“социо” лат. «логос» греч


Название“социо” лат. «логос» греч
страница1/5
Дата публикации29.06.2013
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5

  1. Предмет социологии

“социо” – лат. «логос» - греч.

Социология – наука об обществе. Термин ввел Огюст Конт в «Курсе позитивной философии» в 1842 году. Становление социологии как самостоятельной науки начинается с конца 19-начала 20 века и связано с именами Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Карла Маркса и прочих.

Под предметом социологии понимается общество, как не простая сумма людей, но как система, приобретающая качественно новые признаки, а также процесс превращения совокупности отдельных людей в цельную систему общества. Начиная с Огюста Конта, Г.Спенсера и вплоть до Эмиля Дюркгейма социологию стремились истолковать как интегральную, универсальную науку об обществе вообще. Однако, по мнению многих их последователей подобное неоправданное расширение предметной области науки означало бы просто утрату самого предмета исследования. М.Вебер и Т.Парсонс формируют более скромное представление о предметной области социологии, которое сегодня считается общепризнанным. Социология занимает ключевое положение среди соц.наук, т.к., обращаясь к всеобщим формам соц.жизни, отвлекаясь от случайного, она выявляет наиболее существенное, без чего невозможно анализировать политические, экономические, юридические явления.

Итак, социология изучает общие принципы воспроизводства (функционирования) и изменения основных форм социальных взаимодействий, на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни. Хотя социология обращает внимание и на индивида, однако центральными объектами ее исследования являются социальные группы и группировки, а также социальные процессы.

  1. ^ Социология в системе наук.

Становление социологии как самостоятельной науки начинается с конца 19-начала 20 века и связано с именами Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Карла Маркса и прочих. Социология — это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития.

Социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, поскольку разрабатывает технику и методику изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т.п., которые необходимы и используются другими общественными и гуманитарными науками для получения наиболее достоверной информации об интересующем их социальном явлении или процессе. В настоящее время проводится целая система исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и др.)

В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. Это обусловлено рядом следующих причин:

Философия. Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как О.Конт отделил социологию от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия все равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании. Но для философии исходный пункт исследования — это человек, а для социологии — общество. Это не означает, что социология уходит от человека, общество в данном случае такой исходный пункт, за которым стоит весь мир человека: его действия, социальные группы, социальные институты, социальные процессы, которые в конечном итоге приводят к человеку с его потребностями и интересами. Если философия изучает сущность человека, личности, то социология — личность как социальный тип.

История. Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности. Между данными науками существует множество точек соприкосновения и взаимодействия, однако существуют и различия. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества. Если история преимущественно воспроизводит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum, то социология — in factum. Если историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь при этом социальным планированием и прогнозированием.

Политология. Тесная взаимосвязь между социологией и политологией определяется тем, что:

- во-первых, социальные общности, организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики, выявить закономерности политической жизни можно только учитывая особенности общества в целом как социальной системы;

- во-вторых, политическая деятельность это одна из основных форм жизнедеятельности личности и общностей, являющаяся зачастую определяющей для дальнейшего развития общества.

Несмотря на это, социология и политология совершенно разные науки. Социология исследует социальную реальность, социальную жизнь общества. Политология же изучает политическую действительность, политическую жизнь общества. Важнейшим объектом рассмотрения социологии и политологии является гражданское общество. Но если социология анализирует гражданское общество с позиций его социальной структуры, социального статуса личности, классов и других социальных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.п., то политологию в данном случае интересуют прежде всего права и обязанности гражданина, структура политической системы, политические отношения, место, роль и функции существующих политических институтов и организаций и т.д.

Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими науками привели к появлению целого ряда отраслей в социологии — экономической социологии, индустриальной социологии (социологии труда), социологии образования, социологии культуры, социологии политики и др. Именно на междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика и находится на стадии становления социопедагогика.

  1. ^ Основные этапы развития социологической теории.

До развития социологии как отдельной самостоятельной науки, она формировалась в рамках философии. И здесь необходимо упомянуть такие имена как Томас Гоббс и Джон Локк (понятие общественного договора), Анн Тюрго и Мари Кондорсе (понятие социального прогресса).

Философия позитивизма подготовила появление социологии.

1839г – выход очередного тома «Курса позитивной философии» Огюста Конта, которого считают манифестом возникновения социологии.

Становление социологии как самостоятельной науки начинается с конца 19-начала 20 века и связано с именами Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Карла Маркса и прочих.

1892 – появление 1 кафедры социологии в Чикагском университете.

1896 – 1 кафедра в Европе.

20 век увидел профессионализацию социологии. Появляется профессия социолога. Первыми структурами, в которых стала востребована данная профессия, стали крупнейшие американские корпорации. После депрессии 1930-х социологические исследования начинают финансироваться государством. Сегодня социология является основной наукой об обществе, она выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, поскольку разрабатывает технику и методику изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т.п., которые необходимы и используются другими науками.

В настоящее время проводится целая система исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и др.) Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими науками привели к появлению целого ряда отраслей в социологии — экономической социологии, индустриальной социологии (социологии труда), социологии образования, социологии культуры, социологии политики и др.

^ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ

Идея о необходимости создания науки, которая могла бы изучать общественные явления методами, подобными тем, что применяются в науках о природе, начинает распространяться в России с конца 60-х годов XIX века. Тогда же входит в обиход и название этой новой науки — "социология", данное ей О.Контом.

В.Н.Майков, был, пожалуй, первым, кто поведал российским читателям об идеях Конта еще при его жизни и четко заявил о необходимости создания новой науки об обществе. Новую науку Майков именовал по-разному: "философией общества", "общественной философией", "общей теорией общественной жизни", но не "социологией". Людей, которые будут ее развивать, он назвал "социалистами", что стало одной из причин негативного отношения к ней со стороны российских властей.

Цензурные условия, созданные в России после революционных событий 1848 года в странах Западной Европы стали помехой дальнейшему распространению идей Конта. Тем не менее, несмотря на введенные ограничения, все, даже мало-мальски известные западные социологи конца XIX — начала XX в. издавались в России с профессионально грамотными комментариями. В 1865 г. почти одновременно появляются статьи о Конте и его философии в трех влиятельных журналах - "Современнике", "Русском слове", "Отечественных записках" (статьи В. В. Лесевича, Д. И. Писарева и П. Л. Лаврова).

В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют П. Л. Лаврова, Е. В. де Роберти, Н. К. Михайловского, К.К. Ковалевского. Но нельзя не упомянуть еще одного имени - Г. Н. Вырубова (1843-1913). И хотя его трудно назвать назвать в точном смысле слова российским социологом, поскольку с 1864 г. он постоянно жил во Франции и публиковался на французском языке, тем не менее его влияние на социологию России, прежде всего объективную школу, велико. М.-М. Ковалевский назвал Вырубова "учителем молодого поколения русских социологов", а Е. В. де Роберти писал о нем как об "умственном руководителе" русского социологического движения на первом этапе. 

В советское время российская социология была признана «продажной девкой империализма» и возродилась только вместе с горбачевской оттепелью, в 1980. Социологические институты были восстановлены и сегодня социология актуальна как никогда.

  1. ^ Социальные группы и социальные общности.

Социальная группа – объединение людей, выделяемое по к.-л.социально значимому признаку (кол-во членов, объективные связи, организованность, пол, религия).

Критерии выделение СГ:

- кол-во членов

- организованность

- объективность связи

- качественное содержание связи

Классификации соц.групп:

  1. По объективности связи:

  1. Реальные – фактически существующие в обществе группы (мужчины, школьники, мусульмане)

  2. Номинальные – в объективном мире не существуют – их выделяют психологи. Условные, статистические.

  3. Референтные – группы, к которым относят (хотят относить) себя члены этой группы. От общества отделяются тем, что разделяют нормы и ценности, присущие данной группе.

  4. Антиреферентные – нормы и ценности которой человек не разделяет и не хочет принимать (эмо, террористы)

  1. По организованности:

  1. Формальные – имеют официальный статус, подтвежденный документально.

  2. Неформальные – стихийно складывающиеся группы, статус которых не подтвержден документально.

  1. По количеству членов:

  1. Малые – до 50 чел., непосредственный прямой контакт между всеми членами группы. Подвержены вмешательству извне, не очень устойчивы, важен психологический, эмоциональный фон.

  2. Средние – 50-100000 чел. Относительно устойчивы, непосредстенное общение необязательно, менее зависимы от психологических факторов, устойчивы к воздействию извне.

  3. Большие – более 100тыс.человек – наиболее устойчивы к эмоциям, к внешним воздействиям.

Оптимальное количество для общения – 5-7человек.

Структура групп: ядро-периферия/лидеры-аутсайдеры.

  1. По содержанию.

  1. Демографические/половозрастные.

  2. Териториальные

  3. Профессиональные

  4. Конфессиональные

  5. Этнические.

Социальная общность – модель общества в целом, способная к воспроизводству, самодостаточное объединение людей. Социально-достаточная соц. группа.

Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя. Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с др.общностями, более или менее развитое чувство «мы».

  1. Исторические типы социальных общностей.



  1. Семья – объединение людей на основе брака и кровно – родственных связей.

  2. Род – соц общность, возникающая на основе кровно-родственных связей и разрастании семьи. Главный признак: кровное родство (первобытное общество).

  3. Племя - соц общность, возникающая на основе объединения родов в период разложения родового строя. Территория. Родовая община -> соседскую. Возникают институты обмена и собственности (гос-во), появляется закон и письменность.

  4. Народность – первые социальные общности государственной эпохи на основе языкового принципа. Средневековье, эпоха феодализма.

  5. Нация – социальная общность буржуазной эпохи, формирование капиталистических взаимоотношений. Формирование единого национального рынка. Единое экономическое пространство, национальное самосознание, язык, территория. Граждане одно государства.

  6. Глобальное сообщество - формирующееся сообщество людей, возникающее на основе углубления взаимозависимости всех людей.


^ 6. Социальные связи – связи между людьми.
Люди вступают в социальную связь, стремясь удовлетворить свои потребности. В таком случае социальная связь представляется в виде обмена материальными, моральными, эмоциональными и т.п. услугами, ресурсами между участниками связи. При этом возникают взаимные ожидания и стремление к гарантиям взаимности.
По уровню прочности:

  1. Соц.контакты – случайные краткосрочные связи, возникающие между людьми по незначительным/случайным поводам. Любой актор в них легко заменим.

  2. Соц.взаимодействия – более прочная связь, возникающая вследствие взаимной деятельности, акторов которой заменить труднее. Отличается от социального контакта возобновляемостью и устойчивым интересом к ответным действиям партнера.

  3. Соц.взаимоотношения – очень прочные связи, возникающие по значительным, устойчивым поводам (дружба, любовь).



^ 7. Социальные институты (виды, функции).

Соц.институты (от лат.institutio - установление/учреждение) – исторически сложившиеся устойчивые формы взаимоотношений между людьми, которые складываются по поводу наиболее значимых социальных связей. В их основе лежат социальные нормы, или правила. Норма с латыни значит образец. Понятие социального института ввел Герберт Спенсер, который однако называл это «социальным учреждением».
Социальные учреждения, по Спенсеру, рассматриваются как устойчивый организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в течение длительного периода времени, и являющийся условием устойчивого функционирования общества. Сам термин "социальный институт" ввел Торстейн Веблен, у которого был свой, отличный от спенсоровского взгляд на сущность социального института. По Веблену,"Социальный институт — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним". Таким образом, в первом — спенсоровском подходе — делается акцент на функциональность социального института, во втором — веблоновском — на нормативность.
Типология социальных институтов.

По масштабу деятельности:

  • главные, которые удовлетворяют основные, базовые потребности общества

  • не главные — структурные элементы или составные части главных социальных институтов, обеспечивающие их деятельность

По внутренней структуре:

  • простые — выполнение функций которых не требует системного деления

  • сложные — сложные социальные системы с внутренней структурой, элементами которой выступают другие социальные институты

По сфере деятельности:

  • политические (государство, парламент, партии)

  • экономические (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банки)

  • социально-культурные (наука, образование, искусство)

  • нормативные (право, суд)

  • семейные (семья, брак)

  • религиозные (религия, церковь, секта)


Функции социальных институтов:
Совокупность всех социальных функций различных социальных институтов складываются в т.н. общие функции. Джордж Ландберг выделил четыре основные функции социальных институтов:

  • воспроизводство членов общества (семья, государство, религия)

  • социализация членов общества (семья, образование, религия, право)

  • производство и распределение (государство, промышленность, сельское хозяйство, торговля)

  • управление и контроль (государство, право, религия)


Классификация американского социолога Толкотта Парсонса, предусматривает выделение следующих функций:

  • адаптация к окружающей среде

  • обеспечение реализации основных целей системы, и мобилизация средств их осуществления

  • координация и интеграция деятельности структурных элементов системы

  • поддержка господствующего в обществе ценностного образца

  1   2   3   4   5

Похожие:

“социо” лат. «логос» греч iconТигр (лат. Panthera tigris) вид хищных млекопитающих семейства кошачьих,...
Слово «тигр» происходит от др греч. τίγρις, которое в свою очередь восходит к др перс. *tigri от корня «*taig» со значением «острый;...
“социо” лат. «логос» греч iconОтветы к экзамену по курсу: «Метрология, стандартизация и сертификация»
Метрология (от греч. "метрон" мера, "логос" учение) это наука об измерениях, методах, средствах обеспечения единства и способах достижения...
“социо” лат. «логос» греч iconКнига Разума (1, 2, 3, 4, 5 подглавы)
Ра́зум (лат. ratio), ум[1] (греч. νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности[2], способность...
“социо” лат. «логос» греч iconС 1 Философия «Религия — это опиум для народа» (с) Карл Маркс
Карл Генрих Маркс, основное влияние на которого оказал Людвиг Фейербах, являлся материалистом (от лат. Materialis вещественный)....
“социо” лат. «логос» греч iconЛат stilus, stylus от греч stylos остроконечная палочка для письма,...
Маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой экспрессии декора, в стремлении...
“социо” лат. «логос» греч iconГреч. Γένεσις, Γένεση) — происхождение, возникновение, (за)рождение....
Анализ – метод научного исследования действительности, состоящий в расчленении целого на составные элементы; детальное, всестороннее...
“социо” лат. «логос» греч icon«божественная благодать», «изящество»; тж др греч. Άννα
...
“социо” лат. «логос» греч iconКа́риес (лат. Caries dentium) —
Ка́риес (лат. Caries dentium) — это патологический процесс, начинающийся после прорезывания зубов, сопровождающийся деминерализацией...
“социо” лат. «логос» греч iconАборт (от лат аbortus – выкидыш)
Аборт (от лат аbortus – выкидыш) – ис-кусственный выкидыш, прерывание беременности, плодоизгнание, вытравли-вание плода, убийство...
“социо” лат. «логос» греч iconАборт (от лат аbortus – выкидыш)
Аборт (от лат аbortus – выкидыш) – ис-кусственный выкидыш, прерывание беременности, плодоизгнание, вытравли-вание плода, убийство...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница