1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания


Название1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
страница1/7
Дата публикации12.03.2013
Размер1.21 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания.

История - гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом ; в более узком смысле- наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Становление исторической науки шло длительным и сложным путем. Выделяют три этапа в ее развитии:

1) древность — начало XVII в. история определялась как художественный рассказ, основанный на достоверных свидетельствах.

2) XVII — XVIII вв. признается, что история должна отражать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл, но при этом она не была самостоятельной наукой.

3) с начала XIX в. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческого общества

Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Одни историки считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, другие, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность).

Наиболее распространенные методы исторических исследований:

1) историко-генетический метод, последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения

2) историко-сравнительный метод, основывается на сравнениях

3 )историко-типологический метод, общественно-исторические процессы с одной стороны, различаются, с другой, - тесно взаимосвязаны, важная задача выявление единого.

4) историко-системный метод, основой применения данного метода в истории является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего.

Функции исторического знания:

1)Научно-познавательная

2)Практически-рекомендательная

3)воспитательная

2.Этногенез восточнославянских племен. Формирование древнерусской государственности. Основные историографические теории образования государства.

Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

Восточные славяне расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв.

Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным.

На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:

1) экономические: переход к пашенному земледелию от мотыжного, развитие ремесла и торговли, рост городов.

2) социальные: появление в обществе выраженного имущественного неравенства. Слои: волхвы, князья, люди, челядь (зависимое население).

3) политические: формирование военной демократии. Образование больших племенных союзов, основанных не на родовых, а на территориальных связях. Во главе племени стоит военный вождь, выбираемый из числа представителей знатных семей. Князь опирается на дружину, племя облагается регулярной данью в пользу князя (полюдье). Так же появляются конфедерации, племенные союзы. Северная конфедерация-центр Новгород, южная - Киев.

Возникновение древнерусского государства связывают с объединением политических центров в Новгороде и Киеве князем Олегом в 882 г. Древнерусское государство по своему устройству - раннефеодальная монархия: феодальные отношения существовали с пережитками родовых отношений, а не рабовладельческих. Великий князь киевский опирается на дружину (старшая - бояре(земля в собственности), младшая «Гриди» -посадники(земля на время))

В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:

1) норманнская теория. Русское государство было создано норманнами (варягами). В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии. Авторы: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер

2) антинорманнская теория. Пребывание варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Государственность это закономерный процесс, результат исторического развития

3.Крещение Руси и его социокультурное значение.

Датой введения на Руси христианства как государственной религии считается 988 г.

Выбор пал на православие, так как:

1) на Руси было велико влияние Византии; Европа была православная.

2) христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или мусульманство.

3) В католической церкви папа стоял выше князя, службы только на латыни, в православии - службы на любом языке, церковь служит князю.

Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян:

1) Крещение объединило восточных славян в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности.

2) политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть гарантом, судьей в политической сфере;

3) христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, там проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;

4) Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Братья-монахи Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание.

5) Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала социальные протесты и насилие со стороны низов общества. При этом она формировала уважение к власти, воспитывала терпимость к ближнему.

4.Предпосылки и сущность политической раздробленности на Киевской Руси. Русские земли в XII-первой половине XIII

Под феодальной раздробленностью понимают форму организации общества, характеризующуюся экономическим усилением вотчинных владений и политической децентрализацией государства.

Период феодальной раздробленности на Руси охватывает время со второй половины XII до нач. XIV в. Процесс этот начался после смерти великого князя Мстислава (1125–1132), когда княжества и земли Руси стали выходить из повиновения центральной власти. Для наступившей новой эпохи были характерны длительные кровопролитные междоусобицы князей, войны за расширение земельных владений.

Причины (предпосылки):

1.Господство натурального хозяйства (племенная разобщенность)

2.Развитие боярского землевладения.

3.Порядок занятия престола в Киевской Руси по старшинству (круговорот).

4. Снижение экономического значения Киева, отток населения из-за половецких набегов и междоусобиц князей.

5.Ослабление центральной власти киевских князей.

6. Рост и укрепление городов.

7.Борьба с кочевниками ослабила киевское княжество.

8.Укрепление власти местных князей. Население отдельных земель хотело находиться под рукой собственного князя.

Сильнейшими землями были Черниговская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская.

Владимиро-суздальское княжество:

Феодальная монархия с сильной властью князя. Бояре подчиняются князю.

Земля была богата в сельскохозяйственном отношении. Северо-Восточная Русь не знала иноземных нашествий; здесь не было княжеских усобиц. Всё это обеспечивало приток населения, развитие промыслов, ремесла. Князь опирался на дружинников и простых людей. Особенностью Владимиро-Суздальского княжества была деспотическая монархия - князю принадлежала законодательная, исполнительная, судебная власть. При князе существовал совет, в который входили бояре, епископ, наместники, управляющие городами, но этот орган имел лишь совещательный характер. В некоторых городах созывалось вече, но оно решало лишь второстепенные вопросы. Сельской местностью управляли назначаемые князем волостели.

Боярская республика в Новгороде.
Новгород стоял у истоков двух торговых путей - по Днепру и по Волге. Экономическое процветание Новгорода создало предпосылки для его политического обособления. В 1136 году жители насильственно свергают князя, сами решают вопрос о призвании к себе князей. Вече - высший орган власти (собрание владельцев городских усадеб)


Вече принимало законы, контролировало действие князя, выполняло судебные функции, назначало тысяцкого, епископа, посадника.

Тысяцкий - руководитель ополчения. Следил за порядком в городе, собирал налоги.

Епископ - распоряжался казной, контролировал внешнюю политику.

Князь не имел права селиться в Новгороде, покупать земли.

Галицко- Волынское княжество:

Феодальная монархия с сильными олигархическими тенденциями. Здесь процветали земледелие, торговля, ремёсла. Местное боярство имело обильные источники существования. Нигде боярство не было так сильно. Уделы князей не значительны. На эту ситуацию повлияло сопряжение с Польшей, Венгрией, где Королю также диктовались условия.




Вече
Совет Господ (300 золотых поясов) во главе Епископ
Исполнительная власть Тысяцкий князь (посадник) (глава городской администрации) (военачальник)
Кончанские вечевые сходы
Концы
Пятины

Кроме указанных выше можно назвать следующие достаточно крупные земли Древней Руси удельного периода: Черниговская (левобережье Днепра и верхнее течение Оки), Смоленская (Верхнее Поднепровье), Полоцкая (верховья Западной Двины), Рязанская (среднее течение Оки).

5.Культура киевской Руси IX-1й половины XIII в: основные черты, известные памятники.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Христианство оказало сильнейшее воздействие на русскую культуру. Однако долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: христианство и язычество. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту.

Русь занимала пограничное, промежуточное положение между земледельческими цивилизациями Европы и кочевыми, скотоводческими, варварскими по сути культурами Азии. На Руси не было рабовладения.

Многообразные по этническим характеристикам культуры объединила, сплотила культура Руси, придала им основные характеристики.

Самым знаменитым памятником языческой культуры является ^ Збручский идол. Идол представляет собой большой каменный столп, покрытый барельефами. Он представляет собой дохристианское мироздание, подразделенное на небо, землю и подземный мир.

Летописи - это крупнейшие памятники всей культуры Руси. Самым значительным памятником летописания считается «Повесть временных лет», составленная в 1113 г. монахом Нестором. Однако «Повесть временных лет» не самое первое летописное произведение.

Самым выдающимся произведением литературы Киевской Руси является «Слово о полку Игореве». В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г.

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце Х века греческими мастерами. Вершиной южнорусского зодчества ХI в. является Софийский собор в Киеве.

С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись).

Распространение письменности, появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры имеются в «Остромировом Евангелии» (1056-1057) , где помещены изображения трех евангелистов.

6.Борьба Руси против угрозы с Востока и Запада в XIII в. Последствия монголо-татарского нашествия для исторического и культурного развития Руси.

XIII век в истории Руси — это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане).

В 1223 году монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью. 31 мая 1223г на берегу реки Калки состоялось сражение. Но согласия среди русских князей не было. Монголы разбили русские войска и половцев.

Первый поход Батыя не привел к окончательному подчинению Руси, хотя была захвачена почти вся северо-восточная часть Руси за 1236-1238г. В ходе второго похода на Русь были захвачены города южной Руси.

Одновременно с монгольским нашествием Русь атаковали западные завоеватели.

На земли Великого Новгорода, через который проходил торговый путь, претендовали шведские феодалы. Получив известие о нашествии монголов на Северо-Восточную Русь, шведы воспользовались моментом. Так же в конце XII века римский папа объявил крестовый поход против «язычников». На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшие о завоевании новых земель.

В 1238г Александр Невский заключил с татарами союзный договор. (Начинается иго).

В 1240г шведские суда вошли в устье Невы. 15 июля 1240г русское войско внезапно напало на шведский лагерь и одержало победу.

Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Александр решил заманить рыцарей на лед Чудского озера. Лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы. 5апреля 1242 года на льду чудского озера произошла битва. Много рыцарей было убито и взято в плен, часть из них под тяжестью доспехов ушла под лед.

В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел. Однако через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, архитектурные достижения и общекультурные. К числу непосредственных последствий монголо-татарского нашествия относятся разрыв внешнеполитических и торговых связей Руси с соседними странами в результате иноземного завоевания.

7.Основные этапы и особенности процесса объединения Руси вокруг Москвы. Противостояние Орде. Создание централизованного Российского государства.

Причины:

1. Экономическая: по мере восстановления хозяйства, ремесла, торговли появлялось все больше людей, заинтересованных в ликвидации раздробленности страны. А бесконечные усобицы подрывали хозяйства городов и сел.

2. Социальные: В северо-восточной Руси быстро развивалось вотчинное землевладение. Но между князьями существовали запреты на покупку земли на территории другого княжества. Поэтому бояре также были заинтересованы в едином государстве. Кроме того крупные бояре были заинтересованы в сильной княжеской власти чтобы легче подавлять выступления крестьян. Мелкие бояре считали князя защитником от крупных феодалов. Горожане: многочисленные рубежи с их заставами и торговыми пошлинами, существование различных денег, мер веса и длины затрудняло торговлю и хозяйственные связи между княжествами. За объединение земель выступала православная церковь. Несмотря на раздробления страны, она была единой и поддерживала тех князей, которые стремились к объединению.

3. Политические причины: монгольское нашествие показало, что у многочисленных княжеств нет возможности противостоять врагу.

Этапы образования российского централизованного государства:

1 этап: 1301-1389 - борьба между сильнейшими княжествами.

Причины возвышения Москвы: В борьбе за первенство возможности московского и Тверского княжества были приблизительно равны: оба находились на перекрестке торговых путей, территории обоих княжеств были относительно защищены от нападений с запада и с востока густыми лесами и землями других княжеств. Но московские князья оказались более ловкими политиками. Они сумели наладить отношения с ордынскими ханами. С 1293г на протяжении почти сотни лет Москва не знала ордынских нашествий, это привлекало в Москву население из других княжеств. Большое значение имела поддержка московских князей русской православной церковью. Иван Калита уговорил митрополита Петра переехать из Владимира в Москву.

Всё это позволило Руси накапливать силы для предстоящей битвы с ордой.

^ 8сентября 1380г на Куликовом поле развернулось ожесточенное сражение, в ходе которого Дмитрию Донскому удалось победить. После этой победы авторитет московских князей был непререкаем. И хотя победа на Куликовом поле не привела к полному избавлению от ордынского владычества, после неё Орда признала Москву политическим центром Руси, право московской династии на великое княжение, передаваемое по наследству.

2этап 1398-1462 «Феодальная война», которая началась между потомками Дмитрия Донского за великокняжеский престол. После Дмитрия Донского стал править его сын Василий I, он завещал престол своему сыну Василию II, но на престол по традиции «старшинства» стал претендовать младший брат Василия I Юрий Дмитриевич. Когда Юрий умер бороться с Василием II за престол стали дети Юрия: Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Побеждает принцип от отца к сыну.

3 этап. 1462-1533 этап завершения объединения земель вокруг Москвы и образование Российского государства. (Иван III)

В 1479г Иван III отказался платить дань. ^ 8 октября 1480г ордынские войска подошли к реке Угре и стали поджидать войска союзного литовского князя. Но Иван III заключил союз с крымским ханом и тот совершил набег на южные земли Литвы. В таких условиях Литовский Князь не решился выступать против Москвы. Больше месяца стояли московские и ордынские войска на реке Угре. После первой неудачной попытки переправиться через реку Орда уже не решалась вступить в бой. Наступили ранние холода, занесло снегом траву, которую не успели съесть ордынские кони. И 11 ноября 1480г татары повернули обратно. Ордынское владычество закончилось.

Политику Ивана III продолжил его сын Василий III. К 1510г он объединил все русские земли, они были воссоединены в границах единого государства.

В образовании русского централизованного государства были свои существенные особенности. Катастрофические последствия монгольского нашествия задержали экономическое развитие Руси, положили начало ее отставанию от передовых западноевропейских стран, избежавших монгольского ига. Политическая централизация на Руси значительно опередила начало процесса преодоления экономической разобщенности страны и была ускорена борьбой за национальную независимость, за организацию отпора внешней агрессии.


8. Достижения и особенности русской культуры XIII-XV.

Монголо-татарское нашествие самым губительным образом отразилось на древнерусской культуре. Многие города, культурные центры земель, были обращены в руины, архитектурные и художественные памятники безвозвратно погибли. Между тем условием самого национального возрождения действительно было возрождение и развитие культурное. Сохранение и приумножение культурного наследия было фактором духовного выживания. На Русь еще обрушивались частыми волнами татарские рати, а безвестные книжники уже разыскивали и переписывали немногие уцелевшие рукописи. Работа по сохранению наследия тесно переплелась с созданием новых произведений. Возрождалось летописание. В литературе как никогда сильно зазвучала новая тема — тема патриотизма, призыва к борьбе против ордынского ига, надежды на освобождение Руси.

Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.
Конец XIV-XV в. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу.

9.Эпоха Ивана IV :основные направления внутренней и внешней политики.

Правление с 1533-1547(опекунство) с 1547-1584(фактическое правление).

^ Внутренняя политика. Цель: создание единого, централизованного государства.

1этап внутренней политики: реформы избранной рады 1547-1560. Реформы проходили мирно, постепенно.

1)Реформа государственного управления.

  • Введение царского органа (Иван Грозный-первый царь)

  • Введение земского собора - собрание представителей боярства, духовенства, служилых людей для обсуждения предложений и преобразований. Специфика Земского собора - не ограничивал, а поддерживал царя. Собор всецело зависел от царя.

  • Политический строй: сословно-представительная монархия. Монархия так как царь во главе, сословно-представительная монархия-все органы не ограничивали его власть.

  • Боярская дума - высший законодательный орган при царе. Новые центральные органы управления- приказы. Каждый приказ ведал определенными делами.

2)^ Реформа местного управления. Она упразднила систему кормлений. В уездах были учреждены должности губных старост. Их избирали землевладельцы округа из своей среды. В городах избирались городовые приказчики. Выборные органы имели большие права: они вершили суд, следили за порядком, за соблюдением закона, осуществляли сбор податей.

3)^ Судебная реформа. Был принят новый Судебник. В нем был увеличен размер пожилого при переходе крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день, ужесточались наказания лихим людям, вводились наказания за взятки, ограничивались права наместников.

4)^ Церковная реформа. Принятие стоглавого собора. В соответствие с задачами централизации собор привел к единообразию церковные обряды, признавал всех местных святых общерусскими, разработал правила поведения для духовенства. Произошло укрепление позиций церкви как идеологической опоры самодержавия. Одновременно с этим введено ограничение накопления церковью богатств

5)^ Военная реформа. Ограничилось местничество - на высшие военные должности назначались люди, проявившие воинский талант, независимо от знатности рода. Стали создаваться стрелецкие полки. Стрельцом мог стать любой свободный человек. В 1556г принято «Уложение о службе», определявшее точные нормы обязательной службы в царском войске для всех землевладельцев. С каждых 100 четвертей земли один вооруженный конный воин.

6)^ Налоговая реформа - упорядочила налогообложение и ввела его дифференциацию в зависимости от сословной принадлежности.

2этап 1560-1584гг

Иван Грозный учредил в стране особый порядок: опричнину от слова оприч (кроме). Этот порядок предусматривал разделение всей территории государства на две части: опричнину, взятую в особое царское управление, и земщину, которой должны были ведать бояре. Землевладельцы должны были покинуть свои вотчины, им предоставлялись земли в отдаленных местах. Владения выселенной знати передавались опричникам. Земщина платила налоги и содержала опричнину. Опричнина разорила земли и ослабила экономику. Было создано опричное войско, которое было призвано «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену. В 1572г опричнина была отменена.


^ Внешняя политика.

Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись:
а) на юго-востоке и востоке — борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири;
б) на западе — борьба за выход к Балтийскому морю;
в) на юге — защита страны от набегов крымского хана.

а) ^ Юго-восточное и восточное направления. Образовавшиеся в результате распада Золотой Орды Казанское и Астраханское ханства постоянно угрожали русским землям. Они держали в своих руках Волжский торговый путь. В результате: к России были присоединены Казань, Астрахань, Чувашия, Башкирия и весь Волжский торговый путь.

б) ^ Западное направление. Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну. Война приобрела затяжной характер, в нее оказались втянуты несколько европейских держав. Неудача Ливонской войны в конечном счете явилась следствием экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками. Разорение страны в годы опричнины лишь усугубило дело.

в) ^ Южное направление. Крымские ханы совершали набеги на южные области России. Правительство Ивана IV не считало возможным прямую конфронтацию с Крымом, поэтому ограничилось оборонительными мерами. В 50-е годы началось строительство Засечной черты - оборонительной линии из крепостей и естественных преград.

10. Достижение и особенности русской культуры конца XV - XVII вв.

В Московский период заметны несколько тенденций в развитии культуры.
1. Происходит дифференциация культуры — появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.
2. Огромное значение для развития просвещения имело книгопечатание. (В Европе первую книгу в 1450 г. отпечатал Иоганн Гуттенберг). Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В литературе появился новый жанр — сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («Повесть о Шемякином суде» и др.). В XVII в. в русской живописи появляется такой жанр, как портрет. Родоначальником портрета стал Семён Ушаков, талантливый иконописец. В XVII в. в архитектуре утвердился русский национальный стиль — московский шатровый. Характерным для этого стиля считается царский дворец в селе Коломенском под Москвой.
3. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ней светских элементов.
4. Наряду с храмовым зодчеством получило распространение частное каменное строительство, которое могли себе позволить князья, купцы, бояре. В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церковные книги.
5. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной сфере.
6. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение — ^ Славяно-греко-латинская академия. (В Европе университеты появились в XI-XIII в.) Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, наряду с богословскими сочинениями писал светские стихотворения и пьесы, которые ставились в придворном театре.
7. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также подконтрольную государству.
Официальной идеологией стала апология самодержавного правления. Московские правители начиная с Ивана IV считали себя помазанниками Бога, выступали за жесткое централизованное управление, неограниченный характер царской власти, требовали безоговорочного подчинения себе, включая церковь. Бунт, крамола, богохульство, ересь и т. д. осуждались церковью и жестоко наказывались. Универсальное руководство для организации семейной, повседневной жизни — «Домострой»составил в середине XVI в. духовник Ивана Грозного Сильвестр, член Избранной рады.
Развивается народная культура — фольклор (предания, песни, сказки), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), танцы, изобразительное и декоративное искусство, праздники годового цикла, обычаи.

11. Россия в начале XVIIв. Смутное время: причины, ход событий и последствия.
Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны: разорение экономики, рост социального напряжения.

Причины Смуты в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (Литвы и Польши) в дела Московского царства.

В развитии московской Смуты ясно различаются три периода.

1) династический - борьба за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского.

2) социальный - междоусобная борьба общественных классов и вмешательство в эту борьбу иноземных правительств.

3)Национальный - время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М.Ф.Романовым во главе.
После смерти Ивана Грозного (1584) остались два его сына: Федор и малолетний царевич Дмитрий. Вступивший на престол Федор был не в состоянии править, поэтому на престол стали выдвигаться второстепенные боярские роды — Юрьевы, Годуновы. Борис Годунов в 1598 г. короновался. Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными. Разразился страшный голод и мор. Начало Смуты относится к известию, будто царевич Дмитрий жив, из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно. Самозванца звали Григорий Отрепьев, это был беглый монах. В разгар войны в 1605 Борис Годунов скончался, 20 июня 1605 г. Лжедмитрий вошел в Москву. Вскоре началось недовольство московских подданных царем, который не соблюдал старых русских обычаев обрядов, пришедшие с ним поляки обижали и оскорбляли москвичей. В ночь на 17 мая 1606г бояре с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя. Руководитель боярского заговора князь Василий Шуйский стал новым царем.

При своем воцарении Шуйский обещал никого не казнить и не наказывать конфискацией имущества и не слушать ложные доносы, но эта присяга оказалась ложной. Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания. В Стародубе явился второй Лжедмитрий. Под знаменами самозванца собрались не только представители угнетенных народных низов, но также часть служилых людей, казаки, большие отряды польских и литовских авантюристов, стремившихся обогатиться. Собрав войско, Лжедмитрий подступил к Москве и расположился станом в подмосковном селе Тушино. Шуйский обратился за помощью к шведам. Однако вмешательство шведов в русские дела, привело к ссоре с Польшей, которая решила использовать смуту в своих интересах. 1610г. Шуйский был свергнут с престола. После свержения Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Во главе правительства оказалась боярская дума - "князь Ф. И. Мстиславский с товарищами" ("семибоярщина"). Чтобы избавиться от Лжедмитрия, бояре решили избрать на московский престол польского королевича Владислава. Москва 27 августа присягнула королевичу Владиславу, при условии сохранения православной веры. Однако, Владислав не принимал православия и не ехал в Россию, правление поляков в Москве возбуждало все большее неудовольствие.

^ Во главе национальной оппозиции в это время становится патриарх Гермоген. Гермоген стал обращаться к русским людям с прямыми призывами к восстанию на защиту церкви и отечества. Весною 1611 г. к Москве подступило земское ополчение и начало его осаду. Пришедшее под Москву земское ополчение состояло из 1)дворян и боярских детей, во главе стоял Ляпунов, 2)казаки, во главе которых стояли Трубецкой, Заруцкий. Первое Земское ополчение закончилось неудачей, так как было много разногласий между руководителями ополчений.
^ Второе земское ополчение стало собираться в Нижнем Новгороде во главе с Мининым, Пожарским. Обессиленные голодом, поляки, сидевшие в Кремле, сдались и оба ополчения торжественно вступили в Москву. Временное правительство Трубецкого и Пожарского созвало Земский собор. Земский собор, заседавший в январе и феврале 1613 г., был по составу наиболее полным из московских земских соборов: на нем были представлены все классы населения (за исключением холопов и владельческих крестьян). Земский Собор 21-го февраля 1613 г. избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова.

^ Последствия смуты.
1. Экономические – разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения страны.
2. Политические - изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян.
3. Культурные: стремление обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии. Это усилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.

12.Россия в XVII в: социально-экономическое и внутриполитическое развитие.

17 век для России начался с кризиса правящей династии Рюриковичей, смуты, самозванцев, вмешательства иностранных государств. Стабилизировал смуту Земский собор 1613 года, на котором избрали Михаила Романова.

В 17 веке укрепилось классовое деление: Соборное уложение 1649 года установило начало крепостного права. Уложение отменило "урочные лета", то есть годы, когда крестьянам был разрешен переход от одного помещика к другому, тем самым юридически оформив процесс закрепощения крестьян. Были установлены штрафы за принятие беглых крестьян; помещик получал право неограниченного распоряжения личностью и имуществом крестьянина, суда над крепостными. Уложение подробно регламентировало меры наказания за различные виды преступлений. Наказание обуславливалось классовой принадлежностью обвиняемого. Роль Земского Собора и вообще сословно-представительных органов упала. Главное – тенденция к абсолютной монархии.
Народные движения 17 века вошли в историю России под названием ^ Бунташный век.
1648 – Соляной бунт. Московское восстание 1648 года было реакцией низших и средних слоев населения на политику правительства боярина Бориса Морозова. В 1646 году дополнительной пошлиной были обложены активно использующиеся в быту товары. В том числе налогом была обложена и соль, что вызвало её подорожание и недовольство населения. Бунт был подавлен, но Царь пошёл на уступки восставшим: было отменено взыскание недоимок.
1662 – Медный бунт. Произошедшее в Москве восстание городских низов против выпуска медных копеек. В XVII веке в Московском государстве не было собственных золотых и серебряных рудников, и драгоценные металлы ввозились из-за границы. На Денежном дворе из иностранных монет чеканили русскую монету. Затяжная война с Речью Посполитой из-за Украины потребовала огромных расходов. Чтобы найти деньги на продолжение войны А. Л. Ордин-Нащокин предложил выпускать медные деньги по цене серебряных. Налоги собирались серебром, а жалованье раздавалось медью. Вскоре чрезмерный выпуск ничем не обеспеченных медных денег, привёл к обесцениванию медных денег. Несмотря на царский указ, все товары резко подорожали. Бунт был подавлен. Однако в 1663 году в Москве была возобновлена чеканка серебряной монеты.

1668 – 1676 – Соловецкое восстание. Восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона (креститься тремя перстами). Из-за отказа монастыря принять нововведения правительство приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. На Соловки прибыли царские полки и заняли монастырь, истребив восставших монахов.

1682 – Стрелецкий бунт. Бунт московских стрельцов, недовольство которых назревало долгое время в течение царствования Федора Алексеевича (пустая казна, злоупотребление положением командиров и т.д.), в результате которого власть была передана царевне Софье (его сестра).

13.Внешняя политика России XVII в

После Смутного времени России пришлось надолго отказаться от активной внешней политики. Однако по мере восстановления хозяйства и стабилизации положения внутри страны царское правительство начинает решать насущные внешнеполитические задачи.
Внешняя политика России во второй половине XVII в. определялась тремя главными задачами:

1. борьба за дальнейшее воссоединение Украины и Белоруссии с Россией;

2. оборона южных рубежей страны от турецко-татарской агрессии;

3.получение выхода к Балтийскому морю.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания iconЭкзаменационные вопросы по «отечественная история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «отечественная история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «отечественная история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «отечественная история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания icon1. История как наука. Методология и теория исторической науки. Методы...
Во всех вузах России по новому госстандарту изучается Отечественная история, заканчивается экзаменом
1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания iconПрограмма курса история как наука. Место России в мировом сообществе
История как наука. Методология и методы исторического исследования. Формационный и цивилизационный подход к изучению истории. Понятие...
1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания iconВопросы к экзамену для студентов 2 курса фмф но дисциплине «Педагогика»
История образования и педагогической мысли как наука, основные функции. Этапы становления педагогики
1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания icon1. Предмет отечественной истории. Сущность, формы, функции исторического знания
Методы и источники изучения отечественной истории: понятие и классификация исторического источника
1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания iconВопросы к экзамену (дифференцированному зачёту, зачёту) по дисциплине...
История как наука. Объект и предмет исторического познания. Принципы и методы исторических исследований
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница