Экзаменационные вопросы по истории белоруссии для экономических и технических специальностей но всем формам обучения тема Введение в дисциплину «История Белоруссии»


НазваниеЭкзаменационные вопросы по истории белоруссии для экономических и технических специальностей но всем формам обучения тема Введение в дисциплину «История Белоруссии»
страница1/19
Дата публикации10.04.2013
Размер1.87 Mb.
ТипЭкзаменационные вопросы
userdocs.ru > История > Экзаменационные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ БЕЛОРУССИИ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НО ВСЕМ ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Введение в дисциплину «История Белоруссии».

1. Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории.


Методов изучения истории существует множество. Часть из них общие для истории и других наук, такие, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение и т.п. Существуют специальные исторические методы, такие, как историко-генетический, историко-сравнительный, историческая ретроспекция и другие. Следует учитывать, что история изучает прошлое, т.е. свершившиеся события, на которые исследователь повлиять не может. С другой стороны, цель изучения истории в том числе и прогнозирование будущего. Несомненно, это придает определенную специфику процессу исторического познания.

Периодизация истории проводится по разным параметрам. ^ Периодизация по общественно-экономическим формациям:

Первобытнообщинный строй

Рабовладельческая эпоха

Эпоха феодализма (средневековье)

Буржуазная (капиталистическая) эпоха

Эпоха социализма-коммунизма.

В настоящее время данная периодизация пересматривается в пользу ее усложнения и более корректного отображения происходивших и происходящих событий. Одним из вариантов такой модернизации является цивилизационный подход к изучению истории, который рассматривает историю не всего человечества в целом, а отдельных его более или менее изолированных и уникальных частей, названных цивилизациями. Исследователи выделяют в прошлом и настоящем множество цивилизаций, наиболее значительные из которых:

Древнеегипетская

Античная

Китайская

Индоарийская

Цивилизации индейцев Америки

Западноевропейская (католическо-протестанская)

Восточноевропейская (православно-христианская)

Арабо-мусульманская

Согласно геополитическому положению и основным параметрам исторического развития, Белоруссия и белорусский народ относятся к восточноевропейской (православно-христианской) цивилизации. Важнейшей особенностью исторической судьбы белорусского народа следует считать также расположение его этнической территории на стыке двух цивилизаций западной и восточной, что также привело к формированию специфических отличительных черт его характера и истории.

^ С учетом всего сказанного периодизация истории Белоруссии выглядит так:

Первобытная (догосударственная) эпоха до IX в.

Раннефеодальная эпоха (период Киевской Руси) IX-XIII вв.

Период ВКЛ с. XIII в. 1569 г.

Период Речи Посполитой 1569-1772(1795) гг.

Белорусские земли в составе Российской империи 1772(1795)-1917 гг.

^ Белорусская государственность в составе СССР 1917-1991 гг.

Период независимости (современный период) 1991 г. до наших дней.

2. Предмет изучения истории Белоруссии в контексте цивилизационного развития восточнославянской и общеевропейской истории. Отечественная историографическая школа. Источники изучения истории Белоруссии.


Предметом изучения истории Белоруссии является историческое прошлое Белоруссии. Здесь возникает несколько проблем.

Что такое Белоруссия, историю которой мы будем изучать. С советских времен история Белоруссии понималась как история территории, на которой она расположена. В постсоветское время это понятие было уточнено как «белорусские земли», подчеркивая тем самым, что изучается не государство, а именно территория, на которой оно ныне расположено. Здесь следует уточнить еще одно принципиальное понятие «история народа», «история страны» и «история государства» - это вовсе не одно и то же. Если говорить о государстве это менее ста лет (прошу различать понятия «одно и то же государство» и «государство-правопреемник» - пример из истории Египта, Китая, Россия СССР Россия, Персия Иран (идея последнего шаха о преемственности), с другой стороны Англия саксов и Англия норманнов правопреемственность есть, но династии считаются по-разному, что недопустимо в одном государстве, и т.п.). Кто правопреемник государств, распространявших власть на нынешнюю территорию Белоруссии вопрос весьма сложный и актуальный.

История народа как к этому относиться. Народ занимает территорию, как правило, не соответствующую территории его национального государства, может также и не иметь национальной государственности. Некоторые историки Белоруссии распространяют это понятие на сопредельные РБ территории, как Смоленская область, Белосток, Вильнюс (Вильно) и т.п., где действительно живут этнические белорусы, но насколько это правомерно в историческом контексте, также остается спорным вопросом.

Начало истории Белоруссии земля была всегда, географически обрисовать по координатной сетке границы нынешней Белоруссии можно хоть в архейской эпохе, но даже материки двигались, и те пески и камни, которые ныне у нас под ногами и составляют, так сказать, материальную составляющую понятия «белорусские земли», могли быть в разные эпохи где угодно. История народа понятие более определенное, но и здесь нет единого мнения относительно того, когда начал развиваться собственно белорусский народ. Есть популярное в известных кругах мнение, что белорусский народ выделился и формировался как отдельная нация уже в родоплеменном обществе, на этапе становления первых княжеств. Есть мнение более традиционное, которое гласит, что народ начал формироваться не ранее становления средневековых государств Восточной Европы, в первую очередь ВКЛ и даже РП. Есть и такое мнение, которое относит формирование белорусского народа к периоду XVIII-XIX вв., и окончательно он сформировался к началу XX века. Каждая из этих теорий имеет своих сторонников и противников, свои доводы и контрдоводы, на которых мы остановимся позже. К этому же разделу относится и проблема периодизации истории Белоруссии (варианты из разных учебников).

Итак, с учетом всего сказанного, а также существующей программы мы будем рассматривать в качестве предмета нашего изучения историю прежде всего территории, во-вторых народа, в-третьих государства, поскольку «история страны понятие синтетическое». Именно поэтому первый вопрос, непосредственно относящийся к исторической тематике, будет касаться первобытного общества на территории нынешней Белоруссии.

Источники изучения истории Белоруссии: археологические, топо- и гидронимические, лингвистические, письменные (летописи и т.п.).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Экзаменационные вопросы по истории белоруссии для экономических и технических специальностей но всем формам обучения тема Введение в дисциплину «История Белоруссии» iconУчебное пособие по психиатрии для студентов медицинских университетов...
Украине, Белоруссии и России, а также Международной классификации мкб 10. Представлены все основные разделы диагностики, дифференциальной...
Экзаменационные вопросы по истории белоруссии для экономических и технических специальностей но всем формам обучения тема Введение в дисциплину «История Белоруссии» iconМетодические рекомендации по изучению курса для студентов всех форм обучения Тверь 2006
«Мировой экономики» предназначены для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Методические рекомендации содержат:...
Экзаменационные вопросы по истории белоруссии для экономических и технических специальностей но всем формам обучения тема Введение в дисциплину «История Белоруссии» iconАнглийский язык для технических специальностей
Учебное пособие предназначено для студентов технических специальностей
Экзаменационные вопросы по истории белоруссии для экономических и технических специальностей но всем формам обучения тема Введение в дисциплину «История Белоруссии» iconМетодические указания и задачи к выполнению практических занятий...
Высшая математика [Текс] + [Электронный ресурс]: методические указания и задачи к выполнению практических занятий для студентов I...
Экзаменационные вопросы по истории белоруссии для экономических и технических специальностей но всем формам обучения тема Введение в дисциплину «История Белоруссии» iconМетодические указания и контрольные задания для самостоятельной работы...
Акульшина Т. С., Стебко Т. В. Теория вероятностей и математическая статистика. Методические указания и контрольные задания. Для самостоятельной...
Экзаменационные вопросы по истории белоруссии для экономических и технических специальностей но всем формам обучения тема Введение в дисциплину «История Белоруссии» iconЛитература. Виленкин И. В., Гробер В. М. Высшая математика для студентов...
Виленкин И. В., Гробер В. М. Высшая математика для студентов экономических, технических, естественно-научных специальностей вузов....
Экзаменационные вопросы по истории белоруссии для экономических и технических специальностей но всем формам обучения тема Введение в дисциплину «История Белоруссии» iconМетеорологические условия производственной среды и безопасность
...
Экзаменационные вопросы по истории белоруссии для экономических и технических специальностей но всем формам обучения тема Введение в дисциплину «История Белоруссии» iconМетодические указания по отечественной истории (Для студентов всех...
Методические указания по Отечественной истории (Для студентов всех специальностей всех форм обучения)./ Составитель: к и н., доцент...
Экзаменационные вопросы по истории белоруссии для экономических и технических специальностей но всем формам обучения тема Введение в дисциплину «История Белоруссии» iconМетодические указания для самостоятельной работы по курсу экономической...
Экономическая теория. Методические указания для самостоятельной работы по курсу экономической теории для студентов экономических...
Экзаменационные вопросы по истории белоруссии для экономических и технических специальностей но всем формам обучения тема Введение в дисциплину «История Белоруссии» iconЭкзаменационные вопросы по курсу «История» (Экономическая история)
Предмет и метод экономической истории как науки. Особенности формационного и цивилизационного подходов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница