Книга издана при финансовой поддержке российского гуманитарного


НазваниеКнига издана при финансовой поддержке российского гуманитарного
страница1/41
Дата публикации12.06.2013
Размер4.01 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > История > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41
.

ИЛЬИН Илья Петрович.

Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.
Книга издана при финансовой поддержке РОССИЙСКОГО ГУМАНИТАРНОГО

НАУЧНОГО ФОНДА (распоряжение РГНФ Ж 96-4-6д/24).
Настоящая монография является первым в отечественной науке опытом

обобщения комплекса постмодернистских идей как законченной системы

художественного мировоззрения.

На материале теоретико-эстетических, философских,

литературно-критических трудов ученых США, Франции, Великобритании дается

обобщающая картина становления (в 1960-х гг.) и развития (в 1970-1990-х гг.)

постструктурализма как эстетической концепции, деконструктивизма как метода

анализа художественного произведения, сложившегося на основе

постструктурализма, и постмодернизма -- особого умонастроения, возникшего из

постструктуралистских и деконструктивистских эстетических практик.

Анализируются эстетические концепции и понятийный аппарат Ж. Деррида, М.

Фуко, Ж. Делеза, Ю. Кристевой, Р. Барта, ученых Йельской школы.
ISBN 5-87б04-035-5
И. П. Ильин, текст, 1996 г.

"Интрада", редактура, макет, художественное оформление, 1996 г.
-- Москва: Интрада, 1996.
Научный редактор А. Е. Махов.

Художник Л. Е. Каирский
^ КНИЖНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение1 ГЛАВА 1. ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ 9

Жак Деррида -- постструктуралист Sans pareil 10


Деррида и философская традиция 12

Аргументативная логомахия и игровое отношение к слову 13

"Наличие" 16

Деррида и Хайдеггер 17

Критика центра и структурности структуры 19

Человек и мир как текст 21

Поэтическое мышление 22

Критика традиционной концепции знака 24

"Различение" 25

"След" 27

"Дополнение" 29

Программа деконструкции и "грамматология" 32

Речь письменная и устная 34

"Письмо" 36

Отсутствие "первоначала" 37

Игровая аргументация 39

Сверхзадача аргументации Дерриды 43

Проблема периодизации творчества Дерриды 44

Переоценка ценностей 45

Свобода субъекта 46Мишель Фуко -- историк безумия, сексуальности и власти 51


Критика Дерриды 52

Историзм Фуко 54

Периодизация творчества Фуко 55

"Дискретность истории" 58

"Эпистема" 60

Трансформация дискурсивных практик 63

"Архив" 64

Деконструкция истории 65

Структурализм и постструктурализм Фуко 67

"Власть" 68

"Смерть" субъекта и его "воскрешение" 75

Человек безумный и проблема инаковости 77

Дисциплинарная власть и всеподнадзорность 80

Сексуализация мышления, или

Сращивание тела с духом 84

"Децентрация" субъекта и "смерть человека" 57

Частичное оправдание субъекта 90

Возможность свободы 91

Пределы господства культурного бессознательного над субъектом 91ГЛАВА II. ДЕКОНСТРМСТИВИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМА 95

Жиль Делез и проблематика бессшруктурности "желания" 96


Критика бинаризма 97

"Ризома" 99

Критика традиционной структуры знака 100

"Шизофренический язык"; "шизоанализ" 102

Критика Эдипова комплекса 107

"Желающая машина" 108

"Сингулярности" 110

Позитивность шизофрении и негативность паранойи 111

"Шиз" -- свободный индивид 111

Динамика бессознательного 112

Творец как состоявшийся шизофреник 114

"Желание" 116

Биологизация желания и либидозность "социального тела" 118Юлия Кристева -- теоретик "революционного лингвопсихоанализа" 120


"Тель Кель" и история постструктурализма 120

"Тель Кель" и маоизм 124

Смена политических ориентиров 125

"Разрыв" 127

"Хора", "означивание" 129

"Негативность", "отказ" 132

"Гено-текст", "фено-текст", "диспозитив"" 134

Литература как "позитивное насилие" 136

Негативность в поэтическом языке Лотреамона и Малларме 138

Проблема субъекта 141

"Абъекция", "истинно- реальное" 145

Кристева и Деррида 146

Неизбежность субъекта 148

Место Кристевой в постструктуралистской перспективе 152Ролаи Барт: от "текстового анализа" к "наслаждению от текста" 154


Барт и дух высокого эссеизма 157

"Эстетическое правдоподобие, "докса"" 159

"Смерть автора" 160

"Текстовой анализ" 161

"С/З" -- французский вариант деконструкции 162

Классификаторское безумие бартовских кодов 164

Два принципа текстового анализа 166

"Структура\текст" 168

Эротика текста 171

"Текст-удовольствие / текст- наслаждение" 172

Французская теория и американская практика 174Америкаиский вариаит деконструктивизма: практика деконструкции и Йельская школа 176


"Деконструкция" 177

Специфика американской адаптации 180

Американская практика деконструкции 184

Поль де Ман: риторичность литературного языка и "слепота критики" 188

Джон Хиллис Миллер: читатель как источник смысла 187

Авторитет письма и относительность "истины" 188

Левый деконструктивизма Ф. Лентриккии 191

Самокритика деконструкции 194

Разновидности деконструтивизма: левый, герменевтический, феминистский

^ 195ГЛАВА III. ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК КОНЦЕПЦИЯ ДУХА ВРЕМЕНИ" КОНЦА ХХ ВЕКА 196


Споры о сущности постмодернзима 200

Дата возникновения постмодернизма 203

"Постмодернистская чувствительность" 204

"Поэтическое мышление" и Хайдеггер 208

Эпистема постмодерна 211

Концепция метарассказа Лиотара 212

Метарассказ в трактовке Ф. Джеймсона 217

Постмодернизм как художественный код; принцип нонселекции 218

Проблема смысла 219

"Украденный обьект" 220

Постмодернистский коллаж 221

Постмодернистская ирония: "Пастиш" 222

"Интертекстуальность" 224

"Эхокамера" и др. 226

Классификация типов взаимодействия текстов по Ж. Женеву 227

Цитатное мышление 228

К. Брук-Роуз: "растворение характера в романе" 229

"Мертвая рука" 230

Крах мимесиса 231

Постмодернизм как очередой fin du siecle 234
Библиография 236

Указатель имен 251

Посвящается моей матери
Введение
В этой книге речи идет о постструктурализме -- одном из наиболее

влиятельных критических направлений второй половины и конца ХХ века.

Постструктурализм -- в самом общем смысле этого слова -- широкое и

необыкновенно интенсивно воздействующее, интердисциплинарное по своему

характеру, идейное течение в современной культурной жизни Запада.

Он проявился в самых различных сферах гуманитарного знания:

литературоведении, философии, социологии, лингвистике, истории,

искусствоведении, теологии и тому подобных, породив своеобразное единство и

климата идей, и самого современного образа мышления, в свою очередь

обусловленное определенным единством философских, общетеоретических

предпосылок и методологии анализа. Он вовлек в силовое поле своего

воздействия даже сферу естественных наук.
Меня как литературоведа, естественно, заинтересовал прежде всего

литературоведческий постструктурализм, более известный по специфической

практике анализа художественного текста -- так называемой "деконструкции".

Ее смысл как специфической методологии исследования литературного

текста включается в выявлении внутренней противоречивости текста, в

обнаружении в нем скрытых и незамечаемых не только неискушенным, "наивным"

читателем, но ускользающих и от самого автора ("спящих", по выражению Жака

Дерриды) "остаточных смыслов", доставшихся в наследие от речевых, иначе --

дискурсивных, практик прошлого, закрепленных в языке в форме неосознаваемых

мыслительных стереотипов,

которые в свою очередь столь же бессознательно и независимо от автора

текста трансформируются под воздействием языковых клише его эпохи.

Все это и приводит к возникновению в тексте так называемых

"неразрешимостей", т. е. внутренних логических тупиков, как бы изначально

присущих природе языкового текста, когда
4 ВВЕДЕНИЕ

его автор думает, что отстаивает одно, а на деле получается нечто

совсем другое. Выявить эти "неразрешимости", сделать их предметом

тщательного исследования и является задачей деконструктивистского критика.
Разумеется, здесь эта задача сформулирована в самом общем и контурном

виде, но в принципе она к этому и сводится.
В частности, последователи Ж. Дерриды -- общепризнанного отца

постструктуралистской доктрины, деконструктивисты Йельской школы (названной

так по Йельскому университету в Нью-Хейвене, США), наиболее отчетливо

зафиксировали релятивистскую установку критика в подобном подходе к

литературному тексту. Они отрицают возможность единственно правильной

интерпретации литературного текста и отстаивают тезис о неизбежной

ошибочности любого прочтения. При этом, наделяя язык критического

исследования теми же свойствами, что и язык литературы, т. е. риторичностью

и метафоричностью, как якобы присущими самой природе человеческого языка

вообще, они утверждают постулат об общности задач литературы и критики, видя

эти задачи в разоблачении претензий языка на истинность, в выявлении

иллюзорного характера любого высказывания.
Из этого возникает еще одна проблема. Поскольку утверждается, что язык,

вне зависимости от сферы своего применения, неизбежно художественен, т. е.

всегда функционирует по законам риторики и метафоры, то из этого следует,

что и само мышление человека как такового -- в принципе художественно, и

любое научное знание существует не в виде строго логического

изложения-исследования своего предмета, а в виде полу- или целиком

художественного произведения, художественность которого просто раньше не

ощущалась и не осознавалась, но которая только одна и придает законченность

знанию. Здесь следует упомянуть о теории так называемого "нарратива",

"повествования". Ее самыми влиятельными теоретиками являются французский

философ Жан-Франсуа Лиотар и американский литературовед Фредрик Джеймсон.

Согласно этой теории, мир может быть познан только в форме "литературного"

дискурса; даже представители естественных наук, например, физики,

"рассказывают истории" о ядерных частицах. При этом все, что репрезентирует

себя как существующее за пределами какой-либо истории (структуры, формы,

категории), может быть освоено сознанием только посредством

повествовательной фикции, вымысла. Итак, мир открывается человеку лишь в

виде историй, рассказов о нем.
5

Теория нарратива стала концептуальным оформлением принципа

"поэтического мышления", восходящего еще к Хайдеггеру и легшего в основу так

называемой "постмодернистской чувствительности" как специфической формы

мироощущения и соответствующего ей способа теоретической рефлексии. Именно в

форме постмодернистской чувствительности, утверждающей значимость

литературного мышления и его жанровых форм для любого типа знания,

постструктуралистские идеи и оказались наиболее привлекательны для

специалистов и теоретиков самого разного профиля.
В качестве примера можно привести утверждение одного из влиятельных

американских историков, весьма популярного в среде постструктуралистов,

Хейдена Уайта (379), что история как форма словесного дискурса обычно имеет

тенденцию оформляться в виде специфического сюжетного модуса. Другими

словами, историки, рассказывая о прошлом, скорее заняты нахождением сюжета,

который смог бы упорядочить описываемые ими события в осмысленно связной

последовательности. Такими модусами для Уайта являются "романс"

1, "трагедия", "комедия" и "сатира", т. е. историография для него

способна существовать лишь в жанровых формах, парадигма которых была

разработана канадским литературоведом Нортропом Фраем.
Если мы обратимся к социальной психологии, то увидим аналогичную

картину.
Так, Кеннет Мэррей высказывает мысль, опять же ссылаясь на Фрая, Уайта,

П. Рикера, Джеймсона, что человек строит свою личность (идентичность) по

канонам художественного повествования типа "романса" или "комедии".
Примеры такого рода проясняют, почему в этой книге я особо важную роль

уделяю литературоведческому постструктурализму. Свойственное

постструктурализму представление о всяком современном мышлении как о

преимущественно "поэтическом", онтологизация понятия "текста"

("повествования"), ставшего эпистемологической моделью реальности как

таковой, неизбежно выдвинули на первый план науку о тексте и прежде всего о

художественном тексте. Всякая наука, даже и не гуманитарная, отныне,

согласно постструктуралистским представлениям, отчасти является "наукой о

тексте" или формой деятельности, порождающей художественные" тексты. В то же

время,

___________________

1 Здесь под "романсом" понимается, конечно, не музыкальный

жанр, а тип произведения, тональность которого по отношению к произведению

чисто бытописательному, реалистическому сдвинута в сторону поэтического

вымысла и которое приблизительно соответствует гоголевскому понятию "поэма"

применительно к "Мертвым душам".
6 ВВЕДЕНИЕ

поскольку всякая наука теперь ведает прежде всего "текстами"

("историями", "повествованиями"), литературоведение перерастает собственные

границы и рассматривается как модель науки вообще, как универсальное

проблемное поле, на котором вырабатывается методика анализа текстов как

общего для всех наук предмета.
Несмотря на явно универсальный характер собственно

постструктуралистских идей "повествования-текста" и "поэтического мышления",

постструктуралисты рассматривают концепцию "универсализма", т. е. любую

объяснительную схему или обобщающую теорию, претендующую на логическое

обоснование закономерностей реальности, как "маску догматизма" и называют

деятельность такого рода проявлением "метафизики" (под которой они понимают

принципы причинности, идентичности, истины и т. п.), являющейся главным

предметом их инвектив.
Столь же отрицательно они относятся к идее "роста", или "прогресса", в

области научных знаний, а также к проблеме социально-исторического развития.

Сам принцип рациональности постструктуралисты считают проявлением

"империализма рассудка", якобы ограничивающим спонтанность работы мысли и

воображения, и черпают свое вдохновение в бессознательном.
Отсюда проистекает и то явление, которое исследователи называют

"болезненно патологической завороженностью" иррационализмом, неприятием

целостности и пристрастием ко всему нестабильному, противоречивому,

фрагментарному и случайному.
Постструктурализм утверждает принцип "методологического сомнения" по

отношению ко всем позитивным истинам, установкам и убеждениям,

существовавшим и существующим в западном обществе и применяющимся якобы для

его "легитимации", т. е. самооправдания и узаконивания. В самом общем плане

теория постструктурализма2 -- это выражение философского

релятивизма и скептицизма, "эпистемологического сомнения", являющегося по

своей сути теоретической реакцией на позитивистские представления о природе

человеческого знания.
Эта книга посвящена, собственно говоря, мифологичности научного

мышления в сфере гуманитарных знаний, бытию и эволюции различных концепций и

представлений, которые по мере своего употребления приобретают фантомный

характер мифем и мифологем научного сознания. Мне бы особо хотелось

______________________________

2 Скорее можно говорить о комплексе представлений, поскольку

постструктуралисты отличаются крайним теоретическим нигилизмом и отрицают

саму возможность какой-либо общей теории.
ВВЕДЕНИЕ 7

подчеркнуть, что мне приходится изучать актуальную практику бытования

идей, а отнюдь не их археологию.

В принципе здесь очень редко можно говорить о каком-либо

терминологическом консенсусе: многообразие подходов, эволюция взглядов в

зависимости от конъюнктуры постоянно меняющегося фона различных

теоретических парадигм, -- приводит к качественному трансформированию объема

и смысла любого термина. Чем более влиятелен, популярен -- а иногда и просто

моден -- тот или иной термин, тем более разноречива его интерпретация. То же

самое относится как к отдельным теоретикам, так и к целым доктринам.

Поэтому говорить о строгой систематичности постструктуралистской

доктрины не приходится.

Сама природа постструктурализма с его тяготением к "метафорической

эссеистике" представляет собой типичный пример отказа от строгой научности,

столь характерной для структурализма с его стремлением придать гуманитарным

наукам статус наук точных (достаточно вспомнить его тяготение к четко

выверенному и формализованному понятийному аппарату, основанному на

лингвистической терминологии, пристрастие к логике и математическим

формулам, объяснительным схемам и таблицам, -- ко всему тому, что

впоследствии получило название "начертательного литературоведения").
Нет ничего более чуждого постструктурализму с его критикой "западной

логоцентрической традиции", под которой понимается стремление во всем найти

порядок и смысл, во всем отыскать первопричину, с его установкой на научно

обоснованный "игровой принцип", на "свободную игру активной интерпретации",

с его подозрительным отношением к самой идее "структуры". Так что во всех

отношениях постструктурализм выступает как теория, которая действительно

наступила после структурализма, подвергнув все основные положения последнего

решительной критике.
И тем не менее главной задачей моей работы было дать

систематизированное представление о постструктуралистской доктрине, выявить

ее эволюцию и различные варианты, дать характеристику и критическую

интерпретацию основных терминов этого влиятельного критического направления.

Данными целями определялась и структура исследования: с одной стороны, в нем

развернута панорама возникновения и современного состояния

постструктуралистско-деконструктивистско-постмодернистского комплекса, --

прошу извинить за столь неуклюжий неологизм, но без него в данном случае не

обойтись, -- а с
8 ВВЕДЕНИЕ

другой стороны, -- анализ научной методики, используемой в работах

представителей этого комплекса.
В соответствии с этим материал книги разбит на три главы.
В первой характеризуется общая теория постструктурализма на основе

анализа концепций двух его самых авторитетных представителей: философа,

литературоведа, семиотика, лингвиста -- одним словом, "интердисциплинариста"

Жака Дерриды и философа, культуролога, -- да, очевидно, и литературоведа

тоже -- Мишеля Фуко. Во второй главе анализируется деконструктивизм,

понимаемый как литературоведческая практика постструктуралистских теорий, и

выделяется два основных варианта деконструктивизма: французский н

американский. Первый представлен концепциями Жиля Делеза, Юлии Кристевой,

Ролана Барта, второй -- преимущественно Йельской школой, хотя, разумеется, в

общих чертах освещаются и другие направления англоязычного

деконструктивизма. В третьей главе описывается становление теории

постмодернизма (главным образом, литературоведческого) и рассматривается

представление о постмодернизме как выражении "духа времени" конца ХХ

столетия.
9

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Похожие:

Книга издана при финансовой поддержке российского гуманитарного iconКонференция будет проходить 24-27 сентября 2012 г в г. Мурманске...
...
Книга издана при финансовой поддержке российского гуманитарного iconКнига издана при финансовой поддержке
Л 86 Семинары, Книга I: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). Пер с фр. / Перевод М. Титовой, А. Черноглазова (Приложения)....
Книга издана при финансовой поддержке российского гуманитарного iconКнига издана при финансовой поддержке благодарных учеников
Биск И. Я. Методология истории: курс лекций / И. Я. Биск. Иваново: Иван гос ун-т, 2007. 236 с
Книга издана при финансовой поддержке российского гуманитарного iconКнига издана при поддержке Министерства культуры Франции Национального...
Книга издана при поддержке Министерства культуры Франции Национального центра книги
Книга издана при финансовой поддержке российского гуманитарного iconКнига издана при финансовой поддержке министерства иностранных дел...
...
Книга издана при финансовой поддержке российского гуманитарного iconПрограмма научной конференции «ананьевские чтения 2012» «психология...
Конференция «Ананьевские чтения – 2012» проводится при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №12-06-14114)...
Книга издана при финансовой поддержке российского гуманитарного iconЗачем нужен полис омс
СПббоо «Ночлежка», при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации, при информационной поддержке...
Книга издана при финансовой поддержке российского гуманитарного iconПрограмма V всероссийского с международным участием медико-биологического...
Проведение Конгресса осуществляется при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту
Книга издана при финансовой поддержке российского гуманитарного iconКнига издана при поддержке Национального центра книги Министерства...
Дочки-матери. Третий лишний?— Перевод с французского О. Бессоновой под редакцией Н. Поповой. М.: Наталья Попова
Книга издана при финансовой поддержке российского гуманитарного icon28 апреля 2 мая 2012 года учебно-научный Центр типологии и семиотики...
Центр типологии и семиотики фольклора и Лаборатория фольклористики Российского государственного гуманитарного университета (Москва)...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница