Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия


НазваниеМировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия
страница1/6
Дата публикации04.04.2013
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6

  1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия.

Мировоззрение – опред. система наиболее общих взглядов человека на мир, себя самого, на цели и пути историч. развития.

Имеет следующие структурные изменения:

  1. Теоретико-познавательный компонент. Представляет собой единство повседневных, научных, проф. и др. знаний, из кот. слагается конкретно научная или универсальная картина мира.

  2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, нормы, верования.

  3. Эмоц.-волевой. Мировоззрение – не только совокуп. знаний и убеждений, но и система эмоц. отношения к миру (разума и сердца). Перевод знаний на уровень доброй воли. Практически действенный компонент. Мировоззрение считается сформированным, когда выступает как руководство к действию.

^ По характеру формирования и по способу функционирование мировоззрения разделяют на след. уровни:

  1. Житейско-практический уровень.

  2. Теоретический уровень.

Исторические типы мировоззрения. Миф, религия.

Миф – историч. первый тип, свойственно ранее классовому обществу, к первобытным людям. Отлич. след.чертами:

  1. Антропоморфизм. Проявляется в одухотворении явлений природу, наделение природы телесными человеческими свойствами.

  2. Синкретизм. Переводится как «соединение». Нет деления на отрасли. Миф пытается объяснить абсолютно всё. Включает в себя элементы религии, рациональные знания, искусство, систему ценностей.

  3. Символизм. Проявляется в неразделении сущности и явления вещи, а так же слова. Внешне сходное предстаёт как тождественное, поэтому конкретные предметы, конкретные явления, не утрачивая своей конкретности, становятся знаками других предметов и явлений, то есть символично их заменяет.

  4. Генетизм (от слова генезис – рождение, происхождение). Для мифа объяснение вещи означает рассказ о происхождении вещи. Во всех мифах рассказ об устройстве мира выглядит как рассказ о его происхождении. Мифология – целостное миропонимание, в кот. различные представления увязаны в единую образную картину мира, кот.сочетает фантазию, реальность, естественное и сверхъестественное, мысль, эмоцию и веру. Миф – первое издание умственного словаря человечества.

Религия. Религиозное мировоззрение обладает опред. сходствами с мифом. Но особенное – догматизм, то есть, возникнув, религия оставляет определенное представление на протяжении многих веков. Центр.место в любом религ. течении – образ или идея Бога. Бог – первооснова, первоначало. В религии – у Бога создающее, творящие первоначало с точки зрения верующего человека. Всё существующее зависит от желания и воли Бога. Всем правит Мир. Доминирование духовного над телесным. Культовые обряды – молитвы, жертвы. Это способ освоение действительности через её удвоение – земная (естественная) и небесная (сверхъестественная). Укрепляла новые общественные отношения, формировала гос-ва.


  1. ^ Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Соц.функции философии.

Специфические черты философского знания.

Основная специфика заключается в двойственности философского знания, так как философское знание имеет много общего с научным знанием.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, поскольку философия обобщает, интегрирует отдельные науки.

Философское знание во многом субъективно, хотя и стремится к объективности, поскольку несёт отпечаток личности и мировоззрения конкретного философа.

Философское знание является совокупностью объективного знания и ценностей.

Философия изучает не только предмет собственного познания, но и механизм самого познания.

Философское знание динамично, постоянно развивается и обновляется. Оно неисчерпаемо по сути.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии);гносеология (учение о познании);человек;общество.

^ Основными методами философии являются: диалектика;метафизика;догматизм;эклектика;софистика;герменевтика.

Диалектикаметод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

Метафизикаметод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются.

Догматизмвосприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер.

Эклектика метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

Софистикаметод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

Герменевтикаметод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание –проявление матери. Суть идеалистического методапризнание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Эмпиризмметод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. Рационализмфилософский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.

Функции:

  1. Мировоззренч. функция. Философия способствует формир. целостной картины мира, представлению места человека в мире, принципов взаимодействия человека с миром, принципов формир.мировоззрения.

  2. Методологическая функция. Философия выступает общим методом для других видов и форм знания, поскольку вырабатывает наиболее рациональные способы и подходи к познанию окружающей действительности.

  3. Гносеологическая функция. Формирует способ познавательного отношения человека к миру, совершенствует мыслительную деятельность, оттачивает механизм мышления, пополняет понятийный аппарат и всё это вместе взятое совершенствует общую культуру мышления.

  4. Ценностно-ориентирующая функция. Философия приобщает человека к миру духовных ценностей не только тем, что даёт знание о данных ценностях, но и направляет человека в этом мире, то есть указывает те ценности, аргументируя. Этим помогает ориентироваться человеку.

  5. Критически преобразующая функция. Философия должна учить человека сомневаться, критически оценивать действительность и самого себя.

  6. Культурологическая функция. Философия не просто часть культуры, но её ядро.



  1. ^ Древнеиндийская философия. Школы, главные представители.

Индийская философия — совокупность философских теорий всех индийских мыслителей. С древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов. Почти вся литература по индийской философии написана на санскрите. Старые европейские философские исследователи полагали, что индийскую философию следует определить как предысторию философии. Подобно средневековой западноевропейской, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного(не основанного на опыте). Поскольку индусы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками.

Индийская философия распадается на три периода:

    1. ведический (1500—500 гг. до н.э.),

    2. классический или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н э.)

    3. послеклассический или индуистский (с 1000 н.э.).


Ведический период

Мировоззрение Ригведы — собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы и других вед [Слово «veda» означает «знание» представляет собой крайний плюрализм: боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвоприношения, качества, части тела, духовные способности и т. д. — все являются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается посредством магических действий. Мир и его явления рассматриваются как совершенствование первичной сущности. В философских трактатах упанишад (тайное учение, с 800 до н. э.) учение о всеобщем единстве находит свою действительную для всего позднейшего времени форму во взгляде, что в основе космоса лежит вечно сущее — Брахман, из которого развилось все существующее.Там же развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков — карме, которая обуславливает новое существование живого существа.
Классический период

В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь атеистическая локаята и вероучения

Будди́зм (— религиозно-философское учение о духовном пробуждении возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни и

Джайни́зм— религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.
В результате возникают системы, которые наносят им поражение, основываясь на материалах священных текстов. Внутри брахманизма возникают 6 способов воззрения, которые все считаются равноправной формой толкования истины.

Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.

Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.

В одну систему с йогой слилась Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире.
Джайнизм и буддизм — нетеистические вероучения. Первый признает вечные духовные монады и материальные сущности, второй отрицает бытие неизменной субстанции. Личность и познаваемый ею мир рождаются благодаря взаимодействию закономерно возникающих преходящих факторов — дхарм. Признание того, что нет никакого неизменного индивида, а есть лишь поток взаимодействующих дхарм, является предпосылкой для достижения нирваны. Крайнему плюрализму раннего буддизма, противоположен монизм махаяны, или «большой колесницы». Согласно «среднему учению» Нагарджуны (I—II века), дхармы не обладают истинным бытием, ибо они преходящи; реальна лишь непостижимая, доступная только созерцанию «пустота». Сансара и нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (I—IV века) о «единственности сознания» буддизм сближается с ведантой в том, что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое через йогу, когда внешний мир познается как проекция сознания.


  1. ^ Древнекитайская философия. Школы, главные представители.

Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

Даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;

Конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы.

Моизм: смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы.

^ Школа законников: занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай.

Школа имён: несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши.

^ Школа «инь-ян». Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан;
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.
Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.


  1. ^ Космоцентризм и поиск субстанции в античной философии.

Космоцентризм – система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, многообразный, гармоничный и одновременно вселяющий ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.
Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос как внешний мир. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала. Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.
Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия.
Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.
Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности.
Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.
Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.
Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.
Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия iconТема Философия как социокультурный феномен
Проблема определения философии. Философия как мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические...
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия iconТема Предмет и роль философии в жизни общества и человека Философия,...
Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Вопрос о научности философии
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия iconВопросы для подготовки к экзамену по философии
Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. 
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия icon1. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его исторические типы
Исторические типы философских мировозр соответств историч эпохам: Ф. античности 5-6 в д н э. Ф средних веков 5 -15 нашей эры ф эпохи...
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия iconПланы семинарских занятий по философии тема философия, круг ее проблем и роль в обществе
Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия, философия. Структура мировоззрения
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия iconПредполагаемые вопросы к экзамену по философии
Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия iconЕго структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения...
Первый смысл обозначает разнообразную систему взглядов: философских, религиозных, научных, этичес¬ких, эстетических и т д. Второй...
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия iconЭкзаменационные вопросы по философии
Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия icon1. Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение
Научное – это взгляды основанные на объективных научных знаниях. У каждого человека есть все 3 типа мировоззрения, но доминирует...
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия iconМировоззрение. Его исторические типы
В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница