Рабочая программа дисциплины


Скачать 281.52 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/2
Дата публикации30.03.2013
Размер281.52 Kb.
ТипРабочая программа
userdocs.ru > История > Рабочая программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Ивановский государственный университет»

Утверждаю:
Проректор по научной работе ________________ проф. Д. И. Полывянный

«______» _____________ 2011 г.

Рабочая программа дисциплины

История и философия науки
Специальность

07.00.03 – всеобщая история

Квалификация (степень) выпускника
кандидат исторических наук

Нормативный срок обучения

3 года

Форма обучения
очная


Иваново 2011

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Программа разработана с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования и программы кандидатского экзамена по истории и философии науки.

Программа курса "история историографии" предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по истории науки. Он отражает те изменения. которые произошли в изучении истории исторической науки. На второй план отошли задачи описания и классификации направлений и школ и так называемой "историографии вопроса", акцент переносится на изучение функционирования и трансформации исторического знания в социокультурном контексте. это требует ответа на непростые вопросы о том, почему сейчас видят и пишут историю именно так. а не иначе. и почему в прошлом это делали по-другому. Хронологические рамки курса охватывают историю историографии от ее истоков в культуре древних цивилизаций до настоящего времени ( рубеж ХХ-ХХ1 веков). особое внимание уделяется различным формам познания прошлого в их историческом развитии, взаимоотношениям истории с другими областями знания, наиболее распространенным концептуальным моделям исторического развития, принципам анализа исторических источников, социальным функциям истории, специфическим чертам исторического знания. Курс. который завершает теоретическую и методологическую подготовку профессиональных историков высокой квалификации, построен таким образом, чтобы дать целостное представление о всей совокупности вопросов, связанных с осмыслением специфики исторического знания, его многовекового становления и развития. такой фронтальный анализ форм и путей развития исторического знания призван дать молодому специалисту полноценную информацию и надежные научные ориентиры для системной оценки состояния историографии в целом, изученности тех илил иных проблем, для определения перспектив различных школ и направлений и выбора из этого многообразия наиболее эффективного инструментария для решения своих собственных исследовательских задач.

Цель курса – формирование культуры мыслительной деятельности в моделях научно-философского дискурса через знакомство с основными парадигмами мировой науки и логикой развития научной мысли как планетного явления. Итогом целеполагания является формирование целостного мировоззрения аспиранта как будущего ученого на основе выявления глубинных, фундаментальных связей философии и науки.

^ Основные задачи курса:

  • дать представление о науке как социокультурном феномене в процессе ее эволюции;

  • сформировать целостную картину мира, предполагающую взаимосвязь науки, философии и других форм познавательной деятельности человека;

  • выстроить систему методологических оснований современного научного познания, показав, с одной стороны, единство научного знания, с другой, специфику социально-гуманитарного знания;

  • познакомить с теоретическими концептами (моделями) современной науки и различными парадигмами научного исследования;

  • создать представление о ведущих тенденциях и основаниях исторического развития науки, ее влияния на социальные, экономические, духовные и властные процессы в обществе;

  • выработать навык системного анализа мировоззренческих и методологических проблем современного научного знания;

  • развить навыки самостоятельного, критического мышления, аргументированного изложения определенной точки зрения в ходе научной дискуссии на основе предпосылочного знания;

  • подготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретных фундаментальных и прикладных исследований;

  • продемонстрировать тот факт, что формы познания прошлого менялись в ходе общественного развития, находясь во взаимодействии с фундаментальными особенностями того или иного типа культурной и социальной организации общества;

  • сконцентрировать внимание аспирантов на на углубленном изучении ключевых проблем истории исторической мысли, эволюции форм историописания, возникновения, распространения и смены исследовательских установок, становления и развития истории как академической дисциплины.

Для успешного освоения курса аспирант должен отвечать следующим характеристикам:

  • знать основные (реперные) точки истории мировой науки и философии, культуры в целом;

  • знать основы философии, естествознания и гуманитарных наук;

  • знать общие закономерности развития социальных систем;

  • быть знакомым с основными источниками по истории философии и науки;

  • уметь осуществлять поиск информации в научной литературе в соответствии с заданной темой; составлять конспекты изучаемой литературы и источников;

  • уметь грамотно и четко излагать собственные мысли; ясно и последовательно строить устную и письменную речь;

  • уметь проводить анализ научно-философского текста, выявлять основную идею, находить и формулировать содержащиеся в тексте проблемы;

  • быть готовым к проблемному диалогу;

  • владеть базовой научной терминологией;

  • владеть основами формально-логического мышления; методами обобщения и систематизации информации; культурой мышления в целом;

  • владеть навыками структурирования мысли и аргументации; навыками коммуникации, принятыми в образовательном сообществе.

Главным требованием, предъявляемым к аспиранту, является его готовность быть мотивированным, стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации, мастерства.

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

  • иметь представление: о месте философии науки в системе научного и философского знания; о функциях философии науки в системе современного научного знания; о проблемах современного научного знания и его границах; о влиянии научных знаний на процесс личностного развития человека;

  • знать: чем отличается подход философского рассмотрения науки от социального, психологического и иного ее рассмотрения; методологическую функцию философии науки в познании; различные подходы к пониманию оснований и сущности науки в философских и теоретических системах; специфику современного состояния науки; роль личного вклада в развитие науки;

  • уметь: анализировать позицию различных авторов в понимании сущности научного знания и познания; определять применяемую ими методологию в исследовании явлений; критически оценить продуктивность и границы применяемых ими методологий;

обладать навыками применения системно-синергетического подхода; диалектической методологии; герменевтического и семиотического анализа; общелогических методов дедукции, индукции и аналогии.Знания, умения и владения, полученные в ходе изучения курса «История и философия науки» представляют собой теоретико-методологическую основу осуществления научно-исследовательской деятельности, так как основываются на фундаментальной методологии системного подхода, обладающей в целом эвристическим потенциалом применительно к логике общения, понимания и анализа текстов (информации) разного уровня сложности и репрезентативности.
^ 2. Место дисциплины в структуре ООП подготовки аспиранта
Курс является составной частью цикла ОД.А.00 (обязательные дисциплины). Концептуально курс «История и философия науки», читаемый на первом году обучения, связан с дисциплинами «Онтология и теория познания» (ОД.А.03), изучаемой на третьем году обучения; «История философии» (ОД.А.04), и «Философия сознания и ноосферы» (ОД.А.05), «Философия Ивановского края» (ОФ.А.06 – факультативные дисциплины), изучаемых на втором году обучения. Указанные курсы являются конкретно научными (философско ориентированными) и раскрывают специфику собственно философской модели понимания действительности.
^ 3. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

Аудиторная нагрузка (лекции и семинары) − 72 часов.

Самостоятельная работа (подготовка к лекционным, семинарским занятиям, дискуссиям, выступлениям) − 72 часа.




п/п

Раздел

дисциплины

Год

Неделя

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов

и трудоемкость

Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации

Всего

Лекции

Семинары

Самост. работа

Модуль 1

1

^ Философия науки в первом приближении:

  • основные срезы философского знания и их взаимосвязь с разделом «философия науки»;

  • основные понятия: «наука», «научная рациональность», «научная революция», «научное мировоззрение», «научная картина мира»;

  • наука versus другие формы знания: проблема демаркации;

  • развитие науки & развитие общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное);

  • научно-технический прогресс и его философское осмысление;

  • философия как методология научного познания;

  • философские основания науки: общий обзор этапов развития западной философии и науки, а также их взаимодействия;

I




16

4

4

8

знакомство со списком литературы;

подбор литературы, подбор текстов из электронных библиотек;

выбор темы реферата, выбор монографии для индивидуального исследования.

чтение текста Порус В. Н. «Ответственность двуликого Януса (наука в ситуации культурного кризиса)» // Порус В. Н. У края культуры. М., 2008 или // Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 256–285.

2

  • кризис науки и кризис культуры;

  • противоречия формирования образа науки в общественном сознании;

  • кризис науки и кризис культуры: проблема ответственности науки;

  • наука «культуры» и наука «цивилизации»;

Модуль 2

3

Научная картина мира:

  • место науки в системе культуры;

  • кризис науки и культуры в контексте различения «культуры» и «цивилизации»;

  • история формирования научного мировоззрения;

  • онтология науки и научная картина мира: проблема онтологизации;

  • эволюция научной картины мира на примере эволюции физической картины мира;

  • «картина мира» versus «научная картина мира»;

I




8

2

4

2

составление словаря основных понятий научного знания;

разработка собственных рабочих определений научных категорий;
чтение текста Хайдеггер М. «Время картины мира» // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

С. 41–62.

4

  • картина мира как исторический феномен;

  • наука как сущностное явление Нового времени;

  • наука как исследование;

  • становление субъекта науки Нового времени;

  • наука и научная картина мира как историческое явление;

Модуль 3

5

Основные этапы развития философии науки:

  • предмет философии науки;

  • позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Милля;

  • «первый позитивизм» о соотношении философии и науки, концепция научного познания и проблема систематизации наук;

  • эмпириокритицизм (второй позитивизм) и его критика;

  • проблема обоснования фундаментальных понятий и принципов науки;

  • неопозитивизм (третий позитивизм);

  • логический атомизм Рассела-Витгенштейна;

  • программа логического анализа языка науки Б. Рассела;

  • язык как предмет изучения аналитической философии;

  • постпозитивистские концепции второй половины XX века;

  • критический рационализм К. Поппера;

  • концепция исторической динамики науки Т. Куна;

  • концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса;

  • «анархистская эпистемология» П. Фейерабенда;

I




28

6

8

14

составление опорных сигналов к пройденному материалу, сводной таблицы «История науки»;
составление конспекта источника по выбору;
чтение текстов:

Конт О. Курс позитивной философии // Антология мировой философии. Т.3. М., 1971 С. 553–556, 584–586;
Рассел Б. История западной философии. Философия логического анализа. (Кн.3,

ч. 2, гл. XXXI);

Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка// http://www.philosophy.ru/library/carnap/01.html;
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 236–239,

С. 439–447;

Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. С. 29–35;

Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. С. 9–268.

Фейерабенд П. Против метода // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 125–467.

6

  • теория роста научного знания Карла Раймунда Поппера;

  • критический рационализм и теория роста научного знания о критерии демаркации между наукой и ненаукой;

  • принцип фальсифицируемости и антииндуктивизм;

  • теория трех миров как попытка решения проблемы определения объективного характера человеческого знания;

  • социальная философия К. Поппера «Открытое общество и его враги», критика историцистских концепций;

  • парадигмальная модель развития науки Т. Куна. Природа нормальной науки. Парадигма, аномалия и возникновение научных открытий;

  • научные революции как изменение взгляда на мир. Прогресс, который несут научные революции;

  • проблемы науки и «теоретический анархизм» П. Фейерабенда. Наука как анархистское предприятие;

  • пролиферация теорий. Влияние культурного контекста на науку;

  • анархистская эпистемология;

  • компаративистский анализ гносеологической и социальной роли науки, мифа и религии;

Модуль 4

7

История науки и генезис научного познания:

  • преднаука versus наука;

  • генезис научного познания: от духовной революции античности к возникновению естествознания;

  • формирование технических и социально-гуманитарных наук;

  • институциональная организация науки и ее историческая эволюция;

II




14

2

4

8

подготовка докладов и презентаций по специфике науки на основных исторических этапах: Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени, ХХ века;
обсуждение докладов с финальной дискуссией

8

  • наука, донаучные и преднаучные знания;

  • развитие науки в античности. Ее специфика;

  • развитие научных представлений средневековья;

  • новации эпохи Возрождения;

  • формирование полноценного научного дискурса в Новое время;

Модуль 5

9

Развитие представлений о научном познании в XX в.:

  • традиционные и техногенные цивилизации;

  • место и роль науки в культуре техногенной цивилизации;

  • глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса;

  • специфика научного познания: отличительные признаки науки;

  • научное, обыденное, художественное, религиозное, мистическое познание;

  • проблема инноваций и преемственности в развитии науки (Дж. Холтон, М. Полани, Ст. Тулмин);

  • социология науки;

  • проблема интернализма и экстернализма;

  • достижения отечественной философии науки второй половины XX века;

II




20

4

6

10

Исследование литературы по социокультурной обусловленности науки;

чтение источников:

Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. С. 103–339;

Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО "Фирма  «Издательство  ACT»,  1999.

С. 6–261.

10

  • роль личностного неявного знания в науке;

  • роль субъекта познания в постижении объективных связей универсума;

  • роль интуиции в научном открытии, эвристический смысл критериев красоты в математике и естествознании;

  • роль неконцептуализированных форм в передаче знания;

  • личностное проникновение ученого в суть задач – как основа научного прогресса;

  • современность и будущее науки;

  • специфика науки «второй волны» по Э. Тоффлеру;

  • наука завтрашнего дня и интеллектуальная среда в условиях «нового синтеза» «третьей волны;

Модуль 6

11

Структура научного познания:

  • эмпирический и теоретический уровни научного исследования (основные признаки);

  • структура эмпирического исследования;

  • структура теоретического исследования;

  • основания науки;

II




12

2

4

6

исследование проблемы структурирования научного познания;
чтение статьи:

Лебедев С. А. Уровни научного знания // Вопросы философии. 2010. № 1. С. 62–75.

12

  • уровни научного знания;

  • основные теоретические понятия, характеризующие научное познание на теоретическом и эмпирическом уровнях;

  • сравнение двухуровневой (теоретический и эмпирический) и трехуровневой (теоретический, эмпирический, метатеоретический) моделей научного знания;

Модуль 7

13

Научные революции и смена типов научной рациональности:

  • феномен научных революций;

  • внутридисциплинарные и глобальные научные революции;

  • парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции;

  • философские предпосылки перестройки оснований науки;

  • научные революции в контексте междисциплинарных взаимодействий;

  • глобальные научные революции как изменение типа рациональности;

  • от классической к постнеклассической науке;

II




16

4

4

8

знакомство с литературой, где развивается идея научных революций;
чтение текстов:

Степин В. С. Теоретическое знание. М., 1999. (Глава VI. Научные революции);
Знакомство с сайтом «Философские концепции науки» http://www.nauka-filosofia.info/

14

  • научная революция как выбор новых стратегий исследования;

  • потенциальные истории науки;

  • перестройка исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки;

  • революции, связанные с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования;

  • революции, в период которых вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки и ее философские основания;

  • глобальные научные революции как изменение типа рациональности.

Модуль 8 История историографии




Раздел 1.

Предыстория и начало европейской традиции.

Тема 1. Протоистория. Греческая историография.

Тема 2. Римская историография.







4

2




2







Раздел 2. Средневековая историография

Тема 1. Характерные черты и жанры средневековой историографии.

Тема 2. региональные модели среднев. историографии. русская летописная традиция.







4

2




2







Раздел 3. Историография нового времени.

Тема 1. Западноевропейская историография XVII-XVIII вв.

Тема 2. Русская историография в XVI-XVIII вв.

Тема 3. .Западноевропейская историография в Х1Х в.

Тема 4. Русская историография в XIX d/







4

2




2







Раздел 4. Историческая наука в к.XIX- нач. ХХ вв.

Тема 1. Исторические школы Западной Европы в к. XIX-нач. ХХ вв.

Тема 2. Пересмотр позитивистской методологии в российской историографии.







4

2




2







Раздел 5. Историческая наука в к. ХХ -нач. XXI в.

Тема 1. Теория и практика мировой историографии в к. ХХ в.

Тема 2. Советская историография 2 половины ХХ в.

Тема 3. Историография в нач. XXI в.







8

4




4




15

Итого:







144

38

34

72



  1   2

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена на основании гос впо (спо) и учебного плана направления 350200 "Международные отношения"
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «История дальнего востока россии»
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос (фгос) впо и авторских разработок
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины ??? Гендерология и феминология
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по направлению подготовки 040101. 62 «Социальная работа», утвержденного 07...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Федеральные налоги и сборы с организаций»
Федеральные налоги и сборы с организаций [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. – 56 с
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика и инвестиции»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Место дисциплины в структуре...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Место дисциплины в структуре ооп подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция»
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины)...
Рабочая программы составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и ооп впо по направлению и профилю подготовки...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница