IПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса


НазваниеIПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса
страница1/14
Дата публикации15.03.2013
Размер2.2 Mb.
ТипПрезентация
userdocs.ru > История > Презентация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса .Кармин Галло (пер. Михаил Фербер)  
http://pics.livejournal.com/egorsokolov/pic/0000azta/s640x480
Он — Стив Джобс

Когда меня спрашивают, кто в России лучший оратор, я всегда оказываюсь в затруднении. Человека, которого можно было бы однозначно наградить таким титулом, просто нет. Когда же меня просят назвать лучшего оратора в мире, это очень упрощает задачу: я называю Стива Джобса. Я просмотрел десятки его выступлений, завороженный талантом этого человека. И в том, что я выбиваю эти строки на клавиатуре MacAir, не последнюю роль сыграло впечатление от этих выступлений.

Кто-то, тоже посмотревший видеозаписи, может спросить: «А где же горлопан-вожак?» — именно так некоторые представляют себе хорошего оратора. Нет горлопана, да нет и вожака. Легко, непринужденно, просто ведет себя Джобс на сцене. Он смешит аудиторию, но всегда проходит по краю пропасти, не вызывая гомерического хохота и не превращая свое выступление в комедийное шоу. Он необычно одет: водолазка, немодные джинсы и беговые кроссовки — это не то, в чем мы привыкли видеть преуспевающих менеджеров международных компаний. Как я знаю из этой книги, такой имидж тоже придуман неспроста. Он неодобрительно упоминает конкурентов, но никогда не перегибает палку, не опускается до сарказма или агрессии. Он — Стив Джобс.

Разумеется, многие люди бизнеса (да и не только) хотели бы достичь такого уровня ораторского мастерства. Что нужно для этого сделать? Как выяснят читатели этой книги — немного. Все принципы Джобса сводятся к нескольким простым и выполнимым приемам. Следуя им, можно легко и быстро усилить влияние на аудиторию во время публичных выступлений. Тут снова кто-то может спросить: «Как же стать оратором, если тебе от природы этого не дано?» А я отвечу, что идея врожденности ораторского дара — прибежище людей ленивых и не желающих учиться. Ораторский навык развивать можно и нужно. Для этого написаны сотни книг и проводятся тысячи тренингов. Но этого мало. Перед глазами должен быть пример — человек, на которого хотелось бы равняться, которому хотелось бы подражать, за которым хотелось бы следовать. Таков Стив Джобс.

Благодаря автору этой книги Кармину Галло, проделавшему если не титаническую, то очень нужную и своевременную работу, мы можем заглянуть в мастерскую одного из ярчайших ораторов наших дней. Мы можем убедиться, что булки не растут на деревьях. Иными словами, презентации не складываются сами собой, а тщательно продумываются и прилежно готовятся. Пусть ходят легенды о ловких ораторах-импровизаторах. Наш герой привык все делать тщательно, качественно и при этом оригинально. Он — Стив Джобс.

^ Радислав Гандапас,

тренер по ораторскому мастерству,

совладелец компании Oratorica

Пролог
Как быть потрясающим перед любой аудиторией


У человека может быть величайшая в мире идея — совершенно новая и способная многое изменить, но если этот человек не может убедить других людей, это ничего не значит.

Грегори Бернс

Стив Джобс — самый выдающийся коммуникатор на мировой сцене. Никто не может даже приблизиться к нему. Выступления Джобса приводят к выбросу тонн дофамина

[1] в мозги его слушателей. Некоторые люди, чтобы присутствовать на его выступлениях, преодолевают тысячи километров, а некоторые проводят всю ночь на морозе, чтобы занять в зале места получше. Когда их лишают такого удовольствия, они отказываются от присутствия. Как иначе объяснить тот факт, что некоторые из фанатов угрожали устроить беспорядки из-за отсутствия Джобса на конференции, на которой он задавал тон в течение многих лет? Именно это произошло, когда Apple объявил, что Джобс не будет выступать на Macworld Expo 2009. (Apple также сообщил, что последний раз примет участие в этой ежегодной выставке, организуемой бостонской компанией IDG World Expo.)

Вице-президент Apple Фил Шиллер заменил легендарного докладчика. Было почти невозможно соответствовать ожиданиям аудитории, но Шиллер выступил превосходно — именно потому, что использовал многие из методов Джобса. «Мы присутствуем на закате первого поколения революционеров цифровой эры, которые изобрели персональный компьютер, коммерциализировали Интернет и превратили свои компании в могущественные империи», — писал репортер Йон Фортт.

Ключевые выступления Стива Джобса являются выдающимися событиями, и случаются они достаточно редко. Разумеется, фанаты, инвесторы и потребители надеются видеть его чаще на мероприятиях Apple. Но в связи с проблемами со здоровьем, возникшими у Джобса в последнее время, и уходом Apple с Macworld Expo остается все меньше и меньше возможностей увидеть мастера за ремеслом, шлифовке которого он посвятил более трех десятков лет. (По официальной информации, Джобсу была успешно проведена операция по пересадке печени, и он надеется в самое ближайшее время вернуться к работе.) В этой книге собраны лучшие из выступлений Джобса и впервые описаны те методы, которыми он пользуется для воздействия на аудиторию. Теперь вы сможете их изучить и применять, чтобы завоевать свою аудиторию и дать ей ощущение творческого подъема, которого она будет требовать снова и снова.

Посмотрите ключевые выступления Джобса на Macworld («стивноутс», как их называют фанаты Маc) — и вам придется пересмотреть все, что вы думали о своих собственных выступлениях: что вы говорите, как вы это говорите и что видит ваша аудитория в то время, пока вы это говорите. Я написал материал в свою колонку для BusinessWeek.com о Стиве Джобсе и его навыках презентации. Эта колонка стала чрезвычайно популярной во всем мире. В ней я обращался к владельцам и Маc, и PC, которые хотели бы улучшить способы, которыми они «продают» себя и свои идеи. Небольшое количество читателей видели Джобса лично, многие смотрели видео с его участием, но подавляющее большинство не видели, как он проводит свои ключевые выступления. Эти выступления буквально открыли им глаза и заставили многих из них вновь «сесть за парту».

Чтобы узнать больше, я рекомендую вам обратиться к YouTube — в качестве дополнения к тому, что вы прочитаете на следующих страницах. В момент написания этой книги там находится более 35 000 клипов с выступлениями Стива Джобса — это во много раз превышает количество клипов с записями любых других СЕО крупных компаний, включая Ричарда Бренсона из Virgin (1000) и Стива Балмера из Microsoft (940). YouTube предлагает редкую возможность узнать подробности о конкретном человеке, изучить особые техники, которые сделали его успешным, и увидеть эти техники в действии.

Джобс — магнетический агрессивный продавец, который продает свои идеи с энергией, превращающей перспективных покупателей в клиентов, а клиентов — в миссионеров. У него есть харизма, которую немецкий социолог Макс Вебер определяет как «определенный набор индивидуальных характеристик, которые отличают его от обычного человека и заставляют считать его наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере исключительными качествами и могуществом». Самые лояльные фанаты считают Джобса сверхчеловеком. Но Вебер кое в чем оказался и неправ. Он считал, что харизма недоступна обычному человеку. Когда вы изучите в подробностях, как Джобс готовит и проводит одно из своих знаменитых выступлений, вы поймете, что исключительные качества и могущество доступны и вам. Если вы сможете освоить хотя бы некоторые из его методов, то уже сделаете шаг вперед, выделитесь из огромной толпы посредственных выступающих, делающих миллионы обычных выступлений каждый день. Ваши конкуренты и коллеги на вашем фоне будут после этого выглядеть простыми любителями.

«Презентации стали де-факто инструментом бизнес-коммуникаций, — пишет гуру презентационного дизайна Нэнси Дуарте в своей книге «Slide: ology» («Слайдо: логия»). — Компании живут, продукты запускаются, климат спасается — зачастую в зависимости от качества презентаций. Аналогично идеи, планы и даже карьеры разрушаются из-за неэффективных коммуникаций. Из миллионов презентаций, делающихся каждый день, только мизерный процент делается на достойном уровне».

Дуарте использовала 35-миллиметровые слайды Эла Гора для создания получившего множество наград документального фильма «Аn Inconvenient Truth» («Неудобная правда»). Как и Гор (заседающий, кстати, в совете директоров Apple), Стив Джобс использует презентации для трансформации опыта. Они оба революционизируют сферу бизнес-коммуникаций и могут нас многому научить; но если Гор имеет одну знаменитую презентацию, повторенную тысячи раз, то Джобс выступает с внушающими благоговейный трепет презентациями со времен запуска Macintosh в 1984 году. Фактически и сам запуск Macintosh, о котором вы еще прочтете в этой книге, до сих пор является примером одного из самых драматических выступлений в истории корпоративного мира. Мне кажется занимательным, что Джобс заметно улучшил свой стиль выступлений за двадцать пять лет, прошедших с того легендарного времени. Презентацию 1984 года вряд ли можно улучшить, она остается одной из величайших презентаций нашего времени. И все же ключевые выступления Джобса на Macworld в 2007 и 2008 годах были еще лучше. Все, чему он научился в области установления контакта с аудиторией, собрано воедино и использовано для создания воистину величественных моментов.

У меня есть плохие новости. Ваши выступления придется сравнивать с выступлениями Стива Джобса. А он превращает обычное, скучное, техническое, монотонное слайд-шоу в театральное представление, наполненное героями, злодеями, кордебалетом, — в поражающих воображение декорациях. Люди, которые впервые видят выступления Стива Джобса, описывают их как удивительный опыт и переживания. В статье в Los Angeles Times, посвященной отсутствию Джобса из-за болезни, Майкл Хильцик писал: «Ни один из американских СЕО не связывается так прочно с успехом своей компании… Джобс для Apple и визионер, и карнавальный зазывала. Если вы хотите почувствовать вкус его работы, посмотрите видео запуска iPod в октябре 2001 года. Драматическое доминирование Джобса просто поражает. Недавно, пересматривая на YouTube эту запись, я заметил, что сижу на краешке стула, несмотря на то что мне прекрасно известно, как развивалась эта история». Джобс — это Тайгер Вудс в бизнесе, и он поднимает планку для всех нас.

А сейчас — хорошие новости. Вы можете изучить и применить каждый из способов Джобса, чтобы заставить свою аудиторию сидеть на краешках стульев. «Подсматривая и подслушивая» за ним, вы сможете сами подготовить впечатляющие выступления и получите в руки инструменты для продажи своих идей на таком уровне убеждения, о котором вы ранее не могли и мечтать.

Рассматривайте эту книгу как карту, ведущую вас к успеху ваших выступлений. После освоения этой книги вам будет казаться, что, когда вы рассказываете о ценности ваших услуг, продуктов, компании или проекта, сам Стив Джобс помогает вам. Неважно, кто вы: СЕО, запускающий новый продукт, или предприниматель, объясняющийся с потенциальными инвесторами, или профессиональный продавец, закрывающий сделку, или преподаватель, старающийся вдохновить своих учеников, — Стив Джобс может помочь каждому из вас. Большинство людей в бизнесе проводят презентации, чтобы передать информацию. Выступление Стива Джобса задумано так, чтобы создавать новые переживания — «поле искривления реальности», — которые оставляют его аудиторию вдохновленной, воодушевленной и возбужденной.

^ Двигаясь вперед и вверх

Как только вы сделали первый шаг, ваша эффективность начинает зависеть от вашей способности влиять на окружающих — при помощи устного и письменного слова.

Питер Друкер

При описании Стива Джобса чаще всего используются слова вроде «притягательный», «магнетический», «очаровывающий» и «харизматический». Слова, описывающие его навыки межличностного общения, менее лестны. Джобс — сложный человек, который создает выдающиеся продукты и культивирует глубокую лояльность. Он страстный перфекционист и визионер — эти два качества создают взрывчатую смесь, особенно тогда, когда дела идут не совсем так, как самому Джобсу хотелось бы. Эта книга не претендует на описание всего, что может касаться Стива Джобса. Это не история человека и не история фирмы Apple. Эта книга не о боссе Джобсе, а о коммуникаторе Джобсе. И хотя эта книга поможет вам создавать намного более эффективные презентации, она оставляет вопросы собственно дизайна презентаций специалистам. Вашему вниманию предлагается самый тщательный анализ того, как Джобс создает и доносит до аудитории историю, стоящую за брендом Apple. Вы можете научиться тому, как Джобс:

— вырабатывает идеи-сообщения;

— представляет идеи;

— создает атмосферу возбуждения вокруг продукта;

— организует запоминающиеся переживания;

— создает из потребителей миссионеров.

Эти техники помогут вам создать ваши собственные выдающиеся презентации. Эти уроки на удивление легко выучить, но применять их или нет — решать вам. Чтобы говорить так, как говорит Стив, нужно немало поработать, но результат — выгоды для вашей карьеры, компании и личного успеха — будет стоить тех усилий, которые вы потратите.

Почему не я?

Когда я впервые попал на шоу CNBC «Большая идея с Донни Дойчем», я был поражен заразительной энергией его ведущего. Дойч дал зрителям такой совет: «Когда вы видите человека, который превратил свое увлечение в источник прибылей, спросите себя: "А почему не я?"» Я прошу вас сделать то же самое. Когда вы будете читать о Стиве Джобсе на следующих страницах, спрашивайте себя: «Почему не я? Почему я тоже не могу заражать аудиторию энергией, как Стив Джобс?» Мой ответ такой: «Вы можете». Как вы узнаете, Джобс не родился с таким даром. Он много работал над ним. Хотя у него есть актерский талант, его стиль развивался и изменялся, улучшаясь с годами. Джобс неустанно фокусируется на улучшениях, кропотливо работает над каждым слайдом, каждым демо и каждой деталью презентации. В каждом его выступлении рассказывается история, и на каждом слайде разворачивается сцена. Джобс — настоящий шоумен и, как и все великие актеры, репетирует до тех пор, пока не добивается идеальной игры. «Надо быть мерилом качества, — как-то сказал Джобс. — Некоторые люди не привыкли к среде, в которой от них ожидают только превосходного качества». На дороге к совершенству нет обходных путей и срезанных углов. Чтобы выступать как Джобс, надо планировать и тренироваться, но если вы хотите достичь вершин, вы не найдете лучшего учителя, чем главный шоумен Apple.

^ Представление в трех действиях

Эта книга структурирована в стиле одной из любимых метафор, используемых Стивом Джобсом для подготовки выступлений, — «представление в трех действиях». Выступление Стива Джобса на самом деле очень похоже на театральное представление — прекрасно подготовленное и тщательно отрепетированное представление, которое информирует, развлекает и вдохновляет. Когда Джобс представлял видео iPod 12 октября 2005 года, он выбрал для этого сцену театра «Калифорния» в Сан-Хосе. Такая обстановка оказалась вполне подходящей для того, чтобы Стив разделил представление продукта на три действия — как в любой классической истории. В первом акте он представил новый iMac G5 со встроенной видеокамерой. Второй акт был посвящен выпуску iPod пятого поколения, который был впервые наделен функцией воспроизведения видео. В третьем акте он говорил о iTunes 6 и о том, что ABC сделает свои телешоу доступными для iTunes и нового iPod. Джобс даже пригласил джазовую легенду Винтона Марсалиса — «на бис».

Чтобы соответствовать метафоре Стива Джобса о выступлении как о классической истории, эта книга разделена на три акта:

^ Акт первый: «Создайте историю». Семь глав — или сцен — этого акта представят вам практические инструменты для того, чтобы создать удивительную историю, стоящую за вашим брендом. Сильная история даст вам уверенность и способность завоевать вашу аудиторию.

^ Акт второй: «Создайте переживания». В шести сценах вы получите практические советы о том, как превратить ваши выступления в визуально привлекательные и «обязательные для посещения» переживания.

^ Акт третий: «Улучшайте и репетируйте». Оставшиеся пять сцен затронут такие темы, как язык тела, управление речью, и расскажут, как заставить идущие по сценарию выступления звучать естественно. Будет обсужден даже вопрос о сценическом костюме. Вы узнаете, почему водолазка, джинсы и кроссовки допустимы для Джобса, но могут означать конец вашей карьеры.

Между актами предусмотрены небольшие антракты. Они посвящены самым последним достижениям науки — от физиологии познания до дизайна. Они помогут вам поднять ваши выступления на совершенно новый уровень.

^ Что вы продаете на самом деле?

Джобс «мастер взять что-то такое, что обычно считается скучным, например начинку электронных приборов, и завернуть это в совершенно драматическую историю», — пишет Алан Дойчман в книге «Второе пришествие Стива Джобса» («The Second Coming of Steve Jobs»). Очень небольшая часть CEO, с которыми я имел удовольствие общаться, умеют превращать кажущиеся скучными вопросы в удивительные истории о брендах. Один из них — СЕО Cisco Джон Чамберс. Чамберс продает не роутеры и свитчи, которые образуют скелет современного Интернета, а связи между людьми, которые изменяют нашу жизнь, работу, отдых и учебу.

Самые вдохновляющие коммуникаторы имеют это же самое качество — способность создавать что-то осмысленное из таинственных или обычных продуктов. СЕО Starbucks Говард Шульц продает не кофе. Он продает третье место между первыми двумя — работой и домом, — где человек проводит время. Финансовый гуру Сьюз Орман продает не трасты и взаимные фонды. Она продает мечту о финансовой свободе. Точно так же и Стив Джобс продает не компьютеры. Он продает инструменты для раскрытия человеческого потенциала. Я прошу вас во время чтения этой книги спрашивать себя: «Что я продаю на самом деле?» Если это какие-то (условно говоря) прибамбасы, то они сами по себе никого не воодушевят. Покажите мне, как эти прибамбасы улучшат мою жизнь, и вы завоюете меня. Сделайте это так, чтобы взволновать меня, и я стану вашим миссионером.

Во время чтения этой книги вы также обнаружите, что Стив Джобс мотивирован мессианским рвением изменить мир, оставить свой след во вселенной. Чтобы заставить работать описанные в данной книге техники, вы должны культивировать в себе глубокое ощущение собственной миссии. Если вы испытываете энтузиазм в своем деле, вы уже на 80 процентов ближе к выработке того магнетизма, которым владеет Стив Джобс.

В возрасте двадцати одного года, когда Джобс вместе со своим другом Стивом Возняком (которого многие называли не иначе как Воз) основал Apple, Джобс буквально заболел мыслью о том, как персональные компьютеры изменят все сферы жизни общества, в том числе образование и развлечения. Его болезнь оказалась заразной, поражающей всех, кто оказывался рядом с ним. Эта страсть красной нитью проходит через каждое из его выступлений.

У всех нас есть страсти, которые нами управляют. Цель этой книги — помочь вам ухватить эту страсть и превратить ее в историю настолько магнетическую, что люди сами захотят помочь вам добиться реализации вашего видения. Нет ничего удивительного, если ваши идеи или продукты смогут самым серьезным образом улучшить жизнь ваших клиентов — от компьютеров до автомобилей, от финансовых услуг до оборудования, которое делает окружающую среду лучше и чище. Но ведь даже самые лучшие в мире продукты будут бесполезны в отсутствие мощного бренд-миссионера, который мог бы их продвигать. Если вы не сможете завоевать внимание людей, у вашего продукта не будет никаких шансов на успех. Ваша аудитория все пропустит мимо ушей, не взволнуется, ничего не поймет и в итоге не заинтересуется. Люди не интересуются скучными вещами. Не позволяйте своим идеям умирать только из-за того, что вы не сможете представить их таким способом, который поразил бы воображение слушателей. Используйте техники Джобса для того, чтобы добраться до сердец и душ тех, на кого вы хотели бы оказать влияние.

Как часто говорит Стив Джобс перед своим выступлением, «а теперь начнем».

^ Акт первый
Создайте историю


Создание истории, сюжета — это первый шаг к продаже ваших идей с энергией, убедительностью и харизмой. Успех на этой стадии отделяет посредственных коммуникаторов от выдающихся. Большинство людей не могут продумать свою историю. Эффективные коммуникаторы планируют и прорабатывают идеи-сообщения и заголовки, облегчая слушателям восприятие истории, и представляют общего врага — для того чтобы создать драматическую ситуацию. Следующие семь глав (или сцен) первого акта помогут вам создать основу для будущего успеха ваших выступлений. В конце каждой сцены будут даны краткие резюме этих важных уроков, которые вы можете легко применить уже сегодня. Вот краткое описание этих сцен:

^ Сцена 1: «Используйте аналоговую среду для планирования». В этой главе вы узнаете, как поистине великие выступающие, такие как Стив Джобс, визуализируют, планируют, создают идеи задолго до того, как запустить на компьютере программу для подготовки презентаций.

^ Сцена 2: «Отвечайте на самый главный вопрос». Ваши слушатели задают себе один и только один вопрос: «Какое мне до этого дело?» Проигнорируйте этот вопрос — и ваша аудитория проигнорирует вас.

^ Сцена 3: «Создайте мессианское чувство предназначения». Стив Джобс уже «стоил» более 100 миллионов долларов, когда ему было двадцать пять лет, и его это не волновало. Осознание этого факта поможет вам получить ключ к секрету выдающейся харизмы Джобса.

^ Сцена 4: «Создайте твиттероподобные заголовки». Социальная сеть Twitter полностью изменила способ коммуникации между нами. Подготовка заголовков, умещающихся в 140 символов, поможет вам продавать ваши идеи более убедительно.

^ Сцена 5: «Нарисуйте дорожную карту». Стив Джобс облегчает восприятие своих аргументов, используя одно из самых мощных средств убеждения — «правило трех».

^ Сцена 6: «Представьте антагониста». Каждое выдающееся выступление Стива Джобса знакомит нас со злодеем, против которого аудитория может объединиться. Когда злодей представлен, подмостки готовы для следующей сцены.

^ Сцена 7: «Представьте героя». Каждое великое выступление Стива Джобса представляет аудитории героя, за которым она может последовать. Этот герой предлагает лучший способ что-то сделать, разрушает существующее положение вещей и вдохновляет людей на принятие инноваций.

^ Сцена 1
Используйте аналоговую среду для планирования


Маркетинг — это театр.

Это представление на сцене.

Грегори Бернс

Стив Джобс создал себе репутацию в цифровом мире битов и байтов, но его истории выдержаны в старинной традиции пера и бумаги. Каждое его выступление — это театральное действо, предназначенное для генерации максимального шума, известности и признания. Оно содержит в себе все элементы пьесы или фильма: конфликт, завязку, кульминацию и развязку, злодеев и героев. И подобно всем великим режиссерам, Джобс записывает сценарий на бумаге, прежде чем взять в руки «камеру» (то есть запустить на компьютере программу для подготовки презентаций). Это настоящий маркетинговый театр.

Джобс плотно работает с каждой деталью, включая подготовку описательных подзаголовков, создание слайдов, демороликов и даже проверку освещения на сцене. Он ничего не принимает как само собой разумеющееся. Он делает то, что рекомендуют большинство лучших дизайнеров презентаций, — начинает с бумажного листа. «Есть что-то особенное в использовании ручки и бумаги при набрасывании сырых идей в "аналоговом мире" на ранних стадиях подготовки. Это обычно позволяет добиться большей ясности и получить лучшие результаты, когда мы приступаем к "цифровому" изложению наших идей», — пишет Гарр Рейнольдс в книге «Презентация в стиле дзен» («Presentation Zen»).

Эксперты по дизайну, в том числе и те, кто создает презентации для Apple, рекомендуют выступающим потратить большую часть времени на обдумывание, набрасывание эскизов и запись сценария. Нэнси Дуарте — это гений, стоявший за «Неудобной правдой» Эла Гора. Дуарте предлагает тратить до девяноста часов на подготовку часового выступления с тридцатью слайдами, причем только треть этого времени должна быть потрачена на собственно создание слайдов. Первые двадцать семь часов должны быть посвящены исследованию проблемы, сбору информации, общению с экспертами, организации идей, сотрудничеству с коллегами и созданию эскиза истории.

^ Буллиты (пули) убивают

Вспомните, что происходит, когда вы запускаете PowerPoint. Перед вами появляется пустой слайд, на котором размечены два текстовых поля — для заголовка и подзаголовка. Это проблема. В презентации Стива Джобса очень мало слов. Теперь вспомните о том, что вы видите, когда открываете выпадающее меню «Формат», — пункт «Списки». Это вторая проблема. В презентациях Стива Джобса нет списков. То есть программа заставляет вас использовать шаблон, который является прямой противоположностью тому, что делает Стив! На самом деле, как вы поймете в следующих сценах, текст и списки (буллиты) являются наименее эффективными способами передачи информации, предназначенной для того, чтобы ее запомнили и на ее основании действовали. Пожалуйста, оставьте буллиты для списков планируемых покупок в универсаме.

Визуально захватывающие презентации будут воодушевлять вашу аудиторию. И конечно, для их подготовки требуется немного поработать, особенно на стадии планирования. В качестве коуча по коммуникациям я работаю с СЕО и другими высшими руководителями над их навыками презентаций и публичных выступлений. Один из моих клиентов, предприниматель стартапа, как-то в течение двух месяцев добивался встречи с представителями Wal-Mart. Его технология заинтриговала руководителей, которые согласились провести ее пробное тестирование. При этом его попросили представить информацию группе, отвечающей за рекламу. Я застал своего клиента в Силиконовой долине, в офисе венчурной фирмы, которая инвестировала в его компанию. Первый день он занимался только тем, что набрасывал эскиз истории. Никакого компьютера и никакого PowerPoint — только бумага и карандаш (ну хорошо, доска и фломастер — так это было на самом деле). В конце концов он превратил эскизы в идеи для слайдов. Нам надо было всего пять слайдов для 15-минутной презентации. На их создание у нас ушло меньше времени, чем на обдумывание истории. Когда у нас был сценарий, дизайн слайдов никакой сложности уже не представлял. Помните, что именно история, а не слайды, должна захватить внимание и воображение ваших слушателей.

Салфетка-тест

Рисунок является самым мощным способом передачи идеи. Вместо того чтобы включить компьютер, возьмите в руки салфетку. Именно на салфетках были набросаны некоторые из самых успешных бизнес-идей. Некоторые даже считают, что салфетки в мире бизнес-идей значат больше, чем PowerPoint. Раньше я думал, что «салфеточные истории» не более чем плод воображения журналистов, — пока не повстречал Ричарда Тайта, основателя компании Cranium. Я готовил его к интервью на CNBC. Он рассказал, что однажды во время перелета через всю страну — из Нью-Йорка в Сиэтл — вытащил из-под стакана с коктейлем маленькую салфетку и набросал на ней идею настольной игры, в которой каждый может отличиться по крайней мере в какой-то одной категории, — игры, которая бы давала каждому шанс блеснуть. Cranium стал мировой сенсацией и позже был куплен корпорацией Hasbro. Для изображения исходной концепции одной миниатюрной салфетки оказалось вполне достаточно. Другая известная «салфеточная история» касается Southwest Airlines. Херб Келлехер, будучи адвокатом, встречался со своим клиентом Роллином Кингом в клубе в Сан-Антонио. Кинг владел небольшой чартерной авиакомпанией. Он хотел организовать дешевую местную авиакомпанию, которая избегала бы крупных пересадочных узлов и обслуживала бы Даллас, Хьюстон и Сан-Антонио. Взяв салфетку, Кинг изобразил три круга, внутри них написал названия городов и соединил их линиями — удивительно простая картинка. Келлехер согласился дать юридическую поддержку этой идее (впоследствии он стал СЕО компании), и таким образом два человека в 1967 году основали Southwest Airlines. Кинг и Келлехер изобрели новый способ организации воздушных полетов в США и построили корпоративную культуру, благодаря которой их компания заняла достойное место среди самых уважаемых работодателей в мире. Так что ни в коем случае нельзя недооценивать те озарения, которые просты настолько, что могут поместиться на салфетке!

^ История захватывает центр сцены

Убедительные сценарии выступлений имеют девять общих элементов. Подумайте об использовании каждого из них, прежде чем запустите программу для подготовки презентаций. Некоторые из этих концепций будут рассмотрены более подробно позже, но с этого момента вам нужно помнить о них, прорабатывая свои собственные идеи.

Заголовок

Какую большую идею вам хотелось бы оставить в памяти вашей аудитории? Она должна быть короткой (140 символов или меньше), запоминающейся и написана в последовательности «подлежащее, сказуемое, дополнение». Когда Стив Джобс представлял iPhone, он воскликнул: «Сегодня Apple изобрел телефон!» Это и есть заголовок. Заголовки захватывают внимание вашей аудитории и объясняют ей, почему она должна выслушать все остальное. Вот примеры из USA Today:

«Тощий MacBook растолстел от функций».

«Apple выпустил на свободу "Леопарда" (операционную систему)».

«Apple сокращает (в размерах) iPod».

^ Зажигательное утверждение

Аристотель, основоположник искусства красноречия, верил, что успешный оратор должен иметь patos, то есть страсть к обсуждаемому предмету. Но почему-то очень немногие коммуникаторы выражают хоть какие-нибудь чувства касательно предмета своего выступления. Стив Джобе излучает энтузиазм в каждом своем выступлении. Бывшие его работники и даже некоторые журналисты утверждают, что его энергия и энтузиазм оказывали на них буквально гипнотическое действие. Попробуйте потратить несколько минут на то, чтобы выработать зажигательное утверждение, заполнив пробел: «Я испытываю энтузиазм по отношению к этому продукту (компании, инициативе, проекту), потому что он _______________». Если вы сможете это сделать, то не стесняйтесь — поделитесь этим утверждением со всеми.

^ Три ключевые идеи-сообщения

Теперь, когда у вас есть заголовок и зажигательное утверждение, выпишите три основные идеи, которые ваша аудитория должна получить. Они должны быть такими, чтобы люди могли их вспомнить сами, не заглядывая в записи. Хотя этому вопросу будет посвящена сцена 5, вы уже сейчас должны усвоить, что ваши слушатели могут удержать в своей краткосрочной памяти не более трех-четырех пунктов. Каждая из трех ключевых идей будет поддержана дополнительными пунктами, раскрывающими ее.

^ Метафоры и аналогии

Пока вы работаете над ключевыми идеями и поддерживающими их пунктами, вам стоит задуматься над тем, какие риторические приемы сделают ваш сценарий более привлекательным. Аристотель, например, чрезвычайно важным инструментом считал метафору. Метафора — это слово или фраза, использующая название одной вещи для описания другой вещи, в том числе с целью сравнения. Метафора часто становилась самым убедительным средством в лучших маркетинговых, рекламных и PR-кампаниях. Джобс использует метафоры в разговорах и выступлениях. В одном своем знаменитом интервью Джобс сказал: «Для меня компьютер — самый замечательный инструмент, когда-либо имевшийся в распоряжении человечества. Это эквивалент велосипеда для мозга».

Профессионалы в области продаж увлекаются спортивными метафорами: «Мы все играем в одной команде», «Это не размахивание кулаками в воздухе — сейчас все по-настоящему», «Мы выбили тысячу очков — давайте продолжим в том же духе». Хотя спортивные метафоры работают хорошо, попробуйте применить несколько иной подход. Недавно я встретил интересную метафору относительно новой антивирусной программы Касперского. «Лаборатория Касперского» опубликовала полностраничную рекламу, на которой изображен средневековый солдат в полном облачении, понуро бредущий вдаль, спиной к зрителю. Заголовок гласит: «Не печальтесь. Когда-то и вы были хорошо защищены». Эта метафора сравнивает современные технологии безопасности в Интернете (то есть конкурентов «Антивируса Касперского») с медленным и громоздким средневековым оружием, которое, конечно, никак не соответствует сегодняшнему уровню вооружений. Компания использовала эту метафору и на своем сайте — там изображен такой же комплект вооружений с таким же заголовком. Она последовательно используется во всех маркетинговых материалах компании.

Аналогии являются близкими родственниками метафор и тоже весьма эффективны. Аналогия — это сравнение двух разных вещей с выявлением некоторой области похожести. Аналогии помогают нам понять концепции, которые нам незнакомы. «Микропроцессор — это мозг вашего компьютера» — такая аналогия вполне может работать для компаний, подобных Intel. В некотором смысле процессор действительно выполняет в компьютере те же функции, что мозг в человеческом теле. Процессор и мозг — это разные вещи с похожими свойствами. Хорошая аналогия бывает особенно полезна, поскольку ее с радостью подхватывает пресса. Когда вы найдете мощную работоспособную аналогию, держитесь за нее обеими руками и старайтесь использовать ее последовательно во всех своих маркетинговых материалах. Джобс очень любит играть с аналогиями, особенно если они могут быть приложены к Microsoft. Во время интервью с Уолтом Моссбергом из Wall Street Journal Джобс отметил, что многие люди называют iTunes своим самым любимым приложением для Windows. «Это все равно что дать стакан холодной воды человеку, находящемуся в адском пекле!»

Демонстрации

Джобс делится светом юпитеров с сотрудниками, партнерами и продуктом. Демонстрации составляют большую часть его выступлений. Когда Джобс представлял новую версию операционной системы OS X с названием Leopard на Всемирной конференции разработчиков Apple (WWDC) в июне 2007 года, он сказал, что Leopard имеет три сотни новых функций. Он выбрал из них десять для обсуждения и демонстрации, включая Time Machine (автоматическое создание резервных копий), Boot Camp (запуск Windows ХР и Vista на Маc) и Stacks (организация файлов). Вместо того чтобы написать на слайде список функций и дать по ним пояснения, Стив сел за компьютер и показал, как они работают. При этом он сам отобрал именно те функции, которые, по его мнению, должны были быть особо подчеркнуты в прессе. И правда: зачем оставлять прессе решение о том, какие из трех сотен функций самые важные и привлекательные? Он сам скажет какие!

Приспособлен ли ваш продукт к тому, чтобы его можно было продемонстрировать? Если так, впишите демонстрацию в сценарий выступления. Ваша аудитория хочет увидеть, потрогать и попробовать ваш продукт или услугу. Дайте ему дорогу в жизнь.

Я работал с инвесторами Golden Sachs, чтобы помочь СЕО одного полупроводникового стартапа из Силиконовой долины, который должен был подготовить свою фирму к выходу на IPO. Она занималась изготовлением процессоров для обработки звука в мобильных компьютерах. Когда мы работали над его выступлением, он достал процессор размером с ноготь и сказал: «Вы не поверите, какой звук он может создать! Просто послушайте». Он включил звук на своем ноутбуке и запустил музыкальный файл. Его звучание произвело большое впечатление на всех, кто находился в комнате. Мы поняли, что именно такую демонстрацию (конечно, в более драматическом антураже) надо провести при представлении компании потенциальным инвесторам. IPO прошло с огромным успехом. Один из главных инвесторов позже позвонил мне и сказал: «Я не знаю, что вы сделали, но этот СЕО оказался настоящей звездой». Каюсь, я не набрался мужества признаться в том, что утащил идею у Стива Джобса.

Партнеры

Джобс делит сцену с ключевыми партнерами точно так же, как с продуктами. В сентябре 2005 года Джобс объявил, что все альбомы Мадонны будут доступны на iTunes. На экране неожиданно появилось изображение с веб-камеры Мадонны: певица заявила, что сама устала ждать, когда же наконец сможет скачать свои собственные песни. Партнером может быть известный артист или технологический партнер в лице СЕО Intel, Fox или Sony — Джобс часто делит сцену с людьми, которые помогают Apple добиваться успеха.

^ Свидетельства клиентов или третьих сторон

Предложение свидетельств клиентов или рекомендаций — важная часть цикла продаж. Очень немногие потребители хотят быть пионерами, особенно в сложные времена, когда бюджеты сокращаются. Подобно тому как рекрутеры просят предоставить рекомендации, ваши клиенты хотят услышать истории успеха. Это особенно важно для небольших компаний. Ваши маркетинговые доводы могут выглядеть замечательно в полноцветной глянцевой брошюре, но они все равно будут встречены с изрядной долей скептицизма. Самое мощное влияние на людей оказывает устное слово. В успешных запусках продуктов обычно участвуют несколько пользователей, которые были задействованы в предварительном тестировании и могут поручиться за ваш продукт. Вам надо выложить свидетельства потребителей на свой «прилавок». Можно просто использовать цитату, но можно пойти и дальше: записать небольшое выступление и разместить его на сайте или включить в презентацию. А еще лучше — пригласить пользователя лично (или в режиме телеконференции) присоединиться к вашему выступлению.

А у вас есть обзоры вашего продукта, сделанные третьей стороной? Если есть, их надо использовать обязательно. Устная речь — один из самых эффективных маркетинговых инструментов, и когда ваши клиенты видят подтверждение в виде публикации или выступления человека, которого они уважают, им будет проще принять решение о покупке.

Видеоклипы

Очень немногие выступающие вставляют видео в свои презентации. Джобс проигрывает видеоклипы очень часто. Иногда он показывает видеозаписи работников, говорящих о том, как им нравится работать над новым продуктом. Джобс также любит показывать последние телевизионные рекламные ролики. Он делает так почти при каждом объявлении о важном продукте, причем с самого начала — со знаменитой рекламы Macintosh во время Супербоула (главного матча сезона в американском футболе) 1984 года. Некоторые рекламные ролики ему так нравятся, что он их показывает дважды. Под конец своего выступления на WWDC в июне 2008 года Джобс объявил о выходе нового iPhone 3G, который может подключаться к более высокоскоростной сети передачи данных и стоит меньше, чем те модели, которые присутствовали на рынке. Он показал рекламный ролик под лозунгом «Наконец-то! Первый телефон, способный победить iPhone». Когда 30-секундный ролик закончился, сияющий Джобс сказал: «Ну разве это не прекрасно? Хотите увидеть это снова? Давайте посмотрим еще раз. Мне нравится эта реклама!»

Включение видеоклипов в презентацию поможет вам выделиться. Вы можете показать рекламу, отзывы работников, сцены использования вашего продукта и даже свидетельства потребителей. Что может быть более убедительным, чем рассказ удовлетворенного клиента о вашем продукте — пусть не вживую, а хотя бы в коротком видео? Вы можете легко перекодировать ваше видео в форматы MPEG, Windows Media или Quicktime, с которыми легко справятся любые компьютеры. Только помните, что средняя продолжительность популярного клипа на YouTube составляет 2,5 минуты. Наш объем внимания довольно ограничен, и видео, давая отличную возможность привлечь внимание аудитории, может и усыпить ее, если будет длиться слишком долго. Избегайте клипов, которые длятся более двух-трех минут.

Видео является замечательным инструментом даже для совершенно нетехнических тем. Я как-то помогал Калифорнийской комиссии по клубнике подготовиться к серии презентаций, запланированных на Восточном побережье США. Члены комиссии показали мне короткое видео, на котором фермеры, выращивающие клубнику, делились своей любовью к этой ягоде и к земле, на которой она растет. Изображения клубники были просто замечательными, и я предложил оцифровать видеозапись и вставить ее в презентацию. Во время выступления мои клиенты предварили это видео примерно такими словами: «Мы понимаем, что вы, вероятно, никогда не бывали на клубничном поле в Калифорнии, так что мы решили принести его прямо сюда». Этот видеоклип оказался самой запоминающейся частью выступления!

^ Флипчарты, реквизит и «покажи и расскажи»

По способу восприятия окружающего мира существует три типа людей: визуалы (воспринимающие информацию при помощи зрения, и это большинство населения), аудиалы (в основном полагающиеся на слух) и кинестетики (любят касаться и ощущать). Вам надо найти способы обратиться ко всем трем типам. Презентация должна состоять не только из слайдов. Используйте доски, флипчарты или даже компьютеры с сенсорными экранами. Принесите с собой реквизит — вещи, которые можно увидеть, потрогать, использовать. В сцене 12 вы узнаете больше о трех типах восприятия.

Большинство коммуникаторов слишком озабочены слайдами: какой шрифт использовать? использовать для списков буллиты или дефисы? нужно ли сюда вставить график? Это неправильные вопросы, особенно на стадии планирования. Если вы имеете осязаемый продукт, то помимо картинки на белом экране вам надо найти и другие способы показать его. 14 октября 2008 года Стив представил новую линию MacBook, изготовленных из одного листа алюминия. После того как он обсудил процесс производства, работники Apple раздали аудитории несколько образцов, чтобы люди могли посмотреть их и потрогать.

Использование всех этих элементов в выступлении поможет вам рассказать ту историю, которую стоит выслушать. Слайды вовсе не рассказывают историю — ее рассказываете вы. Слайды только ее дополняют. Не важно, в каких программах вы работаете — программное обеспечение не является главным действующим лицом вашей презентации. Главным лицом является оратор. Джобс сам начал пользоваться Apple Keynote только в 2002 году, а выдающиеся выступления проводил уже с того самого 1984 года. Так что программное обеспечение нельзя считать решением. Тот факт, что сейчас Джобс пользуется Keynote, а не PowerPoint, вовсе не означает, что ваши выступления могут стать лучше, если вы тоже перейдете на Keynote. Вы завоюете свою аудиторию, только если потратите больше времени на подготовку сценария, чем на изготовление слайдов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

IПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса iconПравила Джобса Универсальные принципы успеха от лидера Apple Перевод...
Г15 Правила Джобса. Универсальные принципы успеха от лидера Apple / Кармин Галло; пер с англ. Лины Пильберт. — М.: Манн, Иванов и...
IПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса icon«За кулисами Apple, iли тайная жизнь Стива Джобса»
Эта нашумевшая книга представляет собой захватывающий бизнес-роман, события которого происходят в Силиконовой долине, Голливуде и...
IПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса iconСтив Джобс Алан Кен Томас Стив Джобс о бизнесе
Даже когда его путь завершился, люди не могут прийти к единому мнению о роли Стива Джобса, соучредителя компании Apple Inc и человека,...
IПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса iconСтив Джобс Стив Джобс о бизнесе: 250 высказываний человека, изменившего мир
Даже когда его путь завершился, люди не могут прийти к единому мнению о роли Стива Джобса, соучредителя компании Apple Inc и человека,...
IПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса iconНаследники Стива Джобса Эдуард Тополь в погоне за наваждением
«Тополь пишет с таким знанием российской жизни, которого не могут достичь ни Ле Карре, ни Дейтон. Головокружительные тайники информации…»...
IПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса iconУроки семейной мудрости от Монаха, который продал свой «феррари»
Уроки семейной мудрости от Монаха, который продал свой «феррари» Воспитай лидера в своем ребенке / Перев с англ. — М.: Ооо издательский...
IПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса iconИмидж политического лидера
Представления политического лидера о себе самом и как они влияют на политическое поведение: я-концепция политического лидера
IПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса iconИстория создания логотипа Apple
Можно вспомнить знаменитый курсив Coca-Cola, «росчерк» Nike, четыре кольца Audi или «звезду» Mercedes-Benz. Право быть в этом ряду...
IПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса iconGazhdzhety with apple became a symbol of post-industrial society....

IПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса iconИстория компании Apple
Но 70-е годы прошлого столетия также можно назвать эпохой становления современной it-индустрии. И далеко не последнюю роль здесь...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница