Петр Алексеевич Кропоткин


НазваниеПетр Алексеевич Кропоткин
страница1/63
Дата публикации26.06.2013
Размер6.86 Mb.
ТипРеферат
userdocs.ru > История > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63
Петр Алексеевич Кропоткин

Анархия (Сборник)
Анархия: Сборник; Анархия. Сборник
Метки: Кропоткин, Анархия, Анархизм, Анархия: Сборник, Анархия (Сборник), Анархия. Сборник, Анархия, её философия, её идеал, Анархия, ее философия, ее идеал
Сост. и предисловие Р.К. Баландина
Сборник включает основные теоретические труды князя П. А. Кропоткина, посвященные обоснованию идеи "анархии", которую автор применяет не только в отношении политики, но и как определенный методологический и этический ключ к пониманию сути общественного бытия.
Основные работы П. А. Кропоткина были написаны в конце XIX века, и современный читатель имеет возможность с позиций трагической истории XX века оценить значимость историософских и философских построений именитого автора.
Примечание: Желтым цветом отмечены разделы, не вошедшие в аудиокнигу, также в ее состав не входят: текст под цифрой 1 (примечания) и некоторые уточнения в (…) в самом тексте. Все остальное входит в состав аудиокниги.
СОДЕРЖАНИЕ
Р. К. Баландин. Анархия - это свобода........................................................................5
Раздел первый – Анархия в природе
Взаимопомощь как фактор эволюции........................................................................46

Введение........................................................................................................................46 (1 – 7 (1:04))

Взаимная помощь у животных....................................................................................56 (7 (1:04) – 19)

Взаимная помощь у животных....................................................................................78 (20 – 37)

Заключение..................................................................................................................108 (38 – 41)

^ Раздел второй – Наука и анархия
1. Современная наука и анархия................... ............................................................116

I. Происхождение анархии.........................................................................................116 (42 – 44)

II. Умственное движение XVIII века........................................................................121 (45 – 47)

III. Реакция в начале XIX века...................................................................................126 (48 – 51)

IV. Позитивная, то есть положительная философия Конта.....................................132 (52 – 53)

V. Пробуждение в 1856-1862 годах............................................................................136 (54 – 57)

VI. Синтетическая философия Спенсера...................................................................143 (58 – 60 (4:23))

VII. О роли закона в обществе....................................................................................148 (60 (4:23) – 63)

VIII. Положение учения об анархии в современной науке.....................................153 (64 – 66 (2:00))

IX. Анархический идеал..............................................................................................157 (66 (2:00) – 66)

X. Анархия....................................................................................................................161 (67 – 72)

XI. Анархия (продолжение)........................................................................................170 (73 – 78)

XII. Анархия (продолжение)......................................................................................181 (79 – 86)

XIII. Анархия (продолжение).....................................................................................194 (87 – 95)

XIV. Некоторые выводы анархизма..........................................................................211 (96 – 101)

XV. Способы действия................................................................................................223 (102 – 108 (3:16))

XVI. Заключение..........................................................................................................234 (108 (3:16) – 109)
2. Коммунизм и анархия..............................................................................................237

I. Анархический коммунизм.......................................................................................237 (110 – 113)

II. Государственный коммунизм. - Коммунистические общины...........................242 (114 – 119)

III. Маленькие коммунистические общины. - Причины их неуспеха...................254 (120 – 124)

IV. Ведет ли коммунизм к умалению личности?.....................................................261 (125 – 130)
3. Государство, его роль в истории............................................................................272

I. ...........270-272 (131 – 132)

II. .........274 (133 – 135)

III. ........280 (136 – 140)

IV. ........288 (141 – 144)

V. .........294 (145 – 147)

VI. ........298 (148 – 151)

VII. ......305 (152 – 155 (0:48))

VIII. ....310 (155 (0:48) – 159)

IX. .......317 (160 – 163)

X. .........325 (164 – 166)

.

4. Современное государство........................................................................................332

I. Главный принцип современных обществ..............................................................332 (167 – 169 (4:35))

II. Рабы государства.....................................................................................................337 (169 (4:35) – 173)

III. Налог - средство создания могущества государства..........................................343 (174 – 177)

IV. Налог - средство обогащать богатых...................................................................350 (178 – 184)

V. Монополии...............................................................................................................360 (185 – 187 (3:57))

VI. Монополии в XIX веке.........................................................................................365 (187 (3:57) – 191 (0:05))

VII. Монополии в конституционной Англии. - В Германии. - Короли эпохи.....371 (191 (0:05) – 194)

VIII. Война....................................................................................................................379 (195 – 200)

IX. Война и промышленность.....................................................................................387 (201 – 206 (2:58))

XIV. (X) Заключения....................................................................................................397 (206 (2:58) – 209)
Анархия. Ее философия, ее идеалы.............................................................................404 (210 – 235)

^ Раздел третий – Анархия и этика
Этика..............................................................................................................................452 (236 – 238)

Справедливость и нравственность.............................................................................457 (239 – 254)

Нравственные начала анархизма................................................................................484

I. ...........482-484 (255 - 257 (4:35))

II. .........488 (257 (4:35) - 261 (0:04))

III. ........494 (261 (0:04) - 263 (1:03))

IV. ........497 (263 (1:03) - 265)

V. .........502 (266 - 268 (2:14))

VI. ........507 (268 (2:14) - 271 (3:06))

VII. ......513 (271 (3:06) - 273)

VIII. ....517 (274 - 276)

IX. .......522 (277 - 279 (1:10))

X. .........525 (279 (1:10) - 281))

Экономика и нравственность.....................................................................................533 (282 - 285 (4:51))

Мораль, право, политика.............................................................................................540 (285 (4:51) - 297)
Примечания...................................................................................................................562

Указатель имен..............................................................................................................567

^ АНАРХИЯ - ЭТО СВОБОДА
Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплотил в своей личности тот идеал моральной чистоты, спокойного, ясного самоотречения и совершенной любви к людям, которой мятущийся гений Толстого хотел достичь всю свою жизнь и достигал только в искусстве.
Ромен Роман
Три лика анархизма
За последние десятилетия в общественное сознание был внедрен и стал едва ли не общепринятым образ анархиста, неразрывно связанный с террором. Действительно, целый ряд организаций анархического толка на Западе, отчаявшись совершить революционные преобразования общества, перешли к тактике индивидуальных убийств, стимуляции массовых беспорядков, надеясь таким образом расшатать устои государственных систем.
В книгах и кинофильмах анархисты представлены обычно бесшабашными молодыми людьми, вооруженными и чрезвычайно опасными, посягающими на имущество, а то и саму жизнь добропорядочных граждан, - в чем-то такие "борцы за свободу" вполне соответствуют членам организованных преступных группировок. Они вызывают не уважение, а отвращение и страх.
Вполне понятно, что таким образом имущие власть и капиталы стремятся с помощью подчиненных им деятелей культуры - опорочить саму идею анархии. И это им явно удается. Однако приходится признать и то, что анархисты-разбойники - вовсе не выдуманные персонажи. Подобные люди бывали в прошлом и есть, пожалуй, сейчас.
5
На Западе анархисты чаще всего исповедуют крайний индивидуализм воинствующего толка, тогда как абсолютно преобладает там тихий и мирный индивидуализм, характерный для обывателей. Его философские основы наиболее ярко выразил Макс Штирнер (Каспар Шмидт) в книге "Единственный и его собственность", изданной в 1844 году. Он высказался с предельной честностью: "Божественное - дело Бога, человеческое - дело человечества. Мое же дело не божественное и не человеческое, не дело истины и добра, справедливости, свободы и т.д., это исключительно МОЕ, и это дело не общее, а ЕДИНСТВЕННОЕ так же, как и я - единственный.
Для Меня нет ничего выше Меня".
Теоретик социал-демократии Э. Бернштейн назвал Штирнера "самым последовательным из всех анархистов", который развил "идею безвластия до ее конечных выводов... Его книга - это песнь песней эгоизма". Не менее определенно высказался Г. В. Плеханов: "Макс Штирнер имеет полное право называться отцом анархизма".
В том же духе писал и В. И. Ленин: "Анархизм - вывороченный наизнанку буржуазный индивидуализм. Индивидуализм, как основа всего мировоззрения анархизма". Правда, не совсем ясно, что получится, если вывернуть наизнанку буржуазный индивидуализм, - пожалуй, ничего хорошего, всяческая внутренняя мерзость. Понятней и верней, по-видимому, говорить о двух разновидностях индивидуализма: воинствующем и мирно-эгоистичном. Первый находит свое воплощение в террористических анархистских организациях, второй - в "семейной идиллии" обывателя, мелкобуржуазном идеале общества потребления.
С удивительной близорукостью профессиональных политиков Бернштейн, Плеханов, Ленин и их последователи не заметили (а точнее сказать, не пожелали заметить) еще один - поистине светлый! - лик анархизма. Он прямо противоположен принципам, провозглашенным Штирнером: Мое дело божественное и человеческое, дело истины и добра, справедливости и свободы!
6
Именно так имел все основания утверждать Петр Алексеевич Кропоткин. И у него это были не просто слова, рассуждения и умозрения. Подобно мятущемуся Бакунину, он доказывал верность своих идеалов собственной жизнью. Этим он самым решительным образом отличается от подавляющего большинства философов и политологов, социологов.
Кто он? Знатный князь и революционер-народник, камер-паж императора Александра II, наследник богатых имений, бравый офицер, теоретик анархизма, замечательный путешественник, ученый-первооткрыватель (географ, геолог), глубокий мыслитель. Уникально уже само по себе сочетание этих качеств. Но главное: велик он не тем, что достиг званий и должностей, а тем, что имел честь и мужество отказаться от них во имя высоких идеалов и свободы.
Жизнь свою он построил наперекор судьбе. Не злому беспощадному Року древнегреческих трагедий, а той доброй сказочной фее, которая одарила его при рождении высоким титулом, богатым наследством, привилегированным положением в обществе. (Не об этом ли мечтают эгоисты-индивидуалисты?) Ему предоставлялись прекрасные возможности для блестящей карьеры на службе и в науке. Он их отверг без долгих раздумий.
Воспеватель и превозноситель собственного "Я" Макс Штирнер смирно прошел свой ничем не примечательный жизненный путь и умер в безызвестности. А жизнь Петра Кропоткина была исполнена необычайных приключений, творческих исканий и открытий; имя его для миллионов людей стало символом свободы... Он был учителем жизни не только на словах, но и на деле - на собственном примере.
У Кропоткина - что случается в мировой истории нечасто - не было расхождений между интеллектуальной и практической деятельностью, нравственными идеалами и поведением, образом жизни и образом мыслей, убеждениями. Его судьба подтверждает верность высказывания Канта: не надо стремиться к счастью; надо быть достойным счастья. Оскар Уайльд сказал о нем: "Человек с душой того прекрасного Христа, который, кажется, идет из России", и написал сказку "Счастливый принц" (ведь Кропоткин был князем, принцем), аллегорически показав радость дарить людям добро даже ценой собственных лишений.
7
Итак, прежде чем кратко охарактеризовать теоретические взгляды П. А. Кропоткина на анархию, отчасти представленные в данной книге, предлагаю поближе познакомиться с его личностью, жизнью и творчеством.
Царская милость
Родился Петр Кропоткин 27 ноября 1842 года в семье богатого помещика-крепостника (и самодура), "типичного николаевского офицера", по словам сына. О матери - Екатерине Николаевне - сохранил он самые нежные и восторженные воспоминания, хотя почти не знал ее, умершую, когда Петру было три с половиной года, а его брату Саше не минуло пяти.
Вскоре в семье появилась мачеха, невзлюбившая пасынков. Жалели и ласкали их, барчуков-сирот, только крепостные. В ту пору, пожалуй, и полюбил всем сердцем и навсегда князь Петр Кропоткин обычных русских людей. Со временем эта любовь распространилась на всех, кто живет честным трудом. Он физически не переносил бездельников, трусов, лжецов и демагогов.
В жизни Петра Алексеевича окружающая среда почти всегда была той могучей и слепой силой, преодоление которой требует большого духовного и физического напряжения.
А началось все с царской милости.
...Московская знать готовила грандиозный бал к двадцатипятилетию царствования Николая I. Задумано было: к стопам самодержца склонятся все народы и губернии России. За представителей народов выступали костюмированные дворяне - из самых родовитых - и их дети. С жезлом Астраханской губернии выставили маленького князя Петра Кропоткина.
В тот памятный день Николай I распорядился определить Петра Кропоткина в Пажеский корпус. Честь высокая! Ее удостаивались дети немногих москвичей, отдаленных от высоких постов чиновничьего Петербурга. Ведь из корпуса прямой путь ко двору, в царские приближенные.
Пажеский корпус был самой привилегированной казармой в России. Как положено в подобном заведении, здесь все было регламентировано так, чтобы юноши, взрослея,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63

Похожие:

Петр Алексеевич Кропоткин iconАлексеевич Кропоткин Хлеб и воля Пётр Алексеевич Кропоткин Хлеб и...
Франции. Поколение, принявшее участие в основании Первого, Рабочего Интернационала, и деятели Парижской Коммуны, уцелевшие после...
Петр Алексеевич Кропоткин icon-
Пётр Великий — такой образ создан в истории Великого Русского Народа третьему царю из династии Романовых. Великий — очень громкое...
Петр Алексеевич Кропоткин iconПетр Кропоткин Записки революционера
Полувековой период, о котором идет речь в "Записках революционера", - с 1840-х до 1890-х гг. - насыщен важнейшими социальными и политическими...
Петр Алексеевич Кропоткин iconОсмотр достопримечательностей
Пётр Алексеевич Романов, государь-император всея Руси, склонился над картой Российской империи
Петр Алексеевич Кропоткин iconПётр Кропоткин "Современная наука и анархия"
Именно изучение этого подъема, а также замечательных завое­ваний науки, сделанных в течение последних десяти или двенадцати лет минувшего...
Петр Алексеевич Кропоткин iconПётр Кропоткин Налог средство обогащать богатых
Никто не кричит, и та же цель достигается удивительным образом – настолько ловко, что это назначение налогов проходит незамеченным...
Петр Алексеевич Кропоткин iconПётр Кропоткин "Революционная идея в революции"
Эти люди не задумываются над сущностью революции — они противники существующего строя, готовы попытаться установить новый порядок,...
Петр Алексеевич Кропоткин iconПётр Кропоткин "Хлеб и Воля"
Франции. Поколение, принявшее участие в основании Первого, Рабочего Интернационала, и деятели Парижской Коммуны, уцелевшие после...
Петр Алексеевич Кропоткин iconПётр Кропоткин "Анархическая работа во время революции"
Они составляют часть целого ряда статей, появившихся под общим названием: «Задачи революционной мысли в революции», и первая половина...
Петр Алексеевич Кропоткин iconТема Россия во второй половине Х viii в. Внутренняя политика Екатерины II
Великого – Петр III. Будучи поклонником прусского короля, Петр III установил прусские порядки, перешел на сторону Фридриха II, отказался...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница