Сказка о милостивой судьбе


НазваниеСказка о милостивой судьбе
страница1/16
Дата публикации11.03.2013
Размер1.87 Mb.
ТипСказка
userdocs.ru > История > Сказка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Соколов Д. Ю.

Сказки и сказкотерапия. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.— 304 с. (Серия «Как стать психологом»).

ISBN 5-04-008400-5

«В маленьком озере жил крокодил, очень красивый, приятный такой... Очень он там хорошо жил, кушал вкус­но, на прогулки ходил, к знакомым в гости... Так продол­жалось много лет. А потом пруд высох — и крокодил исчез. Никто не знает, куда он делся». Вот такие печаль­ные и не только истории, а также ящеры, дети, Эрик Берн, братец Гримм, фиолетовый котенок, дедушка Фрейд, Милтон Эриксон, детский сад, блудный сын, метафоры, нейролингвистическое программирование, желтый цып­ленок, В. Я. Пропп, дети и мамы, волшебные помощники, Баба-Яга, сценарный анализ и многое другое в маленькой, но содержательной книге Дмитрия Соколова, терапевта по профессии, сказочника по жизни.

Во втором издании известной книги не только ничего не исключено, но, напротив, добавлено много новых ска­зочных историй.

Для всех, в чьей жизни или работе не хватает сказки и волшебства.

ББК 88.5

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.......................5

Сказки и сказкотерапия

СУНДУК..........................9

ЛЕНЬ-РЕКА.......................15

ФИОЛЕТОВЫЙ КОТЕНОК...............25

СКАЗКА О МИЛОСТИВОЙ СУДЬБЕ..........33

ЧАЙКА ДОЛЛИ.....................37

ИСТОРИЯ ГОЛУБОГО ГОРОДА............47

ЦЫПЛЕНОК.......................59

ЗОЛОТАЯ ПТИЦА....................67

ДОКТОР СКАЗОК....................78

ПОЙМАЙЧИКАГАО С ПЛАНЕТЫ ЛЮДЧЕЙ......90

ИВА И РУЧЕЙ......................108

ДЕД, ВНУЧКА И БОЮСКИ..............120

СОБАКА ДИКАЯ....................130

СОН ПРО МУЖИКОВ.................139

ЯЩЕР....................'......145

ТАЛАНТ........................-.160

CANZONATHERAPEUTICA..............167

БЛУДНЫЙ СЫН....................179

Оглавление маленьких теоретических глав

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЕЕ НЕТ............12

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ

АНАЛИЗУ СКАЗОК...................21

КОД В МЕШКЕ.....................29

ИНТЕРЬЕР СКАЗОЧНОГО МИРА...........65

СТРУКТУРА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ..........72

СКАЗКИ И ПСИХОТЕРАПИЯ..............86

ИНИЦИАЦИЯ.....................103

QUEST FOR UNHAPPINESS..............115

ПРИНЦИПЫ СКАЗОЧНЫХ РЕШЕНИЙ........126

СКАЗКИ ПРО СЕБЯ..................151

СКАЗКИ ПРО СЕБЯ: ПРОДОЛЖЕНИЕ........163

В ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ СТОРОНУ.........172

МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ЯЗЫК В ПСИХОТЕРАПИИ . . 185 ПРИЛОЖЕНИЕ.....................193

^ Лунные дорожки, или Приключения принца Эно

КОРОЛЬ И ЛУННАЯ ЖЕНЩИНА...........207

ОДНА НЕДЕЛЯ СТАРОГО ФОКУСНИКА.......217

БУНТ ПРОТИВ КОРОНЫ...............222

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПРИНЦА ЭНО...........225

ЧИСТАЯ ПРАВДА...................233

ВСТРЕЧА В ГОРОДЕ ГРЕНАБЛЬ...........236

БОЛТОВНЯ......................243

ПРОКАЗЫ ЖЕЛТОЙ ОБЕЗЬЯНЫ...........246

ПЕС И ВОЛЧИЦА...................250

КАК ЖЕЛТАЯ ОБЕЗЬЯНА ЕДВА НЕ СТАЛА

КОРОЛЕВОЙ И ЧТО ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО......254

ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ

«ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»...........258

ОДИН ЛИСТ......................262

ТАКАЯ ЛЮБОВЬ....................265

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ И ЛУННЫЕ ВОЛКИ .... 270

ЧАЙНЫЕ СЛУЧАЙНОСТИ...............274

ПЕРЕПИСКА......................276

ЧАЙНЫЕ СЛУЧАЙНОСТИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) .... 284 РЕМИНИСЦЕНЦИИ ЖЕЛТОЙ ОБЕЗЬЯНЫ.

ЧАЙНЫЕ СЛУЧАЙНОСТИ (ОКОНЧАНИЕ)......286

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПРИНЦА ЭНО (ПРОДОЛЖЕНИЕ). 290

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРИНЦА ЭНО...........295

БРОДЯЧИЙ ТЕАТР ЖЕЛТОЙ ОБЕЗЬЯНЫ......298

Предисловие

Давайте сразу договоримся: сказки — это одно, сказкотерапия — другое. Те сказки, которые используются в реальной психоте­рапевтической работе, на бумагу, как пра­вило, не ложатся и чужому уху непонятны (невнятны). Литературные же сказки могут служить в терапии профилактикой, трени­ровкой, иллюстрацией, моделью, развитием контакта, но никак не основным средством.

Почему же они помещены в одну книгу? Во-первых, во имя древних попыток сбли­зить литературу и психологию — и не на уровне рассуждений «что стоило бы при­нять во внимание...», а в виде готовых про­дуктов. Во-вторых (и во-первых), автора давно интересует использование методов психотерапии в мирных целях. Накоплено такое количество замечательных приемов работы с больными, что явно есть чем пожи­виться здоровым. Многие из напечатанных здесь сказок (как ни стыдно в этом призна­ваться) «сделаны» на основе психологиче­ских теорий и при проигрывании психотера­певтических техник на себе самом. В-треть­их (оно же во-первых), многие из собранных здесь сказок были когда толчком, а чаще результатом реальной терапевтической рабо­ты с пациентами и с собой. Итак, книга содержит:

— Сказки;

- комментарии к ним;

маленькие теоретические главы о сказкотерапии и сопутствую­щих идеях.

Очень рекомендуется отнестись к этим частям как к отдельным книгам и читать залпом только выбранную линию (благо они выделены разными стилями). Про­хвост, двинувшийся напролом, рискует пре­вратиться в автора.

Сказки и теория написаны (или перепи­саны) мною. В комментариях участвуют также

Сказки и сказкотерапия

^ Действующие лица:

Автор, он же Братец Гримм — худоща­вое сплетение рук и ног. 26 лет.

Критик, он же Братец Вайнер — тол­стяк, курильщик, циник. Неполных 30.

^ Строгая учительница — преподава­тель русского языка и литературы средней школы. Супруга Критика. Те же 30, но. вы бы не угадали.

Розовая девушка — чудесное создание. 19 лет.

Едкая девушка, она же ^ Пофи — если искать аналоги, то скорее хиппи. Джинсы, водолазка. Лет 18-20-25.

Психолог-милашка — молодой чело­век с образованием. 24 года.

Настоящий мужик — физик или моряк. ^ 47 лет.

Маленький мальчик, он же Малень­кая девочка. Скоро 10, а пока 7 лет.

Дедушка Фрейд — как на портрете, ис­полненном для детского сада. Чис­тый образ.

Дух Востока.

Сундук

(Сказка вместо вступления)

Одному волку надоела волчья жизнь, и он посватался к лисе. К открытке хотел он приложить сердце и лапу, да сердце так и не решил, чье, и приложил только ла­пу. Лиса ему не отказала. «За счастие поч­ту, любезный муженек, писала она, ва­ши песни и советы. С любовью к предстоя­щей свадьбе. Лиса».

Стал волк думать, что невесте на свадьбу подарить. Он перерыл всю нору и нашел старый железный сундучок. Стал сгрызать с него замок, но тот был мал, да крепок. Так и подарил волк лисе сундучок за­крытым.

^ А лиса подарила ему зайца.

И стали они жить-поживать, зайца воспитывать.

Что знают лесные звери о воспитании? Им лишь бы дитя было сыто да не мешалось под ногами, «Как ваш сыночек?» интере­совались соседи. «Ох, милый да славный, улыбалась лиса. И знаете, такой чест­ный».

А вот честным заяц как раз не был. Он был выдумщиком и баловником. Чтобы при­струнить его, лиса ему как-то сказала:

«У меня есть друзья, маленькие человечки. Они все видят и все мне рассказывают».

Зайца страшно заинтересовали эти ма­ленькие человечки. И он их себе преспокойно выдумал.. Стал с ними играть и разговари­вать. Теперь, когда мама ругала его, он смотрел не на нее, а на человечков: так было интереснее. Лиса сердилась и кричала: «Смо­три мне в глаза!» Но заяц уже не мог. Так и вырос косой заяц. Смотрит прямо, ви­дит влево.

Всем своим знакомым заяц уши прожуж­жал про своих друзей-«человечков». Наконец белка попросила: «Покажи нам их». Заяц сказал: «Пожалуйста. Приходите ко мне до­мой в пятницу вечером. Мы с человечками устроим для вас театр».

В пятницу вечером дом был полон. Зна­комые зверята привели незнакомых, и они еле разместились в гостиной, где заяц пове­сил занавес. Время от времени заяц выхо­дил из-за портьеры и говорил: «Внимание!» Потом заходил обратно. Наконец все рассе­лись. Заяц вышел, посмотрел на часы и объя­вил: «Начало спектакля в семь часов. Оста­лась одна минута». И зашел обратно. Там, за портьерой, он позвал: «Человечки!» Но их не было. Конечно, выдуманные человечки не хотели выступать их никто не мог увидеть, кроме зайца. «Эй, человечки, где же вы?.. Что же теперь будет?» В зале заерза­ли. Какой позор!.. Заяц открыл окно, вы­прыгнул и убежал без оглядки.

^ Напрасно его искали по лесу папа с ма­мой; напрасно сороки кричали повсюду: «Ко­сой, косой, не ходи босой!» заяц нигде не появился и ни в одну из них шишкой не ки­нул. Когда на следующий день родители отправились его искать, он вылез из-под кро­вати в своей комнате, где прятался, и стал бродить по дому. Он искал таких человеч­ков, которыми можно было бы поделиться с другими. Он забрел на кухню. Побывал в кла­довой. Посетил родительскую спальню. Там, в спальне, под кроватью он нашел старый сундук. Когда он лапкой прикоснулся к замку, тот сразу открылся. Заяц глазам своим не поверил. В сундучке жили... Но он действи­тельно решил не верить своим глазам. Со скоростью пули заяц выскочил из дома, под­бежал к дому своей подружки белки, посту­чался, схватил за руку открывшую хозяйку, приложил палец к губам и помчался с ней об­ратно. «Смотри», открыл он перед ней сундучок. «Ой, какие милые, удивилась белка, это ты про них рассказывал, да?» «Да, да, да! прыгал вокруг сундука заяц. Человечки, мои человечки!..»

А потом он сидел с белкой у сундука до ве­чера, а человечки рассказывали им всякие ис­тории. Вечером, когда вернулись папа и ма­ма, заяц выбежал их встречать. «Я нашел человечков!» «Главное, что ты сам нашел­ся!обрадовались родители. А человеч­ки это сказки». «Ага, сказки», под­твердил один человечек, высунув голову из заячьего кармана. «Мы сказки и есть», подхватил другой, который сидел у зайца на плече. «Мы все видим», сказал первый. «И все слышим», добавил второй. «И кое о чем рассказываем!» сказали они в голос. И все втроем посмотрели родителям прямо в глаза.

«Сказки так сказки. Пусть уж живут», решили лиса с волком.

И сундучок перекочевал в детскую.

Маленькая теоретическая глава № 1

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ЕЕ НЕТ

Идея сказкотерапии в ее общенародном по­нимании примерно такова: терапевт, зря­щий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предлагает и/или внушает метафо­рическое решение этой проблемы.

Я думаю, так почти не бывает.

Это представление во многом возникло из историй о Милтоне Эриксоне и книг его последователей и дешифровщиков. Схема не учитывает некоторых моментов. Эрик-сон — гений, и никто другой так работать не умеет. Плюс книги о нем во многом стери­лизованы, а его собственные статьи хорошо показывают, что метафоры были только очень малой — пусть и важной — частью ог­ромной, долгой и многосторонней работы. Большинство же остальных книг вообще сделаны просто: красивые иллюстрации, вырванные из контекста, теории «о том, как строить метафоры» и перепевы. Их похо­жесть на основоположников и друг на друга меня отталкивает; мне кажется, что выучен­ное сохраняется в том же виде только в од­ном случае: если человек с этим вживую не работал. То, что пропускаешь через собственную работу, как минимум видоизменя­ется.

Для меня сказка больше не снайперская винтовка, а оружие массового поражения.

Я думаю, что сказка может быть ис­пользована для того, чтобы предложить па­циенту, особенно ребенку, способы реше­ния конкретной проблемы. Но это только один из возможных путей ее использования. Вот как я обозначил бы другие пути:

1) Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно ониаразговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. (Тем более что это взрослый чего-то хочет.) Язык сказки их, естественно, сближает.

2) Сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдает свои положения за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами пациенты, дают и материал для анализа, и названия для индивидуально значимых понятий.

3) Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте. Она активизирует то, что я бы назвал «метафорической железой», понимание и работу на уровне интуиции, архетипов, первого впечатления и т.п.

4) Сказка несет свободу.

Достаточно? Мне — да. По большому счету, я думаю, сказка — это один из инструментов, на которых хороший психотера­певт, как хороший музыкант, должен хоть чуть-чуть уметь играть (скорее барабан, чем фортепиано). И конечно, как всякий инстру­мент, она может стать любимым и основным. Что же касается сказки, бьющей в десят­ку конкретной проблемы, сочинить ее для себя трудно, для других капельку труднее. Дело еще вот в чем. Решение решению рознь. Я бы выделил три вида решений, которые может предложить сказка — и которые во­обще могут работать в процессе психотера­пии. Это, во-первых, «правильные» реше­ния, то есть культурально принятые, всеоб­щие, авторитетные. Во-вторых, это свои решения самого психотерапевта, то есть его собственные способы, которые он успеш­но — или скорее привычно — использовал в своей жизни. И в-третьих, это собственные, личные решения самого человека, клиента. Всем этим решениям соответствуют разные стили работы, и все они работают по-разно­му. Правильные лежат на поверхности, они легче всего в употреблении и, пожалуй, наи­менее эффективны (нас всех туда уже тыка­ли). Свои решения — это, может быть, и есть самая массовая форма психотерапии. Их очевидная форма — совет. Замаскиро­ванная — большинство приведенных здесь сказок. А собственные решения — это вещь самая ценная, но и самая трудная. Они-то бьют в десятку, но поди их найди. Впрочем, можно, тем более что никто не обязывает делать всю работу на ощупь и в одиночку. После маленькой теоретической подготов­ки мы доберемся и до маленьких приемов, облегчающих дело.

Лень-река

^ Кап, кап, кап... Синь да тень, ночь да день, то ли снег, то ли дождь, коли век обождешь там узнаешь... .

Целый день среди стен, думать лень, ку­шать лень... Лень вставать, лень лежать, лень глаза открывать... Лень-река разли­лась...

^ Ах, и раздолье на Лень-реке! Вдаль уплы­ваю на челноке! Ширь така! Глубь така! Хо-ро-ша Лень-река! Ох, хороша!

Я на лодке плыву, весла волочатся. Хочу рыбу поймать большущую, жду, пока сама в лодку заплывет. Ловить-то лень! Но, одна­ко, не плывет рыбина. Я размышляю: чего ж она ждет, в лодку не плывет? Думаю: борт высок. Взял топор, в борту дырку прорубил. Вода потекла. Лодка моя ниже, ниже, ну и на дно приплыла. Рыбы кругом море. Ну, не море, река. Только за хвосты хватай. Ну, мне хватать-то лень. Лежу и думаю: как мне рыбы-то наловить? Придумал. «Эй, говорю, рыбы! Как вам не лень плавать, плавниками да хвостами шевелить?» Рыбы забулькали, задумались. «И верно, гово­рят, лень!» Перестали они хвостами ше­велить, стали на дно опускаться. И в лодку мою их нападало целая гора. Тут я лежу, ленюсь, а кругом они лежат, ленятся, а иные-некоторые и на мне лениться при­строились: большие на пузе, мелкота в ла­дошках. «Ого, думаю, — цельну лодку на­ловил, пора домой плыть». А как плыть: в лодке дыра, грести неохота. Придумал Лень-реку обмануть. И говорю ей: «Лень-ма­тушка, ласкова касатушка! Приголубила ты меня и приютила, а я ведь стыдно сказать не твоего поля ягода! Парень я работейного складу! По утрам я раз зарядку делаю! Потом бывает, что и полчаса читать учусь, и букв знаю нема­ло десятков! А уж рисовать примусь хоть изба гори, свое домалюю! Ах, и стыдно мне в таком признаваться, но ведь...»

Не успел и выговорить, как Лень-река ис­пугалась, возмутилась, и меня с лодкой ка-ак выплеснула! Не только на берег, а так на­поддала, что до родного дома мы в минуту домчались!

^ Хороша Лень-река, привольна. А и дома хорошо. Рыбы у нас теперь всюду живут: мелкие вроде канареек, а на крупных мы как на лошадях катаемся.



Автор наедине сам с собой.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Сказка о милостивой судьбе iconСказки
Нравственный урок. Воспитание добрых чувств. Речевая зарядка. Развитие мышления и воображения. Сказка и математика. Сказка и экология....
Сказка о милостивой судьбе iconВладимир Пропп. Исторические корни Волшебной Сказки
Прямое соответствие между сказкой и обрядом. 120 • Переосмысление обряда сказкой. 120 • Обращение обряда. 121 • 10. Сказка и миф....
Сказка о милостивой судьбе iconКнига первая далекая и близкая сказка На задворках нашего села среди...
В очередной том серии «Проза века» вошла лирическая повесть в рассказах известного российского писателя В. Астафьева «Последний поклон»....
Сказка о милостивой судьбе iconСказка о царе Салтане и др. 4 смена 2 отряд
Эпизодические роли в клипе «Монстр в Париже» и пьесе «Сказка о царе Салтане и др.»
Сказка о милостивой судьбе icon-
Правдой. Т. о., можно сказать, что Сказка — это все-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Если Сказка...
Сказка о милостивой судьбе iconКультурная программа XIII выставки-ярмарки народных художественных...
Знакомство с Центральной экспозицией выставки – лучшие изделия из коллекции Ассоциации и вновь разработанные изделия промыслов, представленные...
Сказка о милостивой судьбе iconОн рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих...
В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу...
Сказка о милостивой судьбе iconПо делу разрешены вопросы о судьбе вещественных доказательств
Судья                                                              Дело №22-1406/12
Сказка о милостивой судьбе iconНе сказка, верьте

Сказка о милостивой судьбе icon13. Сказка 14. Женщина в белом

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница