План лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине 2 Становление профессионально-технического образования в Украине


Скачать 163.61 Kb.
НазваниеПлан лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине 2 Становление профессионально-технического образования в Украине
Дата публикации30.03.2013
Размер163.61 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > История > Лекция


Лекция 6.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ
План лекции

6.1 Зарождение профессионального образования в Украине

6.2 Становление профессионально-технического образования в Украине

6.3 Украинское профессиональное образование советского периода


6.1 Зарождение профессионального образования в Украине

Классическое украинское образование имеет давние традиции и принципы, которые сформировались со времен Великокняжей Украины-Руси, развились и приобрели новые формы со времен Казацкого государства - это открытость к миру, европейская ориентация, привязка к христианским ценностям, идеи гуманизма, доминанты гуманитарного образования.

В давней Украине была создана уникальная и самобытная отечественная просветительно-научная система, которая вобрала опыт стран Европы, была многоплановой и многоуровневой, включала начальные, средние школы-коллегиумы, специальные школы, высшие школы - академии, университеты. Она обеспечила практически полную грамотность населения страны, а также условия для формирования и возрастание украинской духовной, воинской, светской, научной элиты.

Отечественными исследователями выполнена значительная работа по изучению истории профессионального образования, зарождения профтехшкол, вопросов становления и развития теории, принципов подготовки квалифицированных рабочих кадров. Это работы А. Веселова, М. Пузанова, Г. Терещенко, В. Балушок, Г. Ясницкого, Н. Падун, В. Радченко, О. Щербак. Авторами представлены отдельные аспекты деятельности системы подготовки рабочих кадров на разных этапах ее развития.

История образования в Украине тесно связана со всей историей украинского народа. Многовековое существование в состоянии раздробленности, под гнетом монголо-татарских орд, польских, литовских и венгерских феодалов оказало сильное влияние на развитие образования.

Во 2-й половине XVI века произошли изменения в государственно-административном положении значительной части украинских земель. Воспользовавшись ослаблением Великого княжества Литовского, принимавшего с 1558 г. участие в многолетней войне с Россией, правящие круги Польши взяли курс на захват всех украинских земель. Весной 1569 г. в состав Польского королевства были включены Волынское, Подляшское, Киевское, Врацлавское воеводства. Согласно Люблинской унии 1569 г. Польское королевство и Великое княжество Литовское объединились в одно государство – Речь Посполитую. Последняя продолжила войну с Россией, что усиливало недовольство широких народных масс, в частности Белоруссии и Украины, тяготевших к России.

С целью упрочения своих общественно-политических и экономических позиций, украинские феодалы переходили в католичество и ополячивались. Одновременно польские власти, при участии украинских магнатов, усиленно проводили полонизацию, насаждали католицизм. Часть высшего православного духовенства в соответствии с Брестской унией 1596 г. провозгласила объединение Православной Церкви на территории Речи Посполитой (в нее входила большая часть Украины и Белоруссии) - католической под главенством папы римского. Польские магнаты, шляхта, и католическое духовенство пренебрегали национальными традициями украинского народа, тормозили развитие украинского языка и культуры. Таким образом, усиливались национальный и религиозный гнет и бесправие народных масс. Усилия польских властей были направлены также на ослабление стремлений украинского и белорусского народов к воссоединению их с русским народом.

Несмотря на то, что феодально-крепостнический и национально-религиозный гнет был тормозом экономического и культурного развития украинского народа, во 2-й половине XVI в. и особенно в 1-й половине XVII в. в Украине получили дальнейшее развитие города как центры ремесла и торговли, усиливались экономические связи между отдельными землями, возникали предпосылки для образования единого внутреннего, т.е. национального рынка. Продолжался процесс развития украинской народности, росло национальное сознание украинского народа, развивалась украинская культура.

Для борьбы против иноземного гнета, национальных и религиозных притеснений городское население (частично и сельское) в XVI-XVII вв. организовывалось в братства. Последние открывали школы, типографии, вокруг которых объединялись культурные силы. В конце XVI – начале XVII в. братские школы возникли во Львове (1585), в Киеве (1615), Луцке (1620), Виннице, Немирове, Каменец-Подольском и некоторых других городах. Преподавание в этих учебных заведениях велось на родном языке. Значительное внимание уделялось изучению греческого, а позже латинского и польского языков (грамматике, риторике, пиитике). Кроме того, изучались арифметика, астрономия, музыка и богословие.

Распространению просвещения способствовало возникновение в Украине во II половине XVI в. книгопечатания. Первая типография была открыта И.Федоровым во Львове, в ней изданы в 1574 г. «Апостол» и «Букварь». В 1578 г. основана Острожская типография, позднее ее оборудования перешло к Львовской братской типографии. К середине XVII в. в Украине насчитывалось 25 типографий в 17 городах и селах: в Киеве – Киево-Печерская типография, типографии Т.Вербицкого и С.Соболя, во Львове – М.Слезки и А.Желиборского, Черниговская типография.

Львовское Успенское братство известно тем, что продолжало традиции Ивана Федорова. Оно развернуло книгоиздательство и обеспечило распространение книг в Украине и за ее пределами. В 1585 году братство основало школу, которая должна была, со временем перерасти в высшее учебное заведение.

В связи с важными технологическими новациями (ювелирное дело, металлообработка) появилась проблема образования ремесленников. Надо было записать рецепт, условия образования сплава, сделать измерения, сделать расчеты и др. Первоначальное профессиональное обучение было индивидуальным. Так зарождались зачатки ремесленного ученичества, которое только в XVІІ столетии выступает как сформированный социальный институт воспроизведения рабочих кадров.

В государственном профессиональном обучении, можно выделить несколько направлений:

- ремесленическое обучение, связанное с созданием мастерских палат: вооруженной, золотой, серебряной, исполняющие разнообразнейшие царские заказы на изготовление оружия, иконописи и живописи, ювелирных изделий;

- подготовка административного аппарата;

- обучение "врачебных учеников", что представляет собою единую форму медицинского образования в XVІІ столетии.

В меру развития экономики возрастала потребность в воспроизведении квалифицированных рабочих. Передача ученику только собственного опыта мастера было уже недостаточно, появилась необходимость в создании государственных профессиональных школ.

Широкое распространение профессионально-технического образования во 2-й половине XVІІ столетия стало возможной в связи с быстрым развитием капитализма и возрастающей потребностью в большом количестве квалифицированных рабочих. До этого времени в сфере проф-тех образования выделяются два типа профессионально-технических учебных заведений: низшие и средние технические и ремесленные училища, куда принимались подростки 13-14 лет на разные сроки обучения от 3 до 5 лет. Количество разных профессиональных школ, училищ, производственных курсов быстро росло.

^

6.2 Становление профессионально-технического образования в Украине



В 20-х гг. XIX в. открылись сельские профессиональные школы для подготовки специалистов по агрономии, земледелию, животноводству, садоводству, виноделию с четырех- или пятилетним сроком обучения.

В 30—40-х гг. XIX в. Министерство государственного имущества создало ряд учебных ферм для подготовки «владельцев образцовых хозяйств» из молодых крестьян. Это были своеобразные низшие сельскохозяйственные школы, дававшие практические знания своим выпускникам.

Все возрастающие потребности общества в специалистах для промышленности и торговли заставили государство пойти на ряд новых мер. В стране появились также училища, подготавливавшие служащих низшей квалификации для государственной администрации: писарей, землемеров, помощников фельдшеров.

В целом масштабы профессионального образования в стране в конце XIX в. возросли, но оно развивалось как государственная система. Анализ ее функционирования в то время убеждает в том, что общество диктовало необходимость принятия профессиональных образовательных стандартов в переломные периоды своего развития, и эти стандарты в значительной степени способствовали подготовке высококвалифицированных специалистов для экономики.

В начале XX в. к категории профессионально-технических училищ относилось: ремесленные, технические, художественно-промышленные, железнодорожные и горные училища. В 1910—1917 гг. их число увеличилось. Но круг специальностей в них был крайне узок. Для новых отраслей производства, в том числе для электротехнического, совершенно не подготавливали квалифицированных кадров, которых обучали по старинке путем длительного индивидуального ученичества и работы на производстве.

Все это свидетельствует о том, что украинская дореволюционная техническая школа значительно отставала от требований промышленности и как бы застыла в рамках тех специальностей, которым обучали в 80 —90-е гг. XIX в.

Большое разнообразие и значительное количество низших и средних технических школ и училищ, многие из которых существовали по своим особым уставам, затрудняет их классификацию. Однако основные технические учебные заведения можно условно разделить на следующие группы:

  • средние технические школы и училища для подготовки техников или ближайших помощников инженеров по руководству производством;

  • низшие технические школы и училища для подготовки младшего технического персонала, мастеров, механиков, машинистов и т.д. железнодорожные, горные, мореходные училища, художественно-промышленные школы и ряд технических школ, имевших индивидуальные уставы;

  • ремесленные школы и училища, подготавливавшие квалифицированных рабочих, ремесленников и кустарей - ремесленные училища, школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, ремесленные учебные мастерские и ремесленные учебные заведения с особыми уставами;

  • сельскохозяйственные школы: практические интегральные школы; практические специальные школы; сельские ремесленные учебные мастерские; лесные школы; ремесленные классы и отделения при учебных заведениях разных типов.

  • учреждения для внешкольной профессиональной подготовки работающего населения: индивидуальное промышленное ученичество; технические и ремесленные мастерские и курсы;

  • женские профессиональные учебные заведения: рукодельные и ремесленные классы при общеобразовательных учреждениях;

Особым типом средних учебных заведений были техникумы. Этот новый тип средних специальных учебных заведений возник перед Первой мировой войной исключительно по частной и общественной инициативам. Срок обучения в них составлял три-четыре года. В уставе каждого техникума говорилось о том, что он дает образование в объеме, превышающем курс средних специальных технических учебных заведений для исполнения обязанностей помощников инженеров.

Анализ видов и содержания профессионального образования Украине в период с XVII в. до 1917 г. дает основание считать, что:

  • в сфере подготовки рабочих и специалистов среднего звена в этот период создавались предпосылки для осуществления непрерывной подготовки кадров через разнообразные профессиональные учебные заведения;

  • количество профессиональных учебных заведений отставало от потребностей промышленного и сельскохозяйственного производства;

  • нормативная документация об открытии и функционировании каждого вида учебного заведения и о создании единой системы профессионального многопрофильного образования отсутствовала;

  • продолжалось дальнейшее совершенствование организационных, методических, содержательных и других аспектов всех типов учебных заведений, а также их системы в целом;

  • развивающаяся экономика Украины требовала дальнейшего совершенствования профессионального образования и увеличения количества выпускаемых специалистов.

Все это обусловливало крайне медленный рост профессионально образования, оказывало негативное влияние на направленность содержания, форм и методов обучения и воспитания будущих специалистов.

После принятия "Основных положений о промышленных училищах" в Украине, так как и во всей России, началось создание систем промышленного, сельскохозяйственного и женского образования. Вместе с тем были сформированы органы управления ими. Эти системы просуществовали к октябрьскому перевороту 1917 г. Ни одному из правительств, которые действовали на территории Украины в 1917-1920 гг., не удалось создать систему профессионально-технического образования и организационную структуру управления ею.

Всего в Украине в 1888-1917 гг. функционировало 22 типа учреждений низшего профессионального образования.

На основе детального анализа выявленных нормативных документов, которые регламентировали деятельность этих учебных заведений, а также отчетов об их деятельности, выделяют характерные признаки этих учебных заведений, в частности:

  • учебные заведения находились в разных формах собственности (государственной, частной, общественной);

  • их деятельность осуществлялась на основе общегосударственных нормативных документов;

  • между учреждениями профессионального образования разной специализации не существовало любых горизонтальных или вертикальных связей. Однако, такие связи были в учебных заведениях определенной специализации.

Таким образом в государстве на протяжении данного исторического периода существовали системы промышленного, сельскохозяйственного и женского низшего профессионального образования.

Соответственно была сформирована специфическая система управления этими учреждениями на разных уровнях:

1. Общегосударственный уровень:

  • Министерство народного образования и отдельные отраслевые Министерства.

  • Попечители учебных округов;

2. Региональный уровень:

  • Директора и инспекторы народных училищ.

  • Училищные Советы.

  • Земские органы управления;

3. Низший уровень:

  • Попечители учебных заведений.

  • Попечительские Советы.

  • Педагогические советы учебных заведений.

  • Руководители учебных заведений.

Главные направления деятельности Министерства народного образования в сфере профессионального образования, это во-первых, выработка государственной политики в области профессионального образования. В конце ХІХ - в начале ХХ ст. Министерство народного образования инициировало три реформы профессионального образования.

Первая реформа началась из 1888 г.: после принятия "Основных положений о промышленных училищах" вместо отдельных учреждений низшего профессионального образования начали создаваться отдельные системы подготовки рабочих кадров.

Вторая реформа началась в 1902 г. Она предусматривала реорганизацию деятельности технических училищ с целью их ориентации на подготовку техников и специалистов среднего звена (вместо квалифицированных рабочих).

Третья реформа была подготовлена в 1916 г. Ее основная задача - создание отдельной системы профессионального образования, которая могла бы объединить системы промышленного, сельскохозяйственного, женского образования и подготовку и переподготовку рабочих на производстве. Однако, эта реформа не была реализована из-за революционных событий 1917 г.

Министерством народного образования в 1888-1917 гг. было разработано и представлено на утверждение в высшие государственные инстанции 45 законодательных актов, которые имели общий характер, и свыше 600 положений и уставов учебных заведений разных типов, которые осуществляли подготовку рабочих кадров. Это Министерство осуществляло также оперативное управление отдельными учреждениями низшего профессионального образования.

Значительную роль в управлении учреждениями системы подготовки рабочих кадров играли попечители учебных округов. Основные направления их управленческой деятельности относительно системы подготовки рабочих кадров:

- надзор за соблюдением в учебных заведениях норм действующего законодательства и нормативных документов;

- периодическое изучение деятельности учебных заведений округа; решение кадровых вопросов;

- внедрения в средних и низших учебных заведениях дополнительных курсов с учетом местных потребностей.

Довольно широкие полномочия имели попечители в управлении финансами учебных заведений.

Основными субъектами в управлении системой начального профессионального образования на региональном уровне были директора и инспекторы народных училищ. Создание нормальных условий для функционирования учебных заведений, надзор за их работой, привлечение населения к решению проблем учебных заведений - так определены основные направления в содержании их управленческой деятельности.

Управления системами подготовки рабочих кадров на региональном уровне осуществляли также земские учреждения и училищные советы, которые создавались в губерниях и уездах как органы общественного управления делами образования. Этим представительным органам были делегированы довольно широкие права в решении отдельных вопросов деятельности систем подготовки рабочих кадров, в частности: формирование сети, поиск дополнительных источников финансирования, общественный контроль за их деятельностью.

В управлении учебными заведениями в особенности активной была общественность. Такой вывод подтверждается анализом документов, которые регламентировали деятельность почетных попечителей, почетных смотрителей, педагогических советов, специальных хозяйственных комитетов. К их полномочиям было отнесено:

- создание необходимых условий для деятельности учебных заведений;

- содействие в трудоустройстве выпускников;

- надзор за состоянием учебно-материальной базы;

- хозяйственная деятельность;

- надзор за результативностью учебно-воспитательного процесса.

Полномочия педагогических советов дополнительно распространялись на решение вопросов содержания обучения, формирования ученических контингентов, поощрение и наказания участников учебно-воспитательного процесса и т.п..

Значительное количество субъектов управленческой деятельности определенной мерой ограничивала права руководителя учебного заведения, который избирался попечительским советом и со временем утверждался государственными органами управления. Основным в его управленческой деятельности были организация выполнения в учебном заведении действующих нормативных документов и работы педагогического коллектива и обслуживающего персонала, надзор за поведением и обучением учеников, выполнением учебного плана и внутреннего распорядка.

Такая организация управления системами подготовки рабочих кадров была характерной до 1917 г., когда в России начались революционные события, в результате которых старая система государственного управления была разрушена. Установлено, что до 1920 г. ни одному правительству, который действовал на территории Украины, не удалось создать новую систему управления образованием вообще и системой подготовки рабочих кадров в частности. Наряду с этим укажем, что такие попытки имели место.

6.3 Украинское профессиональное образование советского периода
В 1929-1940 гг Постановлением СНК СССР от 30 марта 1929 все школы ФЗУ, расположенные на территории Украины, были переданы в подчинение ВСНХ СССР (хозяйственным наркоматам). За органами НКО осталось общее руководство и контроль за учебной работой. При президиуме ВСНХ УССР был создан совет рабочего образования, при секторе кадров - методический совет, при НКО - научно-методический совет, в профессиональных школах - предметные комиссии, методические кабинеты, между отдельными школами - методические комбинаты. С каждым годом росло число ФЗУ.

В период 1940-1959 гг подготовка рабочих кадров, подчинена различным хозяйственным наркоматам, не допускала перенаправления рабочих, подготовленных для своей отрасли тормозило растущие потребности военно-промышленного комплекса Советского Союза. Указом Президиума ВС СССР от 2 октября 1940 № 37 была создана государственная система трудовых резервов, которой были переданы в подчинение все ФЗУ. Перед Украиной стоит задача организованной подготовки работников из числа городской и сельской молодежи. В то же время вышел Указ Президиума ВС СССР "Об установлении платности за обучение в старших классах средних школ, в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий". Выпускники учебных заведений государственной системы трудовых резервов были обязаны отработать 4 года подряд на государственных предприятиях. В 1940-1959 гг в учреждениях трудовых резервов было подготовлено 2014 тыс. рабочих различных профессий;

В период 1959-1991 гг система трудовых резервов прекратила свое существование после принятия ВС СССР 24 декабря 1958 Закона СССР "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". Совет Министров УССР 7 июля 1960 утвердил "Положение о Главном управлении профессионально-технического образования при Совете Министров УССР", в котором были определены задачи системы ПТО: осуществлять планомерную и организованную подготовку для всех отраслей народного хозяйства культурных и технически образованных рабочих, работников сельского хозяйства. Все учебные заведения трудовых резервов реорганизовались в профессионально-технические училища (ПТУ).

С 1960-1965 годы сеть ПТУ увеличилась с 624 до 680 училищ. 6 марта 1966 Указом Президиума ВС РСФСР Главное управление профессионально-технического образования был реорганизован в Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-технического образования.

В 1969 г. в УССР уже действовало 884 ПТУ. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 апреля 1969 г. "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования" началось постепенное превращение существующих ПТУ со сроком обучения (на базе 8 классов) 1-3 года в учебные заведения (на базе 8 кл.) с 3-4-летним сроком подготовки рабочих с получением полного среднего образования или средние профессионально-технические училища (СПТУ).

В 1981 г. действовало 1013 профессионально-технических учебных заведений (ПТУ).

С 1984 г. все дневные ПТУ были реорганизованы в СПТУ, к которым причислялись ученики после 9-го кл. общеобразовательной школы.

В 1984 г. - 1123 ПТУ с контингентом 670,0 тыс. учащихся. В 1985 г. насчитывалось 1196 ПТУ (в т.ч. 112 ведомственных, которые влились в государственную систему профессионально-технического образования). В 1991 г. - 1278 ПТУ;

С 1994 г. в Украине имеет место тенденция к уменьшению сети учреждений профессионально-технического образования и уменьшение количества учеников. Это можно объяснить несколькими причинами:

• демографические процессы в Украине, в частности уменьшение количества деторождаемости;

• кризис в экономике привел к сокращению количества предприятий и, соответственно, уменьшение государственного заказа на подготовку рабочих кадров;

• отсутствие научно обоснованного прогнозирования потребностей в рабочих кадрах и т.п..

С провозглашением независимости Украины 24 августа 1991 г. продолжаются поиски национального пути развития профессионально-технического образования, его адаптация к рыночной экономике.

Для профессионально-технического образования Украины встал вопрос о печатном органе, на страницах которого должны освещаться основные стратегические вопросы развития. В 1997 г. было зарегистрировано периодическое издание научно-методический журнал "Профессионально-техническое образование". Патронат над изданием журнала взяла на себя Академия педагогических наук Украины.

В 1998 г. принимается первый в истории Украины Закон "О профессионально-техническом образовании". Анализ процессов, которые происходили в государстве в то время, дал толчок к созданию профессионально-технических учебных заведений нового типа. ПТУ постепенно стали превращаться в многофункциональные региональные и отраслевые профессиональные образовательные центры, предполагалось постановлением Кабинета Министров от 2 апреля 1998 г. "Об утверждении комплексных мероприятий по реформированию ступенчатой ​​профессионально-технического образования, специализации и перепрофилирования профессионально-технических учебных заведений". Начали формироваться и другие учебные заведения профессионального образования, курсы переквалификации, появились высшие профессиональные училища, центры профессионально-технического образования, профессиональные лицеи. Большинство из них оснащены современной техникой, используют новейшие информационные, производственные и педагогические технологии с целью формирования высокого уровня профессиональной подготовки.
Подготовка рабочих в государственных 876 ПТУ в 2009-2010 уч. году осуществлялась по 526 рабочим профессиям.

Средний показатель трудоустройства выпускников государственных ПТУ по полученной профессии по Украине в 2008-2009 уч. году составлял 94,3%.
ЛИТЕРАТУРА

1. Лікарчук І.Л. Історія розвитку професійно-технічної освіти України // Профтеосвіта України ХХ століття: Енциклопедичне видання / За ред Ничкало Н.Г. – К.: Видавництво „АртЕк”, 2004. – С. 12.

2. Закон України „Про професійно-технічну освіту” // Професійно-технічна освіта. – 1998. – №1. – С. 2–12.

3. Статистична звітність. Форма № 1-ОБ (профтех) – річна, 1991,199



Похожие:

План лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине 2 Становление профессионально-технического образования в Украине iconПлан лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине
Нормативная база по включает государственные нормативные акты, которые регулируют общественные отношения в области обучения, воспитания,...
План лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине 2 Становление профессионально-технического образования в Украине iconПлан лекции 1 Становление профессионально-технического образования...
Фзу и школы для сельской молодежи. Общеобразовательной школой для школ фзу с 1924 г была 7-летняя школа. Наряду со школами фзу существовали...
План лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине 2 Становление профессионально-технического образования в Украине iconПлан лекции: Профессиональное образование как социокультурный институт...
Основные направления развития системы непрерывного профессионального образования в Украине
План лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине 2 Становление профессионально-технического образования в Украине iconПлан лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя...
Нально-технического образования или высшего образования, которое предоставляют заведения 1-2 уровней аккредитации (техникумы, колледжи)....
План лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине 2 Становление профессионально-технического образования в Украине iconПлан лекции 1 Нормативная база профессионально-технического образования...
Про внесення змін до деяких законодавчих актів України з питань професійно-технічної освіти”, (2003 р.)
План лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине 2 Становление профессионально-технического образования в Украине iconПлан лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы...
Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы
План лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине 2 Становление профессионально-технического образования в Украине iconПлан лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования...
Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения...
План лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине 2 Становление профессионально-технического образования в Украине iconПлан лекции 1 История профессионального образования в США 2 История...
Америке. Вклад этого колледжа в историю американского образования огромен. Он не только обучал студентов, но издавал и учебную литературу...
План лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине 2 Становление профессионально-технического образования в Украине iconПлан лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2...
Но историко-педагогическое осмысление современной теории и практики образования – весьма сложная задача, поскольку для верной ее...
План лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине 2 Становление профессионально-технического образования в Украине iconПлан лекции: Особенности дополнительного профессионального образования...
Торая включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку и самообразование. Оно занимает наиболее...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница