Эстетика


НазваниеЭстетика
страница1/37
Дата публикации05.03.2013
Размер7.46 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37




П.С. ГУРЕВИЧ

ЭСТЕТИКА

Учебное пособие




УДК 17(075.8) ББК 87.7я73 Г95

Гуревич П.С.

Г95 Эстетика: учебное пособие / П.С. Гуревич. — М.: КНОРУС, 2011. — 456 с.

ISBN 978-5-406-00349-7

В учебном пособии дан краткий обзор истории эстетики, представлено изложение эстетической теории, основных идей и проблем классической эстетики, выраженных в ее главных категориях. Сделана попытка провести классификацию эстетических понятий, осветить новейшие эстетические концепции, представленные постмодернизмом и интегральной эстетикой. В ходе исторического развития эстетика разработала множество категорий. Они рождались в разное время и в разных контекстах, поэтому возникла проблема определенной классификации данных понятий, их внутреннего соотнесения, концептуальной сцепленности. В пособии избран следующий принцип: вначале речь идет о таких категориях, которые составляют изначальный каркас эстетики как дисциплины. Затем автор, проводя идею целостности (холонистичности) искусства, группирует материал (и соответственно разные понятия) вокруг исторически сложившихся представлений о том, что искусство может выражаться в авторе, в произведении и в зрителе (читателе). По этим трем контрапунктам и размещены основные категории современной эстетики.

Для студентов вузов.

УДК 17(075.8) ББК 87.7я73

© Гуревич П.С., 2011

ISBN 978-5-406-00349-7 © ООО «Издательство КноРус», 2011




ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 8

^ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА 12

  1. Предмет эстетики 12

  2. Эстетический опыт 17

  3. Эстетическое переживание 29

  4. Эстетическая ценность 31

  5. Мера реальности в эстетике 34

  6. Виды и степени эстетического единства 35

Контрольные вопросы 37

Литература 38

^ ГЛАВА 2. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 39

  1. Что такое категория? 39

  2. Красота 48

  3. Прекрасное 54

  4. Возвышенное . . .61

  5. Безобразное 63

  6. Ритм 66

  7. Мера 67

  8. Игра 68

  9. Истина 70

Контрольные вопросы 72

Литература 72

^ ГЛАВА 3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 73

  1. Сущностный подход к искусству 73

  2. Теории происхождения искусства . . 74

Контрольные вопросы 85

Литература 86

^ ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСКУССТВА 87

  1. Мимесис 87

  2. Художественный образ 92

  3. Знак 94

  4. Художественный символ 96

  5. Канон 104

  6. Стиль 106

  7. Форма-содержание 112

Контрольные вопросы 11З

Литература 114


4

^ ГЛАВА 5. ТВОРЕЦ И ЕГО СПОСОБНОСТИ 115

  1. Что такое искусство? 115

  2. Искусство — в творце 116

  3. Творчество 118

  4. Вдохновение . 122

  5. Гений 124

  6. Воображение 126

  7. Фантазия 136

  8. Вкус 142

  9. Ирония 151

Контрольные вопросы 159

Литература 159

^ ГЛАВА 6. ИСКУССТВО - В ПРОИЗВЕДЕНИИ 160

  1. «Герменевтика подозрения» 160

  2. Скрытое намерение: симптоматические теории 164

  3. Намерение творца 164

  4. Трагическое 166

  5. Драматическое 180

  6. Героическое 184

  7. Комическое 193

  8. Гротеск 199

Контрольные вопросы 205

Литература 205

^ ГЛАВА 7. ИСКУССТВО - В ЗРИТЕЛЕ 206

  1. Восприятие. . 206

  2. Катарсис 208

  3. Проекция 210

  4. Сублимация 212

Контрольные вопросы 214

Литература 214

^ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ

ГЛАВА 8. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В АНТИЧНОСТИ,

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, ВОЗРОЖДЕНИИ 215

  1. Античная эстетика 215

  2. Средневековая эстетика 223

  3. Эстетика Возрождения 228

Контрольные вопросы 238

Литература . 238

ГЛАВА 9. ^ ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ ЭСТЕТИКИ 239

  1. Философский скептицизм Юма 239

  2. Просвещение 240


5

  1. Классицизм 244

  2. Стиль бидермейер 248

  3. Натурализм 249

  4. Реализм 256

Контрольные вопросы 2о8

Литература 258

^ ГЛАВА 10. ЭСТЕТИКА КАНТА И ШИЛЛЕРА 259

  1. Эстетическая система Канта 259

  2. Феномен прекрасного у Канта 263

  3. Кант о прекрасном 267

  4. Прекрасное в природе • • 269

  5. Игра 270

  6. Программа эстетического воспитания Шиллера 271

Контрольные вопросы 274

Литература 275

^ ГЛАВА 11. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГЕГЕЛЯ 276

  1. Феномен прекрасного 278

  2. Критика принципа подражания 281

  3. Эстетическое чувство 282

  4. Проблема идеала 284

  5. Абсолют и красота 288

  6. О романтическом искусстве 292

  7. О будущем искусства ...... . ...... . . . 294

Контрольные вопросы 295

Литература 295

^ ГЛАВА 12. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ШЕЛЛИНГА

И РОМАНТИКОВ 296

  1. Эстетика Шеллинга 296

  2. Эстетика романтиков 301

Контрольные вопросы • 328

Литература. . 328

^ ГЛАВА 13. ЭСТЕТИКА ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ 329

  1. Шопенгауэр 329

  2. Ницше 337

Контрольные вопросы 348

Литература 348

^ ГЛАВА 14. ЭСТЕТИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА .349

  1. Кьеркегор 350

  2. Камю 351

  3. Сартр 352

  4. Хайдеггер 362

Контрольные вопросы 364

Литература 364


6

^ ГЛАВА 15. ПСИХОАНАЛИЗ И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ 365

  1. Эстетические взгляды Фрейда 365

  2. Психоанализ и творчество 369

  3. Юнг 372

  4. Миф 378

  5. Норма и патология в эстетическом опыте измененных форм

сознания 380

Контрольные вопросы 387

Литература 387

^ ГЛАВА 16. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ 388

  1. Гуссерль 388

  2. Шелер 390

  3. Ингарден 391

  4. Дюфренн 392

  5. Хайдеггер 394

Контрольные вопросы 396

Литература 396

^ ГЛАВА 17. ОСНОВНЫЕ СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

КОНЦА XIX—XX В 397

  1. Символизм 397

  2. Импрессионизм 403

  3. Модернизм 403

  4. Авангард 405

  5. Сюрреализм 407

Контрольные вопросы 411

Литература 411

ГЛАВА 18. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБ ИСКУССТВЕ . . . . 412

Контрольные вопросы 422

Литература 422

^ ГЛАВА 19. ЭСТЕТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА 423

  1. Постмодернизм 423

  2. Бодрийяр о судьбе эстетики 433

  3. Ризома 438

  4. Симулякр 439

Контрольные вопросы 451

Литература 451

Заключение 452


Павел Семенович Гуревич — доктор философских наук, доктор филологических наук, профессор, заведующий сектором Института философии, автор многочисленных работ, посвященных философии культуры и эстетике: «Музыка и борьба идей в современном мире», «Философия культуры», «Тайны красоты», «Эстетика. Учебник для вузов» и др. Он участник многих международных конгрессов и симпозиумов. Академик РАЕН, Международной академии информатизации, Академии социальных и психологических наук, профессор Калифор- нийского университета (США), академик Нью-Йоркской академии наук.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Что такое красота? Чем можно объяснить предельную тягу человека к совершенному? Можно ли представить себе идеал прекрасного, который будет близок всем культурам? Как можно определить искусство? Что думают философы о назначении искусства? В чем выражается специфика художественного творчества? Каковы философские основания эстетики? В чем особенность эстетического восприятия действительности? Эти вопросы волнуют тех философов, которые работают в области эстетики.

Эстетика (греч. aesthesis — «ощущение, чувство»; aesthetes — «чувствующий») — философская наука, исследующая такое ценностное мироощущение, которое прежде всего характеризуется категорией прекрасного и наиболее полно выражается в такой форме человеческого сознания и деятельности, как искусство. Вместе с тем в процессе своего развития эстетика постоянно уточняла систему категорий, которые она использует. Некоторые авторитетные эстетики (например, польский философ В. Татаркевич, 1886—1980) констатируют, что категория прекрасного «работала» применительно к материалу искусства с античности и до XVIII в. включительно. Место «прекрасного» занимают другие категории и понятия: интересное, характерное, фантастическое, гротескное, безобразное. Эта тенденция еще более усилилась в XX — начале XXI в. Известный отечественный философ Е.Г. Яковлев рассматривал совершенное как важнейшую категорию эстетики1. К эстетике также относятся такие понятия и термины, как «красота», «прекрасное», «возвышенное», «трагическое», «комическое», «катарсис», «гармония», «порядок», «искусство», «ритм», «поэтика», «красноречие», «музыка», «калокагатия», «канон», «мимезис», «символ», «образ», «знак», «свет», «цвет» и некоторые другие2.

Возникновение эстетики как самостоятельной философской дисциплины относится к XVIII в., т.е. к эпохе Просвещения. В период нарастания рационалистических, прагматических ориентаций появление эстетики выражало поиск того смысла бытия, который невозможно полностью выразить через систему логических понятий и ходов мысли, но который вместе с тем не сводился к религиозной вере. Эстетика открывала новый мир, в котором господствовало чувство. Однако это чувственное восприятие не имеет ничего общего с гносеологией (тео

1 Яковлев Е. Эстетическое как совершенное. М., 1995.

2 Бычков В.В., Бычков О.В. Эстетика // Культурология : энциклопедия. В 2 т. / под ред. С.Я. Левит. М., 2007. Т. 2. С. 1095.


9

рией познания), которая тоже связана с чувственным познанием, но л ишь постольку, поскольку ведет к понятийному, логическому знанию. В эстетике же «чувственное познание» оказывается самоцелью. Иначе говоря, оно ни к чему не ведет, ничему не подчинено. «Чувственное познание» становится самоценным.

Термин «эстетика» был введен в 1735 г. немецким философом Александром Баумгартеном (1714—1762). В работе «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» (1735) он обозначил этим термином науку о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное. Последнее выражается в образах искусства в противоположность логике — науке о рассудочном познании. Проблемам чувственного познания Баумгартен посвятил незавершенный труд «Эстетика»1. Хотя сам Баумгартен не является основателем эстетики, однако введенное им понятие отвечало запросам развития эстетической мысли. Вот почему эстетика стала самостоятельной философской наукой. «Значение Баумгартена заключается не только в том, что он стал “крестным отцом” эстетики, назвал задолго до него возникшую область знаний “эстетикой”, но и в том, что он выделил ее из общей философии и искусствознания как самостоятельную философскую дисциплину, определяя ряд ее важнейших проблем, в том числе и аксиологических. Такое самоопределение эстетики не было “волевым решением” Баумгартена. Идея о необходимости специальной науки об общих законах искусства, о вкусе, о прекрасном и возвышенном “носилась в воздухе”»2.

А. Баумгартен определил эстетику как искусство мыслить. Он шел от риторики. Здесь содержится указание на то, что для решения поставленных нами задач особую роль играют словесные искусства. Чтобы понять эстетический опыт, важно погрузиться в глубины мистических состояний языка. Эстетической мысли свойственно прежде всего воображение, интерес к способности человека творить образ.

Однако проблематика эстетики как совокупности знаний о прекрасном разрабатывалась с самых глубоких времен. В XVIII в. искусствознание разделилось на три ветви: художественную критику (Д. Дидро «Салоны»), историческое искусствознание (И.И. Винкельман. «История искусства древности») и эстетику (основоположники — А. Баумгартен, И. Кант). Эстетика составляет высший, философско- теоретический уровень знаний об искусстве. Эстетика в значительной

1 Баумгартен А. Эстетика. Т. 1. 1750; Т. 2. 1758.

1 Столович JI.H. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.,

1994. С. 96.


10

степени выявляет собственный смысл искусства, его обособленность от прикладных умений и его возвышение до той, почти религиозной роли, которую понятие и практика искусства играют в нашей жизни.

«Что побудило философию вспомнить о “прекрасном”?» — спрашивает немецкий философ Г. Гадамер. На фоне общей рационалистической ориентации на математическую определенность законов природы, признания значимости природы для овладения ее силами опыт прекрасного, опыт искусства предстал той областью, где царят субъективность и случайность. Так выглядело великое заблуждение XVII в.

На что здесь вообще мог претендовать феномен искусства? Обращение к античности все же дало нам возможность выяснить, что и в прекрасном, и в искусстве заложен смысл, который невозможно исчерпать с помощью понятий. Как же удостовериться в их истинности? А. Баумгартен говорил о «чувственном познании». Для нашей великой традиции познания, начатой еще греками, «чувственное познание» представляется чем-то парадоксальным. С познанием мы имеем дело тогда, когда оно, оставив позади себя субъективную чувственную обусловленность, постигает в вещах разумное, всеобщее и закономерное. Чувственное в своей единичности рассматривается поэтому как частный случай всеобщей закономерности.

То, что мы, сталкиваясь с ним в жизни, принимаем за ожидаемое и рассматриваем как частный случай всеобщего, конечно же нельзя считать познанием прекрасного ни в природе, ни в искусстве. Закат солнца, производящий на нас неизгладимое впечатление, не просто один из закатов: это тот неповторимый закат, который является для нас «трагедией неба». Именно в области искусства впервые выяснилось, что произведение искусства нельзя понять как таковое, если оно рассматривается лишь со стороны его встроенности в другие взаимосвязи. Его истина, обращенная к нам, — это не обнаружение заключенной в нем всеобщей закономерности, а глубокое эстетическое потрясение.

Когда мы встречаемся с каким-то проявлением чувственного опыта, у нас есть возможность соотнести его со всеобщим. Однако что-то нас останавливает, и мы сосредоточиваемся на индивидуальном, случайном, единичном. Художественно-творческий процесс может рассматриваться как непрекращающийся поиск, наиболее существенным результатом которого является рождение из хаоса доступных сознанию впечатлений и фактов новой оригинальной идеи. Творчество касается не только идеи, но и всех художественных средств. Творческое мышление можно понимать: 1) либо как порыв инстинктивных творческих сил (точка зрения, уходящая своими истоками в древнеиндийскую


11

и древнегреческую философско-эстетическую мысль), либо как психическую энергию, ищущую выход из темных подсознательных сфер человеческой психики в понятную сферу осознанного (Фрейд, Адлер);

  1. как результат интуиции, превосходящей дискурсивно-познавательную и практически-созидательную формы человеческой деятельности в возможностях познания и преображения мира (А. Бергсон, понимающий интуицию как иррациональное слияние познающего субъекта с сущностью познаваемого объекта); 3) как воплощение интуиции в познавательно нечетких произведениях человеческой духовной деятельности, в частности в искусстве (Витгенштейн, В. Кандинский и большинство теоретиков и практиков абстракционизма).


^ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА

  1. Предмет эстетики

■ Хотя эстетика тесно связана с философией, она является не разделом последней, а самостоятельной наукой, имеющей свой специфический предмет. Эстетика не тождественна искусствознанию ни в целом, ни его частным разделам, хотя искусствознание имеет много точек соприкосновения с эстетикой и во многом на нее опирается. Эстетика тесно связана с рядом гуманитарных дисциплин (этикой, психологией и др.), но ее предмет не следует смешивать с предметами этих дисциплин. Можно определить эстетику как науку, которая занимается всеми явлениями, связанными с эстетической деятельностью человека, причем в центре ее внимания находятся общие проблемы искусства.

Человек может осознавать симметрию, гармонию, единство в многообразии не только как черты практической полезности, но и как результат своих творческих сил и возможностей, своего умения и мастерства. Эти черты начинают доставлять человеку своеобразную бескорыстную радость, которая является основой формирования эстетического отношения к реальности. На последующих ступенях развития красота сознательно связывается с полезностью как самого труда, так и его предметов. Возникает эстетическая оценка.

Человек обладает способностью не только отражать красоту, но и творить ее. В этом смысле искусство является «человековедением». При этом возникает вопрос, чем отличается искусство от наук, изучающих человека (психологии, социологии и др.). Художник мыслит в образах. Эти образы носят в себе печать красоты и, кроме того, эмоционально насыщены. Художественный образ — не просто познанная и реализованная в чувственно-конкретных образах реальность, а уникальная конструкция творческого воображения художника.




Стадии художественного процесса просматриваются от возникновения замысла (через оформление его в воображении художника) до воплощения в материале, свойственном тому или иному виду искусства. Хотя в художественном произведении содержание и форма представляют собой неделимое единство, в эстетике они могут рассматриваться отдельно. Основой содержания художественного произведения является идейно-эмоционально интерпретированная тема, причем эта интерпретация предметно-образная и совершается согласно законам красоты. Тема — объективный компонент содержания. Для характеристики содержания в искусстве важное значение имеет психологическая правда человеческой духовной жизни, причем правда, имеющая специфическое предназначение — вызывать эстетическое волнение.

Однако эстетическое волнение не может быть вызвано иначе как посредством художественной формы, которая при всей связанности с содержанием обладает и собственными возможностями воздействия. Форма художественного произведения — сложная структура, которая организует объективно-субъективную правду произведения. Форма опирается на материал, посредством которого идейное содержание получает материальную, чувственно-предметную реализацию.

Выделим две предпосылки подлинного новаторства: а) объективную — новизну жизненного материала; б) субъективную — оригинальность художественной интерпретации этого материала. Жизненность художественных традиций опирается на преемственность в области человеческих духовных ценностей, которые являются предметом искусства, а также на устойчивую значимость специфической «эстетической реальности», создаваемой автором согласно законам красоты.

Ставя перед собой задачу очертить круг эстетических проблем, исследователи обычно используют два подхода. Первый имеет целью установить «ключевые» понятия, поскольку в каждом эстетическом исследовании есть нечто, указывающее на то, что эстетика — область философская, но вместе с тем своеобразная. При ином подходе философы эстетики отказались от этих ключевых понятий во имя других отраслей философии и стали пользоваться понятиями «произведение искусства», «эстетический объект» и др. Взгляды американского философа, основоположника инструменталистской версии прагматизма Джона Дьюи (1859—1952) породили описание искусства как «переживания». Ученые, работающие в этом направлении, до сих пор не могут обозначить границы философской эстетики как таковой.

К философской эстетике издавна относились как к производной дисциплине, проблемы которой должны решаться на независимых от




эстетики философских моделях. Со ссылкой на Канта, выдвинувшего понятие «эстетического суждения», отличающегося от научного или этического, можно поставить вопрос о пределах распространения философского анализа на эстетику

За последнее время приемы лингвистического анализа проникли и в эстетику, породив отождествление последней с метакритикой, главная цель которой — «прояснение разговора об искусстве». Основным средством этой методологии является определение эстетических категорий, т.е. описаний, истолкований и оценок произведений искусства. Ж.Ф. Лиотар в книге «Постмодернистский удел» ввел понятие «ме- ' тарассказ». Этим термином и его производными (метаповествование, мегаистория, метадискурс) Лиотар обозначает все те «объяснительные системы», которые, по его мнению, организуют буржуазное общество и служат для него средством самооправдания: религию, науку, психологию, искусство.

Во все эпохи понятие «современность» означало призыв к свободе в искусстве. «Спор древних и новых» в XVIII в. — яркий тому пример.

В этом смысле на протяжении последних веков, начиная с XVII и кончая XX, современность означала активное неприятие устаревших, изживших себя произведений искусства. Вместо понятия абсолютной, вечной, неизменной, универсальной красоты современность предлагает понятие красоты относительной, исторической, становящейся весьма обособленной. Защитники современности заменяют принцип подражания принципом соперничества. Они выступают за новый вкус, локализуя это понятие, придавая ему национальный колорит. Современность противостоит сверхвременному, сверхнационалыюму вкусу. Отсюда защита национального языка, интерес к фольклору.

Возможны три вида отношений между эстетикой и философией:

  1. равноправие эстетики внутри философской системы (Кант, Гегель);

  2. абсолютизация эстетики (Шеллинг);

  3. подчиненное положение эстетики (Витгенштейн).

Взаимосвязь эстетики и философии прослеживается и в трудах

Герберта Рида (1893—1968).

Эстетическая теория Рида — это попытка определить место человека в современном мире. Программа воспитания искусством рассматривается в эстетике Рида в трех аспектах: соотношение культуры и цивилизации, природы и общества, предметных знаний и эмоциональных ощущений. Отечественный исследователь Н.А. Кормин отмечает, что «эстетическое измерение философии есть загадочное, та-




инственное измерение, в которое попадает философ и его творчество, и элиминирование этой таинственности, “невозможной возможности” метафизики, носящей на себе “отблеск незнаемого на знаемом”, привлекающей “ореолом открытости”, элиминирование колдовских интонаций метафизики может привести к обесцениванию самого высокого познания»1.

А возможна ли универсальная наука эстетика? Не вызывает сомнений, что такая наука возможна. Если наука есть попытка понять природу чего-либо путем формулировки гипотез с последующей проверкой их истинности для всех наблюдаемых случаев, то основные проблемы эстетики заключаются в ответах на вопросы: что такое благо? что такое красота? что такое искусство?

Поскольку каждый обладает способностью к восприятию блага, красоты и искусства, данные для адекватной науки эстетики не являются отдаленными или эзотерическими, но обеспечение адекватности требует неустанного поиска новых сведений для проверки нашей гипотезы не только во всех мировых культурах, но и в каждой вновь формирующейся ее разновидности.

Для чего темнокожей красотке из джунглей по вступлении в возраст женской зрелости выбивать клыки, а резцы стачивать на треугольник и натирать лиственным соком с золой, пока не станут черными? А иначе она вроде и неполноценный человек среди своих — вызывает сожаление, презрение, насмешки. Представления о красоте различны. Рубленый орлиный профиль конкистадора, который для европейца олицетворяет мужественную красоту, азиату может представляться уродством «длинноносого» племени. Красота относительна...

Можно ли найти сходные черты в различных культурах, ощущениях людей вообще и ощущениях ценности, красоты и искусства в частности? Люди различных культур имеют нечто общее, ибо всех их объединяет наличие схожего опыта. Все личности имеют в опыте ощущения, восприятия, понятия, воспоминания, «гештальты» и творческое воображение. Все человеческие существа обладают близким в некоторых отношениях ощущением ценности. Но картина здесь затемнена отчасти из-за того, что различные виды и аспекты ощущения ценности незаметно переходят друг в друга; что такие термины, как «благо» и «ценность», несут несколько значений; что природа ценности не одинаково интерпретировалась различными философскими системами.

1 Кормин Н.А. Эстетика и философия. М., 2009. С. 5.




Ощущения красоты у разных людей также в некоторых отношениях сходны и включают в себя не только интуицию внутренней ценности, но и проекцию ощущаемой ценности как выступающей в некотором объеме.

Наконец, художественные восприятия у разных людей также сходны в некоторых отношениях, ибо искусство есть все, что создано человеком, а изящное искусство есть все то из созданного человеком, чтс предназначено способствовать возникновению ощущения красоты (или безобразного). Следовательно, эстетика универсальна по отношению к различным культурам.

Отказываться от точных определений предмета эстетики преждевременно. Поскольку само понятие «дефиниция» имплицитно содержится при оценке объекта, такой отказ от поисков определений противоречил бы основам эстетики и свел бы большинство философских дискуссий о природе и истоках эстетического суждения на нет.

Поддающиеся оценке понятия так или иначе связаны с представлением о какой-то норме или принадлежат к какому-то типу объектов. К таким описательным понятиям, как «гора», «облако» и т.п., как правило, не подходят с оценкой «хорошо» — «плохо». Однако философы сталкиваются сегодня с такой ситуацией, когда художественные критики разбирают и критикуют произведения искусства, не имея описания идеального объекта своего анализа, т.е. объективных критериев оценки, основывающихся на представлении об определенной норме. Без этого художественная критика не может претендовать на объективность и адекватность оценок и превращается просто в формулирование тех или иных личных склонностей, индивидуальных вкусов и т.д.

Альтернатива этой позиции состоит в допущении, что в процессе критического восприятия имплицитно содержится представление о том, что такое произведение искусства. Тогда в задачи философской эстетики входят поиск и теоретическая разработка этого понятия. Каждое из этих положений кажется внутренне непротиворечивым и логичным.

Неправильно определять объект эстетики через какую-либо выполняемую искусством функцию — религиозную, воспитательную, гедонистическую. Не существует ни одной внешней функции, которой бы служили все предметы, воспринимаемые нами как произведения искусства. Нельзя подходить к предмету на основании одних только внешних функциональных характеристик. Единственной характеристикой, которая не вызывает возражений и может стать элемен




том определения понятия «произведение искусства», способна стать внутренняя функция, а именно то, что тот или иной сделанный предмет предназначается для эстетического восприятия или служит этой цели.

| Эстетики давно пришли к выводу, что оценки произведений искусства в соответствии с формальными требованиями не являются собственно эстетическими. Более перспективны оценки на основании так называемых эстетических качеств, в состав которых входят «эмоциональность», «структурные черты». Но их недостаток в том, что они не носят универсального характера.

  1. Эстетический опыт

Категория «эстетический опыт» используется в эстетике в двух тесно связанных между собой смыслах. Она означает: а) особые «навыки», «умение» воспринимать эстетические ценности и специфическое невербализируемое «знание», приобретенные эстетическим субъектом в процессе его предшествующего художественно-эстетического развития (как онто- и филогенетического, так и духовного и социокультурного), и б) конкретный процесс, акт эстетической деятельности (восприятия или творчества), вершащийся в конкретный момент восприятия или творчества и в принципе невозможный без и вне первого (а) компонента опыта, субъективного генетически данного и накопленного «знания» и «умения»1.

До недавнего времени осмысление эстетического опыта базировалось на тех положениях, которые были выдвинуты еще в платоновской концепции прекрасного, т.е. оно ставилось в зависимость от соотношения искусства и природы, красоты, истины и добра, соотношения формы и содержания, а также отражения и творения. Эти проблемы, традиционно признанные каноническими для эстетического анализа, в ходе исторического развития потеряли свое первоначальное значение, а их осмысления уже недостаточно для того, чтобы раскрыть смысл и сущность эстетического опыта. Для систематизации представлений о сущности и функциях искусства стоит задуматься над тем, какая сторона эстетического опыта и почему стала объектом исследования в том или ином эстетическом учении. Истории эстетических учений незнакома проблема воздействия искусства (исключением являются только «Поэтика» Аристотеля и «Критика способности суждения» Канта).

1 Бычков В.В. Эстетический опыт // Культурология : энциклопедия. Т. 2. М., 2007. С. 1113-1114.


18

Воздействие искусства в историческом аспекте рассматривалось как прикладное явление, внешнее по отношению к художественной сущности искусства. Поэтому проблемами воздействия искусства до/ сих пор занимались соответственно риторика, теология, философия/ морали, психология вкуса, теория средств коммуникации. Это области знания, которые заинтересованы в результате художественного воздействия, а не в самом искусстве как таковом. Вопрос о восприятии произведений искусства считался неуместным для обсуждения и несовместимым с идеей искусства, как, например, это утверждал Гёте.

Философия искусства с античности до наших дней осмысляла продуктивную сторону эстетического отношения, а моменты восприятия и переживания — как не собственно эстетические — передавала для осмысления психологии и другим областям знания. Таким образом, именно то, что наиболее существенно для художественной практики и эстетического опыта — динамика человеческой субъективности, — было отнесено как несущественное к областям эмоциональноаффективного поведения и поставлено в ряд явлений, обусловленных чисто исихолох'ически. Следовательно, пока человеческая личность воспринималась с точки зрения'тех культурно-предметных форм, в которых это функционирование обнаруживалось, отношение к продукту творчества с позиции его субъективной наполненности рассматривалось в категориях теории аффекта и эмоций, а с позиции его «эстетической проницаемости» — в категориях художественного вкуса. В результате единые моменты целостного явления — эстетического опыта — определились как обособленные и находящиеся в разных причинно-следственных рядах.

Эстетическое отношение является отношением наслаждения. В нем можно выделить три момента, в целом характеризующих направленность эстетического опыта: продуктивность, рецептивность и коммуникативность. При этом продуктивность, рецептивность и коммуникативность являются самостоятельными функциями. Таким же образом нужно исследовать и эстетический опыт. С помощью редукции можно проникать в любой срез эстетического опыта и выявлять те моменты, которые имели конститутивное значение в культурной традиции.

Эстетический опыт можно структурировать с двух сторон: внешней и внутренней. Первое — внешнее структурирование — позволяет определить его функции в культурной традиции. Второе — внутреннее структурирование — раскрывает «модальности восприятия», т.е. те механизмы, в которых протекает субъективное означивание культурноисторического опыта.


19

Эстетический опыт определяется как многозначный и по существу 'диффузный, т.е. как нечто непознаваемое. Многозначность эстетических феноменов описывается современными философскими теориями прекрасного и искусства с помощью понятия «негативность». Было бы бессмысленно попытаться дать этому вполне спекулятивному понятию гегелевской философии однозначное определение, ибо последнее должно быть сформулировано в терминах современной эстетики. Негативность понимается как особый род значимости эстетических знаков. Например, в отличие от двусмысленного словесного выражения многозначность эстетического явления определяется как неразложимая на множество определенных значений.

Первым признаком эстетического можно считать тот факт, что чувственное познание реализуется без отнесения его к понятию, потому что чувственное восприятие в эстетике самоценно. Такой род познания/ или обретенного опыта можно назвать восприятием или созерцанием.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Похожие:

Эстетика iconБорев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 2 5-е изд
Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 2 5-е изд., допол,- смоленск: Русич, 1997. 640 с.: ил
Эстетика iconБорев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд
Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд., допол,- смоленск: Русич, 1997. — 576 с.: ил
Эстетика iconЭстетика киномузыки
Книга польского музыковеда Лиссы «Эстетика киномузыки» представляет собой капитальный труд, посвященный вопросу о роли музыки в создании...
Эстетика iconПримерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Эстетика» для студентов факультета филологии

Эстетика iconСтатья "Два типа интепретации" нло 1996г №21
Методолгия гумманитарных наук" (Они есть в сборнике "Эстетика словесного творчества")
Эстетика iconРабота в редакции Уманская Л. К., Шагулин А. В. (ПП)
По выбору: Психология Петрушин С. В. 212, Эстетика Шатунова Т. 220, Экономическая география Поморцев К. Н. 314 
Эстетика iconТипы обществ (по Дэниел Беллу, Элвин Тоффлер)
Общественные науки: экономика, философия, социология, политология, этика (о морали), эстетика (о прекрасном)
Эстетика iconСемінар Естетика Відродження, Просвітництва
Лосев А. Ф. Общая характеристика эстетики возрождения // Эстетика Возрождения. М., 1978
Эстетика iconЧто такое этика?
С какими другими науками соприкасается этика? (философия, педагогика, психология, эстетика, право)
Эстетика iconЯковлев Е. Г. Я47 Эстетика: Учебное пособие
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница