Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «отечественная история»


НазваниеПланы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «отечественная история»
страница1/10
Дата публикации18.03.2013
Размер1.31 Mb.
ТипПланы семинарских занятий
userdocs.ru > История > Планы семинарских занятий
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


З.Д. ИЛЬИНА, А.Ю. БУНИН, Е.А. ДОБРОСЕРДОВА,

О.В. ЛЕБЕДЕВА

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Курск – 2009


З.Д. ИЛЬИНА, А.Ю. БУНИН, Е.А. ДОБРОСЕРДОВА, О.В. ЛЕБЕДЕВА

ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Курск

Издательство

Курской государственной

сельскохозяйственной академии

2009

УДК 93/99(072)

ББК 63.3(2)я7

И 46
^ Печатается по решению

методического совета Курской ГСХА



И 46

Ильина З.Д., Бунин А.Ю., Добросердова Е.А., Лебедева О.В. Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Отечественная история» / З.Д. Ильина, А.Ю. Бунин, Е.А. Добросердова, О.В. Лебедева / Под ред. д.и.н., проф. З.Д. Ильиной. 2-е изд., перераб. и доп.– Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2009. – 82 с.


ISBN
Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Отечественная история» составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям: 110201 Агрономия, 110305 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, 110203 Защита растений, 110102 Агроэкология, 111201 Ветеринария, 110401 Зоотехния, 200503 Стандартизация и сертификация, 110301 Механизация сельского хозяйства, 110302 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 110303 Механизация переработки сельскохозяйственной продукции, 110304 Технология обслуживания и ремонта машин в АПК, 080102 Мировая экономика, 080502 Экономика и управление на предприятии АПК, 030501 Юриспруденция, 080105 Финансы и кредит, 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080107 Налоги и налогообложение.

При подготовке планов использовалась «Примерная программа дисциплины «Отечественная история» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном стандарте высшего профессионального образования второго поколения» (М.: МО РФ, 2000. – 19 с.), рекомендованная Министерством образования РФ и подготовленная док. ист. н., проф. А.А. Даниловым (МПГУ) и док. ист. н., проф. Е.И. Пивовар (МГУ им. М.В. Ломоносова).
Рецензенты:

Г.А. Салтык, док. ист. н., проф. кафедры истории Отечества Курского государственного университета;

О.В. Иванченкова, канд. ист. н., доц. кафедры истории государства и права Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова.
^ ISBN
УДК 93/99(072)


ББК 63.3(2)я7
©коллектив авторов

©ФГОУ ВПО «Курская ГСХА», 2009

СОДЕРЖАНИЕ






Пояснительная записка

4

Тема 1.

Отечественная история как наука и учебный курс

7

Тема 2.

Восточные славяне, образование и развитие древнерусского государства Киевская Русь: с древнейших времен до начала XIII века

9

Тема 3.

От Руси – к России: XIII – XVI вв.

17

Тема 4.

Династический кризис и Смутное время на Руси: конец XVI – начало XVII века

25

Тема 5.

XVII век: возрождение Российского государства

31

Тема 6.

Вступление России в европейскую цивилизацию: конец XVII – XVIII вв.

37

Тема 7.

Россия в первой половине XIX века: эволюция государства и общества

43

Тема 8.

Модернизация и реформы 60 – 70-х годов XIX века в России

48

Тема 9.

Конец XIX – начало XX века: Россия в эпоху революций и реформ

53

Тема 10.

Формирование Советского государства (1917 – 1921 гг.)

58

Тема 11.

Социально-экономическое и культурно-политическое развитие СССР в 20 – 30-е гг.

62

Тема 12.

СССР во Второй мировой (1939 – 1945 гг.) и Великой Отечественной (1941 – 1945 гг.) войнах

67

Тема 13.

СССР в послевоенном мире: 1946 – 1964 гг. Хрущевская оттепель в культуре

70

Тема 14.

Стабильность или «застой» в истории СССР: 1964 – 1984 гг.

74

Тема 15.

Разрушение партийно-государственной системы управления в СССР и формирование новой российской государственности: 1985 – 2009 гг.

78


^ Пояснительная записка

Данные планы семинарских занятий являются составной частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Отечественная история», разработанного на кафедре истории государства и права ФГОУ ВПО «Курская ГСХА» в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования специальностей 080502 Экономика и управление на предприятии АПК, 080102 Мировая экономика, 080105 Финансы и кредит, 080107 Налоги и налогообложение, 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 200503 Стандартизация и сертификация, 030501 Юриспруденция, 110201 Агрономия, 110102 Агроэкология, 110203 Защита растений, 110305 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, 111201 Ветеринария, 110401 Зоотехния, 110301 Механизация сельского хозяйства, 110302 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 110303 Механизация переработки сельскохозяйственной продукции, 110304 Технология обслуживания и ремонта машин в АПК. В качестве основы при подготовке планов семинарских занятий использовалась «Примерная программа дисциплины «Отечественная история» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном стандарте высшего профессионального образования второго поколения»1.

Дисциплина «Отечественная история» входит в цикл ГСЭ (общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины) федерального компонента ГОС вышеперечисленных специальностей и занимает центральное место в системе гуманитарных и социальных наук. В условиях перехода ведущих мировых стран к информационному обществу роль и значение усвоения исторического опыта человечества и своего народа заметно возрастают. Изучение отечественной истории способствует воспитанию патриотизма, гражданской ответственности, гражданственности, национальной идентичности, уважения к вечным непреходящим человеческим ценностям, развитию мировоззренческих убеждений на основе осмысления исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширению социального опыта студентов при анализе и обсуждении форм взаимодействия людей в истории; развитию способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами; развитию умения применить полученные знания в жизни и своей практической деятельности; освоению систематизированных знаний по истории Отечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; овладению умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач; самостоятельной организации своей познавательной деятельности; навыками ведения дискуссии, аргументации своей точки зрения, навыками самостоятельного получения новых знаний с помощью современных образовательных технологий.

Для изучения на семинарских занятиях вынесены узловые и наиболее дискуссионные проблемы Отечественной истории. В зависимости от количества часов, предусмотренного учебным планом специальности, преподаватель предлагает для рассмотрения на семинарском занятии тему. Студент должен изучить рекомендуемый в списке обязательной литературы материал, подготовиться к устному ответу по вопросам семинарского занятия и дискуссии по вопросам для обсуждения. К каждому семинарскому занятию представлены задания в различных формах. В зависимости от указаний преподавателя студент аудиторно или дома выполняет данные задания.

В результате изучения курса студент должен знать/понимать:

1) факты, процессы, явления, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;

2) важнейшие методологические концепции исторического процесса;

3) особенности исторического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

4) историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия.

уметь:

1) проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности); использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую; различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений; формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

2) участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

3) представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта (например, с использованием метода устной истории (oral history), презентации, тезисов;

4) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций, определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов.

Тема 1.

Отечественная история как наука и учебный курс
Цель: сформировать представление об истории как науке и учебном курсе.
План семинарского занятия

1. Сущность, формы и функции исторического сознания и знания.

2. Методология, методы, принципы исторической науки.

3. Исторические источники и их характеристика.

4. Российская историография. Основные периоды отечественной истории.

5. Отечественная история как учебный курс
Глоссарий

Дайте определения следующих терминов:

История, историческое сознание, историография, исторические источники, материальные источники, этнографические источники, лингвистические источники, письменные источники, функции исторического сознания, методология, метод, методика, принципы исторической науки.

^ Задание: выпишите другие термины, встретившиеся Вам при подготовке к семинарскому занятию, и дайте их определения.
Вопросы для обсуждения

1. Что такое объект и предмет науки? Назовите объект и предмет Отечественной истории.

2. Какие виды исторических источников вы знаете?

3. В чем состоят познавательная, практически-рекомендательная, воспитательная функции истории?

4. Назовите основные принципы, применяемые в современной исторической науке.
Задания для самостоятельной работы студентов
Общие:

Прокомментируйте следующие высказывания:

История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.

Цицерон

Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться.

В.О.Ключевский

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого.

Н.М. Карамзин

В истории черпаем мы мудрость…

Ф. Бэкон

История учит даже тех, кто у нее не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение.

В.О.Ключевский

Для чего нужна история?

– Для человеческого самопознания.

Р.Дж. Коллингвуд
Основная литература

1. Захаревич А.В. История Отечества: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 3 – 16.

2. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн. 1: История России с древности до конца XIX века. / М.Н. Зуев. – М.: «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – С. 9 – 12.

3. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – С. 8 – 12.

4. История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 5 – 9.

5. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 3 – 6.

6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2004. – С. 1 – 12.

7. История России IX – XX вв.: Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 3 – 25.

8. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – С. 469 – 471.

9. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – С. 7 – 30.

11. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский и др. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 702 с.

12. Философия истории: Антология. Пособие для студ. гуманит. вузов / Сост. Ю.А. Киселева. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 351 с.
Дополнительная литература

1. Барг М.А. О категории «цивилизация» // Новая и новейшая история. – 1990.– № 5.– С.– 25 – 41.

2. Беловинский Л.В. Вспомогательные исторические дисциплины. – М.: Профиздат, 2000. – 128 с.

3. Бердяев Н. Смысл истории. – М., 1995.– С. 73.

4. Бердяев Н. Россия и мир Запада // Самопознание (Опыт философской автобиографии).– М., 1990. – С. 229 – 275.

5. Блок М. Апология истории. – М., 1973. – С. 25.

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.– С. 85 – 88, 91 – 113.

7. Ильина З.Д. Культура и власть: трансформация духовных ценностей горожан российской провинции (1976 – 1991 гг.) – Курск: Изд–во Курск. гос. пед. ун–та, 1999. – С. 11 – 24, 45 – 56.

8. Ключевский В.т.6. – специальные курсы // Соч. в 9 т. – М.: Мысль, 1989. – С. 396.

9. На пути к современной цивилизации: Материалы к курсу «Человек и общество». Основы современной цивилизации. – М., 1992. – С. 11 – 38, 40 – 44.

10. Поляков Ю.А. Наше непредсказуемое прошлое: Полемические заметки. – М.: АИРО–ХХ, 1995. – 216 с.

11. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 1995.– С. 35 – 45.

12. Швейцер А. Жизнь и мысли./ Сост., пер. с нем. А. Л. Чернявского. - М.: Республика, 1996. – 528 с.

13. Чижевский А. Физические факторы исторического процесса. – Калуга, 1924 г./ротопринт. изд. 1990. – 25 с.

14. Орлов И.Б. Устная история: генезис и перспективы развития // Отечественная история. – 2006. – № 2. – С. 136 – 148.

15. Искандеров А.А. Два взгляда на историю // Вопросы истории. – 2005. – № 4. – С. 3 – 22.

16. Буганов А.В. Личности и события истории в памяти русских крестьян XIX – начала XX века // Вопросы истории. – 2005. – № 12. – С. 120 – 126.

17. Антонов В.Ф. Историческая концепция Н.Г. Чернышевского // Вопросы истории. – 2006. – № 1. – С. 3 – 19.

18. Алексеев С.В. От предания к летописи: эволюция исторического сознания древних славян // Вопросы истории. – 2006. – № 1. – С. 97 – 105.

19. Хатунцев С.В. Проблема "Россия - Запад" во взглядах К.Н. Леонтьева (60-е гг. XIX века) // Вопросы истории. – 2006. – № 3. – С. 113 – 121.

20. Тойнби А.Д. Постижение истории: Сборник. – М.: Прогресс, 1990. – 730 с.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «отечественная история» iconПланы семинарских занятий 2 планы семинарских занятий для студентов...
Цель: Изучить структуру окружающей среды, основные среды жизни. Изучить типы биотических взаимоотношений
Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «отечественная история» iconПланы семинарских занятий по курсу «История мировой экономики» Учебные...
Автор программы: кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин пф гу-вшэ офицеров-Бельский Д. В
Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «отечественная история» iconПланы семинарских занятий и сборник заданий по самостоятельной работе...
Предпосылки возникновения социологии как науки: буржуазные революции в Европе как стимулирующий фактор обращения к социальному (О....
Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «отечественная история» iconМетодические указания по отдельным видам занятий планы семинарских...
Цель проведения семинарских занятий определяется задачами, которые предполагается решить в ходе занятия, а они вытекают из конкретной...
Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «отечественная история» iconПланы семинарских занятий «История учений о государстве и праве»...
Планы семинарских занятий «История учений о государстве и праве» для студентов дневной формы обучения эпф ну «оюа» в г. Симферополе...
Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «отечественная история» iconМетодические указания, планы семинарских занятий и тематика контрольных...
Целью дисциплины является формирование целостного видения всемирно- исторического процесса посредством изучения основных типов цивилизаций,...
Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «отечественная история» iconМетодические указания, планы семинарских занятий и тематика контрольных...
Целью дисциплины является формирование целостного видения всемирно- исторического процесса посредством изучения основных типов цивилизаций,...
Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «отечественная история» iconМетодические указания к изучению дисциплины, планы семинарских занятий,...
Нятий, методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию, выполнению самостоятельной работы и зачёту для студентов 1-го...
Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «отечественная история» iconМетодические рекомендации, планы семинарских и практических занятий...
Методические рекомендации, планы семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Административно-правовые средства обеспечения...
Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «отечественная история» iconМетодические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине...
Характеристика дисциплины, данные об авторе, постреквизиты, пререквизиты дисциплины
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница