Лекция Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира


Скачать 104.09 Kb.
НазваниеЛекция Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира
Дата публикации08.03.2013
Размер104.09 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > История > Лекция
Лекция 1. Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира.

1.Цели и задачи курса. Место всемирной (синхронной) истории в системе наук.

2. Объект и предмет всемирной (синхронной) истории.

3. Синхронизация как метод исторической систематизации.

4. Основные исторические источники и система периодизации.

5. Хронология и география.

6. Общественно-экономические формации и цивилизации.

7. Основные направления современной исторической науки.

8. Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных.

^ 9. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов.

1.Цели и задачи курса. Место всемирной (синхронной) истории в системе наук.

Для всемирной (синхронной) истории главной задачей является сравнительный анализ исторических событий, происходящих на определенных этапах развития западной и восточной цивилизаций.

^ 2. Объект и предмет всемирной (синхронной) истории.

Прошлое составляет основной предмет всемирной истории как науки. Объектом же исследования является историческая реальность, относящаяся к тому или иному отрезку времени, отражаемая в достоверных исторических источниках и памятниках материальной культуры.

septem miracula mundi (2 в. до н.э.)

Стены Вавилона на р. Евфрате столицы Вавилонского царства (538 г. до н.э.)

«висячие сады» Семирамиды, вернее царицы Шаммурамат (конец 9 в. до н.э.), родом из Вавилонии

статуя Зевса из золота и слоновой кости, верховного греческого бога, в Олимпии работы Фидия, выдающегося древнегреческого скульптора периода высокой классики (5 в. до н.э.)

колосс Родосский, т.е. бронзовая статуя бога Солнца Гелиоса, стоявшая у входа в гавань и созданная Харетом из Линда в 285 г. до н.э. (37 м высотой)

пирамиды под Мемфисом

мавзолей в Галикарнассе (М. Азия, 4 в до н.э.), усыпальница правителя Мавсола, построенная Пифеем, греческим архитектором 4 в. до н.э.

храм Артемиды, греч. Богини, дочери Зевса, покровительницы живой природы и охоты, в Эфесе (сожжен в 356 г. до н.э. Геростратом).

алтарь на о. Делосе, совр. Дилос в Эгейском море

дворец Кира Великого (м.б. в Пергаме, основавшего персидскую державу (6 в. до н.э.))

египетские Фивы – у Гомера «стовратные» Фивы в верховьях Нила

статуя Мемнона, царя Эфиопии, погибшего в поединке с Ахиллом в Троянской войне, сооруженная в Фивах (Египет)

скульптура Афин в Афинах, сооруженная Фидием на Афинском акрополе в 5 в. до н.э.

^ 3. Синхронизация как метод исторической систематизации

Нас интересует дихотомическое деление как определенный способ классификации и систематизации исторических фактов, исторических понятий, терминов и пр., исходя из имеющихся данных истории западных и восточных цивилизаций.

Метод синхронизации (от греч. «синхронос» – одновременный) сводится к тому, что историки пытаются выделить одновременные, совпадающие во времени события или исторические процессы, происходившие на Западе и на Востоке.

Например, процесс складывания государственных образований древности: возникновение в 4 тыс. до н.э. городов в Месопотамии в долинах Тигра и Евфрата, т.е. шумерских городов-государств и синхронно появление первых городов-государств – номов – в Древнем Египте в этот же период времени.

^ 4. Основные исторические источники и система периодизации

К основным историческим источникам, как уже упоминалось выше, относятся памятники материальной культуры – сооружения, монеты, гербы, утварь, вооружение, одежда и пр., а также письменные памятники – надписи на камнях, металле, летописи, мемуары, труды современников и т.д.

Также к историческим источникам относятся произведения искусства и литературы (например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера) и памятники фольклора, т.е. народного устного творчества (например, Повесть о Гильгамеше, герое шумерских эпических песен).

Самая общая классификация исторических письменных документов для раскрытия содержания эпохи всеобщей истории:

1. законодательные, правовые памятники

2. летописные своды и хроники (Повесть Временных лет эпохи Киевской Руси начала 12 в.),

3. исторические трактаты (древнеиндийский трактат эпохи империи Маурьев «Артхашастра» (Наука политики), «Тайная история» византийского историка Прокопия Кесарийского, «История Пруссии» короля-философа Фридриха II Прусского),

4. нарративные источники, описывающие от собственного лица те или иные события (от лат. «нарратио» – «я описываю»): письма, мемуары, описания путешествий («Описание Индии» китайского путешественника 7 в. Сюана Цзана, Мемуары и письма королевы Марго – Маргариты де Валуа, королевы Франции и Наварры (1553-1615)),

5. публицистика (печатные журналы и газеты, трактаты и памфлеты, начиная с 15 в.).

6. Интернет-ресурсы

Традиционно курс всеобщей истории делится на несколько важных разделов, или, больших исторических эпох, периодов:

древний мир

средние века

Возрождение

Новое время

Новейшее время

Современная хронология, периодизация всемирной истории осуществляется, исходя из различных критериев и подходов:

Марксистский классовый подход, исходил из стадиального социально-экономического развития общества: доклассовый период, первобытность; рабовладельческий период; феодальный период; капиталистический период.

Историко-социологический подход американского ученого У. Ростоу исходит из определенных стадий экономического роста и потребления.

Цивилизационный подход (А. Тойнби), главным критерием которого является культурологический и конфессиональный аспект.

^ 5. Хронология и география.

Исходя из хронологического метода, принято считать, что первые цивилизации возникают на рубеже 4-3 тыс. до н.э. Это время приходится на начало т.н. неолитической революции, когда в первобытный период происходит радикальный переход от присваивающего к производящему хозяйству.

Важную роль на этом промежутке времени сыграл Ближний (Передний) Восток, или, Азия. Именно отсюда происходят многие окультуренные злаковые, овощи, одомашнивание животных.

В результате неолитической революции возникло имущественное и социальное неравенство, выделилась особая группа людей, сосредоточивших в своих руках власть над общиной, племенем, группой племен.

К древнейшим цивилизациям, появившимся на берегах рек, на месте скопления большого количества населения, в процессе оформления городов и соответственно активного развития не только земледелия, но и торговли, ремесел, относились:

шумерские города государства междуречья Тигра и Евфрата (4 тыс. до н.э.) – Ур, Киш;

города-государства Др. Египта (около 20 номов по берегам Нила) (4-3 тыс. до н.э.);

финикийские города-государства Восточного Средиземноморья (4-2 тыс. до н.э.) – Сидон, Библ, (семитское население);

хараппские города- очаги древнеиндийской Хараппской цивилизации – в долинах рек Инд и Ганг (3-2 тыс. до н.э.)(погибла во 2 пол. 2 тыс. в период нашествия ариев);

древнекитайские города-государства в долине реки Хуанхэ (одно из достоверных государств – Шан)(2-1 тыс. до н.э.).

^ 6.Общественно-экономические формации и цивилизации.

Термин «цивилизация» происходит от латинского «сivilis» - «гражданский», «государственный».

Этот термин появляется в научной литературе благодаря французским ученым-просветителям 18 в. Те понимали под эти термином разумно организованное человеческое общество, в котором действуют определенные законы.

Просветители впервые попытались соотнести понятия «цивилизация» и «культура». «Культура» понималась в самом широком смысле слова: искусство, литература, мораль, мировоззрение.

В 19 в. слово «цивилизация» получило новую, расширительную трактовку. Оно стало означать технически развитую западную цивилизацию, где наиболее ярко проявился экономический, индустриальный прогресс. Наиболее ярко идея прогресса была обоснована немецким философом Г.Гегелем, считавшим, что в ходе развития истории происходит саморазвитие мирового духа.

В этот же период во многих национальных научных школах стала весьма популярной идея изучения единой истории мировой цивилизации в рамках популярной либеральной идеи общественного прогресса. В этой связи можно вспомнить имена французских историков Ф. Гизо и Ж. Мишле , английского ученого Г. Бокля.

В ХХ в. большой вклад в цивилизационную теорию внес английский историк и философ Арнольд Тойнби. Самой основной работой, переведенной и на русский язык, является его «Исследование истории» («A Study of History»).

Исходя из вышеперечисленных центров цивилизаций, можно сделать вывод, что первые цивилизации зарождаются и оформляются на Древнем Востоке.

Именно там начинается развитие человечества от первобытности к рабовладению с точки зрения развития социально-экономических отношений.

Основные черты, характерные для общественно-экономического развития Древнего Востока:

– устойчивость основ экономики и активное развитие основ рабовладения;

– оформление особых властных полномочий, связанных с собственностью на землю и рабов, формирование в социальном плане классового и кастового общества;

– сакрализация главного носителя власти – правителя и сосредоточение в его руках неограниченной власти;

– возникновение типичной для Востока государственной формы – восточной деспотии, предполагающей отсутствие личной свободы и создание мощного бюрократического аппарата управления

^ 7. Основные направления современной исторической науки.

Историческая (культурная) антропология, изучающая происхождение и эволюцию человека в социально-экономическом и социально-психологическом ключе.

В рамках исторической антропологии пристальное внимание уделяется анализу картины мира, ментальности человека на различных этапах его развития.

Яркими представителями этого направления в России являются А.Я. Гуревич и Ю. Бессмертный –историки-медиевисты. Первыми же историко-антропологический подход использовали французские историки 1930-нач.1940-х гг. – Марк Блок и Люсьен Февр. Они основали исторический журнал «Анналы». Дело Блока и Февра продолжают Фернан Бродель и Жак Ле Гофф.

Во 2-й половине ХХ в. еще одним очень популярным современным направлением стал т.н. модернистский подход к истории. Были предложены несколько оригинальных теорий модернизации. Некоторые ученые рассматривают модернизацию в самом широком ключе, когда исследуются узловые моменты развития цивилизации.

Другие историки-западники связывают процесс модернизации только с историей Запада, с его переходом в модерн, в современную историю.

Возникает при этом определенная проблема определения точного исторического периода, когда этот переход произошел. Одни это связывают с концом средневековья и началом Возрождения, другие – с революционными преобразованиями и катаклизмами 17 столетия.

Наконец, третья трактовка процесса модернизации – это узкое понимание развития социально-экономических отношений нового типа как результата эволюции западноевропейской цивилизации, ставшей зачинателем процесса мировой модернизации.

^ 8.Пути политогенеза и этапы образования государства в древнем мире

В основе процесса образования государственности в древнем мире лежат древнейшие формы социальной жизни. При господстве присваивающего хозяйства важную роль играл род как регулятор брачных отношений, община как регулятор хозяйственной и социальной жизни.

Причем с переходом к производящему хозяйству в составе общины происходят такие же важные перемены – она превращается в соседскую. Хронологически этот процесс связан с неолитической революцией, охватившей 9-4 тыс. до н.э.

Выделим главные показательные черты этой эпохи :

происходит общественно-экономическое разделение труда: земледелие отделяется от занятий скотоводством, выделяются ремесла;

– появляется пашенное земледелие в результате изобретения сохи и плуга;

– выделение строительства как особой сферы и создание городищ;

– формирование индивидуального (семейного) хозяйства и зарождение индивидуальной собственности на землю;

– переход к соседской общине и социальное расслоение внутри общины;

– формирование крупных межобщинных объединений – племен;

– возникновение племенных богов и формирование многобожия (политеизма).

В истории человечества на смену неолиту пришел энеолит – медный век, затем – бронзовый, приходящийся на 4-1 тыс. до н.э. Именно в этот период происходит оформление основных цивилизационных центров на Востоке и Западе.

В этом процессе оформления доминировал Ближний Восток, причем для древней истории понятие «Ближний Восток» не идентично современному толкованию. В древнем мире Ближний Восток включал территории между Каспийским, Черным, Средиземным морями и Индийским океаном, т.к. Переднюю Азию и Северную Африку.

Если выделить некоторые общие черты, характерные для цивилизационного периода, отличающегося от периода первобытности, то они следующие:

– сложная социальная структура общества;

– появление городов как главных очагов политической жизни;

– оформление политических государственных институтов;

– создание письменности;

– формирование высокоразвитой культуры.

^ 9. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов

Для этнической истории, да и всей истории человечества Передняя Азия и Северная Африка – чрезвычайно важный регион в целом, поскольку в некоторых его центрах происходило становление «человека разумного»

Этногенез и этническая история народов Западной Азии исключительно сложны. Это подтверждается их языковой и антропологической характеристикой. Этническая карта Азии на протяжении длительного времени постоянно менялась.

В междуречье Тигра и Евфрата, в Месопотамии, благодатной области Ближнего Востока шумеры создали несколько городов-государств, где существовали ирригационное земледелие, торговля и ремесла. Сначала – просто Шумеры, затем Шумеры и Аккада, затем после нашествия аморитов из Ханаана (современные Палестина, Сирия и Финикия) в 1894 г. до н.э. возникает новое царство со столицей в Вавилоне.

Оба царства были завоеваны ассирийцами во 2-ой пол. 2-го тыс. до н.э. Затем – могучая империя была уничтожена династией Халдеев (Вавилон), а в 539 г. до н.э. Кир II Великий, основатель династии Ахеменидов (Персидская империя, которая простиралась от Малой Азии до реки Инд) завоевал эти земли.

Затем Междуречьем владели Селевкиды (Парфия) и Сасаниды по очереди, а в 7 в. н.э. сюда пришли арабские завоеватели, которые после столетия мусульманских войн с сирийцами основали новую столицу Багдад (762 г.), где правили Аббасиды. Уже в 13 в. Двуречье дважды опустошали монголы, в конце концов эта территория стала частью Османской империи. Таким образом, Месопотамия – один из древнейших очагов цивилизации.

Этническая карта разных частей Азии на протяжении долгих веков менялась в том числе под влиянием завоевательных походов, стихийных бедствий и прочих причин. Примерно 30 веков назад в Южную Азию вторглись племена индоевропейцев. В истории они известны под именем ариев. Арии относятся к древнейшим жителям Индийского субконтинента причем до сих пор их расовое происхождение неясно.

Арии пришли в Индию из Персии в 2000-1200 г. до н.э. Они покорили коренное население – дравидов и мундов, затем смешались с местным населением.

В конце 4 в. до н.э. в Северной Индии появляется первая династия Маурьев, основанная Чандрагуптой (территория от Герата до дельты Ганга). В 3 в. до н.э. на этой территории династия Маурьев была свергнута династией Шунга. В это время здесь начинает распространяться буддизм, когда правил знаменитый царь Ашока, последний из Маурьев.

Он принял учение буддийской драхмы – учение о религиозной истине и заботился о духовном и материальном благополучии своих подданных. Это учение заставляло его быть терпимым к другим верованиям и отказаться от войн, поскольку они вызывают страдания.

Ашоки считается самым первым и ярким правителем Индии, который сумел создать мощное государство и содержать при этом 700 тыс. армию. Таким образом, арии – индоевропейцы - смогли освоить огромную территорию протоиндийцев, говоривших на языках дравидской семьи. Арии оттеснили дравидов на юг Индостана, частично смешавшись с ними и впитав их культуру.

Уже во 2-м тыс. до н.э. семитоязычные народы – хананеи и арамеи - заселили области к юго-западу от Месопотамии. На Аравийском полуострове расселились предки арабов, а в областях Армянского нагорья и Южного Закавказья возникло государство Урарту.

К древнейшим этапам этногенеза в Европе относится греческий период. С точки зрения ранней этнической истории, греки – древнейшее население Европы. Предки греков – ахейцы начинают заселять прибрежные территории Средиземноморья на рубеже III-II-го тыс. до н.э. Об этом повествуют древнейшие крито-микенские тексты.

Периодом бурного развития древних греков были VIII-V вв. до н.э. , когда здесь расцветали ремесла, торговля и происходила т.н. великая греческая колонизация, когда собственно установилось общее для греков этническое самоназвание – эллины и название общей родины – Эллады.

К VII в. до н.э. относится формирование армянского народа, относящегося к индоевропейцам. Один из крупнейших армянских политиков – Тигран Великий, который смог укрепить государственность и несмотря на силу Рима, смог сохранить самостоятельность. Армянская – григорианская церковь относится к самостоятельным ветвям христианства, начиная с 506 г. н.э. В 653 г. страну завоевали арабы.

Похожие:

Лекция Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира iconМетодические рекомендации к написанию курсовых работ по истории Древнего мира
Студенту, решившему писать свою первую курсовую работу по истории Древнего мира, следует прежде всего представлять себе особенности...
Лекция Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира iconИз всех цивилизаций древнего мира римская известна нам лучше других....
Черты римского искусства, свойственные именно Риму, скорее могут быть обнаружены в этом разностороннем его характере, нежели в единстве...
Лекция Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира iconЛекция № Право Древневосточных цивилизаций Вопросы к учебному занятию:...
История права Древнего Востока всегда привлекала пристальное внимание исследователей
Лекция Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира iconЛекция №1 Курс «Метрология и стандартизация»
Введение. Предмет дисциплины. Краткие сведения из истории метрологии и стандартизации (Лекция №1)
Лекция Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира iconКоллоквиумы по истории древнего мира. Ч. I. Древний восток тема VII...
История Древнего Востока: учеб пособие для вузов / М. Д. Бухарин, И. А. Ладынин, Б. С. Ляпустин, А. А. Немировский; под ред. Б. С....
Лекция Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира icon2. Механистическая картина мира и её особенности
Введение Г. Галилеем в науку экспериментального метода и математической обработки результатов экспериментов
Лекция Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира icon«100 великих географических открытий»: Вече; Москва; 2004 isbn 5 7838 0755 3,...
Последний раздел книги посвящен археологии. Великие археологические открытия, сделанные на протяжении двухсот лет, позволили приоткрыть...
Лекция Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира iconТема 2 История становления и развития предмета психологии
Общая характеристика этапов становления психологии (предмет, методы, достижения)
Лекция Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира icon1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Лекция Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности
Лекция Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира iconИстория Древнего Рима Значение истории Древнего Рима в мировой истории....
Значение. Римская культура – основа современной европейской культуры (законы 12 таблиц 449 – основа юриспруденции). Римская культура...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница