Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Кафедра социальной педагогики


НазваниеРеспублики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Кафедра социальной педагогики
страница1/21
Дата публикации15.03.2013
Размер1.91 Mb.
ТипПояснительная записка
userdocs.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Кафедра социальной педагогики


УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебной работе

______________
«_____» _____________2012г.

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины «История образования и педагогической мысли»
для специальности / специализации:
1-03 04 01 Социальная педагогика.

1-03 04 02 Социальная педагогика. Дополнительная специальность

Согласовано: декан факультета ________________А.В. Касович
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры

протокол № 13 от «23» мая 2012 г.
Минск 2012
Пояснительная записка к УМК (введение) к УМК
«История образования и педагогической мысли» - теоретический курс, который является важной составной частью предметов общепедагогического цикла. Основное назначение курса – способствовать формированию целостного педагогического сознания и личностной самостоятельной оценки историко-педагогических идей.

Курс «История образования и педагогической мысли» разработан с учётом требований компетентностного подхода в высшем образовании. Его изучение позволит будущему социальному педагогу создать полную и глубокую картину развития педагогической науки, поможет проследить логику возникновения и развития тех или иных педагогических учений, увидеть возможность применения этих знаний в своей педагогической деятельности.

В процессе изучения учебной дисциплины «История образования и педагогической мысли» студент не только усвоит историко-педагогические знания, но и овладеет умением выделить и соотносить теоретический и практический материал, оценить факт с позиций теоретических положений, выявлять внутренние связи, причинную обусловленность событий педагогической действительности.

Изучение учебной дисциплины «История образования и педагогической мысли» способствует формированию профессиональной компетенции будущих специалистов, расширяет их общий кругозор, способствует формированию научного мировоззрения.

Цель УМК – обеспечение процесса усвоения студентами системы историко-педагогических знаний, приобретения ими умений актуализации и применения историко-педагогических знаний в будущей профессиональной деятельности.

Задачи УМК:

  • формирование у будущих социальных педагогов понятия о взаимообусловленности развития всех национальных систем образования, их интеграции, взаимосвязи;

  • формирование у студентов историко-педагогического мышления;

  • приобщение студентов к анализу мирового и отечественного опыта становления образовательных систем;

  • достижение студентами соответствующего уровня профессионально-педагогической компетентности, позволяющей интегрировать профессиональные теоретические знания, практические умения и профессионально значимые качества.

Предлагаемый материал структурирован по следующим блокам: программный, учебный, методический, контрольный, сопровождающий.

^ Программный блок включает в себя:

  • Типовую учебную программу

  • Учебную программу (учебно-методическая карта)



Типовая учебная программа

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение истории образования и педагогической мысли как учебного предмета имеет особое значение для профессионального становления будущих социальных педагогов. Данный курс содействует становлению профессионально-личностной позиции, позволяет будущему специалисту осознать глубинные связи педагогических явлений в их целостности и взаимодействии с общекультурными процессами в мире и понять роль педагогического наследия в теории и практике современного образования. Учебная дисциплина «История образования и педагогической мысли» имеет своей целью расширение общепедагогического кругозора студентов, формирование у них ценностного отношения к педагогическому наследию, вооружение знанием педагогических идей прошлого, составляющих общетеоретическую основу педагогики. Все это обеспечивает выработку у будущих специалистов компетентностного подхода к педагогическим явлениям, способствует формированию педагогического мировоззрения, системы ценностных профессиональных установок.

В содержании курса «История образования и педагогической мысли» раскрываются качественные изменения в развитии педагогической мысли и образовательной практики, прослеживаться эволюция различных направлений и подходов в различные исторические эпохи, включая современность в контексте ее исторического развития. При освещении концепций представителей педагогической мысли обращается особое внимание на то социально-политические, культурно-исторические факторы, способствовавшие эволюции педагогического знания и практики.

Изучение учебного курса предусматривает анализ педагогического наследия прошлого с позиции выявления в нем актуальных для настоящего времени идей, способов решения проблем. Образование рассматривается как постоянно развивающейся системы.

Типовая учебная программа предусматривает изложение истории образования и педагогической мысли в тесной связи с историей развития человеческого общества.

^ Цели и задачи учебной дисциплины
Целью учебного курса «История образования и педагогической мысли» является развитие творческого педагогического мышления будущих специалистов на основе ознакомления с ведущими педагогическими идеями и концепциями прошлого, пробуждение у студентов интереса к историко-педагогическому наследию и потребности в его изучении.

Задачи учебной дисциплины:

  • приобщение студентов к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе историко-педагогической культуры своего Отечества, народа;

  • выявление взаимосвязи и взаимовлияния педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи;

  • изучение и анализ процесса возникновения и изменения образовательных традиций;

  • достижение студентами соответствующего уровня профессионально-педагогической компетентности, позволяющей интегрировать историко-педагогические знания и профессиональные практические умения;

  • изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества;

  • выявление рациональных и гуманистически ориентированных образовательных средств, разработанных поколениями педагогов;

  • констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития;

  • формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в дальнейшем духовном обогащении;

  • формирование у студентов патриотизма, интернационализма, толерантности через освоение мирового и отечественного педагогического наследия.


^ Требования к освоению учебной дисциплины
Требования к уровню освоения содержания дисциплины «История образования и педагогической мысли» определены образовательными стандартами высшего образования первой ступени по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная педагогика. Дополнительная специальность» по циклу специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В п. 7.5.4 названных стандартов указан минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных социально-педагогических знаний и умений, составляющих социально-педагогическую компетентность выпускника вуза.

Выпускник должен:

знать:

  • предпосылки возникновения образования, воспитания, педагогической мысли и их роль в развитии общества;

  • этапы, закономерности и тенденции развития отечественной и зарубежной школы и педагогической мысли с древности до наших дней;

  • основные образовательные парадигмы, классические и современные теории и концепции воспитания и обучения;

  • нормативно-правовые и законодательные документы по развитию системы образования в Республике Беларусь;

  • первоисточники по истории образования и педагогической мысли;

уметь:

  • ориентироваться в подходах, течениях и направлениях развития педагогической мысли и давать им критическую оценку;

  • анализировать, сопоставлять и оценивать педагогические явления и события прошлого с позиции нынешнего дня;

  • самостоятельно находить информацию о развитии образования и воспитания в различные исторические эпохи;

  • применять исторический подход при изучении педагогических явлений.


^ Структура содержания учебной дисциплины
Учебный материал дисциплины «История образования и педагогической мысли» выстроен в логике анализа важнейших образовательных идей, взглядов выдающихся представителей педагогической мысли прошлого, в тесной связи с историей развития человеческого общества и рассмотрения реализации этих идей в практике образования.

Курс представлен в двух основных частях: «Развитие школы и педагогической мысли с древности до XIX в.», «Развитие школы и педагогической мысли в ХХ-ХХI вв.»

^ Методы (технологии) обучения
В процессе изучения учебной дисциплины «История образования и педагогической мысли» используются следующие методы (технологии).

  • Технология учебно-исследовательской деятельности.

К специфическим методам историко-педагогического исследования относятся:

- реконструкция, которая решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями;

- объяснение, которое позволяет выявить сущность и значение историко-педагогических событий, выделить в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи; в процессе объяснения происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого;

- описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств, в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки.

  • Проектные технологии, с соблюдением следующих этапов:

- анализ данных и постановка проблемы;

- построение проекта деятельности по разрешению историко-педагогической проблемы;

- осуществление проектной деятельности;

- рефлексия промежуточных результатов;

- коррекция способов и средств достижения целей-результатов;

- итоговая рефлексия, проверка, оценка.

  • Коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы).


^ Диагностика компетенций студента
Согласно типовым учебным планам количество часов на изучение дисциплины «История образования и педагогической мысли» составляет 72 аудиторных часа, из них - 36 часов лекционных занятий, 36 часов – семинарских занятий.

Для диагностики сформированности социально-педагогических компетенций используются промежуточное тестирование, зачеты и экзамены.
^ Организация самостоятельной работы студентов
Управляемая (контролируемая) самостоятельная работа студентов планируется в рамках учебных часов, отведённых на аудиторные занятия по дисциплине. В типовой учебной программе указываются основные формы текущего и итогового контроля. Общие требования к организации управляемой самостоятельной работы студентов определяются Положениями и методическими рекомендациями Министерства образования, учебно-методических объединений высших учебных заведений и советов вузов, а также содержатся в учебных изданиях, апробированных в учебном процессе вузов.

^ Тематический план дисциплины

«История образования и педагогической мысли»



^

Наименование раздела, темы


Количество часов


Аудиторные

Всего

Лекции

Практи-

ческие

занятия
я




Раздел I. Развитие школы и педагогической мысли с древности по XIX в.










1.
^

Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.


8

4

4

2.

Школа и педагогическая мысль в средние века

6

4

2

3.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древнейших времен до XIII века

4

2

2

4.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII вв.

6

4

2

5.

Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII – XVIII вв.

4

2

2

6.

Школа и педагогическая мысль в России в XVII-XVIII вв.

4

2

2

7.

Классики западноевропейской педагогики XIX в.

6

2

4

8.

Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине XIX в.

4

2

2

9.

Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине ХIХ века

4

2

2




^ Раздел II. Развитие школы и педагогической мысли в ХХ-ХХI вв.










10.

Движение за реформу школьного образования в начале ХХ века

4

2

2

11.

Педагогические течения начала ХХ века

4

2

2

12.
^

Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917-1945 гг.


4

2

2

13.

Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1992 гг.

4

2

2

14.

Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине ХХ века

4

2

2

15.

Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в конце ХХ - начале ХХI века

4

2

2

16.

Модернизация системы образования в мире в начале ХХI века

2

2








Итого:


72

36

36
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Кафедра социальной педагогики iconВзаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Кафедра социальной педагогики iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов...
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Кафедра социальной педагогики iconПояснительная записка Программа учебного курса "Социально-правовая...
Учреждение образования “белорусский государственный педагогический университет имени максима танка”
Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Кафедра социальной педагогики iconБелорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Цель написания реферата сформировать новые, закрепить, углубить, систематизировать имеющиеся знания, умения и навыки, полученные...
Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Кафедра социальной педагогики iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный...
С. Е. Витун, заведующий кафедрой финансов и кредита уо «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат экономических...
Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Кафедра социальной педагогики icon«Сибирский государственный индустриальный университет» Кафедра рекламы,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Кафедра социальной педагогики iconМинистерство образования республики беларусь белорусский государственный...

Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Кафедра социальной педагогики iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный...
Асептика и антисептика. Профилактика воздушно-капельной, контактной, имплантационной инфекции
Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Кафедра социальной педагогики iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Барановичский государственный университет» утверждаю
Советом педагогического факультета учреждения образования «Барановичский государственный университет»
Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Кафедра социальной педагогики iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница