Тематика семинарских занятий по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли»


Скачать 103.54 Kb.
НазваниеТематика семинарских занятий по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли»
Дата публикации15.06.2013
Размер103.54 Kb.
ТипТематика семинарских занятий
userdocs.ru > История > Тематика семинарских занятий
Тематика семинарских занятий по учебной дисциплине

«История образования и педагогической мысли»

Занятие 1. Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока

  1. Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций.

  2. Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия).

  3. Школа и воспитание в Древнем Египте.

  4. Воспитание в Израильском царстве.

  5. Зарождение педагогической мысли в Древней Индии.

  6. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и Средневековом Китае.

Литература:

  1. Васильева З.И. , Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. -400с.

  2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М., 1988.

  3. Крамер С. История начинается в Шумере. - М., 1991.

  4. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. - М., 1990.

  5. Хрестоматия по истории Древнего Востока. - М., 1997.


Занятие 2. Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли в античном мире

  1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.

  2. Просвещение в эпоху эллинизма (III-I вв. до н. э.).

  3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

  4. Зарождение христианской традиции воспитания.

  5. Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры.

Литература:

  1. Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. - М., 1976.

  2. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

  3. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

  4. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. - М., 1963.

  5. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М., 1989.

  6. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

  7. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.

Занятие 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века и эпоху Возрождения

  1. Влияние церковной культуры на развитие образования.

  2. Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.

  3. Реформация и ее влияние на образование и воспитание.

  4. Формирование иезуитской системы воспитания.

Литература:

  1. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

  2. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

  3. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. - М., 1992.

  4. Суворов Н. Средневековые университеты. - М., 1998.

  5. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.


Занятие 4. Педагогические идеи Яна Амоса Коменского как основоположника «Великой дидактики»

  1. Жизнь и педагогическая деятельность Я. А. Коменского.

  2. Понятие природосообразности воспитания.

  3. Возрастная периодизация, система школ и содержание обучения.

  4. Классно-урочная система и организация школьного обучения.

  5. Значение принципа наглядности обучения как основы дидактики Я. А. Коменского.

  6. Дидактические принципы, разработанные Я. А. Коменским в работе «Великая дидактика».

а) Сознательность обучения.

б) Систематичность обучения.

в) Последовательность обучения.

г) Прочность обучения.

Литература:

  1. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

  2. Коменский Я. А. Великая дидактика./В книге: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. Пискунов А. И. - М.: Просвещение, 1981, с. 41-82.

  3. Константинов Н. А. и др. История педагогики. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1974, с. 29-41.

  4. Кузин М. М. Международный симпозиум о Я. А. Коменском. //Советская педагогика. - 1987. - №1. - с. 136-138.

  5. Лордкипанидзе Д. О. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970.

  6. Роберт Альт Прогрессивный характер педагогики Коменского. - М.: Изд-во АПИ СССР, 1959.

  7. Смоляницкий С. В. Три века Яна Амоса Коменского. - М.: Детская литература, 1987.

  8. Пискунов А. И. История образования и педагогики. - М., 2001. - 506с.


Занятия 5 – 6. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в.

  1. Развитие школы в XIXв. (до 90-х гг.)

  2. Педагогическая теория и практическая деятельность И. Г. Песталоцци.

  3. Педагогическая теория И. Ф. Гербарта.

  4. Педагогические идеи и практическая деятельность Ф. А. В. Дистервега.

  5. Педагогические идеи Г. Спенсера.

  6. Школа и педагогическая мысль США XIXв. (до 90х гг).

  7. Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIXв.

Литература:

  1. Васильева З.И. , Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

  2. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

  3. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.

  4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /Сост. и автор А. И. Пискунов. - М., 1981.


Занятие 7. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития

  1. Общие тенденции и характерные черты организации образования в высокоразвитых странах в 80-90гг XX века (демократизация, гуманизация, дифференциация образования, реорга­низация школьных систем, пересмотр школь­ных программ, форм и методов обучения; поиски новых подходов к обуче­нию: программированное обучение, технологизация процесса обучения, использование новейших технических средств, личностно-ориентированный подход к обучению и т.д.)

  2. Характерные черты школьных систем (США, Японии, Франции, Англии, Германии).

а) экономическое и политическое положение страны;

б) наиболее важные периоды в истории развития школьной системы страны;

в) содержание образования и организация обучения в государственной школе;

г) особенности воспитательной работы в начальной школе;

д) положение учителей.

Практическое задание: какие изменения происходят на современном этапе в формах и методах обучения в зарубежных школах.

Литература:

  1. Бим–Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М., 2003.

  2. Вульфсон Б. Л. Современные буржуазные школы. - М., 1978.

  3. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

  4. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: Современное состоя­ние и тенденции развития: Учеб. пособие для студ. – М., 1993.

  5. Джуринский А.Н. История педагогики.   М., 2000.

  6. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. - М., 1986.

  7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. - М., 1991.

  8. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. - М., 1989.


Занятие 8. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и русском государстве (до XVII в.)

  1. Воспитание и обучение у древних славян.

  2. Воспитание и обучение в Киевской Руси в X-XIII вв.

  3. Воспитание и обучение в XIV-XVI вв.

  4. Образование в Русском государстве в XVIIв.

  5. Педагогическая мысль в России к концу XVII в.

Литература:

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVIIвв. /Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М., 1985.

  2. Латышина Д. И. История педагогики. - М., 1998. - 582с.

  3. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 506с.

  4. Хрестоматия. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. /Сост. Кошелева О. Е., Мошкова Л. В. - М., 1992. - 205с.


Занятия 9 – 10. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в.

  1. Просвещение в России в начале XVIII в.

  2. Школьное дело при Петре I.

  3. Деятельность Л.Ф.Магницкого и дальнейшее развитие школ.

  4. В.Н.Татищев и начало профессионального образования в России.

  5. Просвещение и школа после Петра I.

  6. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.

  7. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой.

  8. Педагогические взгляды и деятельность И. И. Бецкого Янковича.

Литература:

  1. Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

  2. Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. - М., 1973.

  3. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. 2-е издание. - Пг., 1915.

  4. Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. - М., 1989. - Т. 5.

  5. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X-нач.XXв.). Учебное пособие. - М., 1998.

  6. Очерки русской культуры XVIIIв. /Под ред. Б. А. Рыбакова. - М., 1990.


Занятие 11. Школа и педагогическая мысль в России до 90х гг. XIX в.

I. Развитие образования и становление школьной системы.

II. Педагогическая мысль в России до 90х гг. XIX столетия.

1. Педагогические взгляды и деятельность Н. И. Пирогова.

III. Педагогическая теория великого педагога К. Д. Ушинского.

1. Педагогическая деятельность и мировоззрение К. Д. Ушинского.

2. К. Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве воспитания.

3. Идея народности воспитания в педагогической системе К. Д. Ушинского.

4. К. Д. Ушинский о роли труда в развитии и воспитании человека.

5. Дидактическое учение К. Д. Ушинского.

Литература:

  1. Антология педагогической мысли России первой половины XIXв. - М., 1987.

  2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-нач.XXв. - М., 1990.

  3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII-нач.XIXв. /Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М., 1973.

  4. Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М., 1990.

  5. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1974. - Т. 1, 2.


Занятие 12. Российские народные школы XIX века. Деятельность русских педагогов XIX-нач. XX вв.

I. Развитие педагогики школы во второй четверти XIXв. в России.

II. Российские народные школы XIXв.

1. Сельская школа С. А. Рачинского.

2. Н. Ф. Бунаков об обучении и воспитании крестьянских детей.

^ 3. Яснополянская школа Л. Н. Толстого.

4. Н. А. Корф - организатор земских школ.

Практическое задание: Подготовить тезисы ответа на вопрос: «Вклад в русскую педагогику прогрессивных деятелей конца XIX-начXXвека и современное значение их прогрессивных педагогических взглядов».

Рассмотреть вопрос на примере одного из педагогов на выбор (Вахтеров В.П., Водовозов В.И. , Каптерев П.Ф. , Лесгафт В. П., Вентцель К. Н., Чехов Н.В.).

Литература:

  1. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

  2. Джуринский. История педагогики. - М., 1999. - 430с.

  3. Константинов Н. А. и др. История педагогики. - М., 1982. - 390с.

  4. Пискунов А. И. История педагогики и образования. - М., 2001. - 500с.

  5. Соловков И. А. Начальная школа в России к XIX-нач. XXв. - М., 1998.


Занятие 13. Педагогическая деятельность и теория А. С. Макаренко

  1. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко - педагога-экспериментатора, теоретика и писателя.

  2. А.С.Макаренко о цели и сущности нового отечественного воспитания. Влияние теории классовой борьбы на его концепцию.

  3. Учение А.С.Макаренко о коллективе как важнейшем факторе воспитания, противоречивость его реализации в теории и практике советской педагогики.

  4. Концепция восстановления дисциплины в педагогическом творчестве А.С.Макаренко, его упор на технику и методику пролетарской дисциплины.

  5. Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии А. С. Макаренко и их современное осмысление.

^ Практическое задание: прочитайте цикл работ А. С. Макаренко «Лекции о воспитании детей» и «Книгу для родителей». Аргументируйте взгляды А. С. Макаренко по следующим вопросам:

- отличие советской семьи от буржуазной и патриархальной;

- общие условия успешного семейного воспитания в семье;

- значение родительского авторитета в воспитании;

- дети и домашнее хозяйство, труд в семье.

Объясните, в какой мере эти взгляды А. С. Макаренко актуальны для решения современных проблем семейного воспитания?

Литература:

  1. Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

  2. Гребенников И. В. Развитие идей А. С. Макаренко в воспитании детей в семье. //Советская педагогика. - 1988. - №2. - с. 31-37.

  3. Малинин В.И. , Баранов В.Ф. Сухомлинский о Макаренко: незавершенный труд. //Советская педагогика. - 1990. - №3.

  4. Макаренко Г. С. В творческой лаборатории А. С. Макаренко. - Львов, 1954.

  5. Макаренко А. С. Цель воспитания (1937). Пед. соч. в 8-ми томах. - М.: Педагогика, 1938, Т. 4, с. 41-48.

  6. Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко. 3-е издание. - М.: Высшая школа, 1972.

  7. Степашко Л. А. Философия и история образования. - М., 1999.


Занятие 14. Педагогические взгляды и новаторский опыт В. А. Сухомлинского.

  1. Педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского как продолжателя педагогического наследия А. С. Макаренко в 50-60 годы.

  2. Борьба В. А. Сухомлинского за демократизацию и гуманистические принципы воспитания.

  3. Проблема становления личности воспитанника в годы детства, отрочества, ранней юности в педагогическом творчестве В. А. Сухомлинского.

  4. В.А.Сухомлинский о назначении, главных задачах начальной школы и путях ее совершенствования.

  5. Значение педагогического наследия В. А. Сухомлинского для современной теории и практики воспитания.

^ Практическое задание: прочитайте и сделайте выписки из книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», которые бы отражали его взгляды на содержание и формы работы «школы радости», особенности методики воспитания и обучения детей шестилетнего возраста в его опыте.

Литература:

  1. Васильева З. И. , Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. - СПб., 2001. - 400с.

  2. Родчанин Е. Г. , Зязюн И. А. Гуманист, мыслитель, педагог: об идеалах В. А. Сухомлинского. - М., 1991.

  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Изб. пед. соч. в 3-х томах. - М., 1979, Т. 1., с. 21-66.

  4. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. Изб. пед. соч. - М., 1979, Т2.

  5. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. Изб. пед. соч. - М., 1979, Т. 1, с. 15-28.

  6. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. Изб. пед. соч. - М., 1979, Т. 3, с. 25-31.

Занятие 15. Отечественная педагогика в конце XX – начале XXI вв. Современная школа и основные направления ее развития

1. Зарождение и развитие педагогики сотрудничества. Педагоги-новаторы (В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, Ш.А.Амо­нашвили и др.).

2.Современная российская школа и основные направления ее развития: гуманизация, гуманитаризация, демократизация, информатизация. Процесс интеграции национальных систем образования. Основные задачи, проблемы и перспективы развития образования в Российской Федерации.

Литература:

  1. Джуринский А.Н. История педагогики.   М., 2004.

  2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в Рос­сии – М., 2002.

  3. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студентов гумани­тарных факультетов высших учебных заведений / Сост. С.Ф. Егоров.   М., 2002.

  4. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова.   М., 2001.

  5. Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002

  6. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002.

  7. Титов В.А. История педагогики. Конспект лекций.   М., 2003.

Похожие:

Тематика семинарских занятий по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли» iconТематика семинарских занятий по курсу «организационная культура»
Цель семинарских занятий: развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков самостоятельной работы с научной литературой,...
Тематика семинарских занятий по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли» iconВопросы к экзамену для студентов 2 курса фмф но дисциплине «Педагогика»
История образования и педагогической мысли как наука, основные функции. Этапы становления педагогики
Тематика семинарских занятий по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли» iconМетодические рекомендации, планы семинарских и практических занятий...
Методические рекомендации, планы семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Административно-правовые средства обеспечения...
Тематика семинарских занятий по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли» iconБаллы
Индивидуальная технологическая карта по учебному курсу «История педагогической мысли и образования»
Тематика семинарских занятий по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли» iconТематика лекций и семинарских занятий по дисциплине
Летняя сессия 2011: лекции – 6 часов, семинарские занятия – 6 часов, консультация, экзамен, контрольная работа
Тематика семинарских занятий по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли» iconМетодические указания, планы семинарских занятий и тематика контрольных...
Целью дисциплины является формирование целостного видения всемирно- исторического процесса посредством изучения основных типов цивилизаций,...
Тематика семинарских занятий по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли» iconМетодические указания, планы семинарских занятий и тематика контрольных...
Целью дисциплины является формирование целостного видения всемирно- исторического процесса посредством изучения основных типов цивилизаций,...
Тематика семинарских занятий по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли» iconТематика семинарских занятий
Семинар №1. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы
Тематика семинарских занятий по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли» iconТематика семинарских занятий вводное занятие
Собственность и её место в экономической жизни общества. Объекты и субъекты собственности
Тематика семинарских занятий по учебной дисциплине «История образования и педагогической мысли» iconТематика семинарских занятий по историографии всеобщей истории (ч. 1)
Электронная версия текстов источников доступная на сайте «Восточная литература»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница