Лекция 2: методологические основы научных исследований


Скачать 103.31 Kb.
НазваниеЛекция 2: методологические основы научных исследований
Дата публикации29.07.2013
Размер103.31 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > История > Лекция

ЛЕКЦИЯ 2: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

I. Дайте ответы на следующие тесты:


  1. Научное исследование – это

    1. процесс, в котором сформулирован и обоснован предмет и объект;

    2. процесс целенаправленного изучения определенного объекта (предмета или явления) с использованием научных методов с целью установления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в практическую деятельности людей;

    3. это совокупность организационных, методических и технических приемов, осуществляемых с помощью определенных процедур;

    4. это действия, которые конкретизируют применение методических приемов исследования процесса воссоздания необходимого продукта, обеспечивают выявление конфликтных ситуаций с целью их своевременного устранения и предотвращения возникновения в предпринимательской деятельности.




  1. Объект научного исследования это:

    1. то, на что направлена познавательная деятельность исследователя;

    2. процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избрано для исследования;

    3. окружающий материальный мир и его отображение в действительности;

    4. все ответы верны.




  1. В названии научного исследования всегда содержится:

    1. предмет и объект исследования;

    2. предмет исследования;

    3. объект исследования;

    4. методы исследования.




  1. Предмет и объект исследования соотносятся как:

    1. это не совместимые понятия

    2. объект является частью предмета

    3. предмет является частью объекта

    4. это идентичные понятия




  1. Научные исследования разделяются на:

    1. эмпирические и теоретические;

    2. эмпирические, теоретические и простые;

    3. простые и сложные;

    4. объектные и предметные.




  1. Совокупность способов (операций) практического влияния или теоретического освоения объективной действительности с целью ее познания – это

    1. прием;

    2. фактор;

    3. метод;

    4. стадия.




  1. Эмпирический уровень познания включает:

    1. описывание;

    2. измерение;

    3. сравнение;

    4. все ответы верны.




  1. Фундаментальным, обобщенным методом познания действительности является

    1. исторический;

    2. диалектический

    3. системный

    4. формализация




  1. К общенаучным методам не относится:

    1. теоретические;

    2. частичные;

    3. эмпирические;

    4. эмперико-теоретические.




  1. Эмперико-теоретические методы включают:

    1. наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент;

    2. восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный, системный методы;

    3. анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование;

    4. гипотетико-дедуктивный, системный, анализ и синтез, индукция и дедукция




  1. Методы, которые используют абстрактные представления, идеи, положения, которые имеют название:

    1. эмпирические;

    2. общенаучные;

    3. эмперико-теоретические;

    4. теоретические




  1. Методология – это

    1. учение о методах познания и превращения действительности;

    2. совокупность приемов, методов и процедур исследования, которые применяются в той или другой социальной области знаний;

    3. философское учение о методах познания

    4. концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях.




  1. Совокупность организационных, методических и технических приемов, которые осуществляются с помощью определенных процедур, это:

    1. объект исследования;

    2. метод исследования;

    3. научное исследование;

    4. научно-исследовательский процесс.




  1. Какой метод в переводе с греческого означает „соединение”?

    1. анализ;

    2. индукция;

    3. синтез;

    4. дедукция




  1. Какие методы познания взаимно противоположны

    1. анализ и синтез;

    2. индукция и дедукция;

    3. конкретизация и системный анализ;




  1. Какие из перечисленных методов исследования принадлежат к теоретическим?

    1. идеализация;

    2. конкретизация;

    3. абстрагирование;

    4. моделирование




  1. Какой метод основывается на использовании модели как средства исследования явлений и процессов природы?

    1. абстрагирование;

    2. моделирование;

    3. аналогия;

    4. конкретизация




  1. Какой метод в переводе с латинской означает „твердый”?

    1. абстрагирование;

    2. аналогия

    3. конкретизация;

    4. моделирование




  1. Конкретно-научные (эмпирические) методы формируются в зависимости от:

    1. причинно-следственных связей между ними;

    2. факторов, которые на них влияют;

    3. развитию конкретной науки;

    4. целевой функции науки




  1. Информационная совокупность, которая подает исследуемый объект в виде модели, – это:

    1. информационное моделирование;

    2. исследование документов;

    3. нормативно правовое регуляция;

    4. все ответы неверны.




  1. Понятие, которое устанавливает выполнение определенных действий, лицами работы над предметами труда с целью познания, превращения или совершенствования их, для достижения оптимума – это:

    1. метод;

    2. научно-исследовательская процедура;

    3. субъект;

    4. процедура.




  1. Система методических действий на субъекты и объекты процесса расширенного воссоздания необходимого продукта, которые осуществляются с целью их познания и усовершенствования – это:

    1. метод;

    2. научно-исследовательская процедура;

    3. субъект;

    4. процедура.




  1. Система правил использования методов, приемов и способов, для проведения какого-нибудь исследования – это:

    1. научно-исследовательская процедура;

    2. методология;

    3. методика исследования;

    4. все ответы неверны.




  1. По целевому назначению научные исследования бывают:

    1. теоретические;

    2. прикладные;

    3. методологические;

    4. гипотезные.




  1. Эти научные исследования направлены на создание новых принципов. Цель их — расширить знания общества и помочь более глубоко понять законы природы. Такие разработки используют в основном для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др.

    1. теоретические;

    2. прикладные;

    3. методологические;

    4. гипотезные.




  1. Эти научные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых разрабатывают новое оборудование, новые машины и материалы, способы производства и организации работ и др. Они должны удовлетворять потребность общества в развитии конкретной отрасли производства.

    1. теоретические;

    2. прикладные;

    3. методологические;

    4. гипотезные.




  1. То, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избрано для исследования.

    1. объект исследования;

    2. предмет исследования;

    3. методология исследования;

    4. метод исследования.




  1. Эта категория относительно автономна и имеет четкие пределы.

    1. объект исследования;

    2. предмет исследования;

    3. методология исследования;

    4. метод исследования.




  1. Исследуемые с определенной целью свойства, характерные для научного познания, это определение определенного «ракурса» исследования как предположение о самых существенных для изучения избранной проблемы характеристики объекта – это…

    1. объект исследования;

    2. предмет исследования;

    3. методология исследования;

    4. метод исследования.




  1. В зависимости от степени сложности выделяют простые и сложные объекты исследования, выберите простые объекты

    1. заработная плата рабочих раскройного цеха швейной фабрики;

    2. заработная плата сотрудников ГРОиКПО;

    3. производственная себестоимость изделий;

    4. финансовый результат от обычной деятельности.




  1. Расходы разделяются на производственные и непроизводственные , к какой классификации объектов исследования они относятся

    1. классификация объектов по наличию и отсутствию признаков

    2. классификация объектов по видоизменению признаков

    3. классификация объектов по длительности разработки

    4. классификация объектов в зависимости от источников финансирования




  1. Выберите методы познания экспериментальных задач

    1. наблюдение;

    2. эксперимент;

    3. логический метод;




  1. Способ достижения цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов (операций) практического влияния или теоретического освоения объективной действительности с целью ее познания – это …

    1. метод;

    2. методика исследования;

    3. методология;

    4. уровень познания.




  1. это система правил использования методов, приемов и способов, для проведения будь какого исследования

    1. метод;

    2. методика исследования;

    3. методология;

    4. уровень познания.




  1. Это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях

    1. метод;

    2. методика исследования;

    3. методология;

    4. уровень познания.




  1. Это мысленное конструирование объектов, которые не существуют в действительности или практически не осуществлении

    1. идеализация;

    2. формализация;

    3. аксиоматизация;

    4. исторический метод.




  1. Метод изучения разнообразных объектов путем отображения их структуры в знаковой форме с помощью искусственных языков, например языком математики – это …

    1. идеализация;

    2. формализация;

    3. аксиоматизация;

    4. исторический метод.




  1. Метод построения научной теории, при котором некоторые утверждения-аксиомы, которые являются определенными научными знаниями, принимаются без последующих доказательств, а затем используются в качестве отправных точек начальных положений для получения новых знаний по определенным логическим правилам.

    1. идеализация;

    2. формализация;

    3. аксиоматизация;

    4. исторический метод.




  1. Этот метод дает возможность исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий, в хронологической последовательности с целью выявления внутренних и внешних связей, закономерностей и противоречий.

    1. идеализация;

    2. формализация;

    3. аксиоматизация;

    4. исторический метод.




  1. Это систематическое целеустремленное изучение объекта

    1. наблюдение;

    2. сравнение;

    3. измерение;

    4. эксперимент.




  1. Это процесс установления подобия или отличий предметов и явлений действительности, а также нахождения общего, присущего двум или нескольким объектам.

    1. наблюдение;

    2. сравнение;

    3. измерение;

    4. эксперимент.




  1. Это определение числового значения определенной величины с помощью единицы измерения

    1. наблюдение;

    2. сравнение;

    3. измерение;

    4. эксперимент.




  1. Такой метод изучения объекта, за которым исследователь активно и целеустремленно влияет на него благодаря созданию искусственных условий или использованию естественных условий, необходимых для выявления соответствующего свойства – это ..

    1. наблюдение;

    2. сравнение;

    3. измерение;

    4. эксперимент.




  1. Выберите среди перечисленных методов методы эмпирического исследования

    1. наблюдение;

    2. сравнение;

    3. аксиоматизация;

    4. исторический метод.




  1. Выберите среди перечисленных методов методы эмпирического исследования

    1. измерение;

    2. эксперимент.

    3. идеализация;

    4. формализация;




  1. Выберите среди перечисленных методов методы теоретического исследования

    1. идеализация;

    2. аксиоматизация;

    3. сравнение;

    4. эксперимент.




  1. Выберите среди перечисленных методов методы теоретического исследования

    1. формализация;

    2. исторический метод.

    3. наблюдение;

    4. эксперимент.




  1. Отход в мысли от несущественных свойств, связей, отношений предметов, и выделения нескольких черт, которые интересуют исследователя – это …

    1. абстрагирование:

    2. анализ;

    3. индукция;

    4. моделирование.




  1. Метод познания, который дает возможность разделять предметы исследования на составные части (естественные элементы объекта или его свойства и отношения)

    1. абстрагирование:

    2. анализ;

    3. индукция;

    4. моделирование.




  1. Метод, который допускает соединение отдельных частей или черт предмета в единственное целое

    1. абстрагирование:

    2. анализ;

    3. индукция;

    4. синтез.




  1. Метод, позволяющий на основании умственной конструкции, в которой вывод относительно какого-то элемента множественного числа делается на основании знания общих свойств всего множественного числа – это …

    1. дедукция;

    2. анализ;

    3. индукция;

    4. синтез.




  1. Метод, предусматривающий переход от частичного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод относительно класса в целом - это …

    1. дедукция;

    2. анализ;

    3. индукция;

    4. синтез.




  1. Среди перечисленных моделей выберите материальные –

    1. бумажный чертеж;

    2. стеклянная модель;

    3. компьютерная программа;

    4. блок-схема.




  1. Среди перечисленных моделей выберите идеальные –

    1. бумажный чертеж;

    2. стеклянная модель;

    3. компьютерная программа;

    4. блок-схема.




  1. Среди перечисленных методов, выберите методы эмпирического уровня

    1. наблюдение;

    2. расчет;

    3. эксперимент;

    4. диалектический метод.




  1. Среди перечисленных методов, выберите методы эксперементально-теоретического уровня

    1. наблюдение;

    2. расчет;

    3. эксперимент;

    4. диалектический метод.




  1. Среди перечисленных методов, выберите методы метатеоретического уровня

    1. наблюдение;

    2. расчет;

    3. эксперимент;

    4. диалектический метод.

Похожие:

Лекция 2: методологические основы научных исследований iconМетодические рекомендации к подготовке и оформлению рефератов по...
Общие рекомендации к подготовке и оформлению рефератов по дисциплине «основы научных исследований»
Лекция 2: методологические основы научных исследований iconЛекция теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности

Лекция 2: методологические основы научных исследований iconЛекция 26 оценка эффективности Управления Изучаемые вопросы
Методологические основы оценки результативности и эффективности систем менеджмента
Лекция 2: методологические основы научных исследований iconСеминар Вопросы для обсуждения: Предмет и задачи общей психологии....
Предмет психологии. Методологические, теоретические и естественно-научные основы психологии
Лекция 2: методологические основы научных исследований iconВ. И. Тютюнник Основы психологических исследований
Т 66 Основы психологических исследований. Учебное пособие для студентов и аспирантов. Великий Новгород: Новгу им. Ярослава Мудрого,...
Лекция 2: методологические основы научных исследований iconУчебно-методический центр минсельхозпрода
Рецензенты: кандидат технических наук, доцент кафедры «Основы научных исследований и проектирования» учреждения образования «Белорусский...
Лекция 2: методологические основы научных исследований iconУчебное пособие Электронная версия текста получена с сайта socioworld
Основы научных исследований: Учеб пособие / Под ред. А. А. Лудченко. 2-е изд., стер. К.: О-во "Знания", коо, 2001. 113 с
Лекция 2: методологические основы научных исследований iconТема Этика науки и этика ученого
Этические ограничения научных исследований. Этическое регулирование биомедицинских исследований
Лекция 2: методологические основы научных исследований iconМетодические рекомендации студентам по подготовке рефератов приведены...
Общие требования и рекомендации по оформлению рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ
Лекция 2: методологические основы научных исследований iconЛекция №31
После Великой Отечественной войны в СССР быстро увеличивалось число научных учрежде­ний и научных работников. В каждой союзной республике...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница