1. Навука гісторыя: прадмет, задачы І месца ў сучасным грамадстве. Функцыі гісторыі I тыпы гістарычных ведаў. Гiсторыя Беларусi як неад`емная частка сусветнай гiсторыi. Предмет история


Название1. Навука гісторыя: прадмет, задачы І месца ў сучасным грамадстве. Функцыі гісторыі I тыпы гістарычных ведаў. Гiсторыя Беларусi як неад`емная частка сусветнай гiсторыi. Предмет история
страница1/8
Дата публикации06.06.2013
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

1.Навука гісторыя: прадмет, задачы і месца ў сучасным грамадстве. Функцыі гісторыі i тыпы гістарычных ведаў. Гiсторыя Беларусi як неад`емная частка сусветнай гiсторыi.

Предмет история - это изучение прошлого, стран, народов, всего человечества, отдельных сторон жизнедеятельности общества, выявление закономерности и тенденции исторического процесса.

Усвоение и использование учебно-исторической информации связаны с анализом закономерности и особенности государственно-политического социально-экономического, культурного и духовного развития белорусского народа и формирование на этой основе к самореализации в современных условиях.

^ Функции истории:

1Интеллектуально-развивающая (познавательная)

2Мировоззренческая. Состоит в том, что с помощью истории формируется взгляд на мир и общество.

3Политическая. С помощью истории вырабатывается правильный политический курс.

^ Типы исторических знаний

История делится на: гражданскую, экономическую, военную, искусств, социальную. По широте изучаемого объекта история делится на мировую и историю отдельных стран.

^ Задачи истории:

1Изучение исторического процесса

2Объяснение явлений, событий и процессов с позиции объективности

3Воспитание патриотизма

История тесно связана с другими науками: социологией, психологией, философией. На этом взаимодействии происходят другие науки: историческая география, историческая геология, философия истории, экономическая история; социальная история, военная история, история государства, история религии, этнографии, археологии.

По широте объекта изучения история делится на: 1. Всеобщую историю; 2. Историю континентов. 3. Историю отдельных стран и народов.

История Беларуси - неотъемлемая часть всемирной истории.


^ 2.Разнастайнасць гiстарычнага працэсу. Крытэрыі яго перыядызацыі: археалагічны, марксісцкі, цывілізацыйны.

В своем развитии исторический процесс прошел 3 стадии:

1)Историческая мысль древнего мира

2)Средневековье и возраждение

3)Нового и новейшего времени

На первом этапе исторический процесс представлялся как результат воли божеств или деятельности отдельных героев. Представлен следующими известными историками: Герадот, Полибий, Тит Ливий.

На этапе средневековья история представлялась с позиции идеализма. На этапе возраждения по мнению итальянского ученого Маккиавелли на развитие истории влияют экономические процессы.

На этапе нового времени были сформированы новые подходы на исторический процесс:

1.Принцип историзма. Разработан был Дж.Викко.

2.Генетичексий подход Иогана Гербера, по которому история развивается благодаря передачи традиций.

3.Теория классовой борьбы. Разработана франц. ученым Гизо, Тьери, Минье.

4.Принцип исторического материализма. Авторы - Маркс и Энгельс. На исторический процесс влияет конфликт производительных сил и производственных отношений.

На этапе новейшего времени был выработан цивилизационный подход. (Авторы: Н.Я.Данилевский; Осфальт Шпенглер; Арнольд Тойнби) Они отрицали наличие всемирной истории, утверждая, что это выдумки ученых. Они говорили, что есть история отдельно взятых локальных цивилизаций, каждая из которых проходит определенные этапы в своем развитии.

Периодизация истории - это выделение хронологично последовательных этапов в общем развитии человечества.

Система класссификации исторических этапов называется критерием периодизации истории. Критерии бывают: 1. Археологический; 2.Марксистский; 3. Цевилизационный.

1.Археологи выделяют исторические эпохи по основным материалам для изготовления приспособлений труда. Каменный век делится на: палеолит, мезалит, неалит. Потом идут бронзовый и железный век.

2.К.Маркс и его последователи отличают исторические эпохи по формам частной собственности, связанных в развитием классов и государства.

К.Маркс назвал эти эпохи общественно-экономическими формациями. К ним относятся: Первобытная; Рабовладельческая; Феодальная; Капиталистическая; Социалистическая общественно-экономическая формация (возвращение к общей собственности); Коммунистическая

3.Цивилизационный подход - это современный подход, который оспаривает марксистскую логику развития исторического процесса, при котором общественная собственность отстраняет человека от условий и итогов труда, подрывает инициативу, делает человека винтиком государственно-бюрократической машины.

С 90-х годов XX ст. на постсоветском пространстве начался процесс приватизации частной собственности, мелкого бизнеса рыночной экономики, приватизация государственной собственности.

Главной производственной силой является сам человек, с его потребностями, способностями, знаниями и навыками, желанием и волей.


^ 3.Структура і тыпы цывілізацый, дынамiка іх развіцця. Гістарычныя цыклы і іх заканамернасці.

Термин цивилизация был введен в оборот французскими просветителями 18 века, которые понимали под ним такое состояние гражданского общества, которому присуще свобода, справедливость и правовой строй.

Морган и Энгельс понимали под цивилизацией этап развития истории, наступающий вслед за дикостью и варварством.

Цивилизации условно делят на мировые и локальные

МИРОВЫЕ цивилизации:

1.Неалитическая - 10 тыс. лет

2.Раннеклассовая -

3.Античная - 12 век до н.э. до 5 тыс. лет

4.Средневековая - 5-14 век до н.э.

5.Прединдустриальная - с 14 века до 1730 года

6.Индустриальная - 1732 - 1970 год

7.Постиндустриальная - 1973 - 2130 год

Мировые цивилизации - это этап в развитии человека (сверхдолгосрочный), характеризующийся определенным уровнем потребностей, строем политических и экономических отношений, уровнем духовного развития.

Локальные цивилизации выражают культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико-географические особенности отдельной страны, группы стран, этнаса, связанных общей судьбой.

Азиатская группа - Китай, Япония; Западно-Европейская - Испания, Франция; Северо-Азиатская; Восточно-Европейская.

Локальные цивилизации делятся на: Западную и Восточную

^ Структура цивилизации:

V. Духовное воспроизводство

IV. Государство и право

III. Экономический способ производства

II. Технологический способ производства

IЧеловек, семья, народонаселение

^ Почему и как происходит смена одной цивилизации в другую? Потому что господствующая цивилизация изжила свой срок и исчерпала свой потенциал. Процесс смены цивилизации начинается с нижнего и верхнего этажей, с кризиса потребностей и духовного мира, но он не может измениться пока не произойдут радикальные перемены в технологическом и экономическом способах производства, в социальном и политичесчком строе.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ. Под историческим циклом понимается период времени от рождения новой исторической системы, которая проходит последовательные фазы в своем развитии до следующего переворота, когда утверждается новая система.

^ Классификация исторических циклов.

Принято различать: краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные, сверхдолгосрочные.

Краткосрочные (1-3 года) судьбу страны не меняют (например, гражданскавя война).

Среднесрочные (10-20 лет) связаны со сменой периода активности людей, обновлением машин, формированием международных союзов: коллективизация, НЭП.

Долгосрочные (полувековые цифры) связаны с изменениями на 2,3,4 этапах

Сверхдолгосрочный длится 1 000 лет, объединяет несколько многовековых циклов

Исторический процесс имеет волнообразный, спиралевидный характер

Исторические циклы характеризуют повторяемость, ритмичность исторического процесса.


^ 4.Навука i рэлiгiя аб паходжаннi чалавека на зямлi: асноўныя канцэпцыi.

Основные концепции происхождения человека на земле:

1)Эволюционная (материалистическая)

2)Религиозная (идеалистическая)

3)Космогенная (тиософская)
1.Самая известная - эволюционная. Её автором был Чарлз Дарвин. В 1859 году он издал книгу “Происхождение видов”, в которой доказывал, что современные живые существа появились в результате натуральных природных процессов без помощи Бога-творца.

2.В основе религиозной концепции лежит представление всего живого по воле бога. Ученые-креацианисты выступают против эволюционной концепции и считают, что свет, земля, жизнь и человек - всё сотворил Бог-творец. Свидетельство этому - летопись окаменений, которые остались после потопа. В начале XX ст. на горе Арарат был найден Ноев Ковчег, оставшийся после потопа, на котором спаслась вся семья Ноя и их домашние животные.

3.Тиософская концепция представлена системой взглядов Бровадской. Её концепция была изложена в 3-х томах “Тайная доктрина”, которая в свою очередь является комментарием книги Цзиан. Согласно тиософской точки зрения творцом космоса является извечно существующая Бессознательная жизнь. Сторонники космогенной концепции утверждают, что люди прибыли на планету с космоса с других планет. Но пока никому не дано дать окончательную истину и доказать свое мнение.


^ 6.Узнікненне і развіцце першабытнай гаспадаркі на тэрыторыі Беларусі, яе асноўныя рысы і асаблівасці.

Первое проникновение человека на Беларусь произошло 100-35 тысяч лет тому назад. Скорее всего стародревние люди проникли на юго-западную Беларусь по долинам рек Днепра, Десны, Сожа и Припяти в середине палеолита во время ледникового периода.

Стародревние стоянки на Беларуси: д.Юровичи (Гомельская область), д.Бердыж (Чечерский район; 26 тыс. лет - 23 тыс. лет тому назад).

Тогда уже была раннеродовая община. При коллективном распределении продукты раздавались поровну, род был по матери. Люди использовали язык.

10-15 тысяч лет тому назад на Беларуси наступила эпоха мезалита - появились краманьонцы - наши предки. Наступает потепление климата, увеличивается количество населения, распространяются лук и стрелы как новый вид оружия. Известно уже больше 120 стоянок людей на речных долинах белорусских рек.

Начинает развиваться первое земледелие, первым злаком был ячмень. В животноводстве первой была приручена собака, потом мелкая рогатая скотина,коровы, свиньи и т.д.

Технический переворот привел к частной собственности, появляются бедные и богатые семьи, роды. Люди начинают вести оседлый образ жизни, появляются селения, окруженные стенами.

Особенности эпохи неалита:

1.Общественный раздел труда (охота, рыболовство, животноводство и земледелие)

2.Выделение ремёсел, строительство, добыча кремня

3.Формирование представлений, которые управляют работой и жизнью людей (жрецы, вожди, воины)

4.Развитие наук (астрономии, биологии, арифметики, медицины, агрономии)

5.На лучшие природные ресурсы утверждается общинная собственность

6.Специализация семей привела к обмену продуктами труда, возникают родовые общины в районах плодородных земель.

Всё чаще случаются военные столкновения, но регулировать их некому, так как нет государства.Роль мужчин возрастает, патриархат сменяет матриархат. Начался распад первобытного общества.


^ 7.Эканамічнае развіццё беларускага рэгіёна на этапе разлажэння першабытнага ладу. Станаўленне феадальнага спосабу вытворчасці ў VІІ-VІІІ стст.

Основа развития сельского хозяйства в 7-8 столетии - это земледелие. Земледельцы всё больше использовали орудие труда с железными наконечниками и другими железными деталями (соха, коса, плуг, серп). Сеяли пшено, ячмень, гречку, лен. Разводили животных - коров, лошадей, быков, свиней, кур. Это давало мясо, молоко, шкуру и т.д. Урожаи позволяли существовать отдельной небольшой семье. Необходимость в патриархальной родовой общине отпала. Утверждалась новая форма общины - сельская соседская община, в основе существования которой лежили не кровно-родственные, а территориальные и экономические связи между её членами. Первобытный строй постепенно уступает место феодальному. Родовую общину сменила сельская. Одновременно с установлением соседской общины развивалось понятие о личной собственности. Самое главное право владения - это владение на землю. Одновременно с землей в зависимость к новому классу (феодалам) попадали и крестьяне. Однородная масса крестьян-общинников перестала существовать. Вместе со свободными крестьянами существовали смерды (зависимые от феодалов), закупы (временнозависимые, до момента возврата отдолженных денег или продуктов), радовичи (временнозависимые, связанные с феодалом какими то договорными обязательствами), была и категория домашнимх рабов - холопы. Феодализм обозначает деление общества на 2 класса - феодалов и зависимых крестьян. Основной формой эксплуатации была отрабатываемая рента и дань, которую собирали князья.

Сложились 2 основные формы феодального землевладения - вотчинное и поместное.

Вотчинное владение давало право владельцу продавать, дарить, делить, передавать по наследству землю вместе с крестьянами, которые живут на ней.

Поместное землевладение предусматривало только право пользования участком земли за службу князю.

В это время развивалось ремесло: гончарство, отделка шкур, кузнецкое дело.

Но ремесленники продукцию делали только под заказ, это связано с тем, что внутренний рынок был очень не развит.

Отделение ремесла от сельского хозяйства в свою очередь вызвало развитие постоянного внутреннего торга - создавались специальные места, где проводился торг: рынки. Развитие торговых отношений с другими территориями привело к появлению на нашей территории большого количества монет.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

1. Навука гісторыя: прадмет, задачы І месца ў сучасным грамадстве. Функцыі гісторыі I тыпы гістарычных ведаў. Гiсторыя Беларусi як неад`емная частка сусветнай гiсторыi. Предмет история iconПытанні да экзамену па курсу “гісторыя беларусі”
Гісторыя Беларусі як навука І вучэбная дысцыпліна. Роля гісторыі ў сучасным грамадстве
1. Навука гісторыя: прадмет, задачы І месца ў сучасным грамадстве. Функцыі гісторыі I тыпы гістарычных ведаў. Гiсторыя Беларусi як неад`емная частка сусветнай гiсторыi. Предмет история iconПытанні па крыніцазнаўству гісторыі Беларусі
Праблема класіфікацыі гістарычных крыніц. Тыпы І віды крыніц па гісторыі Беларусі
1. Навука гісторыя: прадмет, задачы І месца ў сучасным грамадстве. Функцыі гісторыі I тыпы гістарычных ведаў. Гiсторыя Беларусi як неад`емная частка сусветнай гiсторыi. Предмет история iconМетадалогія гісторыі
Класіфікацыя навук. Месца гістарычнай навукі ў сістэме грамадска-гуманітарных ведаў
1. Навука гісторыя: прадмет, задачы І месца ў сучасным грамадстве. Функцыі гісторыі I тыпы гістарычных ведаў. Гiсторыя Беларусi як неад`емная частка сусветнай гiсторыi. Предмет история iconПытанні да экзамена па гісторыі новага часу (ч. 1) для спецыяльнасці...
Прадмет, асноўны змест І перыядызацыя першага перыяду новага часу, паняцце мадэрнізацыі
1. Навука гісторыя: прадмет, задачы І месца ў сучасным грамадстве. Функцыі гісторыі I тыпы гістарычных ведаў. Гiсторыя Беларусi як неад`емная частка сусветнай гiсторыi. Предмет история icon27. Гістарычныя погляды М. М. Шчарбатава. “Гісторыя Расійская са старажытнейшых часоў”
Мэта складання сваёй гісторыі ён бачыць у лепшым знаёмстве з сучаснай яму Расеяй (хоць часам глядзіць на гісторыю, як навуку, якая...
1. Навука гісторыя: прадмет, задачы І месца ў сучасным грамадстве. Функцыі гісторыі I тыпы гістарычных ведаў. Гiсторыя Беларусi як неад`емная частка сусветнай гiсторыi. Предмет история iconГрафік сурс для студэнтаў 3 курса, спецыяльнасць “Гісторыя” у 1 сям....
Гісторыя сялянства Беларусі са старажытных часов да нашых дзён. У 3 т. Т гісторыя сялянства Беларусі ад рэформы 1861 г да сакавіка...
1. Навука гісторыя: прадмет, задачы І месца ў сучасным грамадстве. Функцыі гісторыі I тыпы гістарычных ведаў. Гiсторыя Беларусi як неад`емная частка сусветнай гiсторыi. Предмет история icon1: Прадмет, значенне и мэты курса «Гисторый Беларуси». Асноуный падыходы...
Зучается прошлое и современность бел народа. История Белоруси насчитывает ни одно тысячалетие, она представляет собой важную составную...
1. Навука гісторыя: прадмет, задачы І месца ў сучасным грамадстве. Функцыі гісторыі I тыпы гістарычных ведаў. Гiсторыя Беларусi як неад`емная частка сусветнай гiсторыi. Предмет история iconДваццацігоддзе, адлічваемае ад сярэдзіны 60-х гадоў, было ў гісторыі...
Прынамсі, толькі трагікамедыі А. Макаёнка «3 кірмашу» (1967) не пашанцавала прарвацца скрозь ІХ, хоць па-сапраўднаму вострых п'ес...
1. Навука гісторыя: прадмет, задачы І месца ў сучасным грамадстве. Функцыі гісторыі I тыпы гістарычных ведаў. Гiсторыя Беларусi як неад`емная частка сусветнай гiсторыi. Предмет история icon1. Предмет, метод и задачи курса «история экономики». История экономики
История экономики – это наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии, с древнейших времен до наших дней
1. Навука гісторыя: прадмет, задачы І месца ў сучасным грамадстве. Функцыі гісторыі I тыпы гістарычных ведаў. Гiсторыя Беларусi як неад`емная частка сусветнай гiсторыi. Предмет история iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница