3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования


Название3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования
страница1/5
Дата публикации22.03.2013
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
Маслов Ю.С.
Введение в языкознание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение. Что такое н наука о языке?
Глава I. Сущность языка: его общественные функции и его внутренняя структура
1. Язык — важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мысли
2. Язык — своеобразная знаковая система
Глава II. Фонетика и фонология
1. Вступительные замечания
2. Акустический аспект в изучении звуков языка
3. Биологический аспект в изучении звуков языка
4. Собственно-лингвистический (функциональный) аспект в изучении звуков языка. Понятие фонемы
5. Дифференциальные признаки фонемы и противопоставления фонем
6. Чередования. Нейтрализация фонемных противопоставлений
7. Слог 
8. Просодические явления
9. Пояснения и примеры к таблицам гласных и согласных
Глава III. Лексикология
1. Слово как единица языка
2. Лексическое значение слова
3. Полисемия слова
4. Омонимия слов
5. Мотивировка слова
6. Устойчивые словосочетания и фразеологизмы
7. Лексикография
Глава IV. Грамматика
1. Вступительные замечания
2. Морфема — элементарная двусторонняя единица языка
3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования
4. Части речи
5. Синтаксис
Глава V. Историческое развитие языков
1. Проблема происхождения языка
2. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи
3. Исторические изменения в словарном составе
4. Исторические изменения в грамматическом строе
5. Исторические изменения в звуковой стороне языка. Понятие о звуковом законе
Глава VI. Сравнительно-историческое и типологическое языковедение
1. Материальное сходство и родство языков. Сравнительно-историческое языковедение
2. Генеалогическая классификация языков
3. Лингвистическая типология
Глава VII. Письмо
1. Вступительные замечания
2. Основные вехи в историческом развитии письма
3. Алфавит, графика и орфография
4. Транскрипция и транслитерация
Заключение


ВВЕДЕНИЕ

^ ЧТО ТАКОЕ НАУКА О ЯЗЫКЕ?

§ 1. На земном шаре существуют тысячи различных языков. И все же мы говорим не только о “языках”, но также о “языке” — человеческом языке как о чем-то едином. Мы вправе поступать так потому, что при всех громадных различиях между языками они все в самом главном имеют между собой много общего.

Каждый язык — достояние какого-то коллектива и тем самым — явление общественно-историческое. Каждый язык — непременное условие развития человеческой культуры, поразительное по тонкости и совершенству орудие общения, непревзойденное средство формирования мысли и передачи ее другим людям.

Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми человеком. Каждый язык членоразделен: нормальное высказывание на любом из языков членится на элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе других высказываний. Каждый язык обладает обширным набором таких повторяющихся элементов и гибкой системы правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания.

Языковедение (языкознание, лингвистика) — наука, изучающая языки (в принципе — все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического языковедения условно различают частное и общее.

Частное языковедение занимается отдельным языком (русским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных языков (скажем, славянскими языками). Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка), либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.

Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка. Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые универсалии, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии) или для значительного большинства языков (статистические универсалии).

Абсолютными универсалиями являются, например, следующие утверждения: 1) во всех языках существуют гласные и согласные звуки; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех языках есть имена собственные; 4) если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует различие и по числу. Пример статистической универсалии: почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел (исключения: древний и современный яванский).

Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение,— таких, например, как упомянутые выше “гласный” и “согласный”, “предложение”, “имя собственное” и т. п.

Прикладное языковедение также решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации, создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.

Для филолога языковедение является одной из важнейших наук, наукой “профилирующей”, т. е. формирующей филолога как специалиста в своей области. Курс “Введение вязыкознание” есть начальный, элементарный курс общего языковедения, дающий первые сведения о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях и терминах языковедения, без знания которых невозможно серьезно заниматься ни одним языком.

§ 2. Языковедение тесно связано со многими другими науками. Прежде всего, конечно, с философией, изучающей наиболее общие законы природы, общества и мышления.

Так как язык — явление общественно-историческое, языковедение входит в круг наук о человеческом обществе и человеческой культуре. таких, как социология, история, этнография, археология.

Так как язык непосредственно связан с человеческим сознанием, мышлением и психической жизнью, языковедение имеет тесные связи с логикой и психологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной деятельности. Изучение проблем происхождения и раннего развития языка осуществляется языковедением в контакте с антропологией.

Языковедение в ряде точек соприкасается с литературоведением, поэтикой и фольклористикой, объединяясь с ними в комплексную дисциплину — филологию, изучающую язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязях.

Так как наша речь воплощается в звуках, важные области языковедения связаны с акустикой — разделом физики, изучающим звук, а также с анатомией и физиологией органов речевого звукообразования в человеческом организме.

Наконец, решая разнообразные прикладные задачи, языковедение взаимодействует с педагогикой и методикой, с медициной, а в наши дни все в большей мере с такими науками, как математическая логика, статистика, теория информации и кибернетика.

В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания — социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и некоторые другие.
  1   2   3   4   5

Похожие:

3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования iconПредмет словообразования, типы слов основа слова. Производная, непроизводная...
Предмет словообразования, типы слов основа слова. Производная, непроизводная основа. Производящая основа
3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования iconСловообразование (деривация) образование нового слова на базе однокоренного...
Основная задача словообразования создание нового слова с новым лексическим значением. Словообразование стоит отличать от формообразования....
3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования iconТематическое планирование по курсу "Русский язык"
Морфемика и словообразование. Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный...
3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования iconЯзыковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения;...
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо...
3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования iconОкказиональная лексика в творчестве Велимира Хлебникова
Основные тенденции окказионального словообразования в современной лингвистике 7
3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования iconВведение. Вопросы теории культуры
Название дисциплины производно от латинского слова «культура» и греческого слова «логос» наука. Таким образом, дословно культурология...
3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования iconВведение. Вопросы теории культуры
Название дисциплины производно от латинского слова «культура» и греческого слова «логос» наука. Таким образом, дословно культурология...
3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования iconВведение. Вопросы теории культуры
Название дисциплины производно от латинского слова «культура» и греческого слова «логос» – наука. Таким образом, дословно культурология...
3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования iconВведение. Вопросы теории культуры
Название дисциплины производно от латинского слова «культура» и греческого слова «логос» – наука. Таким образом, дословно культурология...
3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования iconВыполните задания и ответьте на вопросы в практикуме по учебнику Аракина Раздел
Языковые универсалии – определение, виды универсалий, природа, логическая структура универсалий, структура универсалий с точки зрения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница