Основы светской этики


НазваниеОсновы светской этики
страница1/7
Дата публикации30.05.2013
Размер0.84 Mb.
ТипУрок
userdocs.ru > История > Урок
  1   2   3   4   5   6   7



Оcновы религиозных
культур и светской этики





ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Проект текстового оригинала
учебного пособия для учащихся


Москва

2009

Урок 1

Россия – наша Родина

Вы узнаете

Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твое поколение

Чем богато наше Отечество.

Что такое традиции и для чего они существуют.

^ Основные понятия

Россия. Отечество. Родина. Духовные традиции.

Ты живёшь в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или коротко Россия. Произнеси это слово вслух и ты почувствуешь в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому. Ты и твои сверстники – младшее поколение. Твои родители – старшее поколение. Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.

В каждом поколении люди трудились, учились, самоотверженно боролись за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране. Одно поколение передавало следующему родной язык, жизненный опыт и знания, место проживания, умножало духовные и материальные богатства. Так исторически развивалась наша страна.

Мы уважительно называем нашу страну отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.

Мы любовно называем нашу страну родиной, потому что родились в ней. Жизнь твоей семьи, всего народа, к которому принадлежишь ты и твои предки, проходит в России.

Священный долг каждого гражданина России любить свою Родину, укреплять её могущество и благосостояние.

Предыдущие поколения накопили и сохранили для потомков огромные богатства. Природа России разнообразна и сказочно богата. Наша страна является крупнейшей по территории страной мира. Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей. Но, все же, главное богатство нашей великой Родины – это духовные традиции народов России.

Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

Так происходит не только в обществе, но и в семье. Вспомните, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья.

Духовные традиции содержат такие же простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от болезней, от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

Сегодня ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие традиции будут изучать твои одноклассники. Все вместе вы и есть юный народ единой России, чья жизнь основана на многообразии и единстве великих духовных традиций.

^ Вопросы и задания

Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

^ Важные понятия

Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Ценность – какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

Урок 2

^ Что такое светская этика

Вы узнаете

Что изучает наука этика.

Что такое философия.

Что такое светская этика.

Основные понятия

Этика. Философия. Мораль. Нравственность. Добро. Зло.

Этика - это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Слово этика придумал около 2500 лет назад Аристотель. Он жил в Древней Греции и был философом. Слово философия состоит из двух греческих слов фило (любовь) и софия (мудрость), поэтому философия это любовь к мудрости. В Древней Греции все науки назывались философией. Аристотель считал, что этика есть часть философии и учит тому, как правильно себя вести и сделать счастливым себя и других людей. С тех пор этика есть часть философии.

Этика изучает Этика изучает мораль и нравственность. Слово мораль возникло в Древнем Риме и означает привычки, обычаи, правила поведения, черты характера человека. Все это вместе можно обозначить словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово нравственность. Поэтому часто слова мораль и нравственность можно использовать одинаково.

Этика не просто изучает, как люди себя ведут и почему они так поступают. Ведь люди могут поступать не только хорошо, но и плохо. Этика изучает, какие поступки являются хорошими или плохими, добрыми или злыми? В жизни людей всегда было много бед и страданий. И сегодня в мире существуют бедность, насилие, войны, некоторые люди лгут, крадут, обижают друг друга, мучают животных. Но есть много хороших людей. Они дружат, любят других, помогают и заботятся о них. Этика старается понять, почему одни люди совершают хорошие и добрые поступки, а другие делают плохо другим или себе? Этика учит Этика учит тому, что нужно делать, чтобы хороших людей было больше. И как их заслуженно вознаградить. Но мало самому быть добрым. Надо еще и бороться со злом. Трудно дружить с плохим человеком. Тот, кто совершил плохой поступок, должен быть наказан. Поэтому этика изучает, как это сделать правильно, чтобы наказание было заслуженным? Можно сказать, что главная задача этики, это ответить на вопросы, как сделать жизнь людей лучше?

Этика существует в разных формах. Основные из них – религиозная и светская этика. Светская этика возникла раньше многих современных религий Светская этика возникла раньше многих современных религий, которые включили в себя некоторые идеи светской этики. Но и светская этика использует отдельные этические мысли, существующие в религиях.

Слово «светское» означает нерелигиозное Слово «светское» означает нерелигиозное. (Определение религии?) Светская этика предполагает, что люди сами могут определить, что такое добро и зло; что, именно от человека зависит, какой он – хороший или плохой; что человек должен отвечать за свои поступки перед другими людьми и получить заслуженную оценку от окружающих. (А религии так не считают?)

Можно сказать, что светская этика изучает вопросы о том, как самостоятельно совершать поступки и строить отношения с другими людьми с точки зрения человеческих представлений о добре и зле ( а в религии нечеловеческие представления? Зачем вообще упоминание о религии тут). Это нелегко, и люди иногда ошибаются в своих поступках и оценках, но постепенно, помогая друг другу, люди учатся быть лучше. И хорошая жизнь людей зависит от них самих.

^ Вопросы и задания

Что изучает наука этика.

Кто придумал это слово?

Что такое философия?

С помощью родителей дай свое определение понятий «нравственность», «мораль».

^ Основные понятия

Этика – это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Философия ( от греч. фило- любовь и софия- мудрость) - «юбовь к мудрости.

Мораль – привычки, обычаи, правила поведения, черты характера человека. Все это вместе можно обозначить словом «нравы», отсюда произошло слово нравственность.

Урок 3

^ Культура и мораль

Вы узнаете

Что означает слово «культура».

Как возникла мораль.

Чем отличается природа от культуры

Основные понятия

Культура Мораль (нравственность)

Культура в переводе с латинского языка означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это вторая природа. Культура – это вторая природа.Далекие предки людей предки людей (не люди шили одежду????) стали строить дома, шить одежду, добывать и готовить пищу, создавать разные орудия и инструменты. Постепенно у людей появилось сознание (т.е. дома строили бессознательно), возник язык, с помощью которого они смогли общаться и передавать свои знания детям. Чтобы облегчить свою жизнь, люди стали объединяться (значит сначала они жили поодиночке?). Так появилось общество. Пытаясь понять мир и объяснить, как возник человек, люди создали религию. С течением времени (сначала религия, потом понимание красоты?) они стали понимать красоту, так возникло искусство. Все это – части культуры, среды обитания, созданной человеком.

Создавая материальные и духовные ценности, люди поняли, что если делать всё сообща, помогая, а не мешая друг другу, то результаты будут гораздо лучше. Строить дома, охотиться, выращивать зерно и печь хлеб, воспитывать детей – все это нужно было делать сообща (значит опять сначала были атомы и даже не стаи высших приматов?). Так возникли представления о долге и обязанностях человека. (Как «так»? у обезьян тоже есть совместная деятельность. Значит, и этика у них есть?)

Кроме того, люди узнали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то это облегчает совместную жизнь. А если отлынивать от работы, ссориться, обманывать друг друга или красть чужое, то это делает жизнь людей хуже. Так постепенно возникают идеи о хорошем и плохом, о добре и зле.

В результате люди стали поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки. Для того, чтобы передавать знания о добре и зле последующим поколениям, люди стали создавать моральные нормы (правила) поведения. Для того чтобы хороших людей стало больше, они стали воспитывать детей, приучая их к хорошему поведению. Так возникает мораль (нравственность) как важнейшая часть культуры.

Как было сказано ранее, культура – это вторая природа. Главное отличие природы от культуры в том, что природа может существовать и без человека. Культура же создается трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, возделывать, ухаживать за ней. (Человек ухаживает за культурой?)

Мораль не только создана людьми, но так же, как и культура, нуждается в постоянной заботе о ней. Кроме того, в отличие от природы, нет одной культуры. Каждый народ в разное время создавал собственную культуру. Эти культуры существуют вместе и обогащают друг друга. (если культуры обогащают друг друга, значит, они единосущны. Радикально иное не может быть воспринято) Мораль (нравственность) так же делают людей лучше (если нет одной культуры, то нет и одной морали. И как же тогда можно говорить что мораль делает лучше, если представление о лучше-хуже постулируются как разные?). Поэтому очень важно изучать культуру и мораль не только своей страны и народа, но и других стран и народов. (разве можно взять чужую мораль? Мораль, а не кухню чужой культуры? Если есть переход этических сюжетов – значит, и отчуждения в этой области между этими к культурами и ранее не было).

^ Вопросы и задания

Приведи пример совместной работы с родителями, друзьями или одноклассниками.

Как ты думаешь, какие были бы результаты, если работал бы ты один?

^ Важные понятия

Культура (от лат. K???ultura –возделывание, воспитание, образование) исторически определяет уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Урок 4

^ Особенности морали

Вы узнаете

Что культура бывает духовной и материальной.

Мораль есть особый вид духовной культуры.

Основные понятия

Культура. Материальная культура. Духовная культура. Мораль.

Культура включает в себя не только предметы человеческого труда (материальную культуру), но и представления, мысли людей, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовную культуру). Иногда духовную культуру называют духовно-практической, потому что от мыслей и знаний людей зависит, как они поступают. Существует много разных видов духовной культуры. Так, например, политическая культура – это идеалы и ценности жизни людей в государстве, законы (право), по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения политическая культура – это идеалы и ценности жизни людей в государстве, законы (право), по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Религиозная культура рассказывает людям о высшем существе (боге), о традициях поклонения ему и общения с ним, о тех правилах, по которым должен жить человек, если он верит в бБога. И есть мораль, как совокупность мыслей, ценностей и идеалов, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла.

В чем же особенность морали как вида духовно-практической культуры? Чем она отличается от других ее видов?

1. Моральные нормы не являются писанными. Это не значит, что моральные правила нигде нельзя прочитать. Есть много источников, из которых можно узнать о них. Это религиозные книги, труды ученых, литературные произведения и фильмы, герои которых говорят о морали. Моральные нормы можно найти и в законах. Большинство законов государства, в том числе и российского, основаны на моральных нормах (например, «не убий», «не укради»). Есть родители и учителя, которые говорят нам, как стать добрыми. Иначе в большинстве других видов духовно- практической культуры. Так, например, законы государства должны быть обязательно записанными, чтобы человек мог знать и исполнять их. Религиозные нормы поведения записаны в священных книгах (только в религиях Книги) (т.е. учения о том, как верить в бога). Но нет единого свода (списка) моральных норм, обязательного для всех. Человек должен сам, изучая разные культуры (без этого не станет добрым? Значит крестьянин, который ничего не знал о верованиях чужеземцев, не был добрым?), читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живет, слушая родителей и учителей, научиться быть добрым. Познавая мир и общаясь с другими людьми, человек научается самостоятельно выбирать моральные нормы. Это не означает, что они могут быть любыми. Человек должен научиться выбирать только такие нормы, следуя которым жизнь окружающих его людей, а значит и его жизнь становится лучше (как это определить, если общей морали и культуры нет?).

2. Во многих духовно-практических видах культур есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Например, в российском государстве существует милиция. Во многих духовно-практических видах культур есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Например, в российском государстве существует милиция. Милиционер – это человек на службе государства, который следит за тем, чтобы люди не нарушали законы. Если люди будут их нарушать, то жизнь в обществе станет хуже. Нарушая правила дорожного движения, например, переходя улицу на красный свет, человек создает угрозу жизни себе и другим. Делать этого нельзя, и закон это запрещает. Милиционер – это человек на страже закона, и он может наказать за нарушение закона. В морали ничего подобного нет. В области морали нет «моральных организаций», как и нет особых «моральных стражей». Но это не означает, что нет никого, кто бы «следил» за моралью. Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание людей. О хорошем, добром поведении заботятся родители и родственники в семье, учителя в школе, друзья. У взрослых это так же и те люди, с которыми они работают. И конечно, сам человек. Это означает, что от каждого человека в значительной степени зависит, каковы те моральные правила и нормы, по которым живут он сам и окружающие его люди. Именно от него зависит, какова мораль в том обществе, в котором он живет. Если люди будут равнодушными, будут проходить мимо, не обращая внимания на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире. При этом главное - не осудить другого, а помочь ему стать лучше. Тогда и хороших людей станет больше.

^ Вопросы и задания

Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?

Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны.

Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны.

Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?

Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?

^ Важные понятия

Материальная культура – предметы человеческого труда.

Духовная культура - представления, мысли людей, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.

Мораль - совокупность мыслей, ценностей и идеалов, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла.

Урок 5
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Основы светской этики iconВыбор по вкусу фундамента заметки из сравнения учебников –«основы...
Выбор по вкусу фундамента заметки из сравнения учебников –«основы светской этики» и «основы православной культуры»
Основы светской этики iconРоссия – светское государство
«Основы религиозных культур и светской этики», «Основы православной культуры», «Духовное краеведение» и т п Преподавание данных предметов...
Основы светской этики iconТехнология введения курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (далее орксэ) в штатный режим, с целями и задачами оу в данном направлении
Основы светской этики iconЛекция 04. 02. 2013
Носков Юрий Геннадьевич. Кафедра – 1006. Его телефон: 8-916-955-15-02. Копликов А. С. Юридическая этика. Основы этики и проф деятельности...
Основы светской этики icon1. Конспекты на каждый семинар + Посещаемость на каждой паре
Носков Юрий Геннадьевич. Кафедра – 1006. Телефон: 8-916-955-15-02. Копликов А. С. Юридическая этика. Основы этики и проф деятельности...
Основы светской этики icon1. Конспекты на каждый семинар + Посещаемость на каждой паре
Носков Юрий Геннадьевич. Кафедра – 1006. Телефон: 8-916-955-15-02. Копликов А. С. Юридическая этика. Основы этики и проф деятельности...
Основы светской этики icon1. Конспекты на каждый семинар + Посещаемость на каждой паре
Носков Юрий Геннадьевич. Кафедра – 1006. Телефон: 8-916-955-15-02. Копликов А. С. Юридическая этика. Основы этики и проф деятельности...
Основы светской этики icon1. Конспекты на каждый семинар + Посещаемость на каждой паре
Носков Юрий Геннадьевич. Кафедра – 1006. Телефон: 8-916-955-15-02. Копликов А. С. Юридическая этика. Основы этики и проф деятельности...
Основы светской этики iconКодекс этики студента
Настоящий кодекс этики студента Института Прокуратуры мгюа им. О. Е. Кутафина ставит перед собой следующие задачи
Основы светской этики iconТема Сущностные характеристики профессиональной педагогической этики
Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи, основные детерминанты
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница