План лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы 3 Становление теории и методики профессионального образования


Скачать 215.49 Kb.
НазваниеПлан лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы 3 Становление теории и методики профессионального образования
Дата публикации15.03.2013
Размер215.49 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > История > Лекция


Лекция 2.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
План лекции

1.1 Исторические формы профессионального обучения

1.2 Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII - первой половине XIX в.в. Профессиональные школы

1.3 Становление теории и методики профессионального образования

1.4 Русские инженеры-педагоги о профессиональном образовании

1.1 Исторические формы профессионального обучения

Профессиональное обучение молодежи путем передачи ей социально-трудового и профессионального опыта старших существовало издревле.

В Киевской Руси сложилось несколько форм профессионального обучения: домашнее, общинное, монастырское и государственное.

Первые две формы отражали традиции передачи подрастающему поколению общинного и семейного социально-трудового и бытового опыта, исторически накопленного определенными социальными группами.

В условиях замкнутого домашнего хозяйства русский землепашец владел примерно 200 профессиональными умениями, то есть был универсалом в своем деле и этот универсализм должен был передать потомкам.

Наиболее продуктивной была общинная система профессионального обучения, внутри которой стало развиваться городское ремесло, начались использоваться новые технологии и формы организации труда, т.е. появилась дробная специализация ремесел, дифференциация знаний и умений.

Новые тенденции в развитии средневекового ремесла требовали узкоспециальной подготовки (сегодня мы говорим о региональной подготовке учащихся).

Все это послужило основой формирования городского ремесленного обучения. В этих условиях происходит становление института ремесленного ученичества. Оно могло быть различным: домашним (в своей семье или "в людях") или в мастерской путем долгосрочного или краткосрочного обучения, индивидуальной или групповой формами обучения.

^ Монастырское профессиональное обучение появилось позднее. Монастыри были сложными многопрофессиональными хозяйственными единицами, поэтому нуждались в постоянном воспроизводстве кадров. Главной была профессия "книжника": грамотность человека считалась техническим промыслом, ремеслом.

В связи с существенными технологическими новациями (ювелирное дело, металлообработка) возникла проблема грамотности ремесленников. Надо было записать рецепт, правила составления сплава, произвести измерения, сделать расчеты и др. Первоначальное профессиональное обучение было индивидуальным. Так зарождались зачатки ремесленного ученичества, которое только в XVII веке выступает как сложившийся социальный институт воспроизводства рабочих кадров.

В государственном профессиональном обучении, которое организовывалось при приказах, можно выделить несколько направлений:

  • ремесленное обучение, связанное с созданием мастерских палат: оружейной, золотой, серебряной, выполняющих самые разнообразные царские заказы на изготовление оружия, иконописи и живописи, ювелирные изделия;

  • подготовка административного аппарата - подьячих;

  • обучение "лекарских учеников", представляющее собой единую форму медицинского образования в XVII веке.



1.2 Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII - первой половине XIX в.в. Профессиональные школы

На Руси «учение рукомеслу» также восходит к «седой древности». Зародившись в старину, ремесленное ученичество оставалось основной формой профессиональной подготовки молодежи вплоть до XVIII в.

В эпоху царствования Петра I Россия стала одним из великих государств Старого Света. Уже тогда образованию отвадилась роль одной из опор государственной политики. С петровской эпохи и ведется история профессионального образования в России.

Петр I значительно активизировал реформаторские процессы. Эти реформы были направлены на укрепление государственного устройства. Началось строительство фабрик, заводов, городов, развитие промышленности, внешней и внутренней торговли. Экономические и политические преобразования в России требовали большого количества специально обученных людей - профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, государственных служащих, учителей. Это в свою очередь, потребовало проведения реформы просвещения.

Однозначно можно говорить о том, что в России XVIII века назрела необходимость реформ, в том числе и в области просвещения. С начала XVIII века образование становится делом государственным и с уклоном в прикладные науки. С начала XVIII века Петр I приступил к реформам в области образования, обратив особое внимание на создание светских школ по подготовке необходимых стране специалистов.
Так, в 1701 году по Указу царя в Москве была открыта школа математических и навигацких наук (первое реальное училище в России), которое имело подготовительные классы, состоящие из "Русской школы", где учили читать, писать и считать, и "Цифирной школы", в которой обучали арифметике, геометрии, тригонометрии. Закончив обучение в них, большинство учащихся недворянского происхождения отправлялось на службу. Дети дворянского происхождения продолжали обучение в старших классах, где изучали геометрию, арифметику, тригонометрию, навигацию, морскую астрономию, математическую географию.

В пофессинальных школах готовили моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, учителей, писарей. На базе старших классов школы математических и навигацких наук в Петербурге в 1715 году была основана Морская академия (Академия морской гвардии) - военно-учебное заведение, где готовили к морской службе. Обучение начиналось в подготовительных классах, где изучали грамоту и счет. Тех, кто успешно их заканчивал, переводили в мореходные классы. В академии, по сравнению со школой математических и навигацких наук, расширялось не только специальное, но и общее образование. Наряду с математическими и военными дисциплинами в ней преподавали: политику, геральдику, гражданские законы, гражданскую архитектуру, иностранные языки (английский, немецкий, французский, шведский, датский, итальянский, латинский). "Военная часть" обучения состояла из артиллерии, навигации и фортификации, обучения с мушкетами.

Навигацкую школу прославил педагог и автор первого русского учебника "Арифметики" - Леонтий Магницкий. Учебник был издан в 1703 году тиражом 2400 книг. На "инструментальных дворах" Сухаревской школы трудился механик Андрей Нартов. Петр I, часто посещая школу, отметил способного к изобретательству токаря и возвел его в ранг "личного токаря". А. Нартов руководил механическими мастерскими Академии наук.
В 1701 году в Москве была открыта инженерно-артиллерийская школа, в которой обучались дети различных сословий кроме крепостных крестьян. Школа делилась на два класса. Низший класс составляла "Русская школа", где изучали чтение, письмо, счет, а в "Верхнем классе" изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию, артиллерию, черчение.

В 1706 году в Москве была создана хирургическая школа, в которой учащиеся изучали латинский язык, анатомию, фармакологию, хирургию, рисование. При госпитале, в котором находилась школа, была организована практика учащихся, на госпитальном огороде они выращивали целебные травы и помогали в приготовлении лекарств, по анатомии занятия проводились в анатомическом театре при госпитале. Все преподавание здесь велось на латинском языке. В 1716 году по образцу московской в Петербурге была основана медицинская школа.

Для специальной подготовки специалистов по иностранным языкам в 1705 году в Москве было учреждено особое учебное заведение, которым руководил пастор Эрнст Глюк. В этой школе должны были учиться дети бояр, чиновников, купцов. В школе изучали: географию, этику, политику, риторику, языки (греческий, латинский, сирийский, еврейский, французский, немецкий, шведский, итальянский), танцы и верховую езду. В школе обучение было добровольное и бесплатное. Занятия начинались в 8 часов утра и заканчивались в 6 часов вечера для младших классов и в 8 часов вечера для старших классов.
Дальнейшее свое развитие профессиональное образование получило во времена правления ^ Екатерины Великой. Екатерина была женщиной чрезвычайно образованной, иинтересовалась идеями западных ученых имыслителей, особенно близки ей были произведения Вольтера. Именно она внесла большой вклад в историю профессионального образования в России, продвигая и развивая его, повышая качество профессионального образования. И это Екатерине II принадлежит высказывание: «Науки поощрять!».

Профессиональные учебные заведения при Екатерине не считались основными, но обойтись без них уже было невозможно. Успешнее всего в тот период развивались школы, готовившие мастеров в горном деле. Большинство их располагалось на Урале и в Сибири. В этот же период в России начинает развиваться медицина, и открывается первая в нашей стране хирургическая школа.
^ Горнозаводские школы

Сподвижники Петра I B.H. Татаринцев (1686-1750) и В.И. Геннин (1676-1750) создали систему государственных горнозаводских школ и разработали первые «регламенты» - документы по организации и методике обучения искусствам и ремеслам и воспитанию будущих рабочих.

С 1721 года в городе Екатеринбурге, на базе основанного В.Н. Татаринцевым металлургического завода, была основана Центральная горнозаводская школа. В этой школе изучали грамоту, чтение, письмо, арифметику, геометрию, черчение, рисование, Закон Божий, "Гражданство". Помимо общеобразовательных дисциплин изучались основы горного дела теми, кого готовили в мастера (определение руды и ее внутреннего содержания, механика, архитектура), остальные по способностям знакомились с обработкой горных пород, с токарным делом, столярным, паяльным или "пробирным" ремеслом. Если же учащиеся не обнаруживали желания к этим ремеслам, то их учили пению по нотам, чтобы они могли петь в церковном хоре.

Горнозаводские школы формировались из разночинцев, детей мастеровых, дети - сироты принимались независимо от их происхождения. Показательны "университеты" великого умельца, изобретателя И.И. Ползунова, сына солдата. Мальчиком он два года обучался в словесной школе, семь лет - в арифметической, шесть лет проходил практику как механический ученик, в 1748 г. - плавильный писарь, к тридцати годам получил первый чин - унтер-шихтмейстера.

Целью эти школ была подготовка грамотного мастера и квалифицированного рабочего. До обеда учащиеся ходили в школу, а после - проходили практику.

Кроме этого были созданы школы в Кунгуре, Алапаевске, Уткусе. Во второй половине XVIII века открыты горные школы в Барнауле при Змеиногорском руднике, Иртинском, Павловском и Сугунском заводах; на юге Урала: в Кыштыме, Каспи, Златоусте, Нерченске.
Татищев разработал первое в России практическое пособие по педагогике. В 1735 г. ученый создает учебную горную библиотеку, для которой подарил 1000 томов книг своего личного собрания.

В своей работе «Разговор о пользе наук и училищ» В.Н.Татищев высказывал идею о том, что общее образование должно предшествовать профессиональному. Он считал, что с десяти лет ребенка надо обучать ремеслу, оно должно быть основной задачей профессионального обучения. В инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» (1736) содержались методические указания учителям, которые должны были не только преподавать общеобразовательные и специальные дисциплины, но и воспитывать молодежь и осуществлять ее подготовку к полноценной жизни в обществе и к будущей трудовой деятельности. В содержание профессионального обучения входили такие предметы, как геология, механика, архитектура, рисование и др.
По Указу царя с 1721 года в каждом полку были организованы гарнизонные школы с обязательным обучением солдатских детей от 7 до 15 лет. В таких школах изучали чтение, письмо, арифметику, военные упражнения, артиллерийское и инженерное дело, а по склонностям дополнительно пение и ремесла (слесарное, кузнечное, сапожное, портновское, столярное). Неспособных к ремеслу отдавали в солдаты. Учащиеся распределялись на три класса: младший, средний и старший. Школа готовила унтер-офицеров и младший командный состав для армии и флота, а также мастеровых для их обслуживания.
В России в числе первых учебных профессиональных заведений можно назвать навигационную школу (открытую еще Петром I), артиллерийскую школу (1712),военную фельдшерскую школу (1754), театральное училище (1783), учительскую семинарию (1786).
^ Ремесленные училища

Важнейшим государственным актом было учреждение в 1802 году Министерства народного просвещения, координирующего и руководящего органа образования. Министр финансов Е.Ф.Канкрин поддерживал специальное образование: его усилиями был создан Технологический институт, Земледельческий, Лесной корпус, училища торгового мореплавания, шкиперские учебные курсы. Канкрин - пионер в деле организации промышленных выставок, чтения публичных лекций по новинкам промышленности.(2)

Более 70% профессиональных учебных заведений в России было открыто на частные средства: Прохоровская ремесленная школа, Московское ремесленное учебное заведение, Рукавишниковский исправительный приют в Москве, Милютинское техническое училище в Череповце, Томское ремесленное училище Королевых, ремесленно-воспитательное заведение Трапезникова в г. Иркутске, Мальцовское - во Владимире.

После отмены крепостного права в насаждении промышленного образования сыграли различные общества, прежде всего Императорское Русское техническое общество и Постоянная комиссия при нем. ИРТО содержало семь учебных заведений, открыло пятьдесят школ для рабочих и их детей, развивало женское образование. С ИРТО связаны имена Е.Н. Андреева, А.Г. Неболсина - пионеров русского технического образования.
^ Сословные училища Екатерины Великой

План создания государственной системы образования, по замыслам Екатерины II и И.И. Бецкого, начал реализовываться с создания училища при Академии художеств (1764), воспитательных домов в Москве (1764) и Петербурге (1770), Воспитательного общества благородных девиц в Петербурге (1764) и коммерческого училища (1773). Каждое учебное заведение имело свой устав, общим для которых было: запрещение телесных наказаний и запугивания детей, индивидуальный подход в оценке способностей каждого учащегося, ориентация всей педагогической деятельности на решение задач развития неповторимой личности учащегося.

Однако отсутствие в России специально подготовленных учителей свело на нет практически все благие намерения И.И. Бецкого. Попытка приглашения учительских кадров из-за границы положения дел не изменила.

Не лучше обстояло дело и в училище для мальчиков при Академии художеств. Согласно уставу в училище было три класса по три года обучения в каждом. Здесь обучали русской грамоте, иностранным языкам, рисованию, арифметике, геометрии, истории, географии, мифологии. Окончившие училище, выдержав экзамен, поступали в Академию художеств или занимались практической деятельностью по своей специальности. В 1772 г., посетив училище, И.И. Бецкой с разочарованием писал о том, что не нашел здесь духа высокого просвещения. Подобным же образом характеризовалась им деятельность училища при Академии наук и преобразованного им на основе новых педагогических идей Сухопутного шляхетского корпуса.

Единственно успешной была деятельность Воспитательного общества благородных девиц, Смольного института, положившая начало женскому образованию в России. В 1764 г. по всем губерниям, провинциям и городам был разослан императорский указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре», который в обиходе именовался Смольным. Согласно указу каждый дворянин мог своих дочерей отдавать для воспитания в это учреждение.

В 1765 году при Смольном институте благородных девиц — привилегированном учебном заведении для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). Основано по инициативе И. И. Бецкого. 31 января 1765 г. вышел Указ об учреждении Мещанского Училища при Воспитательном Обществе благородных девиц. Начальница и Совет были общими.

В Мещанском училище в 1765 г. было 61 человек. План образования Мещанского Училища соответствовал программе Академии Художеств. Плата при приёме (50 руб.) вкладывалась в банк, и при выпуске в качестве приданого выдавалась значительная сумма. После окончания училища «мещанки» оставались под опекой Совета.

Позже в Мещанском училище обучалось 200 дочерей солдат и унтер-офицеров гвардии, придворных служителей, мещан и купцов. Предполагалось, что девочки, обучаясь с 6 до 18 лет, в будущем станут дворцовой прислугой. Прием осуществлялся раз в три года, воспитанницы делились по трем «возрастам».

В 1797 году, по указанию императрицы Марии Федоровны, вступившей в руководство Воспитательным обществом, воспитание дворянок и мещанок было строго разделено. В училище стали принимать девочек с 11-12 лет и сократили срок пребывания в нём до 6 лет, поскольку императрица посчитала, что обучение мещанских девиц должно ограничиваться «учинением их добрыми женами, матерями и хозяйками». Совместные с «благородной половиной» собрания больше не устраивались, а лазареты заведений были отделены друг от друга. Императрица сначала отменила обучение мещанок иностранным языкам, но, заметив, что многие из выпускниц становятся гувернантками, повелела вновь ввести преподавание французского и немецкого языков. Главными предметами стали Закон Божий, рукоделие и русский язык. Лучших учениц по традиции, восходящей к екатерининскому времени, в праздники приглашали в Зимний дворец вместе с воспитанницами дворянских институтов.

В 1848 при заведении был открыт педагогический класс, выпускницы которого становились уже не классными дамами, а учительницами. Многие пансионерки поступали по спискам и обеспечению военных и гражданских ведомств. На штатные вакансии принимали дочерей лиц, имеющих чины не ниже полковника и статского советника, пансионерками – только дворянок, вписанных в V и VI части дворянской книги. Плата за обучение в это время составляла 350 рублей в год, но за многих пансионерок платили министерства и ведомства, где служили их отцы.

Ежегодно летом больных воспитанниц бесплатно отправляли на лечение в Старую Руссу, в санаторий доктора Вельса. Зимой, воспитанницы посещали Эрмитаж, Публичную библиотеку, выставки в Академии художеств, Ботанический сад, Таврический дворец, промышленные выставки. Десять лучших выпускниц, награждаемых шифрами, ездили с начальницей и классными дамами на специальную церемонию в Зимний дворец, где их представляли императору.

С воцарением Александра II и Марии Александровны в Смольном начались изменения. В 1859 по указанию императрицы инспектором обоих учебных заведений был назначен выдающийся педагог К. Д. Ушинский, с которым пришли его единомышленники – В. И. Лядов, Н. В. Белоконов, В. И. Водовозов и др. Он изменил учебные планы, ввел преподавание отечественной литературы и расширил курс естественных наук. Были уравнены курсы обучения на «благородной половине» и в Александровском училище. Для обоих учебных заведений был устроен общий педагогический класс. Прием и выпуск с этих пор производили каждый год, учредили каникулы В 1862 Ушинский был вынужден покинуть заведение из-за интриг и доносов. С 1839 начальницей заведения была М. П. Леонтьева (вдова ген.-майора, выпускница 1809 года), которая поддерживала нововведения Ушинского в системе преподавания, а также организовала в Смольном первый в России специализированный детский лазарет. В 1865 Александровское училище отделили и объявили самостоятельным Александровским институтом благородных девиц 2-й категории.


1.3 Становление теории и методики профессионального образования

В 60-е гг. XIX в. в России началось становление теории и методики профессионального образования как самостоятельной отрасли научного знания. Это было обусловлено развитием производства и капиталистических отношений, реформами школьного образования, расширением сети профессиональных учебных заведений, началом общественно-педагогического движения в России. Во многом этому способствовала деятельность научных и технических обществ:

  • Русского технического общества;

  • Вольного экономического общества;

  • Московского общества распространения технических знаний.


Общества создавали профессиональные учебные заведения, разрабатывали проекты реформирования системы общего и профессионального образования в России, изучали зарубежный опыт подготовки рабочих и других специалистов, проводили съезды деятелей профессионально-технического образования, издавали научную, учебную и методическую литературу.

^ Русское техническое общество

Идея создать Русское Техническое общество зародилась в середине XIX столетия. В Петербурге была лучше, чем где-либо развита промышленность, следовательно, он стал центром технического образования. Было предпринято несколько попыток создания организации, объединившей ученых-техников, инженеров и предпринимателей. Организатором всего дела стал ученый-химик и педагог Евгений Николаевич Андреев.

Официальной датой рождения Русского Технического общества (РТО) считается 22 апреля 1866 года, когда его устав был утвержден императором. В намерения организации входили публичные лекции по техническим предметам, содействие распространению технического образования, организация выставок заводских изделий, учреждение технической библиотеки, химической лаборатории и специального музея. В марте 1869 года РТО открыло первую школу при Варшавской железной дороге. Андреев был назначен членом комиссии для руководства школой. Андреев выступил в РТО с докладом "Об управлении мастеровыми". Было предложено учредить девятый, особый отдел РТО - "Постоянная комиссия по техническому образованию". Руководителем отдела стал Е.Н.Андреев. Он составил план преподавания в низших технических училищах. С 1884 года Андреев возглавил и первый отдел РТО - химико-технологический. Вся практическая жизнь РТО была сосредоточена в его отделах.

При создании общества существовало четыре отдела, а к концу века их было девять:

1. Химико-технологический и металлургии

2. Механики и технологии

3. Инженерно-строительного и горного дела

4. Техники военного и морского дела

5. Фотографии и её применения

6. Электротехники

7. Воздухоплавания

8. Железнодорожного дела

9. Технического образования

При вступлении в РТО не требовался образовательный ценз. Вопрос решали рекомендации членов общества. Существовали отделения РТО в различных городах, и к 1896 году их было 23. Издавались журналы: "Записки", "Электричество", "Техническое и коммерческое образование". Почетным членом РТО был Д.И.Менделеев. Покровителем РТО был великий князь Константин Романов, который с 1899 года был президентом Российской Академии наук. Возрастало значение техники в развитии производства. Это побуждало промышленников к сотрудничеству с РТО. В 1874 году Русскому Техническому обществу присвоено почетное наименование "императорского".

Деятельность РТО была направлена на развитие технических наук, пропаганду технических знаний и совершенствование промышленной техники. В 1868 году под председательством Андреева был создан отдел - девятый, особый. Отдел стал открывать различные типы профессиональных и технических школ для всех категорий рабочих. Самую большую группу составили школы грамоты для рабочих, так как большинство поступающих на заводы были неграмотными. На крупных заводах открыты школы первоначальной грамотности. Председатель девятого отдела А.Г. Неболсин говорил, что обучение специальности не может сводиться лишь к овладению навыками, но должно включать в себя развитие широкого культурного и общественного кругозора. Устраивались популярные чтения по отдельным предметам.

А.Г.Неболсин был руководителем "Девятого, особого отдела РТО". В деятельности отдела А.Г.Неболсин руководствовался следующими соображениями: "Основа технического образования - есть образование общее, ... мастер должен быть мастером, а не полуинженером, ... обучение практическим приемам ремесла или производства должно быть предоставлено настоящим мастерством, не учебным ... Усилия частных лиц могут сделать многое в деле образования, но это дело не может обойтись без вмешательства правительства".
^ Московское техническое общество было образовано в 1868 году под покровительством великого князя Алексея Александровича, а начало работу 20 ноября 1869 года.

В его уставе, утвержденном 4 июня 1869 года, сказано, что целью Общества является — «содействовать усовершенствованию и распространению в России технических знаний вообще; преимущественно же усвоению усовершенствованных технических приемов в тех отраслях отечественной промышленности и ремесел, которые имеют более обширное практическое применение». Для достижения этих целей общество может: «а) учреждать технические школы и мастерские; б) устраивать библиотеки, выставки и музеи по части промышленности и ремесел; в) издавать книги по разным отраслям технических знаний».

Основными задачами общества было: организация воскресных и вечерних классов для рабочих, разработка учебных планов и программ для них, изучение технического и ремесленного образования в России и за рубежом. К 1913 году Обществом было организовано 22 воскресных класса технического рисования (1263 учащихся от 8 до 40 лет); одна из первых в России женских ремесленных школ с 5-летним курсом обучения для девочек (создана в 1870 году; ученицам давалось общее образование в объёме начальной школы, кроме этого, они обучались специальным предметам: кройке, шитью белья, дамского платья, вышивке; принимались девочки в возрасте от 11 до 17 лет); среднее механико-техническое училище электротехнического профиля (основано в 1870 году как учебная мастерская, в 1881—1907 — слесарно-ремесленное училище). Общество организовало обширную библиотеку, помещавшуюся в московском «Музее прикладных знаний».

Однако в 1896 году, выходившие за рамки устава аспекты работы Общества, подверглись критике московского губернатора и ряд направлений работы (чтения для учащихся и другие) был запрещён. В результате в 1898 году на базе учебного отдела Общества было создано Педагогическое общество Московского университета, от которого после 1905 года был создан Московский математический кружок.

В 1765 году в Санкт-Петербурге было основано ^ Вольное экономическое общество - по существу, первая в России независимая научная организация. Полное его название звучало так: "Императорское вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства". Общество возникло по инициативе передовых представителей дворянства, которые были заинтересованы в успешном развитии сельского хозяйства и промышленности. Общество назвали вольным, потому что оно не подчинялось никаким правительственным ведомствам. Просуществовала эта организация почти полтора века - до 1917 года.

Создателями Вольного экономического общества стали советник Академии наук Андрей Нартов - сын знаменитого токаря Петра I, императорский библиотекарь И. Тауберг, который информировал Екатерину II обо всех значительных научных изданиях, выходивших за границей, члены Академии наук Эйлер, Севергин, Разумовский, Лепехин, другие образованные люди екатерининского времени. И сама императрица, дорожа своим неофициальным титулом "просвещенной монархини", постоянно следила за работой Общества, она даже предложила для него эмблему, смысл которой разъяснила в письме Вольтеру: "Мой девиз пчела, которая, летая от растения к растению, собирает мед, чтобы отнести его в улей, и надпись к этому - "Полезное".

В поле зрения Общества было множество задач, связанных с рациональной организацией помещичьего и крестьянского хозяйств. В его первом Уставе цель организации определялась как забота "о приращении в государстве народного благополучия", а все члены организации должны были стремиться к распространению "полезных и нужных знаний", способствующих улучшению результатов земледельческого туда и животноводства. Однако внедрение полезных научных идей шло в России очень медленно и не давало большого эффекта, потому что развитию экономики страны мешало крепостное право.

разу после создания Общества начали издавать его труды, всего в свет вышло более 200 томов с различными работами передовых русских агрономов. Общество имело библиотеку, ботаническую, минералогическую, геологическую коллекции, из экспонатов которых был организован музей. Любопытно, что в этом музее был даже отдел техники. Общество проводило всероссийские выставки, на которые из разных губерний России провозили все самое интересное. За успешное выполнение различных программ по развитию сельского хозяйства Общество учредило специальные медали.

После отмены крепостного права в 1861 году, когда экономическая ситуация в стане изменилась, начался фактически новый этап в деятельности Вольного экономического общества. В разное время в его работе участвовали Д. Менделеев, В. Докучаев, К. Тимирязев, Л. Толстой, В. Короленко и многие другие известные и не очень известные люди, которые искренне желали видеть Россию процветающей державой.

После Октябрьской революции Вольное экономическое общество прекратило работу. Его богатейшая библиотека стала частью фондов Публичной библиотеки.
Большую роль в становлении теории и методики профессионального образования сыграл журнал «Техническое образование» (1892-1917). В 1862 году была создана Постоянная комиссия по техническому образованию Русского технического общества, руководителями которой были видные деятели профессионального образования России Е.Н. Андреев (1868-1889) и А.Г. Неболсин (1889-1917).

Определенной вехой в становлении профессиональной педагогики стал разработанный ученым-механиком и Министром финансов И.А. Вышегорским (1831-1895) проект «Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884), заложивший основы государственной системы профессионального образования.

1.4 Русские инженеры-педагоги о профессиональном образовании

Общественно-педагогическое движение в России 60-80 гг. XIX в. было направлено на демократизацию и расширение образования народных масс и включало в себя революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский), либерально-буржуазное (Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов) и реакционное (Министерство народного просвещения) направления. Царское правительство вынуждено было осуществлять ряд мер по реформированию начального, среднего и высшего образования в России.

Представитель либерально-буржуазной педагогики Н.И. Пирогов (1810-1881) обосновал идею общественного воспитания, на котором должно основываться профессиональное образование, лишенное узкого «специализма».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский (1824-1870) в статьях «Ученики ремесленные в Петербурге», «Воскресные школы», «Необходимость ремесленных школ в столицах» дал критику существовавшей системы ремесленного ученичества и обосновал следующие функции ремесленного образования нового типа:

  • экономические - приведение ремесла в соответствие с требования науки и техники;

  • социальные — подготовка отечественных специалистов;

  • нравственные - ликвидация ученичества как формы эксплуатации труда детей;

  • педагогические - обоснование системы профессиональных школ, установление связи обучения с трудом, создание методики профессионального обучения, отвечающей требованиям психологии и педагогики.



Русские ученые и инженеры-педагоги (Д.И. Менделеев, В.К. Делл-Вос, В.И. Гриневецкий, И.А. Стебут, А.И. Гурнов, Д.К. Советкин, С.А. Владимирский, М.В. Лысковский и др.) сформировали следующие требования к профессиональному образованию:

  • соответствие потребностям развивающейся экономики;

  • конкурентоспособность подготавливаемых кадров;

  • развитие профессионального образования на базе общего образования;

  • разнотипный и разноуровневый характер профшколы в зависимости от исходного общего образования;

  • сочетание общего и специального компонентов в содержании профессионального образования;

  • практическая направленность обучения и четкая социализация;

  • постепенная замена ученичества ремесленными школами;

  • соединение обучения с производственным трудом.


В «Генеральном плане Московского воспитательного дома», написанном И.И. ^ Бецким и А.А. Барсовым, изложена программа подготовки для государства искусных мастеровых, обладающих высокой нравственностью, религиозностью и практической выучкой.

Иван Иванович Бецкой (1704-1795) был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, где под влиянием идей французских просветителей он сформировался как мыслитель и деятель образования. И.И. Бецкой полностью разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заведениях сословного характера.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Веселов А. Низшее профессионально-техническое образование в СССР: Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. – М.: Трудрезервиздат, 1955. – С.9.

  2. Пузанов М., Терещенко Г. Очерки по истории профессионально-технического образования Украинской ССР. – К.: Вища шк., 1980. – С.4-5.

  3. Балушок В. Світ середньовіччя в обрядовості українських цехових ремісників. – К.: Наукова думка, 1993. – С.67.

  4. Верстюк В. Становлення радянської влади //Історія України: нове бачення: У 2т. / за ред. В.А.Смолія. – К.: Україна, 1995. – Т.2. – С.162.

  5. Осовский Е. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917 – 1949). – М.: Высш.шк., 1980. – С.112.

  6. Лановик Б., Матисякевич З., Матейко Р. Історія господарства. Україна і світ: Підручник / За ред. Б.Плановика. – К.: Вища школа, 1995. – С.424.

  7. Кравченко Б. Соціальні зміни і національна свідомість в Україні ХХ ст. / Пер. з англ. – К.: Основи, 1997. – С.266.



Похожие:

План лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы 3 Становление теории и методики профессионального образования iconПлан лекции 1 Операционная система Д. К. Советкина 2 Операционно-предметная...
Развитие теории и практики профессионального образования в конце XIX первой половине XX в
План лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы 3 Становление теории и методики профессионального образования iconПлан лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования...
Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения...
План лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы 3 Становление теории и методики профессионального образования iconПлан лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине...
Великокняжей Украины-Руси, развились и приобрели новые формы со времен Казацкого государства это открытость к миру, европейская ориентация,...
План лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы 3 Становление теории и методики профессионального образования iconПлан лекции 1 История профессионального образования в США 2 История...
Америке. Вклад этого колледжа в историю американского образования огромен. Он не только обучал студентов, но издавал и учебную литературу...
План лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы 3 Становление теории и методики профессионального образования iconПлан лекции: Организационно-педагогические основы начального профессионального...
Организационно-педагогические основы начального профессионального образования (нпо)
План лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы 3 Становление теории и методики профессионального образования iconПлан лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2...
Но историко-педагогическое осмысление современной теории и практики образования – весьма сложная задача, поскольку для верной ее...
План лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы 3 Становление теории и методики профессионального образования iconРасписание занятий экзаменационно установочной сессии для студентов...
Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
План лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы 3 Становление теории и методики профессионального образования iconПлан лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя...
Нально-технического образования или высшего образования, которое предоставляют заведения 1-2 уровней аккредитации (техникумы, колледжи)....
План лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы 3 Становление теории и методики профессионального образования iconПлан лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине
Нормативная база по включает государственные нормативные акты, которые регулируют общественные отношения в области обучения, воспитания,...
План лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы 3 Становление теории и методики профессионального образования iconВведение 4
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. №1154, практика студентов образовательных учреждений высшего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница