Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод это способ достижения какой-либо цели, решения


Скачать 334.77 Kb.
НазваниеСлово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод это способ достижения какой-либо цели, решения
страница1/2
Дата публикации29.06.2013
Размер334.77 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2
Вопрос 1

Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Методика обучения истории — это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует процесс обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Методика рассматривает вопрос о том, как надо преподавать историю. Таким образом, под методами понимают способы деятельности, они, например, могут быть словесными, печатными, наглядными, практическими. Суть методов заключается в том, что они дают ответ на вопрос, как учить, определяют двухстороннюю деятельность учителя и ученика. Основные факторы обучения — это 1) цели, определяемые государством и обществом; 2) содержание и структура исторического образования, закрепленные в стандартах и программах и на основе их изложенные в школьных учебниках; 3) научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения); 4) познавательные возможности учащихся; 5) результаты обучения. Понятие «методика» учеными всегда трактовалось по-разному. Одни, признавая методику наукой педагогической, рассматривали ее как частную дидактику, в которой действуют общие принципы, одинаковые для всех предметов. Общие педагогические принципы, по их мнению, иллюстрируются примерами из истории. Эта точка зрения была высказана П.С.Лейбенгрубом и Ф.П.Коровкиным. Другие считали методику специальной педагогической наукой, ибо все задачи обучения и развития личности она решает через содержание предмета — науку историю. Первичность содержания определяет и особенности приемов и средств обучения. Так считали А.И.Стражев, А.А.Вагин и П.В.Гора — «три кита методики». Третьи — В.Н.Бернадский, Н.В.Андреевская — считали методику не наукой, а собранием методических рекомендаций, советов, рецептов. Более всего в методике преобладает практическая сторона дела. Сегодня эта точка зрения выразилась в новом термине — технология. Предмет внутренние закономерности взаимодействия главных факторов процесса обучения истории и связи с другими науками.

Вопрос 8

Функции методики обучения истории как науки

Существует образное определение методики как надёжного «моста от теории к практике».Это качество методической науки убедительно раскрывается через анализ её функций на схеме 2.

Схема 2

Функции наук об образовании

http://his.1september.ru/2006/20/35-1.jpg

Чрезвычайно важная функция любой науки – выразить свое отношение к опыту, к решённым и особенно нерешённым проблемам образования в ракурсе своего собственного, специфического аспектного видения. В этом смысле любая наука начинается с практики.

Поэтому первая функция науки – описательная, констатирующая, ориентированная на объективное изложение доступных для данной науки реальных фактов образовательной деятельности, эмпирических данных опыта, практики.

Но эмпирический базис науки – это не простая совокупность фактов, поэтому вторая важнейшая функция науки – диагностическая, способствующая избирательной оценке добытых фактов, их сопоставлению, соотнесению с критериями, систематизации, классификации и т.п.

Эмпирический базис науки может претендовать на определённую завершенность лишь в том случае, если данные практического опыта получили собственно научное объяснение. Из этого следует, что третьей функцией является объяснительная, направленная на обнаружение причинно-следственных связей в рассматриваемых явлениях, на выявление тенденций и определённых закономерностей в них.

Однако важно не просто описать и объяснить тот или иной опыт, имеющий сугубо локальное значение, но и обосновать возможность использования этого опыта в новых условиях, сделав его достоянием более массовой практики. Трансформация практического опыта и фактов в абстрагированное знание, способное усмотреть типическое, регулярное и закономерное в явлениях, ведёт к формированию теоретического знания, теории. В теоретическом знании аккумулируются данные разных наук, поэтому любая теория в сфере образования междисциплинарна. (Вспомните в этой связи об общетеоретических основаниях методики и её опасных связях с другими науками!)

Наряду с индуктивным движением знания (от практики к теории) возможен и крайне необходим дедуктивный поток идей и информации, позволяющий ассимилировать в той или иной образовательной теории данные других наук, широкий международный опыт. В этой связи важную роль играет четвёртая функция науки – прогностическая, позволяющая предвидеть возможные последствия практического использования концепций, доктрин, инновационных технологий.

В свою очередь, теоретическое знание может и должно быть представлено на практике не только в виде строго научных текстов, но и в виде адаптированного к ней методического знания. Неверно считать, что трансформация научного знания в знание методическое – некая сугубо механическая, рутинная интерпретация, лишённая творческого начала.

Этот процесс связан со следующими функциями:

• проективно-конструктивной, с помощью которой происходит перевод теоретических проектов в реальные образовательные конструкции;

• преобразовательной – переводящей параметры практики, от которой отталкивается научное исследование, на более высокий качественный уровень;

• критериально-оценочной – занимающейся разработкой критериев и оценкой состоявшихся преобразований;

w коррекционной – обеспечивающей непрерывное развитие образовательно-педагогической деятельности.

Коррекционно-рефлексивная функция науки, по существу, начинает очередной, новый цикл движения всей системы «практика — наука — практика», задаёт динамику и жизненную энергию всему образовательному процессу.

Вопрос 11

Методы обучения и их классификация

Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Методы дают ответ на вопрос: как учить? Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик. Очень редко какой-либо один метод используют в чистом виде. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Методы в чистом виде применяют лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях. Имеются различные основы для классификации методов. Например, в 60е гг. были выделены методы на основе логических операций — индуктивный (от фактов — к теоретическим выводам), аналитический и др.; на основе дидактических целей — методы изучения материала, закрепления, проверки знаний. В обучении истории дидакты и методисты чаще всего характеризуют методы по источникам знаний ( словесные, наглядные, практические) и по степени самостоятельности познавательной деятельности учащихся. С учетом уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности разработали классификацию методов дидакты М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер. Репродуктивный метод предполагает изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. Все остальные методы — продуктивные. Продуктивные методы рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Она может проходить в трех направлениях: 1) включение поиска в познавательные и практические задания и задачи (работа с документами, историческими картами, статистическими данными, участие в археологических раскопках); 2) раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого при доказательстве или изложении конкретных положений; 3) организация целостного исследования учащихся под руководством учителя (исследования документов, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов). Рассмотрим более подробно классификацию методов по источникам приобретения знаний. Эту классификацию предложил А.А.Вагин, а усовершенствовал ее П.В.Гора. Прежде всего — словесный метод. Слово — это древнейший способ общения. Слово присуще устной речи и письменным текстам. Поэтому данный способ обучения подразделяется на устный и печатно-словесный. Словесный способ применяется в устном обучении, когда учитель и ученики работают совместно и общаются друг с другом при помощи слова. Печатно-словесный способ предполагает использование в обучении печатных (письменных) текстов вместе с устным словом. Со словом может сочетаться наглядный метод обучения. Метод наглядности предполагает, например, демонстрацию и разбор схем, таблиц, рисунков, исторических карт, применение классной доски и мела, экранных пособий. При любом приеме этот метод состоит из различных элементов. Так, применение исторической картины включает в себя предварительную постановку вопросов, разглядывание и анализ учащимися ее содержания, проведение заключительной беседы. Практический метод включает в себя действия с учебными предметами. В методике истории это изготовление макетов, моделей, вычерчивание схем. Составной частью методов являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Такой точки зрения придерживается, в частности дидакт М.И.Махмутов. Методические приемы представляют собой совокупность приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им способов деятельности учащихся. Под приемами понимают действия с предметами, а также словесные или письменно-графические действия. Сам прием можно видеть или слышать. Таким образом, методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятельности учителя.

Вопрос 12

Виды устного изложения:

Объяснительно-иллюстративное - требуется сформировать основной запас знаний, при изучении объемных теоретических вопросов (низкая познавательная активность учеников)

- рассуждающее - учитель формулирует задачи и с помощью диалога приходит к выводам

-проблемно-формулирующие - формулировка проблемы. Требования проблемного изложения: достаточное количество информации, нет подсказок, учитывать степень подготовленности класса, оптимальный темп изложения.

Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; методыи ллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов еще называют вербальными (от лат. verbalis -- устный, словесный). В 20--30-е годы в педагогике предпринимались попытки умалить значение словесных методов обучения, так как они якобы не активизируют познавательную деятельность учащихся и сводят учебный процесс к преподнесению "готовых знаний". Против таких попыток выступала Н.К. Крупская. В отзыве на рукопись статьи Б.П. Есипова "О терминологии методических приемов" она писала: "Его (словесный метод. -- И.Х.) нельзя выбросить за борт в самой разновейшей школе: это естественный метод обучения, передачи мысли словами". Каковы же сущность и приемы применения каждого из методов устного изложения знаний учителем?

Вопрос 14

Практический метод обучения истории

Практический метод обучения учащихся истории в школе
Метод обучения – сложное понятие с оч широким содержанием, непременными структурами которого явл. способы работы учителя и способы деятельности учащихся. Место практического МО в системе МО: ни в одном пособии по методике этот метод не освещается. Между тем, ПМО вписывается ярко и убедительно в концепцию МО. Эта концепция должна строится на современной теории познания (от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – все познается в практике, то практика это венец познания)
1 т.зр. на ПМО – практические упражнения, которые выполняет ученик (утверждается в педагогике напр-Щукина), 2 т.зр. – метод общественно-полезных дел (Лейбенгруб, Шаповаленко: оформление кабинетов истории, выступления перед младшими классами).
ПМО – это работа учащихся, когда он сам(или учитель) ставит практическую цель и ученик употребляет свои знания, умения и навыки для выполнении этой цели.
Вывод: 1)огромное воспитательно-образовательное значение, дает возможность самому проверить свое качество знаний  по истории; 2)способствует актуализации этих знаний; 3)увязывает преподавание истории с окружающей действительностью; 4)расширяет кругозор учащихся; 5)оформляет знания в систему и делает знания особенно прочными, кроме этого; 6)воспитывает трудолюбие; 7)формирует и развивает волю и настойчивость человека; 8)воспитывает наблюдение и эстетический вкус; 9)формирует ценные навыки и умения работы с дидактическими средствами обучения; 10)формирует человеческое общение; 11)способствует формированию цельного научного мировоззрения
Закономерности использования ПМО: 1)четкая постановка перед учащимися конкретной задачи; 2)инструктирование учителем учащихся по вопросам подготовки и выполнения задачи; 3)самостоятельная разработка учащимися плана занятия; 4)самостоятельное выполнение задания учащимся и его оценка.
Приемы ПМО: 1)приемы практ-й деят-ти учащихся по изучению прошлого: выполнение учащимися олимпиад по истории; участие школьников в археологич. экспедициях; организация учащимися встреч с участниками знаменательных событий; изготовление макетов, моделей, орудий труда, схем.
2)приемы практ-й деят-ти учащихся по изучению современной общественной жизни: приемы изучения периодич. печати(индивидуальные и коллективные чтения, орг-я газетных витрин, составление журналов); участие в соц-х исследованиях (анкетирование, проведение опросов)
3)приемы практ-й деят-ти учащихся по оформлению ее результатов «видимым образом»: тетради по истории, очерки, эссе, фотоальбомы, кино, зарисовки
Формы применения добытых практич знаний в жизни: на уроке, факультативе, внеклассной и внешкольной работе.

Вопрос 15

Проверка знаний и умений учащихся на уроках истории

Проверка знаний и умений — это организуемая учителем деятельность учащихся по оперированию материалом, изучавшимся на уроках и при выполнении домашнего задания. Она может быть устной, письменной и письменно-графической. Опрос, проводимый в начале урока, содержит вопросы и задания по предыдущей теме урока, а также вопросы, подготавливающие учеников к восприятию нового материала. Желательно, чтобы проверка носила тематический характер, например по развитию какой-либо проблемы. Учитель отбирает для про верки материал, значимый по содержанию и сложный по усвоению. К основному вопросу он ставит дополнительные, внутренне связанные с основным. Формулировка вопроса должна быть простой и точной, понятной детям. Опытный учитель начинает урок с вопросов классу: какую тему изучаем? О чем шла речь на предыдущем уроке? Что в содержании материала было самым главным? Затем учитель переходит к опросу. Он может проводиться по"разному. Но в любом случае опрос преследует цель не только учета и коррекции знаний, но и их закрепления и обогащения, развития познавательных способностей учащихся. Качество ответов учащихся и выполнения заданий зависит от требований учителя, например, давать ответы краткие, исчерпывающие, логически правильно построенные; делать записи в тетрадях аккуратно, без грамматических ошибок; рассказ подтверждать ссылками на документы и на иллюстрации учебника и т.д. В опрос входят небольшие письменные или письменно-графические задания. В средних классах могут быть такие задания: составить календарь важнейших событий, продумать вопросы к тексту параграфа; выписать термины и их значение; выписать понятия с их определениями; составить план; зарисовать орудия труда, оружие; заполнить таблицу; составить портретное описание исторической личности; организовать и провести рассказ по цепочке; или же один ученик показывает объект по карте, а другие озвучивают, что показано. Усложняются задания во время проверки в старших классах. Здесь ученики разрабатывают логическую схему, сложный план; дают письменное определение понятий (в том числе и собственное); составляют характеристику партий, движений, исторических деятелей; заполняют различные виды таблиц. При опросе, как и при изучении нового, для уяснения фактов, событий и явлений постоянно привлекаются теоретические знания. Происходит дальнейшая конкретизация и обогащение этих знаний. Иногда опрос по предыдущему материалу целесообразнее провести не в начале урока, а в ходе заключительной беседы по изучению нового. У опытных учителей проверка знаний в начале урока плавно переходит в объяснение нового материала, поскольку повторяемый материал тесно связан с новым. Если же такой связи нет, то проверку знаний по последней теме вообще лучше не проводить. Ученикам целесообразнее повторять к новому уроку изученные ранее разделы, связанные с новой темой, актуализировать полученные ранее знания. В этом случае проверка знаний будет выполнять функцию предпосылки процесса обучения истории. Основными методическими правилами проведения проверки являются: отбор материала исходя из запланированных целей, разнообразие видов и форм проверки, соотношение вопросов и заданий на всех уровнях познавательной самостоятельности, полнота содержания проверяемых вопросов, принцип тематической связи (все вопросы должны быть последовательны и связаны между собой), результативность (количество оценок и их качество, активность класса во время проверки, рецензирование, дополнительные вопросы, тетради), обязательное подведение итога, предварительная реклама проверки при организации домашнего задания.
  1   2

Похожие:

Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод это способ достижения какой-либо цели, решения iconСоциологические методы в труде журналиста
Само это понятие происходит от греческого слова methodos и означает «способ познания, путь к чему-либо». Журналист, включаясь в познавательную...
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод это способ достижения какой-либо цели, решения iconПонятие о делопроизводстве и корреспонденции
Слово "документ" в переводе с латинского означает "свидетельство", "способ доказательства"
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод это способ достижения какой-либо цели, решения icon1. Понятие, виды и роль анализа хозяйственной деятельности в управлении...
Ахд – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на разделении их на составные части и изучении...
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод это способ достижения какой-либо цели, решения iconКант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо...
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования,...
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод это способ достижения какой-либо цели, решения iconБеседа десятая. Драматургия кино. Композиция сценария и фильма Драматургия...
Кривотолки в вопросах понимания произведения невозможны в коллективной творческой работе. Прежде всего нужно отдать себе отчет в...
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод это способ достижения какой-либо цели, решения iconВопросы по архитектуре «пгзс» для проведения экзамена (зачета)
Термин «архитектура» происходит от древнегреческого слова «архитектор», что в переводе означает «главный строитель». Архитектура
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод это способ достижения какой-либо цели, решения iconВоображение и внимание. Первый способ репетирования атмосфера. Второй способ репетирования
Индивидуальные чувства. Действия с определенной окраской, третий способ репетирования
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод это способ достижения какой-либо цели, решения icon1 вопрос. Наука как способ познания. Особенности научного познания
Наука рождается тогда, когда людям становятся необходимы доказательства, когда они перестают слепо верить в какие-либо истины. Наука...
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод это способ достижения какой-либо цели, решения iconНаука
Особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве это…наука
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод это способ достижения какой-либо цели, решения iconРетроспектива Первого сезона
Вопрос из темы "Кондитерская". Само это слово в переводе с латинского означает ни что иное, как "Приготовление снадобья". На Руси...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница