Лекция Искусство Фландрии XVII в. Рубенс


Скачать 77.68 Kb.
НазваниеЛекция Искусство Фландрии XVII в. Рубенс
Дата публикации28.05.2013
Размер77.68 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > История > Лекция
Лекция 3. Искусство Фландрии XVII в. Рубенс

27.02.13
Фламандское искусство явл. одной из самых интересных страниц в истории искусства этого периода. Ф. худ. школа начинает формироваться с конца 16 в. Её своеобразие определяется в силу того, что после бурж. революции пути Голландии и Фландрии расходятся. Именно во Фландрии в 17 в. формируется законченная линия барочного искусства.

С т.з. истории архитектуры и скульптуры, ФШ не даёт ничего особо нового и интересного. Но что касается живописи, то здесь важно понимать, ФШ родилась не на пустом месте. её уникальность связана с теми традициями, кот. она сумела впитать и переработать. Ф. – область, кот. возникла на территории бывших Нидерландов. А Н. худ. традиция эпохи Р. отличалась тяготением к обобщению, синтезу. Масштабность худ. мировосприятия. Второй источник – ит. искусство эпохи Возрождения, кот. к этмоу времени во Ф. хорошо известно. Связи между Ф. и И. оч крепки. Ф. художники не просто впитывают итальянское, они во многом берут за основу этот опыт в кач. гум. основы. Во ФШ происходит синтез итальянского и голландского.

Уникальность разговора о ФШ связано с тем, что всё самое великое и самое значимое для дальнейшего развития искусства возникло сразу и одномоментно – 1608 г. Формирование Ф. живописи и самые высокие её достижения связаны с именем Питера Паула Рубенса, одним из самых великих художников в истории евр. живописи.

^ Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Был одним из самых ярких людей своего времени. Знал 7 ин. языков, работал дипломатом, был оч образован. Его знала вся Европа и как художника, и как дипломата. Ему зачастую поручались самые сложные тонкие дипломатические дела.

Рубенс учится живописи в Антверпене, где он формируется как художник. Он уезжает в Италию и напротяжении 8 лет раотает придворным художником герцога Мантуанского. эти 8 лет, безусловно, сыграли значительную роль в его формировании как художника. он не только работал на своего патрона, но и объездил всю Италию, познакомился с творчеством великих предшественников (в том числе, с Тицианом). В 1608 г. он возвращается в родной Антверпен и по заказу антверпенского собора пишет 2 работы, кот. принято с читать точкой отсчёта и фламандской живописи и живописи барокко.

  • Воздвижение креста. Высота около 4,5 м. Совершенно новое худ. целое в том смысле, что противостоит и ренессансным тенденциям, и тенденциям в ит. живописи того времени. На основе синтеза формируется качественно новое художественное целое. Если ренессансное мышление апеллировало к статике и горизонтально-вертикальной композиции, то теперь в основе композиции диагональ, создающая новую меру динамики, эмоции. если мысленно поставить крест, то не только сам крест, но и фигура креста вышла бы за границы полотна. Таким образом картина раскрывается, эмоционально шире. Каждая из фигур находится сама по себе в сложном винтообразном движении. Персонажи изображены таким образом, что собираются в эмоциональное целое. Принцип живописности. Барочное искусство в первую очередь воспринимается нами как сложное целое. Только совокупность всех элементов может передать сложное эмоциональное состояние. Значение светотени. Принципиально то, что свет идёт из внешнего пространства. Интенсивный поток света вторгается извне. Свет дополняет то целое, о кот. идёт речь. Цвет – один из важнейших приёмов. Р. сразу заявляет о себе, как художник необычайно энергичный. чувствующий все возможности краски. способный извлекать из краски особые горящие эмоциональные оттенки. Красный, синий и жёлтый – не обычное сочетание базовых цветов. каждое из световых пятен приобретает особое значение, включается в те возможности задействовать нашу эмоц. реакцию. Значение Рубенса связано с тем, что он как не кто иной смог сплавить традиции прошлого. Именно барокко связано с той особой эмоц. реакцией чела на себя, на окружающую его среду. Р. берёт любой сюжет и поднимает его на другую высоту. 25 рубенс. воздвижение креста.jpg

  • Снятие с креста. Написана для того же антверпенского собора. Использование приёмов светового контраста. Мощный поток света в тёмном пространстве выделяет всю доминирующую диагональ. 26 рубенс. снятие с креста.jpg

Итак, Рубенс начинает с религиозных композиций. Но с такой же легкостью ему даются и другие композиции.

  • похищение дочерей Левкиппа. Высота около 3 м. Мифологические композиции Рубенса оч известны, именно в них он добывается особой выразительности. Свидетельство его темперамента сказывается в т.ч. в изображении обнажённых женских тел. Меняется концепция вн. пространства, оно иллюзорно уходит в бесконечность. Для создания этой иллюзии он использует сложную перспективу построения. Световая и цветовая перспектива. Также воздушная перспектива. При исследовании картины глаз совершает круговое движение, и это неслучайно. Художник не просто хочет передать сцену как сплетённый клубок. В основе этого композ. приёма лежит принцип мировосприятия, хар. в целом для эпохи. Сложные метаморфозы. Круг явл. метафорой восприятия человеком мира того времени. 27 рубенс. похищение дочерей левкиппа.jpg



  • Вакханалия. Висит в Пушкинском. Она уникальна, т.к. принадлежит кисти самого художника (без всяких там учеников). Виртуозность владения кистью и краской, нет ничего монотонного (стоит обратить внимание на волосы, но смотреть нужно в оригинале).28 рубенс. вакханалия.jpg




  • Мадонна на троне со святыми. В середине 10-х гг. Рубенс уже владеет огромной мастерской, и многие его замыслы доводятся до конца именно там. В наследии Р. можно встретить огр. кол-во помпезных торжественных композиций вроде этой. Тема мадонны с младенцем решена в барочном ключе. Всё подчинено мощному импульсу. Линии стягиваются к мадонне, сидящей вверху. Множество аллегорий. Каждая отдельная фигура обладает своей динамикой. Внутри пространства картины в каждом клочке полотна есть своя энергия. 30 рубенс. мадонна на троне со святыми.jpg



  • Рождение Марии Медичи. Для фр. королевы Марии Медичи. Выполнил неск. полотен, посвящ. жизни Марии. Сюжетная основа раскрывается через торжество момента. Снова аллегории и разного рода олицетворения. Всё складывается в торжественный образ и современной власти, и королевы в частности.

  • портрет Марии Медичи. Рубенс входит в историю живописи как выдающий портретист. Как портретист барочный, он абсолютно уникален. В рамках портретного жанра его возможности кажутся также безграничными. пишет совершенно разные портреты. Художник изображает королеву не в рамках парадного портрета (кот. подразумевает особу презентативность и особую торжественность, идеализацию модели). Здесь идеализированный образ близок к образу и просто женщины, кот. по-человечески смотрит на зрителя. Контраст тёмного платья и светлой отделки вороника. Фон тёплый, он необычайно тонко оттеняет теплоту лица и улыбки королевы. 32 рубенс мария медичи, королева франции.jpg31 рубенс. рождение марии медичи.jpg




  • автопортрет с первой женой (с Изабеллой Брант) на фоне куста жимолости. Здесь Рубенс более человечен. Композиционная целостность. Необычайная выразительность связана с желанием передать тонкие человеческие качества.33 рубенс. портрет с изабеллой брандт на фоне куста жимолост.jpg



  • портрет камеристки инфанты Изабеллы. Здесь, как нигде больше, можно увидеть то, насколько Рубенс может быть нежным и человечным, насколько он может одухотворять те образы, которые пишет. Портрет отличается необычайной утончённостью и глубиной. Есть предположение, почему именно этот портрет так выделяется из всего того, что написал Рубенс. Есть мнение, что он предположил, что именно так могла бы выглядеть его дочь, умершая в возрасте 12 лет. 34 рубенс. голова ребенка.jpg35 рубенс портрет камеристки инфанты изабеллы.jpg


  • голова ребёнка.


36 рубенс. кермесса.jpg


  • Кермесса. Рубенс не проходит мимо и пейзажного жанра. Народной фламандский праздник. Всё находится в движении и утверждает то внутреннее активное эмоц. состояние, кот. стремится передать художник. в изображении пейзажа Рубенс опять же уникален. Кулисности нет. Кажется, что художник абсолютно свободен, и природа так же эмоционально реагирует на выплеск народного буйства. Природа тоже – часть пульсирующей материи, кот. где-то сливается с человеческим, а где-то расходится, чтобы потом снова сойтись.




  • Елена Фоурмен и её дети. После смерти жены художник теряет почву под ногами, перестаёт браться за крупные заказы, его мастерская живёт своей жизнью. Но он женится второй раз на 16-летней Елене Фоурмен. Рубенс покупает дом в пригороде и сводит контакты с миром к минимумом, живёт счастливой семейной жизнью. Последнее десятилетие жизни проходит, таким образом, в совершенно другом настроении. есть ощущение, что этот портрет так и остался незаконченным. некоторые считают, что именно через эту кажущуюся незаконченность художник смог выразить своё новое отношение к миру. связанное с переоценкой всего прошлого опыта.37 рубенс. елена фоурмен и ее дети.jpg


  • Шубка. За 2 года до смерти. Рубенс тяжело болен. В последние свои годы он и пишет картину Шубка (модель – Елена Фоурмен). 38 рубенс шубка.jpg

  • автопортрет (1638-40 гг.). Философский портрет. Сплошная рефлексия. 39 рубенс. автопортрет 1638-40 гг.jpg39 рубенс. автопортрет 1638-40 гг.jpg

40 ван дейк. портрет лордов стюартов.jpg


Ван Дейк. Ученик Рубенса. Художник, пожалуй, с самой трагической судьбой. очень рано заявил о себе как о художнике. Его портреты великолепны. он художник, кот. обладает и мастерством психологического портрета, и мастерством исполнения (интерес к фактуре). Рафинированный художник. У него уже нет буйства плоти Рубенса. Он, осознавая свой талант, он понимал, что, работая в Антверпене, он обречён быть в тени великого учителя. Для него это было личной трагедией, и через неск. мучительных лет он переселяется в Лондон и становится придворным художником англ. короля.

  • портреты лордов Стюартов. Персонажи всегда сопоставлены с архитектурными формами, что подчёркивает их монументальность. Умение передать фактуру дорогих тканей. Входит в историю именно благодаря такого рода заказным портретам.

41 ван дейк. портрет карла 1 на охоте.jpg


  • портрет Ф. Уортона.

  • портрет Карла I на охоте. Благодаря пейзажу, появляется возможность несколько снизить обычный пафос парадных портретов. Иная степень психологизма: король предстаёт несколько недальновидным, простоватым.




  • ^ Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина. Оказался под влиянием карваджизма. Предпочитал сюжеты, где изображены простые люди. Но в отличие от Караваджо, он пишет образы простых людей, но религиозной составляющей, как у Караваджо, нет. Йорданс обращается к мифологическому обоснованию при изображении своих персонажей. Интерес и эстет. значимость мира простых людей ещё нет. Мир простецов эстетизируется и поднимается. Нарочито простые и уродливые типы. Цвета тёмные. Как и у Караваджо, задний план тонет в темноте. 42 йорданс. сатир в гостях у крестьянина.jpg

  • Франс Снейдерс. Натюрморт с лебедем. Один из самых крупных мастеров натюрморта. Буйство всего того, что свидетельствует о природном и человеческом начале. Мир неживой природы сопрягается с миром живым. 43 снейдерс. натюрморт с лебедем.jpg

Похожие:

Лекция Искусство Фландрии XVII в. Рубенс iconЛекция Общие особенности. Лекция Искусство Италии конца 16-17 вв
Процессы, происходящие в XVII в., более весомы и значимы. Живопись и литра XVII в эксцентричны
Лекция Искусство Фландрии XVII в. Рубенс iconЛекция Голландское искусство XVII в
Иной статус сюжетов, связанных с совершенно другой мерой открытия откр мира. Жизнь, окружающая человека, приобретает эстетическую...
Лекция Искусство Фландрии XVII в. Рубенс iconС вашей точки зрения, педагогика это наука и/или искусство ?
Во многих его работах употребляются выражения «искусство педагогики», «законы педагогического искусства», «искусство воспитания»,...
Лекция Искусство Фландрии XVII в. Рубенс icon«Диалог с картиной» Вводная лекция. «Живопись искусство, понятное без слов»
Лекция посвящена тому, как зритель сегодня воспринимает живопись, и с какими трудностями он встречается
Лекция Искусство Фландрии XVII в. Рубенс iconР. Г. Скрынников Фрагменты из книги "История Российская. IX-XVII вв." 
В своей книге автор переосмысливает утвердившиеся взгляды на историю России IX xvii веков. Значительное внимание уделено “норманнскому...
Лекция Искусство Фландрии XVII в. Рубенс iconЛекция 3 Международные отношения во второй половине XVII века. Возвышение Франции
Главный признак новой системы мо – возникновение суверенных национальных государств
Лекция Искусство Фландрии XVII в. Рубенс iconЗаконодательство XVII-XVIII вв о печати
Памфлетная публицистика английской буржуазной революции XVII в. Памфлеты Д. Лильберна и Д. Уинстенли
Лекция Искусство Фландрии XVII в. Рубенс iconИскусство огненного письма известно в Ростове с XVII века. Не одну...
Ростове с XVII века. Не одну сотню лет ростовцы сохраняют этот промысел живым, поколения живописцев и ювелиров сменяют друг друга...
Лекция Искусство Фландрии XVII в. Рубенс icon17 век фламандская школа рубенс
Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве...
Лекция Искусство Фландрии XVII в. Рубенс icon11. 04. 2012 15: 00 лекция Основы теории систем и системного анализа
Осознание расчленённости, делимости объектов. Элемент – неделимая часть объекта. Начало XVII века существовала механистическая позиция...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница