Скачать 433.06 Kb.
НазваниеВосточной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию: Становление национальных государств
страница1/4
Дата публикации28.05.2013
Размер433.06 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > История > Лекция
  1   2   3   4
Лекция № 15. Государства Центральной и Юго-Восточной Европы Новейшего времени (XX в.)

Вопросы к учебному занятию:

  1. Становление национальных государств.

  2. Установление режимов народной демократии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 40-е годы XX века (предпосылки и итоги).

  3. Развитие конституционного законодательства в государствах Центральной и Юго-Восточной Европы.

  4. Крах тоталитарных режимов в ходе демократических революций 1989—1990 гг.

  5. Развитие конституционного законодательства постсоциалистических стран.

Актуальность темы:

В последнее время в связи с исследованиями по истории холодной войны возродился интерес историков к проблемам периода «народной демократии» в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Данные вопросы по-прежнему являются дискуссионными, хотя, как заметил известный ученый, академик А.О. Чубарьян, «…вряд ли историкам удастся найти по этому поводу сенсационные документы; скорее - это вопрос более глубокого осмысления уже известных фактов, их сопоставления, а также новых интерпретаций».

^ 1. СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ

Возникновение независимых государств Чехословакии, Венгрии, Югославии стало следствием революционных событий, непосредственно связанных с первой мировой войной и распадом лоскутной Австро-Венгерской империи.

Мировая война до предела обострила социальные и национальные противоречия в Австро-Венгрии. Борьба за национальное освобождение чехов, словаков, хорватов и других тесно переплелась с широким антивоенным демократическим движением и борьбой рабочих за свои права. Невиданный ранее размах приобрели крестьянские выступления против засилья помещиков в деревне.

Развал Австро-Венгрии, ускоренный поражением в войне, массовым дезертирством солдат из армии (как одной из форм национального и антивоенного протеста) совпал с началом буржуазно-демократической революции, первым итогом которой было свержение монархической власти Габсбургов.

В октябре 1918 г. произошло национальное определение Чехии и Словакии. Пражским и Словацким национальными комитетами было объявлено о создании сначала независимого государства Чехии, а затем о вхождении независимой Словакии в состав единого Чехословацкого государства. В том же году созванное на основе провинциального Собора Народное вече под давлением революционных народных выступлений объявило об отделении от Австро-Венгрии всех южнославянских провинций и провозгласило независимое Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. — Югославия), которое включило в себя Черногорию, Сербию, часть Македонии, Герцеговину, Боснию, Хорватию, Словению, Воеводину, Долмацию. Революция на глазах меняла политико-географическую карту Европы. В ноябре 1918 г. была провозглашена республика в Венгрии, затем — в Австрии.

Победа Октябрьской революции 1917 г. в России создала предпосылки для независимости Польши. Декретом от 24 августа 1918 г., провозгласившим право народов на самоопределение, было признано за польским народом неотъемлемое право на самоопределение и единство, что привело к созданию независимой Польской Республики.

При рассмотрении политических процессов, происходивших в первой половине XX в. в восточно- и центрально-европейских странах необходимо учитывать то обстоятельство, что эти процессы формировались на почве авторитарных режимов трех империй: Австро-Венгерской, Германской и Российской, в условиях господства особого типа политической культуры, идеалом которой была сильная неконтролируемая власть, не признающая или с трудом признающая демократические права и свободы.

За исключением, может быть, Чехословакии, здесь не утвердилась, как в Западной Европе (в результате предшествующих буржуазных революций и последующих политических изменений XIX в.) либерально-демократическая идеология, не сложилась устойчивая партийная система, политически зрелый электорат. Это непосредственно сказалось на том, что в результате кратковременных демократических сдвигов в 20-х гг., в этих странах впоследствии возродились авторитарные или военно-авторитарные режимы, просуществовавшие вплоть до второй мировой войны.

Демократизация государственной власти, антифеодальные преобразования в деревне в 20-х гг. нашли частичное решение во всех этих странах в социальных, экономических и политических реформах, глубина которых зависела от ряда факторов: расстановки социально-политических сил, уровня развития демократических, антифеодальных и других социальных движений, характера предвоенных режимов, степени прямого влияния внешних обстоятельств и пр. В Венгрии и Словакии, например, под влиянием Октябрьской революции в России установились на короткое время даже советская власть и революционные правительства, была национализирована промышленность.

Демократические реформы стали законодательной базой для принятия в восточноевропейских странах конституций. Так, например, конституционное самоопределение Чехословацкой Республики началось с утверждения в ноябре 1918 г. Временной конституции, в которой содержались положения о высшем, избираемом на основе всеобщего избирательного права, законодательном органе — Национальном собрании, о главе государства — президенте, о правительстве, а также о “временном оставлении в силе всех существовавших ранее земских и имперских законов”. Последующими законодательными актами были учреждены Верховный суд, 12 департаментов-министерств, Высший административный суд.

Конституция 1920 г. закрепила парламентский строй, основанный на принципе разделения властей, согласно которому законодательная власть вверялась двухпалатному парламенту — Национальному собранию, исполнительная власть — президенту и правительству (Совету министров), судебная — независимым судьям во главе с Верховным судом.

Новые конституционные законы в Чехословакии, как и в других восточноевропейских странах, испытали на себе в той или иной мере влияние действующих в то время конституций других буржуазных стран. В чехословацкой Конституции влияние американской конституции проявилось, например, в положении о праве конституционного надзора, закрепленного за специально учрежденным для этой цели Конституционным судом, влияние австрийской Конституции — в положении о Постоянном комитете, которому вверялось право издавать законы в период между заседаниями парламента. По примеру швейцарской Конституции, по Конституции Чехословакии права президента (при всей их широте) ограничивались в определенной мере подотчетным парламенту правительством, которому принадлежало право законодательной инициативы. Президент же мог вернуть закон в парламент на доработку со своими замечаниями.

Конституция 1920 г. содержала перечень демократических прав и свобод: право избирать и быть избранным всех достигших соответствующего возраста граждан (кроме военнослужащих), свободу слова, печати, собраний, совести, которые, однако, подлежали значительному ограничению в случае “осадного положения”.

Возрождение польского государства было законодательно закреплено сначала в так называемой Малой конституции, принятой в 1919 г., характерная особенность которой нашла отражение в нормах о концентрации власти в руках Учредительного сейма и “начальника государства”. Им стал Ю. Пилсудский, являющийся, по Конституции, исполнителем решений сейма, но взявший в свои руки командование армией.

Учредительный сейм, срок полномочий которого не был ограничен, призванный разработать Основной закон страны, принимал законы, давал согласие на назначение начальником государства членов правительства, которые отвечали перед сеймом за свою деятельность.

Принятая затем сеймом в марте 1921 г. Конституция получила название Мартовской. В преамбуле этой Конституции возносилась “благодарность провидению за освобождение от полуторавекового гнета”. Основными принципами Конституции стали: принцип представительной демократии, разделение властей, ответственного перед парламентом правительства, а также принцип преемственности “светлых традиций” польского государства и его “однородности”, т. е. унитарной формы государственного устройства'. Законодательная власть вверялась двухпалатному парламенту, состоящему из сейма и сената. Законодательные полномочия сената, однако, были ограничены, он имел право лишь вносить поправки в принятые сеймом законы, которые могли быть отклонены при вторичном обсуждении законопроекта в сейме 1/20 голосов.

Президент республики как глава государства представлял Польскую Республику в международных делах, назначал (считаясь при этом с позицией большинства сейма) и распускал правительство. Он обладал правом с согласия сейма объявлять войну и заключать мир, созывать и распускать сейм (с согласия 3/5 членов сената), назначать высших должностных лиц, издавать исполнительные распоряжения и постановления. При всей широте этих полномочий (президент нес ответственность только за измену родине, нарушение Конституции и уголовное преступление). Он, однако, должен был действовать в определенных демократических рамках, которые устанавливались не только сеймом и сенатом, но и правительством. Премьер-министр по Конституции обладал таким важным полномочием, как контрасигнация актов президента.

Раздел V Конституции 1921 г. был посвящен “Общим обязанностям и правам граждан”. Традиционный перечень демократических прав и свобод дополнялся некоторыми социальными правами: правом на охрану труда и материнства (особенно труда несовершеннолетних и женщин), правом на социальное обеспечение, правом бесплатного обучения в школах и др. При этом гарантии осуществления этих прав должны были найти закрепление в текущем законодательстве, которое или запаздывало, или расходилось в своем содержании с конституционными нормами.

Не столь радикальны были демократические изменения в других странах. Новые конституционные законы Болгарии, Югославии, Румынии внесли демократические изменения главным образом в избирательное право, провозгласили ряд демократических прав и свобод, но сохранили монархическую форму правления. В Витовданской конституции Югославии 1921 г. (она была принята в день святого Вита) явным анахронизмом были положения о значительных полномочиях короля, о лишении избирательных прав женщин. Конституция Румынии 1923 г. мало чем отличалась от старой Конституции 1866 г. Закрепляя монархическую форму правления, она оставляла фактически нетронутым помещичье землевладение, сохраняла привилегии знати.

Конституция Румынии, формально закрепляя принцип народного суверенитета, определяла Румынию как “конституционно-монархическое государство”. По ст. 34 Конституции, законодательная власть в стране осуществлялась королем и национальным представительством в лице палаты депутатов и сената. Палата депутатов избиралась на основе высокого возрастного ценза — 21 год для избирателей и 25 лет для избираемых. Возрастной ценз для сенаторов повышался до 40 лет. Более того, сенат состоял не только из избранных сенаторов, но и сенаторов “по праву”. Выборы осуществлялись по коллегиям (членами “палат торговых, промышленных, труда, сельского хозяйства”, университетами) и по округам. Сенаторами “по праву” становились лица, “занимающие высокое положение в государстве и церкви” члены королевской семьи, митрополиты, епископы, генералы, бывшие премьер-министры, председатели палат высших судов и пр. (ст. 72, 73).

Конституция вверяла большие правомочия наследственному королю, назначавшему и увольнявшему министров, утверждавшему и обнародовавшему законы, имеющему право отменять и смягчать кару по уголовным делам, издавать указы, “необходимые для исполнения законов”, и пр.

Авторитарный характер Конституции не могли изменить и формально закрепленные в ней, по образцу западно-демократических конституций, гражданские права и свободы: слова, союзов, печати, положения об уголовно-процессуальных гарантиях, суде присяжных. Эти права фактически перечеркивались введением в 1923 г. репрессивного закона о защите государства, систематически вводимым в предвоенные годы чрезвычайным положением, и пр. В условиях роста социальной напряженности, движения за свои права национальных меньшинств, в целях обеспечения прочного большинства в парламенте в 1926 г. вводится новый антидемократический избирательный закон, предоставлявший партии, получившей на выборах большинство голосов, абсолютное большинство мест в палате депутатов.

Наряду с демократическими преобразованиями в государственной сфере повсеместно были проведены и аграрные реформы, которые, однако, носили половинчатый характер, не затронули существенно крупного землевладения и не решили проблемы безземельного крестьянства.

По закону об аграрной реформе 1919 г. в Чехословакии государство получило право приобретать за выкуп излишки земли с тем, чтобы у земледельцев оставалось в среднем от 250 до 500 га, но не был предусмотрен порядок передачи земли крестьянам.

В сербско-хорватско-словенском государстве полностью отчуждались лишь земли Габсбургов, австрийских и венгерских помещиков. Излишки (сверх 150—400 га земли в Хорватии, 150—400 га в Воеводине) должны были сдаваться помещиками за большую компенсацию в фонд аграрной реформы, осуществление которой растянулось на 20 лет.

В Венгрии и Румынии на долгие годы сельское хозяйство сохранило полуфеодальные черты, в том числе барщину и издольщину. По закону 1921 г. об аграрной реформе в Румынии подлежали отчуждению за выкуп излишки помещичьей земли, превышающие 500 га, причем крестьяне должны были уплачивать помещикам выкуп, в 30—40 раз превосходящий арендную плату. Более радикальный характер носили земельные реформы 1919—1920 гг. в Болгарии, где максимальный размер землевладения был установлен в 30 га.

Не были решены в многонациональных восточноевропейских странах и острые национальные проблемы. Национальные распри не прекращались в Югославии и Румынии, не были урегулированы отношения чехов и словаков в Чехословакии. Национальную проблему Конституция 1921 г. просто обошла молчанием, исходя из ошибочной теории существования единой чехословацкой нации.

Стойкие кризисные явления в экономике, мировой экономический кризис 1929—1933 гг. сопровождались новым обострением социально-классовых, национальных противоречий, углублением политической нестабильности, выход из которой правящие круги видели в свертывании демократических государственно-правовых институтов, в ужесточении политических режимов. Во всем регионе четко наметились тенденции кризиса парламентаризма, не имевшего прочных традиций и социальной базы, вмешательства государственно-бюрократического аппарата во все сферы политической жизни, ущемления или прямого отказа от конституционных прав и свобод. Эти тенденции на завершающем этапе мирового экономического кризиса привели к установлению диктаторского военно-авторитарного режима в Болгарии, в закреплении авторитарных принципов и институтов во вновь принятых конституциях Югославии 1931 г., Польши 1935 г., Румынии 1938 г., сужавших права представительных органов, расширявших правомочия исполнительной власти, армии и всего аппарата управления.

Правящие круги этих стран пытались, вместе с заимствованием фашистской идеологии, перенять у фашистских режимов Германии и Италии методы управления, создать однопартийную систему и пр. Однако на восточноевропейской исторической почве эти порядки до конца не утвердились, профашистские партии не сумели обрести массовой базы. В этом и проявилось их качественное отличие от западноевропейских фашистских, тоталитарно-автократических режимов, сумевших на определенном этапе и на определенных условиях мобилизовать политически активное большинство населения на поддержку фашистских порядков, на признание культа харизматического вождя.

Изменения в демократических положениях конституций выразились в 1927 г. в Чехословакии, например, в том, что президенту страны были вверены не только чрезвычайные полномочия, но и право вносить изменения в конституцию. В Венгрии в 1926 г. было отменено всеобщее избирательное право, восстановлена антидемократическая по способам формирования и по характеру своей деятельности верхняя палата парламента (сенат), в которую входили представители генералитета, судейских чинов, лица, назначенные правящим диктатором Хорти, и др.

В Польше государственный переворот в 1926 г. привел к утверждению авторитарного режима, закрепленного впоследствии в Конституции 1935 г., явившейся своеобразным антиподом Мартовской Конституции 1921 г. Антидемократическое дополнение было внесено в Конституцию Польши уже в 1926 г., по которому президент получил право (ст. 44) издавать “в случае государственной необходимости” исполнительные указы, “имеющие силу закона”.

По Конституции 1935 г., источником и носителем государственной власти являлся президент, ответственный только перед “Богом и историей”. Вводилась недемократическая, крайне сложная система выборов главы государства, которая определялась им самим, так же как и порядок выдвижения на этот пост кандидата, не исключающий выдвижение президентом самого себя. Деятельность сейма и сената, который на 1/3 назначался президентом, носила подчиненный характер, так как последнему принадлежало не только право издания указов, имеющих силу закона, отлагательного вето, созыва и роспуска сейма и сената, но и, более того, преимущественное право законодательной инициативы в вопросах изменения конституции.

В результате государственных переворотов конца 20-х — 30-х гг. были установлены авторитарные режимы также в Югославии и Венгрии. И что особенно характерно для предвоенных режимов — это их почти полная зависимость, экономическая и политическая, от фашистских государств: германского рейха и Италии.
  1   2   3   4

Похожие:

Восточной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию: Становление национальных государств iconГосударства Западной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию
Правовое и социальное государство, о котором без особой надежды говорилось еще в прошлом веке, нашло себе признание в ряде ведущих...
Восточной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию: Становление национальных государств iconЦентральной Европы Вопросы к учебному занятию: Право раннефеодальных...
Эволюция источников феодального права в Германии. Саксонское зерцало и Каролина 1532 г
Восточной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию: Становление национальных государств iconТестовы задания по теме 15 «Государства Центральной и Юго-Восточной...
По теме 15 «Государства Центральной и Юго-Восточной Европы Новейшего времени (XX в.)»
Восточной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию: Становление национальных государств iconВопросы к учебному занятию: Распад колониальной системы и образование новых государств
Создание на месте бывших колоний новых государств является результатом победы национально-освободительных движений, имевших в ряде...
Восточной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию: Становление национальных государств iconЛекция №16. Государства Америки (сша) (XX в.) Вопросы к учебному...
Американская государственность сохранила в главном те направления эволюции политической системы и конституционного строя, что определились ...
Восточной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию: Становление национальных государств iconГосударства Европы Нового времени Вопросы к учебному занятию
Экономическая структура капитализма вырастала из экономической структуры феодализма. Возникновение класса наемных рабочих стало возможным...
Восточной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию: Становление национальных государств iconВопросы к учебному занятию: Разнообразие форм перехода к государственности средних веков
Лекция № Государства западной и Центральной Европы (Европейская феодальная христианская цивилизация)
Восточной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию: Становление национальных государств icon                                                                  Сведения о стандарте
Еасс представляет собой региональное объединение национальных органов по стандартизации государств, входящих в Содружество Независимых...
Восточной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию: Становление национальных государств iconВопросы к учебному занятию: Сравнительная характеристика развития...
Лекция № Средневековые государства Востока (Средневековые азиатские цивилизации)
Восточной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию: Становление национальных государств iconВопросы к зачету Историческая география
Природно-географическая среда Восточной Европы и северо-восточной части Евразийского континента и ее влияние на историческое развитие...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница