Семинара, подготовленная студентами; дискуссия по проблеме влияния; итоговое тестирование по теме. В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара


Скачать 138.11 Kb.
НазваниеСеминара, подготовленная студентами; дискуссия по проблеме влияния; итоговое тестирование по теме. В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара
Дата публикации07.03.2013
Размер138.11 Kb.
ТипКонспект
userdocs.ru > История > Конспект
Практическое занятие № 2 Русь и Золотая Орда (XIII- XV вв.)
Цель занятия:

выяснить, какую роль в становлении российского государства сыграл длительный период зависимости Руси от татаро-монголов, на сколько специфика российской цивилизации определялась этим фактором, выявить разные точки зрения на данную проблему и аргументы их сторонников.
Задания:

1. История монгольских завоеваний XIIIв.

2. Борьба русского народа за независимость.

3. Влияние монголов на Русь:

а/ на экономическое развитие

б/ на социально-политическое развитие княжеств

в/ на духовную жизнь и культуру Руси

4. Основные историографические точки зрения на проблему влияния Орды на развитие Руси.
^ Ход занятия:

При характеристике монгольских завоеваний необходимо остановиться (кратко) на истории образования монгольской империи, выяснить, каковы были причины монгольской экспансии и причины ее успешности. На доске отразить основные этапы и результаты монгольских завоевательных походов.

Ответ на второй вопрос должен содержать информацию о соотношении сил Руси и монгольских завоевателей, причинах поражения русских княжеств. Необходимо проследить изменение отношений и форм борьбы русских княжеств с Золотой Ордой, выяснить, когда борьба приобретает организованный характер. Определить, какие еще угрозы для независимости Руси существовали в XIII в.

Крайне важным для понимания особенностей исторического развития России является вопрос о причинах формирования жесткой централизованной системы власти, слабости городских структур, замедленности экономического развития. Третье задание позволит прояснить эти проблемы. Студенты должны представлять основные формы зависимости Руси от Орды и последствия этой зависимости.

Делая вывод о влиянии монголов на Русь, студенты должны понимать дискуссионность данной проблемы, знать основные историографические подходы и аргументы разных сторон (обратить внимание на оценки С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.В. Каргалова, евразийцев, Л.Н. Гумилева), уметь сформулировать свою точку зрения, опираясь на изученный материал.

На занятии могут быть проведены викторина по теме семинара, подготовленная студентами; дискуссия по проблеме влияния; итоговое тестирование по теме. В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара.
^ Практическое занятие № 3 Россия в XVI – XVII вв.: выбор исторического пути.
Цель занятия:

определить, какие существовали альтернативные варианты централизации Руси в XVI- XVII вв., выявить причины установления в стране самодержавной власти.
Задания:

1. Иван Грозный: человек и политик. Оценки его в исторической литературе.

2. Альтернативы в политике централизации: Избранная Рада и опричнина. Результаты деятельности Ивана Грозного.

3. Смутное время – причины и этапы.

4. Новые явления и шансы в развитии России во время Смуты. Итоги Смутного времени.

5. Основные тенденции развития России в XVII веке.

Ход занятия:

Оценки личности и деятельности Ивана Грозного в исторической литературе разнообразны. Поэтому в ходе семинара студенты должны постараться выявить эти оценки и причины их расхождения, ответить на вопрос, изменилось ли развитие России и границы государства за время правления Ивана Грозного, какие пути централизации были реализованы в этот период (сравнить время реформ и опричнины). Необходимо обратить внимание на причины введения опричнины и ее итоги, подумать о возможности существования альтернативы этой политики и причинах установления деспотического типа власти в России. Чем отличались российский и европейский процесс централизации государств? В ходе обсуждения вопросов темы следует уяснить содержание терминов: Земский Собор, Избранная Рада, приказы, заповедные годы, опричнина, и понять значение этих явлений в истории России.

Начало XVII в. – время первой гражданской войны в России, в события которой были вовлечены и соседние государства. Смутное время в России связано с периодом опричнины и рядом других кризисов, проявившихся в стране в начале XVII в. (необходимо выявить суть этих кризисов). На семинаре рассматриваются новые явления в политической жизни России (выборы царей, попытки ограничить царскую власть, организация народных ополчений) и возможные альтернативы в развитии, связанные с ними.

В XVII в. создаются предпосылки для преобразований Петра I, изучение тенденций в экономическом, политическом, культурном развитии страны позволят увидеть связь этих двух периодов в истории России. Таким образом, изучение истории XVI-XVII вв. позволяет увидеть альтернативность данного периода, понять причины установления в России самодержавной власти.

На занятии могут быть подготовлены доклады по вопросам семинара, проведены викторина по теме семинара, подготовленная студентами; дискуссия об оценке деятельности Ивана Грозного; даны сравнительные оценки политических деятелей периода Смута; итоговое тестирование по теме. В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара, составлен терминологический словарь.

По усмотрению преподавателя ряд вопросов выносится на самостоятельную работу.
^ Практическое занятие №4. Общественная мысль и общественные движения в XIX в.

Цель занятия:

Показать причины появления общественных движений, их направления, социальный состав, идейные основы и методы достижения целей. Выяснить, какие перспективы развития страны были связаны с этими идейно-политическими движениями.

Задания:

1. Причины общественных движений в России, их идейные основы.

2. Декабризм как идейно-политическое явление.

3. Формирование либеральной идеологии в России. Спор западников и славянофилов в первой половине XIX в.

4. Социалистическая идея в России: от крестьянского социализма к социал-демократической партии.

5. Консервативная идеология в России: теории, лидеры.
^ Ход занятия:

На занятии необходимо уяснить условия появления оппозиционных общественных движений, выявить наиболее острые социально-политические противоречия и отношение власти к ним. Используя материал лекции о реформах в России в XIXв., студенты могут проанализировать причины недовольства общества и направления, по которым развивалась общественная мысль. Для понимания характера общественных движений необходимо выявить их социальный состав, идейную основу, цели и методы их достижения.

При ответе на второй вопрос студенты должны обратить внимание на сложный идейный характер движения декабристов, который сочетал революционные и либерально-реформистские идеи, изложенные в программных документах декабристских обществ, и увидеть, в чем состояло единство их взглядов. Вопрос о декабризме предполагает дискуссию о его целесообразности и значимости.

Анализируя либеральное движение в России, следует отметить его отличительные черты, отношение к государственным реформам. Следует обратить внимание на актуальность и современность спора о путях развития России, начатого западниками и славянофилами.

Общественное недовольство, лишенное легальных форм самовыражения, все чаще и активнее прорывалось наружу в виде выступлений революционеров. Развитие социалистических идей на Западе оказало влияние и на Россию. На семинаре необходимо остановиться на теории общинного социализма (А. Герцен), выявить причины ее популярности в среде демократической интеллигенции, определить основные идейные направления в народническом движении, связав их с формированием социалистических партий в России. Необходимо показать влияние западных идей и национальных особенностей развития страны на формирование революционного движения в России.

Вопрос о консервативной идеологии предполагает выявление основных идейных положений, теорий («официальной народности»), характеристику лидеров консерватизма (С.С. Уваров, Н.М. Карамзин, М. Н. Катков, К. Победоносцев). Студентам предлагается подумать над вопросом, возможна ли модернизация на основе консервативной идеологии.

На занятии могут быть проведены викторина по теме семинара, подготовленная студентами, или итоговое тестирование; дискуссии о путях развития России, предлагаемых разными политическими силами; подготовлены доклады об идеологах различных политических течений; даны сравнительные оценки политических программ. В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара, возможно составление сравнительных таблиц.

^ Практическое занятие № 5 Политическая эволюция России в конце XIX- начале XX вв. Первая русская революция (1905-07 гг.).
Цель занятия:

Выяснить характер эволюции политической системы России в начале XXв., причины и актуальность произошедших изменений. Понять, какие условия породили революцию, что заставило народ пойти на открытое сопротивление властям. Можно ли было избежать революционного взрыва?

Задания:

1. Причины и сущность политики контрреформ Александра III и влияние ее на революционное движение.

2. Причины и основные события первой русской революции 1905-07 гг..

3. Эволюция политического строя России. Деятельность Государственной Думы.

4. Характеристика основных российских политических партий.
Ход занятия:

Для понимания причин революционного движения в России необходимо рассмотреть особенности социально-политического развития страны в конце XIX – начале XX вв., определить политику самодержавной власти (Александра III, Николая II) по отношению к основным вопросам общественной жизни (аграрному, рабочему, национальному и др.).

Анализ основных событий революции показывает, как расширялся социальный состав оппозиции, что заставило власти пойти на серьезные уступки населению. Студенты должны определить основные политические силы, выступающие в революции со своими требованиями, этапы революции. Изменения в политической системе были зафиксированы в Манифесте 17 октября 1905 г. Студентам следует обсудить значимость итогов революции, характер трансформации самодержавной власти.

Деятельность Государственной думы отражала сложную социально-политическую ситуацию в России, особенности русского традиционного сознания, непоследовательность власти в проведении реформ. Необходимо выяснить, как это сказалось на сроках существования российского парламента. На занятии следует выявить наиболее острые вопросы, обсуждавшиеся в Думе, определить понятие третьеиюньская монархия.

Одним из итогов революции в России стала многопартийность. Анализ программ ведущих российских партий позволит ответить на вопросы, почему в России существовало большое количество партий, какие партии имели большую поддержку у населения и почему.

На занятии могут быть проведены викторина по теме семинара, подготовленная студентами, или итоговое тестирование; подготовлены доклады о лидерах различных политических партий; составлены исторические портреты; даны сравнительные оценки программ партий. Возможно подготовить ответ в форме диалога (работа в команде). В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара, возможно составление сравнительных таблиц, схем классификации партий.

^ Практическое занятие №6 Большевизация России (1917-1922г.) Формирование однопартийной системы.
Цель занятия:

выяснить причины прихода к власти большевиков, их первые мероприятия, условия, в которых формировалась однопартийная система, основы тоталитарного режима.
Задания:

1. Основные принципы политики и экономической теории большевиков. Первые мероприятия большевиков в 1917- середине 1918 гг.

2. Формирование советской государственности, однопартийной системы.

3. Гражданская война.

4. « Военный коммунизм» как экономическая модель советского государства.

5. Решение национального вопроса большевиками. Образование СССР.
Ход занятия:

Ответ на первый вопрос предполагает анализ основных теоретических положений партии большевиков и первых их мероприятий во внешней политике, по отношению к существующим в России партиям, Учредительному собранию, крестьянскому и рабочему движению, преобразований в экономической сфере, выявление причин перехода к политике террора.

Первый и второй вопрос тесно связаны с темой Гражданской войны. Ответ на третий вопрос предполагает выявление причин войны и целей участников, состав противоборствующих сторон, этапы войны, роль иностранных держав в событиях войны, причины победы большевиков. При подготовке к этому вопросу рекомендуется подготовить доклады о лидерах белого, красного, зеленого движений.

Необходимость мобилизации ресурсов для победы Советской власти, теоретические представления большевиков о будущем устройстве привели к реализации новой экономической модели – «военного коммунизма». Необходимо выявить характерные черты этой политики и итого ее реализации.

Советское власть по-новому определила и национальное устройство государства. Необходимо определить, какие варианты национально-государственного устройства были предложены, как, когда был образован СССР и сколько республик он объединил.

На занятии могут быть проведены викторина по теме семинара, подготовленная студентами, или итоговое тестирование; подготовлены доклады; составлены исторические портреты; сделаны таблицы «этапы гражданской войны», «три лагеря в гражданской войне: белые, красные, зеленые»; в начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Надо иметь в виду дискуссионность проблем (оценка деятельности большевиков, причины поражения белого движения и др.), обсуждаемых на семинаре, и предоставить студентам возможность высказать свою оценку. Возможно подготовить ответ в форме диалога или дать возможность студентам самостоятельно распределить ответы в рамках одного вопроса (работа в команде) . Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара.

^ Практическое занятие №7 Экономическая политика советского государства (1921 -1980-е гг.)
Цель занятия:

Проанализировать основные экономические модели советского государства, понять причины проблем советской экономики.
Задания:

1. Причины перехода к новой экономической политике.

2. Основное содержание НЭПа, его кризисы и итоги.

3. Формирование административно-командной модели экономики:

а. индустриализация в СССР, ее цели, особенности и результаты.

б. варианты модернизации российской деревни, переход к коллективизации, и ее итоги.

5. Состояние советской экономики после второй мировой войны.

6. Попытки реформирования советской экономики: Берия, Маленков, Хрущев, Косыгин.

7. Причины кризиса социалистической экономической модели в середине 80-х гг.

На усмотрение преподавателя часть вопросов может быть вынесены на самостоятельную работу студентов.
^ Ход занятия:

Результаты «политики военного коммунизма» губительно сказались на экономике России. Студентам необходимо выяснить, почему возникла настоятельная необходимость перехода к другой экономической модели, чем принципиально отличался НЭП от предыдущей политики, что означают такие понятия, как « хозрасчет, продналог, концессия», в чем суть денежной реформы. Важно подумать над вопросами, менял ли НЭП основы существующей в стране экономической системы, какие кризисы породил НЭП, и почему руководство страны отказалось от этой политики.

Переход к ускоренному развитию страны привел к столкновению различных подходов в оценке темпов, сроков, методов дальнейшего развития (Н. Бухарина, И. Сталина и др.). На семинаре желательно оценить плюсы и минусы этих вариантов. Осуществленная сталинская модель (подвести итоги ее реализации в промышленности и сельском хозяйстве) создала экономическую основу тоталитарного режима в СССР. Третий вопрос предполагает дискуссию о целесообразности и результатах индустриализации и коллективизации.

Снижение эффективности социалистической экономики породило попытки ее модернизации. Студенты должны выяснить, какими методами стремились реформировать экономику, что общего в этих попытках, каковы их результаты и причины малоуспешности реформ.

На занятии могут быть проведены викторина по теме семинара, подготовленная студентами, или итоговое тестирование; подготовлены доклады; составлены исторические портреты; сделаны сравнительные таблицы (индустриализация конца XIX- нач. XX вв. и индустриализация в СССР). В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Надо иметь в виду дискуссионность проблем, обсуждаемых на семинаре, и предоставить студентам возможность высказать свою оценку, привлечь истории своих семей. Возможно подготовить ответ в форме диалога (работа в команде). Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара, возможно составление таблиц по графам « индустриализация: задачи, источники, результаты, последствия». Таблицы можно составить по реформам 50-60-х гг. Для систематизации материала рекомендуется использовать учебное пособие Орлова А.С., Георгиева В.А. и др. История России в схемах. М., 2010.

На усмотрение преподавателя часть вопросов отводится на самостоятельную работу студентов.
^ Практическое занятие №8 Внешняя политика СССР: мир и война (1920 – 1980-е гг.)
Цель занятия:

Определить цели и принципы внешней политики СССР, ее двойственность, обусловленную противоречивостью национальных интересов и идеологией пролетарского интернационализма.
Задания:

1. Международное положение советской России в 20-е –нач.30-х гг.

а. «полоса признания» России

б. советско-германские отношения

2. Изменение международной обстановки во второй половине 30-х гг. и эволюция направленности советской внешней политики.

3. Дискуссионные проблемы в истории Великой Отечественной войны.

4. «Холодная война»: причины, проявления, итоги. Образование мировой системы социализма.

5. Политика мирного сосуществования: концепция, основные достижения, внутренние противоречия.

6. «Новое политическое мышление» М. С. Горбачева: проекты и результаты.

На усмотрение преподавателя часть вопросов отводится на самостоятельную работу студентов.
^ Ход занятия:

После окончания Первой мировой и Гражданской войн советская Россия должна была определить свою политику по отношению к мировому сообществу. Надежда на мировую революцию и стремление наладить мирные отношения со странами обусловили двойственный характер внешней политики. Студенты определяют этапы внешней политики, события характерные для каждого этапа. Генуэзская конференция, Раппальский договор, «полоса признания», вступление в Лигу наций – эти события должны быть отражены в ответе.

Анализ предвоенной ситуации включает вопросы о политике коллективной безопасности, советско-германских отношениях, оценке предвоенных договоров СССР и Германии, территориальных приобретениях Советского Союза перед войной. Эти вопросы носят дискуссионный характер.

Послевоенная ситуация характеризовалась созданием двух мировых социально-политических систем, конфронтацией СССР и США. На занятии необходимо выяснить, что лежало в основе «холодной войны», привести примеры ее проявления. Основными направлениями внешней политики являлись: сотрудничество со странами социализма, поддержка национальных движений стран «третьего мира», двойственные отношения с капиталистическими странами (конфронтация и политика разрядки). Студенты должны привести примеры международных отношений, относящиеся к каждому направлению, и проанализировать их взаимосвязь.

«Новое мышление» М. Горбачева предполагало ряд мирных инициатив Советского государства, новые подходы к решению международных вопросов, которые студенты должны назвать и оценить их последствия.

На занятии могут быть проведены викторина по теме семинара, подготовленная студентами, или итоговое тестирование; подготовлены доклады; составлены исторические портреты; в начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Надо иметь в виду дискуссионность проблем, обсуждаемых на семинаре, и предоставить студентам возможность высказать свою оценку изучаемых проблем. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара. Для систематизации материала рекомендуется использовать учебное пособие Орлова А.С., Георгиева В.А. и др. История России в схемах. М., 2010.

Похожие:

Семинара, подготовленная студентами; дискуссия по проблеме влияния; итоговое тестирование по теме. В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара iconПлан семинара День заезда участников семинара Встреча участников...
История реабилитации на Свято-Георгиевском приходе (прошедшее, настоящее, будущее)
Семинара, подготовленная студентами; дискуссия по проблеме влияния; итоговое тестирование по теме. В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара iconТема семинара Украинское казачество. Запорожская Сечь. План семинара
Причины и теории происхождения казачества. Дмитрий Байда-Вишневецкий и основание Сечи
Семинара, подготовленная студентами; дискуссия по проблеме влияния; итоговое тестирование по теме. В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара iconКраткий образ цикла «исэф» семинаров
Таким образом главной целью семинара является создание синтетической науки об обществе, переводящей весь комплекс гуманитарных исследований...
Семинара, подготовленная студентами; дискуссия по проблеме влияния; итоговое тестирование по теме. В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара iconПрограмма психологического семинара тренинга «Психологический Вампиризм» Цель семинара тренинга
Получить представление о Психологическом Вампиризме, как о распространенном способе взаимодействия между людьми
Семинара, подготовленная студентами; дискуссия по проблеме влияния; итоговое тестирование по теме. В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара iconПоложение о проведении всероссийского учебно-методического семинара...
Основной целью проведения семинара является повышение квалификации его участников
Семинара, подготовленная студентами; дискуссия по проблеме влияния; итоговое тестирование по теме. В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара iconПрограмма семинара специалистов цбс области по теме: «Продвижение...
Место проведения: оюб им им. В. Ф. Тендрякова, Проспект Победы, д. 9, читальный зал
Семинара, подготовленная студентами; дискуссия по проблеме влияния; итоговое тестирование по теме. В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара iconПрограмма семинара-презентации брошюры «В помощь молодому ученому»
Открытие семинара (Балданова Д. Р., зам дир по науке иоэб со ран; Моролдоев И. В., Председатель сму иоэб со ран)
Семинара, подготовленная студентами; дискуссия по проблеме влияния; итоговое тестирование по теме. В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара iconПрограмма семинара по теме
Привлечение к ответственности за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 Ук рф) как метод взыскания проблемного...
Семинара, подготовленная студентами; дискуссия по проблеме влияния; итоговое тестирование по теме. В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара iconКраткий конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения...
Психология труда. Краткий конспект лекций /Сост. М. Д. Лапина – Мариуполь, 2004, 34 с
Семинара, подготовленная студентами; дискуссия по проблеме влияния; итоговое тестирование по теме. В начале семинара преподаватель может провести краткий опрос по основным понятиям темы. Студенты должны иметь краткий конспект по теме семинара iconПрограмма мероприятия: 9: 00 10: 00  - регистрация участников (Советский,...
Приглашаем Вас принять участие в открытии и работе Второго Межрегионального конференц-семинара «КиноМедиаPR»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница