Иоганн Вольфганг фон Гёте


Скачать 39.16 Kb.
НазваниеИоганн Вольфганг фон Гёте
Дата публикации20.05.2013
Размер39.16 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
Иоганн Вольфганг фон Гёте

Стиль исследования, демонстрируемый экспериментами Гете с цветом, часто недооценивался, но неоднократно доказывал свою ценность.

Теория цвета Иоганна Вольфганга Гёте продолжает очаровывать физиков в течение почти двух столетий, начиная с ее публикации в 1810 году. Герман фон Гельмгольц, Вернер Хейсенберг, Уолтер Хейтлер и Карл Фридрих фон Вайцзекер (Weizsäcker) – среди авторов значимых эссе о Гёте. Позже, теоретик хаоса Митчелл Фейдженбаум (Mitchell Feigenbaum) ознакомился с работой Гёте и с удивлением обнаружил, что “Гете фактически выполнил экстраординарный набор экспериментов в его исследовании цветов”. И не только – Фейдженбаум убедился, что “Гете был прав о цвете!”.

Мы соглашаемся с Фейдженбаумом, что эксперименты, содержавшиеся в Теории цветов, – это то, что дает устойчивый интерес к работе Гете. В этой статье мы утверждаем, что Гёте был замечательным представителем стиля исследования, который мы называем исследовательское экспериментирование. Исследовательское экспериментирование, долго игнорируемое историками и философами науки, играло, однако, решающую роль в истории физики. Среди других, исследовательскому подходу отвечали исследования Майкла Фарадея в электромагнетизме. Тем не менее, здесь мы будем говорить в основном об истории исследовательского экспериментирования на примере двух исследований цвета в различных исторических периодах – эксперименты Гёте с призматическими цветами и эксперименты Эдвина Ленда (Edwin Land) с цветным видением. Чтобы понимать должным образом их работу, нужно сначала рассмотреть классический пример совсем другого подхода к пониманию цвета – Исаака Ньютона.

^ Экспериментальный подход Ньютона

Ньютон сначала заявил свою «Новую теорию о свете и цветах» в известном письме к Лондонскому королевскому обществу. В нем он описал несколько экспериментов, включая классический (рис.1a), в котором луч солнечного света, преломляемый призмой, отбрасывает продолговатый цветной спектр на стене. Начав с наблюдения, что изображение не было круглым как оригинальный солнечный луч, Ньютон вывел принципы своей новой теории: солнечный свет является смесью лучей различной преломляемости, цвет не есть «Свойство света… но имеет собственные родственные свойства», и что цвета могут быть простые или составные. Критический элемент теории Ньютона – расширение традиционного понятия луча, которое он связал с определенной степенью преломляемости. Ньютон был уверен относительно этого нового понятия, которому служат и под которое интерпретируются его эксперименты, и исключал все конкурирующие объяснения. Главными среди объяснений были те теории, которые приписывали цвету некоторые модификации света в результате его преломления, такие, как смешивание с тенью или (как предложил Рене Декарт) фрикционное замедление скорости вращения световых частиц. Ньютонприписал своим экспериментам экстраординарную демонстративную власть – его теория, как он сказал в своем письме, «не Гипотеза, но самое жесткое следствие, не догадка, только что полученная, не потому что может быть иначе или потому, что подходит для всех явлений… но это размышления над экспериментом, непосредственные выводы без каких-либо подозрений и сомнений». Действительно, Ньютон предпочел смоделировать его позже в «Оптике» после «Эвклидовых элементов», с ключевыми суждениями, сопровождаемыми «Доказательством Экспериментами».

Роль предшествующей гипотезы в оптической работе Ньютона отражена в ранних записках (1664-65), которые дают более надежную картину его практики исследования, чем тщательно построенное письмо от 1672. Ньютон описал, что, когда он просмотрел в призму, на картоне с двумя окрашенными в различные цвета половинами он наблюдал цветные края на границе между этими половинами, как показано на рис.1b. Ньютон изменял цвета картонных половин и отмечал в таблице цвета получающихся краев. Он немедленно соединил эти наблюдения с соображениями того, как различная скорость света “globuli” вызывает различные цветные ощущения.

Очевидно, корпускулярная теория света сформировала фон экспериментов Ньютона, послужив для их построения и осмысления их результатов. Например, корпускулярная гипотеза подразумевала, что более быстрые лучи менее преломляются призмой, чем более медленные, потому что они в течение более короткого времени подвергаются влиянию призмы.

В отличие от ^ Гёте и Ленда, Ньютон не был в той же мере заинтересован в цвете, он расценил его как показатель более абстрактных и математизирующихся свойств световых лучей. Одно среди немногих суждений в «Оптике», которые относятся к цвету по существу (книга 1, часть 2, суждение 6), – предложение геометрической процедуры для того, чтобы определять составной цвет, который получен из смешивания простых спектральных цветов. Цветной круг, который Ньютон использовал с этой целью, показан на рис.1c. Однако, осталось неясным, как относительное «число лучей» каждого из составляющих цветов должно было быть определено, и Ньютон признал, что он был неспособен произвести белый от двух цветов, хотя его схема предполагала эту возможность. Но такие неудачи не волновали его: проблемы, подобные смешиванию цветов, как он заметил, были «курьезами мизерного или несущественного момента к пониманию Феномена Природы».

Похожие:

Иоганн Вольфганг фон Гёте iconИоганн Вольфганг Гете Эгмонт (Перевод н ман) Гете Иоганн Вольфганг Эгмонт (Перевод н ман)
В томе западноевропейской драматургии представлены пьесы великих творцов Возрождения, Классицизма, Просвещения. В них нашла отражение...
Иоганн Вольфганг фон Гёте iconИоганн Вольфганг Гёте Фауст Перевод: Борис Леонидович Пастернак Посвящение1

Иоганн Вольфганг фон Гёте iconСобрание сочинений в десяти томах. Том первый. Стихотворения в первый...
Иоганн Вольфганг Гете Собрание сочинений в десяти томах. Том первый. Стихотворения
Иоганн Вольфганг фон Гёте iconИоганн Вольфганг Гете Рейнеке-лис
В зеленые одежды нарядился лес, мягким нежно-зеленым ковром покрылись поля. На горах и холмах, на деревьях, в кустах и на огородах...
Иоганн Вольфганг фон Гёте iconИоганн Вольфганг Гете Страдания юного Вертера
Я бережно собрал все, что удалось мне разузнать об истории бедного Вертера, предлагаю ее вашему вниманию и думаю, что вы будете мне...
Иоганн Вольфганг фон Гёте iconИоганн Гете Фауст Большая иллюстрированная библиотека классики
Советский читатель давно оценил бессмертное творение Иоганна Вольфганга Гете – его трагедию «Фауст», один из замечательных памятников...
Иоганн Вольфганг фон Гёте iconИоганн Гете Фауст Большая иллюстрированная библиотека классики
Советский читатель давно оценил бессмертное творение Иоганна Вольфганга Гете – его трагедию «Фауст», один из замечательных памятников...
Иоганн Вольфганг фон Гёте iconСобрание сочинений в 10 томах. Т. Драмы в стихах. Эпические поэмы Художественная литература
Иоганн Вольфганг Гете Собрание сочинений в десяти томах. Том пятый. Драмы в стихах. Эпические поэмы
Иоганн Вольфганг фон Гёте iconСобрание сочинений в десяти томах. Том Драмы в прозе Художественная литература
Иоганн Вольфганг Гете Собрание сочинений в десяти томах. Том четвертый. Драмы в прозе
Иоганн Вольфганг фон Гёте iconСобрание сочинений в десяти томах. Том седьмой. Годы учения Вильгельма...
Иоганн Вольфганг Гете Собрание сочинений в десяти томах. Том седьмой. Годы учения Вильгельма Мейстера
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница