Различные взгляды на направленность общественного развития


Скачать 54.19 Kb.
НазваниеРазличные взгляды на направленность общественного развития
Дата публикации20.04.2013
Размер54.19 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
Различные взгляды на направленность общественного развития
– Французские просветители – история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

– Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

– Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.

– Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.


http://fictionbook.ru/static/bookimages/00/76/51/00765172.bin.dir/h/i_025.png


Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественноэкономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии . исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, либо рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс. 
Прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека – в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества:средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

Формы социального прогресса.
Революция
это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественноэкономической формации к другой. «Механизм» реальной революции удавалось обнаружить только в социальных революциях нового времени (при переходе от феодализма к капитализму). 
Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции. 
Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. 

Реформаэто преобразование, переустройство, изменение какойлибо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Сегодня великие реформы (т. е. революции «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа — революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь (первая — терапевтическими методами, вторая — хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. 


http://fictionbook.ru/static/bookimages/00/76/51/00765172.bin.dir/h/i_013.png

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация – это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Похожие:

Различные взгляды на направленность общественного развития iconВ перспективном планировании большинство предприятий стремятся руководствоваться...
Особенно важно контролировать направленность развития предприятия ежемесячно, ежеквартально при завершении финансового года в целях...
Различные взгляды на направленность общественного развития iconНикто не знает, что такое цивилизация!
Ный), 1) синоним культуры. В марксистской литературе употреб­ляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень...
Различные взгляды на направленность общественного развития iconОценка вариантов территориального размещения строительных объектов...
Анализ ситуации в отечественном инвестиционном комплексе (понятия, определения, различные взгляды и др.)
Различные взгляды на направленность общественного развития iconС учетом наличного уровня общественного развития и особой остроты...
К как это потребует осуществления таких мер, которые реализовать практически невозможно (например, приостановка роста населения,...
Различные взгляды на направленность общественного развития icon1. Экономика, экономические отношения Экономика
Экономика- обычно понимают систему общественного производства, т е процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому...
Различные взгляды на направленность общественного развития iconСпиральная динамика Грейвза По материалам Д. Бека и К. Кована
Это не какие-то «лучшие» или «худшие» состояния – они просто отражают различные взгляды на то, что из себя представляет мир, и сложность...
Различные взгляды на направленность общественного развития icon3. Смысл и направленность исторического процесса
В первой половине 19го века-Гегель рассматривал исторический процесс, как этап развития абсолютной идеи воплощения в государстве
Различные взгляды на направленность общественного развития iconЛогопедическая ритмика
Отражая различные явления, они тесно связаны между собой. Эти понятия возникли в разные периоды развития общества. Содержание их...
Различные взгляды на направленность общественного развития icon1  планирование - разработка планов, определяющих будущее состояние...
Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность...
Различные взгляды на направленность общественного развития iconТемы докладов: Закономерности развития народонаселения: взгляды экономистов...
Демографическое старение, его факторы и последствия ( на примере Европы и России)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница