Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники


НазваниеПредмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники
страница1/19
Дата публикации09.03.2013
Размер2.09 Mb.
ТипЗадача
userdocs.ru > История > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

  1. Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники.

История - наука, наход. в постоянном развитии. История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени.Один из таких примеров вариантов периодизации, согласно учебнику Аманжолова "История Казахстана" выглядит следующим образом:

1. Доисторический период (3 млн. - 8 век до н.э.)

2. Протоисторический (древний) период (8 век до н.э. - 5 век н.э.)

3. Средневековый период (5 - 16 века н.э.)

4. Новое время (с начала 17 века - 1868)

5. Колониальный период (1868 - 1991)

6. Суверенный Казахстан (с 1991 года)

В целом ИК состоит из трех больших периодов:

Древнейший и древний период (2,5 млн. – появление первых орудий труда)

А. Эпоха камня Б. Эпоха бронзы В. скифо-сакская эпоха

Средневековый период (великое переселение народов)

А. Эпоха гуннов Б. Древнетюркская эпоха В. Золотая Орда

Новое время (Образование Казахского Ханства)

А. Казахское ханство 15-18 века Б. Казахстан в 19 веке В. Казахстан в 20 веке

Задача историка заключается в поиске истины или реконструировании прошлого. Историк проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время. Их принято называть истор. источниками. Истор. Ист. разделяются на письм. и вещественные. Письменные источники:старинные книги,летописи, указы, всевозможные док-ты, худ. лит. Письм. Ист. в Каз-не: надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литер. и научные произ-ия др. писателей, ученых, путеш-ов. Сюда же отн. военные или мирные договоры, диплом. протоколы, путевые записи, дневники, прошения чиновников различных сторон, посетивших К-н.В трудах древнегр. историка Геродота и географа Страбона, историка Менандра Протектора, римского историка Аммиака Марцелпина, византийского историка Полиона мы встречаем некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Каз-на в глубокой древности. Много полезной информации по истории древнего Казахстана содержится в Кит. династийных хрониках. Китайские историки с интересом следили за событиями в Каз-их степях, и скурпулезно записывали их. След. группу составляют ирано-язычные п.п. В своде книг зороастрийской религии древних иранцев – Авесте, высеченной на Бехистунской скале, встречаются отдельные эпизоды из жизни каз-их племен первого тыс. до н.э. Богатым и ярким письм. Ист. по истории кипчако-кимакских племен является русские летописи. Важнейшую группу источников составляют древне-тюркские. В памятниках, напис. на орхоно-енисейском алфавите, посвященным легендарным личностям древних тюрок – Кюль Тегин, Билге Каган, Тонью Кок – освещаются фрагменты из истории правителей раннего средневековья. Вещественные источники: всевозможные предметы или объекты, сделанные человеком. Это жилища и др. сооружений древних людей, предметы мебели, посуда, утварь, оружие, орудия труда, украшения и т.д.

  1. ^ Казахстан в эпоху каменного века: палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

Гл. инф-ию о мат. стороне и дух. К-ре др-го челов-ва дает каменное орудие труда. Эпоха др.о каменного века — вр. Стан. Чел-ва и его хоз-ва — харак-ся низким уровнем произв-ых сил. Примитивная хоз. деят. заключалась в исп. готовых продуктов природы. Первоб.ч-к собирал дикораст. злаки, плоды и ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотн. людей строились на эк. равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему хар-ру коллективистскими. Общест. Орг-ия людей в эпоху палеолита прошла сложный и длинный путь развития. Нач. ее этапом было первобытное стадо — объед. для совместной защиты и нападения, охоты, собирательства. Затем на смену первобы. стаду пришла первоб. община. Челов-ий коллектив позднего палеолита в соц. Отн.и характе­ризуется новой гранью — сложением зрелых форм первобытно-родовой общины. Это качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в челове­ка современного физического типа (Homo sapiens). Каменный век делится на 4 периода : палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

Палеолит, в свою очередь, делится на ранний, средний, поздний. Ранний палеолит делится на три крупные эпохи: олдувайскую (2,6 млн лет — 700 тыс. лет назад), ашельскую (700 тыс. — 150—120 тыс. лет назад) и мустьерскую (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад). В течение всего каменного века главенствующая роль в изгот. орудий труда принадлежала камню. Ч-к хорошо знал св-ва камня. Чаще всего выбор материала зависел от назначения орудий. В завис. от формы и характерных типов каменные изделия подразд. на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, про­колки и т. д. Стоянки раннего палеолита находятся на С-В от города Каратау Жамбыл. области. Например, Борыказган, Танирказган. В центр. К-не – это стоянка Кудайколь, Жаман-Айбат и др.

Средний палеолит (140 – 40 тыс. лет назад).Главен-ая роль в изгот. орудий труда продолжает принадлежать камню. Памятники среднего палеолита – стоянка в урочище Карасу на правом берегу реки Арыстанды Южно-Каз-ой области. В центр. К-не - находки в ср. течении реки Сарысу, в урочище Батпак (сев. Караганды), в З Казахстане – на пол-ве Мангышлак.

Поздний палеолит (40 – 12 тыс. лет назад). Это время шир. расселения ч-ка, началось формир. рас и расовых групп. Возник. рода – первая специфическая форма общест. Орг-ии человеч. колл-ва. Женщина занимает главенствующее полож. в обществе. Мировоззрение человека позднего палеолита усложнилось. Получил распростр. культ магии (охоты) в основе которого лежала вера в получ. власти над животными через овладение его образом, символом. Памятниками позднего палеолита являются – стоянка Ачисайская (Ю Каз-н), Пещера (В Каз-н), Канай, Свинчатка (В Каз-н).

Мезолит (12 – 5 тыс. лет назад) – хар-ся потеплением климата. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Изобр. лук и стрелы. Появление микролит. Тех-ии обработки камня (микролиты – миниатюрные пластины). Мезолит. стоянки располагались на берегах рек, озер. Это бассейны Иртыша, Ишима, Тобола, Урала.

Неолит, энеолит (5 – 3 тыс. лет назад). Это время рассвета техники обработки камня. Происходит все б-ая спец-ия в изгот. орудий труда. Наряду с соверш-ем техники отжимной ретуши появились новые технолог. приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление: ис­п. все труднообраб. породы камня, изгот. каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты. Важнейшей чертой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия. Возникли зачатки горного дела, ткачества, керамики. Эпоха неолита – время родовых общин, образ. племен, племенных объединений. Для энеолита характерно внедрение в жизнь людей металла, в частности, медных орудий. Наиболее четко энеолит представлен в Южной зоне. Происходи эк. и общест. подъем, расшир. область труд. Деят-ти ч-ка, качественно изменяется ее хар-р. Памятники: стоянка Караунгур, Кульсары, Кызыл су и др.

  1. ^ Бронзовый век на территории Казахстана.

На рубеже первой-второй четв.II тыс. дон.э. в евразийских степях была изобр. бронза. Археолог. памятники пл. К-на эпохи бронзы отн. к андрон. культуре. Зона ее распростр. Охват. обширное простр-во Ю. Сибири, К-н, прилегающие р-ны Урала, Ср. Азию до Ю. Тадж-на, Афганистана, Сев. Пакистана. Андрон. Кул-ра делится на три периода: ранняя бронза - 18 - 16 вв. до н.э., средняя - 15 - 12 вв. до н.э., поздняя - 12 - начало 8 вв. до н.э.

В Ц.К-не ранний этап - нуринский, назв. по находкам в долине реки Нура, средний - атасуский, назв. по группе мог-ов в долине реки Атасу, поздний - бегазы-дандыб. по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в сев. Прибалхашье. В п-д ранней бронзы появился Аркаим-один из 1 прообразов города, на границе Челяб-ой и Куст-ой обл.В п-д ср. бронзы значит. Изм. домостр-во, орг. поселений.

Племена бронз. века образ. исходный культурный пласт, на осн. Кот. происходило формир. К-ры ранних кочевников. Осн. занятием людей было пастушеское скот-во и мотыжное земледелие. В скот-ве постепенно изменялся состав стада, увелич. доля животных, приспособ.к коч. образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распр-ие отгонное скот-во, как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооруж. из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок–предшест-ки юрт. Появ. и войлочные кибитки, присп-ые для кочевья, устан-ые на четырехколесных телегах. Важную роль в жизни племен того времени играла метал-ия. В эпоху бронзы К-н был одним из первых произв-ей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Осн. сырьем для изгот. орудий труда и оружия была бронза - сплав меди и олова. Центрами мет-ии были Центр. и Вост. К-н. Мат.род сменил отцовский. Первобытнообщинные отн. постепенно разлагались, усиливалась имущ-ая дифференциация. По своему антрополог. складу андроновцы были представителями европеоидной расы - широколицы, с откр. глазами, развитым надпереносьем, резко выступ. носом. В языковом отн. они относились к индоиранской группе. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, свящ. огню, верили в загробную жизнь, гл. жертвенным животным был конь. Религиозные представления были достаточно развиты.

Андроновцы жили род. общинами, сост. из нес-их б-их патриархальных семей. Нес-ко родственных общин составляли племя. Свящ. книга "Авеста" называет племена Ариев, туров, хона, дана, сайрами, сана, даха, населявшие в начале I в. до н.э. степные просторы Казахстана и Средней Азии.

В Ц. К-не комплексная землед.-скот-ая андрон. К-ра ХП-Х вв. до н.э. сменяется кочевой бегазы-дандыб. К-ой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличит. черта этой к-ры - монументальные погребальные сооружения, им. сложную планировку.

Хоронили умерших в каменных ящиках, образ. из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над кот. насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота.В З. К-не иссл. могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы. В Центральном - могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского этапа и памятники Карабие, Айшарак, Карасай-атасуского. В В. К-не исследованы могильники Канай, Сарыколь, Койтас. В Сев. К-не к федоровскому этапу отн. могильники Боровое, Обалы, Биирек-Коль, а алакульскому - могильник и поселение Алексеевское, могильники Ефимовка, Петропавловский. Южный Казахстан и Семиречье беднее памятниками андроновской культуры. Здесь исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук.

  1. ^ Племенные союзы. Политическая история саков. Хозяйство. Общественный строй.

В 1 тыс до н. э. на терр-ии Ср. Азии, Ближ. и Ср. Востока сформир. Гос-ва Асси­рия и Мидия. В VI в. на смену Мидийской державе приходит гос-во Ахеменидов. В состав Ахеменидского гос-ва (в промежутке между 530 и 522 гг. до н. э.) входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака, а народы, которые находились на территории Ср. Азии и К-на, были завоеваны Ахеменидами, либо подчинены им. Севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев, в степях К-на, по свед. Др.источников, обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в  персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи», а в сочинениях греч. авторов фигурируют под именем скифов, которое широ­ко вошло в обиход, как синоним кочевников. По мнению ряда иссл-ей, саки-парадарайя рассел. в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в Сев. Причерноморье; саки-тиграхауда - в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга - в долине Мургаба.

Известны войны саков с персами. В ист., например, освещается б-ба Кира с сакской царицей Томарис. В 519—518 гг. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. Другая страница истории саков связана с б-ой против завоеваний Александра Македонского, который, разгромив и под­чинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии. В 330—327 гг. до н. э. А. Македонский захватил столицу Согда Мараканду и направился к Сырдарье. По приказу Александра на Сырдарье был построен город, названный Александрия Асхата. Постройка его вызывала беспокойство у саков. Неудачей закончилась попытка Александра Македон­ского разгромить и подчинить себе сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей).

С сакским вр. связана эпоха освоения степных и горных простр-в, господство скот-ва, в его различных формах, в сочет. с зем-ем. Кочевое скот-во, для кот. были хар-ны длительные перекочевки на зимние пастбища, было присуще зап. и отчасти центр. К-ну. Кон-во было одним из важнейших направлений скотовод­ства саков. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. На юге, в долине Сырдарьи рядом с сакскими поселениями Чирик-рабат, Бабищ-мулла, Баланды посевы орошались с помощью каналов. Высокого развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработки, в частности с литьем бронзы. дсче­ты специалистов показывают огромные масштабы горнорудных разработок. Так, в Имантауском месторождении извлечено 3 млн. пудов медной руды, а из Джезказганского и Успенского — соответ­ственно 10000 и 20000 тыс., причем большая часть добычи прихо­дится на сакское время. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, а также котлы и жертвенники, многие из которых являются замеча­тельными произведениями искусства. Для отливки изделий ис­пользовались формы, сделанные из камня, глины.

В сакском обществе можно выделить три группы населения: воинов (древнее индоиранское название воина «ратайштар» — «стоящие на колеснице»); сословие жрецов, атри­бутами которых была жертвенная чаша и особый головной убор, и сословие саков-общинников, «восьминогих», т. е. имеющих двух волов для запряжки в плуг. Каждому из названных сословий соответствовали свои традиционные цвета. Воинам подбирали цвета красные и золотисто-красные, жрецам — белый, общинни­кам — желтый и синий. Царь принадлежал к сосло­вию воинов, он же был и избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. Археологические материалы подтверждают деление сакского общества на сословия, или группы. Это заметно, прежде всего, по разнице в размерах погребальных курганов. В могильнике Бесшатыр особенно четко видна принадлежность огромных курганов — вождям, средних — воинам и мелких — рядовым общинникам.

  1. ^ Государство усуней и канглов. Политический строй. Этническая история.

Во II веке до н.э. племена, населявшие Казахстан, образовали устойчивые объединения с зачатками государственной власти. Это были племена усуней и канглов – этнокультурных преемников саков.

Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью). Столица усуней Чигучен (Город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями. Политическая история усуней в некоторых источниках прослеживается до 3 века н.э., повествует об их связи с Китаем, заключение дипломатического соглашения, женитьбе усуньского гуньмо на китайской принцессе. По данным китайских источников количество усуней во времена их рассвета достигало 630 тысяч человек. Если начинались военное действие усуни могли выставить до 18 тысяч конной армии.

Письменные источники указывают на довольно сложную государственную иерархию усуней, состоявшую из родоначальников и племенных вождей, над которыми возвышался великий бек - гуньмо. Гуньмо имел право наследования верховной власти. Этническая принадлежность усуней до конца не выяснена. Одни считают, что усуни принадлежат к восточно-иранским племенам, другие - что они предки тюрок и говорили на тюркском языке.

Впервые кангюи упоминаются в китайских источниках во 2 веке до н.э. Северо-западнее земель усуней, в районах среднего течения реки Сырдарья и хребта Каратау, занимали не менее могущественный племенной союз Кангюй. Столица находилась в городе Битянь. Материальная культура кангюйских племен имела значительное сходства с культурой усуней. В русских источниках известны как печенеги. Правителем кангюй был хан, за ним в иерархической лестнице правителей стояли его заместители. По данным письменных источников, государство кангюй подразделялось на пять основные территориальные деления. Каждая территория возглавлялось своим ханом, которые подчинялись великому хану кангюй. Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участок Шелкового пути от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье, И это им удавалось. В пользу активного функционирования Шелкового пути по Сырдарье вверх на северо-запад на Кавказ и в Причерноморье, а также на юг в Иран, на Ближний Восток и в Индию свидетельствуют находки, сделанные при раскопках городищ и некрополей кангюйцев и жителей Яньцай-Аланья: китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, бронзовые фибулы-застежки из Европы, резные камни-инталио из Ирана.

Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению А. М. Бсрнштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие исследователи полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу североиранских скотоводчес­ких племен, которые лишь в середине I тыс. н. э. под влиянием переселения на Сырдарью тюркских племен стали менять свой этнический облик и язык. Б. А. Литвинский считает, что кангюй­цы были потомками ираноязычных саков. Название Кангюй, по его мнению, можно истолковать как название одного из сакских племен — «люди в кожаных одеждах» (или доспехах)

5.^ Хозяйство усуней и канглов. Социальные отношения.

Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по Чу и Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью). Столица усуней Чигучен (Город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями.

Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. В них пишется, что усуни «не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, судя по приволью в еде и воде».

Действительно, скотоводство сыграло в жизни усуней определя­ющую роль. Природные условия в Семиречье позволяли кочевать в меридиональном направлении от зимовок, расположенных в Моюнкумах и Прибалхашье, к альпийским лугам, расположенным высоко в горах, где летом на горных травах скот жирел и набирал сил на зиму.

Расстояние между зимовками и летовками было небольшое — от 30 до 100 км. Поэтому усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весенне-осенних пастбищах. Там они строили стационарные жили­ща, заводили рядом поля и огороды. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат усуньские поселения с их стационар­ными жилищами, большим количеством тяжелой глиняной посу­ды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков.

По археологическому материалу прослежено, что роль земледе­лия увеличивалась от раннего периода истории усуней к позднему.

Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золо­та, умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения на одежду.

Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые — племенная и родовая знать, дружинники, жрецы — и рядовая масса скотоводов и земледельцев. О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов. О том, что некото­рые усуньские военачальники и крупные чиновники имели золо­тые и медные печати, говорят письменные источники. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками в общес­тве усуней были рабы, в основном из военнопленных.

Северо-западнее земель усуней, в районах среднего течения реки Сырдарья и хребта Каратау, занимали не менее могущественный племенной союз Кангюй. На развитое земледелие указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, соломы в обмазке пола и в сырцовом кирпиче, множество зернотерок и хумов для хранения зерна. Обработка почвы производилась каменными мотыгами, находки которых обычны на поселениях. Использовались и костяные земледельческие орудия. Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. Большое количество костных останков домашних животных: лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота на древнезсмледельческих поселени­ях — достаточно наглядно свидетельствует о значимости скотовод­ства.

В жизни поселенцев большую роль играла охота. При раскопках найдены кости косули, тау-теке, архара, сайгака. Часто встречаются рога архара и марала, служившие для изготовления разнообразных изделий. Охотились на водоплавающую птицу — уток, гусей, пеликанов. Было развито рыболовство, о чем свидетельствуют находки рыбных костей и чешуи. Рыбу били гарпунами, ловили различными рыболовными снастями. Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов дикорас­тущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташки. Кангюйцы умели выплавлять железо, делать из него предметы обихода. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы.

Общество канглов, как и усуней, не было однородным, существовала частная собственность на скот и землю. Были свободные общинники и рабы.

6.^ Образование державы хунну, гуннов. Их роль в этногенезе казахского народа.

Гос-во хунну распол. на тер-ии совр.К-на между III в. до н э и III в. н э. Гунны под предв-ом шаньюя Модэ подчинили множество кочевых племен каз.степей. Кит.историография считает гуннов, как они их называли хунну или сунну, предшественниками тюрков. Император гуннов Модэ, жив. в 230-174 г до нэ оказ.первым тюрк.правителем, чья диплом.переписка была исп.в др.Китае, попала в скрижали самого 1 истор.сочинения. Во гл.с Атиллой производили опустошительные набеги на европ.страны. В 55 г. до н.э. произошло разд. Гунн.гос-ва на Юж.и Сев.части. 2 волна переселения хунну нач. в 93 г. н. э. Они двинулись на запад, покоряя одни пл., увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центр. и Зап.К-н. В IV веке до н.э. хунну дошли до южнорусских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гунну.Гл.роль в жизни хунну играло скот-во, особенно коневодство. У них существовала оседлость и земледелие. О развитии ремесел у хунну известно по находкам изделий из металла, кости и рога, камня, глины и дерева.

В хун.общ-ве были сильны черты патриархально-род.отн. По сведениям источников, хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли начальники поколений (старейшины). Имелись совет старейшин и нар.собр.Однако в недрах родового строя уже зрели черты новых общест. отн. В основе этого процесса лежало развитие произ­-ва и произв-ных отн. Одной из причин явилось развитие обмена и торговли. Изделия из золота, дорогие инозем­ные товары, найденные при раскопках, свид. о возро­сших потребностях верхушки общества. Помимо личной собственности на скот в источниках имеется указание на личную собственность на землю. У хунну имелись рабы, которые формировались из числа военнопленных и населения подвластных областей. Они исп. в качестве дом.прислуги, в качестве пастухов. Во главе страны стоял шаньюй, который был неограниченным властелином, за ним шли князья, носившие общее название темников. они являлись сыновьями, братьями или близкими род­ственниками шаньюя. Всего темников было 24, и каждый из них имел свой участок земли для кочевий. В источниках есть упомина­ние о налогах, как средстве эксплуатации низов.

Появление у хунну частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократ.аппарата, введение налогов как формы эксплуатации, распростр.письм., знаменовали собой их переход к новому этапу — классовому обществу и государству.

Империя Хунну, основанная Модэ просуществовало свыше пяти веков. Она образовала четыре ветви. Одна из них отошла через степи современного Казахстана в междуречье Урала и Волги. Тысячи километров шли гунны по сибирским и уральским степям сквозь земли угроязычных и тюркских народов. Это перемещение заняло свыше 200 лет. В 78 году они перевалили через Кавказ, вошли в Азербайджан, Ирак.По мнению большинства исследователей, хунну были протюрками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. С первой пол.I тыс. н. э. меняется антропол. тип племен Семиречья и Южного Казахстана, появляются монголоидные черты.

7.^ Древняя культура на территории Казахстана (племен эпохи бронзы, саков, канглов, хуннов).

Появление духовной культуры как специфической области деятельности тесно связано с развитием мышления и самосознания. Поэтому появление ее мы можем с уверенностью связывать только с человеком разумным.Эпоха бронзы, время распада эгалитарного общества, было временем становления религии с особыми служителями культа -жрецами. Переход к патриархальному обществу и племенному устройству повлек за собой возникновение культов покровителей племени, прародителей и духов предков. В то же время появляются культы покровителей земледелия и скотоводства, обретающих образы богов.Развитие ремесла стимулирует расцвет прикладного искусства - ювелирного, ковроткачества, гончарного. Появляются художественная чеканка, гравировка, инкрустация драгоценными камнями.Существуют разнообразные предположения относительно места и времени формирования сакского искусства "звериного стиля". Скорее всего, в начале I тыс. до н.э. на территорию современного Ирана стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. В то же время, иранцы, познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту, восприняли достижения их цивилизации. Так сложилось искусство Ахемединского Ирана, которое оказало сильное воздействие на искусство саков. Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота. Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра Изображения хищных орлов тоже были символами бога Солнца.

Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами, в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров -подземного мира - низа; середины - земли, и верхнего - неба. У мира было четыре стороны - правая, левая, передняя и задняя.

У канглов из кости изготавливались накладки для сложносоставных лу­ков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты. Интересны амулеты из фаланг волка, орла, собаки. Оригинальны выточенные из кости булавки с фигурными головками. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. Найдена, например, бляшка из золотой фольги с вставкой из красного камня, оконтуренного ложной зернью. Бусы делали из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла.Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое в предгорьях Киргизского Алатау. До раско­пок это был холм-тобе, скрывавший остатки жилищ с глинобитны­ми стенами и обмазанными глиной полами. На полах находились открытые очаги, на которых готовилась пища. Большое количество обломков крупных глиняных сосудов, каменные зернотерки и мотыги свидетельствуют о том, что жители поселения занимались земледелием, сочетая его с придомным скотоводством. Наличие в погребениях гуннов керамики, кувшинов, горшков, кружек, изготовленных вручную и на гончарном круге, свидетельствует о довольно высоком уровне развития гончарного искусства. Наряду с предметами местного производства при раскопках погребений хунну встречаются вещи иноземного происхождения. Часть их попадала сюда в результате торговли: шелковые ткани, китайские предметы роскоши из дерева, лака, зеркала, поделки из нефрита.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники iconЭкзаменационные вопросы по истории Казахстана
Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники, историография
Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники iconПредмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники
История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется...
Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники iconУтверждаю директор Высшей школы экономики, бизнеса и социальных наук Сабыров А. С
Основное содержание и задачи курса Истории Казахстана. Источники, историография и периодизация
Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники icon1. Предмет и задачи курса И. К., периодизация, источники, историография
Кюль Тегин, Билге Каган, Тонью Кок – освещаются фрагменты из истории правителей раннего средневековья. Вещественные источники: всевозможные...
Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники icon2 Периодизация эпохи камня на территории Казахстана. Эволюция орудий...
История Казахстана, как наука и учебная дисциплина (предмет и цели, источники)
Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники iconПрограмма лекционного курса введение
Хронологические рамки и периодизация новейшей истории стран Европы и Америки. Структура и задачи лекционного курса. Документальное...
Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники iconЭкзаменационные вопросы по истории средних веков (ч. 1) для студентов...
Возникновение термина «средние века». Хронологические рамки и периодизация средневековья. Источники
Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники iconВопросы по истории Казахстана
Значение и место курса истории Казахстана в воспитании и образовании молодого поколения
Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники iconПрограмма курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции
Тема Теория и методология истории: предмет и задачи курса. Теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия...
Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники icon1. Предмет и задачи курса История Казахстан
Казахстана были решены, в первую очередь необходимо рассмотреть ее периодизацию. Разные авторы неодинаково подходят к данной проблеме....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница