Литература (основная и дополнительная) к каждой теме в названном пособии


Скачать 147.01 Kb.
НазваниеЛитература (основная и дополнительная) к каждой теме в названном пособии
Дата публикации28.03.2013
Размер147.01 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > История > Литература
К2 – Знания


  1. Знание – это 1) проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности; 2) адекватное отражение ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Знания могут быть: житейскими, художественными, научными.

Знания и правильно избранный путь их усвоения – реальная предпосылка умственного развития личности учащегося (Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. Москва. Научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1993).

  1. Компетенция [<лат. competere добиваться; соответствовать; подходить] – 1) круг полномочий какого-л. органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых кто-л. хорошо осведомлен.

Компетентность [см. компетенция] – 1) способность личности принимать ответственные решения в нестандартной ситуации на основе разносторонних системных знаний о сути предмета (процесса, явления) и готовность нести ответственность за принятые решения.

  1. Компетенция по каждой теме см. в кн. / И.И. Казимирская, А.В. Торхова. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике. Минск, «Бестпринт», 2004.

  2. Литература (основная и дополнительная) к каждой теме в названном пособии.


К2

Социально-профессиональные роли,
осваиваемые в процессе изучения педагогики
Апоретика [<гр. aporetikë (tehnë) (искусство) преодолевать трудноразрешимые проблемы] – толкование апорий.

Апоретик, педагог, способный находить выход, разрешать трудные проблемы, имеющие неявные противоречия.

Аналитик [<гр. analysis (анализ, разложение, расчленение)] – это педагог, способный представить и осуществить необходимую совокупность операций, с помощью которых изучаемый объект (процесс, явление) рассматривается как целостное образование, состоящее из отдельных составных частей.

Герменевт [<гр. hermeneutikë (tehnë) истолковательное (искусство)] – педагог, овладевший искусством убедительной интерпретации, истолкования текстов, учебного материала.

Гуманист [<лат. humanus человечный] – это педагог, утверждающий ценность учащегося независимо от его академических успехов, способствующий свободному развитию его творческих сил, способностей и дарований.

Диагност (эффективности образовательного процесса) [<гр. diagnosis распознавание, определение] – педагог, способный определять сущность и особенности течения образовательного процесса на основании всестороннего анализа всех его компонентов (учащихся, педагогов, содержания образования, средств овладения им, характера оценочной деятельности и др.).

Исповедник – это 1) педагог, способный выслушать своего ученика, расспросить о его трудностях, поддержать и помочь принять оптимальные для данной ситуации решения; 2) педагог, способный признать свои ошибки, рассказать о своих проблемах; просить о поддержке для выхода из затруднительных ситуаций.

Инноватор [<англ. innovation - нововведение] – педагог, способный на основе глубоких и системных знаний и умений порождать инновации (новые формы, методики обучения, воспитания, конструировать новое содержание образования), разрабатывать проекты, включая их в реальный педагогический процесс, оценивать эффективность инновации.

Коммуникатор [<лат. communicatio делать общим, связывать; общаться] – это педагог, развивший в себе способность устанавливать продуктивное взаимодействие со всеми субъектами педагогического процесса (учащимися, коллегами, администрацией, педагогической общественностью).

Методист – сценарист [<гр. methodos – 1) способ познания, исследования предметов и явлений окружающего мира; 2) прием, способ или образ действия] – это педагог, специалист в преподавании какого-либо предмета, способный разрабатывать сценарии разнообразных уроков, внеклассных воспитательных мероприятий.

Методолог [<гр. methodo logos – 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в науке] – это педагог, владеющий совокупностью научных методов познания и преобразования педагогической реальности.

Фасилитатор [<англ. facilitate облегчать] – это педагог, овладевший способностью облегчать усвоение учащимися трудного материала, способный учение сделать процессом увлекательным, посильным для каждого.

Философ [<гр. philosophos мыслитель, разрабатывающий вопросы мировоззрения, методологии] – это педагог, развивший способность воспринимать мир, педагогическую реальность целостно, видеть свое место и роль в реальном педагогическом процессе, в социальном созидании личности воспитуемых, использовать дидактические средства преподаваемого предмета для разностороннего развития учащихся и собственного профессионального и личностного роста.

Эксперт (учебных планов и программ) [<лат. expertus опытный] – это педагог, компетентный специалист в преподавании конкретного предмета, способный оценить достоинства и недостатки учебных программ и планов, обосновать фактами свое заключение, разработать план эффективного изучения своего предмета с учетом нормативных предписаний.

К2

ПЛАН-ГРАФИК

управляемой и контролируемой
самостоятельной работы студентов
^ Самостоятельная работа студента – это работа, во-первых, инициируемая самим студентом, не зависящая от кого-либо; во-вторых, это выделяемая личностью из ряда других, т.е. оригинальная работа; в-третьих, это выполняемая без чье-либо помощи, т.е. самостоятельно.

^ Управляемая самостоятельная работа – это самостоятельная работа, выполняемая студентом без непосредственной помощи педагога, но по его заданию. Ее примерами являются: написание эссе на заданные темы, написание рецензий, подготовка и защита проектов, дебатов, коллажей, кроссвордов. Управляемая роль преподавателя проявляется в определении тематики, разработке методики выполнения каждого из заданий.

^ Контролируемая самостоятельная работа – это выполняемая под непосредственным руководством педагога работа, в его присутствии. В опыте нашего курса – это создание синквейна, написание допуска к экзамену, это проведение пресс-конференции, дебатов, интерактивных игр.

К2

План-график управляемой работы дан в логике лекционных курсов

План-график контролируемой работы дан в логике практических и семинарских занятий


Тема практического
(семинарского) занятия

Дата

Содержание КСР

1. Методология и методы педагогических исследований

1 практическое занятие

Разработка синквейнов по основным категориям педагогики

2. Образование как личностно-преобразующая деятельность

2 практическое занятие

Эссе на темы:

«Педагогические идеи, образование в моем городе (районе, селе) в ХI-ХIX в.»; «Моя школа (район, город» сегодня: состояние, перспективы»; «Если бы учитель (учительниц) тогда сказал(а) мне…»

3. Система образования Республики Беларусь и тенденции ее развития

3 практическое занятие

Роли участников:

  1. Министр образования

  2. Зам. министра образования (м.б. 2 человека)

  3. Декан факультета

  4. Директор лицея

  5. Директор сельской общеобразовательной школы

  6. Учитель-предметник общеобразовательной школы

  7. Представители педагогической общественности

  8. Редакторы, корреспонденты республиканских, зарубежных газет и журналов (не менее 10 человек)

4. Интерактивная игра

4 практическое занятие

Распределение ролей:

1. Свободный выбор ролей из следующего перечня:

В студии:

- ведущий, оператор;

- министр образования;

- директор многопрофильной школы;

- завуч по воспитательной работе;

- представитель центра по работе с детьми осложненного поведения;

- представитель центра по работе с одаренными школьниками;

- директор частной школы;

- директор сельской школы.

В эфире задают вопросы:

- учителя городских и сельских школ;

- студенты БПУ;

- родители младших школьников;

- старшеклассники;

- лидер молодежного движения;

- милиционер;

- воспитатели;

- священник;

- школьный психолог;

- школьная медсестра.

5. Дебаты на тему «Эффективный учитель: каков он?»

5 практическое занятие

Распределение ролей:

  1. Председатель

  2. Секретарь

  3. Главный Оратор (1 тезис)

  4. Главный Оратор (1 антитезис)

  5. Второй Оратор (защитник тезиса)

  6. Второй Оратор (защитник антитезиса)

  7. Третий Оратор (оппонент антитезиса)

  8. Третий Оратор (оппонент тезиса)

  9. Четвертый Оратор (подводит итог тому, что сказано защитниками антитезиса)

  10. Четвертый Оратор (подводит итоги тому, что сказано защитниками тезиса)

Все остальные члены группы позиционируют себя либо как сторонники тезиса, либо – антитезиса.

6. Процесс обучения. Его структурные компоненты, закономерности, принципы

6 занятие

семинар

Защита докладов, проектов по проблемам дидактики. Рецензия на программу «Единого режима грамотного письма и культуры речи»

7. Методы, технологии и средства обучения в современной школе

7 занятие

Педагогический диктант.

Защита проектов по дидактике, охватывающих проблему саногенного мышления, здоровьесберегающих технологий, технологии обучения в сотрудничестве

8. Формы обучения. Урок – основная форма организации учебного процесса

8 занятие

Защита проектов «Мой урок, проведенный по технологии «Обучение в сотрудничестве»

9. Школьный коллектив и его роль в развитии растущей личности

9 занятие

Защита проекта «Мое воспитательное мероприятие в классе»

10. КСР

10 занятие

Допуск к экзамену


К3 – Умения
Ранжированный список
учебной деятельности студента по педагогике


^ Вес
(в баллах)


Учебная деятельность

10

Ведение педагогической папки и ее защита

10

Доклад на научной студенческой конференции

10

Победа в конкурсе по предмету

10

Публикация материалов исследования (печатная работа)

9

Подготовка и проведение диалога-спора

9

Подготовка и проведение пресс-конференции

9

Подготовка и проведение дебатов

9

Подготовка и проведение круглого стола

9

Подготовка и защита проекта

9

Проведение локального педагогического исследования и отчет о результатах

9

Выступление с анализом информации по нескольким источникам

8

Выступление с изложением информации по трем и более источникам

8

Разработка теста для контроля знания по теме

7

Сочинение, эссе, коллаж

7

Разработка контрольных и проверочных заданий по теме

7

Графическая интерпретация содержания темы

7

Разработка опорного конспекта по теме

7

Постановка новой педагогической задачи и ее решение

7

Выступление с решением педагогической задачи

6

Выступление с изложением информации по одному источнику

6

Ответ на вопрос преподавателя

5

Добавление, дополнение ответа

5

Постановка оригинального вопроса с возможным вариантом ответа

5

Представление оригинальной точки зрения

5

Рецензия на выступление

4

Реплика при обсуждении вопроса, сообщения

4

Рефлексия своего участия в работе группы

2

Посещение занятий


К4 – Задания
Примерная тематика докладов, рефератов, проектов

(для студентов III курса романо-германского отделения филфака БГУ)

2012-2013 учебный год
^

Модуль 1. Общие основы педагогики


  1. Система образования Республики Беларусь: ответ на вызовы времени.

  2. Моя Родина – Беларусь: мой город (село, район) и система его образования в ХI – ХIХ веках.

  3. Президентская программа «Дети Беларуси» и ее реализация как нравственно-правовая основа отношения к детству.

  4. Права ребенка как педагогические ценности.

  5. «Великая дидактика» Я.-А. Каменского и ее роль в педагогической культуре современного учителя иностранного языка.

  6. Воспитание, школа и педагогические традиции моего края в средние века
    (в ХIХ веке, сегодня).

  7. Что значит «Быть в образовании» для учителя иностранного языка
    (По идеям книги Э. Фромма «Иметь и Быть»?).

  8. Адаптивная школа: идеалы и реальность.


Модуль 2. Дидактика

  1. Развивающее обучение: критический анализ учителя иностранного языка.

  2. Проблемное обучение иностранному языку: перспективы, реальность.

  3. Эвристическое обучение: его роль и место в изучении иностранных языков.

  4. Интерактивное обучение иностранным языкам: критический анализ.

  5. Ритуалы, обряды, игры в современном обучении иностранным языкам.

  6. Белл-ланкастерская система обучения: современный взгляд с позиции учителя иностранного языка.

  7. Маннгеймская система обучения: реалии и перспективы применения
    в процессе изучения иностранных языков.

  8. План Трампа и его место в системе современного вузовского образования.

  9. Неградуированные классы: критический взгляд учителя иностранного языка.

  10. Информационные технологии в средней школе: условия эффективного влияния на развитие личности.

  11. Интерактивное обучение: место в системе изучения иностранных языков.

  12. Эвристическое «погружение» и его роль в изучении иностранных языков.

  13. Проективные методы в обучении иностранному языку.

  14. Организация работы » французских» мастерских.

  15. Дистанционное обучение: критический анализ учителя иностранного языка.

  16. Современные подходы к оценке качества образования в вузе (школе).

  17. Тьюторская форма обучения одаренных детей.

  18. Дидактическая система работы гувернеров.

  19. Проблемно-модульное обучение иностранному языку: критический анализ.

  20. Блочно-модульное обучение: состояние, перспективы.

  21. Личностно-ориентированное образование: критический анализ.

  22. Саногенное мышление: сущность и способы развития в процессе изучения иностранных языков.

  23. Витагенное (основанное на жизненном опыте) образование [9, стр. 135-138, 141-150].

  24. Голографический подход к организации образования [9, стр. 151-169]

  25. Нестандартные формы организации обучения в школе и вузе.

  26. Содержание образования как основа базовой культуры личности и перспективы его развития – [3; стр. 204-249]

  27. Организационные формы и системы обучения: тенденции развития – [3; стр. 250-287]

  28. Проблемы обучения на страницах периодических изданий

  29. Авторская школа обучения иностранным языкам: анализ цельного опыта

  30. Современные авторские школы: причины их возникновения и условия их эффективности – [7; стр. 142-167]

  31. Творческий урок и его разновидности – [7; стр. 356-400]

  32. Дидактические основы дистанционного обучения – [7; стр. 442-480]

  33. Диагностика в обучении – [7; стр. 418-442]

  34. Развивающее обучение: критический анализ учителя иностранного языка.

  35. Проблемное обучение иностранному языку: перспективы, реальность.

  36. Эвристическое обучение: его роль и место в изучении иностранных языков.

  37. Интерактивное обучение иностранным языкам: критический анализ.

  38. Ритуалы, обряды, игры в современном обучении иностранным языкам.

  39. Белл-ланкастерская система обучения: современный взгляд с позиции учителя иностранного языка.

  40. Маннгеймская система обучения: реалии и перспективы применения
    в процессе изучения иностранных языков.

  41. План Трампа и его место в системе современного вузовского образования.

  42. Неградуированные классы: критический взгляд учителя иностранного языка.

  43. Интерактивное обучение: место в системе изучения иностранных языков.

  44. Эвристическое «погружение» и его роль в изучении иностранных языков.

  45. Проективные методы в обучении иностранному языку.

  46. Организация работы» французских» мастерских.

  47. Дистанционное обучение: критический анализ учителя иностранного языка.

  48. Современные подходы к оценке качества образования в вузе (школе).

  49. Тьюторская форма обучения одаренных детей.

  50. Дидактическая система работы гувернеров.

  51. Проблемно-модульное обучение иностранному языку: критический анализ.

  52. Блочно-модульное обучение: состояние, перспективы.

  53. Личностно-ориентированное образование: критический анализ.

  54. Реализация принципа природосообразности в педагогических системах Я.-А. Коменского, К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого

  55. Формы организации групповой работы при обучении иностранному языку.

  56. Педагогические основы образовательных веб-сайтов.

  57. Болонский процесс и его сущность.


Модуль 3. Теория и методика воспитания

  1. Сущность воспитания и его место в целостном процессе формирования личности – [6; стр. 6-27]

  2. Современные теории воспитания и развития личности – [6; стр. 28-54]

  3. Диалоговые формы воспитания – [6; стр. 230-260]

  4. Воспитание базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе учреждений образования – [4; стр. 40-51]

  5. Коллектив и его роль в воспитании растущей личности – [4; стр. 98-112]

  6. Детские и юношеские общественные объединения и их роль в воспитании растущей личности – [4; стр. 142-161]

  7. Дебаты «Государственные и частные учебные заведения: за и против».

  8. Тестирование и экзамен: достоинства и несовершенства.

  9. Эффективный учитель: идеалы и реальность.



^

Рекомендуемая литература


  1. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 273 с.

  2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 336 с.

  3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общие основы педагогики / Под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1. – 288 с.

  4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общие основы педагогики / Под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 2. – 256 с.

  5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котов, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 512 с.

  6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.

  7. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

  8. Общие основы педагогической профессии: Учеб. пособ. / авт. сост. И.И. Цыркун и др. – Мн.: БГПУ, 2005. – 195 с.

  9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.


К4 – Задания
Вопросы допуска к экзамену
См. Казимирская И.И. Педагогика: практикум дя студ. пед. специальностей / И.И. Казимирская, А.В. Торхова, П.М. Бычковский – 2-ое изд. перераб. и доп. – Мн.: БГУ, 2004. – стр. 263




Похожие:

Литература (основная и дополнительная) к каждой теме в названном пособии iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по биологической химии
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и медико-профиоактического факультетов медицинских вузов, выполняющих...
Литература (основная и дополнительная) к каждой теме в названном пособии iconЛитература Основная литература
Гесиод. Работы и дни. Теогония. В кн. Эллинские поэты в пер. В. В. Вересаева М. 1963 или по 1 части антологии
Литература (основная и дополнительная) к каждой теме в названном пособии iconЛитература по курсу «Психологические основы профориентации и профессионального...
Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие М.: Пер сэ., 2006
Литература (основная и дополнительная) к каждой теме в названном пособии icon7. Форматы электронных документов Форматы аудио-, видео-, текстовых...
Объект, предмет и задачи курса, его место в системе подготовки библиотечного специалиста. Взаимосвязь курса с другими дисциплинами,...
Литература (основная и дополнительная) к каждой теме в названном пособии iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению контрольных работ тематика контрольных работ
Методическое пособие предназначено студентам заочной формы обучения. В пособии представлены основные рекомендации и программа курса...
Литература (основная и дополнительная) к каждой теме в названном пособии iconЛитература Основная литература
Герчикова И. Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности...
Литература (основная и дополнительная) к каждой теме в названном пособии iconУчебное пособие. М., 2006 б дополнительная литература
Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М.: Издательство "Наука", 1984
Литература (основная и дополнительная) к каждой теме в названном пособии iconЛекция: литература и театр
История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ –...
Литература (основная и дополнительная) к каждой теме в названном пособии iconОсновная литература
Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Т. 1 М., 1962-1981
Литература (основная и дополнительная) к каждой теме в названном пособии iconЛитература Основная
Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб пособие для студентов вузов. — М., 2003
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница