Лекция №1. «История становления института кадастрового учёта земельных участков в России»


Скачать 165.05 Kb.
НазваниеЛекция №1. «История становления института кадастрового учёта земельных участков в России»
Дата публикации30.03.2013
Размер165.05 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > История > Лекция


Кафедра: гражданское право.

Предмет: градостроительство и землепользование. Проблемы правосознания.

Составители: к.ю.н. Блинников Л.А. Ковтун З.Л.

Лекция №1.

«История становления института кадастрового учёта земельных участков в России»

1. Предпосылки создания земельного кадастра в России.
Кадастр как общественное явление известен с давнего времени, когда человек начал обрабатывать землю. Кадастр (от фр. - cadastre) представляет собой список, реестр, составленный официальным органом или учреждением, также кадастр (от лат. - capitastrum) в Древнем Риме обозначал список лиц, подлежащих обложению подушным налогом.

История развития земельного кадастра в России определяется прежде всего уровнем экономического развития и характером отношений собственности. А начинается эта история с образования государства и развития налогообложения. Объединение в 882 году двух крупнейших политических центров древних славян, Киевского и Новгородского, под властью Киева положило начало существованию могущественного древнерусского государства - Киевской Руси. Отсюда берет истоки отечественный земельный кадастр, о чем свидетельствуют некоторые статьи "Пространной Русской Правды" Владимира Мономаха. Существовавший в то время качественный учет земель имел упрощенный характер. Русская Правда сохранила сведения о подразделении земель только по видам угодий - дворовые, пахотные, пустопорожние, охотничьи угодья (без указания почвенных различий). Первые переписи земель с характеристикой их качества и количества относятся к XII в. Очень подробное описание многочисленных и разнообразных доходов с земли сделано в уставных грамотах новгородского князя Святослава и смоленского князя

Исторически сложилось, что земельный кадастр в России включал такие составные части, как учет и регистрация земель, а также историческое и экономическое описание земель, их оценка.

На развитие древнего земельного кадастра определенное влияние оказало монгольское владычество. Для верного учета и сбора дани проводилась перепись жителей и их имущества, а поскольку главной доходной статьей являлась земля, то при раскладе дани учитывались ее количество и качество. Брались на учет пространства целых княжеств и поземельное владение каждого частного лица.

Наиболее яркое и полное описание земельных владений в России относится к периоду ликвидации феодальной раздробленности и возникновения централизованного государства. В описаниях приводились сведения о количестве земель во владениях, давалась оценка этих земель путем приведения их к определенным условным единицам. Основной единицей податного обложения считалась соха, поэтому система переписи земель получила название сошного письма. При царе Иване IV (Грозном) были описаны почти все земли России, а некоторые из них - даже по нескольку раз.

Для описания земель в XVI в. было создано специальное учреждение - Поместный приказ, которое стало общегосударственным руководящим центром, объединяющим все межевые, кадастровые и крепостные работы. Описания земель проводились лицами, называвшимися писцами, дозорщиками и мерщиками.

Писцовые книги имели юридический и правовой характер. При их заполнении проверяли права землевладельца на описываемые земли. Купля-продажа земли, обмен земельными владениями, передача земель по наследству подтверждались документами и отражались в писцовых книгах. Эти книги признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельной регистрации. Составление писцовых книг велось по населенным пунктам.
В писцовых книгах освещались и финансовые вопросы: оценка имущества, размеры обложения налогом. Запись этих книг содержит показатели своеобразной русской статистики населения, землевладения, культуры, финансов и т.д. В книгах наряду с учетом и регистрацией земель дается их классификация по качеству с выделением четырех групп - добрые, средние, худые и очень худые. Для классификации земель использовались данные об урожайности, видах угодий и физических свойствах почв. Оценочной формой были различные окладные единицы - соха, обта, выть, лук, сошка. Постепенно они заменяются большой московской сохой - единицей податного счета, соответствующей определенному размеру чистого дохода.

Следующий этап развития кадастра был обусловлен политикой Петра I, он уничтожил поместную систему, сравнял прежние поместья с вотчинами и ввел подушную подать. В результате качественный учет земель и их оценка утратили свое значение. Вместе с тем значительно повысилась точность полевых измерений, впервые основанная на геометрии и применении геодезических инструментов. Однако замыслы Петра I о производстве сплошного межевания выполнить не удалось, и первое генеральное межевание было начато в 1754 г. Оно было основано на Писцовом наказе 1684 г. и помимо учета земель имело целью лишение прав владения и изъятия не соответствующих документам земель. Такой формальный подход привел к возбуждению споров соседствующих владельцев даже в случаях отсутствия взаимных претензий до начала межевания. Это вызывало отрицательное отношение землевладельцев к самой идее генерального межевания и предопределило его неудачный исход.

Главная задача межевания 1765 г. состояла в регистрации казенных и других земельных владений. На каждый уезд составлялись межевые книги и планы с указанием землевладельцев, местоположения и общего количества земель, их распределения по угодьям и составлением перечня угодий по провинциям и губерниям. К планам прилагались алфавитные реестры с характеристикой землевладений и отражением проведенных измерений. Кроме того, при межевании составлялись экономические описания, содержащие сведения о качестве пахотных земель.

В 1837 году министерство государственных имуществ приступило к разработке нового земельного кадастра. Были проведены большие работы по съемке и определению размеров усадебных земель, пашни, сенокосов, пастбищ. Каждое из этих угодий делилось на несколько разрядов.

Однако при проведении подушных переписей качественный учет земель и их оценка утратили свое значение как основание для налогообложения и практически прекратились на довольно длительный срок. На первое место вместо качественного выдвигается количественный учет земель, который начинает проводиться на более высоком уровне, чем при проведении сошного письма, так как измерение земель путем межевания строится на точных геодезических началах с применением геометрии. При этом определяется не только общая площадь владений, но и площадь отдельных угодий.

Однако все попытки размежевания немежеванных и спорных земель, предпринятые российскими правительствами в 1681 - 1684, 1734 и 1754 годах, были безуспешными, так как встречали упорное сопротивление крупных землевладельцев, стремящихся к захвату незанятых земель. Положение усугублялось несовершенством технической стороны межевания и отсутствием топографических планов.

В правление императрицы Екатерины II (1762 - 1796 гг.) были приняты меры к проведению межевания всех имперских земель на принципиально новых основаниях и ситуация изменилась коренным образом. 5 марта 1765 года была организована особая Комиссия о генеральном межевании, а 19 сентября 1765 года был издан Манифест о генеральном размежевании границ всей империи, к которому прилагались Генеральные правила, данные межевой комиссии для сочинения по оным межевой инструкции.

Генеральное межевание предусматривало обязательное изготовление топографических (кадастровых) планов каждого землевладения ("Снимать и класть на планы каждую земляную дачу... по собственному всякого владельца границе владения своего отводу...") <10>. Принципиально новым было положение, когда деньги, вырученные за продаваемые засеки или самовольно занятые земли, должны были направляться только на финансирование генерального межевания, т.е. предусматривалось целевое использование вырученных средств ("Собираемые же в казну деньги как за продажные засеки, так и за самовольно заселенные земли употреблять в расход на произведение Государственного межевания, яко в единственную собственную ж всех владельцев пользу...").

Генеральное межевание было все имперским и обязательным для землевладельцев. Оно сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны. Все подлинные топографические планы вместе с межевыми книгами содержали сведения полевых журналов и экономические примечания к ним, сведения о формах податей и налогообложения (барщина, оброк и т.п.), экономико-географические данные о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о разных памятных местах (курганах, пещерах и т.п.). Все споры по вопросам землевладения подлежали общему государственному суду - Вотчинной коллегии.

Генеральное межевание в отличие от ранее выполнявшихся кадастровых работ проводилось на строгой научной основе. В частности, каждый землемер, направлявшийся для межевания, обязательно снабжался специальными печатными наставлениями "...о методе, каким образом по настоящему землемерной науки искусству снимать и сочинять с какими экономическими примечаниями планы, какая класть межи и делать где какие межевые признаки, как вести полевые при межевании записки и сочинять межевые книги, сколько о каждом владении и уезде сочинять планов и межевых книг и куда оные отсылать; с приобщением при том всему потребных к тому форм, чтоб во всех местах письменное происхождение землемеры одинаковым образом вести могли".

Естественно, проведение таких масштабных работ, как генеральное межевание Российской империи, требовало большого числа подготовленных кадров. Для этого в 1779 году в Москве была открыта землемерная школа при Межевой канцелярии. С 1819 года эта школа становится Константиновским землемерным училищем, а с 1835 года - Межевым институтом. Помимо межевых учреждений, сбор сведений о земле проводился также и многими другими ведомствами, не всегда с должным согласованием между собой

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать определенные выводы. За период с 1766 по 1861 год генеральное межевание было проведено в 35 губерниях Российской империи. Общее число генерально-обмежеванных дач составило 178295, суммарной площадью в 275378747 десятин земли (свыше 3 млн. кв. км). И хотя впоследствии дополнительно проводились специальные межевания земель (например, по постановлению Госсовета Российской империи 1836 года), итоги генерального межевания оставались незыблемой основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права России вплоть до Октябрьской революции 1917 года

^ 2. Учет и оценка земельных ресурсов в период земельной реформы 1861 г.
Начало реформы 1861 года имело еще одну особенность - оно совпало с возникновением на Руси кооперативного движения. Крестьянские кооперативы создавались в виде производственных артелей, потребительских обществ, ссудно-сберегательных товариществ и т.п. организаций. К началу XX века в России было 1625 кооперативов, из них 837 - кредитных, 600 - потребительских и 188 - производственных

Отмена крепостного права положила начало коренным изменениям в положении российского крестьянства. Началось развитие капитализма, в процессе которого крестьянство из феодального сословия превращалось в сословие капиталистического общества. Менялась его экономическая природа, ускоренными темпами развивалось земледелие, крестьянское хозяйство из натурального превращалось в товарное. По сословиям владельцев, находящиеся к началу XX века в личной собственности земли распределялись следующим образом: дворяне владели почти 62% земель, крестьяне и купцы - по 15%, мещане и прочие сословия - 7%. Характерно, что иностранные подданные имели в личной собственности столько же земель, сколько и духовные лица, - по 0,3% .

Дальнейшее развитие и совершенствование системы учета и оценки земельных ресурсов стимулировалось такими этапными реформами, как отмена крепостного права в 1861 г., предусматривавшая выкуп земли крестьянами у помещиков, отмена взимания выкупных платежей в 1905 г. и Указ 1906 г., дающий крестьянам право выделения или выхода из общин.

19 февраля 1861 года были подписаны Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Отмена крепостного права положила начало коренным изменениям в положении крестьянства. Началось развитие капитализма, в процессе которого крестьянство из сословия феодального общества превращалось в сословие капиталистического общества. Втягиваясь в обстановку товарного хозяйства и рыночных отношений, крестьянское хозяйство постепенно утрачивало натуральный характер и становилось товарным.

Таким образом, в период наиболее динамичного развития хозяйственных отношений в России межевание имело следующие основные цели:

юридическая - определение и укрепление формальными юридическими законами границ земельных владений с составлением соответствующих юридических документов;

сельскохозяйственная - устранение неудобных условий землепользования (чересполосица, сильная извилистость границ и т.п.);

финансовая - определение доходности владений для исчисления налога на основе подробной съемки и оценки угодий.

Земельная собственность могла быть: единоличной (крестьянина, помещика, учреждения); общей для нескольких лиц с указанием доли каждого; общинной; в виде права в чужой вещи (например, право крестьян на помещичьей земле пасти скот, ловить рыбу, въезжать в лес и т.п.).

Таким образом, реформа сохранила в руках крестьян значительную часть земельной площади, находящейся в их распоряжении до воли. Но досталась им земля далеко не даром. Не одному поколению пришлось нести за нее тяжелые платежи по цене, заведомо завышенной против действительной стоимости. Платежи эти сопровождались особой выкупной операцией в форме земельного кредита. Притом ссудное обеспечение не требовало волеизъявления тех, кому оно предназначалось, и ссуды назначались подневольно, причем на выкуп земли, которую крестьянин уже давно считал своей, а следовательно, признавал несправедливым платить за нее.

^ 3. Учет земель в годы Советской власти
После 1917 года земельные отношения в России резко изменились. Одним из первых законодательных актов о земле был Декрет "О социализации земли" 1918 года, причем этим актом была закреплена всенародная собственность на землю, трудовой характер землепользования, учреждено равное право на пользование землей, исходя из потребительско-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения. А Положение "О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию" 1919 года закрепили две основные формы: государственную и коллективную . Одновременно с этим земля фактически перестала являться объектом налогообложения. В то же время государство нуждалось в сведениях о земле. Эта потребность определяла состав сведений земельного кадастра и порядок его ведения.

Кадастр представлял собой сведенные в единую книгу регистрационные сведения по землепользователям, а также количественные и качественные характеристики земель. Основой ведения кадастра являлась развернутая система регулярно проводившихся за счет государственных средств съемок и обследований земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда. Сведения о землях промышленности и территориях городов и других поселениях (в силу их малого влияния на планирование промышленного производства) приводили в кадастре укрупненно и недостаточно.

Регистрацию проводили в государственных земельно-кадастровых книгах районов (городов) и именовали государственной регистрацией землепользований. Выполняли ее должностные лица районной землеустроительной службы, персонально отвечающие за достоверность регистрируемых сведений о землепользовании.

Начиная с 1955 года был введен государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Впоследствии в 1970 году Совет Министров СССР утвердил Положение "О государственном контроле за использованием земель", возложив контроль на Советы народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР.

За годы советской власти были созданы три основных вида кадастров: сельскохозяйственных территорий, водный и лесной. Все основные учетные и отчетные кадастровые документы создавались в виде государственных актов на право пользования землей, списков землепользователей, земельно-кадастровых книг предприятий и организаций и др., а также в виде планово-картографических документов. Все вышеперечисленные документы создавались в рукописной форме и имели достаточно низкую точность. Координаты точек на границах между коллективными хозяйствами определялись с точностью от 1 до 5 метров, а на населенные пункты не всегда имелись карты и планы даже масштаба 1:5000.
В содержание земельного кадастра, в соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" от 2 января 2000 г., включено получение достоверных сведений о земельных участках и территориальных зонах как основных единиц кадастрового учета. Все прочие действия (ведения основного и текущего учета земель, составление баланса земель, бонитировка почв и экономическая оценка земель, государственное управление земельными ресурсами и др.) включены в земельную информационную систему.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. определил, что государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель Российской Федерации, о кадастровой стоимости, месторасположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости. В государственный земельный кадастр также включают информацию о субъектах прав на земельные участки.

Объектом земельного кадастра является земельный фонд Российской Федерации, независимо от его ведомственной принадлежности, форм собственности, целевого назначения и вида использования. Земля имеет важное значение как предел суверенитета государства, как основа жизнедеятельности народов, как природный ресурс, как территориальный базис, как средство производства, как составная часть единой глобальной экологической системы и как элемент рыночных товарно-денежных отношений.

Современный Государственный земельный кадастр призван обеспечить государство и граждан следующей актуальной юридически значимой для развития государства и общества информацией: гарантия прав собственности и их надежная защита; поддержка системы налогообложения земли и иной недвижимой собственности; гарантия ипотечных кредитов; развитие и контроль земельного оборота; проведение государственного контроля за охраной и использованием земель; рассмотрение земельных споров; проведение земельной реформы, включая приватизацию земли; развитие территорий, планирование и эффективное использование земельных ресурсов; рациональное использование окружающей среды.

Земельный кадастр - это единая информационная система описания на бумажных и электронных носителях всех земельных участков и прочно связанного с ними недвижимого имущества в границах государства для его административно-территориальных образований по правам собственности, владения и пользования, местоположению, физическим и техническим характеристикам и параметрам, оценочной стоимости, ограничениям использования, которая сопровождается кадастровыми картами и индивидуальными кадастровыми номерами земельных участков.

Государственный земельный кадастр содержит систему следующих необходимых документированных сведений: месторасположение и границы земельных участков и территориальных зон; целевое назначение и правовое положение земель; качественная характеристика и ценность земель; прочно связанные с земельными участками объекты недвижимости; земли и границы территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; земли и границы субъектов Российской Федерации; земли и границы Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" налоговой базой стала являться кадастровая стоимость земли.

Составной частью земельного кадастра является государственный кадастровый учет земельных участков, который осуществляется посредством внесения необходимой и достаточной (предварительно формализованной) информации в государственную кадастровую книгу.

До настоящего времени учет земель представлял собой процесс регистрации земельных участков и территориальных зон с внесением записей в Единый государственный реестр земель. Теперь создана автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (разработанная в соответствии с Федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 745) с целью обеспечить эффективное использование земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества.

Назначение автоматизированной системы государственного кадастра объектов недвижимости - создание единой системы, функционирующей на всех уровнях государственного управления недвижимостью, обеспечивающей консолидацию сведений об объектах недвижимости на уровнях субъектов Российской Федерации, обеспечивающей возможность публичного доступа к сведениям единого кадастра объектов недвижимости.

Автоматизированная система обеспечивает доступность сведений кадастра, прозрачность рынка недвижимости, упрощения процедур оформления сделок с недвижимостью за счет создания системы электронного взаимодействия между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, налоговыми и другими органами, увеличение поступлений земельного налога и арендной платы за землю в бюджеты всех уровней.

Информация об объектах недвижимости поступает в систему в электронном виде, в том числе и о координатах объекта. Перед внесением сведений об объекте в единый кадастр объектов недвижимости информация проходит тщательный контроль на корректность семантических и графических данных. При внесении в кадастр сведения об объектах капитального строительства привязываются к сведениям о земельных участках, на которых они располагаются. Для привязки объектов используются их координаты.

Таким образом, проведение земельной реформы еще раз подчеркнуло необходимость государственного земельного кадастра как системы информации, обеспечивающей осуществление государственного регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в Российской Федерации.
Список используемой литературы:



1.Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 2. С. 367.;

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Русский язык, 1998. С. 291.;

3.Казанцев Н.Д. Из истории науки советского земельного и природоохранительного права // Экологическое право. 2006. N 2. С. 4.;

4. Хауке О.А. Крестьянское земельное право. М., 1914. С. 147;

5. Варламов А.А. Земельный кадастр: теоретические основы земельного кадастра. М.: Колос, 2003. С. 223.;

6. Комов Н.В. и др. Земельные отношения и землеустройство в России. М., 2006. С. 512.;

7.Коротеева Л.И. Земельно-кадастровые работы. Технология и организация. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 14.;

8. Никонов П.Н., Журавский Н.Н. Недвижимость, кадастр и мировые системы регистрации прав на недвижимое имущество. Аналитический обзор. СПб., 2006. С. 22.;

9. Альтшулер Б.А. Рывки и эволюция земельного кадастра в России // Информационный бюллетень. 2006. N 4 (26) - 5 (27). С. 19.;

10. Магазинщиков Т.Г. Земельный кадастр. М., 2006. С. 213.;

11. Улюкаев В.Х. Земельное право и земельный кадастр. М., 2006. С. 105.;

12. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. г. № 136-ФЗ .

Похожие:

Лекция №1. «История становления института кадастрового учёта земельных участков в России» iconЛекция 11. «Порядок государственного кадастрового учёта земельных...
«Порядок государственного кадастрового учёта земельных участков в России на современном этапе»
Лекция №1. «История становления института кадастрового учёта земельных участков в России» iconВопрос 122. Споры в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд
Купа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по установленным ст....
Лекция №1. «История становления института кадастрового учёта земельных участков в России» icon§ Краткая история возникновения и развития правового регулирования...
История становления и развития правового регулирования земельных правоотношений отражает использование земли как средства производства...
Лекция №1. «История становления института кадастрового учёта земельных участков в России» icon«земельное право»
Понятие и признаки прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков
Лекция №1. «История становления института кадастрового учёта земельных участков в России» iconЛекция №1 История становления сестринского дела в России
России лишь в эпоху Петра I. По его указу в 1715 г были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако...
Лекция №1. «История становления института кадастрового учёта земельных участков в России» iconСизов А. П., Клюев Н. Н. Оценка экологического состояния земельных...
Сизов А. П., Клюев Н. Н. Оценка экологического состояния земельных участков на особо охраняемых природных территориях города // География...
Лекция №1. «История становления института кадастрового учёта земельных участков в России» iconОтчет по практике для получения первичных профессиональных навыков и знаний
Сегментирование рынка по стоимости земельных участков Московской области
Лекция №1. «История становления института кадастрового учёта земельных участков в России» iconОтчет по практике для получения первичных профессиональных навыков и знаний
Сегментирование рынка по стоимости земельных участков Московской области
Лекция №1. «История становления института кадастрового учёта земельных участков в России» iconПримерные вопросы для подготовки к экзамену
Возмещение убытков землепользователям и собственникам земли в связи с изъятием у них земельных участков
Лекция №1. «История становления института кадастрового учёта земельных участков в России» iconОтчет по практике для получения первичных профессиональных навыков и знаний
Сегментирование рынка по стоимости земельных участков Московской области
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница