Целью и задачами курса «Отечественная история» в вузе являются


НазваниеЦелью и задачами курса «Отечественная история» в вузе являются
страница1/33
Дата публикации07.03.2013
Размер3.31 Mb.
ТипЗадача
userdocs.ru > История > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
Целью и задачами курса «Отечественная история» в вузе являются:
Дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.
Показать – по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии.
Показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.
Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии, место и роль российской истории и историографии в мировой науке. Проанализировать изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.
Показать значение истории для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.
В данном учебном пособии излагаются принципиальные, узловые проблемы отечественной истории. Особое внимание уделено материалу, который в меньшей степени (из-за недостаточности аудиторных занятий) рассматривается в лекционном курсе. Конкретный исторический материал изложен в проблемно-хронологическом плане.
В свое время крупный мыслитель эпохи Просвещения в Англии лорд Боллинброк, определяя предназначение исторической науки, подчеркивал, что она призвана способствовать «преодолению провинциальной ограниченности народа, и – что более значительно – знакомя с жизнью других народов, содействовать преодолению в сознании людей этнических и религиозных предрассудков и следствия невежества – мнения о своей расовой и национальной исключительности. В то же время история должна пробуждать чувство патриотизма и привязанности к своей стране, поскольку раскрывает всю меру ее своеобразия, «непохожести», на другие страны». В современных условиях эти слова, как никогда, актуальны.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение отечественной истории должно проходить в контексте мировой истории. Необходимо разбираться в таких понятиях, как цивилизации, их характерные особенности, место отдельных формаций во всемирно-историческом процессе, пути развития России и ее место в мировом историческом процессе.
Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Нельзя отказываться от своего прошлого, потому что без него нет будущего. В этой связи важнейшими функциями исторической науки являются познавательная, практически-рекомендательная и воспитательная.
Познавательная функция состоит в конкретном изучении исторического пути России и ее народов, в теоретическом обобщении исторических фактов и событий Российского государства.
Практически-рекомендательная функция обращает внимание на то, что история вообще, и история России в частности, выявляет закономерности развития общества и помогает вырабатывать научно обоснованный курс внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, направлять деятельность исторических и политических деятелей.
Воспитательная функция играет важнейшую роль в формировании научного мировоззрения, в познании законов развития человеческого общества. Она позволяет применять комплексный подход к процессу всестороннего воспитания людей, т.е. соединять в воспитании патриотические, интернационалистские, трудовые, идеологические, нравственные моменты.
В развитии общества объективной реальностью являются исторические факты и события. Это тот фундамент, на котором базируется наука об обществе, а история России выступает составной и неотъемлемой частью этого фундамента. Одним из мировоззренческих аспектов изучения истории России является формирование историзма мышления.
Таким образом, предметом изучения истории России являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, конкретные формы которых проявляются в исторических событиях и фактах.
История России освещает весь исторический путь государства и общества на конкретном фактографическом материале, обобщает многосторонний опыт исторического развития Российского государства, его преобразовательную деятельность, организационно-государственное строительство в различных исторических условиях.
В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования – объективности, историзма, социального подхода, альтернативности.
Принцип объективности рассматривает историю России с точки зрения объективных закономерностей, определяющих процессы ее общественно-политического развития, позволяет опираться на факты в их содержании, не искажая и не подгоняя их под заранее созданные схемы; изучать каждое явление в совокупности его положительных и отрицательных сторон, независимо от отношения к ним.
Принцип историзма требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь исторически, в связи с другими положениями, с конкретным опытом истории.
В соответствии с принципом социального подхода в развитии исторического процесса рассматриваются различные проявления социальных и классовых интересов в экономике и политике, в противоречии социальной психологии и традиций, в межклассовых и внеклассовых противоречиях.
Принцип альтернативности позволяет рассматривать различные возможные варианты исторического процесса, сопоставляя с аналогичными явлениями мирового исторического процесса.
В современной отечественной литературе под историческим сознанием подразумевают свод накопленных наукой знаний и стихийно возникающих представлений, всевозможных символов, обычаев и других явлений духовной сферы, в которых общество воспроизводит, осознает, т.е. запоминает свое прошлое.
Выделяют два вида исторического сознания: целерациональный и ценностно-рациональный. В первом виде сознания доминирует ориентация на конкретный исторический результат, на осмысление хода исторических событий, их причин и следствий. Оно не только всегда конкретно, но и теоретично. Ценностно-рациональное сознание, наоборот, ориентируется не на конкретный результат, а на стоящую за ним ценность.
Историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки.
Достижением научного сознания стал историзм, требующий рассматривать явления в развитии, в связях с другими событиями, с учетом конкретных условий определенного этапа общественного развития. Научное историческое сознание имеет специализированный характер, его источником и носителем является научный этнос.
Функция исторического сознания как одного из регуляторов социального поведения возрастает в переломные моменты общественного развития. В кризисной ситуации, стремясь постичь смысл происходящих событий, люди обращаются к своему прошлому.
Объективное познание истории России обеспечивается научной методологией.
Методология истории России – это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания.
Существуют тесные связи методологических и историографических исследований. Методологический и историографический подходы отражают два пути в изучении значения и функций исторического познания. Первый – со стороны его внутренней структуры и особенностей исторического познания в сравнении с другими формами познания. Второй – конкретные этапы развития исторического знания в связи с общественной эволюцией.
Методологию следует отличать от методики исторического исследования.
Методика является непременным атрибутом научного метода. Это совокупность правил и процедур, приемов и операций, позволяющих реализовывать идеи и требования принципа, на которых основан тот или иной метод.
Наиболее часто в исторической науке используются две группы методов: общенаучные и специально-исторические.
К общенаучным методам относят методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент) и методы теоретического исследования (идеализация, формализация, моделирование, системный подход и др.).
Специально-исторические методы представляют собой различное сочетание общенаучных методов, адаптированных к особенностям исследуемых исторических объектов. К ним относятся методы: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный и др.
В качестве базы исторического познания выступают исторические источники. Соответственно, важнейшим этапом в структуре исторического исследования является формирование его источниковой базы.
Анализируя факты современных ему событий, историк подвергает информацию такому же искажению, которому она подвергается при создании любого типа авторских источников. Поэтому источник, с одной стороны, представляет собой факт исторического прошлого, с другой – содержит информацию об этом факте. Выделяют четыре типа исторических источников: вещественные, письменные, изобразительные, фонические.
Исторический факт – фундаментальная категория исторического знания. Для исторической науки проблема факта является относительно новой. Как определенная научная категория факт был осмыслен только в начале ХХ в. Ранее историки понятием «факт» обозначали твердо установленное знание, извлекаемое из исторических источников. Существует три значения понятия «исторический факт» в науке: факт как событие или явление исторической действительности; факт как сообщение источника, т.е. определенная информация о событии; научно-исторический факт как элемент логической структуры исторической науки.
Таким образом, научный факт, в отличие от факта исторического, отражает определенное явление действительности в нашем сознании.
Успехи исторической науки прямо связаны с расширением круга источников, вводимых в научный оборот, повышением их информационной отдачи, новым прочтением и доведением важнейших из них до массового сознания, а также совершенствованием методов обработки, хранения, анализа и передачи информации.

Лекция 1. МИРОВОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

План
1. Теория исторического процесса.
2. Российская историография.

1.1. Теория исторического процесса
Самое общее понятие истории – это описание прошлого мира или страны, самых знаменательных из множества происходящих событий, которые заслуживают передачи в назидание следующим поколениям.
Истоки истории уходят к началу человеческого рода. С тех пор как сформировалось сознание человека, возник Homo Sapiens - возникла необходимость запоминать главные события и передавать следующим поколениям уроки жизни: это способствовало сохранению и пополнению социального генотипа. Устные предания о действительных событиях переплетались с мифами, такие предания выступали зачастую и в литературной форме.
С появлением письменности сведения об исторических фактах записывались на глиняные таблички, стены храмов и пирамид, на свитки папируса. Это был описательный материал, дополняемый мифами и приукрашиваемый в угоду правителям и жрецам. Начало исторической науки, как и многих других наук, было положено в Древней Греции в творениях первых профессиональных историков - Геродота (481-425 гг. до н.э.), которого Цицерон называл «отцом истории», Фукидида (460-390 гг. до н.э.), позднее - Полибия (205-125 гг. до н.э.), в Древнем Риме - Тита Ливия, Тацита, Плутарха и многих других. Появились многотомные исторические исследования («Всеобщая история» Полития содержалась в 40 книгах), в которых стремились не только описать, но и объяснить эти события, выявить внутреннюю логику, закономерность исторического процесса, сделать историю поучительной и полезной для современников.
Китайский историк Сыма Цянь (145-86гг. до н.э.) в своих «Исторических записках» рассматривал историю общества как замкнутый кругооборот.
Второй крупный шаг в формировании исторической науки относится к концу I - началу II тысячелетия нашей эры. В этот период преобладали религиозные взгляды на историю как осуществление божественной воли. Идею больших циклов выдвинул арабский историк аль-Бируни (973-1050 гг.).
Позднее, в эпоху Просвещения, идея исторического кругооборота была подхвачена французским историком Вико. Периоды Возрождения и Просвещения выдвинули целую плеяду блестящих историков, накопивших огромный исторический материал и ставивших своей задачей осмыслить его не с позиций догматов религии, а законов исторического развития. Это Боден и Макиавелли, Бруни и Гроций, Вольтер и Руссо, Монтескье и Кондорсе, Карамзин и Погодин. Подлинный переворот в исторической науке произошел с середины ХIХ века. Ее главным содержанием стало выявление закономерностей исторического прогресса, расширение рамок предмета этой науки, тесное переплетение с философией, политической экономией, археологией. Формирование нового взгляда на закономерности истории стал результатом научной деятельности Г.Гегеля и К.Маркса, Л.Моргана и Ф.Энгельса, О.Тьерри и Ф.Гизо, С.Соловьева и Н.Чернышевского. При всем различии в концепциях и подходах многих историков можно сказать, что именно в этот период началось формировании истории как фундаментальной науки.
На рубеже ХIХ - ХХ вв. утвердился исторический материализм (марксистская историческая школа), который строился на социологических схемах о примате развития материальных производительных сил в динамике общества. В то же время постепенно набирал силу подход к истории как к смене циклов исторического развития, в котором ведущую роль играла динамика человека, культуры, науки.
Получила распространение идея о культурно-исторических типах локальных цивилизаций, переживающих схожие фазы в своем развитии. Эта идея впервые была выдвинута в книге Н.Я.Данилевского «Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1889), где выделено 11 таких типов.
Идеи культурно-исторических типов как структурно сходных циклов развития разных цивилизаций получили широкую известность после публикации в мае 1918 г. книги Освальда Шпенглера «Закат Европы». В своих таблицах «одновременных» духовных и политических эпох и эпох искусства он сравнивал стадии развития индийской (египетской), античной, арабской и западной культур, находя в них много общего. Ему же принадлежит идея о полицикличности исторического процесса. Но Шпенглер отрицал общность этапов мировой истории, рассматривая жизненный цикл каждого культурно-исторического типа как нечто изолированное.
Наиболее основательно проработана теория круговорота локальных цивилизаций известным английским историком Арнольдом Тойнби, который в 12-томном «Исследовнии истории» выделил 21 замкнутую цивилизацию, каждая из которых проходила в своем развитии стадии генезиса, роста, надлома, разложения, заканчивающегося гибелью, сменой цивилизаций.
Идеи Тойнби получили развитие в многочисленных исторических и этнографических трудах Л.Н.Гумилева. Исследуя жизненный цикл 40 индивидуальных этносов, он вывел кривую этногенеза, которая длится около полутора тысяч лет и включает последовательно сменяющие друг друга фазы: инкубационный период (идет формирование нового этноса), акматическая фаза, надлом, инерция, обскурация, регенерация, реликт.
Фазы различаются по численности и результативности действия пассионариев - активных, самоотверженных личностей. Однако само их распространение связывалось со сгустками космической энергии, т.е. исторический прогресс оказывался вне человека.
Итак, общим для всех ветвей школы культурно-исторических типов является признание цикличного характера (смены фаз) каждого их этих типов и отрицание или игнорирование общеисторической цикличной динамики, последовательной смены фаз в жизненном цикле всего человечества.
В противоположность этому, марксистская историческая школа делала упор на смене общественно-исторических формаций в истории человечества, но недооценивала своеобразие исторического пути каждого этноса, роль культурных и национальных традиций в выборе этого пути, отводила духовному фактору, активной деятельности лидеров по проведению в жизнь тенденций динамики материальных производительных сил и форм собственности подчиненную роль.
Фундаментальным исследованием цикличной динамики общества более чем за два тысячелетия является четырехтомный труд Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1937-1941). Важнейшим фактором социокультурной динамики Сорокин считал распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы. Характеризуя кризис культуры, он предсказывал, что «войны и революции не исчезнут, а, напротив, достигнут в ХХ веке беспрецедентного уровня, станут неизбежными и более грозными, чем когда бы то ни было ранее, что демократии приходят в упадок, уступая место деспотизму во всех его проявлениях, что творческие силы культуры увядают и отмирают». По мнению П.Сорокина, кризис затронул одновременно все главные институты западной культуры и общества: это кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов, форм социальной, политической и экономической жизни.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Похожие:

Целью и задачами курса «Отечественная история» в вузе являются iconТ. В. Кудрявцева Программа и учебно-методические материалы по дисциплине...
СПбГК. Содержание предлагаемой программы обусловлено целью и задачами курса «История Отечества. Часть ii», а также его включенностью...
Целью и задачами курса «Отечественная история» в вузе являются icon  тестовая база учебной дисциплины “ Отечественная история”     москва 2011
Тестовая база охватывает все разделы учебного базового курса «Отечественная история». Рекомендована для проведения промежуточного...
Целью и задачами курса «Отечественная история» в вузе являются iconОтечественная история учебно-методическое пособие
«Отечественная история» по дисциплине гсэ. Ф. 03 Отечественная история. Пособие содержит материалы по отечественной истории, методические...
Целью и задачами курса «Отечественная история» в вузе являются iconЗадачами турнира являются
Целью Чемпионата является подготовка всесторонне развитых специалистов посредством привлечения студентов к развитию интеллекта, эрудиции,...
Целью и задачами курса «Отечественная история» в вузе являются iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Отечественная история»
Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии в 1812 – 1815 гг
Целью и задачами курса «Отечественная история» в вузе являются iconПрограмма государственного экзамена по курсу «Отечественная история»
Прокофьева Е. Ю., Румянцева Н. М., Адаевская Т. И. Программа государственного экзамена по курсу «Отечественная история». – Тольятти:...
Целью и задачами курса «Отечественная история» в вузе являются iconХарактеристика объекта практики
Целью практики по профилю специальности является – применение полученных практических и теоретических знаний в техникуме на предприятии....
Целью и задачами курса «Отечественная история» в вузе являются iconМетодические указания и тематика контрольных работ по предмету теория...
Целью выполнения контрольной работы является повышение уровня специальной теоретико-методической подготовленности студентов по теории...
Целью и задачами курса «Отечественная история» в вузе являются iconАнкета заявка
Имеете ли Вы опыт общественной работы до обучения в вузе, в вузе, в настоящий момент?
Целью и задачами курса «Отечественная история» в вузе являются iconЭкзаменационные вопросы по «отечественная история»
История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница