Предисловие 5 предмет религиоведения 6


НазваниеПредисловие 5 предмет религиоведения 6
страница1/30
Дата публикации30.05.2013
Размер3.75 Mb.
ТипЛитература
userdocs.ru > История > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 5

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 6

ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 10


1.1. Понятие религии 10

1.2. Детерминанты, или корни религии 19

1.3. Структура религии 25

1.4. Социальные функции религии 29

1.5. Исторические типы религии 34

ГЛАВА 2. РАННИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ И КУЛЬТА 40

ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЛИГИИ 47

3.1. Религия в Древнем Египте 47

3.2. Религии в Месопотамии 51

3.3. Зороастризм 54

3.4. Религии в Древней Индии 58

3.5. Религии в Древней Греции и Древнем Риме 62

3.6. Восточнославянское язычество 69

3.7. Иудаизм 77

3.8. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм 83

3.9. Синтоизм 92

3.10. Конфуцианство. Даосизм 94

^ ГЛАВА 4. БУДДИЗМ 101

ГЛАВА 5. Происхождение и сущность ХРИСТИАНСТВа 110

5.1. Возникновение и становление христианства 110

5.2. Основы вероучения и культа христианства 118

5.3. Этика христианства 130

^ ГЛАВА 6. КОНФЕССИИ ХРИСТИАНСТВА 135

6.1. Православие 135

6.2. Католицизм 150

6.3. Несторианство. Монофизитство 163

6.4. Протестантизм 165

ГЛАВА 7. ИСЛАМ 134 182

7.1. Возникновение и становление ислама 182

7.2. Источники и основные идеи вероучения 185

7.3. Обряды и предписания мусульман 188

7.4. Основные направления ислама в современном мире 192

7.5. Ислам и мусульмане в Беларуси 196

^ ГЛАВА 8. НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ 199

8.1. Международное Общество Сознания Кришны. 199

8.2. Бахаизм 201

8.3. Деструктивные религиозные культы 203

Глава 9. Современная религиозная ситуация

в Беларуси 216

^ ГЛАВА 10. СВОБОДОМЫСЛИЕ В ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ

КУЛЬТУРЫ 225

10.1. Понятия свободомыслия и секуляризации 225

10.2. Свободомыслие в Древнем мире 228

10.3. Свободомыслие Средневековья и эпохи Возрождения 232

10.4. Свободомыслие и атеизм Нового и Новейшего времени 241

^ ГЛАВА 11. СВОБОДА СОВЕСТИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 251

11.1. Понятие свободы совести 251

11.2. Международные акты о свободе совести 252

11.3. Свобода совести в Российской империи и в СССР 257

11.4. Законодательство Республики Беларусь о свободе

совести и религиозных организациях 267

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Сравнительная численность приверженцев

основных религий современного мира 278

Приложение 2. История религии в датах 279

Приложение 3. Конфессии и религиозные общины

в Республике Беларусь 287

Приложение 4. Религиозный традиционализм и модернизм

в Беларуси 289

Литература 290

список иллюстраций 297
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современном общественном сознании происходит процесс переосмысления роли религии и церкви. Для Беларуси, равно как и всего постсоветского пространства, характерен процесс религиозно-церковного ренессанса. Наряду с возрождением традиционных вероисповеданий получили распространение нетрадиционные религии. Возникли неокульты, ориентированные, как правило, на разрушение духовных устоев, национального самосознания народа. Вместе с тем сохраняется устойчивая тенденция неприятия религиозного догматизма, отстаивания принципов светского мировоззрения, свободомыслия. В этих условиях существенно актуализируется задача высшей школы по обеспечению разностороннего мировоззренческого образования завтрашних учителей, способных помочь ученикам в самостоятельном и ответственном выборе жизненного пути. Современная школа нуждается в грамотных и компетентных педагогах, способных отличить «зерна» подлинной духовности от «плевел» сектантского авантюризма, непредвзятых в вопросах религиозной традиции, места и значения церкви в общественной жизни.

Данное пособие представляет собой краткое изложение проблематики религиоведения как светской учебной дисциплины. Оно соответствует обновленной программе курса, разработано с учетом учебных и учебно-методических изданий, апробированных в преподавательской деятельности, и новейших научных исследований в данной области. Излагаются основы теории религии, характеризуются ее исторические типы и ведущие конфессии современного мира, традиции свободомыслия в духовной культуре человечества. Прослежен процесс формирования представлений о свободе совести. Показана специфика религиозно-конфессиональной ситуации в Беларуси. Особое внимание обращено на феномен неокультов, деструктивных сект.

Приводятся списки литературы, рекомендуемые для более глубокого изучения предмета, самостоятельной работы студентов. Приведены фрагменты наиболее значимых религиозных текстов, таблицы, позволяющие систематизировать учебный материал, перечень основных дат в истории религии. Приведены сравнительные данные численности сторонников ведущих религиозных объединений современного мира, религиозных общин в Республике Беларусь.

Пособие подготовлено в рамках программы развития учебно-методического обеспечения философского и культурологического образования, реализуемой кафедрой философии Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова.

^ ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Религиоведение как светская учебная дисциплина предполагает формирование системы знаний о религии как феномене социального и духовно-культурного бытия человека и общества, взаимосвязи и взаимодействия религии и других областей культуры, социальных институтов. Предметом религиоведения является сущность, генезис, структура и функции религии; история, своеобразие и современное состояние основных религиозных типов и направлений, в том числе применительно к истории Беларуси. Целостность курса предусматривает изучение мировоззренческой альтернативы религии – свободомыслия, его истории, содержания конкретных форм, воздействия на становление духовной культуры человечества, в том числе белорусской национальной культуры. Существенное место в структуре религиоведения занимают проблемы свободы совести, ее реализации в мировой и национальной практике, законодательстве.

^ Основные задачи курса:

  • Развитие представлений о специфике религиозного мировоззрения и свободомыслия как способов духовно-практического освоения действительности;

  • Овладение знаниями о теории и истории религии, ее детерминантах, структуре и исторических типах, роли в общественной жизни;

  • Усвоение базовых понятий и терминологического аппарата религиоведения;

  • Ознакомление с многообразием религиозных традиций, ведущими религиями мира и основными конфессиями в Республике Беларусь;

  • Формирование навыков оценки различных религиозных направлений, распознания деструктивных организаций;

  • Ознакомление с современной религиозной ситуацией в мире и Республике Беларусь;

  • Овладение знаниями о свободомыслии в отношении религии, его развитии, влиянии на культурную традицию;

  • Изучение законодательных актов Республики Беларусь о свободе совести;

  • Выработка (закрепление) умений конструктивного, непредвзятого общения с инакомыслящими;

  • Содействие сознательному мировоззренческому самоопределению студентов на началах научности, светскости, толерантности.

Знания о религии – исторические, философские, теологические, психологические и другие – формировались в течение веков, но религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания складывалось начиная с XIX в. Оно выделилось на стыке этнологии, археологии, истории, философии, культурологии, социологии, политологии, психологии и других наук. Религиоведение включает ряд разделов, среди которых выделяются история, философия, социология, психология, феноменология религии, теория и история свободомыслия и свободы совести. История религии исследует закономерности и особенности возникновения и развития религии в целом и ее отдельных проявлений. Философия религии осмысливает природу религии, интерпретируя ее с позиций материализма, позитивизма, психоанализа, феноменологии, герменевтики и других многообразных концепций. Социология религии изучает социальные детерминанты религиозности, структуру религии, ее место и роль в социуме. Психология религии исследует психологические аспекты религиозных явлений (чувств, потребностей, настроений и т.д.), в контексте общественной, групповой и индивидуальной психологии. Феноменология религии ориентирована на понимание и систематизацию явлений религии с точки зрения реализации в коммуникации индивидов религиозных значения и смыслов. Теория и история свободомыслия и свободы совести раскрывает содержание свободомыслия и свободы совести, закономерности и этапы их развития, роль в общественной жизни в контексте реализации прав и свобод человека.

Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение применяет разнообразные методы познания. Его научно-теоретической основой является диалектика в приложении к изучению социальных и духовно-культурных процессов. Используются возможности конкретно-исторического, типологического, феноменологического, структурно-функционального, герменевтического, сравнительно-исторического анализа. Конкретно-исторический подход использует логику истории, исходит из социально-культурной обусловленности и значимости религиозных феноменов. Типологический метод позволяет выявить устойчивые группы признаков, сформировать модели типологической общности для определенных религиозных явлений. Феноменологический анализ выявляет смысловые значения в духовном взаимодействии людей. Структурно-функциональный подход направлен на раскрытие строения и функционирования религиозных систем. Герменевтический метод применяется для достижения понимания религиозных явлений, предполагает истолкование священных текстов и других объективных феноменов религиозной культуры в связи с их социокультурным контекстом. Сравнительно-историческое исследование сопоставляет различные религии, этапы развития одной и той же религии.

^ Принципами изложения религиоведческих проблем выступает объективность, подразумевающая конкретно-исторический анализ материала, оперирование прочно установленными фактами; рассмотрение религии в контексте социальной жизни и духовной культуры, смысложизненных проблем бытия человека; изложение вопросов в духе толерантности, терпимого отношения к иному, безрелигиозному или религиозному мировоззрению.

В религиоведении выделяют ряд групп понятий и терминов. Используются общефилософские и социально-философские категории – «бытие», «сознание», «познание», «отражение», «духовность», «истина», «фантазия», «сверхъестественное», «общество», «отчуждение», «культура», и др.; термины, заимствованные из логики, этики, эстетики – «значение», «смысл», «совесть», «нравственность», «мораль», «ответственность», «милосердие», «сострадание», «трагическое», «возвышенное», «экстаз» и др.; общенаучные и частнонаучные понятия – «система», «структура», «функция», «детерминанта», «роль», «иллюзия», «вера», «чувства», «настроения», «страдание», «общение», «жизнь», «смерть» и другие, наполняемые соответствующим конкретным содержанием. Наибольший объем занимает ряд специальных, собственно религиоведческих понятий, фиксирующих религию и свободомыслие в их внутренней динамике, в контексте культурной и социальной жизни – «религия», «вероисповедание», «символ веры», «догматика», «бог», «теодицея», «теизм», «ад», «рай», «боговоплощение», «священное писание», «священное предание», «Библия», «Коран», «культ», «богослужение», «таинство», «жрец», «духовенство», «молитва», «церковь», «секта», «конфессия», «христианство», «православие», «католицизм», «протестантизм», «Реформация», «контрреформация», «буддизм», «ислам», «иудаизм», «индуизм», «конфуцианство», «тотемизм», «анимизм», «аскетизм», «автокефалия», «свободомыслие», «антиклерикализм», «ересь», «атеизм», «свобода совести», «веротерпимость», «толерантность», «сакрализация», «секуляризация» и т.д.

Преподавание религиоведения предполагает проведение междисциплинарных связей с философией, историей, культурологией, социологией и другими предметами гуманитарного цикла, что усиливает их мировоззренческий потенциал, обогащает обществоведческое образование в целом. Изучение данного курса поможет студентам овладеть достижениями мировой и отечественной культуры, духовно определиться и реализовать свободу совести, сформировать активную жизненную позицию.
Глава 1. РЕЛИГИЯ

^ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
1.1. Понятие религии

Слово «религия» возникает в древнеримской культуре. Считают, что впервые его употребил, выводя из латинского «relegere» («собирать», «вновь перечитывать» относящееся к богопочитанию), Марк Тулий Цицерон (106–43 до н.э.). В трактате «О природе богов» он определяет религию как «благочестивое почитание богов». Христианские авторы Лактанций (III в.) и Августин (IV в.) объясняли этимологию этого понятия от «religare» («вновь связывать, воссоединять»), и трактовали его как «путь примирения человека с Богом после того, как он стал на путь греха». В современной философии базовую категорию религиоведения нередко выводят от латинского «religio» («благочестие», «благоверие», «святость», «предмет культа» и т.п.). Впрочем, любой этимологический подход не в состоянии раскрыть объема и глубины содержания данного понятия. Серьезные противоречия и трудности возникают при определении религии. Констатируя проблематичность решения этой задачи, основатель сравнительного религиоведения Джеймс Фрэзер (1854–1941) писал, что «нет такого предмета, в отношении которого мнения так сильно разделились, как в отношении религии. Невозможно дать определение религии, которое удовлетворило бы всех». Скептицизм автора не помешал ему, однако, изложить дефиницию, вполне конкурентоспособную для своего времени: «под религией я понимаю умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека, сил, которые как считается, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни… в религии заложена, во-первых, вера в существование сверхъестественных существ, во-вторых, стремление снискать их благосклонность…» («Золотая ветвь», 1890).

Попытки постичь феномен религии, понять его природу и значение, определить его сущность предпринимались в истории человеческой мысли с глубокой древности. Столетия религиоведческого поиска привели к формированию ряда подходов к пониманию религии: теологического, объективно- и субъективно-идеалистических, антропологического, социологического, биологизаторского, марксистского и других, различающихся по специфике восприятия объекта, главному объяснительному принципу и методологии исследования.

^ Теологический подход. Теологическому (от греч. theos – бог и logos – учение, буквально – учение о боге) или богословскому подходу свойственно постулирование идеи бога как сверхъестественного источника религии и бытия вообще, понимание религии как взаимоотношения между богом и человеком. «Онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас», а «феноменалистически… есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение» – утверждал православный богослов П.А.Флоренский (1882–1937). С.Н.Булгаков (1871–1944) писал, что «в самой общей форме» религию можно определить как «познание Бога и переживание связи с Богом». И.А.Ильин (1882-1954) отмечал в «Аксиомах религиозного опыта», что «сущность религии состоит в установлении живой и творческой связи с богом… Религиозность есть направленность души к богу». Как «исконно присущую человеку потребность общения с Богом» трактуют религию авторы «Полного православного богословского энциклопедического словаря», поясняя, что только «в религии человек находит для себя высшее и совершенное удовлетворение и руководство в своей деятельности». Составитель «Католического катехизиса» (1935) С.Тышкевич писал, что «религия имеет своим предметом Бога… своим назначением – вести нас к этой истине…».

Религия в данном подходе понимается и как субъективное отношение к богу, и как объективная реальность. Вера видится арбитром любой человеческой души, поскольку та сотворена богом и тяготеет к своему создателю. В результате вопрос о природе религии превращается в вопрос о сущности и бытии бога. Своей задачей теологи видят разъяснение божественного откровения, изложенного в Священном писании. Предпосылкой теологии выступает идеалистическая философия. Основными философскими истоками традиционной теологии христианства, иудаизма и ислама выступают учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма, получившие развитие в эпоху Средневековья. Теологическая традиция в отечественной культуре берет начало в религиозной философии Киевской Руси («Слово о Законе и Благодати» Илариона, творчество Климента Смолятича, Кирилла Туровского и др.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Похожие:

Предисловие 5 предмет религиоведения 6 iconДе 1: Предмет религиоведения, проблема происхождения религии
В каком году произошла хиджра – переселение первых мусульман из Мекки в Ясриб (Медину)?
Предисловие 5 предмет религиоведения 6 iconДни петербургской философии 2012 Первый конгресс российских исследователей религии
Забияко А. П. – доктор философских наук, профессор, зав кафедрой религиоведения Амурского государственного университета, сопредседатель...
Предисловие 5 предмет религиоведения 6 iconПредисловие к английской редакции
Если вас сколько-нибудь интересует данный предмет, то советую прочесть весь диалог
Предисловие 5 предмет религиоведения 6 iconСоциология управления содержание предисловие 9
Объект, предмет и методы социологии управления 18 глава публичное администрирование
Предисловие 5 предмет религиоведения 6 iconВведение в понятийный
Утверждено на заседании кафедры религиоведения Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета...
Предисловие 5 предмет религиоведения 6 icon1. Предмет административного права. Предмет ап
...
Предисловие 5 предмет религиоведения 6 iconМайк Микаловиц Стартап без бюджета Предисловие в общем, мне все говорили,...

Предисловие 5 предмет религиоведения 6 iconХанова Руфина Вильсоновна Основы религиоведения, Яблоков
Законы, которые рассматривают отношение религии и человека. Закон свободы права человека. Религия не должна наносить вред человеку....
Предисловие 5 предмет религиоведения 6 iconОчерки сравнительного религиоведения (фрагменты)
К несчастью, такого рода фактов мы не находим нигде — ни в обществах, историю которых мы знаем, ни у «примитивных» народов, не охваченных...
Предисловие 5 предмет религиоведения 6 iconМаркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3
Предисловие к первому изданию 1884 года предисловие к четвиртому изданию 1891 года
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница