Адаптация ребенка в приемной семье Ребенок и семья


Скачать 54.87 Kb.
НазваниеАдаптация ребенка в приемной семье Ребенок и семья
Дата публикации21.04.2013
Размер54.87 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
Адаптация ребенка в приемной семье
Ребенок и семья
Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых – насколько возможно смягчить и восполнить утрату.

Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» – ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только один: стараться не думать о том, что с ними случилось. Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это – жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут погибнуть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития. Глубокая привязанность к родителям способствует развитию у детей доверия к другим людям и, одновременно, – уверенности в себе. Отсутствие привязанности к конкретному взрослому дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою малоценность и уязвимость.

В целом, в период адаптации к приемной семье и свыкания с потерей, поведение ребенка характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, присутствием сильных чувств (которые могут подавляться) и расстройством учебной деятельности. Обычно адаптация происходит в течение года.

^ Стадии адаптации ребенка к новой семье
Опыт показывает, что адаптация ребенка к новой семье происходит примерно в течение года, и условно делится на три стадии.

^ Первую стадию можно назвать «Идеализированные ожидания», – как у ребенка, так и у приемной семьи. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой среде (семье, интернату, детскому дому) еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась, привыкание к смене требований и правил трудно для него и вызывает протест. В результате возникают «установочные конфликты», которые являются естественной частью приспособления семьи и ребенка друг к другу.

Достаточно часто в первые дни нахождения в замещающей семье дети требуют, чтобы их отвезли обратно в детский дом или приют. Подобное желание может быть продиктовано смесью разных чувств. Это и боязнь полной зависимости от малознакомых людей, и стремление сохранить контроль ситуации («я решаю, где мне быть»), и проверка отношений («действительно ли я вам так нужен, что вы сможете меня удержать»), наконец, ребенок просто может соскучиться по людям, которые заботились о нем. «Установочные конфликты», поначалу нарастая и учащаясь, после какого-то основательного кризиса и «разборок», постепенно становятся реже и возникают только по значительным поводам.

Так наступает стадия «Вживания», или собственно адаптации. Происходит простраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. Кроме того, на этой стадии фактически формируется привязанность к новой семье. Вспышки негативного поведения в это время могут иметь следующие причины:

1) дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой, приемной семье.

2) дети колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать возникающие у них теплые чувства, поскольку знают, как взрослые могут злоупотреблять своей властью.

3) вспышки негативного поведения могут быть частью процесса отреагирования утраты кровной семьи, ребенок может тосковать и злиться.

Дети, таким образом, могут демонстрировать свои представления о том, как надо себя вести, проверяют, до каких пределов они могут дойти в своем плохом поведении, сохраняя принятие со стороны взрослых. Необходимо сказать, что, в отличие от начальной стадии, в это время заботящиеся взрослые уже больше знают ребенка, начинают лучше понимать его и чувствуют себя более уверенными. Ребенок, в свою очередь, начинает дорожить семьей, уже не думает всерьез об уходе и больше доверяет приемным родителям. Главное достижение этой стадии, длящейся чуть более полугода, – взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность.

Таким образом, наступает некое «Равновесие», которое представляет собой третью стадию адаптации в семье, принявшей ребенка. В этот период семья становится достаточно самостоятельной, реже обращается за помощью к специалистам. Дети обычно начинают активно интересоваться своим прошлым, много вспоминают и даже сочиняют, беря за основу настоящее.

Важно увидеть, чего ребенок от вас ожидает больше всего, что для него является самым необходимым. Понаблюдайте, как ребенок выражает свою любовь. Очень может быть, что он общается с вами так, как ему хочется, чтобы вы с ним общались. То есть он изъясняется на понятном ему «языке любви». Для того чтобы определить, что для вашего ребенка важнее всего в качестве подтверждения любви, можно:

1. Подумать о том, как ребенок выражает свою любовь окружающим;

2. Вспомнить, о чем он просит чаще всего;

3. Обратить внимание, на что ваш ребенок жалуется;

4. Дать ему возможность выбрать из нескольких вариантов.

Дальнейшее движение семейной системы по стадиям жизненного цикла аналогично обычной семье с растущими детьми с присущими кризисами подросткового возраста и уходом.
Как помочь ребенку адаптироваться?
1. Объясните ребенку необходимость размещения в семье приемлемым образом.

2. Сообщите о том, что будет происходить в ближайшее время и что планируется в будущем.

3. Признайте страх, тревоги ребенка, его печали о людях, оставленных позади, и неуверенность по поводу будущего.

4. Сохраните его имя и фамилию, любимые вещи, допустимые привычки.

5. Обеспечьте ребенка информацией о прошлом: каждый ребенок в соответствии с обстоятельствами и возрастом должен представлять, кто он, каково его происхождение, где и когда он родился, где прежде жил, кто его биологические родители и где они сейчас, информацию о других родственниках.

6. Акцентируйте внимание на успехах, положительных событиях. Обозначайте негативные события, но сдержанно.

7. Сохраните, насколько это возможно, контакты с кровной семьей и прежними знакомыми.

8. Найдите ресурсы и сильные стороны в прошлом и настоящем ребенка.

9. Признайте различия между биологическим и психологическим родительством без оценивания этих различий.

10. Помогите ребенку в построении моделей будущей самореализации, включая возможность последующего воссоединения с кровной семьей.

Большинство детей, чей опыт жизни в семье не был катастрофическим, и чье доверие к взрослым подорвано не окончательно, ждут новую семью как средство исцеления от одиночества и покинутости, с надеждой на то, что в их жизни все еще будет хорошо. Однако простого перемещения в новую ситуацию и помощи в переживании утраты не всегда достаточно для того, чтобы «новая» жизнь сложилась хорошо: прошлый опыт, навыки и страхи остаются с ребенком. Сохранение важных для ребенка связей с другими людьми, допустимых привычек, личных, в том числе памятных вещей, восстановление жизненной истории самого ребенка и сбор сведений о его семье, частично смягчают боль потери и способствуют формированию идентичности. Дети, разлученные с родителями, которых они помнят, страдают не только от разлуки, но и потому, что не получили «родительского благословения» на свой дальнейший путь, разрешения жить счастливо и убеждения в том, что они не виноваты в разрыве с семьей. Ребенок не может судить своих родителей, сохранение уважения к ним и благодарности за свою жизнь – естественное и необходимое чувство, отсутствие которого ведет к глубоким психологическим проблемам. Но это не значит, что ребенок должен повторять их ошибки. Именно из любви к своим родителям ему предстоит научиться справляться с трудностями и добиваться успеха, строить свою жизнь и отношения с людьми – то есть сделать то, чего хотели, но не смогли родители.

 

Статья подготовлена специалистами МБУ «Центр психолого-педагогической помощи населению «Берег» г.Ижевска» (тел.72-06-83)

Похожие:

Адаптация ребенка в приемной семье Ребенок и семья icon5. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без...
Опекунская семья – семья, взявшая ребенка на воспитание, с которой он связан родственными связями
Адаптация ребенка в приемной семье Ребенок и семья iconЯнуш Корчак Как любить ребенка Ребенок в семье
Предчувствую множество вопросов, ждущих ответа, множество сомнений, требующих разрешения. И отвечаю
Адаптация ребенка в приемной семье Ребенок и семья iconВы понимаете под семьей?
Семинар. Проведите микроисследование по замещающей семье (с родителями и детьми, указать возраст) (опекунская, семья приемная, семья...
Адаптация ребенка в приемной семье Ребенок и семья icon"Семья-это кристалл общества" (В. Гюго)
По мнению автора, семья это основа общества, главная его ячейка, которая оказывает существенное воздействие на процесс социализации...
Адаптация ребенка в приемной семье Ребенок и семья iconНа стороне ребенка
...
Адаптация ребенка в приемной семье Ребенок и семья iconДиета для ребенка, страдающего аллергией
Рождение ребенка радость для каждой семьи и, конечно, родители хотят, чтобы ребенок вырос здоровым, особенно те из них, которые сами...
Адаптация ребенка в приемной семье Ребенок и семья iconВ произведении Л. Н. Толстого “Война и Мир” семья Ростовых поражает...
В произведении Л. Н. Толстого “Война и Мир” семья Ростовых поражает своей душевностью. Главной же ценностью в этой семье являются...
Адаптация ребенка в приемной семье Ребенок и семья iconКажется, совсем недавно в вашей семье произошло необыкновенное событие...
Новый год, пригласить в гости друзей с маленькими детьми. Ведь каждый взрослый понимает, что для ребенка с самых ранних лет праздники...
Адаптация ребенка в приемной семье Ребенок и семья iconЖизнь и воззрения К. Г. Юнга Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875...
Мать Карла Густава происходила из семьи местных бюргеров, которые на протяжении многих поколений становились протестантскими пасторами....
Адаптация ребенка в приемной семье Ребенок и семья iconИнициативная группа «Счастливый Лидер» в рамках проекта «Счастливый...
Инициативная группа «Счастливый Лидер» в рамках проекта «Счастливый ребенок» нацеленного на реконструкцию «Республиканского дома...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница