Журналистика


Скачать 391.2 Kb.
НазваниеЖурналистика
страница1/3
Дата публикации27.05.2013
Размер391.2 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
userdocs.ru > Журналистика > Научно-исследовательская работа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030601 – ЖУРНАЛИСТИКА


Ставрополь, 2010



Методические рекомендации по выполнению дипломных работ по специальности 030601 – Журналистика / Лепилкина О.И., Ежова Е.Н., Горбачев А.М. – Ставрополь: СГУ, 2010. – 35 с.


Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения специальности «Журналистика» и преподавателей в качестве учебного пособия по написанию, оформлению, подготовке и защите дипломных (квалификационных) работ.

Рецензент Бронская Л.И., доктор филологических наук, профессор

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственный образовательный стандарт по специальности 030601– Журналистика предусматривает выполнение каждым студентом дипломной работы как высшей формы учебного исследования, которой завершается обучение в вузе. Как вид самостоятельной учебно-исследовательской работы она занимает особое место в системе профессионального становления будущих специалистов, выступает специфической формой аттестации студентов. Качество её выполнения дает возможность судить об уровне методологической культуры и теоретической подготовленности выпускника, его профессиональной эрудированности, умении отбирать и анализировать факты, а также о его навыках профессиональной и научно-исследовательской деятельности.

Дипломные работы содержат все основные элементы и свойства эвристического поиска – от постановки проблемы и обоснования её актуальности до получения научно подтвержденного обобщения и литературного оформления информации. В ходе выполнения работы студент овладевает основными методами и техникой научного исследования, вырабатывает у себя потребность и привычку в постоянном поиске новой информации, в постоянном самосовершенствовании, что является необходимым условием его профессионального роста.

Настоящие методические указания содержат общие положения по организации и выполнению данного вида исследования, требования к структурным, содержательным, инструментальным аспектам дипломных работ, рекомендации по их оформлению и защите.

При разработке настоящих указаний использованы следующие источники:

Дипломная работа по специальности 021400 – «Журналистика». Методические указания. Составитель Ю.В. Чемякин. - УрГУ, 2004;

Как писать дипломную работу по журналистике/ Колосов Г.В., Кройчик Л.Е., Худякова Э.А. – Воронеж, 1985;

Кузнецов М.Н. Научные работы. Методика подготовки и оформления. – Минск, 1998 г.;

Научно-исследовательская работа студентов: Учебно-методическое пособие / Д.В.Туманов, С.К.Шайхитдинова, Р.П. Баканов и др.; Под ред. Д.В.Туманова. - Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007;

Памятка дипломнику (методические указания) /Сост. М.И. Алексеева. – М.: МГУ, 1999;

Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. Теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ. – М.: РИП-холдинг, 2005.
^ ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


  1. Общие положения

Дипломная работа по специальности «Журналистика» может быть в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта двух видов:

  • исследовательская работа, которая представляет собой теоретическое или экспериментальное (с обязательным наличием теоретической части) исследование одной из актуальных проблем истории, теории и практики журналистики (печати, телевидения, радиовещания, сетевых СМИ в соответствии со специализацией);

  • творческая работа, основу которой составляют комплекс (серия) печатных, теле-, радиоматериалов (в зависимости от специализации), подготовленных выпускником за последний год обучения, и их теоретико-практическое осмысление.

Все виды дипломных работ должны быть озаглавлены в соответствии с научной проблематикой. В названии творческого диплома, как правило, в скобках уточняется, на каком материале выполняется эта работа. Название этого вида дипломных сочинений может носить также и журналистский характер.



    1. В дипломной работе студент должен продемонстрировать:

в исследовательской –

  • умение выделить проблему, актуальную в определенной области журналистики,

  • умение определить объект и предмет исследования,

  • умение сформулировать его цели и задачи,

  • способность исследовать проблему, анализировать имеющийся эмпирический материал и научную литературу, способность делать обоснованные выводы, используя базовые теоретические и практические знания, полученные в процессе общепрофессиональной и специально-профессиональной подготовки;


в творческой –

  • уверенные профессиональные навыки подготовки журналистских материалов в разных жанрах (в первую очередь проблемно-аналитических) для печати, телевидения, радио (в соответствии с полученной специализацией),

  • достаточный уровень профессиональной рефлексии – умение оценить и анализировать свои публикации, используя в качестве исходной базы полученные общепрофессиональные и специально-профессиональные знания.


1.2. Общими требованиями к дипломной работе являются:

  • логичность, последовательность, системность в изложении материала при раскрытии темы;

  • четкость построения плана, полнота реализации исследовательских задач;

  • целевая направленность приводимого теоретического и практического материала, его подчиненность исследовательскому замыслу и алгоритму решения поставленных задач;

  • грамотность методологического и методического аппарата исследования;

  • всесторонность в обосновании актуальности темы и точность постановки проблемы исследования;

  • конкретность целей и задач исследования, принципиальная возможность их достижения и решения в ходе работы;

  • полнота изложения изучаемых вопросов;

  • привлечение широкого круга научной литературы и, прежде всего, первоисточников;

  • самостоятельность, убедительность аргументации и доказательность суждений, выводов и предложений, которые содержатся в соответствующих разделах работы и в заключении;

  • наличие приложений, содержащих исходный рабочий материал;

  • грамотность написания, правильность и аккуратность оформления;

  • соответствие оформления списка литературы требованиям ГОСТа.


^ 1.3. Оценка дипломной работы

При оценке дипломного исследования по журналистике, кроме его соответствия общим требованиям, изложенным выше, учитываются и такие его признаки, как:

  • обоснование выбора темы и проблемы исследования, степень её актуальности;

  • самостоятельность и глубина исследовательского поиска;

  • многообразие привлеченных источников, адекватность использованной литературы изучаемой проблеме;

  • критическое использование научной литературы в зависимости от её методологической принадлежности и соответствия критерию современности;

  • раскрытие различных точек зрения, их сопоставление, высказывание собственного отношения к ним;

  • адекватность подобранных методов исследования сформулированной проблеме и целям исследования;

  • умелое применение оригинальных методов исследования;

  • умение анализировать, интерпретировать журналистские материалы и средства массовой информации;




  • грамотная постановка исследования и интерпретация полученных данных;

  • наличие после каждой логической части исследования четких, отражающих суть изучаемого явления выводов;

  • степень практической значимости полученных результатов;

  • наличие в работе конкретных рекомендаций, оценка возможности их реализации в практике деятельности журналистов;

  • профессионализм представленных собственных журналистских материалов;

  • правильность оформления каждой части работы и сопроводительного материала (список использованной литературы, схемы, таблицы и т.д.);

  • адекватность языковых средств для детализации различных компонентов предмета исследования;

  • уровень профессиональных знаний, умений и навыков, продемонстрированных во время публичной защиты дипломной работы.

Особое значение имеет работа внедренческого характера, то есть когда программа, план или рекомендации, подготовленные студентом или с его участием, введены в действие и дают положительный результат.

По результатам защиты дипломная работа оценивается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится в том случае, если:

  • тема раскрыта глубоко, всесторонне, в соответствии с поставленными задачами;

  • методологически верно обоснована её проблематика;

  • в работе содержится обстоятельная обобщенная характеристика достижений науки в рассматриваемой области, вскрыты существующие проблемы и противоречия, показаны возможные пути их разрешения;

  • представлен грамотный и обоснованный анализ журналистских материалов и средств массовой информации;

  • в выводах и рекомендациях полно и правильно определены теоретические позиции и результаты личного исследования;

  • соблюдены требования логики и ясности изложения;

  • с помощью приложений конкретизируется содержание, раскрывается личный опыт деятельности автора;

  • творческая часть подготовлена на высоком уровне и коррелирует с представленной в работе теоретической частью;

  • внешнее оформление соответствует нормативным требованиям;

  • во время защиты дипломник в выступлении в рамках отведенного для этого времени емко и четко формулирует основные положения своей работы, излагает сущность проведенного исследования, а также демонстрирует глубокие знания и понимание представленной в исследовании научной проблемы, убедительно отвечает на заданные вопросы и на замечания рецензента.

Оценка «хорошо» ставится, если при осуществлении вышеназванных требований имеются отдельные погрешности.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если дипломная работа раскрывает тему, но в освещении отдельных вопросов и выполнении требований автором допущены ошибки и неточности (нарушение логики, неполнота анализа и выводов, неточность в обзоре источников, нарушение требований оформления, отсутствие приложений и др.).

Оценка «неудовлетворительно» ставится при отсутствии в работе одного из основных разделов (введения, одной из глав, выводов и др.); при нарушении логики в изложении материала, несоразмерности частей; если имеются существенные неточности и несогласования в разработке проблемы; если работа выполнена не самостоятельно, а просто механически, бездумно (компилятивно) переписана из источников; если студент на защите не владеет материалом, не в состоянии ответить на большинство заданных по существу работы вопросов.
^ 2. Научное руководство

Каждому студенту назначается научный руководитель дипломной работой из числа преподавателей, научных работников и руководящего состава университета (факультета).

Научный руководитель:

  • выдаёт студенту общее и частные задания и контролирует их выполнение;

  • оказывает помощь дипломнику в разработке методологического и методического аппарата исследования;

  • оказывает помощь студенту в составлении плана работы, в его координации и уточнении по мере необходимости;

  • проводит необходимые консультации;

  • оказывает редакторскую помощь в оформлении текста работы;

  • даёт подробный отзыв на законченную дипломную работу.

За достоверность информации и обоснованность принятых в дипломной работе решений, содержание, оформление, за своевременную сдачу работы на кафедру ответственность несет дипломник.
^ 3. Этапы работы над дипломным исследованием

Выделяют следующие основные этапы работы над дипломным исследованием по журналистике:

  • выбор темы,

  • обоснование объекта, предмета, целей и задач исследования на заседании кафедры,

  • планирование работы,

  • изучение научной литературы и составление библиографического списка,

  • отбор эмпирического материала,

  • анализ и систематизация теоретического и фактического материала,

  • подготовка собственных материалов для творческой части работы,

  • написание текста рукописи,

  • апробация основных положений дипломной работы на научных конференциях, научно-практических семинарах и т.д.,

  • оформление работы,

  • представление на кафедру для предварительного обсуждения и получения допуска к защите,

  • защита работы.


^ 3.1. Выбор и утверждение темы

Тематика дипломных работ в СГУ разрабатывается профессорско-преподавательским составом кафедры истории и теории журналистики и кафедры средств массовой информации. Студенты, безусловно, могут также предложить свою тему с обоснованием целесообразности её исследования.

Предпочтительно, чтобы дипломная работа была продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых и других научных работ, или работы в студенческом творческом объединении.

Не допускается выбор одной и той же темы двумя студентами.

После выбора темы студент должен написать заявление на имя заведующего соответствующей кафедры об утверждении темы и назначении научного руководителя и совместно с научным руководителем оформляет задание на дипломную работу (См. приложение 1).

Решение по определению темы и научного руководства конкретной дипломной работой оформляется распоряжением деканата факультета по предложению кафедры. Окончательно тема исследования и научный руководитель по данной теме утверждаются приказом ректора университета.
^ 3.2. Защита дипломной работы

Завершённая дипломная работа подписывается студентом на последнем листе и представляется научному руководителю, который даёт на неё подробный письменный отзыв, подписывает и представляет работу на кафедру не позднее, чем за месяц до защиты.

На заседании кафедры решается вопрос о допуске дипломной работы к защите. При положительном решении заведующий кафедрой подписывает работу на титульном листе.

Дипломная работа, допущенная к защите, направляется деканатом факультета на внешнее (вне СГУ) или внутреннее (другие кафедры университета) рецензирование.

Рецензентами могут быть высококвалифицированные специалисты как по проблеме дипломной работы, так и в соответствующей отрасли. При этом предпочтение отдаётся специалистам тех СМИ, где студент проходил преддипломную практику.

Готовясь к защите работы, дипломник составляет тезисы выступления, оформляет наглядные пособия, продумывает ответы на замечания рецензента.

Защита дипломной работы проводится на заседании ГАК. На выступление студенту отводится 10-15 минут.

В своём выступлении дипломник должен отразить:

  • актуальность темы;

  • теоретические, методологические и методические положения, на которых базируется дипломная работа;

  • результаты проведённого теоретического и практического анализа изучаемого явления;

  • основные выводы и конкретные предложения по решению проблемы или совершенствованию работы с обоснованием возможности их реализации в условиях конкретного средства массовой информации.

Выступление, по возможности, не должно включать теоретические положения, заимствованные из литературных или нормативных документов, ибо они не являются предметом защиты. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных идеях, разработках и выводах.

В процессе выступления необходимо корректно использовать наглядные пособия. Они необходимы для усиления доказательности выводов и предложений студента, облегчить его выступление. Следует помнить: наглядные пособия при защите необходимы студенту, а не членам экзаменационной комиссии.

После выступления студента, оглашения отзыва руководителя, а также внешней рецензии дипломник отвечает на заданные ему вопросы и замечания научного руководителя, рецензента, председателя и членов ГЭК, а также присутствующих на защите.

По окончании публичной защиты всех выпускников Государственная аттестационная комиссия на закрытом заседании обсуждает качество дипломных работ и уровень их защиты, оценивает их и с учётом сдачи государственного экзамена принимает решение о присвоении дипломнику соответствующей квалификации.

Студент, не защитивший дипломную работу, допускается к повторной её защите не ранее, чем через год. Для студентов, не защитивших дипломную работу в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, председателем ГАК может быть назначена специальная дополнительная защита.

Защищённые дипломные работы сдаются на соответствующую кафедру для регистрации и последующего хранения в архиве.
^ 4. Структура и объем дипломной работы
Структурными элементами всех видов дипломных работ являются:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение;

  • основная часть, включающая 2-3 главы и их подразделы (2-3 параграфа);

  • заключение;

  • литература;

  • приложения.

Общий объём дипломной работы составляет 50-60 страниц машинописного текста (без учета приложений).

В структуре творческой дипломной работы основная часть включает в себя теоретическую (25-30 стр.) и творческую (общим объемом 30 и более стр.) главы. Возможны приложения, в которые выносятся публикации, связанные с темой дипломного исследования.
^ 4.1. Требования к структурным элементам дипломной работы
Обязательными условиями для дипломной работы являются логическая связь между главами и последовательность развития основной темы на протяжении всей работы.
^ 4.1.1. Титульный лист
Образец титульного листа (См. приложение 3).
4.1.2. Содержание

В содержание должны быть введены все разделы дипломной работы, начиная с введения, с указанием страницы, с которой они начинаются. Главы и параграфы (подпункты) должны иметь и нумерацию, и название.

4.1.3. Введение

Во введении обосновывается актуальность темы (социальная, научная, практическая значимость исследуемого вопроса); формулируется проблема и круг вопросов, необходимых для её решения; определяются цель работы, объект, предмет исследования (при необходимости формулируется гипотеза) и комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы или проверки гипотезы; указываются методы исследования, источниковая база, хронологические рамки, практическая значимость. Во введении по возможности обосновываются предполагаемая научная новизна работы, а также указывается, где были апробированы материалы дипломной работы. Объем введения 3-5 страниц.

^ Проблема исследования – это область неизвестного, но востребованного в научном знании. Это «знание о незнании», т.е. выражение потребности в изучении какой-то области реальной действительности с тем, чтобы иметь возможность активно влиять на разрешение тех противоречий, природа и особенности которых еще не вполне ясны и потому не поддаются эффективному изменению и регулированию. Таким образом, грамотно сформулированная проблема – это указание на противоречие, образовавшееся (выявленное) в изучаемой области, на знание, которого еще нет, но которое обязательно необходимо получить, чтобы разрешить обозначенное противоречие.

^ Степень изученности показывает ваше знакомство с историей вопроса, здесь перечисляются основные труды ученых и специалистов, ближайшие по тематике к вашей работе, выясняются предметы этих исследований.

Исходя из степени изученности – формулируется новизна работа: что-то исследовалось до вас, но « этот аспект», либо «в этом ключе» научных изысканий до вас не проводилось.

^ Гипотеза исследования – это предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. В процессе разработки гипотеза развертывается в систему или иерархию определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего. Наиболее грамотными, а потому предпочтительными гипотезами являются объяснительные по своей сути гипотезы. В них не просто описываются свойства и связи явления, а делаются предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях. Именно такие гипотезы в состоянии показать перспективу и процедуры их экспериментальной проверки.

^ Цель исследования – ориентирует на анализ и решение проблемы в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном. В дипломной работе обычно формулируется одна основная цель, отражённая и в заголовке. Связь заголовка с целью – одна из ключевых при формулировке цели.

Научные работы нацелены на приобретение некоего нового знания о предмете. Поэтому целями не могут быть исследовательские операции. Формулировки, начинающиеся со слов «проанализировать», «исследовать», могут считаться ошибочными, если не подкрепляются дополняющим – «с целью». Формулировку цели правильно начинать со слов: «определить», «охарактеризовать», «выявить», «найти», «сформировать/создать» или близких по значению синонимов.

Цель не должна подменятся гипотезой. Поэтому неверно начинать формулировку цели со слов «доказать». При такой цели вас можно упрекнуть в фальсификации результатов, которые подогнаны под необходимую гипотезу.

^ Объект исследования – это указание на то, на что направлен процесс познания. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Связь объекта и предмета легко запоминаются по формуле: «исследуем такой-то объект на предмет чего-то». Всегда в объекте содержится предмет, а не наоборот.

^ Предмет исследования – это указание на наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению в рамках намечающегося исследования. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться. Предмет исследования совпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «сформировать… что?»).

^ Задачи исследования – это алгоритм достижения цели исследования. Это ступеньки, на каждой из которых производится та или иная исследовательская операция, решается конкретная исследовательская проблема.

Первое место в списке занимают теоретические задачи, осмысляющие или обозревающие, выявляющие типологические характеристики некого явления, раскрывающие тенденцию в журналистике. Задачи, которые соответствуют теоретической главе в курсовой работе.

Следующие – практические задачи. Формулировка начинается со слов «проанализировать», «исследовать с позиций» и др. Эта группа задач направлена на объект вашего исследования. Какие операции вы должны провести над объектом, чтобы раскрыть свойства предмета.

Третья группа задач – осмысляющая полученные результаты, задача по сбору, сопоставлению, систематизации данных, анализу полученных результатов, соотнесению с гипотезами и формулировке научного заключения по цели.

Задачи исследования коррелируют с параграфами вашего исследования.

^ Источниковая база исследования – конкретизация вашего объекта, указание выбранных для анализа средств массовой информации или журналистских текстов и объяснение выбора.

^ Хронологические рамки – это обоснование временного периода, за который исследуются журналистские материалы или средства массовой информации.

Теоретико-методологическая база. Здесь перечисляются виды теоретического знания, методы, используемые в вашей работе, а также собственно методология. Показывается обоснованность применения именно этих методов.

^ Практическая значимость исследования предполагает возможность использования результатов работы в практической, учебно-педагогической, научной деятельности журналистов.

^ Структура работы. Здесь перечисляются основные части работы, начиная с введения, заканчивая списком литературы. Обычно эта формулировка приобретает следующий вид, например: «Работа состоит из введения, 2-х глав (указывается количество глав), заключения, списка литературы (столько-то наименований, указывается цифрой количество) и (если есть, указывается цифрой количество) приложений».
^ 4.1.4. Основная часть

Исследовательская дипломная работа. Ее основная часть состоит из нескольких глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы (подпункты). Структура основной части должна продемонстрировать последовательность, логичность, стройность развития исследования. Каждая глава и параграфы должны заканчиваться выводами.

^ Творческая дипломная работа. Творческая часть содержит печатные публикации автора, или микрофонные папки телевизионных и радиопередач, документальные фильмы, сценарии фильмов или передач, рекламные ролики и пр. Теоретическая часть должна быть тесно связана с творческой. Так, например, если в творческой части представлены материалы дипломника в рамках определенного жанра (фельетон, репортаж, очерк и т.д.), то один из параграфов должен быть посвящен современной теории этого жанра и его бытованию в отечественной журналистике. Уместно будет также проанализировать историю избранного жанра и его современное состояние в том средстве массовой информации, где выполнена творческая часть диплома, представить опыт собственной работы и произвести сопоставление своего творчества с материалами других авторов. Можно продемонстрировать знание той сферы действительности, которая отражена в публикациях (передачах), представленных в творческой части диплома. Однако следует избегать простой констатации фактов, а представлять профессиональный анализ причин и следствий, способствовать теоретическому обоснованию и выявлению собственной творческой лаборатории.

Рефлексия над методами, приемами, результатами творчества должна привести к выводам и обобщениям, которыми и следует завершить теоретическую часть дипломного сочинения. Здесь возможно также представить перспективу дальнейшей журналистской деятельности по заявленной теме.
4.1.5. Заключение

В заключении приводится краткий обзор проведенной в исследовании работы, излагаются теоретические и практические выводы, к которым пришел студент в результате исследования, а также предложения по улучшению, оптимизации состояния изучаемого вопроса. Они должны быть краткими и чёткими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности предлагаемых разработок.

По объёму заключение содержит 2-4 страницы.
^ 4.1.6. Список литературы

Включает не менее 50 различных источников, использованных при написании работы. Отдельно выделяется раздел «Источники», если кроме научной литературы используются документы, архивные материалы, тексты передач и др.

В список литературы могут быть также включены online-материалы с указанием их электронного адреса и даты захода на сайт.

^ При изучении истории, теории и практики СМИ целесообразно пользоваться данными следующих сайтов:

www.gdf.ru – Фонд защиты гласности;

www.elsmi.ru – электронные версии бумажных СМИ;

www.rwr.ru – «Всё о рекламе в России»: новости, комментарии, дискуссии, онлайновые конференции и консультации;

www.gramota.ru – справочно-информационный портал «Русский язык»;

www.perlentaucher.de – сетевой журнал о культуре, ежедневно представляющий лучшее из литературных приложений важнейших германских газет: отзывы на книги, критика телепередач и спектаклей;

www.encyclopedia.com – бесплатный справочный ресурс для знающих английский язык;

www.mediascope.ru – электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова;

www.jour.vsu.ru – сайт факультета журналистики Воронежского государственного университета.

journ.bsu.edu.ru – сайт факультета журналистики Белгородского государственного университета

media.utmn.ru/library.php – электронная библиотека отделения журналистики Тюменского государственного университета.

www.cjes.ru Центр экстремальной журналистики (ЦЭЖ), информационно-аналитическая организация Союза Журналистов России.

relga.ru – электронная научная библиотека Ростовской электронной газеты и др.
4.1.7. Приложения

В приложение следует помещать вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст.

К вспомогательному материалу относятся журналистские материалы, тексты анкет и интервью, промежуточные расчёты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчётности и других документов, схемы, диаграммы.

Если приложений больше 10, их целесообразно объединить по видам.
^ 5. Оформление дипломной работы
5.1. Общие правила оформления
Дипломная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Работа должна быть набрана на компьютере и распечатана на принтере на одной стороне листа формата А4 (210 х 297 мм) из расчета 28-29 строк на странице через полуторный междустрочный интервал.

При компьютерном наборе используется кегль 14 п., гарнитура шрифта Times New Roman.

В тексте работы следует соблюдать следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм., нижнее – 25 мм и верхнее – 20 мм.

Каждая часть работы – введение, главы, заключение и т.д. – начинается с новой страницы. Заголовки глав, а также слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ЛИТЕРАТУРА» набираются прописными (заглавными) буквами и располагаются в середине строки без подчеркивания, без точки в конце. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Сноски – обязательный элемент дипломной работы. В дипломной работе сноски могут быть оформлены следующими способами:

  1. Наиболее распространенный (и наиболее удобный для читателя) вариант – подстрочные сноски, размещаемые внизу страницы. В сноске помимо библиографических данных книги указывается и страница, на которой размещен цитируемый текст. Все сделанные в работе подстрочные сноски нумеруются отдельно на каждой странице –1,2,3 и т.д.

Например: …Творческая индивидуальность журналиста возникает во взаимодействии мировоззрения, метода мышления и стиля. С точки зрения современной социологии, журналист есть «субъект деятельности по производству и распространению массовой информации»1.

_____________________

1 Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований.- М., 1999. – С. 115.
Используя возможности Word расставляем сноски: на панели инструментов выбираем окно «Вставка», а в нем – функцию «ссылка – сноска». Устанавливая формат сноски, выбираем нумерацию сноски «на каждой странице». В этом случае подстрочные сноски будут располагаться именно на той странице, где расположены цитата или фраза.
2) Внутристрочные сноски: обычно оформляются в квадратных скобках, где указан номер источника по порядку (в списке литературы) и номер страницы, с которой взята цитата или фраза, например: Т.А. ван Дейк, известный исследователь воздействия социокультурных факторов на механизм употребления языка, подчеркивает, что «понимание текста предполагает не только знание языка, но также и знание мира» [5, с. 12].

или …университеты в Российской империи, по справедливому утверждению исследователей, «должны были играть роль источников интеллектуальных интересов своей среды» [10, с. 509], что, в конечном счете, благоприятно сказывалось на развитии провинциальной журналистики.

3) Внутристрочные сноски на периодические издания принято оформлять в круглых скобках, с указанием названия издания без кавычек, года выхода издания, номера, страницы, с которой используется цитата. Например: В 1877 году историк литературы и публицист, редактор «Народной школы» А.П. Пятковский назвал характерными признаками педагогической журналистики «худосочие и бессилие»: «Она не пользуется ни малейшим вниманием со стороны читающей публики, пробавляясь еле-еле жиденькими, компилятивными статейками разных новобранцев литературы» (Дело, 1877, №9, с.2).

В приведенных примерах подстрочных и внтуристрочных сносок отражено только прямое цитирование. В случае если текст-источник излагается в свободном варианте (т.е. своими словами), то сноски будут оформляться иначе.

Например, сравните: Известный исследователь периодической печати Л.Л. Реснянская, характеризуя современное состояние исследований общероссийской прессы, пишет: «На протяжении более чем десяти лет с начала радикальных изменений в российской системе средств массовой информации специфика изданий «общероссийская газета / журнал», их типология остаются недостаточно исследованными и соответственно проясненными. Не случайно в разных источниках они именуются то «федеральными», то «общенациональными», то «общероссийскими»»1.

________________

1 Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 49.
Соответственно внутристрочная сноска будет иметь следующий вид [10, с. 49], где 10 – это порядковый номер в списке литературы.

Пример перифразы: Известный исследователь периодической печати Л.Л. Реснянская, характеризуя современное состояние исследований общероссийской прессы, пишет о недостаточном уровне изучения специфики и типологии общероссийских изданий, что приводит к появлению разноплановой терминологии1.

_________________

1См.: Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 49.

Вариант: 1См. об этом: Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 49.
Соответственно внтуристрочная сноска будет иметь следующий вид [См.: 10, с. 49] или [См. об этом: 10, с. 49]

Мы перефразировали слова ученого и привели не прямую, а косвенную речь. Смысл фразы не исказился, но изменилась ее форма. Следовательно, в сноске мы должны отразить то, что Л.Л. Реснянская говорит о состоянии современных исследований общероссийской прессы, но приведенные нами слова являются свободным изложением авторской мысли.

^ Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены.
Примеры оформления сносок на:

- книжное издание

  1. Родионова Т.С. Московская газета «Курьер». – М.: МГУ, 1999. – С.54.

  • статью из коллективного сборника

1 Бухарин Н.И. Заметки экономиста // История отечественной журналистики (1917 – 1945): Хрестоматия. Учебное пособие /Сост-ли: И.В. Кузнецов, Р.П. Овсепян, Р.А. Иванова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – С. 35.

  • публикацию из собрания сочинений

1 Гиляровский В.А. Москва газетная// Собр. соч.: В 4-х тт. – Т.3. – М.: Правда, 1985. – С. 67.

  • газетную публикацию

1 Броневой А. По ком звонит колокол чеченской войны?// Комсомольская правда. – 2000. – 14 марта. - С. 11.

  • журнальную публикацию

1 Тертычный А. Что может «малая» пресса? // Журналист. – 2000. – №2. – С. 45.
При следующих одна за другой ссылках на одну и ту же работу во второй и последующих сносках пишется Там же. Например:

1 Пирожкова Т.Ф. Славянофильская журналистика. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. – С. 18.

  1. Там же. – С. 45.


Если сноски на одну и ту же работу не следуют одна за другой, то в этом случае в последующих сносках пишутся фамилия и инициалы автора и слова Указ. соч. Например:

1 Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – С. 198.

2 Смирнов В.Б. «Отечественные записки» и русская литература 70-80-х годов XIX века. – Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 1998. – С. 57.

3 Засурский И.И. Указ. соч. – С. 98.
Ссылки, воспроизводимые из других источников, оформляются со ссылкой на этот источник. В этом случае после номера сноски пишется Цит. по:
^ 5.2. Нумерация страниц и глав

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется вверху или внизу страницы. Титульный лист включается в общую нумерацию страницы. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Главы, пункты и подпункты (кроме введения, заключения, списка литературы и приложений) нумеруются арабскими цифрами, например: глава 1, а вместо слова «параграф» - нумерация 2.1.
^ 5.3. Графический материал

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещают под ней. При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Если в работе только одна иллюстрация, её нумеровать не следует и слово «Рисунок» под ней не пишут.
5.4. Таблицы

Цифровой материал следует помещать в работе в виде таблиц или диаграмм. На все таблицы и диаграммы должны быть ссылки в тексте.

Таблицы и диаграммы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Допускается нумерация таблиц в пределах раздела. Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Заголовки граф указываются в единственном числе.

Таблицу следует размещать так, чтобы читать её без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.
^ 5.5. Оформление списка литературы

Список литературы составляют по алфавиту авторов и названий коллективных работ. Если авторы являются однофамильцами, алфавитный принцип действует в отношении инициалов. Произведения одного автора тоже располагаются в алфавитном порядке.

Если список литературы включает в себя работы на иностранных языках, они размещаются после литературы на русском языке.

Если в список литературы включаются сайты Интернета, они даются в разделе иностранной литературы в соответствии со своим написанием.

Примеры оформления списка литературы (ГОСТ Р 7.05-2008):
Статьи из журналов и сборников

Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопр. философии. – 1992. – № 10. – С. 76 – 86.

Некляев С.Э. Информационно-психологическая война в условиях сетевой войны как новая форма угрозы национальной безопасности // Вестник Моск. ун-та. - Сер. 10 «Журналистика». - 2008.- №5.- С.35-51.

Лепилкина О.И. «Наш край» (1908-1911): опыт создания экономической газеты в провинции // Научно-публицистический альманах. - Ставрополь, 2006.- Выпуск 2.- С. 152 - 161.

Корнеева М.Д. Начальный этап развития демократической прессы в Ставропольском крае в ходе и после перестройки. // Научно-публицистический альманах. - Ставрополь, 2006.- Выпуск 2.- С. 199 - 213.
Статья с двумя авторами

Crawford, P. J. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance that works / P. J. Crawford, T. P. Barrett // Ref. Libr. -1997. –Vol. 3, № 58. –P. 75 – 85.

Crawford P. J., Barrett T. P. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance that works // Ref. Libr. 1997. Vol. 3. № 58. P. 75 – 85.

Лепилкина О.И., Горбачев А.М. Современная общественно-политическая пресса на Северном Кавказе как фактор формирования патриотизма. // Научно-публицистический альманах. - Ставрополь, 2006.- Выпуск 2.- С. 40-53.
Из газеты

Петровская И. Смотрите телевизор // Известия. – 2010. – 16 окт.

Анин Р. «Мы копали лопатой – а там нефть…» // Новая газета. – 2010. – 18 окт.
Монографии

Книга с одним автором

Макеенко М.И. Ежедневная печать: американский опыт конца ХХ столетия. 1995-2000 гг.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.- 192 с.

Допускается предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, заменять точкой.

Шарончикова Л.В. Пресса Франции в меняющемся мире (1944 – 2004). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006. 440 с.
Книга с двумя авторами

Корконосенко С.Г., Ворошилов В.В. Право и этика СМИ: Учебное пособие.- СПб., 1999.

Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о массмедиа: Пер. с англ. - М., 1997.
Книга с тремя авторами

Киселев, В.В. Анализ научного потенциала / В.В. Киселев, Т.Е. Кузнецова, З.З. Кузнецов. – М.: Наука, 1991. – 126 с.
Сборник

Малый бизнес: перспективы развития: сб. ст. / под ред.
В.С. Ажаева. – М.: ИНИОН, 1991. – 147 с.
Из собрания сочинения

Герцен. А.И. Тиранство сибирского Муравьева // Собр. соч.: в 30 т. – М., 1998. – Т. 14. – С. 315 – 316.


Глава или раздел из книги

Костиков В. Не будем проклинать изгнанье // Пути русской эмиграции. – М.: [Б.и.], 1990. – Ч. 1, гл. 3. – С. 59 – 86.

Муравьев А.В. Культура Руси IX – первой половины XII в. / А.В. Муравьев, А.М. Сахаров // Очерки истории русской культуры IХ-ХVII вв.: кн. для учителя. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – Гл. 1. – С. 7 –74.
Из словаря

Художник в кино // Энциклопедический словарь нового зрителя. – М.: Искусство, 1999. – С. 377 – 381.

Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. –5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 494 с.
Автореферат диссертации

Клец Ю.А. «Ставропольские губернские ведомости» (1850 – 1917 гг.): история издания и трансформация типологических признаков: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Ростов-на-Дону, 2009. – 24 с.

Петренко О.А. Формирование и развитие системы советской периодической печати на Ставрополье в 1920-е-1930-е годы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Ростов-на-Дону, 2006. – 17 с.
Диссертация

Азарная М.А.. Педагогическая пресса в России во второй половине XIX в.: генезис, предметно-тематические и структурно-функциональные особенности: Дис. ... канд. филол. наук. - Ставрополь, 2006. - 177 с.

Корнеева М.Д. Типологическое развитие ставропольской прессы в 1980-1990-е годы: Дис. … канд. филол. наук. - Ставрополь, 2008. - 195 с.
Аналитические обзоры

Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья: аналит. обзор, апр. 2007 / Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. – М.: ИМЭМО, 2007. – 39 с.
Материалы конференций

1. Филология, журналистика, культурология: инновационные аспекты гуманитарного знания: материалы 54-й научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону». – Ставрополь: Альфа Принт, 2009. – 418 с.
^ Публикация в материалах конференций

1. Марьевский Н.С. «Радиация» на информационном поле // Филология, журналистика, культурология: инновационные аспекты гуманитарного знания: материалы 54-й научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону». – Ставрополь: Альфа Принт, 2009. – С. 275 – 278.

2. Умнова Е.Ю. Диалог культур в блогосфере СКФО // VII Сургучевские чтения: Культура провинции: локальный и глобальный контекст: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. А.А. Фокина, О.И. Лепилкиной. – Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2010. – С. 190 – 195.
Официальные документы

Конституция (Основной закон) Российской Федерации. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
Интернет-документы

Официальные периодические издания: электронный путеводитель / Рос. нац. б ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005–2007. - URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html

Литчфорд Е. У. С Белой Армией по Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт Армии Генерала А. В. Колчака. – URL: http://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm
Примечание: для сносок на цитаты в тексте курсовой работы следует указывать дату обращения к электронному источнику.

Захарова М.В. Государственная помощь прессе в период финансово-экономического кризиса (опыт Франции) // Медиаскоп. - 2009. - Вып. №3. - URL: http://www.mediascope.ru/node/441 (дата обращения: 18.09.2010).

^ 5.6. Оформление приложений

Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы на её последующих страницах. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте курсовой работы.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху посередине после слова «Приложение». Если приложений более одного, то они нумеруются арабскими цифрами.
6. приложения
Приложение 1.
Заведующей кафедрой истории и теории журналистики факультета филологии и журналистики СГУ доценту Лепилкиной О.И.
студента(ки) 5 курса ФФЖ специальности «Журналистика» дневной (заочной) формы обучения

Чекуновой Юлии Сергеевны

заявление.
Прошу утвердить тему моей дипломной работы «Российская история как объект отражения в современной ставропольской прессе» и назначить научного руководителя.


Дата Подпись

Приложение 2.
  1   2   3

Похожие:

Журналистика iconЖурналистика: Российская традиция
Журналистика – это массовая коммуникация. Новые медиа сильно трансформируют парадигму массовых коммуникаций
Журналистика iconОтчетливое представление о пищевых технологиях и процессах производства пищевых продуктов
Опыт работы: Журналистика, деловая журналистика, технический писатель 1994-2013 гг
Журналистика iconПрограмма для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Программа. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2010. – 14 с
Журналистика iconПрограмма гак по специальности 021400 журналистика
Программа государственного экзамена по теории и истории журналистики (специальность 021400 – Журналистика) / Лепилкина О. И., Ежова...
Журналистика iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2011. – с
Журналистика iconПрограмма дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400...
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности...
Журналистика iconXviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011
Русская журналистика XVIII xix в.: Хрестоматия по курсу «История российской печати конца XIX – начала XX веков» для студентов вузов,...
Журналистика iconНаправление «Журналистика» (бакалавриат)

Журналистика iconЭкзамен по стилистике и литературному редактированию на IV курсе...
Экзамен по стилистике и литературному редактированию на IV курсе дневного отделения специальности «Журналистика» проводится по разделу...
Журналистика iconВопросы к экзамену «Актуальные проблемы современности и журналистика»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница