Журнал "Сверхновая американская фантастика", в номерах 5,6 за 1994 и 1,2 за 1995


НазваниеЖурнал "Сверхновая американская фантастика", в номерах 5,6 за 1994 и 1,2 за 1995
страница1/29
Дата публикации07.06.2013
Размер3.06 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
===========================================================================
Colin WILSON

Mind Parasites

(c) by the author, 1968

Паразиты сознания

перевод - Сергей Фролов

журнал "Сверхновая американская фантастика",

в номерах 5,6 за 1994 и 1,2 за 1995,

Москва, НИЦ "Ладомир".
(предыдущие переводы на русский язык - Н.Коптюг, г.Нальчик; А.Швабрин,

журнал "Сибирские огни".)
OCR, spellcheck - Constantine Vetlov, keen@keen.ru, http://www.keen.ru
15.X.1999
===========================================================================
Колин УИЛСОН
ПАРАЗИТЫ СОЗНАНИЯ

Августу Дерлету, подсказавшему идею

этой книги
"Прежде, чем я умру, я должен найти

способ поведать об одной сокровенной

тайне, о которой я еще не говорил -

нет, речь пойдет не о любви и не о

ненависти, и не жалости или презрении,

а самом дыхании жизни, которое

врывается в наш мир свирепым потоком из

неведомых далей и привносит с собой

безграничный ужас хладнокровной мощи

нечеловеческих сущностей..."

Бертран Рассел

(из письма к Констанции Маллесон,

1918 г. опубликовано в книге

"Мое философское развитие")

Мы не приносим извинения за то, что посвятили весь третий том

"Кембриджской Истории Атомного века" публикации этого важного

документа, известного под названием "Паразиты сознания", автор -

профессор Гилберт Остин.

"Паразиты сознания" - документ, смешанный по своей структуре,

он состоит из различных записок, магнитофонных записей и

письменного изложения бесед с профессором Остином. Его первое

издание в объеме вдвое меньшем, чем нынешнее, было осуществлено

вскоре после исчезновения профессора Остина в 2007 году, но еще до

того, как экспедиция капитана Рамзая обнаружила "Палладу". В то

время документ состоял в основном из записей, сделанных по просьбе

полковника Спенсера и магнитофонных материалов, хранившихся в

библиотеке Лондонского университета под номером 12-ХМ. В следующее

издание 2012 года были включены расшифровка стенографической

записи, сделанной 14 января 2004 года Лесли Первизоном, выдержки из

двух статей Остина, написанных для журнала "Историкал Ревью" и его

предисловие в книге Вайсмана "Исторические размышления".

В новом издании сохранен прежний текст в полном объеме, а также

включены новые данные из так называемого "Досье Мартинуса", долгие

годы хранившегося у миссис Остин и ныне переданного во Всемирный

Исторический Архив. Редакторы указали в сносках[1] источники,

откуда были взяты различные разделы документа, и использовали пока

что не опубликованные автобиографические записи Остина, сделанные

им в 2001 году.

Ни одно из изданий "Паразитов сознания" не претендует быть

истиной в последней инстанции. Нашей целью было лишь изложение

событий в форме связаного рассказа. Там, где мы сочли нужным, были

добавлены выписки из философских работ Остина и небольшая выдержка

из предисловия к книге "За что мы благодарны Эдмунду Гуссерлю",

изданной Остином и Райхом. По мнению редакторов, данное изложение

событий ставит перед собой целью доказать их собственную точку

зрения, изложенную ранее в работе "К разгадке тайны "Паллады",

однако стоит подчеркнуть, что это не было для них главным. Они лишь

пытались издать все относящиеся к этой истории материалы и уверены

в том, что эта цель будет достигнута лишь тогда, когда

Северо-Западный университет дополнит настоящее издание публикацией

"Полного собрания сочинений Гилберта Остина".

Г.С. и В.П.

Колледж Св. Генриха, Кембридж, 2014 г.

(Этот раздел написан под редакцией Г. Ф. Спенсера на основе

магнитофонных записей д-ра Остина, сделанных им за несколько месяцев до

исчезнования.)

В такой запутанной истории, как эта, нет определенной начальной точки,

так что вряд ли я смогу последовать совету полковника Спенсера: "Начни

сначала и продолжай до конца". Как раз с самого начала события тяготели к

бессвязности. Пожалуй, лучше всего просто рассказать мой вариант истории

борьбы с паразитами сознания, а остальное я оставлю на суд историков.

Лично моя история началась в тот самый день 20 декабря 1994 года, когда

я вернулся домой после собрания в Мидлсексском Археологическом Обществе,

где я прочел лекцию о древних цивилизациях Малой Азии. Вечер получился

живым и вдохновляющим - нет большего удовольствия, чем выступать на темы,

близкие твоему сердцу, да еще и перед внимательной аудиторией. Добавьте к

этому прекрасный ужин, завершившийся превосходным кларетом урожая 1980

года, и вы поймете, в каком приподнятом настроении я возвращался в свою

квартиру в Ковент-Гарден.

Зайдя в прихожую, я услышал сигнал телескрина, однако едва я подошел к

нему, как сигнал прекратился. Включив блок, фиксирующий звонки, я

обнаружил, что звонили из Хемпстеда, а по цифровому коду абонента

догадался, что это был Карел Вайсман. 23.45 - поздновато, да и спать очень

хочется - я решил перезвонить ему с утра, однако, раздеваясь перед сном, я

почувствовал себя неуютно. Мы с Карелом очень старые друзья, и он частенько

названивал мне в позднее время - просил найти для него что-нибудь в

Британском Музее, где я нередко провожу свое утро. Но сейчас какая-то

неясная внутренняя тревога не давала мне покоя; я подошел в халате к

телескрину и набрал его номер. Ответа долго не было. Я уже было собрался

дать отбой, как на экране появилось лицо его секретаря:

- Вы слышали новость?

- Какую? - спросил я в ответ.

- Доктор Вайсман мертв.

Я настолько был ошеломлен, что пришлось присесть. Собрав остатки

разбегающихся мыслей, я спросил:

- Откуда же я мог слышать?

- Об этом сообщили все вечерние газеты.

Я сказал, что только вошел в дом.

- Да я вижу, - ответил он. - Я весь вечер пытался дозвониться к вам. Вы

не могли бы приехать к нам прямо сейчас?

- Но зачем? Чем я могу помочь? Кстати, как самочувствие миссис Вайсман?

- Она до сих пор в шоке.

- Да как же это случилось?

Бомгарт ответил, не меняя выражения лица:

- Он покончил с собой.

Помню, что я тупо смотрел на него несколько секунд, а затем взорвался:

- Что за чушь?! Это же невозможно!

- К сожалению, в этом нет никаких сомнений. Пожалуйста, приезжайте

поскорей.

Он собрался отключить контакт. Я заорал:

- Вы что, с ума меня решили свести? Да что там произошло наконец?!

- Он принял яд. Это все, что я знаю. Но в письме он велел связаться с

вами как можно быстрей, так что приезжайте. Мы все очень устали.

Я вызвал геликэб и принялся одеваться, поминутно повторяя в оцепении,

что этого не может быть. Карела Вайсмана я знал лет тридцать еще со

студенческих дней в Уппсала[2]. Он был во всех отношениях замечательным

человеком - умным, проницательным, терпеливым, обладал огромной энергией и

подвижностью. Этого не может быть. Такой человек никогда не пойдет на

самоубийство. О да, я, конечно, слышал, что мировая статистика самоубийств

увеличилась с середины века в пятьдесят раз и что иногда с собой кончают

люди, от которых этого совсем не ждешь. Однако известие о том, что Карел

Вайсман покончил жизнь самоубийством, равносильно сообщению о том, один

плюс один равно трем. В этом человеке не было ни единого атома

саморазрушения. При любых обстоятельствах он был меньше всего неврастеником

и наиболее целостной личностью из всех, кого я знал.

Интересно, могло ли это быть убийством? А вдруг его убил агент

Организации Центральноазиатских сил? Мне приходилось слышать и не такое -

во второй половине восьмидесятых годов политическое убийство превратилось в

точную науку. Вспомним гибель Хаммельмана и Фуллера - пример того, что даже

ученые, работающие в сверхсекретных условиях, не могут чувствовать себя в

безопасности. Однако Карел - психолог, и, насколько я знаю, он никоим

образом не был связан с правительством. Основные его доходы поступали от

огромной промышленной корпорации, которая платила ему за разработку

способов борьбы с конвейерным неврозом[3] и за исследования в области

общего подъема производительности.

Бомгарт уже ожидал меня на крыше, куда приземлилось такси. Как только

мы остались одни, я тут же спросил:

- А может быть, это убийство?

- Конечно, не исключено, но пока нет оснований для этой версии. В три

пополудни он удалился к себе в кабинет поработать и просил, чтобы его не

беспокоили. Окно у него было закрыто. Я просидел в приемной два часа. В

пять его жена принесла чай и обнаружила его мертвым. Он оставил письмо,

написанное от руки. Яд принял из стакана, который сполоснул в раковине.

Через полчаса я убедился, что мой друг действительно покончил с собой.

В противном случае его убийцей должен быть Бомгарт, во что я никогда не

поверю. Как истинный швейцарец, Бомгарт отличался умением владеть собой, но

даже он был настолько подавлен и находился в таком смятении, что невозможно

было представить себе, какой актер способен симулировать такое состояние. С

другой стороны, осталось письмо Карела. Со времени изобретения Помроем

электронно-сравнительной машины подделка подписей стала одним из редчайших

преступлений.

Покинул я этот дом скорби в два ночи, так и не поговорив ни с кем,

кроме Бомгарта. Своего мертвого друга я не увидел, да и не особенно

стремился к этому, зная, до чего ужасны лица погибших от цианистого калия.

Эти таблетки он достал у одного душевнобольного пациента буквально вчера.

Само по себе письмо оказалось весьма странным - в нем ни слова

сожаления по поводу добровольного ухода из жизни. Написано оно было

дрожащей рукой, но в довольно ясной форме. В нем он объявлял о том, какая

часть имущества должна отойти сыну, а какая - жене. Он также просил меня

стать его душеприказчиком и заняться судьбой его научных бумаг, упоминал о

той сумме денег, которая полагалась мне, а также о тех деньгах, что могут

понадобиться для публикации его работ. Мне дали фотокопию - оригинал

забрали полицейские, - но и по ней было видно, что письмо подлинное. На

следующее утро электронный анализатор подтвердил это.

Да уж, более чем странное письмо: три страницы, написанные с очевидным

спокойствием. Но почему он просил связаться со мной немедленно? А может,

стоит поискать разгадку в его бумагах? Бомгарт уже подумал об этом варианте

и целый вечер перебирал их, однако не нашел ничего, что бы оправдывало

поспешность Карела.

Основаная масса документов касалась его работы в Англо-Индийской

Компьютерной Корпорации - в них разобраться было под силу лишь

представителям фирмы. Среди остальных бумаг - множество работ по

экзистенциальной философии, трансакционизму Маслова[4] и прочее. Была там и

почти законченная рукопись книги об использовании психоделических

наркотиков.

Вот в ней-то и должен быть ключ к разгадке, решил я.

Еще в Уппсала мы с Карелом часто обсуждали проблемы смерти, границ

человеческого сознания и многое другое. Я даже делал доклад о "Египетской

Книге Мертвых", которая в оригинале называется "Ру ну перт эм хру", что

значит - "Книга движущихся при свете дня". Больше всего меня заинтриговали

символ "ночь души" и все опасности, подстерегающие бесплотный дух во время

ночных странствий в Аментет[5].

Однако Карел упорно советовал мне изучить "Тибетскую Книгу Мертвых",

отличавшуюся от египетской как небо от земли, а затем сравнить их обе. Ныне

любой студент знает, что "Тибетская Книга" является документом буддистов,

религиозная традиция которых не имеет ничего общего с древнеегипетской.

Сравнивать эти две книги мне показалось пустой тратой времени, занятием для

изощренного педанта. Однако Карел добился своего и зажег во мне

определенный интерес к самой "Тибетской Книге", о которой мы проговорили

немало вечеров. В ту пору психоделические наркотики были почти недоступными

- благодаря нашумевшим книгам Олдоса Хаксли об его опыте с мескалином они

стали откровением для наркоманов[6]. Впрочем, мы нашли статью Рене

Домаля[7], где он описывает сходные эксперименты с эфиром. Домаль окунул

носовой платок в эфир, а затем приложил его к носу. Как только он потерял

сознание, его рука опустилась, и он пришел в себя. После этого он попытался

описать собственные видения в состояния эфирного наркоза. Эти записи

страшно заинтересовали нас. Главная мысль Домаля не отличалась от вывода,

сделанного многими мистиками: несмотря на то, что он был "без сознания",

его собственные переживания казались намного реальней опыта обыденной

жизни.

Как бы мы с Карелом ни отличались друг от друга, тут мы пришли к одному

заключению: наша ежедневная жизнь есть нереальность. После этого нетрудно

понять рассказ Чжуанцзы[8] о том, как ему приснилось, что он - бабочка и

чувствует все то, что должна чувствовать бабочка и как, проснувшись, он

вдруг ощущает, что не может определить: кто он - Чжуан-цзы, которому

снится, что он - бабочка или бабочка, которой снится, что она - Чжуан-цзы.

Почти месяц мы с Карелом экспериментировали с сознанием. После

рождественских каникул мы пытались три дня продержаться без сна,

подстегивая себя кофе и сигаретами. В результате мы почувствовали, что

совершили гигантский скачок в познании самих себя. Помнится, я сказал:

"Если бы можно было жить так все время, то исчезла бы надобность в поэзии,

потому что я мог видеть дальше любого поэта". Также мы попробовали эфир и

четыреххлористый углерод, но этот опыт показался уже менее интересным. В

какой-то момент я почувствовал, как резко обострилось мое внутренее зрение

- состояние, которое мы иногда переживаем во сне, но оно было кратким, и я

едва что-либо запомнил. Он эфира разболелась голова, поэтому после двух

попыток я решил бросить это дело. Карел же считал, что его результаты

сходны с домалевскими, правда, с некоторыми отличиями. Помню, как

заинтересовали его маленькие черные точки, которые он увидел в состоянии

наркоза. Впрочем, тяжелые последствия опытов и его заставили бросить их.

Позже, став психологом-экспериментатором, он получил доступ к мескалину и

лизергиновой кислоте[9] и настойчиво советовал мне испробовать их. Но я к

этому времени имел уже другие увлечения, поэтому отказался. Об этих

увлечениях я расскажу подробней.

Столь затянутое предисловие стало необходимым, чтобы объяснить, почему

я догадался о смысле последней просьбы Карела Вайсмана. Я ведь археолог, а

не психолог, но я его старый друг и, к тому же, когда-то разделял его
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Журнал \"Сверхновая американская фантастика\", в номерах 5,6 за 1994 и 1,2 за 1995 iconAnnotation Это красивая и бесконечно добрая фантастика. Фантастика,...

Журнал \"Сверхновая американская фантастика\", в номерах 5,6 за 1994 и 1,2 за 1995 iconАббатство Даунтон Ад На Колесах АйКарли Алькатрас Альф Американская...

Журнал \"Сверхновая американская фантастика\", в номерах 5,6 за 1994 и 1,2 за 1995 iconАббатство Даунтон Ад На Колесах АйКарли Алькатрас Американская история...

Журнал \"Сверхновая американская фантастика\", в номерах 5,6 за 1994 и 1,2 за 1995 iconО боже!! Я и не думал раньше что стих и тихий однокоренные слова!! Фантастика!!!
Это не фантастика, но Другая Реальность Настоящего Подлинного Времени и Пространства Праведы, открытого для аза и закрытого для эго,...
Журнал \"Сверхновая американская фантастика\", в номерах 5,6 за 1994 и 1,2 за 1995 iconThe Livewire Guide to Going, Being and Staying Veggie!
Великобритании журнал для вегетарианской молодежи “Greenscene”. В октябре 1994 года она создала “Viva”, новую восхитительную вегетарианскую...
Журнал \"Сверхновая американская фантастика\", в номерах 5,6 за 1994 и 1,2 за 1995 icon«Некоторые аспекты детских страхов у детей в возрасте 8–12 лет»....

Журнал \"Сверхновая американская фантастика\", в номерах 5,6 за 1994 и 1,2 за 1995 iconИзд-во "Медиум", журнал "Вопросы философии", 1994. С. 25-71. Оригинал здесь: Библиотека "Вехи"
Милостивый государь, в борьбе религиозных мнений, которые существуют в Европе, не слышно голоса восточной Церкви. Молчание ее весьма...
Журнал \"Сверхновая американская фантастика\", в номерах 5,6 за 1994 и 1,2 за 1995 iconПланы семинарских занятий Дискуссия о задачах и статусе философии...
Малинова И. П. Философия права в системе юридического образования // Рос юрид журнал. 1995. №3
Журнал \"Сверхновая американская фантастика\", в номерах 5,6 за 1994 и 1,2 за 1995 iconНазвание, журнал, год
«Социальная эффективность кадровых резервов». Журнал государственная служба 2011 январь-февраль (1-69)
Журнал \"Сверхновая американская фантастика\", в номерах 5,6 за 1994 и 1,2 за 1995 iconМеждународное частное трудовое право
Республики Польша и польских граждан на территории России 1994 г. // Дипломатической вест­ник. 1994. №7-8
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница