Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки
страница1/5
Дата публикации21.03.2013
Размер0.71 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > История > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

М.В. Зайцев, В.А. Соломонов
ИСТОРИЯ


Учебно-методическое пособие

для студентов негуманитарных профилей подготовки

Саратов, 2011
УДК 9(47+57-89)083(072.8)

ББК 63.3(2)52я73

З17


Зайцев М.В., Соломонов В.А.

З17 История: Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. – 52 с.

ISBN


Пособие содержит методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по истории, примерные темы занятий и списки научной литературы. Кроме того, изложены основные принципы создания и оформления письменных работ по данному предмету.

Для студентов Института химии, факультета нелинейных процессов и факультета компьютерных наук и информационных технологий.

УДК 9(47+57-89)083(072.8)

ББК 63.3(2)52я73

^ Работа издана в авторской редакции

Печатается по решению научно-методической комиссии

Института истории и международных отношений СГУ

ISBN  Зайцев М.В, Соломонов В.А., 2011

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории, как никакое другое занятие, помогает человеку приобрести гражданственность. Как писал П.Г. Виноградов: «Знать, как развивался мир до того момента, с которого мы начинаем помнить себя, как религии, институты, нации, среди которых мы живем, стали тем, что они есть; знакомиться с величием других времен, с обычаями и верованиями, совершенно отличными от наших собственных, – все это необходимо для осознания нашего положения, для освобождения от случайных обстоятельств нашего образования». История не может дать ответ на вопрос «что делать?», но часто помогает понять «чего не нужно делать». Как писал В.О. Ключевский: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Целями освоения учебной дисциплины «История» являются: формирование у студентов основных представлений о событиях, этапах и закономерностях развития российского общества с древнейших времен до начала XXI в.; получение базовых знаний об эволюции социальных отношений, государства, экономики и правовой системы России, а также о важнейших личностях в истории нашей страны; изучение ключевых понятий и терминов, касающихся российского исторического процесса; на основе формирования культуры исторического мышления и анализа исторической информации.

Данная дисциплина относится к базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цикла структуры ООП бакалавриата.

Из школьного курса истории обучающийся должен: знать даты, хронологические рамки и периоды наиболее значительных событий и процессов; основные факты – места, обстоятельства, участников, результаты исторических событий; уметь рассказывать об исторических событиях и явлениях; давать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю; называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений; объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления; определять в них общее и различия; объяснять мотивы, цели и результаты деятельности выдающихся людей в истории; оценивать события, приводимые в учебной литературе; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории; работать с исторической картой.

Данная дисциплина способствует формированию у студентов следующих компетенций:

  • способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

  • способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

  • понимание и соблюдение базовых ценностей культуры, обладание гражданственностью и гуманизмом;

  • умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать факты российской истории с древнейших времен до начала XXI в., принципы её периодизации; смысл основных понятий курса; характеристики известных деятелей истории России; основные закономерности исторического процесса; этапы исторического развития России; место и роль России в истории человечества и в современном мире; уметь составлять обзоры, аннотации, рефераты и библиографии по тематике проводимых исторических исследований; анализировать и оценивать социальную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; владеть культурой исторического мышления; способностью к восприятию, обобщению, анализу исторической информации; способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы; навыками поиска необходимой исторической информации в сетевых ресурсах.

Организация учебного процесса предполагает использование как традиционных, так и новейших (интерактивных) форм занятий. К первым относятся лекционные и практические (семинарские) занятия, способствующие формированию у студентов основополагающих принципов восприятия и изложения исторического материала и закладки базовых фактических знаний о предмете, а также самостоятельная подготовка студентов, заключающаяся в освоении материала курса с использованием научной и учебно-методической литературы. Ко вторым – деловые и ролевые игры, кейс-метод, мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций и иные формы, обеспечивающие формирование у студентов интеллектуальной культуры и культуры саморазвития, подготовку их к инновационной деятельности и быстрой адаптации в динамической социокультурной и профессиональной среде. В новейших формах обучения обучаемые реализуют сложившиеся способы действия, овладевают критериальным анализом действия (понятий, категорий, ценностей) и механизмами самоорганизации. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30 % всех аудиторных занятий.

В рамках учебного курса возможны встречи студентов с представителями вузовской гуманитарной науки, государственных и общественных организаций (одна – две встречи на 7-й и 16-й неделях).

Текущий контроль успеваемости студентов осуществляется по неделям семестра на семинарских занятиях, где оценивается как индивидуальная, так и коллективная работа учащихся: выполнение письменных контрольных заданий (доклады, рефераты, тесты) и/или участие в устном обсуждении той или иной темы. Промежуточная же аттестация заключается в проведении семестрового экзамена или зачета в форме индивидуального собеседования по ключевым проблемам учебной дисциплины.

В процессе освоении дисциплины используются: учебная, научная и учебно-методическая литература из фондов ЗНБ СГУ и других общедоступных библиотек; историко-географические карты и наглядные пособия, хранящиеся на кафедре истории России СГУ; ресурсы сети Интернет (порталы и сайты, содержащие, находящиеся в открытом доступе, учебную и научную литературу по истории России, электронные версии историко-географических карт).

^ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«ИСТОРИЯ»
Вводная часть

Предмет и задачи учебного курса. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки.
^ Восточные славяне и образование Древнерусского государства.

Проблема происхождения и прародины славян с точки зрения археологии, лингвистики и письменных источников. Праславяне в Прикарпатье (II в. до н. э. – V в. н. э.). Первые письменные известия о славянах. Формирование трех славянских ветвей.

Восточные славяне в VIII–IX вв.: расселение, хозяйственные занятия, развитие общественных отношений. Контакты славян с финно-уграми, балтами и кочевниками степей. Предпосылки образования Древнерусского государства.

«Повесть временных лет» о начале русской государственности. «Норманнская проблема» в русской исторической науке. Роль варягов в формировании государства восточных славян. Происхождение названия «Русь». Начало династии Рюриковичей.

Олег – первый князь Руси. Объединение Новгорода и Киева. Походы на Константинополь и договоры с Византией. Князь Игорь. Походы на Византию. Восстание древлян. Деятельность княгини Ольги. Создание системы сбора дани. Принятие Ольгой христианства. Князь Святослав и его походы. Разгром Хазарского каганата. Войны с Болгарией и Византией.

Князь Владимир. Расширение территории и укрепление границ государства. Борьба с печенегами. Начало чеканки монеты. Языческая реформа князя Владимира. Крещение Руси. Проблема выбора веры, причины принятия христианства восточного толка. Принятие христианства в контексте русско-византий­ских отношений. Христианизация Руси: методы и сроки. Становление церковной организации. Значение крещения Руси.

Социально-политическое развитие Руси. Государственное управление. Князь и дружина. Вече. Полюдье и дань. Социальные отношения.
^ Древнерусское государство в XI–XII вв.

Начало политической раздробленности.

Борьба за власть между сыновьями Владимира. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Градостроительство. Распространение христианства и просвещения. Укрепление русской церкви. Митрополит Илларион. Внешняя политика Ярослава.

Причины и этапы распада Руси. Князья Ярославичи: Изяслав, Святослав, Всеволод. Княжеские междоусобицы и съезды. Русь и кочевники во второй половине XI в. Народные движения. «Правда Ярославичей». Владимир Мономах. Восстание в Киеве 1113 г. «Устав Владимира Всеволодовича». Борьба с половцами. Политические, экономические и культурные последствия раздробленности Руси. Типы политической власти.

Северо-Восточная Русь. Природно-климатические условия и этнический состав населения. Хозяйство и города. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. Природно-географические условия. Земледелие, промыслы, торговля. Связи с Европой. Социальная структура Новгорода. Формирование боярского землевладения. Особенности административной системы. Борьба Новгорода за политическую независимость. Юго-Западная Русь. Природно-географические условия. Земледелие и землевладение. Торговля. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Объединение Галицкого и Волынского княжеств. Конфликты князей с боярством. Даниил Романович.
^ Борьба русского народа с иноземными агрессорами в середине XIII в.

Установление зависимости Руси от Орды и ее историческое значение.

Монгольские племена на рубеже XII–XIII вв. Причины экспансии. Образование империи Чингисхана. Первый поход монголов в Восточную Европу. Битва на Калке. Монгольские государства середины XIII в. Нашествие на Русь 1230–1240-х гг. Взятие Рязани. Битва под Коломной. Захват Владимира и других городов. Битва на р. Сить. Причины монгольских успехов. Поход на Южную Русь и страны Европы.

Образование Золотой Орды. Установление ордынского ига. Сопротивление русских земель. Исторические последствия монгольского нашествия и ордынского ига.

Агрессия с Запада. Народы Прибалтики и их борьба с немецкими, датскими и шведскими завоевателями. Орден меченосцев и Тевтонский орден. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Борьба с Тевтонским орденом. «Ледовое побоище». Александр Невский – великий князь Владимирский. Его политика в отношении Орды и Европы.
^ Объединение русских земель вокруг Москвы в XIII – начале XVI в.

Состояние Руси после монгольского нашествия. Социально-экономические и политические предпосылки объединения русских земель.

Причины возвышения Москвы. Рост и укрепление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери за великое княжение. Иван Калита. Князь Дмитрий Иванович и борьба Москвы за великое княжение. Отношения московских князей с церковью. Митрополит Алексий. Сергий Радонежский. Отношения Москвы с Нижним Новгородом, Рязанью, Тверью. Войны с Литвой. Прекращение выплаты дани Орде. Поражение на р. Пьяне. Битва на Воже. Куликовская битва. Взятие Москвы Тохтамышем.

Московское княжество при Василии I. Борьба с Литвой и Ордой. Поход Тимура 1395 г. Расширении территории Московского княжества. Василий Васильевич Темный, Юрий Дмитриевич Звенигородский, Василий Косой и Дмитрий Шемяка в политической борьбе второй четверти XV в. Исторический смысл и основные события «феодальной войны». Флорентийская уния и автокефалия Русской православной церкви.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Присоединение Ярославля и Ростова. Битва на р. Шелонь и присоединение Новгорода. «Стояние» на Угре и свержение ордынского ига. Победа над Тверью. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани и Северских земель.

Политический строй Московского государства. Иван III – государь «всея Руси». Великая княгиня Софья. Складывание государственного аппарата. Боярская дума. Государев двор. Войско. Местничество. Сокращение уделов. Местное управление. Система кормлений. Государство и церковь. Судебник 1497 г. Идеологическое обоснование государственной власти. Уделы. Вопрос о престолонаследии. Василий III. Социальная структура русского общества в конце XV – начале XVI в.

Внешняя политика Московского государства. Установление дипломатических связей с европейскими странами. Борьба с ханствами, Великим княжеством Литовским и Ливонским орденом.

^ Россия в эпоху Ивана Грозного. Смутное время и его последствия.

Состояние Московского государства к 1530-м гг.: территория и население. Правление Елены Глинской: попытки реформ и борьба боярских группировок. Венчание Ивана IV на царство. Пожар Москвы и восстание 1547 г. Собор примирения 1549 г. «Избранная рада». Судебник 1550 г. Развитие приказной системы. Реформа местного управления. Военные реформы. Опричнина Ивана Грозного и ее последствия.

Внешняя политика России в XVI в. Завоевание Казани и Астрахани. Вхождение Башкирии в состав Московского государства. Отношения с Ногайской ордой. Походы крымских татар 1571 и 1572 гг. Ливонская война. Русско-шведская война 1590–1593 гг. Поход Ермака и начало присоединения Сибири.

Обострение социально-экономических противоречий в конце правления Ивана Грозного и в царствование Федора Ивановича. Разорение центральных уездов страны. Рост казачества. Начало закрепощения крестьян. Указы о крестьянах и холопах. «Заповедные лета». «Урочные годы». Введение патриаршества. «Угличское дело». Пресечение правящей династии. Борис Годунов. Голод 1601–1603 гг.

Личность и деятельность Лжедмитрия I. Восстание в Москве в мае 1606 г. Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II и его сторонники. Роль Речи Посполитой. «Тушинский вор». Возникновение двоевластия. Договор Василия Шуйского со Швецией. Начало польской интервенции. Осада Смоленска. Поражение войск Василия Шуйского и отстранение его от власти.

Семибоярщина. Поляки в Москве. Договор об избрании на царство Владислава. Начало борьбы с иностранной интервенцией. Патриарх Гермоген и позиция русской церкви. Первое ополчение: социальный состав, деятельность, причины распада. Второе ополчение: социальный состав и политика. К. Минин, Д. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и воцарение Михаила Романова. Борьба с восстаниями, разбоями и иностранной интервенцией в 1613–1618 гг. Последствия Смуты.

^ Россия в середине – второй половине XVII в.

Михаил Федорович и патриарх Филарет. Деятельность правительства по выводу страны из кризиса. Алексей Михайлович: личность и политика. Политический строй России в середине XVII в. Причины обострения социальных конфликтов. «Соляной бунт». Уложение 1649 г. как попытка урегулирования социальных противоречий. Восстания в Новгороде и Пскове. «Медный бунт». Восстание Степана Разина. Кризисные явления в русской православной церкви. Реформа патриарха Никона. Раскол и старообрядчество. Конфликт царя с патриархом. Правление Федора Алексеевича. Стрелецкие бунты конца XVII в.

Социально-экономическое развитие. Территория и население России к 1620-м гг. Социальная структура русского общества. Динамика восстановления хозяйства после Смуты. Земледелие и землевладение. Завершение формирования крепостного права. Рост городов. Ремесло и промыслы. Возникновение мануфактур в России. Начало формирования единого внутреннего рынка. Ярмарки. Торговый (1653) и Новоторговый (1667) уставы.

Внешняя политика России в XVII в.: основные направления и задачи. Смоленская война. Национально-освободительная война под руководством Б. Хмельницкого (1548–1654). Переяславская Рада и вхождение Украины в состав России. Русско-польская война 1654–1667 гг. «Вечный мир». Организация обороны южных границ в XVII в. Отношения с Крымским ханством и Турцией. Освоение Сибири. Отношения московского правительства с местным населением. Начало дипломатических отношений с Китаем.
^ Реформы Петра I. Северная война (1700–1721).

Стрелецкий бунт 1682 г. «Двоецарствие» Ивана и Петра. Регентство Царевны Софьи. Переворот 1689 г. Личность Петра I. Азовские походы 1695 и 1696 гг. «Великое посольство». Первые преобразования. Изменения в быту.

Экономические реформы: состояние всероссийского рынка, развитие промышленности, сельского хозяйства, политика меркантилизма, финансы. Податная реформа.

Реформы государственного аппарата. Образование Сената, коллегий, института фискалов. Административно-территориальные реформы. Военная реформа и создание военно-морского флота. Табель о рангах. Превращение России в империю.

Северная война, ее причины и характер. Начало военных действий. Причина неудач. Строительство флота и комплектование армии. Первые победы в Прибалтике. Строительство Санкт-Петербурга. Вторжение Карла XII в Россию. Карл XII и Мазепа. Полтавское сражение. Прутский поход. Победы на море. Ништадтский мир. Итоги Северной войны.
^ Дворцовые перевороты в России середины XVIII в.

Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Судьба престола после смерти Петра I. Роль гвардии. Екатерина I и А.Д. Меншиков. Верховный тайный совет. Петр II и Долгорукие. Попытка ограничения самодержавия в России («верховники»). Анна Иоановна и Э.И. Бирон. Образование шляхетских корпусов, ограничение срока дворянской службы.

Елизавета Петровна. Дальнейшее расширение дворянских привилегий. Расширение крепостного права. Деятельность братьев П.И. и И.И. Шуваловых. Отмена внутренних таможен. Указ о винокурении. Петр III, его личность и политическая роль. Манифест о вольности дворянской. Секуляризация церковных земель. Введение прусских порядков в армии. Переворот 28 июня 1762 г.

Личность Екатерины II. Идеи просвещения и формирование идеологии просвещенного абсолютизма. Уложенная комиссия. «Наказ» Екатерины II. Восстание под руководством Е.И. Пугачева. Губернская реформа. Жалованная грамота дворянству 1785 г. Жалованная грамота городам 1785 г. Екатерина II и крепостное право. Политика Екатерины в области культуры и образования. Демократическое направление в общественной мысли. А.Н. Радищев.

Внутренняя политика Павла I. «Учреждение об императорской фамилии». Ущемление привилегий дворянства. Указ о трехдневной барщине. Раздача крестьян и земель. Военные преобразования. Изменения в административно-территориальном делении страны. Попытка регламентации повседневной жизни подданных.

Внешняя политика России в середине XVIII в. Восточный вопрос и русско-турецкая война 1735–1739 гг. Участие России в Семилетней войне в 1757–1762 гг. Русско-турецкая война 1768–1774 гг. Присоединение Крыма. Г.А. Потемкин, его деятельность по обустройству Новороссии. Русско-турецкая война 1787–1791 гг. Русско-шведская война 1788–1790 гг. Участие России в разделах Речи Посполитой. Россия и Французская революция 1789 г.

Внешняя политика Павла I. Участие России в коалиционных войнах против революционной Франции. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Изменение внешнеполитического курса. Переворот 11 марта 1801 г.
^ Внутренняя и внешняя политика правительства

при Александре I и Николае I.

Россия в первой половине XIX в. Административно-территориальное деление. Политический строй. Социальная структура населения. Сельское хозяйство. Развитие промышленности. Посессионные и вотчинные мануфактуры. Промышленный переворот в России.

Личность Александра I. «Негласный комитет». Реформа Сената. Учреждение министерств. Крестьянский вопрос в политике Александра I. Указ о вольных хлебопашцах 1803 г. Новый цензурный устав. Университетский устав. Открытие университетов в Дерпте, Вильне, Харькове, Казани. Преобразования в системе народного просвещения. План государственного преобразования М.М. Сперанского и его реализация.

Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг. Польская конституция 1815 г. Крестьянский вопрос в политике Александра I. Освобождение крепостных крестьян в Прибалтике. Проекты отмены крепостного права. Военные поселения. А.А. Аракчеев.

Внешняя политика Александра I. Участие России в коалиционных войнах против Франции. Тильзитский мир. Войны России с Ираном, Турцией, Швецией. Отечественная война 1812 года. Цели воюющих сторон. М.Б. Барклай де Толли и его роль на начальном этапе войны. Сражение под Смоленском. Назначение главнокомандующим М.И. Кутузова. Партизанское движение. Бородино. Изгнание французов из России. Россия в коалиционных войнах против Франции в 1813–1814. Венский конгресс. Россия во главе Священного союза.

Движение декабристов: истоки и идеология. Ранние декабристские организации. Южное и Северное общества. «Русская правда» П.И. Пестеля и Конституция Н.М. Муравьева. Восстание 14 декабря 1825 г. Итоги и значение декабризма.

Личность Николая I. Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Кодификация законодательства. I и II ПСЗ. Свод законов Российской империи. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Оформление правовой (основанной на законе) монархии. III отделение СЕИВК А.Х. Бенкендорф. Польское восстание 1830–1831 гг.

Крестьянский вопрос в годы правления Николая I. Учреждение Министерства государственных имуществ. Реформа управления государственной деревней 1837–1841 гг. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина 1839–1843 гг.

Оформление государственной идеологии. С.С. Уваров. «Теория официальной народности». «Философические письма» П.Я. Чаадаева. В.Г. Белинский. Кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Западники и славянофилы. А.С. Хомяков. Петрашевцы.

Внешняя политика Николая I. Восточный вопрос. Русско-иранская война 1826–1828 гг. Русско-турецкая война 1828–1829 гг. Революции 1848 г. в Европе и Россия. Венгерский поход 1849 г. Присоединение Кавказа к России. Кавказская война 1817–1864 гг. А.П. Ермолов. Имамат Шамиля.

Крымская война: основные причины. Военные действия на Балканах. Синопское сражение. П.С. Нахимов. Вступление в войну Англии, Франции и Сардинии. Оборона Севастополя (В.А. Корнилов, В.И. Истомин, Э.И. Тотлебен). Военные действия в Закавказье. Парижский мир.
^ Великие реформы 1860–70-х гг.

Общественное движение в пореформенный период.

Внутренняя политика в царствование Александра III.

Александр II как реформатор. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Манифест и «Положения» 19 февраля 1861 г. и их содержание. Правовое положение крестьян. Крестьянское сословное самоуправление. Наделение землей и выкупная операция. Реакция крестьян на реформу 1861 г. Значение отмены крепостного права для социально-экономического развития России.

Реформы в области местного самоуправления. Судебная реформа. Реформы в области народного образования и печати. Военные реформы.

Общественно-политический подъем в России в конце 50-х и в 60-е гг. XIX в. Студенческие волнения. Распространение прокламаций. А.И. Герцен и Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский. «Земля и воля» 1860-х гг. Польское восстание 1863–1864 гг. и его влияние на русское общество. Размежевание между либералами и революционными демократами.

Сущность революционного народничества. Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в. Кружок Н.А. Ишутина, покушение Д.И. Каракозова на Александра II и ответные меры правительства. С.Г. Нечаев и его организация «Народная расправа». Русское народничество 1870-х – начала 1880-х гг. Идеологи народничества (П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев). «Хождение в народ». «Земля и воля» (1876–1879) и «Народная воля» (1879–1881). Переход к насильственным методам борьбы, покушения на царя. Агитационно-пропагандистская и террористическая деятельность «Народной воли». Программа и тактика народников. Цареубийство 1 марта 1881 г. Разгром «Народной воли». «Черный передел». Г.В. Плеханов.

Александр III и его окружение. Изменения во внутренней политике после цареубийства 1 марта 1881 г. К.П. Победоносцев и М.Н. Катков – идеологи и вдохновители политического курса самодержавия. Манифест 29 апреля 1881 г. «О незыблемости самодержавия» и указ 4 августа 1881 г. «Об усиленной охране». Деятельность министров внутренних дел Н.П. Игнатьева и Д.А. Толстого.

«Контрреформы» в сфере народного образования и печати. Аграрно-крестьянский вопрос: перевод крестьян на обязательный выкуп, учреждение Крестьянского поземельного банка. Меры правительства для поддержки помещичьего хозяйства. Введение института земских начальников. Земская и городская «контрреформы». Изменения в судоустройстве. Национальная политика самодержавия в 80–90-е гг. XIX в. Меры по укреплению финансов и стимулированию экономического развития страны.
^ Внешняя политика России в 1856–1894 гг.

Россия в конце XIX   начале XX в.: социально-экономическое развитие.

Основные направления внешней политики России во второй половине XIX в. «Крымская система». А.М. Горчаков и внешнеполитическая программа правительства. Сближение России с Пруссией и Австро-Венгрией. Борьба за отмену нейтрализации Черного моря. Россия в системе международных отношений после франко-прусской войны 1870–1871 гг. Союз трех императоров. Изменение внешнеполитических ориентиров в 80-е – 90-е гг. XIX в. Ухудшение отношений с Германией и Австро-Венгрией. Русско-французский союза. Создание Тройственного союза.

Россия и восточный кризис 1870-х гг. Цели России на Ближнем Востоке. Национально-освободительное движение на Балканах. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Сан-Стефанский договор и Берлинский конгресс. Политика России на Балканах в 1880-е гг.

Русско-американские отношения в 60-х гг. XIX в. Продажа Россией своих северо-американских владений США. Дальний Восток в политике России во второй половине XIX в. Русско-китайский договор 1860 г. в Пекине. Установление государственных границ с Китаем, Японией и США в 50-х – 70-х гг. XIX в.

Средняя Азия во внешней политике России во второй половине XIX в. Кокандское и Хивинское ханства. Бухарский эмират. Русско-английское соперничество в Средней Азии. Завоевание Средней Азии Россией.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Территория и население. Национальный состав. Социально-демографические процессы. Урбанизация. Развитие капитализма.

Основные тенденции промышленного развития. Завершение промышленного переворота. Формирование промышленной буржуазии и пролетариата. Монополии. Банковская система. Акционерные общества. Иностранный капитал и его роль в экономике России. Транспорт. Внутренняя и внешняя торговля. Российский бюджет.

Сельское хозяйство: основные культуры, производство, региональная специализация, агротехническая база. Помещичье и крестьянское хозяйство: землевладение, землепользование, материально-техническая база хозяйств, предпринимательство, аренда. Сельская пореформенная община и ее институты. Социальное расслоение крестьянства. Проблема «аграрного перенаселения». Неземледельческий отход крестьян. Проникновение капиталистических отношений в деревню.
^ Россия в правление Николая II.

Николай II и его окружение. Политика первых лет царствования. Крестьянский вопрос. «Политический социализм».

Освободительное движение на рубеже веков. Распространение марксизма в России. Возникновение марксистских рабочих союзов. I съезд РСДРП. «Искра». II съезд РСДРП: большевики и меньшевики. Г.В. Плеханов. В.И. Ульянов (Ленин). Ю.О. Цедербаум (Мартов). «Легальные» марксисты: П.Б. Струве, С.Н. Булгаков. Эволюция народничества. Образование Партии социалистов-революционеров. В.М. Чернов. Е.Ф. Азеф.

Либеральная оппозиция: «Беседа», «Освобождение», «Союз земцев-конституционалистов», «Союз освобождения». Д.Н. Шипов. Д.И. Шаховской. П.Н. Милюков.

Внешняя политика России в конце XIX – начале ХХ вв. Русско-японская война.

Первая российская революция: причины, характер, движущие силы. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Г.А. Гапон. Стачечное движение. Крестьянские волнения. Выступления интеллигенции. Реакция правительства. А.Г. Булыгин и подготовка создания Государственной думы.

Развитие революции весной-летом 1905 г. Иваново-Вознесенская стачка. Появление Советов рабочих депутатов. Образование Всероссийского крестьянского союза. Восстание на броненосце «Потемкин». Создание профессионально-политических союзов и «Союза союзов».

Высший подъем революции. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Массовое возникновение Советов рабочих депутатов. Петербургский совет рабочих депутатов. Л.Д. Бронштейн (Троцкий). Манифест 17 октября 1905 г. Образование легальных политических партий. Совет министров С.Ю. Витте. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

Отступление революции. Стачечное и крестьянское движение. Восстания на Балтийском флоте. Начало российского парламентаризма. Положение о выборах 11 декабря 1905 г. Реформа Государственного совета 20 февраля 1906 г. Новая редакция Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г. Состав и деятельность I Государственной думы. П.А. Столыпин. Состав и деятельность II Государственной думы. Избирательный закон 3 июня 1907 г. Значение первой российской революции.

«Третьеиюньская монархия». III Дума: состав, деятельность. Столыпин и его программа преобразований. Аграрная реформа. Политическая ситуация в 1907–1914 гг. Студенческие выступления. Оживление рабочего движения. Начало нового революционного подъема. Ленский расстрел. Стачечное движение. Крестьянское движение. Революционные выступления в армии и на флоте. Политические партии в годы нового революционного подъема. Пражская конференция РСДРП. «Правда». Образование партии прогрессистов. А.И. Коновалов, П.П. Рябушинский. IV Государственная дума: состав и деятельность. Н.А. Маклаков, В.Н. Коковцов.

Внешняя политика России в 1906–1914 гг. Создание Антанты. Россия в годы первой мировой войны. Причины и характер войны. Планы сторон и соотношение сил. Ход военных действий в 1914 г. Боевые операции в Восточной Пруссии, Галиции, Польше. Вступление в войну Турции. Сарыкамышская операция. Боевые действия русской армии в 1915 г. Карпатская операция. Великое отступление, его причины. Россия и союзники. Восточный фронт в 1916 г. Брусиловский прорыв и его военно-стратегическое значение. Военные действия на Кавказском фронте. Отношение к войне различных политических сил: оборонцы и пораженцы. Меры по военно-технической мобилизации промышленности. Нарастание экономического и политического кризиса. Деградация царского режима. Г. Распутин. Создание Прогрессивного блока. Политическое масонство.
^ 1917 год. Россия в годы Гражданской войны.

Политика военного коммунизма. СССР в годы НЭП.

Февральская революция 1917 г.: причины, характер, движущие силы. Начало революции. Создание Временного комитета членов IV Государственной думы и Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Попытка самодержавия подавить революционное движение. Отречение от престола Николая II и Михаила Александровича. Победа революции в Москве, провинции, в армии и на флоте. Установление двоевластия. Образование Временного правительства. Г.Е. Львов. П.Н. Милюков. А.И. Гучков. А.Ф. Керенский. Историческое значение революции.

От Февраля к Октябрю: развитие страны весной-летом 1917 г. I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Выступление Л.Г. Корнилова. Провозглашение России республикой. «Большевизация» Советов. Победа большевистского вооружённого восстания в Петрограде. В.И. Ульянов (Ленин). II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Первое советское правительство. Л.Д. Бронштейн (Троцкий). А.И. Рыков. А.В. Луначарский. И.В. Джугашвили (Сталин). Всероссийская чрезвычайная комиссия. Ф.Э. Дзержинский.

Разгон Учредительного собрания. Складывание однопартийной системы. Российская конституция 1918 г. Брестский мир. Начало военной интервенции стран Антанты. Гражданская война в России: основные причины и состав противоборствующих сил. События на фронтах. Создание «Красной армии». М.Н. Тухачевский. М.В. Фрунзе. А.И. Егоров. «Белое движение». А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. Значение иностранной интервенции. Советско-польская война 1920–1921 гг. Крестьянское движение 1920–1921 гг. Восстание в Кронштадте. Причины победы большевиков в Гражданской войне.

Идеология, политика и практика «военного коммунизма». Национализация предприятий и кредитных учреждений. Централизация управления промышленностью. Продовольственная диктатура и продразверстка. Всеобщая трудовая повинность. Массовый террор. Голод 1921–1922 гг. в Поволжье.

Х съезд РКП (б). Новая экономическая политика: причины и содержание. План ГОЭЛРО и его реализация. Причины свёртывания нэпа. Ужесточение политического режима. Подавление оппозиции внутри партии. Г.Е. Радомысльский (Зиновьев). Л.Д. Розенфельд (Каменев). Н.И. Бухарин. Формирование режима личной власти И.В. Сталина. Национальная политика РКП (б). Образование и развитие СССР.
^ Индустриализация и коллективизация.

СССР в предвоенные годы. Великая Отечественная война.

Форсированная модернизация страны в годы первых пятилеток. Индустриализация: цели, методы и результаты. Крупнейшие стройки 1920–1930-х гг. Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия. Раскулачивание. Голод 1932–1933 гг.

Политическая система 1930-х гг. Конституция СССР 1936 г. Тоталитаризм. Формирование культа личности И.В. Сталина. Политические репрессии 1930-х гг. Международное положение и внешняя политика СССР в 1920–1930-е гг. Советско-финская война. Военно-стратегическое и экономическое состояние СССР накануне войны.

Великая Отечественная война: основные причины, расклад сил к началу войны. Цели Германии (план Барбаросса). Начальный период войны: причины неудач. Ставка Верховного главнокомандования. Государственный комитет обороны. Битва под Москвой. Блокада Ленинграда. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Военные операции 1944–1945 гг. И.В. Сталин как главнокомандующий. Маршал Г.К. Жуков. Советские полководцы Великой Отечественной. Тыл. Оккупационный режим. Партизанское движение. Внешняя политика. Создание антигитлеровской коалиции. Народ и власть в годы войны. Общественное сознание. Факторы победы. Цена победы и уроки войны.

Война с Японией. Геополитические последствия Второй мировой войны. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений и передел мира. Влияние СССР на установление коммунистических тоталитарных режимов в ряде европейских и азиатских государств.
СССР в 1945–1991 гг.

Восстановление промышленности после окончания Великой Отечественной. Послевоенная деревня. Апогей сталинизма. Новый виток репрессий. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Л.П. Берия.

Поляризация послевоенного мира. «Холодная война». СССР в мировом балансе сил. Военные блоки. Общественно-политические процессы в странах Восточной Европы, Юго-Восточной Азии. Роль СССР в этих процессах. Совет экономической взаимопомощи.

Н.С. Хрущев и «оттепель». ХХ съезд КПСС. Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Экономическое развитие, оздоровление обстановки в стране. Противоречивый характер модернизационных процессов в СССР.

Советское общество в 1965–1985 гг. Л.И. Брежнев. Нарастание кризисных явлений в экономике, общественно-политической и культурной жизни. Консервация административно-хозяйственной системы управления, усиление централизма. Неосталинизм. Возникновение и развитие диссидентского и правозащитного движения. Социальная апатия. Конституция СССР 1977 г. Внешняя политика СССР. «Разрядка» 1970-х гг. и её крах. Советский Союз в первой половине 1980-х гг.

М.С. Горбачев. Перестройка и её основные этапы. Попытка реформирования экономики и политической власти с сохранением социалистического выбора, их неудача. Демократизация общества и политической системы. Духовное раскрепощение. Половинчатость и незавершённость реформ как главная причина нарастания экономических трудностей. Радикализация политической жизни. «Парад суверенитетов». События августа 1991 г. и распад СССР как финал перестройки.

«Новое политическое мышление», его истоки и последствия. Окончание «Холодной войны». Крушение биполярного мира, возникновение новой международной ситуации.
^ Реформы в России 1990-х гг.

Российская Федерация на современном этапе развития.

Б.Н. Ельцин – первый российский президент. События октября 1993 г. Конституция Российской Федерации. Современное государственно-политическое и административно-территориальное устройство России.

Экономические реформы 1990-х гг. и проблемы социально-экономического развития. Трудности экономических преобразований.

Национальная политика правительства в 1990-е гг. События на Северном Кавказе. Режим Д. Дудаева в Чечне. Первая чеченская война.

Внешняя политика России в 1990-е гг. Российская Федерация – правопреемница СССР на международной арене. Изменение приоритетов. Отношения с США, НАТО и Евросоюзом. Договор ОСНВ-2. Установление связей с бывшими советскими республиками. Союз независимых государств.

Президент В.В. Путин. Пути и проблемы политического развития современной России. Укрепление политической стабильности. Вторая чеченская компания. Современная политическая жизнь страны. Негативное влияние сложностей социально-экономической жизни на развитие образования, науки, культуры. Постепенное преодоление кризиса в духовной жизни. Основные социально-экономические мероприятия правительства в 2000-е гг. Президент Д.А. Медведев.

Новые геополитические условия как причина формирования нового внешнеполитического курса России. Основные задачи и направления нового внешнеполитического курса. Обеспечение национальной безопасности – важнейшая задача внешней политики Российской Федерации. Место России в современном мировом сообществе.

^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов заключается в освоении материала курса с использованием научной и учебно-методической литературы при подготовке к практическим (семинарским) занятиям, а также в создании письменных работ по отдельным темам дисциплины.
^ Методические рекомендации для подготовки к практическим (семинарским) занятиям
Основная цель занятий заключается в изучении важнейших проблем курса «История» на основе самостоятельной работы студентов со специальной литературой. Важными сопутствующими задачами являются:

  • Приобретение навыков работы с научной литературой: поиск, выбор необходимых исследований, умение получать нужную информацию из текстов большого объема, анализ и критика прочитанного, систематизация и обобщение фактического материала, правильная и четкая передача собранных сведений.

  • Выработка навыков устного выступления: умение грамотно и доступно изложить суть проблемы, способность быстро и четко формулировать ответ на вопросы преподавателя, возможность вести дискуссию с соблюдением принципов научной полемики.


^ Как готовиться к семинарам?

Получив от преподавателя задание (в виде темы для обсуждения на ближайшем занятии) студент должен ознакомиться с соответствующим разделом в учебнике или учебном пособии, указанном в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины». Таким путем обозначается проблематика обсуждения и приобретаются базовые знания по данной теме. При этом не нужно конспектировать текст учебника, достаточно прочитать необходимый параграф или главу один или несколько раз. На этой стадии возможно также использование конспектов лекций по курсу «История».

Далее необходимо подготовить конспект по теме занятия на основе научно-исследовательской литературы (см.: список «Дополнительная литература к теме»). Вся литература, указанная в данном методическом пособии, есть в фондах научной библиотеки СГУ, хотя не исключается работа и в других библиотеках. Помимо указанных названий, возможно привлечение и других исследований, касающихся данной темы, главное, чтобы они носили специальный научный характер. В затруднительных ситуациях, когда студент не может отличить научную историческую литературу от научно-популярной или художественной, он обязан проконсультироваться с преподавателем.

Конспект выполняется в рабочей тетради. Сначала дается заголовок конспекта – один из частных вопросов, вынесенных на обсуждение в рамках общей темы. Затем идет изложение сути вопроса в виде пересказа своими словами основной мысли автора или цитаты (в последнем случае необходимо взять текст в кавычки). Объем конспекта не регламентируется, но его содержание должно служить основой для развернутого устного выступления на семинаре (10–12 мин.) или коротких дополнений и уточнений по существу каждого вопроса, если с развернутым ответом выступил другой студент. Обязательно указываются полные выходные данные книги или статьи, на основе которой делается конспект (фамилия и инициалы автора, полное название работы, место и год издания), а также страницы, откуда заимствована информация (см. пример оформления конспекта).
^ Пример оформления конспекта:
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки iconУчебно-методическое пособие для студентов негуманитарных факультетов...
Россия в контексте всемирной истории: процессы, события, люди / Учеб метод пособие для студен­тов негу­ма­нитарных факультетов. –...
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка....
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки iconУчебно-методическое пособие для студентов
Г 61 Головко В. М. Этико-философские доминанты эстетического мира И. С. Тургенева. Учебно-методическое пособие для студентов направления...
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки iconУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения
Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки iconУчебно-методическое пособие для студентов геологического факультета
Палеоструктурный анализ. Учебно-методическое пособие для студентов геологического факультета / Перм ун-т : Сост. В. П. Ожгибесов....
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2011. – с
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки iconУчебно-методическое пособие для организации и проведения тренингов социальной компетентности
Кибирев А. А., Веревкина Т. А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших...
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по биологической химии
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и медико-профиоактического факультетов медицинских вузов, выполняющих...
Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки iconУчебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной...
Крылова Е. Б., Мысаченко В. И., Пирогов Н. Л., Гусев А. К., Федорчукова С. Г. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница