Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека


НазваниеСуществует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека
страница1/5
Дата публикации05.08.2013
Размер0.64 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
Раздел 1. Человек и общество

1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек

как результат биологической и социокультурной

эволюции)

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.


Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).


^ Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

 ?  Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

 

?  ^ Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

 ?  ^ Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).


 ?  ^ Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.


 Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

^ Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

 

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

 Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

 

  1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

  2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

 

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

 

^ Основные отличия человека от животного:

  • Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

  • Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

- выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

  • Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

  • Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

  • Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

 

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

 

^ 2. Структура внутреннего мира:

  • познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

  • эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

  • чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

  • мировоззрение

  • направленность личности

 

3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

  1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

  2. Пути формирования: стихийный, осознанный.

  3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

  4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

  5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

  6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

 

4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения:

  • Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

  • Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

  • Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания. 

 

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.

 

5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

1.3 Виды знаний

^ 1. Чувственное и рациональное познание, интуиция


Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

^ Рациональное познание – познание посредством мышления.

 

Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Формы чувственного познания:

1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;

3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти

Формы рационального познания:

1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;

3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения:

  • индуктивное (от частного к общему);

  • дедуктивное (от общего к частному);

  • по аналогии.

Виды интуиции:

  • мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;

  • интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.

Особенности чувственного познания:

  • непосредственность;

  • наглядность и предметность;

  • воспроизведение внешних свойств и сторон.

Особенности рационального познания:

  • опора на результаты чувственного познания;

  • абстрактность и обобщенность;

  • воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Особенности интуиции:

  • внезапность;

  • неполная осознанность;

  • непосредственный характер возникновения знаний.

Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.

Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании






По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.


2. Эмоции
 (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания

3. Заблуждение – 
содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.

4. Ложь –
 сознательное искажение образа объекта.

5. Знание
 – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:



  •  знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

  •  знание как познавательно-значимая информация;

  •  знание как отношение человека к действительности.

 

6. Виды знаний:

  • Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)

  • Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

  • Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

  • Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)

  • Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

  • Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

  • Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

 

7. Формы знаний:

  • Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание

  • Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

  • Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

  • Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

  • Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

  • Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

1.4 Понятие истины, ее критерии

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания:«Что есть истина?».


1.
 В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

  • Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)

  • Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)

  • Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)

  • Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)

  • Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

 
  1   2   3   4   5

Похожие:

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека iconЗадача человека, внести в свое сообщение (например, выступление перед...
Формирование имиджа процесс нелегкий и долгосрочный. При конструировании образа организации или отдельного человека применяются множество...
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека iconМногие теории происхождения чего-либо неясны и противоречивы, не...
Многие теории происхождения чего-либо неясны и противоречивы, не существует единого мнения и о происхождении собак. Рассмотрим систематическое...
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека icon1 герменевтика 2
Герменевтика как искусство понимания еще не существует в общем виде, а существует лишь несколько специальных герменевтик2
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека iconПравила рейнджерки Под стенами Сторожевого Холма в игре существует...
В игре существует несколько основных аспектов, которые мы осветим по-отдельности
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека iconНаука, изучающая историческое прошлое человечества по веще­ственным...
Человек существует на земле более 2 миллионов лет. Останки ископа­емого человека найдены на юге Африки. Этого ископаемого человека...
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека iconЛ. Я. Аверьянов почему люди задают вопросы?
Работа посвящена логико-философским проблемам вопроса. Дается краткий экскурс в историю изучения вопроса, современное его исследование,...
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека iconВалентинович Дисциплина «История и философия науки»
Культура – существует около 500 точек зрения и подходов относительно того, что такое культура. Необходимо выделить наиболее здравую...
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека iconПеред вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера,...
В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных...
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека icon1. Власть, ее происхождение и виды
Проблема власти всегда являлась центральной темой мно­гочисленных исследований, находилась в центре внимания политических лидеров,...
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека iconВ игре будет предусмотрено несколько скриптов. Некоторые будут происходить...
В игре будет предусмотрено несколько скриптов. Некоторые будут происходить по решению модераторов, некоторые будут активироваться...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница