I. Пояснительная записка. «История» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть)


Скачать 486.89 Kb.
НазваниеI. Пояснительная записка. «История» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть)
страница1/4
Дата публикации19.04.2013
Размер486.89 Kb.
ТипПояснительная записка
userdocs.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4



МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

в г. Всеволожске Ленинградской области

(Филиал РГГУ в г. Всеволожске)


Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

История
Учебно- методический комплекс
для бакалавриата по направлению 080100 «Экономика»

Всеволожск 2011




I. Пояснительная записка.
«История» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть).

^ Главная цель изучения учебной дисциплины «История России» состоит в освоении студентами мирового и отечественного исторического опыта, в формировании у них исторического мышления, цельного представления об историческом пути России, понимания основных тенденций и особенностей её исторического развития, места и роли России в решении судьбоносных проблем мирового исторического процесса.

Основные задачи изучения данной учебной дисциплины направлены на формирование следующих общекультурных компетенций выпускника:

  • знание базовых ценностей мировой культуры и готовности опираться на них в своём личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

  • знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умения оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

  • способности занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

  • умения анализировать и оценивать исторические события и

процессы (ОК-4);

  • владения культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

  • умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • стремления к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

  • умения критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);

  • осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

  • способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

  • понимания роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

  • способности осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

  • способности учитывать последствия управленческих решений и действий с позиций социальной ответственности (ОК-20);

  • способности придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22);



В результате изучения дисциплины «История» выпускник должен

знать

  • закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;

уметь

  • ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления в обществе;


Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника
«История» является дисциплиной Гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть).

Дисциплина «История» разработана в связи с задачей модернизации гуманитарного образования в высшей школе в соответствии с реалиями ХХI века - информатизацией, глобализацией, современной ролью России в мировом сообществе. Курс направлен на переход от репродуктивной, знаниевой парадигмы к развивающей, личностно ориентированной. Комплексный курс синхронной истории позволяет сформировать у студентов системное видение исторических процессов, научить их понимать динамику и основные линии исторического движения к современному миру, специфику и значение России на разных этапах мировой истории.

Цель данного курса - создание комплексного, объемного представления об истории Востока, Запада и России с древнейших времен до конца XIX века, научная синхронизация важнейших этапов всемирно-исторического процесса для различных регионов мира, выявление исторических тенденций, приведших к современному состоянию мира.

История - наука конкретная. Она требует точного знания хронологии, конкретных исторических фактов и событий, умения их сопоставлять, обобщать, экстраполировать. Поэтому многие проблемы современности, находящиеся в поле зрения экономистов, социологов, политологов, этнологов и других специалистов гуманитарных наук, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромного массива фактов, позволяющих выявить основные тенденции общественного развития.

Помимо исторического подхода данный курс построен также и с использованием компаративного анализа, междисциплинарного, цивилизационного и культурно-антропологического подходов, теорий модернизации. Это позволило более глубоко соотнести основные аспекты исторического развития Востока. Запада и России, в русле всемирной истории показать исторические судьбы регионов в их сопоставлении и комплексе взаимосвязей, выделить условные перекрестки их взаимодействий и понимания человеческой составляющей истории. Курс построен по проблемно-блоковому принципу, сформированному в контексте научной исторической синхронизации.

В процессе изучения, в частности, дисциплины «История» выпускник вуза должен:

  • иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;

  • иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

  • иметь научное представление об основных этапах в развитии человеческой цивилизации и месте в этом процессе России, знать хронологию основных исторических событий;

  • иметь представление об основных типах и формах человеческой цивилизации и их характерных чертах;

  • уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;

  • уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторических материалов;

  • иметь представления об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

  • получить дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности.



. ^ II. Содержание программы
Тема I.Введение. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Историческое знание в гуманитарной культуре России в начале XXI века. ^ Сущность, формы и функции исторического знания. Место истории в системе наук. Теория и методология исторической науки. Философские подходы, принципы и методы изучения истории.

Учебная дисциплина «Отечественная история», её предмет, содержание и задачи. ^ Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные. Аудиовизуальные, научно-технические, изобразительные)

Отечественная история как интеллектуальная и творческая проблема. Понятия «цивилизация», «ментальность», «самобытность», «цивилизационная сверхзадача» в отечественной истории. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе.

^ Тема II. Древний период российской истории: формирование субъекта

исторического процесса.

Этническая история славян. Автохтонные и миграционные теории происхождения славян. Основные археологические культуры древних славян. Ареал расселения славян. Славяне в эпоху Великого переселения народов. Этногенез восточных славян. Восточные славяне в VIII-IX вв. Расселение. Колонизация Великой Русской равнины. Цивилизационное значение пути «из варяг в греки». Роль водной стихии в расселении восточных славян. Материальная и духовная культура. Язычество. Нравы и обычаи. Социально-политическая организация. Соседи восточных славян. Возникновение и основные этапы становления русской государственности. «Норманисты» и «антинорманисты». Современный взгляд на происхождение государства восточных славян. Киевская Русь. Загадка названия «Русь»: происхождение, содержание, трансформация исторического смысла.

Время первых киевских князей (Олег, Игорь, княгиня Ольга, Святослав) в IX-X вв. Владимир. ^ Принятие христианства. Цивилизационное значение перехода от язычества к христианству. Начало складывания общерусского национального сознания. Церковь в жизни Древней Руси. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в X-XII вв. Социально-экономическое и политическое развитие Древней Руси. «Правда Русская». Основные категории свободного и зависимого населения. Община и вотчина. Социально-экономическая роль города. Время расцвета Киевской Руси. Ярослав Мудрый. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Половецкая угроза. Переход к территориально-политической раздробленности. Образование новых государственных центров на территории Древней Руси. Владимиро-Суздальская, Новгородская и Галицко-Волынская земли: важнейшие черты их развития.

Международное положение Древней Руси. Связи с Западной Европой и Византией. Фактор внешней опасности. Древняя Русь и кочевники.

Культура Древней Руси. Устное народное творчество, ремёсла. письменность, просвещение, литература, зодчество. Древнерусская народность.

^ Тема III. Исторический процесс формирования единого российского государства. Эпоха «Московского царства». ( XIII-XVII вв.)

Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Образование Монгольской империи. Монгольские завоевания. Битва на реке Калке. Монгольское нашествие на Русь. Героическое сопротивление русского народа завоевателям. Роль русского народа в спасении народов Европы от монголо- татарского нашествия. Монгольское иго на Руси и его влияние на социально-экономическое, политическое и культурное развитие страны. Формирование традиций политической культуры и государственности. Золотая Орда. Борьба русского народа с немецкой и шведской экспансией в XIII веке. Александр Невский. Образование Великого княжества Литовского и присоединение к нему западных и южных земель Древней Руси. Литовско-Русское государство. Формирование великорусской народности.

Объединительные процессы в русских землях. Великое княжество Владимирское. Образование Московского и Тверского княжеств. Предпосылки образования единого Русского государства. Борьба за Великое княжение Владимирское. Иван Калита и Дмитрий Донской. Возвышение Москвы. Сергий Радонежский и духовный подъём XIV-XV вв. Завершение процесса образования единого российского государства и свержение ордынского ига. «Московское царство». Социально-экономическое и политическое развитие в XV- нач.XVI вв. Судебник 1497 г. Историческое значение образования единого российского государства и его особенности.

Русская культура эпохи образования единого государства: литература, летописание, Жития святых, живопись, зодчество. Теория «Москва – третий Рим».

«Московское царство» в эпоху Иван Грозного. Реформы 50-х годов XVI в. «Избранная Рада». Судебник 1550 г. Возникновение Земских соборов. Преобразования местного управления. Приказы как органы управления государством. Уложение о службе. Стоглавый собор. Значение реформ. Раскол в правящих кругах. Опричнина. Форсированное укрепление самодержавной власти. Опричный террор. Уничтожение элементов автономии общества.

Внешняя политика в XVI в. Присоединение Казанского, Астраханского ханств и Западной Сибири. Поход Ермака. Борьба с Крымом. Ливонская война.

Кризис «Московского царства». Предпосылки «Смуты». Хозяйственное разорение 70-80-х гг. XVI в. Обострение социальных противоречий. Борьба за власть после смерти Ивана Грозного. Царь Фёдор Иванович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика. Крепостническое законодательство. Лжедмитрий I и его политика. Воцарение Василия Шуйского. Движение Ивана Болотникова. «Семибоярщина» и захват Москвы поляками. Борьба русского народа против польско-шведской интервенции. К.Минин и Д Пожарский. Начало династии Романовых.

Новые явления в развитии России в XVII в. Социально-экономическое развитие. Возникновение мануфактур. Рост городов и торговли. Начало формирования общероссийского рынка. Торгово-финансовое проникновение из Европы. Социально-политическое развитие. Укрепление самодержавия. Прекращение деятельности Земских соборов. Эволюция Боярской думы и приказной системы. Церковная реформа. Соборное Уложение 1649 г. Церковный раскол. Церковь и государство в XVI-XVII вв.

Внешняя политика в XVIIв. Социальная борьба в России в XVIIв. Воссоединение Украины с Россией.

Культура России XVI-XVIIвв.: устное народное творчество, публицистика, литература, живопись, зодчество, образование, развитие научных знаний и техники.

^ Тема IV. Россия в XVIII веке. Становление Российской империи.

Петровский вариант модернизации России. Рождение Российской империи. Предпосылки преобразований и реформы Петра I. Государственные преобразования в первой четверти XVIII в. Реформа центрального и местного управления. Учреждение Сената. Создание коллегий. Ликвидация патриаршества и учреждение Синода. Российский абсолютизм и его особенности. Дискуссии о генезисе самодержавия. Создание регулярной армии и строительство флота. Социально-экономическое развитие в первой четверти XVIII в. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Подушная подать. Социальная структура российского общества. Подъём мануфактурного производства. Городское ремесло. Внутренняя и внешняя торговля. Таможенный тариф 1724г. Сельское хозяйство. Усиление крепостничества. Преобразования в области культуры и быта. Основание Санкт-Петербурга. Учреждение Академии наук.

Внешняя политика Петра I. Азовские походы. «Великое посольство». Северная война. Ништадтский мир и его значение. Провозглашение России империей. Каспийский поход. Результаты и историческая «цена» петровских преобразований. Личность Петра I.

Борьба за власть после смерти Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина I. Елизавета. Пётр III. Дворцовый переворот 1762 г. и приход к власти Екатерины II.

^ Век Екатерины. Внутренняя политика. «Просвещённый абсолютизм». Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва.

Социально-экономическое развитие России в 60-90-е годы XVIII в. Сельское хозяйство. Положение крестьянства. Крепостническое законодательство. Помещичье хозяйство. Развитие промышленности. Внутренняя и внешняя торговля. Образование общероссийского товарного рынка. Зарождение буржуазных отношений. Социальная структура российского общества.

Внешняя политика Екатерины II. Превращение России в великую европейскую державу.

Павел I, его политические идеалы, внутренняя и внешняя политика. Государственный переворот 11 марта 1801 г.

^ Тема V. Российская империя в XIX веке: поиск путей модернизации страны.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России.

Административно-территориальное устройство и социально-экономическое развитие страны в первой половине XIX в. Становление капиталистического уклада. Сельское хозяйство. Эволюция помещичьих и крестьянских хозяйств. Российская промышленность, формирование предпосылок для перехода к машинному производству. Внутренняя и внешняя торговля. Социальная структура российского общества.

^ Реформы и реформаторы в России. Поиск путей модернизации страны. Александр I. Внутренняя политика. «Негласный комитет». Программа социально-экономических и политических преобразований М.М.Сперанского. Образование министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Конституция Царства Польского. Государственная уставная грамота Российской империи Н.Н.Новосильцева. Отмена крепостного права в Прибалтике. Усиление охранительных начал в правительственной политике. А.А.Аракчеев.

Внешняя политика Александра I. Борьба России за укрепление своих позиций в Европе и мире. Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Священный союз.

Движение декабристов. «Конституция» Н.М.Муравьёва и «Русская правда» П.И.Пестеля. Восстание 14 декабря 1812 года в Санкт- Петербурге и Черниговского полка на юге.

Николай I. Консервативная «модернизация» империи. Усиление централизации государственного управления. Повышение роли Собственной его императорского Величества канцелярии. Политика в области просвещения и печати. Консервация сословного строя. Кодификация законов. Секретные комитеты. Крестьянский вопрос. П.Д.Киселёв и реформа управления государственной деревней. Экономическая политика.

Внешняя политика Николая I. Формирование «имиджа» жандарма Европы. Крымская война.

^ Общественная мысль и общественное движение России в 30-40-е гг.XIX в.

Теория официальной народности. Славянофилы и западники. Идеи социализма в России.

Александр II. «Великие реформы» в России. Отмена крепостного права. Крестьянская реформа. Формирование основ гражданского общества. Земская, городская и судебная реформы. Реформы в области просвещения и печати. Военная реформа. Финансовые преобразования. Социально-экономическое развитие в пореформенный период. Сельское хозяйство. Промышленные районы. Развитие транспортной сети. Железнодорожное строительство и водный транспорт. Торговля. Денежное обращение. Изменения в социальной структуре общества.

Александр III. К.П.Победоносцев. «Контрреформы». Внутренняя политика самодержавия в 80-е-90-е гг. Николай II. Социально--экономическое развитие. Роль государства в экономическом развитии. С.Ю.Витте Политика форсированной индустриализации. Итоги экономического развития в XIX в. Социальная структура российского общества в конце XIX в.

Внешняя политика России во второй половине XIX в. Присоединение Средней Азии. Освоение Дальнего Востока. Продажа Аляски. Русско- японские договоры. Начало формирования политических блоков.

^ Общественное движение во второй половине XIX в. Народничество. Либеральное движение. Начало рабочего движения М.Т. Лорис-Меликов и его программа. М.Н.Катков и программа самобытного развития России. Распространение марксизма в России.

^ Русская культура в XIX в. и её мировое значение.

  1   2   3   4

Похожие:

I. Пояснительная записка. «История» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть) iconРабочая программа дисциплины
Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата: базовая (обязательная) часть, дисциплина гуманитарного, социального и экономического...
I. Пояснительная записка. «История» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть) icon1. цели освоения дисциплины целями освоения учебной дисциплины (модуля)...
Дисциплина «Философия» является обязательной дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, и предшествующей...
I. Пояснительная записка. «История» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть) icon«История зарубежной литературы»
Пояснительная записка (цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплин гос)
I. Пояснительная записка. «История» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть) iconРабочая программа дисциплины (модуля) социология
Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата. Курс «Социология» относится к дисциплинам гуманитарного, социального и экономического...
I. Пояснительная записка. «История» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть) icon1. Пояснительная записка 3 >II. Учебно-тематический план дисциплины 4
Профессиональное развитие личности и ее карьера цикла опд по специальности психология (для студентов юридического факультета)
I. Пояснительная записка. «История» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть) iconПояснительная записка в рамках дисциплины «Право социального обеспечения»
В рамках дисциплины «Право социального обеспечения» изучаются вопросы прав человека в области социального обеспечения
I. Пояснительная записка. «История» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть) iconПояснительная записка Учебная дисциплина «Основы социального государства»
Учебно – методический комплекс адаптирован преподавателем филиала рггу в г. Электросталь Райковой Н. В
I. Пояснительная записка. «История» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Цели дисциплины...
Дисциплина «История государства и права России» является дисциплиной базовой части профессионального цикла (С 2)
I. Пояснительная записка. «История» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть) iconПрограмма 030900 юриспруденция
Курс «Математические методы в юриспруденции» является дисциплиной вариативной части математического и естественнонаучного цикла....
I. Пояснительная записка. «История» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть) iconИстория таможенного дела и таможенной политики России при Петре 1
История таможенного дела является специальным предметом, специальной дисциплиной
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница