Солнечное сплетение Евразии


Скачать 420.85 Kb.
НазваниеСолнечное сплетение Евразии
страница1/4
Дата публикации28.05.2013
Размер420.85 Kb.
ТипАнализ
userdocs.ru > История > Анализ
  1   2   3   4
Солнечное сплетение Евразии
Солнечным сплетением Евразии называют ныне Кавказ многомудрые политики, размышляя о его прошлом и настоящем. Культурологи стремятся уяснить себе дух данного края земли или, как говорили древние римляне, его «genius locis».

Кавказ... Есть у Земли вершины повыше на Памире и в Гималаях. Текут в иных местах и реки величественнее и глубже: Нил и Ганг, Волга и Янцзы; далеко до них Араксу или Тереку. И моря омывают его какие-то замкнутые, мелковатые - куда им до океанических просторов. На протяжении тысячелетий по соседству возникали могучие империи: Ахемениды и Александр, Рим и Порта, Византия и Россия; на Кавказе не было таких крупных государственных образований.

Но со времен седой древности осваивали Кавказ упорные, предприимчивые и трудолюбивые люди, а, может быть, даже их далекие предки. Недаром балкарский мудрец Хусейн Залиханов рассказывал мне легенду об Алмасты - снежном человеке, о котором помнили еще аксакалы и родными братьями которого были гималайские йети.

Полезно было бы поразмышлять над тем, как же выглядит Кавказ в людской памяти и историческом сознании, что говорят о нем красочные мифы и прагматические реалии.
^ История с географией
Странным образом, не так-то просто определить, что такое и, вообще, где находится Кавказ. Жители Ростова-на-Дону знают, что у их города имеется восточный пригород Александровка. Но мало кому известно, что на далеком Яксарте в глубинах Средней Азии существовала Александрия-на-Дону. Там же рядышком в предгорьях Гиндукуша была построена Александрия-на-Кавказе; именно так она и называлась.

Исходя из географических представлений и заблуждений, великий полководец из Македонии полагал, что кавказский хребет начинается в пределах нынешнего Гиндукуша и тянется до Тавра и Балкан, составляя великую Западно-Восточную ось ойкумены - обитаемого мира Земли. К северу от этой оси текла могучая река Танаис, которая зарождалась где-то на Памире, впадала в Гирканское (Каспийское) море и далее продолжалась до Меотиды (Азовское море). Может быть, древний Узбой относился к этому водному пути. Другое имя Танаиса - Дон; вот почему на Сырдарье образовалась Александрия-на-Дону, с которой ныне соперничает Ростов-на-Дону.

Эта географическая путаница выступает не просто как случайный курьез. Древние иранцы, обитая где-то на востоке, считали своей главной священной горой вершину Хара Березайти или Альборди глубокомысленных зороастрийцев. Но по мере своих кочевых передвижений они как бы перемещали свою священную гору, как передвижной алтарь. Сперва им стал Эльбрус в северном Иране, а затем - наш родной Эльбрус. Альборди - Эльбрус - Эльбрус - Ошхомахо кабардинцев, Менгитау карачаевцев и балкарцев, Шатгора - Цатыберзонд осетин.

Анализируя великий иранский эпос «Авеста», Т.Гуриев подчеркивает: «Особое место в учении Заратуштры занимает гора Хара Березайти, отождествляемая с Альбурзом или Эльбрусом наших дней.

Вершина этой горы является, по преданию, центром мироздания. Это - благословенное место, не знающее тьмы, болезней, даже плохой погоды. И не случайно, что над этой горой располагается обитель бога Митры. Души безгрешных попадали в небеса через мост Чинват - «Избранный путь». Одним концом мост упирался в эту гору».

В Авесте существует особый гимн, посвященный горе Хварно, которая первой возникла в мироздании:

«Сперва гора восстала,

Спитама - Заратуштра,

^ Высокая Харати

Поднялась на Земле».
Переводчик Авесты и комментатор И.Стеблин-Каменский сообщает, что Хаара - мифические горы, окружающие Землю. Название Хара-Бэрэзайти (дословно - «Высокая Хара») позднее было перенесено на горы Эльбрус на севере Ирана и на Эльбрус на Кавказе (оба названия восходят к авестийскому). В основе преданий лежат воспоминания о Памире-Гиндукуше.

Как отмечает Ю.А.Дзиццойти в работе «Нарты и их соседи», «в осетинском эпосе находим еще одно название для этой горы - Catyberzond - Вершина Цат, также заимствованное из балкарского языка. Отсюда же - русское название горы Шат». Теперь понятны лермонтовские строки:

«Как-то раз перед толпою

Соплеменных гор

^ У Казбека с Шат-горою

Был великий спор».
Но в мифологию и поэзию вмешивается, говоря словами Брюсова, «сумрачный германский гений». Гегель в «Лекциях по истории философии» анализирует религию древних персов, их учение об Ормузде и Аримане - двух началах бытия, которые связаны единством противоположностей, воплощенном в горе Альборди: «Посредине земли находится высокая гора Альборди, поднимающаяся до изначального света. Ормуздово царство света находится над твердью небесной и на горе Альборди».

Неожиданным образом к нашей горе проявил интерес и Л.Фейербах. Размышляя по поводу происхождения всеобщих, универсальных категорий, он писал: «Древние греки сводили все источники, колодцы, потоки, озера и моря к океану, к мировому потоку или мировому морю, а передвижной алтарь. Сперва им стал Эльбрус в северном Иране, а древние персы считали, что все земные горы произошли от горы Альборди... Гора Альборди выделяется среди других гор тем, что она обладает свойствами последних в высочайшей степени, доведенной фантазией до высшей точки, до неба, выше солнца, луны и звезд».

Итак, передвижение иранских племен перемещало их представление о центре мироздания; вместе с народом двигались горы и мифы, менялась география. И нам приятно, что, двигаясь от Гиндукуша, Хара (гора!) Альборди трансформировалась в Эльбрус - центр мироздания, гору счастья. Но на этом не заканчиваются история с географией.
^ Где утонула Атлантида?
Ученик Аристотеля Александр Великий установил лишь горную ось Восток-Запад как стержень, опору ойкумены от Гиндукуша до Европы, назвав эту ось Кавказом. Но в античной географии существовало представление и об оси Север-Юг. В ее основе лежали Рифейские горы, наш Урал, который в те времена, на удивление, также назывался Кавказом.

Это понимание Кавказа можно истолковать в контексте замечания Страбона относительно Черного моря или, как его называли, Понта: «Ведь Понтийское море считалось самым большим из всех морей в нашей части обитаемого мира, поэтому преимущественно ему давалось особое имя «Понт», подобно тому, как Гомера называли просто «поэтом». Подобно этой же аналогии, Кавказ представлялся структурообразующей основой Земли.

На пересечении его западно-восточной и северо-южной осей находилось Гирканское море. Профессор Дагестанского госуниверситета М.Магомедов выдвинул гипотезу о том, что на дне его находится древняя загадочная Атлантида.

Как нетрудно увидеть, опять возникает история с географией. Атлантиду помещали в Атлантический океан за Геркулесовыми столбами. Находили ей место и в Эгейском море, связывая ее гибель с вулканическим извержением. И вот - новая версия.

Анализируя историю шельфа Каспия и колебаний прикаспийско-предкавказской впадины, М.Магомедов предполагает: «Может быть, отсюда и идет библейская легенда о потопе (подъем уровня Каспийского моря) и Ноевом ковчеге». При этом Магомедов рассматривает возможность миграции племен из каспийской Атлантиды на Куру, Араке, Евфрат, Тигр, Нил, Ганг, Инд. Он находит аналогии между остатками материальной культуры Прикаспия и указанных речных бассейнов. В частности, статуэтки, найденные под Дербентом, аналогичны шумерским. Пожелаем профессору Магомедову дальнейшей разработки гипотезы.
^ На склонах Арарата
Легенда о потопе свойственна многим народам. И только что упомянутые шумеры описали ее в своем замечательном эпосе о Гильгамеше. После потопа жизнь началась сызнова:

«У горы Ницир корабль

остановился.

Гора Ницир корабль

удержала».
Очевидно, что гора Ницир - это библейский Арарат, к которому пристал Ной. Именно здесь, по Библии, Ной начал возделывать землю и насадил виноградники. Традиция Корана полагает, что корабль Нуха (Ноя) первоначально пристал к горе в Аравии, но затем место причаливания переносится на гору Кирду, расположенную на границе Армении и Курдистана.

Последующие события имели весьма существенные культурно-исторические последствия для человечества. Наиболее подробно они описаны в Откровении Варуха, одном из апокрифических текстов христианства.

«Когда Господь осушил землю от воды, - свидетельствует Варух, - Ной вышел из ковчега и нашел на земле лозу». Правда, по этому поводу имеются противоречивые свидетельства: то ли Ной взял лозу из рая, то ли она плавала в волнах потопа. Но определенные сомнения у Ноя тем не менее возникли. «Господи, не разгневаешься ли Ты на меня, если я посажу росток лозы?» - вопрошает праотец. «Тогда Бог послал своего ангела Саразаила, и сказал тот Ною: «Встань и посади найденный тобою росток, и я изменю его и обращу в добро. Но берегись, Варух! Дерево это несет в себе и зло. Из-за вина брат восстанет на брата, отец на сына; оно ведет к разбою и блуду».

Вряд ли надо комментировать это предупреждение. Для нас важно то, что оно носит общечеловеческий характер, а вся ситуация возникла впервые на Кавказе.

Веселящие и опасные напитки представлены на Кавказе удивительно щедро. Древние нарты из винограда готовили богатырский напиток нартсано. Собираясь на свои пиры, они говорили такие страстные тосты, что вино вскипало в их кубках. Может быть, так кипит ныне молодое грузинское вино Маджари, донское Цимлянское, шампанское Абрау-Дюрсо?

Искрящийся кумыс, простоватая буза, хмельной чихирь - все рождено Кавказом. А на высотах виноделия - коньяки Армении и Дагестана и бесконечная музыка: Цинандали, Гурджаани, Ркацетели, Напареули, Цоликаури, Оджалеши, Твиши, Киндзмараули, Хванчкара, Тибаани - нет предела.

Но главное: на Кавказе рождена культура вина как форма общения людей, сплетенная с речью, тостами, песней, танцем. Известное во всем мире слово «тамада» переводится только с языков Кавказа. За осетинским столом слева от тамады сидит его самый надежный друг, поскольку сердце у тамады слева.

По рассказу писателя Виталия Закруткина, до сегодняшнего дня в донских казачьих станицах отмечается праздник первого вина. В это время на головы надевают венки из виноградных листьев. Хмелея, участники торжества все темпераментнее предаются вакхическому ритуалу: они пляшут на земле, потом - на столах, наконец, - на крышах домов. Не видеть здесь связи с культом Диониса невозможно.

От Руставели до Гамзатова славит вино кавказская поэзия. Замечательный грузинский композитор Захарий Палиашвили в опере «Даиси» вложил в уста крестьянина Цангала сочную и яркую песню:

«Я люблю вино -

Кровь земли родной».
И в неповторимом русско-кавказском фольклоре прошлого века звучали слова куплета:

«Есть у нас легенды-сказки

И обычай наш кавказский:

^ Кахетинский выпьем

по-кунацки,

Чтоб жилось нам всем

по-братски».
Жаль, что в наши времена на эти песни пала тень забвения. Культуру вина вытесняет суррогат, синтетическая окрашенная и парфюмированная бурда, декорированный сучок. А жаль. Ведь еще мудрый Карл Маркс предупреждал, что человек, не употребляющий благородного вина, вызывает подозрение. А главное - во всем мера.
^ Факел Прометея
Прекрасен древний миф о Прометее, который во имя людей похитил небесный огонь, за что и был наказан Зевсом. Ревнивый бог приковал героя цепями к горе на Кавказе и приказал державному орлу ежедневно клевать прометееву печень, которая вновь отрастала для новых страданий.

Таков миф. Но мало кто знает, что Прометей не только был сослан на Кавказ, но там и родился. Об этом пишет Гегель в своей «Эстетике»: «Прометею, родиной которого считается Кавказ, приписывается, что он впервые научил людей добывать огонь и пользоваться им».

В пользу кавказского происхождения Прометея свидетельствуют и рассказы о судьбах многих эпических героев Кавказа. Миф о Прометее повторен в истории грузинского героя Амирани, который был прикован к Казбеку - «вершине ледников» Мкинварцвери, абхазского Абрскила, адыга Насренжаче, лакца Амира; с ним перекликаются строки осетинского, кабардинского эпоса. Все они связаны с огнем и кузнечным мастерством; не случайно Эсхил называет железо скифским пришельцем. Герои древнеармянского эпоса Мхери и Шидар были прикованы к Арарату. По абхазской легенде, мать Прометея жила в Диоскурии и погибла в водах озера Рица.

Черты Амирани-Прометея могли сказаться в творчестве прекрасного знатока Кавказа М.Ю.Лермонтова. В поэме «Демон» с Казбеком связано наблюдение случайного путника: «То горный дух прикованный в пещере стонет!» И недаром Демон о себе по-прометеевски судит: «Я царь познанья и свободы».

Вызывает резкое возражение та трактовка, которую действительно великий философ Гегель дает мифу. Он упрекает Прометея за то, что он якобы не наделил людей нравственным началом: «Прометей не дал людям ни нравственности, ни прав, а научил их лишь хитрости, с помощью которой они покоряют предметы природы и пользуются ими как средством для удовлетворения человеческих нужд... Эти ремесла служат эгоизму и частной выгоде, не имея отношения к общим интересам человеческого существования и к общественной жизни».

Приходится удивляться тому, как Гегель замолчал и умалил высокие нравственные принципы Прометея. О них писал Эсхил в трагедии «Прикованный Прометей». Напомним лишь отдельные строки. Вот признания героя:

«Я мысль вложил в них и сознанья острый дар, Людей я сверх меры любил - награда вот за человеколюбие». Герой бичует тиранию Зевса: «Ведь такова болезнь самодержавия, друзьям не верить, презирать союзников». Он бичует речи прихлебателей богов, лесть, вероломство, предательство: «Молись, смиряйся, льсти тому, кто властвует». Прометей принес людям дар познания, ремесла, умения строить, врачевать, любить прекрасное.

Опираясь на прометееву традицию, Маркс манифестирует смелое свободолюбие истинно философской мысли: «Философия этого не скрывает. Признание Прометея: По правде, всех богов я ненавижу, есть ее собственное признание, ее собственное изречение, направленное против всех небесных и земных богов, которые не признают человеческое самосознание высшим богатством». А далее: «Прометей - самый благородный святой и мученик в философском календаре».

Явно несправедливая позиция Гегеля обусловлена, во-первых, тем, что Прометей не укладывался в его схему, согласно которой власть, государство - шествие Бога по Земле; поэтому он и защищает Зевса как основателя государственности и права, от нападок «лица кавказской национальности». Другой аспект, несомненно, связан с поворотом Гегеля от радостного принятия идей просветителей к их критике после поражения Великой французской революции и Реставрации. Поражения революции всегда приводят к оживлению реакционных, консервативных начал. Другой источник реакционности - боязнь новой революционной волны.

При этом исчезает прометеево начало - способность предвидения, прогноза, планирования, стратегии; в лучшем случае сохраняется умение составлять бизнес-план.

Разумеется, чтобы урезонить Прометея, Зевс прибег к помощи своего глашатая, маклера, дилера и брокера Гермеса (у римлян он - Меркурий, бог торговли). Естественно, Гермес предложил герою сделку:

Решись, глупец, решись стать рассудительным.

Но Прометей непреклонен, он прозорливо оценивает перспективу команды Зевса:

«Хвастливы как, чванливы

и напыщенны

Вот эти речи прихлебателя

богов.

Царить вам внове,

выскочки,

и верите,

Что век вам в доме золотом

блаженствовать».
Постыдное падение - вот что, по мнению Прометея, ожидает команду Зевса.

И все же миф о Прометее, смотрящем вперед, предвидящем будущее, жив; жива и надежда. В сложных и несправедливых условиях беззаветно и почти бесплатно трудятся во имя науки, во имя страны, во имя людей тысячи ученых Кавказа.
^ Свободная энергия
На первый взгляд, люди озабочены поисками вещества: хлеба, воды, железа и золота. В действительности, самый большой дефицит связан с нехваткой энергии. При этом энергия должна быть свободной, чтобы она могла быть использована для любых превращений.

«Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы», - писал поэт. Эти валы прекрасны и величественны, но лишь, взнузданные плотиной, они рождают энергию электростанции. «Ветер, ветер, ты могуч», - восхищается художник. Но вольный ветер рождает свободную энергию лишь в крыльях ветроэнергетики.

Кавказ поражает многообразием источников свободной энергии. Одна из высочайших плотин мира преграждает поток Ингури и рождает свет. Оригинально возведена электростанция на Гумисте: реки Западной Гумисты перепружены и сквозь скальный тоннель сброшены в Восточную. Цимлянская ГЭС является образцом равнинной электростанции. Баксанская перебрасывает через многокилометровый водовод поток на колеса турбины. Сулакский каскад образует лестницу электростанций.

Не только вода, уголь и нефть используются как источники энергии. Атомная электростанция движет промышленность Армении. Гидротермальное тепло согревает парники Дагестана. Солнечные батареи согревают дома под Махачкалой.

Неподалеку от Цимлянской ГЭС разместились гирлянды ветродвигателей.

Но главное на Кавказе - свободная энергия его жителей, способная рождать новые свершения, делать жизнь умнее и богаче. Именно во имя этого трудился и страдал Прометей - титан свободной энергии.
  1   2   3   4

Похожие:

Солнечное сплетение Евразии iconManipura chakra, солнечное сплетение
Третья чакра источник уверенности в себе, осознания собственной силы, способности отстраниться от влияния внешнего мира и одновременно...
Солнечное сплетение Евразии iconГеоэкономические аспекты позиционирования Юга России как субъекта...
Черноморско-Каспийского субрегиона Евразии. Анализируются внешнеэкономические связи данного субъекта со странами Закавказья бывшего...
Солнечное сплетение Евразии iconВикторина «Рекорды Евразии»

Солнечное сплетение Евразии icon1 зона Европейский Север Районы: Кольско-Карельский
Ленинградский курорты: курортная зона Санкт-Петербурга (Сестрорецк, Солнечное, Репино, Коморово)
Солнечное сплетение Евразии iconСплетение самоцветов
Вселенная не имеет причины. Она подобна сплетению самоцветов, каждый из которых является лишь отражением всех остальных в фантастической...
Солнечное сплетение Евразии iconСодержание обращение к учащимся
Тюрки-кочевники степей Евразии. Авары, болгары, хазары
Солнечное сплетение Евразии iconЭлис Э. Бэйли посвящение человеческое и солнечное
Опубликование настоящей книги патронировано Тибетским Книжным Фондом, основанным с целью непрерывно распространять учение Тибетца...
Солнечное сплетение Евразии iconКурс лекций Астана 2012 Содержание
Введение. Евразийская идея: актуальность и методологические проблемы. Этносы Евразии -историко-этнографический обзор
Солнечное сплетение Евразии iconОт лат textus ткань, сплетение, соединение объединенная смысловой...
В семиотике Т. рассматривается как осмысленная последовательность любых знаков. С этих позиций Т. признается не только словесное...
Солнечное сплетение Евразии iconСписок монографий по истории древней Греции
Андреев Ю. В. От Евразии в Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III – начало I тыс до н э.). Спб, 2002
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница