Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева Составитель В. А. Мичурин Под редакцией Л. Н. Гумилева


НазваниеСловарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева Составитель В. А. Мичурин Под редакцией Л. Н. Гумилева
страница1/6
Дата публикации20.04.2013
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6

Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилева


Составитель В.А. Мичурин Под редакцией Л.Н. Гумилева

А

      АБЕРРАЦИЯ БЛИЗОСТИ – искаженное восприятие историком недавних событий. Так как все последствия того или иного явления еще не ясны полностью, исследователь, воспринимающий обширный поток сведений, не способен отличить в нем главное от второстепенного; события теряют масштабность. Некоторые процессы, кажущиеся современникам ничтожными, проявят себя лишь в будущем (так, например, значение появления первых христианских общин в Римской империи I в. н.э. не могло быть оценено современниками в полном объеме). С другой стороны, значение многих недавних событий раздувается пропагандой или общественным мнением, которые влияют и на историка .
      АБЕРРАЦИЯ ДАЛЬНОСТИ – трудность, возникающая при изучении событий древнейшей истории из-за недостатка информации о них. Может привести исследователя к ложному выводу о незначительности этих событий. Иногда встречается более широкое толкование термина, в который вкладывается также географический смысл: А. д. понимается и как искажение или недооценка событий, происходящих в отдаленных странах и регионах. Частным случаем такой аберрации является европоцентризм, абсолютизирующий ценность истории Западной цивилизации и считающий остальные народы «отсталыми». А. д. во времени – трудность практически неустранимая, тогда как в географическом плане современные историческая и этнологическая науки могут ее успешно преодолевать.
      АБЕРРАЦИЯ «СОСТОЯНИЯ» возникает у исследователя, пронаблюдавшего отдельный фрагмент долгоидущего процесса, например, изучившего короткий период истории какой-либо страны. Многие важные составляющие данного исторического процесса (например, этнический состав, географические условия) будут представляться этому исследователю как извечные, раз и навсегда данные состояния, так как они не успели заметно измениться на его глазах. Такого рода аберрация устранима: достаточно рассмотреть процесс в широкой исторической перспективе, чтобы стала видна изменчивость всех его параметров.
      АДАПТАПЦИЯ (в этнологии) – приспособление этноса к этно-ландшафтной среде, происходящее путем выработки у людей новых поведенческих навыков. Эти навыки закрепляются, передаваясь из поколения в поколение при помощи механизма сигнальной наследственности.В результате у этноса складывается оригинальный стереотип поведения,обеспечивающий, несмотря на изменчивость условий, устойчивость системы, необходимую для ее существования и развития. Особенно активно процесс А. происходит при освоении этносом новых территорий. Так, освоение русскими Сибири и Дальнего Востока потребовало выработки навыков жизни в непривычных, зачастую весьма суровых ландшафтно-климатических условиях.
      АКТУАЛИЗМ КАК ОЩУЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ – см. ^ Ощущение времени.
      АКТУАЛИЗМ КАК ОБЩЕНАУЧНЫЙ ПРИНЦИП – принцип, согласно которому законы природы, наблюдаемые сейчас, так же действовали и в прошлом.
      АНТИСИСТЕМА – системная целостность людей с негативным мироощущением,выработавшая общее для своих членов мировоззрение. Все антисистемные идеологии и учения объединяются одной центральной установкой: они отрицают реальный мир в его сложности и многообразии во имя тех или иных абстрактных целей. Вывод из этого двояк: либо подобные учения призывают в корне изменить мир, на деле разрушая его, либо требуют от человека вырваться из оков реальности, разрушая самого себя. И то и другое в пределе дает один результат – небытие. Для А. характерны известная скрытность действий и такой прием борьбы, как ложь. Среди адептов А. преобладают люди с футуристическим ощущением времени.А. всегда складываются в зонах контакта несовместимых суперэтносов – химерах,в силу чего их идеологии противопоставляют себя любой этнической традиции.Распространяются А. иногда далеко за пределы тех контактных зон, где они появляются. Примеры А.: гностицизм (офиты, александрийские гностики Василид и Валентин и т.д.; гностики проповедовали, что мир сотворен Демиургом, т.е. крайне несовершенно), манихейство (живший в III в. н.э. Мани учил, что мир состоит из двух стихий: Света и Мрака, причем материальный мир он относил к стихии Мрака), в мусульманском мире – исмаилизм, в Византии и Болгарии – богумильство. К А. относятся также некоторые направления буддизма.
      АТТРАКТИВНОСТЬ (в этнологии) – бескорыстное влечение к истине, красоте и справедливости. Данное понятие является синонимом психологического термина «идеальные потребности». «...Группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания в самом широком смысле: познания окружающего мира в целом, в его отдельных частях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле... Так называемая эстетическая потребность, побуждающая людей создавать произведения искусства и обращаться к ним, безусловно, относится к данной группе... Потребность познания не является производной от биологических и социальных, хотя, разумеется, вторично связана с ними самым тесным образом. Потребность познания ведет свое происхождение от универсальной потребности в информации, изначально присущей всему живому, наряду с потребностью в притоке вещества и энергии» . Выраженность идеальных потребностей значительно варьирует у разных людей, различны и способы их удовлетворения.
      Так, пассионариевидеальные потребности толкают к творчеству, к активной защите справедливости, к проповедованию своих взглядов и т.д.Гармоничные людипри наличии у них выраженных идеальных потребностей чаще ограничиваются пассивными формами познания и созерцания. Полное отсутствие идеальных потребностей – патологический случай, хотя крайне слабая их выраженность встречается у людей с любыми степенями пассионарности,чаще всего – у субпассионариев(следует заметить, что однозначной связи между А. и пассионарностью не прослеживается).

Б

      БЕЗДНА (пустота, вакуум) – термины, применяемые Л.Н. Гумилевым для обозначения категории небытия (см. Биполярностъ).
      БИОСФЕРА – оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой в существенных чертах обусловлены прошлой или современной деятельностью живых организмов. Состоит не только из живого вещества, но и из продуктов его жизнедеятельности за геологическое время: почв, осадочных и метаморфических пород, свободного кислорода воздуха. Основные свойства биосферы были исследованы и описаны В.И. Вернадским . Учение о Б. является фундаментом этнологии, так как законы этногенеза являются частным случаем более общих законов, описывающих движение и энергетику живого вещества, а этнические системы органично входят в состав биосферы, являясь верхними звеньямигеобиоценозов.
      БИОХИМИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА – см. Энергия живого вещества биосферы.
      БИПОЛЯРНОСТЪ – понятие, во многом отражающее сущность философских воззрений Л.Н. Гумилева. Означает наличие в мире двух полюсов: творческого начала, созидающего Бытие в его многообразии, и небытия, проявляющегося через антисистемы,стремящиеся к упрощению Бытия вплоть до его уничтожения. Б. мира отражается в двух разновидностях мироощущениялюдей – позитивном и негативном– и соответствующих им типах мировоззрения и поведения. Учение о Б. нельзя путать с дуализмом, так как автор не утверждает, что в мире существуют два независимых начала, а говорит о полюсах – полноте Бытия и его отсутствии.

В

      ВРЕМЯ ИСТОРИЧЕСКОЕ (в понимании Л.Н. Гумилева) – энтропийный исторический процесс стремления этнических систем к состоянию этнического гомеостаза за счет растраты энергии (пассионарности), нарушаемый негэнтропийными пассионарными толчками,вызывающими к активной исторической жизни новые этносы.Историческое время обнаруживает себя через насыщенность деяниями и событиями, являющимися проявлением пассионарностиэтнических коллективов и отдельных людей. В.и. неоднородно: в нем есть эпохи, богатые событиями, и эпохи «безвременья» (в данном понимании термина «В. и.» это слово приобретает буквальный смысл). В.и. дискретно – оно состоит из автономных процессов этногенеза,не вытекающих друг из друга, а имеющих независимые причины – различные пассионарные толчки.

Г

      ГАРМОНИЧНЫЕ ЛЮДИ (особи энергоуравновешенного типа) – люди, производящие столько работы (см. пассионарностъ как энергия),сколько требуется для личного и видового самосохранения (поддержания своей жизни и жизни потомства). Характеризуются способностью к полноценной адаптации в среде, но не проявляют при этом повышенной целенаправленной активности, характерной для пассионариев.В структуре этносаГ.л. играют исключительно важную роль стабилизирующего фактора, поддерживающего этническую традицию.Они имеют решающее значение для обеспечения связи уже сложившегося этноса и кормящего ландшафта. Достаточное количество Г.л. в составе этноса – залог его внутренней устойчивости, но не активности. Г.л. господствуют в этническом гомеостазе.
      Часто при описании исторических процессов Л.Н. Гумилев включал в число Г.л. также пассионариев с низкими степенями пассионарности, выражающимися в стремлении к успеху и благоустройству без риска для жизни. Кроме того, в огромном числе случаев Г.л. проявляют активность, иногда весьма значительную, находясь под влиянием пассионариев, но не по собственной инициативе (это явление называется пассионарной индукцией).
      ГЕНЕТИЧЕСКИЙ «ДРЕЙФ» (в этнологии) – явление распространения пассионарного признакав популяции и за ее пределы. Это распространение происходит следующими способами:
      а) Путем миграции пассионариевна края ареала популяции или за ее пределы, где они создают семьи или рассеивают свой генофонд иным способом.
      б) Путем случайных внебрачных связей во время военных походов, торговых экспедиций и т.п.
      Пассионарный признак может распространяться довольно быстро вследствие высокой миграционной и демографической активности пассионариев. Следствием Г. «д.», который направлен из центра этнической популяции к ее краям, является выявленная Л.Н. Гумилевым закономерность – в суперэтнической системе окраинные относительно зоны первоначального пассионарного толчка этносыи субэтносысохраняют активность относительно дольше. Так, за счет окраинной пассионарности в конце срока жизни суперэтносавозможна непродолжительная фаза регенерации.
      ГЕОБИОЦЕНОЗ (биоценоз данного ареала) – законченный комплекс форм, исторически, экологически и физиологически связанный в одно целое общностью условий существования .
      ГОМЕОСТАЗ – см. Этнический гомеостаз.

Д

      ДИАХРОНИЧЕСКАЯ ШКАЛА – система отсчета времени от пусковых моментов различных этногенетических процессов, служащая для сопоставления этих процессов по фазам этногенеза.Цель составления такой шкалы – понимание этнической истории как ряда автономных биосферных процессов, имеющих четкую внутреннюю закономерность, инвариантную для всех известных исторических эпох. Такие Д.ш. имеются в книгах Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли», вып. 4, часть 2 («Тысячелетие вокруг Каспия»), Л.: деп. изд. ВИНИТИ, г.Люберцы, 1987, с. 137 – 147, и «Древняя Русь и Великая степь», М.: Мысль, 1989, с.756 – 757.
      ДИВЕРГЕНЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ – деление этнической системной целостности с появлением новых систем такого типа. Может происходить путем отделения от этносакакой-либо его части, которая затем складывается в независимый этнос. Ряд таких этносов породили выезжавшие в свое время в колонии европейцы: так появились янки в США, буры в ЮАР, австралийцы и т.д. Д.э. может происходить также путем дробления этноса на несколько новых систем. Так, после толчка XIII в. в ходе Российского этногенезаобразовались три крупных этноса: великороссы, малороссы (украинцы) и белорусы, а также субэтносыказаков, поморов и т.д. Причем ощущение единства системы в целом у этих этнических групп потеряно не было – образовался Российский суперэтнос.Критерий Э.д. – появление новых групп, противопоставляющих себя окружению и отличных постереотипу поведения.
      ДИНАМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (противоположно статическому состоянию, или этническому гомеостазу)– состояние, характеризуемое в целом:
      а) повышенной демографической и миграционной активностью, стремлением к расширению территории;
      б) изменчивостью стереотипа поведения(каждое последующее поколение в той или иной степени не походит на предыдущее, так называемый «конфликт отцов и детей»);
      в) преобразованием ландшафтной среды, приспособлением ее к своим нуждам;
      г) сменой общественных императивов поведения;
      д) созданием социально-политических институтов;
      е) активным усвоением чужих идей и пропагандой своих;
      ж) наличием линейного отсчета времени от какого-либо реального или мифического события.
      Д.с.э.с. порождается наличием в ней активных особей – пассионариев,появившихся в результате пассионарного толчкаи устраняемых из популяции естественным отбором.
      ДИСКРЕТНОСТЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ – понятие, отражающее коренную идею Л.Н. Гумилева о независимости энергетических процессов, детерминирующих возникновение и развитие различных суперэтносов.Л.Н. Гумилев видит в этнической истории не восхождение от низших форм ко все более высоким (прогресс) и не бесконечное повторение с определенным ритмом одних и тех же циклов (ритмичность), а появление в результате внешних толчков и последующий распад диссипативных (неравновесных) структур – этнических систем. Идею дискретности хорошо выразил китайский историк I в. до н.э. Сыма Цянь. сказавший: «Путь трех царств кончился и вновь начался» . Эта идея также прослеживается в работах Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера, А.Тойнби, говоривших о закономерностях развития отдельных культур и цивилизаций. Л.Н. Гумилев поставил концепцию дискретности этнической истории на естественнонаучную основу в своем трактате «Этногенез и биосфера Земли» и в других работах.

И

      ИЗОЛЯТ – небольшой этнос-персистент,отграниченный в силу ландшафтных условий от других этносов и не вступающий с ними в этнические контакты в течение значительного периода времени. Этносы-изоляты существуют на Памире, в Южной Америке, Африке, на Тибете и т.д.
      ИМПЕРАТИВ ПОВЕДЕНИЯ – идеальный принцип поведения индивида в этническом коллективе, который диктует ему этот коллектив. Подсознательно воспринимается всеми людьми как негласная норма поведения, выход за пределы которой не позволяет индивиду удовлетворять свои социальные потребности (занимать в коллективе определенное место, пользоваться вниманием и уважением окружающих). И.п. является одной из важнейших характеристик фазы этногенеза,так как он определяется уровнем пассионарного напряженияэтнической системы, соотношением в составе этносаколичеств пассионариевразных уровней, а также субпассионариев.В своих трудах Л.Н. Гумилев дает обобщенные, условные наименования императивов поведения в различных фазах в форме «Будь таким-то» (см. Фаза этногенеза).
      ИНКУБАЦИОННЫЙ ПЕРИОД – часть фазы подъемаот момента пассионарного толчкаили начала генетического «дрейфа»до появления этносаи связанных с ним социально-политических институтов. Характеризуется выделением из этнического субстратапассионарных особей, которые начинают создавать первоначальные консорции.Эти люди рвут с традиционным бытом, не удовлетворяющим их жажду деятельности, становятся изгоями общества и тянутся к себе подобным. Впоследствии они создают общую этническую доминантуи приступают к строительству быстро усложняющейся этнической системы, что знаменует окончание И.п. И.п. подразделяется на скрытую и явную части. В скрытой части появление первых пассионариев еще не приводит к событиям, фиксируемым современниками, так как пассионариипока разрозненны и не способны преодолеть инерцию этнического субстрата.В явной части И.п. пассионариев делается больше, и исторические источники уже доносят до нас результаты их деятельности.
      ИСТИННОСТЬ – свойство суждения, адекватного заданной сумме наблюденных фактов, где погрешность не превышает заданного допуска.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева Составитель В. А. Мичурин Под редакцией Л. Н. Гумилева iconЛев Гумилёв Этносфера: история людей и история природы
Впервые статьи Льва Николаевича Гумилева выходят отдельной книгой. В ней собраны лишь те работы, которые посвящены теории этногенеза...
Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева Составитель В. А. Мичурин Под редакцией Л. Н. Гумилева icon«90-летие гибели николая гумилева и других осужденных по таганцевскому...
Летию гибели выдающегося поэта и ученого, офицера и георгиевского кавалера Николая Гумилева и осужденых вместе с ним по «Таганцевскому...
Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева Составитель В. А. Мичурин Под редакцией Л. Н. Гумилева iconЛитература: Дипломатический словарь /под редакцией А. А. Громыко. М., 1986
История России с древнейших времен до 1861 г. / под редакцией Н. И. Павленко. – М., 2003
Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева Составитель В. А. Мичурин Под редакцией Л. Н. Гумилева iconРеспублики Казахстан Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева Кафедра социологии
Евразийский Национальный университет им. Л. Н. Гумилева, факультет социальных наук, кафедра социологии
Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева Составитель В. А. Мичурин Под редакцией Л. Н. Гумилева iconОмская академия кафедра конституционного и международного права словарь...
...
Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева Составитель В. А. Мичурин Под редакцией Л. Н. Гумилева iconСоставить словарь терминов и понятий. (Оф ормить в школьной тетради)
Л. Д. Троцкий, лб. Каменев, Г. Е. Зиновьев, аи. Рыков, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин, С. М. Киров
Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева Составитель В. А. Мичурин Под редакцией Л. Н. Гумилева iconСтатья Появление понятий, терминов «умный»
Появление понятий, терминов «умный», «интеллектуальный», «интерактивный», «многофункциональный» по отношению ко многим видам материалов...
Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева Составитель В. А. Мичурин Под редакцией Л. Н. Гумилева iconСборник №2 стихов Николая Гумилева (15 апреля 1886 август 1921)

Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева Составитель В. А. Мичурин Под редакцией Л. Н. Гумилева icon«Региональная экономика»
...
Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева Составитель В. А. Мичурин Под редакцией Л. Н. Гумилева iconТеория государства и права в схемах и определениях
Изучение теории государства и права в высшем юридическом учебном заведении предполагает необходимость глубокого усвоения основных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница