Аннотации лекций Вводная (2 часа) Цель : Формирование общего представления об изучаемом курсе и его ключевых методологических позициях. Вопросы


Скачать 287.01 Kb.
НазваниеАннотации лекций Вводная (2 часа) Цель : Формирование общего представления об изучаемом курсе и его ключевых методологических позициях. Вопросы
страница1/3
Дата публикации30.03.2013
Размер287.01 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > История > Лекция
  1   2   3
Аннотации лекций
Вводная (2 часа)


  • Цель: Формирование общего представления об изучаемом курсе и его ключевых методологических позициях.




  • Вопросы:




  1. Цель и задачи курса «История Украины в контексте всемирной истории»

  2. Предмет истории

  3. Место истории Украины в контексте всеобщей истории


Лекция призвана заложить основные понятия: «история», «классификация всеобщей истории», «методы изучения»; сформировать представление о возможностях этого гуманитарного курса для формирования профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста (направление «Экономика и предпринимательство»).

В начале лекции излагаются основные правила и условия изучаемого курса (организационные: 17 лекций; 17 семинаров; еженедельная самостоятельная работа; модульный контроль; экзамен в зимнюю сессию и т.д. Содержательные: как разумно использовать все возможности курса; где и как уточнять содержание тех или иных тем и т.д.).
Лекция 2 (4 часа). Становление украинской государственности: основные этапы.


  • Цель: увязать в единое целое (систематизировать) основные этапы развития тех территорий и населения, которые в основе своей создали современное украинское государство.




  • Вопросы:




  1. Образование древнерусского государства Киевская Русь.

  2. Литовско-Польский период на территориях современной Украины.

  3. Становление украинской народности в ходе освободительной борьбы второй половины XVII–XVIII вв.

  4. Украинское возрождение XIX– н. XX вв.


Основное внимание уделяется изложению второго и четвертого вопросов (как наиболее сложных для понимания и «разрозненно» представленных в учебной литературе).

В основе лекции – традиционный для отечественной исторической науки подход к изучению истории восточных славян и Киевской Руси. «Точка отсчета» данной лекции – древнейшие по своим названиям (из известных) кочевые народы, обитавшие на территориях современной Украины – киммерийцы, скифы, сарматы, аланы. Именно эти кочевники последовательно сменяли друг друга. В это же время в лесостепной части современной Украины – к западу и востоку от Днепра – закрепились («осели») оседлые племена землевладельцев и скотоводов.

Упоминается об одной из гипотез возникновения славян (прародины славян) – между Днепром и Днестром (к югу от Припяти).

Широкое расселение славян в восточной и средней Европе – VI–VII вв. В это же время идет разделение древних славян на восточных, западных и южных. Будущая украинская ветвь – южные племена восточных славян (т.н. анты).

В лекции упоминается также о:

  • борьбе восточных славян с гуннами и готами;

  • процессе зарождения государственности у восточных славян (VII–VIII вв.);

  • объединение племен в племенные княжества;

  • создании в IX в. раннефеодального государства Киевская Русь (монархия; наследственная власть);

  • периоде расцвета Киевской Руси (X–XI вв.);

  • упадке и раздробленности древнерусского государства (вторая половина XII–XIII в.);

  • ведущей роли территорий среднего Поднепровья (Киевщина, Переяславщина, Черниговщина) в создании украинской народности;

  • роли среднеднепровских говоров в создании основы украинского языка;

  • первом упоминании названия «Украина» (край, окраина, страна) в письменных источниках в 1187 г.


В XIII в. происходит своеобразный «разрыв» естественного хода исторического развития. Появляются татаро-монголы (степи Причерноморья). Битвы 1223 и 1240 гг. Основание Золотой Орды (низовья Волги). Ярлыки на княжение. Вассальная зависимость. Утрата Киевом значения религиозного центра. Раскол древнерусской народности: русские (северо-восток), украинцы (юго-запад), белорусы (запад).

Формирование украинской народности шло, в основном, путем слияния и смешения славянского населения юго-западных русских земель.

В середине XIII в. – Великое княжество Литовское (территория между реками Неманом и Вислой). Становление «литовских земель» и их взаимоотношения с населением части западных и южных русских земель, подпавших под владычество Литвы. После присоединения Литвы к Польше и создании Польско-Литовского государства по сути была окончательно прервана традиция государственного строительства на украинских землях в тех формах, которые шли от древнерусских времен. (в результате исторических «разрывов» XIII–XV вв.).

Период казачества в школьном курсе истории Украины представлен достаточно подробно, поэтому в лекции лишь «завязываются» причинно-следственные связи и напоминается о:

  • происхождении термина «казак»;

  • гипотезах, поясняющих причины формирование этой социальной группы;

  • появлениях поселений по типу сечи;

  • иерархии и организации жизни в таких поселениях;

  • роли Люблинской унии 1569 г. (вхождении Литвы в состав Польши);

  • реестровом казачестве;

  • борьбе против Польши (в т.ч. под руководством Богдана Хмельницкого);

  • формировании элементов украинской государственности во второй половине XVII в.

  • событиях 1654 г. (Переяславская рада);

  • алгоритме и причинах утраты украинскими территориями своей автономии.


При всей ограниченности возможностей лекционного занятия (недостаток времени и схематичность изложения) особое внимание обращено на развитие украинских территорий в XVIII–XIX в. Излагается гипотеза трех этапов в развитии украинского национального самосознания. Дана краткая характеристика особенностей развития украинских территорий, входивших в состав Российской (90%) и Австро-Венгерской (10%) империй. Упоминается о росте общественно-политической активности, появлении первых общественных и общественно-политических объединений, со временем – первых политических партий (РУП – 1900 г., Украинская национальная партия – 1902 г., Украинская народно-демократическая «Спіяна» – 1904 г., Украинская социал-демократическая рабочая партия и т.д.).

В целом в лекции затронуты такие ключевые этапы формирования и становления государственности на современных украинских территориях:

  • IX в. – Киевская Русь;

  • XII в. – период раздробленности и упадка;

  • XIII–XV вв. – «разрыв исторического единства древнерусской народности»;

  • XVI–XVII вв. – Польское владычество, борьба против окатоличивания и т.д.

  • XVIII–XIX вв. – утрата автономии и подъем общественно-политической активности на украинских землях.

Лекция 3 (2 часа) Мир на рубеже XIX–XX вв.


  • Цель: разобраться в основных тенденциях мирового исторического процесса рубежа XIX–XX в., соотнести историю Украины этого периода с контекстом мировой истории.




  • Вопросы:




  1. Характерные черты социально-экономического развития ведущих европейских государств конца XIX– начала ХХ вв.

  2. Развитие пореформенной России. Украинские территории в составе Российской империи.


Проблематика лекции очень обширна. Учитывая содержание программы предыдущей ступени обучения (средняя школа), в данном случае акцент сделан на социально-экономическом развитии, которое является своеобразным фоном для изучения истории Украины рубежа XIX–XX вв.

Обращается внимание на интересный исторический феномен: рубеж веков в истории всегда очень насыщен событиями, очень мобилен. Аналогичная ситуация складывается в мире в конце XIX– нач. XX вв. Идет смена лидеров и приоритетов, трансформируется геополитическое пространство. К концу XIX в. своеобразное «лидерство» мирового развития переходит к Европе. Внутриевропейские подвижки тоже неоднозначны: идет смена позиций и ролей. В фокусе – Англия, Германия, Франция. От позиций и поведения этих стран очень многое зависело.

Важно, чтобы за мозаикой излагаемых в лекции событий и проблем удалось уловить общие тенденции, выделить главное.

В мире сложилось своеобразная система стран, исповедующих капиталистические ценности – рынок и пр.

Для рубежа XIX–XX вв. характерно бурное развитие производительных сил, резкий рост науки и техники. Часто об этом периоде говорят: «Век пара сменился веком электричества». Своеобразными «рычагами прогресса» становится электричество, железнодорожный транспорт.

В лекции обзорно излагаются такие важные характерные черты периода как:

  • появление двигателя внутреннего сгорания (как следствие – развитие автомобилестроения, тракторной, авиационной промышленности);

  • изобретение радио и телефона;

  • значительные подвижки в области географических открытий (человек достиг Северного и Южного полюсов);

  • проявление неравномерности экономического развития стран.


Мировая промышленная гегемония принадлежала Великобритании. Но к концу столетия на первые позиции в мировом промышленном производстве выходят США.

Дана краткая характеристика внутренней и внешней политики таких стран как Англия, Франция, Германия. Показана смена их положения в мире.

Главным содержанием международных отношений становится борьба за передел мира. Как следствия – рост числа локальных войн. Главным антагонизмом становятся англо-германские противоречия. Сформировались военно-политические коалиции европейских держав.

На таком фоне идет пореформенное развитие Российской империи, в состав которой входила большая часть украинских территорий.

Для России конца XIX– нач. XX вв. было характерно:

  • бурное капиталистическое развитие, переплетающееся с остатками феодализма;

  • форсированное развитие тяжелой промышленности;

  • активное вмешательство государства в экономику;

  • своеобразное «насаждение капитализма сверху».


К 80-м годам XIX в. в России завершился промышленный переворот, а в 90-е гг. – промышленный подъем. Сложилась база для развития российского капитализма.

На украинских территориях капиталистические отношения развивались под общим законом и закономерностям, но имели и свои особенности.

Активизируется общественно-политическая ситуация. Появляются политические партии. Развиваются различные течения социально-политической мысли. Влиянием пользуются: народничество, анархизм, социал-демократия. В политическую жизнь проникает идеология марксизма.

Украинские территории, входящие в состав Российской империи, постепенно вписывались в капиталистические отношения, ощущая на себе все противоречия и трудности конца XIX– нач. XX веков.

Лекция 4 (2 часа) Противоречия мирового развития. Первая мировая война и ее последствия


  • Цель: Сформировать комплексное представление об основных аспектах Первой мировой войны и «вписать» в этот контекст участие украинских территорий в войне.




  • Вопросы:




  1. Общая характеристика международных отношений рубежа XIX–XX вв.

  2. Первая мировая война и ее последствия для Украины.


Учитывая содержание школьного курса истории Украины и Новейшей истории, в лекции, читаемой в вузе, основное внимание уделяется:

– причинам возникновения войны;

– характеристике основных групп международных противоречий;

– созданию военно-политических блоков;

– раскрытию геополитических планов европейских государств;

– начальному этапу Первой мировой войны и разворачиванию военных действий на украинских территориях;

– положению Украины, территории которой оказались в составе двух противоположных воюющих блоков.

Военные действия Первой мировой или на украинских территориях с переменным успехом. Постепенно истощение сил основных воюющих сторон стало проявляться все более заметно. Это привело к обострению внутренних противоречий. Особенно в России и Германии, которые несли на себе основное бремя военных действий и были совершенно не готовы к длительной войне. Экономическая зависимость Российской империи от кредиторов резко возросла. Внешний долг достиг 50 млрд. золотых рублей, что в начале ХХ в. представляло собой совершенно баснословную сумму. Американский импорт (а именно в США были размещены основные военные заказы) вырос в 17 раз по сравнению с довоенным. К 1916 г. США вышли на первое место в торговле с Россией, оттеснив ее традиционных партнеров – Англию и Францию. Соответственно, Россия была вынуждена идти на самые жесткие требования союзников, что негативно сказывалось на ее экономическом и особенно внутриполитическом положении. Продовольственный кризис в стране, военные неудачи приводили к росту недовольства населения. Число официально зарегистрированных забастовок в стране с 1914 до 1916 г. возросло более, чем в двадцать раз.

В феврале 1917 г. в России произошла революция, результатом которой стало свержение самодержавия. Начался сложнейший период развала империи и борьбы за власть.

В лекции упоминается также о:

– росте национальных движений на территории Западной Украины;

– заключении Брестского мира и его последствиях;

Версальском мирном договоре (28.06.1919 г.) и Парижской мирной конференции (01.1919 г.);

– изменениях в мире и внутри воюющих стран после окончания военных действий.


Лекция 5 (2 часа) Революции 1917 года в России и их влияние на развитие украинских территорий.


  • Цель: получить целостное представление о событиях 1917 г. и их влиянии на развитие украинских территорий.




  • Вопросы:




  1. Причины и ход Февральских событий 1917 г.

  2. Смена политической власти в России. Падение монархии.

  3. События Октября 1917 г.


Эпоха подвела черту под Российской монархией. Россия по целому ряду причин оказалась в эпицентре социального взрыва огромной мощи. К потрясениям 1917 г. империю привели как внешние (Первая мировая война и ее последствия), так и внутренние (социально-экономические и политические) причины.

В лекции излагается хронология февральских событий. Особенно 25-28.II, когда и произошли основные изменения вплоть до падения монархии и прихода к власти Временного революционного правительства (ВРП). Кроме того, анализируется:

– соотношение политических сил в Питере, их социальная база и позиции;

– события в других регионах страны, в первую очередь в Украине;

– состояние государства после февраля 1917 г.;

– деятельность ВРП (особенно в части утверждения Конституций Финляндии, Польши, Эстонии и в VI.1917 г. права Украины на автономию);

– понятие «Советы», их социальный состав и цели, причины роста авторитета и влияния.

Схематично, однако, достаточно подробно, излагаются события осени 1917 г., особенно конца октября, когда в Питере было свергнуто ВРП, и начался новый этап в политической жизни страны.

Показаны «лица революции» (имеются в виду и события февраля, и октября): А. Керенский, В. Ульянов (Ленин), Л. Троцкий, В. Винниченко, М. Грушевский, Ф. Артем (Сергеев), Х. Раковский и др.

Общая методология подачи материала в лекции во многом базируется на отрывке из статьи Александра Блока «Интеллигенция и революция».

… Почему дырявят древний собор? Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.

Почему гадят в любимых сердцу барских усадьбах? Потому что там насиловали и пороли девок, не у того барина, так у соседа.

Почему валят столетние парки? Потому что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть…
Вопросы внутреннего развития украинских территорий, борьба здесь за власть, суть и характер событий 1917-1920 г. вынесены на семинар (2 занятия).
  1   2   3

Похожие:

Аннотации лекций Вводная (2 часа) Цель : Формирование общего представления об изучаемом курсе и его ключевых методологических позициях. Вопросы iconРабочая программа тема № «Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья»
Курс лекций по истории зарубежной литературы Средних веков и Возрождения читается на I курсе студентам отделения журналистики во...
Аннотации лекций Вводная (2 часа) Цель : Формирование общего представления об изучаемом курсе и его ключевых методологических позициях. Вопросы iconПояснительная записка цель и задачи освоения дисциплины
Целью дисциплины является формирование у студентов представления о закономерностях геополитических процессов в усвоении и углублении...
Аннотации лекций Вводная (2 часа) Цель : Формирование общего представления об изучаемом курсе и его ключевых методологических позициях. Вопросы iconЦель ознакомительной практики формирование представления о будущей...

Аннотации лекций Вводная (2 часа) Цель : Формирование общего представления об изучаемом курсе и его ключевых методологических позициях. Вопросы iconКурс лекций состоит из двух частей общего и частного курса. Общий...
Курс лекций состоит из двух частей — общего и частного курса. Общий курс посвящен общепатологическим процессам (дистрофии, некроз,...
Аннотации лекций Вводная (2 часа) Цель : Формирование общего представления об изучаемом курсе и его ключевых методологических позициях. Вопросы iconЛекция №1 вводная лекция
Поэтому все мы вас призываем на 3 курсе с особой серьезностью относиться к учебному процессу
Аннотации лекций Вводная (2 часа) Цель : Формирование общего представления об изучаемом курсе и его ключевых методологических позициях. Вопросы iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Основы типологических исследований»
Настоящее пособие включает описание основных понятий и разделов лингвистической типологии и направлено на формирование у студентов...
Аннотации лекций Вводная (2 часа) Цель : Формирование общего представления об изучаемом курсе и его ключевых методологических позициях. Вопросы iconМетодические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов Выпуск 2
Для изучения данного раздела курса предусматривается 2 часа лекций и 4 часа лабораторных занятий
Аннотации лекций Вводная (2 часа) Цель : Формирование общего представления об изучаемом курсе и его ключевых методологических позициях. Вопросы iconТемы курсовых работ
Формирование ключевых компетенций руководителей в процессе обучения и деятельности в организации
Аннотации лекций Вводная (2 часа) Цель : Формирование общего представления об изучаемом курсе и его ключевых методологических позициях. Вопросы iconМетодические рекомендации по налоговому праву: Тематика лекций на...
Субъекты налоговых правоотношений. Правовые основы исчисления размеров налогов и сборов – 2 часа
Аннотации лекций Вводная (2 часа) Цель : Формирование общего представления об изучаемом курсе и его ключевых методологических позициях. Вопросы iconЗадачи и содержание психологической практики на 4 курсе основные...
Поэтому педагогу чрезвычайно важно знать межличностные отношения детей и уметь влиять на них для того, чтобы иметь возможность управлять...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница