Анатолий Саватеев "Религиозно политические сочинения Усмана Дан Фодио"


Скачать 249.29 Kb.
НазваниеАнатолий Саватеев "Религиозно политические сочинения Усмана Дан Фодио"
страница1/3
Дата публикации12.03.2013
Размер249.29 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3
Анатолий Саватеев - "Религиозно политические сочинения Усмана Дан Фодио"
Личность Шеху Усмана Дан Фодио (1754 – 1817), создателя одного из самых мощных государств в истории доколониальной Африки, Халифата Сокото, выделяется даже на фоне других выдающихся деятелей в истории субтропической части континента. Не случайно им гордится вся Нигерия, его именем названы город и улицы, университет и премии, которых удостаивают нигерийских писателей и ученых. Серьезное внимание этому государственному деятелю уделил патриарх отечественной африканистики Д. А. Ольдерогге в одной из наиболее известных своих работ – «Западный Судан в XV-XIX вв. Очерки по истории и истории культуры» [Ольдерогге, 1960]. Деятельность Шеху Усмана Дан Фодио исследовал И. В. Следзевский [Следзевский, 1981], ее затрагивал ГС. Киселев [Киселев, 1981].

Однако значение этого фульбского духовно-религиозного и политического деятеля в судьбе африканских народов, как и того исторического переворота, который он совершил, по крайней мере в Центральном Судане, оценено еще недостаточно в российской гуманитарной науке. Оно может найти достойное освещение лишь при рассмотрении многообразных деяний Шеху Усмана Дан Фодио в тесной взаимосвязи с социокультурной ситуацией, которая существовала в Центральном и Западном Судане до начала джихада, т.е. распространения принципов Ислама, и основательно изменилась после его завершения.
Сын известного коранического учителя из привилегированного фульбского рода Шеху Усман Дан Фодио (арабское имя Усман ибн Мухаммад ибн Усман ибн Салих), получивший за свою религиозную ученость и благочестие неофициальный титул Шеху (шейх), родился в султанате Гобир на Севере Нигерии. Мать его также происходила из образованной фульбской семьи. Шеху Усман Дан Фодио прекрасно владел арабским языком, глубоко освоил Исламское богословие и основы арабской культуры; его отличало религиозное рвение в соблюдении норм Ислама и решительное неприятие языческих религиозных и политических обычаев. В то же время шейх проявил себя и как духовный реформатор, знаток исторической и юридической литературы, религиозный просветитель и автор многочисленных поэтических песен на арабском языке, фульфульде (фульбе) и языке хауса. В целом ему (вместе с сыном Мухаммаду Белло и братом Абдуллахом) приписывают примерно 700 сочинений на религиозные и светские темы в прозе и поэтической форме.
Гобир на рубеже XVIII-XIX вв. представлял собой типичное хаусанское государство, которому удалось возвыситься после захвата в середине 1760-х гг. соседнего султаната Замфара. Население султаната было весьма неоднородным в этническом, социально-экономическом и религиозном отношении. Верхушку общества представляло военно-аристократическое сословие, состоявшее в основном из местных хауса - гобирава, которые сделали карьеры в ходе многочисленных войн Гобира с соседями.
Большинство населения составляли социальные низы, прежде всего крестьяне (замфарава), основное население покоренной Замфары. Второй по численности этнической группой были фульбе, расселившиеся к началу XIX в. по всей Западной Африке, включая государства хауса. Они делились на кочевых и оседлых. Если кочевники принадлежали к бедной и зависимой части населения, то оседлые фульбе - филанин гида - обладали более высоким статусом. Среди филанин гида выделялись торонкава - фульбе, которые вели происхождение из района Фута-Торо в Сенегале и считались наиболее аристократическим кланом среди всех родов фульбе. К этому роду и принадлежал Шеху Усман Дан Фодио.
Гобирава, правившие государством, как и другие правители хаусанских султанатов, считали себя мусульманами, а свое государство относили к Дар аль-Ислам - территории, где правят Исламские законы. Однако большинство населения, включая правящий слой, продолжало одновременно сохранять верность африканским традиционным верованиям, не утруждая себя соблюдением норм шариата и ограничиваясь исполнением самых основных мусульманских обрядов. Государственное устройство - судопроизводство, назначение должностных лиц, система налогообложения - не отвечало требованиям шариата, оно включало массу доисламских норм. Однако мусульманские духовные лица - маламы (от араб. «алим» - ученый, множ. ч. – «уляма»), происходившие из хауса, весьма терпимо относились к господству доисламских порядков, поскольку, будучи включенными в сложившийся образ жизни, они сами пользовались определенными материальными преимуществами в этой системе жизнеустройства, а благочестие отодвигали на второй план.
На их фоне маламы из фульбских родов выглядели аскетами: они почти целиком были связаны с деревней, не принадлежали полностью ни к кочевому обществу фульбе, ни к оседлой деревенской общине хауса и потому не обладали такими благами, какими располагали городские маламы-хауса. В силу этого подвижный, исполненный повседневных тягот образ жизни роднил фульбских маламов с широкими народными массами, настроения которых они знали очень хорошо. Многие, в том числе и Шеху Усман Дан Фодио, обучались в туарегском городе Агадесе, где они соприкоснулись с идеями едва успевшего зародиться ваххабизма - возрождения правильного Ислама, апеллировавшего к временам Пророка Мухаммада и требовавшего воплощения его заветов в полном объеме во всех сферах жизни общества и политического управления. Негодование маламов-фульбе вызывал образ жизни правящей элиты, политику которой они расценивали как безбожную. По мнению большинства маламов-фульбе, Гобир и другие султанаты хауса были не мусульманскими, а языческими - хабе (хауса) государствами, поскольку язычниками были их правители. Реформистские настроения среди мусульман фульбе, требовавших неукоснительного, без каких-либо изъятий и послаблений, соблюдения Исламских норм, встречали поддержку и у жителей других хаусанских земель, в значительной степени потому, что эти нормы сочетались с социальными требованиями.
Нараставшее недовольство выразил в своей религиозной и социально-политической программе Шеху Усман Дан Фодио, обосновавший правомерность открытого выступления мусульман против правителей, искажавших законы Ислама и, по его убеждению, человеческого общежития.
В 1804 г. Шеху Усман Дан Фодио поднял восстание против власти традиционной хаусанской знати, господствовавшей в государствах северной Нигерии. Поддерживавшие его кочевые племена фульбе, социальные низы местного общества, которые с воодушевлением восприняли идеи Шеху Усмана Дан Фодио о борьбе со злоупотреблениями носителей власти как естественной части джихада меча, провозгласили своего духовно-религиозного лидера главой мусульманской общины - амир аль-муминин (на языке хауса – «саркин мусульми»). В 1808 г. восстание завершилось победой восставших, под их господством оказалась почти вся Северная Нигерия. Столицей Халифата стал тогда еще небольшой город Сокото. Но почти сразу после этого Шеху Усман Дан Фодио отошел от политического руководства созданным им Халифатом, передав управление подвластной территорией своим ближайшим соратникам и сыновьям, и остаток жизни посвятил написанию духовно-религиозных сочинений, политических трактатов и поэтических произведений, в которых, в частности, осмысливал собственный опыт преобразований в стране [Следзевский, 1981, с. 62-75].
Масштаб совершенного фульбским реформатором подчеркнут в названии книги одного из африканских исследователей деятельности шейха, Ибрагима Сулеймана: «Революция в истории. Джихад Шеху Усмана дан Фодио» [Sulaiman, 1986]. Возглавляемое Усманом дан Фодио восстание под знаменем Ислама не только привело к созданию нового государства на карте Африки, но и завершило становление исламского цивилизационного проекта для народов северной части современной Нигерии и Камеруна, юго-востока Нигера и других прилегающих земель Западного и Центрального Судана. Между тем в отечественной и западной литературе 1950 - 1970-х гг. причины и ход джихада под руководством Шеху Усмана Дан Фодио рассматривались преимущественно с позиций формационной теории. Происходившие изменения расценивались как проявления классовой борьбы, как стремление фульбской аристократии захватить господствующие социально-экономические позиции, а события истолковывались как выражение социально-экономических противоречий, развивавшихся в религиозном обличье.
На самом деле масштабность джихаду, протяженности его последствий, которые он оказал под руководством Шеху Усмана Дан Фодио, придавала именно религиозная идея. Она, в соответствии с Исламской традицией, включала, с одной стороны, изложение принципов цивилизованного человеческого бытия, т. е. по существу светских норм жизни, а с другой - базовые основания мусульманской веры. Эти понятия Шеху Усман Дан Фодио представил в многочисленных трактатах на религиозные, религиозно-политические, исторические темы в литературных, нравоучительных и лирических произведениях. Наряду с прозаической формой он владел и различными поэтическими формами, присущими арабскому традиционному стиху.
Обращаясь к народным массам с разъяснениями и наставлениями, Шеху Усман Дан Фодио проповедовал, каким должен быть истинный мусульманин в мыслях и поступках, говорил об основных чертах исламского правления, о честности и искренности мусульманского правителя и чиновника, об обязанностях верующих, оказавшихся под властью немусульманского или неправедного правителя («сарки» - на языке хауса). Причем, как отмечает канадский автор Абдуллах Хаким Квик, Шеху Усман Дан Фодио писал «тома поэтических и научных трактатов на местных языках и классическом арабском» [Quick, 1993, р. 20]. Шейх придавал силы своим приверженцам, призывал их вести строгую жизнь, посвященную укреплению и распространению Исламских законов, в которых тема социальной справедливости и равноприменимости правовых положений занимала одно из первых мест.
Определяя основы исламского характера, Шеху Усман Дан Фодио писал в своем трактате «Аль-Амр би Мувалят аль-Муминин ва ан-Нахи ‘ан Мувалят аль-Кяфирин» («Установление о том, как выказывать верность и лояльность по отношению к верующим, и запрещение проявлять верность по отношению к неверующим»):
«Знайте, что существует благочестие и подчинение трех типов: обязательное - преданность Аллаху, Посланнику его, правителю, знатоку в исламских науках, и родителю; запрещенное - верность угнетателю и неверующему, поскольку верность здесь не имеет значения и ей сопутствует страх и нет в ней уважения; поощряемое - посвящение в воители Аллаха. Верующим непозволительно проявлять приверженность неверующим по причине слов Аллаха Всемогущего, который изрек:
«Вы не найдете людей, которые веруют в Аллаха и Судный день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и посланнику Его, хотя бы они были их отцами или сыновьями или их братьями или из их рода» (Коран. 58:22)» [цит. по: Quick, 1993, р. 21].
Шеху Усман Дан Фодио постоянно обращался к Корану, цитировал его на арабском языке. Однако фульбский лидер не просто воспроизводил строфы Священной книги, но и применял канонические положения Ислама в иных условиях, в условиях Центрально-Суданской Африки, обращаясь к другим социальным группам, которые обладают иным, в сравнении с их арабскими конфидентами, духовно-религиозным, социально-политическим, а также бытовым опытом. В данном случае Шеху Усман Дан Фодио демонстрировал собственные возможности как творца, как личности, которая оказалась в состоянии оставить след в истории африканского мира и исламо-африканской цивилизации. Он обращался с проповедями к пастве не только на арабском, но и на языке фула (или фульфульде, фульбе, пель), а также хауса, тамашек (один из туарегских языков). Некоторые источники утверждают, что шейх проповедовал и на языке зарума. Более того, достоверно установлено, что он владел фульбскими диалектами областей Фута-Торо (Сенегал), Фута-Джаллона (Гвинея), Адамауа (Нигерия) и сахарским диалектом фула. Этот факт подтверждается и тем, что поэтические произведения Усмана Дан Фодио ныне широко цитируются мусульманскими проповедниками в Нигерии. Поэмы его известны по всей Западной Африке.
С одной стороны, Шеху Усман Дан Фодио выступал в роли ниспровергателя неправедных султанов, борца за социальную справедливость и соблюдение закона. С другой стороны, Шеху Усман Дан Фодио, настаивавший на соблюдении предписанных Кораном и Сунной заповедей, представал охранителем исламской Традиции. Лидер исламской революции в Центральном Судане выдвигал и собственные идеи. В частности, он предложил концепцию «аль-мувалят[1]», изложенную им в упомянутом выше трактате «Аль-Амр би Мувалят». Стержневой идеей работы является мысль о том, что мусульманин должен пребывать в полной независимости от любого рода правления, которое не признает власть Аллаха, и о неприемлемости находиться под властью сарки. Шеху Усман Дан Фодио настаивает на всеобъемлющем осознании всеми истинно верующими ценности данного утверждения. Труд шейха открывается таким обращением: "О братья, знайте, что дружеское расположение (мувалят) к верующим, по Корану, Сунне и иджме, обязательно для каждого мусульманина» [цит. по: Quick, 1993, р. 19].
Исходя из этой заповеди, правоверные должны создать территорию, или «мир Ислама» - Дар аль-Ислам, прибегая для обращения иноверцев в свою религию к увещеваниям, а если слова не помогают, - то и к джихаду военному. Если у правоверных нет возможности превратить свою землю в Дар аль-Ислам и над ними стоит неправедный или неверующий правитель, то велением Аллаха приказано им совершить уход (хиджру) туда, где они смогут жить по законам своей религии. Хиджра - обратная сторона идеи «аль-мувалят»: несовместимость, непримиримость с неверующими и теми, кто опорочил имя мусульманина дурным не исламским правлением, несправедливостями, соблюдением доисламских обычаев. Об этом убедительно свидетельствует Шеху Усман Дан Фодио, в частности в трактатах «Китаб аль-Фарк» («Книга о языческих королевствах») [Kitab al-Farq, 1960], «Танбих аль-Ихван» («Наставление братьям») [Tanbihu'l Ikhwan, 1914 - 1915].
Сочинение «Танбих аль-Ихван» написано уже после религиозной войны, предположительно в 1811 г. В нем довольно подробно отражены представления мусульман фульбе об Исламе. Сам Шеху Усман Дан Фодио отождествляет свой Ислам с Исламом четырех великих последователей пророка - праведных халифов Абу Бакра, Умара, Усмана и Али, - тем самым претендуя на возрождение в Тропической Африке первоначального мусульманского общества времен Пророка. Анализируя государства Западного Судана с точки зрения религии, он демонстрирует и познания в области географии, политического устройства мусульманского общества и несоответствия универсальным понятиям Ислама основ, на которых функционирует государство Гобир. Шеху Усман Дан Фодио проводит аналогию своего пути в борьбе за распространение Ислама с жизненным циклом Пророка Мухаммада (бегство из городка Дегель в Гобире в город Гуду истолковывается как хиджра с территории неверных - Дар аль-Куфр - на землю мусульман - Дар аль-Ислам; описание последующих сражений с превосходящими силами противника, триумфального шествия Ислама среди хауса и побед над изменившими религии правителями ряда государств Западного Судана тоже должно вызвать в сознании читателей уподобление фигуры западноафриканского распространителя Ислама с образом Мухаммада).
В работе «Танбих аль-Ихван» и в других сочинениях Шеху Усман Дан Фодио ассоциирует аморализм внутренней политики гобирских властей с неверием. Ислам же, доказывает он, означает справедливое отношение правителя к своим подданным, искоренение коррупции и двоемыслия, твердость данному слову и неколебимое следование откровениям Аллаха, изложенным устами Пророка Мухаммада в Коране и Сунне. Об уровне знаний, зрелости представлений и убежденности автора публикуемого трактата, в частности, свидетельствует обращение к сочинениям известных западноафриканских религиозных авторов, таких как шейх Ахмад Баба (ум. в 1627 г.), шейх Мухтар ибн Ахмад аль-Кунти (1729 - 1811), знаменитый египетский ученый шейх Абдуррахман ас-Суйюти (1445 - 1505), законовед и советник одного из правителей государства Сонгай Мухаммад ибн Абу аль-Карим аль-Магили (1493 - 1529).
В своих социально-философских и поэтических работах Шеху Усман Дан Фодио стремился возвысить мусульманина над теми, кто остается в плену многобожия и языческих предрассудков. Автор выдвигает на передний план моральные принципы бытия, жестко противопоставляя их, во-первых, доисламским общественным нормам и, во-вторых, социально-экономическому порядку и духовному, нравственному состоянию общества и власти в эмиратах Северной Нигерии на рубеже XVIII-XIX вв. Существующее положение в хаусанских государствах этой части Судана, идет ли речь о действиях сарки, или о сложившихся обычаях, нельзя расценивать как Исламское. Шеху Усман Дан Фодио квалифицирует государственные образования на Севере Нигерии, где Ислам уже несколько столетий был господствующей религией и во главе этих государств стояли мусульмане, как языческие, а их лидеров - как неверных. Фульбский духовно-религиозный лидер, опираясь на сочинения шейха Ахмада Заррука, известного ученого из Тимбукту шейха Ахмада Бабы, Мухтара ибн Ахмада аль-Кунти, грамматиста Шихаба ад-Дина, приходит к выводу, что большая часть Судана в начале XIX в. продолжает оставаться страной неверных, поскольку «те, кто являются мусульманами, - мусульмане только по милости неверующих» [Tanbihu'l Ikhwan, 1914, vol. XIII, N 52, p. 413]. Дело не в том, что местные правоверные не выполняют формальных ритуалов, хотя и это имеет значение для Шеху Усмана дан Фодио, а в том, что они презирают освященные Исламом принципы человеческого существования и взаимоотношений: «Люди в большинстве следуют примеру своих правителей и пребывают в грехе и невежестве, повинуясь своим вожделениям и идолопоклонству" [Tanbihu'l Ikhwan, 1914, vol. XIII, N52, p. 414].
  1   2   3

Похожие:

Анатолий Саватеев \"Религиозно политические сочинения Усмана Дан Фодио\" icon-
Шеху Усмана Дан Фодио (1754 – 1817 гг по грегорианскому календарю), алим маликитского масхаба, один из наиболее влиятельных улемов...
Анатолий Саватеев \"Религиозно политические сочинения Усмана Дан Фодио\" icon-
Эта книга написана Шейхом ‘Усманом Дан Фодио, да покроет Аллах его милостью. Амин
Анатолий Саватеев \"Религиозно политические сочинения Усмана Дан Фодио\" icon-
Говорит бедный раб, нуждающийся в милости своего Господа – ‘Усман ибн Мухаммад ибн ‘Усман, известный как Дан Фодио, да охватит его...
Анатолий Саватеев \"Религиозно политические сочинения Усмана Дан Фодио\" icon-
Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и сподвижникам. Говорит бедный раб нуждающийся в милости Господа своего,...
Анатолий Саватеев \"Религиозно политические сочинения Усмана Дан Фодио\" iconПсихические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей
Линическое описание психических расстройств архаического и религиозно-мистического содержания: религиозно-мистических состояний,...
Анатолий Саватеев \"Религиозно политические сочинения Усмана Дан Фодио\" iconОсновные понятия и термины
Абсентеизм, актор политический, политический процесс, политические изменения, политические интересы, политические отношения, политические...
Анатолий Саватеев \"Религиозно политические сочинения Усмана Дан Фодио\" iconСообщение о проведённой в г. Волгоград религиозно-светской конференции «Психоэкология России»
Ноября 2011г в г. Волгоград состоялась первая межрегиональная научно- практическая религиозно-светская конференция «Психоэкология...
Анатолий Саватеев \"Религиозно политические сочинения Усмана Дан Фодио\" iconВ первой или второй фразе сочинения
В первой или второй фразе сочинения необходимо (в обязательном порядке!) назвать автора и произведение, о котором вы пишете. Название...
Анатолий Саватеев \"Религиозно политические сочинения Усмана Дан Фодио\" iconТеория. Работа над содержанием сочинения
Анализ исходного текста (егэ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Практика )
Анатолий Саватеев \"Религиозно политические сочинения Усмана Дан Фодио\" icon"Принцип неделания в религиозно-нравственном учении Л. Н. Толстого"
Первая. Культурно-исторические и этико-философские основания принципа неделания в религиозно-нравственном учении л. Н. Толстого
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница