Лекция введение. Вопросы


НазваниеЛекция введение. Вопросы
страница1/17
Дата публикации14.03.2013
Размер2.42 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > История > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ.

Вопросы:

1.Предмет, цели, задачи и структура дисциплины.

2.Источники и литература.
Понятие исторического сознания. Исторический миф. Роль исторического сознания как регулятора социального поведения людей. Историческое знание в гуманитарной культуре начала ХХ1 века. Роль теории в познании прошлого.

Принципы «целостного знания» как основа современного историзма. Цивилизационный, формационный и культурологический методы исторического познания, их соотношение и современные трактовки. Источники по Отечественной истории.

История России – неотъемлемая часть мировой истории. Понятия «общее и особенное» исторического прогресса в отечественной истории. Географический, геополитический и социокультурный факторы российской цивилизации. Основные закономерности и особенности исторического развития России.

Традиции отечественной историософской мысли и историографии Х1Х вв. Осознание самобытности русской истории (Н. М. Карамзин, Н.И. Костомаров). Рождение «русской идеи»: полемика западников и славянофилов о прошлом и будущем России.

Концепция «государственной» исторической школы об особенностях российского исторического процесса: влияние геополитического фактора; особая, доминирующая роль государства; социокультурные расколы и конфликтность развития общества; альтернативность истории (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др.)

Капиталистическая модернизация общества на рубеже веков и дискуссии о «судьбе России» ( В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский и др.)

Концепция «евразийства» (Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин и др.) об уникальном историческом пути России.

Особенности эволюции советской исторической школы.

«Русская идея» сегодня: «почвенники», либералы, евразийцы. Дискуссии о судьбе России: факторы особого, «догоняющего» типа модернизации общества, национальные особенности реформаторских процессов, революций «сверху» и «снизу», феномен российской интеллигенции, парадигмы социального переустройства России в ХХ в. Основные направления развития современной отечественной исторической науки.

Современная зарубежная историография по истории России. Специфика осознания глобальных проблем человечества и места России в мировой истории.

  1. ^ История: её сущность, предмет и цели изучения.

История - это наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходящих событий, понять и оценить ход исторического процесса.

^ Человечество, при всех зигзагах истории, продолжает наращивать свой нравственный уровень, постепенно осознавая бессмысленность насилия в решении сложнейших проблем своего существования.

Изучение прошлого возможно по трем направлениям: история событий, история людей и история идей.

^ Предмет истории обычно подразделяется по ряду параметров:

  1. По времени изучения. В исторической науке сложилось деление истории на древнюю, средних веков, новую и новейшую. Границы между ними условны и проведены историками разных периодов в соответствии со своими знаниями об исторических событиях.

  2. По изучаемым регионам и территориям. Например: история Европы, Азии, России, Сибири, Москвы, Курска, и т.п.

  3. По тематическим признакам. История политическая, военная, экономическая, культуры, науки, интеллигенции, крестьянства, религии и т.д.

Но при всех имеющихся возможностях изучения истории по различным направлениям она обладает некоторыми общими чертами и закономерностями. Прежде всего, как и все гуманитарные науки, она лишена возможности эксперимента. Историю невозможно обратить вспять, переделать заново. Прошлое - та реальность, которая не знает сослагательного наклонения. Отсюда вытекает деление исторической науки на две части: факты и их объяснение, и толкование событий, их причин и результатов.

Исторические факты, в зависимости от их подлинности, можно разделить на три группы:

  1. Общепризнанные, абсолютные факты (например, даты событий.)

  2. Предполагаемые, гипотетические факты ( например, судьба Александра 1- Федора Кузьмича).

  3. Ложные, несуществующие факты (Мать В.И.Ленина - Мария Бланк как фрейлина при дворе Александра П).

Отсюда требование к историку - не искажать факты, внимательно относится к приводимым фактам, оценке исторических источников, использованных другими авторами публикаций.

Более сложным является толкование фактов-установленных событий, или истины. Одни и те же факты историки могут трактовать по-разному.Это касается отдельных личностей (например, личности Петра1), крупных исторических событий, отдельных периодов, истории отдельной страны и т.д. Поэтому нельзя навязать людям, изучающим историю, одну точку зрения в виде бесспорной истины. Есть понятие «дискурс», включающий в себя образование, уровень культуры, политические взгляды и даже эмоциональный тип человека, которые позволяют объективно оценивать многое из того, что человек познает в ходе изучения истории.

История как предмет не может быть представлена, как хаотическое нагромождение фактов и оценок. Позиция историка или человека, изучающего историю, отличается целостным восприятием материала, пониманием многогранности причин и следствий происходящих событий Историки-профессионалы, при всем различии их концептуальных подходов, рассматривают исторический процесс как результат сложного, противоречивого взаимодействия, взаимовлияния различных политических, экономических, национальных, социальных, религиозных групп населения, а также роли отдельных «исторических личностей».Таким образом, в историческом процессе соединяются объективные и субъективные факторы (пример влияния царей, императоров, и др. лидеров на судьбы людей, события, но при этом проблемы существовали независимо от них).

Существует также понятие «альтернативная история», и потому большое значение имеют субъективные факторы, элементы, случайности, т.е. - в ряде случаев второстепенные явления, но способные в тоже время отклонить выбор того или иного исторического пути (1917 г.)

^ Принципы изучения прошлого: 1) необходимость оценки фактов в их совокупности, 2) строго определять степень их подлинности,3) анализировать факты в процессе их развития, 4) опираться на достоверные источники и видеть преемственность различных исторических периодов. Все это вместе взятой называется историческим мышлением и исторической логикой. 5) Любое историческое явление должно рассматривать только в координатах того времени, когда оно было.

ИСТОРИОГРАФИЯ - это дисциплина, изучающая развитие исторических знаний и самой исторической науки. Процесс превращения исторического знания в науку начался только в ХУП в., когда началась разработка методов критики исторического источника, возникли основы вспомогательных исторических дисциплин, появились признаки научного оформления исторических трудов (научно-справочный аппарат, примечания и т.п.).

В Древней Руси - монах Нестор составил из летописей «Повесть временных лет», дошедшей до нас в составе Лаврентьевской (конец Х1У в.) и Ипатьевской (начало ХУ в.) летописей. В ХУ1 в. появился т.н. «Русский хронограф» и др.

При Петре 1 историей России занимались близкие к нему люди: Ф.Прокопович, П.Шафиров, князь Б.Куракин, В.Н.Татищев. Академики Г.Байкр и Г.Миллер сформулировали основы норманской теории Руси. Их научным противником стал М.В.Ломоносов, положив начало антинорманнской теории.

В Х1Х в. вышла 12-томная «История государства Российского» Н.М.Карамзина. Затем появилась 29-томная «История России» С.М.Соловьева, а в 80-е г. - «Курс русской истории» В.О.Ключевского.

В досоветское время историей России занимались П.Н.Милюков, А.А.Кизеветтер, а в советское - историк - марксист М.Н.Покровский, профессор Е.В.Тарле, академик Л.В.Черепнин, появилось множество самых различных публикаций, отражавших требования партии о классовом характере исторических событий. Во второй половине ХХ в. подлинным уважением в мирвой науке пользуются имена многих российских ученых-историков: И.Д.Ковальченко, М.Я.Гефтера, Б.А.Рыбакова, В.Л.Янина, Ю.Г.Алексеева, А.А.Зимина, Р.Г.Скрынникова, Е.В.Анисимова, Н.И.Павленко, Н.Я.Эйдельмана, П.В.Волобуева, Б.В. Ананьича, В.И. Старцева, О.В.Волобуева, А.А.Данилова и многих других.

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ: дисциплина, разрабатывающая теорию, методику и технику изучения исторических источников, основным центром хранения которых являются архивы. Любой историк, изучающий то или иное время, событие, личность, не может обойтись без работы в архивах, также, как и без изучения уже вышедшей по его проблеме литературы.

Таким образом, можно сказать, что изучение истории, её сущности и предмета важно для каждого образованного человека, для интеллектуально подготовленного к различного рода информационного уровня ХХ1 века.
Лекция 2. Древнерусское государство.
Вопросы: 1.Основные факторы формирования древнерусского государства.

2.Легитимность власти в древнерусском государстве.

3.Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
1. Основные факторы формирования древнерусского государства.

Мировое сообщество славистов давно пришло к выводу, что областью зарождения праславян является район от Одера на западе до Среднего Подднепровья на востоке, вдоль реки Припять на севере до восточных и северных склонов Карпат на юге. По времени это определяется II-м тысячелетием до нашей эры. Именно тогда, по мнению лингвистов, из общего индоевропейского массива племен произошло окончательное выделение славянской языковой семьи. К этому времени праславяне уже прошли длительный путь родо-племенного сообщества.

На территории обитания предков славян и рядом с ними, по-соседству, в разные исторические эпохи проживало множество различных по численности, уровню развития племен и народностей, а также и высокоразвитых цивилизаций, среди которых можно назвать Западную и Северную Европу, Кавказ, связывавший славян с передовыми центрами Древнего Востока; Римской империей, Византией и Эллинским царством. Современниками древних славян были скифы, киммерийцы, сарматы, тавры, фракийцы, и т.д. Через территории праславян долгое время проходили самые разнообразные торговые пути из Азии в Западную Европу и обратно, а также с севера на юг.

Именно удобное географическое положение, наличие древних государств дают нам основание предполагать, что эти территории никогда не пустовали, что население там было всегда, а значит всегда существовала преемственность в развитии. Даже исчезновение целых цивилизаций не означало отсутствия их следов в последующих за ними исторических периодах. Знание достижений археологии, всеобщей истории, исследований на стыках многих наук позволяют утверждать, что связь времен всегда неизбежна, а взаимовлияние цивилизаций закономерно. Примером тому может служить существовавшая на юго-востоке Европы древняя Трипольская культура земледелия, на которую повлияла культура античного общества, Римской империи, киммерийцев и скифов, других древних цивилизаций. Вместо мотыжного земледелия здесь стало использоваться рало и тягловая сила, а патриархальная семья стала основой всей хозяйственной деятельности. Менялась и философия жизненного уклада: поселения были большие и в основном по руслам рек, жилища обмазывались глиной с построенной внутри сначала глинобитной, а затем и каменной печи. На протяжении всего периода этой культуры археологи находят свидетельства сохранности заклинательной орнаментики внешнего вида жилищ: например, фигуры женщины с изображением птиц и животных. Трипольские гончары достигли высокого художественного уровня в изготовлении керамической посуды, ее росписи, где прослеживались особенности местного колорита. По мнению ученых, ряд особенностей и черт трипольской культуры сохранились и до наших дней.

На основании многих изысканий можно сказать, что непрерывное развитие земледелия у восточных праславян началось с эпохи энеолита, периода Трипольской культуры. Именно в это время в среде уже оседлого земледельческого населения сложилось общинное и семейное начало, стали формироваться разные стороны его духовности, включившие в себя местные традиции и особенности. Т.о., в IV-III тыс. до н.э. создавалсь основа, на которой и выросла традиционная материальная и духовная культура восточных славян.

В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) прочное место у праславян заняло бронзолитейное и железоделательное производство, оказавшее большое влияние на обитателей восточноевропейской лесостепи.

В 1987 г. археологическая экспедиция обнаружила в Большекараганской долине Урала следы уникального поселения бронзового века. Ученые назвали его Аркаим и определили возраст - 3,5 тыс. лет, т.е. 1,5 тыс. лет до нашей эры. Открытие челябинских археологов и смелые выводы дают основание для разработки научной гипотезы о южноуральской прародине арийских племен. Результаты экспедиции последних лет свидетельствуют о существовании десятков укрепленных поселений бронзового века вдоль восточных отрогов Уральских гор. Эту территорию назвали "Страной городов" и протяженность её с севера на юг - около 400 км полосой в 100-150 км. Уже первые раскопки позволили академику Рыбакову связать эти урбанизированные поселения с историей древних индоарийских и иранских племен, культура которых оказала заметное влияние на многие европейские и азиатские народы. Особое внимание ученых, а также астрологов, привлекают раскопки Аркаима, архитектурный план которого являл собой две концентрические окружности с радиусом в 160 м., бывшими когда-то оборонительными стенами. К ним примыкали ячейки-жилища. Во внешнем и внутреннем кругах было 60 жилищ размером от 100 до 180 кв.м. Внутри каждого из них обязательно находились колодец и плавильная печь для выплавки бронзы. Центральная площадь служила обсерваторией. Четкость планировки и наличие среди её элементов значимых астрономических ориентиров свидетельствуют о том, что жрецы проводили сложные для того времени наблюдения за небесными объектами. Некоторые ученые проводят аналогию между Аркаимом и древней астрономической обсерваторией Стоун-хедж в Великобритании, сооруженной из гигантских каменных плит. Построенные примерно в одно время, они и находятся почти на одной и той же географической широте.

Выдающееся значение в истории всего человечества имело античное общество. Его влияние привносилось в жизнь праславян греческими мореп­лавателями, которые в поисках счастья обследовали многие уголки Земли, и в том числе причерноморские территории. Уже в VII веке до н.э. они обосновались на острове Березань, а в VI в. в этой местности возникла знаменитая Ольвия (перев.- счастливая), основанная выходцами из Милета, Ионии, островов Родоса, Хиоса и Самоса. Раскопки археологов свидетельствуют, что культура жителей северочерномрских полисов носила ярко выраженный эллинский характер. К тому же они развивались во взаимодействии с северными территориями, где проживали предки славянских племен. Помимо Греции, Рима на праславян оказывали свое влияние уже сложившиеся цивилизации скифов, фракийцев, кельтов, германцев, тавров, готов, сарматов, гуннов, аланов и многих других.

Исторически важным периодом стало так называемое в науке - Великое переселение народов, происходившее в VI-VII вв.н.э. Причем этот процесс затронул почти все континенты Земли, но особенно важно для нас - евро-азиатские территории. Великое переселение было памятно не только для славян. С переселения на Британские острова варягов и кельтов (середина - конец V в.) начал историю англов автор ранне-исторических описаний Бэда Достопочтенный; переселением из Азии в Скандинавию открывается история её народов в "ученой легенде" исландского автора ХIII в. Снорри Стурлисона и т.д. С этого же периода начал свою летопись о расселении славян и киевлянин Нестор. Но это, безусловно, не единственный источник знаний о древних славянах и их расселении. Историк XVIII в. Н. Карамзин, основываясь на множестве самых различных материалов, показал как происходила колонизация земель к востоку, северу и югу от Карпат, в процессе которого происходили ассимиляция местного населения, перегруппировки, разъединения и объединения, со­дание новых племен и т.д. В результате двух встречных славянских потоков (восточного и западного) образовалась третья ветвь, южная, создавшая новые государства, наследниками которых стали нынешняя Болгария и бывшая территория Югославии.

Расселение славян фактически закончилось в начале II тыс. н.э. на всей территории Европы: южные славяне разместились в Добрудже (северы), в Придунайской низменности проживал Союз семи славянских племен; еще западнее на берегу реки Тимок обитало племя тимочан; реки Моравы - мораване; в бассене реки Струмы - стримонцы или струмяне и т.д.

Западные славяне поселились на реках Лабы (полабские славяне), в её нижнем течении и еще реки Вислы - поморяне; вдоль притоков Дуная, Нитры, Моравы - чешские и словацкие племена, чуть севернее - польские племена и т.д.

Восточная ветвь славян сложилась в VI-X вв. и распределилась следующим образом: будущие украинцы в среднем течении Днепра - поляне, древляне, северяне; западнее от них - дулебы, воляняне, бужане; в предгорьях Карпат - хорваты, южнее - уличи и тиверцы; белорусские племена - в бассейне реки Припять - дреговичи, северо-западнее от них - полочане; русские племена в районе озера Ильмень (ильменьские славяне), в районе нынешнего Смоленска - кривичи, на Оке осели вятичи, и северо-западнее от них - радимичи.

К этому времени они уже находились на различных ступенях развития: кто-то уже имел государственную структуру, частную собственность, определенную правовую культуру, письменность и т.д., а некоторые из них еще не до конца прошли через процесс развития родо-племенной общины, когда её расслоение еще только начиналось.

Освоив или колонизировав в разное время обширные пространства южной, центральной и восточной Европы, бывшее когда-то единым праславянство оказалось в различных географических, природно-климатических условиях, в различном этнографическом окружении, что оказало сильное влияние на всю последующую историю славянских племен, а затем и госу­дарств.

Восточные славяне, ставшие основой сначала Киевской Руси, а затем и Русского государства, после окончания Балканских войн, особенно после войн с Византией, стали развиваться ускоренно с точки зрения социально-экономических факторов, ибо вожди этих племен обогатились, развивалась торговля самыми различными путями, но особенно стали исполь­зоваться реки. По берегам Волги, Днепра, Десны и других археологи до сих пор находят разнообразные предметы византийского происхождения, относящиеся к VI-VII вв. Среди этих находок посуда или её фрагменты, при чем изготовленная из драгоценных металлов, а не только из глины; дорогие женские украшения.

Главным видом деятельности славян, занимавших лесостепную часть Восточной Европы, было сельскохозяйственное производство, чему спо­собствовали плодородные черноземные почвы, орошаемые не только речными водами, но и искусственными водоемами. Так, один из византийских историков Маврикий писал о восточных славянах второй половины 1 тысячелетия:"У них многочисленные стада скота и много произведений земли, в особенности пшена и проса, которые складываются в кучи".

Однако окружающая славянские племена обстановка не всегда позволяла вести спокойную созидательную жизнь, ибо они должны были быть постоянно готовыми отбить любое нападение со стороны, а то и самим отправляться в далекие походы. Поэтому славянам приходилось сочетать в своей жизни работу на земле с жизнью воина, продолжительными походами и частыми боями, скитаниями вдали от родных мест. Возвращаясь домой, воины приносили с собой не только добычу, но и какие-то новые знания по ведению хозяйства, что вело к совершенствованию сельскохозяйственного земледелия. Так появилось производство многих злаков - пшеницы, ржи, овса, ячменя, проса, бобовых и технических культур; началось применение орудий плужного типа, серпа, косы, жерновов; создание хранилищ для произведенной в сельском хозяйстве и животноводстве продукции и многое другое. Развивалось пчеловодство и сопутствующие этим направлениям - рыболовство, охота, собирательство диких плодов. В этот период составной частью хозяйственной деятельности славян было кузнечное, ли­тейное производство и ремесленничество. Были найдены полезные ископаемые - болотная, луговая и озерная железные руды, из которых получали глину, железо для ковки различных наконечников и орудий труда, керами­ческих изделий, гончарного производства, строительства укреплений и домов.

Можно сказать, что к концу первого тысячелетия восточные славяне продвинулись по пути своего экономического развития, хотя во многих аспектах социальной жизни сильно отставали от многих народов Западной и южной Европы, Египта и ряда стран Востока, где уже существовали письменность, развивалась наука, государственность в разных её формах: от империй до демократии или республики.

В исторической науке принято считать временем формирования русского государства середину VIII века, когда по приглашению Новгородского воеводы Гостомысла туда прибыли варяги во главе с Рюриком – 862 год. Поэтому одним из факторов возникновения Древней Руси называют Призвание варягов. Было ли оно на самом деле или так потом назвали норманнское завоевание? Из этого события ясно, что славянские и финские племена, составившие далее основу государства под названием Русь, находились в ареале западного влияния. Существенно и то, что пришедшие варяги остались на этой земле не как собиратели дани, а как ее жители и быстро ассимилировались, ославянились.

2.Крещение, принятие христианства, то есть европейской религии. Русь, расположенная на перекрестке Запада – Востока, Европы – Азии, имела возможность выбора религии. Она обратилась к Византии, с которой её связывали торговые и иные отношения, бывшей в то время самой цивилизованной частью христианского мира. Империя ромеев сторонилась молодых европейских государств, традиционно считая их варварскими. Но выбирая Византию, Русь не вдавалась в конфликт православия с латинской верой, да и Крещение произошло еще до Схизмы. Поэтому принятие христианства связало русское государство не только с Византией, ибо русские князья стали еще активнее вступать в родственные отношения с королевскими дворами всей христианской Европы.

Эти два фактора, как говорилось выше, ориентировали Русь, а позднее Россию на ценности западной цивилизации.

3. Геополитический и географический факторы: евразия и степная структура Древней Руси. Отсутствие резко обозначенных естественных границ, бескрайность просторов придавали номадический характер жителям: всегда можно было перейти на другое место в поисках лучшей доли, не устраивая свой дом на одном месте, как это приходилось делать европейцам. В.О.Ключевский писал, что: «Исторически Россия, конечно, не Азия, но географически она не совсем и Европа. Это переходная страна, посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала её с Европой; но природа положила на неё особенности и влияния, которые всегда влекли её к Азии или в неё влекли Азию» {5,65}. Здесь можно добавить лишь то, что это всегда степная Азия.
2.Легитимность власти в древнерусском государстве.

Многие ученые мира считали и считают Россию страной авторитарных режимов. Как и когда закладывались основы такой системы взаимоотношений между обществом и властью одного человека над ним? Почему становилась правомерной такая власть? На эти вопросы отвечают исследования современных ученых, в частности, Соловьева К.Н из МГУ. Он считает, что легитимность власти на Руси, в Московском государстве, как основа авторитаризма в последующие века и до сегодняшнего дня, закладывалась в древние времена.

Легитимность домонгольской Руси складывалась тремя путями: 1-приглашение править землями (приглашение Рюрика, Всеслава Полоцкого в 1068 г., Владимира Мономаха в 1113 г.); 2-завоевание (Киева Олегом в 882 г.); 3 – соглашение между князем и обществом, общиной, в котором определялись права князя и обязанности общины (Александр Невский в Новгороде). Там большую роль играло вече, состоявшее из людей, имевших недвижимость, какую-либо собственность. В Киеве большую роль играла дружина и она могла в ряде случаев противостоять князю. В принципе можно сказать, что в этот период, примерно 1Х-ХП века, на Руси развитие взаимоотношений власти и общества шло в русле общеевропейских государств, где формировались в это время основы правовых отношений между сюзереном (королем ) и его вассалами (подчиненными ему землевладельцами). В Х1-ХП веках стало практиковаться соглашение по передаче престола по наследству от отца к сыну.

После завоевания Руси монголами легитимность власти в русских землях, в княжествах приняла иные формы: 1 – отордынская легитимность - ярлык от Золотой Орды на правление в своем княжестве и ярлык Великого князя Владимиро-Суздальского, так как центр Руси передвинулся из Киева на северо-восток. Ярлык, получаемый за повиновение, приношение и подарки хану Орды; 2 – прямая ордынская легитимность – когда в случае смерти князя какой-либо земли до выдачи ярлыка русскому князю устанавливалась власть представителя Золотой Орды ( но это были редкие случаи – наиболее «чистыми» формы ордынской и отордынской легитимности выступают в период правления хана Узбека (1313-1342), однако уже тогда начался процесс последовательной выработки новой княжеской легитимности, в рамках которой власть Орды не была бы главным и безусловным фактором. Можно выделить две категории предпосылок появления новых «внутренних форм» легитимности:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Лекция введение. Вопросы iconЛекция Августин о платоновских идеях и о памяти (De diversis quaestionibuslxxxiii,...
Лекция Введение. Средневековая христианская философия в американских университетах
Лекция введение. Вопросы iconЛекция №1 Курс «Метрология и стандартизация»
Введение. Предмет дисциплины. Краткие сведения из истории метрологии и стандартизации (Лекция №1)
Лекция введение. Вопросы iconЛекция Базовые экономические понятия Вопросы: Введение в экономическую теорию
Любое общество ежедневно должно решать три основные проблемы: что, как, для кого
Лекция введение. Вопросы iconЛекция Введение в менеджмент 1 Введение в последние годы в нашем...
«менеджмент» («Менедж» управлять). В вузах России начали изучать новый курс «Основы менеджмента и маркетинга». Обратиться к опыту...
Лекция введение. Вопросы iconЛекция введение в экономическую теорию
Особенное разделение труда, межотраслевой комплекс, экономическая мезоинтеграция (фпг)
Лекция введение. Вопросы iconКонспект лекционных занятий Лекция №1. Введение в курс управление...
В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции....
Лекция введение. Вопросы iconЛекция введение в экономическую теорию
Задание Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение
Лекция введение. Вопросы iconЛекция на тему: введение в физиологию
Физиология человека: в 4-х томах. Перевод с английского/ Под редакцией Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996
Лекция введение. Вопросы icon3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования
Маслов Ю. С. Введение в языкознание оглавление предисловие Введение. Что такое н наука о языке? Глава I. Сущность языка: его общественные...
Лекция введение. Вопросы iconЛекция Введение в предмет. Особенности становления цивилизаций Древнего мира
Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница