Программа курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции


Скачать 105.88 Kb.
НазваниеПрограмма курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции
Дата публикации30.03.2013
Размер105.88 Kb.
ТипПрограмма курса
userdocs.ru > История > Программа курса
Программа курса Теория и методология истории для в/о ФАД

03.10. – 05.12. 2012 г. – лекции

03.10 - 12.12. 2012 г. - семинары


Темы

Количество часов аудиторных занятий




Лекций

Семинарских занятий

Всего

Тема 1. Теория и методология истории: предмет и задачи курса. Теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия истории: возможно ли разграничение понятий? Теория исторического знания и теория исторического процесса. Историография и историописание.

2 часа

2 часа

4 часа

Тема 2. «История» как знание. Миф и история. Античные историки и их способы исторических описаний от Геродота до римских историков. Значение концептов: «герой», «судьба», «случай», «причина», «история учит». История и социум: от описания локальных войн до «всеобщей истории».

2часа

2часа

4 часа

Тема 3. Христианская модель истории (Аврелий Августин): время (прошлое-настоящее-будущее) и память. Линейность и финитность: время и вечность, начала и концы, Священная история и средневековые хроники. Способы работы средневековых историков, основные концепты, «хроники» и «деяния». Византийская историография, древнерусские книжники и история.

2 часа

2часа

4часа

Тема 4. От Ренессанса до эпохи барокко: правила писания и смысл истории. Ренессансное понимание истории. Человек-событие-фортуна. История как литература и вопрос о достоверности текста как исторического источника. Классификации наук и место истории в них (Ф.Бэкон). Английские эмпирики как историки (Т.Гоббс и Д.Юм). Ж. Боден и Дж. Вико: история – право – человек - Бог.

2 часа

2 часа

4 часа

Тема 5. XVIII век: от Просвещения к Романтизму. Просветители: история между природой и культурой. Идея прогресса как основание философии истории: Вольтер, Монтескье. Ж.-Ж.Руссо и отказ от истории. Французская революция глазами историков.

Романтики: история между наукой и поэзией: отношение к прошлому как мифу. Фольклор как источник проникновения в «дух народа». Герменевтический метод и понимание прошлого. Немецкий синтез романтизма и просветительства: И.Г.Гердер «Идеи к философии истории человечества».

2 часа

2 часа

4 часа

Тема 6. Немецкие философы-классики и их критики. «Идея» истории И.Канта; «Философия истории» В.Г.Гегеля; Материалистическая теория истории К.Маркса и Ф.Энгельса: философские основания и методы.

2 часа

4 часа

6 часов

Тема 7. Становление историографии как научной дисциплины и позитивистская программа исторического познания.

2 часа

2 часа

4 часа

Тема 8. В. Основания исторических наук в кантианской традиции (В.Дильтей). Баденская школа неокантианцев и проблемы разделения методов гуманитарного (исторического) и естественнонаучного знания.

2 часа

2 часа.

4 часа

Тема 9. Основные направления теории и методоогии истории 1 пол. ХХ в.: школа «Анналов»; герменевтическая традиция и метод исторического понимания; структурализм как теория и метод в истории; советская историческая школа.

2 часа

2 часа




Тема 10. Теория и методология истории 2-ой пол. ХХ-ХХI века: основные направления методы и школы. Новейшие методы исторических исследований. История и междисциплинарные стратегии в гуманитарном знании.

2 часа

2 часа




Всего

20 часов

22 часа

42 часа



ЛИТЕРАТУРА:
^ ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ:
1. Репина Л.П., Зверева В.В., Пармонова М.Ю. История исторического знания. М. 2004-2008 (любое издание)

http://rudocs.exdat.com/docs/index-139142.html

2.Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX – XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: «Кругъ», 2011. 560 с. Аннотация.

3. Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. Учебное пособие. М., 2003. 

4. Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания. СПб, 2008 http://www.hse.ru/data/829/565/1225/SP_Theory_of_history.pdf (только оглавление)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984. 
2 Барг М.А. Эпохи и идеи. М., 1987. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/barg/index.php
3. Блок М. Апология истории или ремесло историка. 2-е изд. М., 1986.
4. Гуревич А.Я. Двоякая ответственность историка // Новая и новейшая история. 1997. №5.
5. Кареев Н.И. Историология (теория исторического процесса). Пг., 1915.

Он же. Общий ход всемирной истории http://krotov.info/lib_sec/11_k/kar/ev_01.htm

6. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории; Автобиография. М., 1980.

7. Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1997. 
8. Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 2004. 
9. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. 2-е изд. М., 2006. 

10. Медушевская О.М. «Теория и методология когнитивной истории» М., 2009.

11. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию науки. М., 1989.
12. Румянцева М.Ф. Теория истории: Учебное пособие. М., 2002.

13. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. Учебное пособие. М., 2007. 

14. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

Семинарские занятия:
1 занятие (2 часа) Теория и методология истории. Введение в курс.


  1. Предметная область теории и методологии истории. Возможные подходы к построению дисциплины.

  2. Теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия истории: возможно ли разграничение понятий?

  3. Теория исторического знания и теория исторического процесса. История и другие гуманитарные науки (филология, право, экономика, социология, психология). История как теория и философия.

  4. Историография и историописание: методики или методы?


Литература:

О.л. (основная лит-ра) 1. гл.1-2; 2. Введение; гл.1; 3; 4. Предисловие.

Дополнительная литература – по выбору студентов.

2 занятие (2 часа) Античная история как знание


  1. Миф и история. Гомер, Гесиод и Геродот: сходство, различие, возможности преодоления мифа?

  2. Геродот как создатель истории. «История»: книга 1. Клио.

  3. Фукидид и его история: культурный контекст и осознание методов работы. «Археология»: основные темы введения.


Литература:

О.л. (основная лит-ра) 1. гл.3; 4. гл. 1.1.; Геродот «История» кн.1. Клио; Фукидид кн. «Археология»; Тит Ливий «История Рима от основания города». Предисловие.

Дополнительная литература – по выбору студентов.
3 занятие (2 часа) Христианская модель истории.


  1. Аврелий Августин. «Исповедь». Кн 9, 10, 11 http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/ispoved

  • Проблема времени: прошлое-настоящее-будущее;

  • Память и прошлое;

  • Время и вечность.

  1. Основные типы исторических произведений раннего Средневековья:

    • Григорий Турский «История франков»

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Greg_Tour/frametext1.htm

  • Исидор Севильский «История вандалов»

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Isidor_S/vand.phtml?id=582

  • Беда Досточтимый (Достопочтенный) «Церковная история народа англов» Предисловие к книге первой.

http://www.sedmitza.ru/text/440475.html


  1. Зрелое Средневековье: Запад и Восток:

  • История Оттона Фрейзингенского

http://turba-philosophorum.narod.ru/transl/sources/Otto/Chron_1_Intro.html.

  • Анна Комнин «Алексиада». Введение.

http://turba-philosophorum.narod.ru/transl/sources/Otto/Chron_1_Intro.html


  1. Позднее Средневековье. «Большие французские хроники»: общая характеристика.


Литература. О.л.:1.гл.4; 4. гл.1.2.

Аврелий Августин. Исповедь. Кн 9,10, 11 http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/ispoved

Дополнительная литература пл выбору студента.

4 занятие (2 часа) От Ренессанса до Барокко: методы и теоретические обобщения относительно истории.


  1. Лоренцо Валла «Рассуждение о подложности Константинова дара» (1441г.) http://krotov.info/acts/15/2/1440valla.htm

  2. Жан Боден «Метод легкого познания истории» (1566г.):

  • «Как следует собирать цветы истории» (Посвящение, гл.1-4)

http://www.hist.vsu.ru/cdh/Articles/04-05.htm

  • О четырех монархиях или как понимать движение истории (гл.7) http://www.hist.vsu.ru/cdh/Articles/06-06.htm

  • О системе универсального времени (гл.8)

http://www.hist.vsu.ru/cdh/Articles/06-06.htm

  • О происхождении народов (гл.9)

http://www.hist.vsu.ru/cdh/Articles/06-06.htm
Литература. О.л.: 1.гл.4. (Гуманистическая историография эпохи Ренессанса);

Дополнительная литература по выбору студента
5 занятие (2 часа) Идеи истории века Просвещения.


  1. И.Кант «Ответ на вопрос: “Что такое просвещение?” – человек в эпоху Просвещения: задачи и возможности.

  2. И.Г.Гердер Идеи к философии истории человечества (можно скачать: http://www.twirpx.com/file/228201/):

    • задачи истории как науки;

    • что такое «история человечества»

    • возможности сравнительного метода.

Литература. О.л.: 1.гл.5; 3: соответствующие персоналии; 4.гл.3,5,7.

Дополнительная по выбору студента

6 занятие (4 часа) Немецкие классики философии истории и их критики.

  1. И.Кант «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» - осуществление задач практической философии. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000510/index.shtml

  2. Г.-В.-Ф. Гегель «Философия истории» http://lib.rus.ec/b/366760

    • тождество исторического и логического как методологическое основание решения проблемы построения всемирной истории.

    • идея свободы и исторический прогресс

    • основания членения исторического процесса

    • законосообразность истории

  1. К.Маркс «К критике политической экономии» Предисловие. http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt21.htm

  • Схема всемирной истории

  • Соотношение экономических и политических факторов

  • Общественное бытие и общественное сознание

  • Способы производства и общественно-экономические формации

  • Классовая борьба и социальная революция

  1. Ф.Энгельс «Развитие социализма от утопии к науке» - будущее общество как осуществление исторического развития человечества

http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Razsoc/razsoc-1.html#c1
Литература: 1: гл. 6; 3: соответствующие персоналии; 4: гл.8.1.

Дополнительная по выбору студента

7 занятие. Позитивистская программа истории как науки.

  1. ^

    Ш.-В. Ланглуа, Ш. Сеньобос «Введение в изучение истории» - основания позитивистской методологии истории:

    • Критика источника и вопрос о работе с документом

    • Проблема установления исторического факта

    • Что такое историческое познание?


2. Кареев Н.И. Историология (теория исторического процесса) русская историографическая школа.

(скачать:http://libriz.net/book/67137-vvedenie-v-izuchenie-istorii.html )
Литература. 1.гл. 6 (интерпретация исторического процесса в философских системах второй половины XIX в.); 4: гл.1.4; гл.4.2;6.1. ;Дополнительная по выбору студента

8 занятие. Неокантианская философия и ее влияние на методологию исторической науки


  1. Г. Риккерт «Философия истории»: баденская школа методологии и ее основные понятия

http://abuss.narod.ru/Biblio/rickert2.htm

  1. А.С.Лаппо-Данилевский «Методология истории»

http://www.prognosis.ru/lib/Lappo-Danilevsky.pdf


  • Соотношение источниковедения историописания;

  • Объект исторического исследования и «признание чужой одушевленности»;

  • исторический источник и методы его интерпретации


Литература. 1: гл.7; 4.гл.6.2.

Дополнительная по выбору студента

Занятие 9. Французская школа «Анналов» и ремесло историка


  1. М.Блок «Апология истории» http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Blok_M/index.php:

2. Ф. Бродель. «История и общественные науки. Историческая длительность» http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Brod/index.php

  • ^

    История и различные понятия времени;

  • Возражения против кратковременной исторической перспективы;

  • Время историка и время социолога


Литература. О.л.:1:гл.8; 2: гл.5, 9; 4: гл5.2; гл.9.2; гл.12.

Дополнительная по выбору студента

^

Занятие 10. Современные проблемы теории и методологии истории.

    1. Х. Уайт «Метаистория» http://abuss.narod.ru/Biblio/white1.htm

  • ^

    История: процессы или структуры?;

  • Метафора как метод исторического мышления: современная риторика;

  • История и воображение

  1. Ф.Р. Анкерсмит «История и тропология: взлет и падение метафоры»:

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000879/st000.shtml


  • Нарративная философия истории

  • Использование языка в историописании

  • Историческая репрезентация

  • Эффект реальности в историописании: динамика историографической топологии

  • Историография и постмодернизм

  • Историзм и постмодернизм. Феноменология исторического опыта

Литература. О.л.:1.гл.9; 2 гл. 1-3; 4.гл. 9-10.

Дополнительная по выбору студента





Похожие:

Программа курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции iconКурс Арутюнова Илона Александровна Варыпаева Ольга Леонидовна
Студенты 2-5 курса дневного отделения и 2 курса магистратуры фад, получающие государственную академическую стипендию в I семестре...
Программа курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции iconЭкзаменационные вопросы по отечественной истории для студентов 1 курса 2011-2012 уч год
Предпосылки образования Древнерусского государства. Норманнская теория. Политический и социально-экономический строй Киевской Руси...
Программа курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции iconЛекции по истории позднего средневековья Лекции Т. Н. Грановского...
Публикация продолжает начатое нами в 1961 г издание лекций Т. Н. Грановского по истории более ранних периодов средневековья (V—xiv...
Программа курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции iconПрограмма курса «Психология и педагогика» для студентов специальностей
Тема Предмет психологии, ее методология, взаимосвязь с педагогикой и другими науками
Программа курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции iconТема I. Теория и методология идеологических процессов 5 Лекция Предмет,...
Лекция Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства 5
Программа курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции iconПрограмма лекции Адрес Время проведения лекции Участники лекции 12...

Программа курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции iconПрограмма курса история как наука. Место России в мировом сообществе
История как наука. Методология и методы исторического исследования. Формационный и цивилизационный подход к изучению истории. Понятие...
Программа курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции iconЛекции по истории философии. Кн. 1816-1826
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн спб.: Наука, 1994. 423с. С. 5-423
Программа курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции iconЛекции по истории философии. Кн 1817-1830
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн спб.: Наука, 1999. 582с. С. 85-572
Программа курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции iconЛекции по истории философии. Кн 1816-1826
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн спб.: Наука, 1993. 350с. С. 5-61
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница