Учебно-тематический план разработки семинарских занятий тестовые задания Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины предисловие цель дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины»


НазваниеУчебно-тематический план разработки семинарских занятий тестовые задания Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины предисловие цель дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины»
страница1/5
Дата публикации27.06.2013
Размер0.52 Mb.
ТипУчебно-тематический план
userdocs.ru > История > Учебно-тематический план
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

В.С. Белозеров

________________

(подпись)

«___»_________________2011 г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки

030600 История
Профиль подготовки

Историко-культурный туризм/Международные отношения
^
Квалификация выпускника
Бакалавр




УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета _______________
_______________________________

«____» ______________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

председатель учебно-методической
комиссии факультета
_________________

_______________________________

«____» ______________ 20____ г.


Ставрополь

2011

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие …………………………………………………………………….. 3

Учебно-тематический план ……………………………………………………...5

Разработки семинарских занятий …………………………………………….....6

Тестовые задания……...…………………………………………………………24

Учебно-методическое и

информационное обеспечение дисциплины …………………………………. 30

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» - сформировать целостное профессиональное понимание процессов и явлений, закономерностей и особенностей, системного знания о комплексе вспомогательных исторических дисциплин как неотъемлемой части исторической науки и гуманитарного знания.

Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» носит просветительский и прикладной характер, обеспечивает знания основ работы с историческими источниками в системе современного гуманитарного знания и умение применять их на практике, а также открывает перспективу применения материалов для выводов в области политической, экономической и культурной сторон истории общества.. В процессе изучения данного курса студент должен приобрести опыт и навыки, которые помогут правильно ориентироваться в потоке информации и принимать нужные решения при работе с историческими источниками.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению подготовки 030600 «История» (бакалавр). Для успешного освоения дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» студент должен обладать основами знаний по отечественной и всеобщей истории, истории культуры в пределах школьной программы. Освоение дисциплины необходимо для применения приобретенных теоретических знаний и профессиональных навыков в изучении таких дисциплин как «Этнология и социальная антропология», «История исторической науки», «Источниковедение», «История России», «История древнего мира», «История средних веков», «Новая и новейшая история».

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» у студентов формируются общекультурные компетенции, в научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности профессиональные компетенции:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- готовность уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), источниковедения, социальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

- способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

- способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

- способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14).

Общая трудоемкость дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

Образовательные технологии. Основными формами изучения курса «ВИД» являются лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Курс лекций по дисциплине призван дать представление о многообразии источников, их важности в освоении студентами главных составляющих исторического процесса, исторических реконструкций и моделирования, а также анализируются различные точки зрения и подходы к рассматриваемым историческим явлениям и процессам. Основной задачей практических занятий является самостоятельная контролируемая подготовка студентов по теоретической и практической составляющим исторической науки. На занятиях будет рассмотрен весь процесс работы с историческими источниками и методами исторической науки, начиная с измерения и описания предметов и заканчивая их интерпретацией.

При изучении курса «Вспомогательные исторические дисциплины» основное внимание уделяется раскрытию содержания (этимологии) терминов каждого раздела изучаемой дисциплины, определению их предмета, понятийного аппарата. А также прослеживается история возникновения каждой из вспомогательных исторических дисциплин. Определены задания по практическому использованию достижений этих дисциплин в исследовательской работе учёного-историка.

Содержание дисциплины предусматривает самостоятельную работу студентов в библиотеках и сети Internet с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

1. Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля.

- научно-исследовательская работа студента в библиотеках;

- подготовка к семинарским занятиям и зачету.

2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная подготовка студента может осуществляться по рекомендуемой основной и дополнительной литературе.

3. Оценочные средства и контроль знаний. Для проверки эффективности преподавания дисциплины проводится контроль знаний студентов. При этом используются следующие виды контроля:

- текущий контроль, включающий собеседование, проверку планов-конспектов, выполнение студентами контрольных заданий (тестовых заданий) с последующей оценкой проделанной работы;

- рубежный контроль, состоящий из зачета по дисциплине «ВИД».

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной

работы (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинар

Сам. раб.

1

Предмет и задачи ВИД. Источники и методика исследований

4

1

2




4

устный опрос

2

Палеография

4

2-3

2

2

4

работа с источниками

3

Историческая хронология

4

4

2

2

4

устный опрос, семинар-презентация

4

Историческая метрология

4

5

2

2

4

собеседование

5

Сфрагистика

4

6-7

1

1

4

проверка планов конспектов, тестовые задания

6

Геральдика

4

8-9

1

1

4

семинар-презентация

7

Нумизматика

4

10

2

2

2

собеседование, устный опрос

8

Ономастика

4

11

2

2

4

устный опрос

9

Историческая топонимика

4

12

2

2

4

устный опрос

10

Генеалогия

4

13-15

2

2

4

проверка планов конспектов, тестовые задания




Итого

72

34

18

16

38

зачет


^ РАЗРАБОТКИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет и задачи ВИД. Источники и методика исследований

Цель: показать закономерности и особенности развития исторической науки, проследить процесс становления и развития системного знания о комплексе вспомогательных исторических дисциплин как неотъемлемой части исторической науки и гуманитарного знания.

Организационная форма занятия – круглый стол

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Истоки вспомогательных исторических дисциплин.

2. Становление вспомогательных исторических дисциплин в XVIII в.

3. Научные общества и вспомогательные исторические дисциплины в первой трети XIX - начале XX в.

4. Вспомогательные исторические дисциплины в советский период.

5. Вспомогательные исторические дисциплины на современном этапе.

Методические рекомендации

Современное научное историческое знание формируется на основе исследований в разных отраслях исторической науки. К их числу относятся и вспомогательные исторические дисциплины (ВИД). Студент должен при подготовке к семинарскому занятию понимать, что ВИД это исторически сложившееся и продолжающее развиваться система специфических научных направлений, которые имеют свою предметную область изучения и методы, добывает факты для источниковедческих и исторических исследований.

При подготовке к первому вопросу должны уделить внимание истокам вспомогательных исторических дисциплин, истории их становления до XVIII в. ВИД, как отрасль научного исторического знания выросли из практической деятельности. Начало их формирования обусловлено развитием исторической науки, которая поставила вопрос о изучении исторических событий с помощью сохранившихся разнообразных материальных остатков. Однако направления ВИД зарождались в отечественной науке в разное время, что связано с состоянием самой науки и ее источниковедческой базой.

По второму вопросу студенты должны будут вспомнить о главных научных центрах России в XVIII в., деятельность которых способствовала становлению и развитию отечественной исторической науки. Подготовить рассказ об известных ученых и их взглядах на развитие истории того времени: В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, М.М. Щербатов и др. Подводя итог их деятельности сказать об их роли в области формирования «вспомогательных знаний».

На рубеже XVIII – XIX вв. «вспомогательный комплекс знания» стал приобретать очертания самостоятельной научной системы. Студенту необходимо показать период становления ВИД в первой трети XIX в. Рассмотреть взаимодействие археологии и вспомогательных исторических дисциплин, их преподавание в указанных хронологический период, т.к. ВИД долго считались разделами археологии. В период с 1840 до начала ХХ в. происходит интенсивная дифференциация вспомогательных исторических дисциплин. Студенту необходимо обратить внимание на то, что ВИД как понятия было введено в научный оборот на рубеже XIX – XX вв. Развитию ВИД способствовала деятельность различных научных и научно-общественных объединений. Студенту при подготовке этого вопроса необходимо познакомиться с деятельностью этих обществ: Общество истории и древностей российских, Одесское общество любителей истории и древностей, Московское общество древнерусского искусства, Историко-родословное общество и др.

При подготовке к четвертому вопросу студентам необходимо понимать, что это был следующий этап в развитии ВИД. Внутри которого развитие ВИД выделяется два хронологических периода, когда они развивались в различных исторических условиях: до середины 1930-х гг.; с середины 1930-х гг. до конца 1980-х гг. Обязательно показать исторический контекст, сопровождавший развитие ВИД, показать особенности и состояние исторической науки.

ВИД на современном этапе обнаруживают некоторые новые тенденции в своем развитии. Студентам необходимо раскрыть суть этих тенденций и исторические условия в которых они развиваются. Во-первых, это явная неравномерность развития дисциплин в рамках всей системы. Во-вторых, другая тенденция связана с развитием в рамках некоторых дисциплин библиографического учета исследований, выполненных в прежние времена. Активизация этого направления обнаруживается в первую очередь в области генеалогии, геральдики, филигранологии.

Литература

Основная:

1. Абрамова Н.Г., Круглова Т.А. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебное пособие. - М., 2011.

2. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика: Учебное пособие. - М., 2009.

3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебник. - М., 2009.

Дополнительная:

1. Беловинский Л.В. Вспомогательные исторические дисциплины. – М., 2000.

2. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Учебное пособие. - М., 1994.

3. Словарь исторических терминов, имен, историко-географических названий. – М., 2003.

4. Специальные исторические дисциплины. Учебное пособие. // С.В. Белецкий, И.В. Воронцова, З.В. Дмитриева и др. – СПб., 2003.

Интернет-ресурсы:

http://russianchange.narod.ru/ - древнерусская нумизматика и сфрагистика

http://russia-today.narod.ru/past/geneal.html российская генеалогия

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ (материалы по палеографии)
Задания для развития и контроля владения компетенциями

В подведении итогов семинара «Круглого стола» студентам необходимо ответить не следующие вопросы:

1. Что такое вспомогательные исторические дисциплины. каково их назначение и почему можно говорить о системе вспомогательных исторических дисциплин.

2. В чем заключаются главные тенденции развития системы ВИД на протяжении XVIII – нач. XXI вв.

3. Почему можно говорить о том, что некоторые вспомогательные исторические дисциплины утратили свой вспомогательный статус в исторической науке.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-тематический план разработки семинарских занятий тестовые задания Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины предисловие цель дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» iconУчебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Балдин К. В., Воробьева С. Н., Уткин В. Б. Управленческие решения: Учебник. М., 2005. 496 с
Учебно-тематический план разработки семинарских занятий тестовые задания Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины предисловие цель дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» iconМетодические указания по выполнению практических (семинарских) занятий 117
Учебно-методический комплекс дисциплины обучающегося разработан к э н., доцентом Омаровой А. К
Учебно-тематический план разработки семинарских занятий тестовые задания Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины предисловие цель дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» iconМетодические указания по выполнению практических (семинарских) занятий 155
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан к э н., старшим преподавателем Джондельбаевой А. С
Учебно-тематический план разработки семинарских занятий тестовые задания Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины предисловие цель дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» icon1. Пояснительная записка 3 >II. Учебно-тематический план дисциплины 4
Профессиональное развитие личности и ее карьера цикла опд по специальности психология (для студентов юридического факультета)
Учебно-тематический план разработки семинарских занятий тестовые задания Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины предисловие цель дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» iconЮридический институт учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс включает в себя тематический план, программу спецкурса, планы семинарских занятий, контрольные вопросы...
Учебно-тематический план разработки семинарских занятий тестовые задания Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины предисловие цель дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» iconМетодические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины Учебно-тематический план курса
Лекция Психология медиавосприятия. Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры
Учебно-тематический план разработки семинарских занятий тестовые задания Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины предисловие цель дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» iconМетодические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине...
Характеристика дисциплины, данные об авторе, постреквизиты, пререквизиты дисциплины
Учебно-тематический план разработки семинарских занятий тестовые задания Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины предисловие цель дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» iconТематика семинарских занятий Семинарские занятия проводятся согласно...
Семинарские занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану. На каждом занятии проверяется результативность самостоятельной...
Учебно-тематический план разработки семинарских занятий тестовые задания Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины предисловие цель дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-тематический план разработки семинарских занятий тестовые задания Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины предисловие цель дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» призван помочь обучающимся сформировать представления об их специализации,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница