Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в исторической науке и образовании днм. 03; цикл «Дисциплины направления»


Скачать 131.34 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины компьютерные технологии в исторической науке и образовании днм. 03; цикл «Дисциплины направления»
Дата публикации02.05.2013
Размер131.34 Kb.
ТипРабочая программа
userdocs.ru > История > Рабочая программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет исторический
Кафедра отечественной истории и историографии




УТВЕРЖДАЮ





Проректор по учебной работе




________________В.П. Гарькин




«____»_______________ 2008 г.


^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Компьютерные технологии в исторической науке и образовании




(ДНМ.03; цикл «Дисциплины направления»; раздел «Федеральный компонент» основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению 030400 История, с присвоением квалификации по коду 68: магистр истории)

Самара 2008


Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта подготовки магистра по направлению 520800 история, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686, одобрена Учебно-методическим советом Самарского государственного университета

Составитель рабочей программы: Астахов М. В., доцент, канд. ист. наук.

Рецензент: Мякотин А.А., доцент, канд. ист. наук.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры отечественной истории и историографии

(протокол № __ от «__» ___________ 2008 г.)



Заведующий кафедрой

____ _____________ 2008 г._______________ Храмков Л. В.


СОГЛАСОВАНО
Декан

факультета

____ _____________ 2008 г. _______________ Смирнов Ю. Н.

СОГЛАСОВАНО
Начальник

методического отдела

____ _____________ 2008 г. _______________ Н.В. Соловова
ОДОБРЕНО

Председатель

методической

комиссии факультета
____ _____________ 2008 г. _______________ М.И. Леонов

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины - обеспечить, чтобы студент умел на научной основе организовать свой труд с помощью компьютера, владел методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, знал и использовал достижения компьютерных технологий и информатики в области исторических знаний.

^ Задачи дисциплины:

– раскрыть основные возможности компьютерных и информационных технологий в области обучения и управления;

– раскрыть основные возможности компьютерных и информационных технологий в области научного изучения исторического процесса;

– сформировать основные навыки применения компьютерных и информационных технологий в изучении, преподавании и управлении научным и учебным процессом в области истории.
^ 1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

  • иметь представление:

  • о применении компьютера и об информационных процессах в области обучения, изучения и управления и проблемах возникающих в них;

  • о возможностях современных компьютерных и информационных технологий для решения проблем в сфере исторической науки и образования,

  • знать:

  • основные этапы переработки информации в процессе обучения истории,

  • основные этапы переработки информации в процессе изучения истории,

  • основные этапы переработки информации в процессе управления процессом изучения и обучения истории,

  • основные категории информационного обеспечения изучения и обучения,

  • приемы работы с компьютером, общие компьютерные программы и их возможности в применении в процессе обучения и изучения истории,

  • уметь:

  • применять навыки владения компьютерных и информационных технологий для решения стандартных задач переработки информации в области изучения, обучения истории и управления этими процессами;

  • выявлять необходимую информацию для обучения, изучения и управления процессом организации изучения и преподавания истории.

^ 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Курс информационного обеспечения обучения и управления опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курса общей информатики, методики исторического исследования, методики преподавания истории и социальной философии.
^ 1.4. Связь с последующими дисциплинами

Курс информационного обеспечения обучения и управления создает предпосылки для применения соответствующих знаний и навыков в ходе научно-исследовательской практики и подготовки магистерской диссертации.
^ 2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения: очная, 1-й семестр - экзамен, 2-й семестр – зачет,
3-й семестр - экзамен


Вид учебных занятий




Количе

ство часов




1 семестр

2 семестр

3 семестр

Итого

^ Всего часов аудиторных занятий

30

30

10

70

Лекции

16

16

6

38

Практические занятия

14

14

4

32

^ Всего часов самостоятельной работы

52

46

32

130

Подготовка к лекционным и практическим занятиям

22

22

2

46

Подготовка к экзаменам и зачету

30

24

30

84

Всего часов по дисциплине

82

76

42

200

^ 2.2. Разделы дисциплины и виды занятий



п.п

Название раздела
дисциплины

Количество часов

Лекции

Практические занятия



Информационно-технологическое обеспечение в исторической науке и образовании: сущность, типы и виды

4

2



Компьютерные и информационные технологии изучения истории

12

12



Информационное обеспечение компьютерных технологий в преподавании истории

16

14



Компьютерные и информационные технологии в менеджменте системы образования

6

4




Итого:

38

32

^ 2.3. Лекционный курс
Тема 1. Информационно-технологическое обеспечение в исторической науке и образовании: сущность, типы и виды

Сущность информационного обеспечения дидактического и исследовательского процесса.

Типы информационного обеспечения: информационно-дидактическое обеспечение и информационно-исследовательское обеспечение.

Виды информационно-исследовательского обеспечения:

программное обеспечение поиска информации в интернете,

программное обеспечение формирования баз данных,

программное обеспечение переработки текстовой информации,

программное обеспечение переработки графической информации,

программное обеспечение переработки аудиоинформации информации,

историческая информация в Интернете.

Виды информационно- дидактического обеспечения:

контролирующие программы,

обучающие программы,

электронные источники информации.
^ Тема 2. Компьютерные и информационные технологии изучения истории
Базы и банки исторических данных. Информационный потенциал международной сети Интернет. Общие программы для обработки текстовой исторической информации. Специальные программы для обработки исторической информации. Методика применения специальных программ в историческом исследовании. Этапы исторического исследования и этапы переработки исторической информации. Соотношений информационных технологий и творческого процесса.

Отличия бумажной и электронной технологий в переработки информации в процессе исторического исследования. Непрофессиональные и профессиональные способы использования информационных технологий в историческом исследовании. Система каталогов и файлов необходимая для организации информационного и исследовательского процесса. Строение содержания информации и форма применения информационных технологий на различных этапах исторического исследования. Создание шаблона "Документ историка" и настройка системы стилей в текстовом редакторе Word.
^ Тема. 3. Информационное обеспечение компьютерных технологий в преподавании истории
Обучающие и контролирующие программы по курсу отечественной истории.

Электронный учебник "Истории России ХХ в."; История Отечества. Мультимедийный учебно-методический комплекс-супертьюр. 882-1917 / Современный гуманитарный университет. М. 2001-2003;

Школьный курс истории / Седьмой Волк-Мультимедия, 1999.

Школьный курс истории 2003 / Dinamite Software Group.

Электронные энциклопедии по истории: "Энциклопедия истории России. 862-1917" / Коминфо, 1997-2002.

Электронные собрания сочинений: Троцкий и Ленин. История русской революции. М.: МЦФ.

Методики применения компьютерных программ в преподавании истории.

^
Тема 4. Компьютерные и информационные технологии в менеджменте образования


Управление как отношение и как форма деятельности. Фазы управленческой деятельности и необходимые информационные потоки. Организация документооборота в управлении. Информационные технологи в обеспечении управления. Общие программы: текстовый редактор Word, табличный процессор Excel, конструктор баз данных Access, редактор презентаций Power Point. Специальные программы: Бухгалтерия предприятия 1 С.
^ 2.5. Практические занятия


№ п/п

Номер раздела

Количество

часов

Тема практического занятия

1

2

2

Сущность, типы и виды информационных технологий в исторической науке и образовании

2

2

2

Создание система каталогов и файлов для исторического исследования

3

2

4

Организация и методика проведения эксцерптов из источников и литературы по теме

4

2

2

Формирование основы текста исторического исследования по избранной теме

5

2

4

Аналитическое, стилистическое и техническое редактирование текста исследования: современные требования и методика

6

3

6

Электронные учебники, энциклопедии и сборники по истории

7

3

8

Методика применения информационных технологий в обучении истории

8

4

4

Электронный документооборот в организациях системы образования

^ 3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний

Контроль проводится в виде зачета и экзаменов по курсу на основании учебного плана.
3.3. Самостоятельная работа

Выявление информационных ресурсов в сети Internet по темам:

Библиография по истории России и зарубежной истории.

Тексты источников по истории России и зарубежной истории.

Тексты исследований по истории России и зарубежной истории.


  1. ^ Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ

Программы пакета Microsoft Offiсe;

Антонова Т. С., Харитонов А. Л., Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России ХХ век. Компьютерный учебник. Клио софт. 1997.

Школьный курс истории / Седьмой Волк-Мультимедия, 1999.

Электронные энциклопедии по истории: "Энциклопедия истории России. 862-1917" / Коминфо, 1997-2002.

Школьный курс истории 2003 / Dinamite Software Group.

Мультимедийный учебно-методический комплекс-супертьюр. История России 882-1917 / Современный гуманитарный университет. М. 2001-2003;
^ 5. Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты)

Каждый студент разрабатывает индивидуальный научный проект "Магистерская диссертация" на основе темы своего исследования, в который входит:

  • разработка каталожно-файловой системы в соответствии со сложностью темы своей дипломной работы и количеством этапов исследования;

  • создание системы эксцерптов в компьютерной форме из литературы и источников;

  • осуществление структурной редактирования эксцерптов в соответствии с главами, параграфами и системой сюжетов в них.


^ 6. Материальное обеспечение дисциплины

  • компьютерный класс.


7. Литература
7.1. Основная (одновременно изучают дисциплину 10 чел.)

  1. Информатика и математика для историков / под ред. Л.И. Бородкина, И.М. Гарсковой. М., 2007. (10 экз.)

  2. Информационные технологии для историков: Учебное пособие / Отв. ред. Л.И. Бородкин. М., 2006. (10 экз.)

7.2. Дополнительная

  1. Андреев А.А. Введение в Интернет-образование: учебное пособие. М., 2003.

  2. Григорьев В.Л., Колосов Д.В. Работа в Интернете: учебное пособие. Рязань, 2002.

  3. Еременко Т.В. Современные информационные технологии в университетских библиотеках США : Монография. М., 2001.

  4. Информатика: практикум по технологии работы на компьютере / под ред. Н.В. Макаровой. М., 2005.

  5. Информатика: учебник / под ред. Н.В. Макаровой. М., 2007.

  6. Куртер Дж. Microsoft Office 2000: Учебный курс. СПб., 2000.

  7. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернет 2003. М., 2003.

  8. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / отв.ред.В.И.Содаткин. М., 2003.

  9. Попов В.Б. Основы компьютерных технологий. М., 2002

  10. Рабин Ч. Эффективная работа с Microsoft Word 2000. СПб., 2000.

Романенко, В.Н.

  1. Романенко В.Н., Никитина Г.В. Сетевой информационный поиск: практическое пособие. СПб. , 2005.

  2. Степанов А.И. Информатика для студентов гуманитарных специальностей: Учебное пособие. СПб., 2002.

  3. Хэлворсон М. Эффективная работа с Microsoft Office 2000. СПб., 2001.

  4. Таллер М. Κλείω 4. Система управления банком данных. М.: Мосгорархив, 1995.

  5. Шморгун Д. Социальный портрет представителей высшей исполнительной власти в России 1991-1993 гг. (Опыт построения и анализа базы данных) // Ассоциация "История и компьютер". Информационный бюллетень. Июль 1999. № 24. С. 230-234.

  6. Дмитриевский А. В. Из опыта применения мультимедийных технологий при изучении историко-гуманитарных дисциплин // Ассоциация "История и компьютер". Информационный бюллетень. Июль 1999. № 24. С. 176-178.

  7. Сменцарев Г. В. Объекто-ориентированные СУБД и возможности их применения в исторических исследованиях // Ассоциация "История и компьютер". Информационный бюллетень. Июль 1999. № 24. С. 186-214.

  8. Миницкий Н. И., Толочко Н. А. Компьютерный анализ звуковой метафоры поэтического текста // Ассоциация "История и компьютер". Информационный бюллетень. Март 1997. № 21. С. 111-113.

  9. Токарев В. В. Компьютерное картографирование как метод исторического исследования // Ассоциация "История и компьютер". Информационный бюллетень. Март 1997. № 21. С. 132-134.

  10. Даль К. Ю., Кащенко С. Г. К вопросу об использовании новых систем программного обеспечения для решения задач исторической демографии // Ассоциация "История и компьютер". Информационный бюллетень. Март 1997. № 21. С. 84-86.

  11. Загорульский Э. М. Использование компьютера при тестировании студентов по курсу "Археология" // Ассоциация "История и компьютер". Информационный бюллетень. Март 1997. № 21. С. 157-159.

  12. Бородкин, Л.И.; Владимиров, В.Н.; Гарскова, И.М. Новые тенденции развития исторической информатики. По материалам XV международной конференции "История и компьютер" // Новая и новейшая история. - М., 2003. - №  1. - С. 117-128.

  13. Чайченко, Н.С. К исследованию социальных характеристик оппозиционно настроенных студентов Московского университета по данным агентурного отдела Московского охранного отделения 1902-1916 гг. : (База данных и ее анализ) // Информ. бюл. Ассоц. "История и компьютер". - М., 2003. - №  31. - С. 193-201.

  14. Владимиров, В.Н.; Гарскова, И.М. VIII конференция Ассоциации "История и компьютер": историческая информатика в начале XXI века // Информ. бюл. Ассоц. "История и компьютер". - М., 2003. - №  31. - С. 3-8.

12. Бородкин Л. И., Владимиров Н. Internet для историка: новая пардигма в действии // Ассоциация "История и компьютер". Информационный бюллетень. Март 1997. № 21. С. 127-128.

13. Гарскова И. М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. М. МГУ, 1994.

14. Коробов, Д.С. Круглый стол "Геоинформационные технологии в археологических исследованиях" (Москва, 2003) // Рос. археология. - М., 2004. - № 1. - С. 181-183.

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

за___________/___________учебный год

В рабочую программу курса «Компьютерные технологии в исторической науке и образовании» для основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 520800 История вносятся следующие дополнения и изменения:



Похожие:

Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в исторической науке и образовании днм. 03; цикл «Дисциплины направления» iconРабочая программа учебной дисциплины Место дисциплины в структуре...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в исторической науке и образовании днм. 03; цикл «Дисциплины направления» iconРабочая программа дисциплины Современные компьютерные технологии...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в исторической науке и образовании днм. 03; цикл «Дисциплины направления» iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена на основании гос впо (спо) и учебного плана направления 350200 "Международные отношения"
Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в исторической науке и образовании днм. 03; цикл «Дисциплины направления» iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в исторической науке и образовании днм. 03; цикл «Дисциплины направления» iconРабочая программа дисциплины
Место дисциплины в структуре ооп подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция»
Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в исторической науке и образовании днм. 03; цикл «Дисциплины направления» iconРабочая программа дисциплины
Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата: базовая (обязательная) часть, дисциплина гуманитарного, социального и экономического...
Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в исторической науке и образовании днм. 03; цикл «Дисциплины направления» iconРабочая программа дисциплины «Федеральные налоги и сборы с организаций»
Федеральные налоги и сборы с организаций [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. – 56 с
Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в исторической науке и образовании днм. 03; цикл «Дисциплины направления» iconРабочая программа дисциплины
...
Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в исторической науке и образовании днм. 03; цикл «Дисциплины направления» iconРабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины)...
Рабочая программы составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и ооп впо по направлению и профилю подготовки...
Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в исторической науке и образовании днм. 03; цикл «Дисциплины направления» iconРабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки
Целью дисциплины является изучение основных теоретических положений, раскрывающих сущность экономических явлений и процессов, которые...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница