Париж вначале скромная резиденция Меровингских, а затем Каролингских королей превратился в столицу в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и


Скачать 396.09 Kb.
НазваниеПариж вначале скромная резиденция Меровингских, а затем Каролингских королей превратился в столицу в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и
страница1/3
Дата публикации05.05.2013
Размер396.09 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3
Париж — вначале скромная резиденция Меровингских, а затем Каролингских королей — превратился в столицу в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и придал городу статус, который он сохранял в течение всей истории Франции. С этого момента Париж начал усиленно развиваться не только в плане градостроительства, но и как культурный центр. Восхождение на трон Филиппа II Августа, который правил с 1180 по 1223 гг., является как бы исходной точкой одного из самых прекрасных периодов в истории Парижа: началось строительство Лувра и в 1215 году был основан Университет. Новый расцвет пришелся на времена правления Людовика IX, прозванного Святым, которое длилось с 1226 по 1270 гг. В это время была построена Сент-Шапель и значительно продвинулись работы по строительству Собора Парижской Богоматери. При следующей династии, династии Валуа, Париж испытал один из самых тяжких периодов своей истории: 1358 год был годом восстания под предводительством главы гильдии парижских купцов — Этьена Марселя. Карл V восстановил порядок в стране, он же построил Бастилию; но мир продлился недолго. Гражданская война между Арманьяка-ми и Бургинъонами дала возможность Англии оккупировать Францию, Генрих VI был коронован королем Франции в Нотр-Даме в 1430 году. И, наконец, в 1437 году Карлу VII удалось отвоевать Париж, но вновь возобновились междоусобные схватки и все более кровавые восстания, сменяющиеся страшными эпидемиями чумы, которые опустошали и без того поредевшие города. Затем, в течение всего шестнадцатого столетия, Париж уступает свое влияние замкам Луары, которые многочисленные короли, сменяющиеся на троне Франции, предпочитали в качестве своих резиденций. Все это не способствовало прекращению междоусобных столкновений. Распространение протестантского движения было причиной кровавых религиозных войн, которые терзали Париж и всю Францию в течение долгого периода, закончившегося избиением гугенотов 24 августа 1572 года — знаменитой Варфоломеевской ночью. После убийства Генриха III в Сен-Клу молодым Жаком Клеманом в 1589 году город находился в осаде в течение долгих четырех лет до тех пор, пока он не открыл ворота Генриху IV, который отрекся от своей веры и стал католиком. В начале XVII века Париж, однако, уже насчитывал триста тысяч жителей.

Нотр-Дам — Собор Парижской Богоматери

Нотр-Дам — Собор Парижской Богоматери — построен на месте христианской базилики, сменившей, в свою очередь, древнеримский храм. Его строительство было предпринято епископом Морисом де Сюлли в 1163 году и началось с хоров. Потребовались целые годы, чтобы возвести нефы, и, наконец в 1200 году, уже при епископе Эде де Сюлли, был закончен фасад, хотя строительство башен продолжалось вплоть до 1245 года. Затем, под руководством архитектора Жана де Шелля, приступили к постройке капелл в боковых нефах и на хорах. Около 1250 года был закончен фасад с северной стороны трансепта, тогда как строительство фасада с южной стороны началось лишь восемь лет спустя. Можно сказать, что собор был завершен к 1345 году.




Разрушения, вызванные временем, людьми, трагедиями бесконечных войн, в течение многих веков искажали первоначальный облик церкви, особенно во времена Французской революции, когда в 1793 году она была под угрозой сноса; ее спасло от этого посвящение богине Разума, культ которой ввел Робеспьер. Впоследствии, в 1802 году, церковь была вновь освящена, как раз к моменту торжественной коронации Наполеона I папой Пием VII в 1804 году. Окончательная реставрация церкви была осуществлена Виолле-ле-Дюком с 1844 по 1864 гг., а в 1871 году она чуть не погибла от пожара. Мощный и величественный, в идеальной гармонии стиля и формы, фасад собора разделен по вертикали пилястрами на три части, а по горизонтали — галереями на три яруса, из которых нижний имеет три глубоких портала.
Над ними идет аркада, называемая Галереей Королей, с двадцатью восьмью статуями, представляющими королей Израиля и Иудеи. Народ, который видел в них образы ненавистных французских королей, низвергнул их в 1793 году, но впоследствии во время реставрационных работ, на самой последней стадии, они снова заняли свои прежние ниши. В центральном ярусе находится ажурное окно-розетка 1220-1225 гг., диаметром около 10 м. По обеим сторонам его расположены два огромных парных арочных окна. Скульптурный декор центрального яруса образуют статуи Мадонны с младенцем в окружении ангелов — в центре; Адама и Евы — по краям. Выше идет галерея из узких, переплетающихся вверху аркатур, объединяющая две боковые башни, которые так и не были завершены, но даже без шпилей они завораживают зрителей своими стрельчатыми парными окнами. Здесь Виолле-ле-Дюк дал волю своей фантазии: он создал ирреальный мир химер — демонов, смотрящих иронично и задумчиво на раскинувшийся далеко внизу город; фантастических и чудовищных птиц; гротескных фигур злобных монстров, выглядывающих из самых неожиданных точек. Взгромоздившись на готический пинакль, спрятавшись за шпилем или повиснув над выступом стены, эти каменные химеры, кажется, существуют здесь целые века—неподвижные, погруженные в раздумья о судьбах человечества, копошащегося там, внизу.

^ Детали портала
 




Готика этих порталов (приблизительно 1220 г.) характеризуется более тонким и точным восприятием и воспроизведением натуры, более искусным владением материалом в передаче складок одежды, деталей, а также в сохранении свободного пространства между фигурами. На центральном портале — изображение одного из любимых сюжетов художников готики — Страшного Суда. На пилястре, разделяющем портал на две части — фигура Христа, а в проемах — панно, с изображениями, олицетворяющими Пороки и Добродетели, а также со статуями апостолов. В изгибе арки — сцены Небесного Суда, Рая и Ада, выполненные с великолепным мастерством. Тимпан с рельефным изображением Страшного Суда разделен по горизонтали на три части. В верхней — фигура Христа в окружении Богоматери, Св. Иоанна и ангелов с символами Страстей. Внизу, с одной стороны, расположены избранники, заслуживающие спасения, а с другой — проклятые, влекомые к последнему возмездию. В самой нижней части — сюжет Воскресения. Правый портал, называемый порталом Св. Анны, построен между 1160 и 1170 гг. На нем — рельефные изображения XII-XIII вв.; на пилястре — статуя Св. Марселя, парижского епископа V века. На тимпане — Мадонна в окружении ангелов, по сторонам ее — изображения епископа Мориса Де Сюлли и короля Людовика VII. Третий — левый — портал, называемый Порталом Св. Девы, — возможно самый красивый из трех по своей эпической тональности и торжественному великолепию скульптур. На разделяющем портал пилястре — Мадонна с младенцем, работа современного мастера: ее смерть, восхваление и успение. В проемах портала — фигуры, изображающие двенадцать месяцев года; в изгибе арки — фигуры святых и ангелов.

Интерьер
 




При входе в собор поражаешься его размерами: почти 130 м в длину, 50 м в ширину и 35 м в высоту. Он может вместить более 9000 человек. Цилиндрические столбы диаметром 5 м разделяют церковь на пять нефов, а вокруг трансепта и хоров идет двойная галерея: галерея из стрельчатых аркатур с двойными проемами покоится на огромных столбах-колоннах, а верх ее венчают огромные окна, сквозь которые в собор проникает мягкий теплый свет. Капеллы, богатые произведениями искусства XVII-XVIII вв., идут вдоль нефов до трансепта. На окнах-розетках, расположенных по краям трансепта, выполнены великолепные витражи XIII века; особенно красив витраж с северной стороны, датируемый приблизительно 1250 г. с сюжетами из Евангелия, в центре которого — Мадонна с младенцем. Он по праву считается непревзойденным шедевром благодаря чудесным тонам светящейся лазури. От трансепта переходим к хорам, при входе на которые — два пилястра: на правом, с северной стороны, установлена знаменитая статуя Нотр-Дам-де-Пари XTV века из часовни Сент-Энян. Резные деревянные хоры XVIII века окружают половину пресвитерии, над главным алтарем которой — статуя Пьеты скульптора Никола Кусту, по сторонам ее — еще две статуи: одна, изображающая Людовика XIII, — скульптора Гийома Кусту, другая — Людовика XIV — скульптора Куазевокса. И, наконец, галерея с капеллами, в которых находятся многочисленные гробницы. Справа, между капеллами Сен-Дени и Сент-Мадлен — вход в Сокровищницу, где хранятся драгоценные церковные реликвии. Из самых знаменитых реликвий можно назвать фрагмент подлинного Креста, Терновый венец и Священный гвоздь. Если от пресвитерии повернуться к главному входу, то вас ослепит великолепное сияние огромного окна-розетки над органом XVIII века.


^ Интерьер: южное окно-розетка


 


Произведение XIII века, отрестав-рированное в XVIII веке, изображает Христа в окружении апостолов и мучеников, благословляющего мудрых и неразумных дев. Богатство и яркость красок, а также искусное расположение фрагментов стекла, создают впечатление, что сквозь витраж блестит ослепительно яркая звезда, излучающая дивный свет.

^ Правая сторона собора
 




С живописной набережной Монтебелло, одной из многочисленных, всегда оживленных набережных Сены, открывается великолепный вид на правую (южную) часть собора. Эта улица получила известность благодаря своим букинистам, торгующим старинными и современными гравюрами, книгами и картинами: порой здесь удается найти редчайший экземпляр книги. Вся улица пронизана истинно парижским духом.

Апсида

С моста под названием Мост Турнель, построенного в 1370 году, неоднократно реконструированного, можно видеть широкое полукружие апсиды Нотр-Да-ма. Обычно в других церквях апсида широким объятием охватывает все силовые линии, а также ритмические и пространственные достоинства интерьера. Здесь же апсида — сама ритм, завершение, но в то же время она создает ощущение движения, которое передается каждому структурному элементу: от сводчатых арок до нервюр. Сводчатые арки, достигающие в радиусе 15 м, — работа Жана Рави.

Триумфальная арка



Там, где Елисейские поля поднимаются вверх, на вершине холма Шайо находится огромная Площадь Звезды — Шарля де Голля, откуда лучами расходятся 12 крупнейших артерий города. В центре площади царит мощная и величественная Триумфальная арка, строительство которой начал в 1806 году Ж-Ф Шальгрен, выполняя волю Наполеона, пожелавшего посвятить ее Великой Армии Арка была завершена к 1836 году, у нее только один овальный пролет, а по своим грандиозным размерам она даже превосходит знаменитую Арку Константина в Риме высота ее 50 м и ширина 45 м. Пилоны Арки украшены огромными барельефами, из которых наиболее известен и поистине прекрасен тот, что находится с правой стороны Арки, обращенной к Елисейским полям Этот барельеф — произведение Франсуа Рюда, представляет. Выступление в поход волонтеров в 1792 году и более известен под названием "Марсельеза" Основные победы Наполеона запечатлены в верхних барельефах, а на скульптурных щитах аттика выгравированы названия великих сражений Под Аркой с 1920 года находится могила Неизвестного солдата, над которой горит вечный огонь, внутри Арки имеется помещение для небольшого музея, где хранится история сооружения памятника и где можно также прочесть имена 558 генералов, подчеркнуты имена тех, кто погиб на поле брани.

Дом Инвалидов



Собор построен в период с 1679 по 1706 гг. Это один из шедевров Ардуэна-Мансара: безупречно чистые формы, классический строгий стиль - таковы характеристики этого квадратного в плане сооружения с колоннадой двойного ордера. Фасад образец изящества и симметрии: колоннаду двойного ордера венчает купол, над которым укреплен массивный барабан в окружении парных колонн, откуда, поддерживаемый консолями, устремляется ввысь изящный купол, украшенный гирляндами и цветами. Золотой орнамент купола сверкает на солнце; все сооружение венчается грациозным фонариком со шпилем, вознесшимся на высоту 107 м от земли. Интерьер в форме греческого креста повторяет строгую простоту наружного облика собора. Шарльде Лафосс украсил своды купола изображением четырех евангелистов, а в центре небесной сферы поместил Св.Людовика, протягивающего Христу меч, которым он победил неверных. Сразу под сводом купола Крипта с гробницей Наполеона. Можно сказать, что эта церковь - подлинная святыня, дань памяти Наполеона. Здесь также находятся гробницы членов императорской семьи и других великих людей Франции. В капелле справа - гробницы брата императора Жозефа Бонапарта и двух маршалов: Вобана и Фоша. Усыпальница другого брата императора - Жерома, находится в первой капелле слева, за ней следуют усыпальницы маршалов Тюренна и Леотейя

Эйфелева башня



Если символом Рима является Колизей, то символом Парижа без сомнения — Эйфелева башня. Эти два сооружения поистине уникальны и своеобразны по своему замыслу и по своему воплощению; оба поражают нас своими грандиозными размерами и оба, наконец, подтверждают неотъемлемое право человека создавать вещи, соответствующие масштабам его гения. Башня была построена для Всемирной выставки 1889 года. Это были годы промышленной революции, годы прогресса и научных завоеваний. Инженерная мысль стремилась преобразовать каждый вид искусства и приспособить его к новому течению жизни, подчинить любую человеческую деятельность новому восприятию мира, которое стремительно менялось. В это время произошли также радикальные преобразования и в архитектуре: стекло и сталь стали новым строительным материалом, наиболее соответствующим задаче сделать любое здание более легким, динамичным, современным. Образно говоря, инженер окончательно заменил архитектора. И таким инженером поистине был Гюстав Эйфель, начертивший не только на бумаге, но на самом небе, этот необыкновенный силуэт из металла, который торжественно вознесся над всем Парижем и старинными памятниками города. И если те памятники как бы символизируют прошлое, то Эйфелева башня — не что иное как предвосхищение будущего, залог дальнейших завоеваний человека.

Мулен-Руж



Монмартр, также как и Монпарнас, был и остается одним из наиболее живописных и любопытных кварталов Парижа. Он возник на известковом холме 130 м высотой, где, по преданию, Св. Дени (Дионисий) — первый епископ Парижа, был обезглавлен в 272 году. Отсюда, по мнению многих, и произошло его название "mons Martyrum", что означает по-латыни "гора Мученика". В течение всего XIX века Монмартр был притягательным центром для тех художников, для которых вести богемную жизнь означало прежде всего жить свободно, посвятить себя только искусству и отказаться от всех условностей и принуждений внешнего мира.
Каждый художник, от самого знаменитого до мало известного, оставил на Монмартре след своей жизни, своего творчества. У подножия холма находится Белая площадь, над которой взметнулись длинные крылья Мулен-Руж, видевшей искусство Валентина ле-Дезоссе, Джейн Авриль и Ла Гулю. Это ночное заведение, на сцене которого родился "канкан", связано с именем Тулуз-Лотрека, который проводил здесь целые ночи, собирая на кончик своей кисти эти причудливые колоритные образы — очень человечные, очень искренние образы ночной жизни кабаре и театров. Здесь наконец-то находили свое признание люди, которые жили для искусства и которые этим "великим", то есть официально признанным, искусством были отвергнуты. В восторженном экстазе, ставшие огромными на афишах Тулуз-Лотрека, они достигли наконец того величия, которого они так и не смогли достигнуть на сцене Мулен-Руж.

Сакре-Кер



В каком бы месте города мы ни находились, если мы захотим увидеть панораму Парижа, наш взгляд обязательно задержится на белых куполах базилики Сакре-Кер, величественно возвышающейся на вершине Монмартрского холма. Она была возведена в 1876 году по общественной подписке и освящена в 1919 году. Архитекторы (Аба-ди и Мань — среди наиболее известных) решили построить ее в романо-византийском стиле. И действительно, четыре небольших купола и один большой, прочно стоящий на высоком барабане, — явно восточного происхождения.
Позади церкви — квадратная колокольня, 84 м высотой, со знаменитым "Савоярдом", одним из самых больших колоколов в мире — весом в 19 тонн. Великолепная лестница ведет к фасаду церкви с портиком из трех арок: над портиком по обеим сторонам расположены статуи Людовика Святого и Жанны д'Арк. Интерьер церкви из-за обилия мрамора, статуй, золота и мозаики, достигающих здесь чрезмерной пышности, как бы теряет свою архитектурную структуру. Из церкви можно спуститься в большую подземную Крипту или подняться на вершину купола, откуда можно восхищаться обширной панорамой города и его окрестностей на много километров вокруг. Если мы захотим полюбоваться белизной базилики с еще более удобной точки, достаточно спуститься вниз на площадь Св.Петра либо с помощью фуникулера, либо просто по лестнице. Конечно, некоторые могут возразить, что стиль этой церкви, ее цвет, ее монументальность, почти вызывающая, находятся в абсолютном контрасте с дымкой патины остальных памятников, на которых время оставило свой след. И тем не менее Сакре-Кер отныне прекрасно вписывается в парижский пейзаж, и это стало возможным именно благодаря этой пронзительной ноте контраста, которая в определенном смысле усиливает то один, то другой памятник, по достоинству оценивая в каждом его историческом и художественную ценность

Пале-Рояль



Королевский дворец, построенный архитектором Лемерсье в 1624-1645 гг., первоначально был частной резиденцией кардинала Ришелье, а затем, по завещанию, после его смерти в 1642 году, перешел к Людовику XIII. В настоящее время здесь заседает Государственный Совет. Фасад здания украшен колоннадой, сооруженной в 1774 году. Пройдя через небольшой дворик с двойной колоннадой, посетитель попадает в великолепный и необычайно знаменитый сад. Спланированный в 1781 году самим Людовиком, он простирается приблизительно на 225 метров в зелени вязов и лип. Сад богато украшен статуями; с трех сторон его окружают мощные колонны, а под галереями-аркадами теснятся антикварные и букинистические киоски. Во времена Революции сад стал местом встреч патриотов: здесь антимонархистски настроенные аристократы собирались, чтобы обсудить бурные события тех дней. Среди них был небезызвестный герцог Орлеанский, который после вторичного крещения получил имя Филиппа-Эгалите. В этом саду, а точнее перед кафе Фуа, 12 июля 1789 года Камиль Демулен обратился с пламенной речью к толпе, призывая ее к борьбе. Потом он сорвал зеленый лист с одного из деревьев и вставил его в шляпу в виде кокарды. Люди в толпе последовали его примеру, и два дня спустя, при штурме Бастилии, у многих на шляпах была эта эмблема.

Лувр

История Дворца и Музея

Лувр ведет свою историю с XIII века, когда Филипп-Август для оборонительных целей построил мощную крепость вдоль Сены, которая занимала четверть современного "CourCarree", что означает "квадратный двор". Не будучи тогда королевской резиденцией (так как король предпочитал жить на острове Сите), крепость за своими неприступными стенами хранила королевскую казну и архивы.
В XIV веке Карл V — Мудрый, сделал крепость более пригодной для жилья, превратив ее в свою королевскую резиденцию, и среди прочих нововведений заказал строительство Библиотеки, получив вследствие этого эпитет "Мудрый", с каким он и вошел в историю. Но после его правления Лувр долгое время не использовался в качестве королевской резиденции. В 1546 году, по заказу Франциска I, архитектор Пьер Леско внес большие конструктивные изменения в прежний 'проект в соответствии с требованиями Ренессанса. С этой целью Леско снес старую крепость и на ее фундаменте воздвиг новый дворец. Работы были продолжены при Генрихе II под руководством того же архитектора Пьера Леско, который для оформления дворца пригласил скульптора Жана Гужона. После смерти Генриха II, раненного на турнире, его вдова Екатерина Медичи поручила архитектору Филиберу Делорму строительство дворца Тюильри, с тем чтобы присоединить его к Лувру с помощью большой галереи, идущей по направлению к Сене. Работы, прерванные на какое-то время в связи со смертью Делорма, были продолжены и закончились уже при Генрихе IV постройкой Павильона Флоры. При обоих Людовиках — XIII и XIV, продолжалось постоянное расширение здания, закончившееся постройкой Восточного фасада с колоннадой, а также окончательным формированием Квадратного двора, обильно украшенного декоративной скульптурой и ставшего наиболее эффектной частью так называемого "Старого Лувра".




В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в Версаль, все работы были практически заброшены, и Лувр пришел в такое состояние упадка, что в 1750 году речь шла о его сносе. Надо сказать, что парижские женщины — торговки с базаров — буквально спасли здание от разрушения, когда они двинулись маршем на Версаль 6 октября 1789 года, чтобы заставить королевскую семью вернуться в Париж. После бурных лет Революции работы по строительству Лувра были вновь возобновлены Наполеоном: при нем архитекторы Персье и Фонтэн начали строительство северного крыла, которое было закончено уже в 1852 году при Наполеоне III, поставившем себе целью завершить все работы в Лувре. После пожара в мае 1871 года, который был причиной гибели дворца Тюильри, Лувр приобретает облик, который он имеет и по сей день.
Собрание книг в Библиотеке, основанной Карлом Мудрым, было безвозвратно утеряно, но в XVI веке Франциск I стал собирать коллекцию художественных произведений, которая стала ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир. Оно было существенно пополнено при Людовике XIII и Людовике XIV, а после смерти последнего Лувр стал местом регулярного проведения выставок живописи и скульптуры. И, наконец, 10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и стала музеем. С тех пор коллекция значительно расширилась, особенно во времена правления Наполеона I, требовавшего от всех побежденных наций дани в виде произведений искусства. В настоящее время каталог музея насчитывает около 400.000 экспонатов, которые можно распределить по различным направлениям: от древнеегипетских, греческих и римских — до древневосточных; от средневековой скульптуры — до современной; от прикладного искусства, куда входит и королевская коллекция драгоценностей, — до обширных собраний живописи.

Здесь представлен "Большой Лувр" после последней реставрации.
 




Реставрационные работы начались в 1981 году по решению президента Республики Франсуа Миттерана. Он задался целью вернуть зданию его первоначальный статус — статус музея. Для этого прежде всего Министерство финансов было переведено из Павильона Флоры в Бер-си. Связь между новыми залами и двором осуществляется с помощью пирамиды из прозрачного стекла, необычайно легкой конструкции; к этой пирамиде с двух сторон примыкают две другие, меньшего размера. Автором этого новаторского проекта был американский архитектор китайского происхождения Ео Минг Пей.

Колоннада

Прежде чем строить колоннаду, Кольбер, будучи в то время министром финансов, пригласил из Рима известного итальянского архитектора Бернини, который представил ему в 1665 году проект строительства колоннады явно в стиле барокко. Так как этот стиль не соответствовал духу и вкусу французского двора, который в то время ориентировался на неоклассические формы, где отдавалось предпочтение традициям античности и академизма, проект Бернини был отвергнут. С 1667 по 1673 гг. началось строительство знаменитой монументальной колоннады уже по проекту Клода Перро. Выполненная из очень высоких парных колонн (для увеличения их прочности Перро использовал металлическую арматуру), длинная галерея, прерываемая окнами, идет по всему высокому цоколю. Композицию составляют три огромных архитектурных блока: центральный увенчан фронтоном, выступающим над фасадом. Вверху по всему фасаду здание украшено медальонами, изображающими герб Людовика XTV; две латинские буквы "L" в окружении гирлянд.

^ Квадратный двор и Павильон Часов




Этот необъятный квадратный двор, длина каждой стороны которого более 120 м, первоначально был своего рода оградой небольшого замка, построенного при Филиппе-Августе. Весь ансамбль зданий очень разнохарактерный, так как представляет различные стадии строительства, но самым интересным, без сомнения, является построенный Пьером Леско центральный двухэтажный павильон, увенчанный аттиком. Фасад этого крыла был богато украшен статуями и рельефами, выполненными Жаном Гужоном и его учениками. В центральной части крыла находится Павильон Часов, построенный по проекту Лемерсье при Людовике XIII. Его строительство, начатое в 1624 году, стало возможным после сноса башни, в которой была Библиотека — часть Лувра, сохранившаяся со времен Карла V. Позднее, во время реставрации, на месте бывшего окна были установлены часы, которые мы видим сегодня. Кариатиды, поддерживающие купол, — работа скульпторов Бюистера, Пуассана и Герэна. Остальные три крыла двора были построены вначале двухэтажными по проекту Луи Лево, а затем, при Наполеоне I, над ними был достроен третий этаж по проекту архитекторов Персье и Фонтэна.

^ МУЗЕЙ Д`ОРСЭ



"Самым прекрасным музеем Европы" называет этот музей пресса. Он стоит на левом берегу Сены, на месте бывшего здания Суда Счетов, разрушенного во времена Парижской Коммуны. В 1898 году Компания железных дорог Париж— Орлеан поручила архитектору Виктору' Ладу строительство вокзала д'Орсэ. Работы двигались очень быстро (они заняли менее двух лет), и новый вокзал был готов как раз ко времени открытия Всемирной выставки 1900 года. Лалу соорудил огромный центральный неф 135х40 м, металлическая конструкция которого была искусно покрыта снаружи имитацией мрамора светлых тонов. Вокзал вместил не только 16 платформ, но также рестораны и уютный отель на 400 номеров. С 1939 года вокзал д'Орсэ был заброшен, и переживал период длительного упадка, грозящего его сносом, несмотря на неоднократные попытки спасти его: Орсон уэллс снимал здесь фильм "Процесс", актер Жан-Луи Барро основал свою компанию. В 1973 году президент Помпиду объявил вокзал национальным памятником и решил создать музей, какого еще не было в Париже — музей, способный вместить полвека искусства: со времен Второй Империи до начала кубизма. Идеальное соединительное звено между Лувром — храмом классического искусства и Центром Помпилу — храмом современного искусства. Работы по переоборудованию вокзала, которые начались в 1978 году, были поручены группе АСТ, а внутренняя отделка — архитектору-женщине из Италии Гае Ауленти. В настоящее время в музее на площади более 45.000 кв.м выставлено более 4.000 произведений искусства, включающих живопись, скульптуру, графику, мебель. На нижнем этаже находится живопись, скульптура и декоративное искусство 1850-1870 гг., среди которых произведения Энгра, Делакруа, Мане, Пюви де Шаванна и Гюстава Моро; на верхнем этаже представлена живопись импрессионистов — Моне, Ренуара, Писсарро, Дега, Мане; собрания Персонна, Гаше и Гийомина, а также постимпрессионистская живопись с шедеврами Сера, Синьяка, Тулуз-Лотрека, Гогена, Ван Гога и группы "Наби" (Боннар, Вюйар, Валлоттон); и наконец, на промежуточном этаже представлено искусство с 1870 по 1914 гг.: официальное искусство III Республики, символизм, академическая живопись и декоративное искусство "Арнуво", представленное Гимаром, Галле и школой Нанси.

Елисейские поля



Первоначально этот обширный район, который простирается до западных границ площади Согласия, был заболоченным местом; после его осушения Ленотр в 1667 году создал широкий проспект, получивший название "Гран-Кур", с 1709 года — Елисейские поля, которые от дворца Тюильри поднимаются к Площади Звезды, в настоящее время Площадь Шарля де Голля. В начале проспекта находится известная скульптурная группа "Кони Марли" — произведение Гийома Кусту. С этого места и до "Рон-Пуан" ("Круглая площадь") Елисейских полей по обе стороны проспекта простирается прогулочный парк.
Во времена Второй империи Елисейские поля стали огромным салоном Парижа, местом встреч, жилым районом для наиболее влиятельных и известных лиц города. Если сегодня Елисейские поля и лишились своего аристократического блеска, они тем не менее не утратили ни своей красоты, ни своей элегантности: роскошные модные магазины, кинотеатры, дорогие рестораны, офисы крупных авиакомпаний идут чередой вдоль широких троту аров, всегда заполненных парижанами, туристами, огромной многоязычной толпой.

ПАНТЕОН



В 1744 году тяжело заболевший Людовик XV дал обет построить в честь Св.Женевьевы новый храм. Строительные работы по проекту архитектора Ж.Суфло начались в 1758 году и были закончены только в 1789 году при содействии Ж.Ронделе. Революция превратила его в Храм Славы, предназначенный для погребения великих людей; Наполеон в 1806 году вернул здание во владение церкви, но это продолжалось только до 1885 года, когда за Пантеоном снова утвердилось назначение, данное ему в годы Революции, — усыпальницы великих людей Франции. Суфло выбрал для этого здания чистый классический стиль — возврат к античности, что выразилось прежде всего в его грандиозных пропорциях: 110 м в длину и 83 м в высоту. Лестница перед входом в храм ведет в "pronaos" (портик) с 22 колоннами, которые поддерживают фронтон. На фронтоне скульптурный аллегорический сюжет работы Давида д'Анжера 1831 года, представляющий Францию между Свободой и Историей; ниже можно прочесть знаменитую надпись: "Великим людям — благодарная Родина".
Крестообразное в плане здание увенчано грандиозным куполом, напоминающим купол собора Св.Павла в Лондоне (архитектора Кристофера Рена): здесь также барабан купола окружен кольцом коринфских колонн. Интерьер — в форме греческого креста с куполом, который поднимается до перекрестья трансепта, поддерживаемого четырьмя пилонами; возле одного из них — гробница Жана-Жака Руссо. Стены украшены фресками, из которых наиболее известны сцены из жизни Св.Женевьевы, исполненные Пюви де Шаванном. Крипта, которая находится под церковью, хранит прах многих знаменитых людей: здесь гробница Виктора Гюго (помещена сюда в 1885 году), а также гробницы Эмиля Золя, Вольтера, самого Суфло, Карно и Мирабо. 425 ступеней ведут на вершину собора, откуда открывается великолепная панорама города.

Версаль

Версаль, расположенный на юго-западе Парижа, был когда-то скромной деревушкой. В 1624 году Людовик XIII приказал построить там небольшой охотничий замок, который в дальнейшем был расширен и реконструирован Людовиком XIV.




Свой современный вид замок приобрел в 1690 году после долгих и масштабных работ под руководством таких архитекторов, как Лево, Ардуэн-Мансар и Ле-нотр, который в основном занимался планировкой грандиозных садов В 1682 году Версаль заменил Париж в качестве главной резиденции короля, когда Людовик XIV перевел сюда правительство, чтобы иметь возможность держать в своих руках знать Начиная с этого года и по 6 октября 1789 года Версаль пережил свой блестящий период расцвета, ослепляя великолепием и пышностью двора, не желавшего знать нужд страны, но всегда готового к новым роскошествам, к бесконечным охотничьим забавам и грандиозным праздникам. После того как торговки с парижских рынков отправились походом на Версаль, король Людовик XVI с семьей возвратился в Париж в своей золоченой карете Зауюк, покинутый королевским двором, пришел в запустение и не раз подвергался грабежам, в результате чего лишился огромного числа блестящих произведений искусства В 1837 году Луи-Филипп реставрировал замок и сделал из него Музей истории Франции. В 1870 году замок был занят немцами здесь проходило коронование немецкого императора Вильгельма Прусского. Затем, в 1875 году, здесь была провозглашена Республика, и в 1919 году подписано соглашение о мире с Германией. С обширной полукруглой Оружейной площади можно любоваться прекрасным видом дворца с его тремя, последовательно расположенными дворами: первый называется Двором Министров, в глубине которого находится конная статуя Людовика XIV; второй — Королевским двором, куда был доступ только королевским каретам, и, наконец, третий и последний, называемый Мраморным двором, окруженный старинными корпусами охотничьего замка Людовика XIII, где красный цвет кирпича соседствует с белым цветом камня.
Из Королевского двора можно пройти через галерею к восточному фасаду дворца, самому знаменитому и, без сомнения, самому прекрасному: он вытянулся на расстояние 680 м. с его дивными партерами. Создателем центрального, выступающего корпуса был Лево; тогда как два боковых, отступивших несколько назад крыла, выполненных в изящном стилевом единстве, принадлежат Ардуэну-Мансару. Каждый корпус — двухордерный: нижний ордер представляет собой рустованный цоколь с арочными проемами окон; верхний — выполнен в строгом ритме колонн и пилястров, обрамляющих высокие окна. Венчающий здание аттиковый этаж с балюстрадой был предназначен для апартаментов знатных особ многочисленного двора, тогда как центральный корпус и два крыла принадлежали семье короля и принцам крови.

Версаль

Из Королевского двора через крыло Габриеля, называемое также крылом Людовика XV, можно попасть во внутренние помещения дворца. Здесь находится также Музей Истории Франции, одиннадцать залов которого иллюстрируют время правления Людовика XIII и Людовика XIV. Отсюда можно пройти в Оперу, созданную Габриелем в 1770 году по случаю венчания Людовика XVI с Марией-Антуанеттой: помещение овальной формы украшено позолоченной деревянной резьбой по голубому фону.
Особого внимания заслуживает расположенная на втором этаже Капелла, построенная в период между 1698-1710 гг. по проекту Ардуэна-Мансара. Внутри нее — три нефа; квадратные пилоны поддерживают арочные проемы, над которыми проходит галерея колонн с каннелюрами. Не менее восхитительны расположенные на этом же этаже шесть залов Королевских Покоев, где монарх принимал двор три раза в неделю с 6 до 10 часов вечера; Покои Короля, где в 1715 году умер король Людовик XIV; а также Покои Королевы, ставшие утром 6 октября 1789 года ареной кровавых столкновений между личной охраной королевы Марии-Антуанетты и мятежниками.




Но самым великолепным залом дворца является безусловно Зеркальная галерея, вход в которую через Зал войны. Это шедевр Ардуэна-Мансара, построившего ее в 1678 году: длина ее — 75 м, ширина — Юм. Плафон расписан Лебреном, изобразившим славные победы Франции. Парадное великолепие галереи достигается за счет семнадцати высоких окон, выходящих в парк, которые повторяются в зеркалах на противоположной стене. Таким образом, весь зал заполняется светом; создается впечатление, что зелень и мирный покой садов бесшумно проникают в интерьеры дворца.
Сады Версаля заслуживают особого упоминания, так как они по праву могут считаться прототипом французского регулярного парка с его элегантным стилем, отнюдь не помпезным, но богатым художественными находками и декоративным убранством. Планировка их выполнена Ленотром с 1661 по 1668 гг. Они занимают площадь в 100 га и находятся в органическом единстве с архитектурным обликом дворца. В основе архитектоники парка лежит строгая, геометрически правильная планировка, не утомляющая, однако, своей монотонностью; напротив, предлагающая разнообразные живописные картины: это цветники, боскеты, скульптурные группы, фонтаны, каскады.
Спустившись с главной террасы, мы обнаруживаем шедевр Марси — Фонтан Латоны, представляющий богиню с ее детьми Дианой и Аполлоном; скульптурная группа возвышается над пирамидой концентрических бассейнов. От этого фонтана длинный газон, называемый "Тапи-вер" (Зеленый ковер), ведет к огромному Фонтану Аполлона. Здесь Тюби изобразил колесницу античного бога, запряженную четверкой коней, которые царственно и стремительно выходят из воды, а тритоны трубят в свои раковины, оповещая о приближении бога. За этой скульптурной группой, которая по своей стихийной силе и великолепию является своего рода символом целой эпохи — эпохи грандиозного расцвета Версаля, расстилается обширное зеленое пространство парка, разделенное Большим каналом, который тянется почти на 2 км и пересекается в центре Малым каналом. Версаль — непревзойденный образец высоты художественного мастерства той блестящей эпохи, многократно повторенный загородными дворцовыми резиденциями других стран.

с

Гранд-Опера



Национальная академия музыки и танца — крупнейший в мире оперный театр (действительно, он занимает 11.000 кв.м площади; вмещает более 2000 зрителей; на его сцене могут одновременно находиться 450 актеров и статистов) и, кроме того, вероятно, самое любопытное здание времен Наполеона III. Оно построено по проекту Ш. Гарнье в период между 1862-1875 гг. Фасад поражает обилием декоративных элементов, характерных для той эпохи. Здание стоит на возвышении в несколько широких ступеней; нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами, перед которыми множество скульптурных групп. Перед вторым пилястром справа — восхитительный шедевр Жана-Батиста Карпо "Танец", оригинал которого находится, однако, в музее Лувра. Второй этаж отличается от первого изяществом высоких парных колонн, которые обрамляют огромные окна; наверху богато декорированный аттик с возвышающимся над ним несколько плоским куполом. Интерьер театра не менее роскошен, чем фасад: "Большая лестница" отделана белым мрамором ценных пород; свод украшен фресками Исидора Пилза; плафон в зале расписан в 1966 году Марком Шагалом.

Площади Парижа



^ ПЛОЩАДЬ ПОБЕД
Эта круглая по форме площадь была создана в 1685 году для обрамления аллегорической статуи Людовика XIV, выполненной по заказу герцога Де-ля-Фояда скульптором Дежардэном. Статуя была разрушена во времена Революции, в 1792 году, и в 1822 году была заменена на новую, выполненную в бронзе скульптором Бозио.

^ ПЛОЩАДЬ ШАТЛЕ
Эта площадь названа по имени древней крепости "Гран-Шатле", возведенной здесь для защиты близлежащего моста "Пон-о-Шанж". Крепость была разрушена при Наполеоне I. Современный вид площадь приобрела при Наполеоне III. В центре находится Фонтан Шатле. Основание его (1858 г.) украшено сфинксами и статуями; колонна (1808 г.) воздвигнута в честь побед Наполеона I.
 




^ ПЛОЩАДЬ ПИРАМИД
На улице Риволи, почти на уровне Павильона Марсан, находится небольшая прямоугольная площадь, называемая Площадью Пирамид. С трех сторон ее окружают дома с аркадами. В центре площади высится конная статуя Жанны Д'Арк — работа скульптора Фремье 1874 года. Эта статуя является местом паломничества многочисленных туристов.



^ ПЛОЩАДЬ ВОГЕЗОВ
Если смотреть на нее сверху из слухового окна покатой крыши, площадь предстает перед нами как обширный внутренний двор церковного монастыря. Тридцать шесть старинных домов со всех сторон полностью закрывают площадь безупречно квадратной формы, 108 м каждая сторона. Нижние этажи домов представляют собой беспрерывную аркаду, над которой поднимаются еще два этажа с рядами окон. Все пространство площади — в зелени деревьев и партеров; в центре возвышается мраморная конная статуя короля Людовика XIII, копия с оригинала П.Бияра, утраченного во время Революции. Площадь находится на том самом месте, где раньше располагался Отель де Турнель и где Генрих II погиб на турнире в 1559 году. Генрих IV в 1607 году решил разбить здесь площадь, которая и была закончена в 1612 году. Ее живописная планировка, множество галерей, которые побуждают к неторопливым прогулкам, неназойливый контраст между зеленью лужаек и строгостью зданий, которые их окружают (зданий, где светлая белизна камня соседствует с теплыми тонами кирпича), — все это сделало площадь еще одним средоточием светской жизни Парижа — того Парижа, который еще не знал ни ужасов, ни насилия Революции. В центре, с южной стороны находится Павильон Короля, самый богатый, предназначенный для Генриха IV, а напротив него — Павильон Королевы. В доме № 6, где с 1832 по 1848 гг. жил Виктор Гюго, сейчас размещается музей его имени, хранящий его мемуары и богатейшие материалы, связанные с его жизнью, а также около 350 рисунков, которые свидетельствуют о силе и многогранности его гения.

^ ПЛОЩАДЬ ХОЛМА
Если по сравнению с прошлым сейчас и изменился взгляд на живопись, как на образ жизни, то это утверждение ни в коей мере не подходит к площади Холма. Нельзя сказать, что время здесь остановилось, наоборот, оно стремительно течет дальше, вбирая в себя все новые лица, все новые предметы, которые приносит с собой современный мир. Было бы нелепо искать на площади Холма и прилегающих к ней улочках идеальный нетронутый островок, хранящий дух старого доброго времени: изменились времена — изменились и люди, и вещи. Но и жест, и взгляд, сосредоточенный на беспрерывном движении кисти по холсту, и даже сама манера сидеть на складном деревянном стульчике или небольшом металлическом кресле перед мольбертом — все это как бы взято из прошлого. На этой маленькой площади с ее вековыми деревьями нет знаменитых памятников. Можно сказать, что памятниками являются сами люди, которые здесь живут и работают, наполняя своим искусством и неторопливым образом жизни узкие извилистые улочки, старинные магазинчики, задымленные кафе. Конечно, здесь не идет речь о великом искусстве, которое якобы мы открываем на полотнах, выставленных на этой площади, но, с другой стороны, хочется думать, что это не только сувенир на память туристу. Это тоже особый способ выражения любви к городу, желание показать ему свою признательность: запечатлеть тот или иной образ города на нескольких сантиметрах холста — значит в какой-то степени обессмертить его, увековечить его не столько для других, сколько для самих себя.
 



^ ПЛОЩАДЬ НАЦИИ
Это бывшая Тронная площадь, обязанная своим названием трону, воздвигнутому здесь 26 августа 1660 года по случаю прибытия в Париж Людовика XIV и Марии-Терезы Австрийской. Во времена Революции, когда здесь была установлена гильотина, площадь стала называться Площадью Свергнутого трона. Свое современное название она получила в 1880 году. Бассейн в центре площади украшен бронзовой скульптурной группой, представляющей Триумф Республики (Далу, 1899 г.).

 



^ ПЛОЩАДЬ РЕСПУБЛИКИ
Эта большая прямоугольная площадь была разбита Османном в 1854 году как учебный плац для войсковых частей, призванных подавлять народные волнения. В центре площади возвышается памятник со статуей Республики, созданный Далу в 1883 году. Высота статуи —10 м, она возвышается на постаменте с бронзовыми барельефами, отображающими события из истории Франции.

Площадь Согласия



Была оформлена в 1757-1779 гг. по проекту архитектора Жака-Анжа Габриеля на территории, предоставленной городу королем в 1743 году. Первоначально она была посвящена Людовику XV, конная статуя которого возвышалась в центре площади. Этот памятник — произведение Бушардона и Пигаля — был уничтожен во время Французской революции. На его место водрузили гильотину, под нож которой попали головы многих политических деятелей того времени: от короля Людовика XVI до королевы Марии-Антуанетты, от Дантона до мадам Ролан и Робеспьера.
Она стала Площадью Согласия (Пляс де ла Конкорд) в 1795 году и получила свой окончательный современный вид в 1836-1840 гг. под руководством архитектора Гитторфа. В наши дни в центре площади возвышается египетский обелиск из Луксора, подаренный в 1831 году Луи-Филиппу египетским пашой Мухаммедом Али и установленный в 1836 году.
Он имеет 23 м в высоту и украшен иероглифами, которые знаменуют славные деяния фараона Рамзеса II. Восемь статуй — символов главнейших городов Франции — возвышаются по углам площади. Расположенные по разные стороны улицы Рояль, на северную сторону площади выходят два дворца с колоннадами коринфского ордера (также работа Габриеля), в которых в настоящее время размещаются Министерство морского флота и Отель Крийон. Сооруженные по образцу фонтанов Площади Св. Петра в Риме, эти два фонтана, помещенные по обе стороны обелиска, выполнены архитектором Гитторфом в 1836-1846 гг. У фонтанов — несколько водометов и множество статуй, представляющих собой речные аллегории.
Можно с уверенностью сказать, что в мире найдется немного площадей, наделенных таким волшебным очарованием, как эта площадь. Ночью при свете фонарей здесь возникает особая феерическая атмосфера
  1   2   3

Похожие:

Париж вначале скромная резиденция Меровингских, а затем Каролингских королей превратился в столицу в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и iconРоль совета = «диван» военные и финансовые вопросы
Середина XIII в. – внук Ч. Хубилай переносит столицу в Пекин и основывает династию Юань
Париж вначале скромная резиденция Меровингских, а затем Каролингских королей превратился в столицу в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и icon  Свами  Муктананда
Он основал Общину праведной жизни в Ришикеше в 1936 году, Аюрведическую аптеку Шивананды в 1945 году, Лесную академию Йога веданта...
Париж вначале скромная резиденция Меровингских, а затем Каролингских королей превратился в столицу в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и iconСвященномученик Никита, епископ Нижнетагильский, Орехово-Зуевский
Духовную Семинарию в 1908 году, а затем Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Фёдор Петрович руководил хором...
Париж вначале скромная резиденция Меровингских, а затем Каролингских королей превратился в столицу в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и icon"величайшая возможность в истории человечества"
В 1985 году, когда я основал организацию "Миллионеры в действии", индустрия сетевого маркетинга действительно очень нуждалась в серьезном...
Париж вначале скромная резиденция Меровингских, а затем Каролингских королей превратился в столицу в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и icon01. Чувство Парижа. Ориентация Париж никогда не кончается, и каждый,...
Мы всегда возвращались туда, кем бы мы ни были, и как бы он ни изменился, как бы трудно или легко ни было попасть туда. Париж стоит...
Париж вначале скромная резиденция Меровингских, а затем Каролингских королей превратился в столицу в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и iconЭкономика и организация здравоохранения Учебное пособие 2-е издание,...
В связи с этим в настоящем учебном пособии вначале рассматриваются основы теории экономики, а затем – возможности их реализация в...
Париж вначале скромная резиденция Меровингских, а затем Каролингских королей превратился в столицу в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и iconТыква – целитель
Когда Пророк Йуунус (мир ему) бежал на корабль, а затем был проглочен рыбой, затем извергнут ею на берег, он был болен, и Аллааh...
Париж вначале скромная резиденция Меровингских, а затем Каролингских королей превратился в столицу в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и iconПроблема универсальной истории
А. Тюрго, А. Смит и др.). Тот же подход нашел свое выражение и в выделении вначале трех, а затем четырех всемирно-исторических эпох...
Париж вначале скромная резиденция Меровингских, а затем Каролингских королей превратился в столицу в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и iconА. Волков. Семь подземных королей
Сказочная повесть «Семь подземных королей» продолжает рассказ о приключениях девочки Элли и ее друзей в Волшебной стране. На этот...
Париж вначале скромная резиденция Меровингских, а затем Каролингских королей превратился в столицу в 987 году, когда Гуго Капет основал новую династию и iconРуководством Инны Павловны Стребловой, одного из талантливейших и опытнейших
Дорогой Читатель! Книге, которую Ты с сомнением держишь в руках, в России досталась нелегкая судьба. Вначале были сорок лет опалы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница