Книга издана при финансовой поддержке благодарных учеников


НазваниеКнига издана при финансовой поддержке благодарных учеников
страница1/45
Дата публикации20.04.2013
Размер2.36 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > История > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45
Биск И. Я. Методология истории: курс лекций

«De omnibus dubitandum!» («Подвергай все сомнению!»)
ББК 63.01

Б 653
Биск И. Я. Методология истории: курс лекций / И. Я. Биск. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. 236 с.
В 15 лекциях курса, читающегося к Ивановском государственном университете с конца 1970-х годов и апробированного также в Тамбовском университете, рассмотрены теоретико-методологические вопросы исторической науки: социальные функции истории; особенности исторического познания; методы источниковедения и историографии; философские основы и принципы, структура и язык исторического исследования 1.
^ Печатается по решению редакцинно-издательского совета Ивановского государственного университета
Научный редактор

доктор исторических наук Л. Л. Коринков (Ивановский государственный университет)

Рецензенты: кафедра новой, новейшей истории и международных отношений Тамбовского государственного университета (заведующий кафедрой доктор исторических наук Л. Г. Айрапетов)

доктор исторических наук Л. И. Борозняк (Липецкий государственный педагогический университет)
Книга издана при финансовой поддержке благодарных учеников автора
ISBN 5-7807-0627-1 Биск И. Я. 2007

© Поюров В. С, оформление, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие 4

Лекция первая ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ИСТОРИИ 5

1. Предмет и основные понятия методологии истории 5

2. Значение методологии истории 6

3. Изучение методологии истории отечественными учеными 7

4. Новейшая литература 8

Лекция вторая ПРЕДМЕТ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ 11

1. Определение и отграничение предмета 11

2. Соотношение в истории науки и искусства 11

3. Соотношение в истории прошлого и современности 15

4. Структура предмета исторической науки 16

Лекция третья. РОЛЬ ИСТОРИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (Социальные функции исторической науки) 18

1. История как память человечества (функция социальной памяти) 18

2. Воспитательная функция истории 19

3. Использование исторического опыта — уроков истории (прогностическая функция) 20

Лекция четвертая ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 23

1. Отличие исторического познания от познания в других науках 23

2. Базовая роль источника в исторической науке 25

3. Историческое описание и проблема исторических законов в историческом исследовании 26

4. Релятивность исторического познания 28

Лекция пятая ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ 31

1. Понятие и особенности исторического факта 31

2. Познавательная природа исторического факта 35

3. Типология исторических фактов 36

Лекция шестая МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ КРИТИКИ ИСТОЧНИКОВ ВСЕХ ВИДОВ 39

1. Историческая критика (критика) 39

2. Этапы исторической критики 42

3. Отцы-родоначальники исторической критики 42

4. Методы искажения и восстановления исторической правды 44

Лекция седьмая МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИСТОЧНИКОВ 47

1. Анализ статистических материалов 47

2. Историческая критика парламентских документов 48

3. Анализ дипломатических документов 50

Лекция восьмая МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИСТОЧНИКОВ (Окончание) 54

1. Периодическая печать 54

2. Мемуарная литература 56

3. Художественная литература 59

Лекция девятая МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИОГРАФИИ 61

1. Развитие отечественной методологии историографии 61

2. Понятийный аппарат: историография и близкие дисциплины 62

3. Историографические источники 63

4. Компоненты и модель историографического исследования 65

Лекция десятая ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСТОРИОПИСАНИЮ В XVIII—XIX ВЕКАХ 68

1. Соотношение философии и методологии 68

2. Рационализм — теоретическая основа Просвещения 69

3. Историография романтизма 70

4. Господство позитивизма 71

5. Марксистский исторический материализм 73

Лекция одиннадцатая ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСТОРИОПИСАНИЮ В XX ВЕКЕ 75

1. Неокантианский прорыв 75

2. Теоретические основы и характерные черты методологии «Анналов» 76

3. Постмодернизм в истории 78

Лекция двенадцатая ПРИНЦИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 81

1. Что такое исследовательские принципы? 81

2. Принцип историзма 81

3. Принцип объективности 84

4. Принцип причинности 86

Лекция тринадцатая ЭТАПЫ И СТРУКТУРА ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 89

1. Выбор темы и эвристические процессы 89

2. Изучение литературы и определение проблематики 92

3. Анализ источников и синтетические процессы 93

Лекция четырнадцатая ЯЗЫК ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 97

1. Общие вопросы литературного изложения 97

2. Особенности литературной формы исторического труда 98

3. Особенности лексики исторического исследования 101

Лекция пятнадцатая, заключительная НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ ИСТОРИИ 105

1. «Что должно остаться?» 105

2. Место истории в XIX веке 106

3. История в XX веке 107



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

Похожие:

Книга издана при финансовой поддержке благодарных учеников iconКнига издана при финансовой поддержке
Л 86 Семинары, Книга I: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). Пер с фр. / Перевод М. Титовой, А. Черноглазова (Приложения)....
Книга издана при финансовой поддержке благодарных учеников iconКнига издана при финансовой поддержке российского гуманитарного
Пределы господства культурного бессознательного над субъектом 91глава II. Деконстрмстивизм как литературно-критическая практика постструктурализма...
Книга издана при финансовой поддержке благодарных учеников iconКнига издана при поддержке Министерства культуры Франции Национального...
Книга издана при поддержке Министерства культуры Франции Национального центра книги
Книга издана при финансовой поддержке благодарных учеников iconКнига издана при финансовой поддержке министерства иностранных дел...
...
Книга издана при финансовой поддержке благодарных учеников iconЗачем нужен полис омс
СПббоо «Ночлежка», при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации, при информационной поддержке...
Книга издана при финансовой поддержке благодарных учеников iconКнига издана при поддержке Национального центра книги Министерства...
Дочки-матери. Третий лишний?— Перевод с французского О. Бессоновой под редакцией Н. Поповой. М.: Наталья Попова
Книга издана при финансовой поддержке благодарных учеников iconМеждународный союз немецкой культуры объявляет в очередной раз уже...
«Российские немцы в авангарде будущего». Конкурс проводится при финансовой поддержке Министерства внутренних дел Германии в рамках...
Книга издана при финансовой поддержке благодарных учеников iconПрограмма российский государственный гуманитарный университет министерство...
Конференция проводится при финансовой и организационной поддержке Посольства Польши в РФ и Постоянного представительства пан при...
Книга издана при финансовой поддержке благодарных учеников iconКнига издана по заказу Уральского отделения международной ассоциации...
Выступление на научно-педагогической конференции "Идеи учения Живая Этика и Тайная Доктрина в современной науке и практической педагогике,...
Книга издана при финансовой поддержке благодарных учеников iconКнига издана в рамках программы, реализованной при поддержке фонда...
Обсуждается роль гражданского образования в усилении общественного участия в антикоррупционной деятельности. Приведены конкретные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница